Показатели
рентабельности
|
Значения
показателя (в%, или в копейках с рубля)
|
Изменение
показателя
|
|
31.12.
2011 г.
|
31.12.
2012 г.
|
коп.,
(гр. 3 - гр. 2)
|
±%
((3-2) / 2)
|
Рентабельность
продаж по валовой прибыли (величина прибыли от продаж в каждом рубле
выручки): нормальное значение для данной отрасли: не менее 20%.
|
44,9
|
49,1
|
4,2
|
9,3
|
Рентабельность
продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в
каждом рубле выручки).
|
30,2
|
49,5
|
19,3
|
63,7
|
Рентабельность
продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).
|
18,5
|
36,4
|
17,9
|
96,9
|
Прибыль
от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ,
услуг)
|
81,4
|
96,3
|
14,9
|
18,4
|
Коэффициент
покрытия процентов к уплате, нормальное значение: 1,5 и более.
|
110,7
|
310,6
|
199,9
|
1,8
|
Представленные в таблице 7 показатели
рентабельности за 2012 год имеют положительные значения как следствие прибыльности
деятельности ООО «Лесная НИВА» за данный период.
Рентабельность продаж за 2012 год составила
49,1%, также имеет место положительная динамика рентабельности продаж (4,2%).
Рентабельность, рассчитанная как отношение
прибыли до налогообложения и процентных расходов к выручке организации, за
период с 01.01.2012 по 31.12.2012 составила 49,5%. Это значит, что в каждом
рубле выручки организации содержалось 49,5 коп. прибыли до налогообложения и
процентов к уплате.
Подводя итоги финансового анализа предприятия,
проведем оценку финансово-инвестиционного потенциала предприятия [4].
Ниже по качественному признаку обобщены
важнейшие показатели финансового положения по состоянию на 31.12.2012 г. и
результаты деятельности ООО «Лесная НИВА» за рассматриваемый период.
Показатели финансового положения и результатов
деятельности организации, имеющие исключительно хорошие значения:
коэффициент автономии имеет оптимальное значение
(0,7);
чистые активы превышают уставный капитал, при
этом в течение анализируемого периода наблюдалось увеличение чистых активов;
значение коэффициента обеспеченности
собственными оборотными средствами, равное 0,46, можно характеризовать как
вполне соответствующее нормальному;
значительная, по сравнению с общей стоимостью
активов организации прибыль (64,1% за последний год);
положительная динамика рентабельности продаж по
валовой прибыли (4,2% от рентабельности 49,6% за 2011-й год);
положительная динамика изменения собственного
капитала относительно общего изменения активов организации;
абсолютная финансовая устойчивость по величине
излишка собственных оборотных средств;
за последний год получена прибыль от продаж (27
059 659 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с
предшествующим годом (14 224 510 тыс. руб.);
прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
за 2012 год составила 20 082 468 тыс. руб. (5 862 050 тыс. руб. по сравнению с
предшествующим годом);
положительная динамика прибыли до процентов к
уплате и налогообложения на рубль выручки ООО «Лесная НИВА» (19,3 коп. с рубля
выручки за 2012 год).
Положительно характеризующим финансовое
положение ООО «Лесная НИВА» показателем является хорошее соотношение активов по
степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.
Показателем, негативно характеризующим финансовое
положение ООО «Лесная НИВА», является коэффициент покрытия инвестиций ниже
нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме
капитала ООО «Лесная НИВА» составляет только 76%).
Следует отметить, что данные итоговые оценки
получены с учетом как значений показателей на конец анализируемого периода, так
и динамики показателей, включая их прогнозируемые значения на последующий год.
На основе двух указанных оценок рассчитана итоговая рейтинговая оценка
финансового состояния ООО «Лесная НИВА». Финансовое состояние предприятия -
отличное. Это означает, что организация способна отвечать по своим
обязательствам в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, ООО «Лесная НИВА» относится к
категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.
Предприятие обладает финансово-инвестиционным потенциалом.
.5 Выявление проблем на объекте автоматизации и
определение возможных путей решения
Проведя анализ деятельности предприятия ООО
«Лесная НИВА», можно выявить следующие «проблемные зоны»:
многие процессы выполняются вручную и не
подкреплены никакими средствами автоматизации. Учет отдельных производственных
процессов, в частности, учет пиломатериала в лесопильном цехе и готовой
продукции на складе, ведется вручную и передается в по завершению
производственного процесса в финансово-экономический отдел.
весь организационный учет осуществляется с
помощью программных продуктов 1С: Бухгалтерия, 1С: Торговля и склад и
CRM-системы Quick Sales. Следовательно, нет единой информационной системы для
управления всеми аспектами деятельности предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что
существующие учетные системы не удовлетворяют возрастающим потребностям
предприятия. В связи с увеличением объемов и видов выпускаемой продукции,
модернизацией и технологическим переоснащением, предприятию требуется единое,
комплексное решение, позволяющее вести не только регламентированный, но и
оперативный управленческий учет в соответствии с отраслевыми особенностями.
2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТА АВТОМАТИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСНАЯ НИВА»
2.1 Выбор варианта автоматизации предприятия
В настоящее время существуют различные подходы к
построению ИС, отличающиеся признаками, положенными в основу классификации. С
практической точки зрения нам представляется целесообразным взять за основу
классификации этих подходов признак использования тиражируемых программных
средств. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению ИС
приведена на рисунке 7.
В соответствии с этой схемой при выборе подхода
к построению ИС решается вопрос о возможности использования существующих на
рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему,
полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. После
принятия соответствующего решения рассматриваются варианты реализации системы в
рамках выбранного направления.
Рисунок 7. Подходы к построению ИС
Приведенная схема позволяет, на наш взгляд,
выделить основные особенности существующих на сегодня подходов к построению ИС.
Рассмотрим выделенные на схеме варианты подробнее.
Самостоятельная разработка.
Данный подход предполагает разработку ИС
собственными силами, без привлечения сторонних организаций и приобретения
тиражируемого прикладного программного обеспечения. Исторически это первый из
сложившихся подходов к построению систем автоматизации учета и управления. Он,
разумеется, имеет право на существование и сегодня и на первый взгляд даже
является достаточно заманчивым для руководства ряда предприятий, имеющих в
штате программистов. Однако использование этого подхода для большинства
предприятий в перспективе может привести к бесполезной трате времени и средств.
Необходимо учитывать следующие недостатки этого
подхода. Разрабатывающие систему сотрудники будут оторваны от своих прямых
обязанностей по эксплуатации уже функционирующих программ, проект может
сорваться из-за ухода одного-двух ведущих специалистов или нехватки сил для
построения действительно мощной системы (практика показывает, что для создания
ИС, отвечающей современным требованиям, необходимы десятки и сотни
человеко-лет).
В большинстве случаев для небольших предприятий
такой подход будет наиболее дорогим, длительным по срокам реализации и
рискованным в смысле достижения поставленных целей.
Потенциально эффективным этот подход может быть
для крупных предприятий, имеющих большой коллектив разработчиков, уже
обладающих опытом разработки и внедрения комплексных систем автоматизации.
Заказные системы.
При данном подходе предприятие заказывает
разработку ИС. Это второй исторически сложившийся подход к построению ИС. В
«чистом виде» он предполагает разработку системы, полностью соответствующей
особенностям конкретного предприятия, что и является его основным
преимуществом. В потенциале этот подход характеризуется сравнительно меньшей
стоимостью и меньшими сроками реализации, чем самостоятельная разработка.
В современных условиях при выборе этого подхода
рекомендуется учитывать следующие его технологические и организационные особенности.
Во многих случаях сегодня «заказная» разработка
фактически сводится к неявному использованию тиражируемых систем, которые
имеются в распоряжении исполнителя. Результат разработки в этом случае во
многом будет определяться качеством этих систем. Поэтому прежде чем
остановиться на данном подходе имеет смысл внимательно познакомиться с
возможностями построения ИС с явным применением тиражируемых средств, поскольку
эти варианты могут быть дешевле при той же функциональности и надежнее в связи
с применением широко апробированных решений.
С организационной точки зрения этот подход может
быть реализован двумя способами: создание временного коллектива разработчиков
на предприятии путем привлечения специалистов со стороны и заключение договора
со специализированной фирмой.
В целом использование подхода с разработкой
заказных ИС можно рекомендовать предприятиям с действительно уникальными
особенностями бизнеса.
Тиражируемые (коробочные) продукты.
При использовании этого подхода приобретаются
программы автоматизации различных видов хозяйственного учета.
Основными преимуществами подобного подхода
являются сравнительно низкая стоимость программ, простота и, соответственно,
небольшие сроки их освоения и, в ряде случаев, хороший сервис по сопровождению
обновления версий программного обеспечения. Кроме того, продукты ведущих фирм
тиражируются в больших количествах, следовательно, можно ожидать, что они
хорошо апробированы и не содержат часто проявляющихся ошибок.
Единственным недостатком такого подхода является
то, что собственно ИС с его помощью практически создать не удается. Это
объясняется недостаточной функциональностью и масштабом «коробочных» продуктов,
а также проблемами совместимости систем различных производителей.
Использование коробочных продуктов целесообразно
для малых предприятий и на средних предприятиях, на начальных стадиях
автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.
Адаптируемые интегрированные системы.
Подход к построению ИС с применением
адаптируемых интегрированных систем, которые появились на российском рынке во
второй половине 90-х годов, удачно сочетает ряд преимуществ уже рассмотренных
нами подходов и свободен от их основных недостатков. Это, на первый взгляд, не
совсем очевидное обстоятельство объясняется особенностями построения
адаптируемых интегрированных систем, которые, если не вдаваться в технические
подробности, состоят в следующем.
Во-первых, основу адаптируемой интегрированной
системы составляет тщательно проработанное и предназначенное для тиражирования
программное ядро. Это ядро изначально функционально ориентировано на
возможность обеспечения комплексной автоматизации управленческого и других
видов учета, данные которых необходимы в ИС. Таким образом, наличие этого ядра
с одной стороны в потенциале обеспечивает интегрированным системам такие
преимущества тиражируемых систем, как использование апробированных решений и, с
другой - устраняет недостаточный уровень функциональности и проблемы
совместимости «коробочных» продуктов.
Во-вторых, адаптируемые интегрированные системы
содержат гибкие средства настройки характеристик и возможностей создаваемой ИС
на особенности бизнеса конкретной организации. Поэтому при таком подходе к
разработке ИС появляется возможность удовлетворения требований заказчика, как
это характерно для самостоятельно разрабатываемых или заказных систем, но сроки
и риск неудачного выполнения работ здесь могут быть существенно сокращены за
счет использования апробированного тиражируемого ядра.
В результате, ИС, построенные с использованием
этого подхода, отличаются сравнительно небольшим временем разработки,
эффективностью решения задач автоматизации управления и сравнительной простотой
модификации при изменении организационной структуры предприятия или
существующих бизнес-процессов.
Отмеченные преимущества подхода к построению ИС
с применением адаптируемых интегрированных систем позволяют рекомендовать его
использование большинству предприятий.
Адаптация интегрированной системы может
производиться как силами заказчика, так и силами сторонней фирмы. Большинству
предприятий можно рекомендовать использование адаптируемых интегрированных
систем с настройкой разработчиком или третьей (но обязательно
специализированной) фирмой [18].
2.2 Описание прикладного решения «1С: Лесозавод»
«1С:Предприятие 8. Лесозавод» разработан на базе
«1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» и включает в себя
помимо отраслевого функционала все возможности базовой конфигурации. При
разработке «1С: Предприятие 8. Лесозавод», учтены результаты внедрения и эксплуатации
конфигурации на 20 предприятиях отрасли, в том числе: деревообрабатывающий
комбинат «Камский», ООО «Северный Лес», ЗАО «Лесопильно-деревообрабатывающий
комплекс Игирма», ООО «Фортуна», ООО «Сканика», ООО «ТМ Байкал» и других. «1С:
Предприятие 8. Лесозавод» позволяет полностью автоматизировать учет на
предприятиях лесной отрасли от оценки состояния лесного фонда до лесопиления и
деревообработки:
ведение лесного фонда,
заготовка древесины,
отгрузка и приемка лесосырья,
отгрузка и приемка лесоматериалов.
Решение позволяет организовать единую
информационную систему для управления всеми аспектами деятельности предприятия,
а также решать задачи холдинговой автоматизации, что упрощает мониторинг
деятельности холдинга и позволяет проводить анализ и консолидацию отчетности.
«1С: Предприятие 8. Лесозавод» включает в себя
расширенный отраслевой функционал:
Управление лесным фондом - дополнительно
реализованный модуль для ведения управленческого учета:
управление сведениями о лесфонде;
оценка лесфонда;
формирование лесной декларации;
управление состоянием лесных участков.
Управление лесозаготовительным производством -
данная подсистема предназначена для учета лесозаготовительного производства:
управление ходом производства;
план - фактный анализ лесозаготовок;
учет лесоматериалов на лесопромышленных складах;
реализация лесоматериалов.
Управление лесопильным производством - данная
подсистема обеспечивает учет отраслевых особенностей лесопильных предприятий по
всем стадиям производственного процесса:
управление приемкой сырья;
управление ходом производства;
учет пиломатериалов на складах.
Расчет заработной платы лесозаготовительного
предприятия - данная подсистема обеспечивает учет особенностей расчета и
отражения в регламентированном учете заработной платы:
расширенная аналитика ведения штатного
расписания;
унифицированный документ «Табель - наряд» для
ввода информации об отработанном по штатным единицам времени и доплатах за эту
работу;
отражение начислений, зарегистрированных в
документах «Табель-наряд», по способам отражения, указанным в этих документах.
Управление лесосечным фондом:
Руководство нормативными данными о лесных
хозяйствах;
Ведение учета и регистрирование арендованных
участков лесного фонда;
Анализ качественных и количественных свойств
лесных участков, включая создание личной денежной оценки лесного участка;
Наблюдение состояния используемых участков
лесного фонда;
Учет перенесения лесных участков в эксплуатацию
и закрытие работ по заготовке древесины;
Формирование регламентированного документа «Лесная
декларация», отображающего статусы по реализации каких-либо лесных участков.
Управление производством, включая:
Управление информацией для предприятия
производственных операций;
Управление информацией по технологии исполнения
производственных операций;
Планирование изготовления;
Запись производственных действий, включая запись
количества лесозаготовки по технологическим действиям, производственным
участкам, помещениям хранения. Также обеспечивается заготовка пиловочного
сырья;
Запись производственных действий, включая запись
технологических действий по лесопилению и деревообработке;
Ведение учет заготовки пиловочного сырья в
рамках лесных делянок;
Оказание и получение услуг, связанных с
переработкой сырья;
Сбор расходов на выпуск продукции;
Подсчет себестоимости продукции;
Оценка производственной работы.
Управление основными средствами, включая
планирование ремонтов:
Получение к учету основного средства;
Ввод в эксплуатацию;
Передвижение основных средств;
Комплектация основных средств;
Сбор амортизации;
Учет положений основных средств;
Усовершенствование основных средств;
Списание основных средств;
Управление финансами, включая:
Бюджетирование;
Управление материальными средствами;
Управление взаиморасчетами;
Налоговый и бухучет;
Учет по МСФО;
Создание консолидированных отчетов.
Управление персоналом, включая зарплату:
Подбор персонала;
Кадровый учет и анализ кадрового персонала;
Ведение регламентированного кадрового
документооборота;
Подсчет заработной платы.
Управление складом, включая:
Поступление продукции на склад;
Оприходование и списание продукции со склада;
Списание ресурсов в производство;
Инвентаризация продукции на складе;
Учет пересортировки пиловочного сырья и
лесопродукции и сырья на ответственном сбережении;
Ответственное сбережение;
Учет движения и остатков лесной продукции;
Прием пиловочного сырья личной заготовки;
Прием пиловочного сырья по сведениям контрольных
замеров и ручных обмеров;
Оценка движений по складу.
Управление продажами и отгрузкой готовой
продукцией, включая:
Планирование продаж;
Управление заказами клиентов;
Право ведения наряд - заданий на отгрузку и
отгрузочных спецификаций для разных типов транспорта;
Право резервирования пакетов готовой товара под
отгрузочные спецификации по номерам пакетов и по наборам свойств, практичный
интерфейс для резервирования;
Возможность делать отгрузку по схеме документ
«Расходный ордер на товары» ранее документа «Реализация товаров и услуг»;
Образование цен;
Продажа товаров и обслуживание
непроизводственного типа;
Оказание услуг производственного типа;
Продажа товаров через комиссионера;
Прогнозирование продаж;
Розничная торговля и подключение торговых
приборов;
Возможность создания набора нужных печатных
документов.
Управление закупками, включая:
Эффективное планирование закупок;
Формирование заказов производителями и контроль
их выполнения;
Управление заказами производителя;
Поступление продукции и услуг;
Поступление комиссионной продукции;
Поступление пиловочного сырья от производителей;
Прием пиловочного сырья по сведениям контрольных
замеров и ручных обмеров.
Управление взаимоотношениями с покупателями и
поставщиками, включая:
Ведение различной контактной информации по
пользователю;
Пользовательский календарь;
Напоминания о различных событиях;
Анализ стадий отношений;
Критерии работы менеджеров.
Мониторинг и анализ показателей работы
предприятия. Для организаций холдинговой структуры ведется управленческий учет
по всем тем организациям, которые входят в холдинг. Такой же учет ведется по
данным, которые содержатся в документах, но одновременно и не зависит от
ведения регламентированного учета. Событие завершения операций вводится всего
один раз и в будущем отображается и в управленческом, и в регламентированном
учете.
«1С: Предприятие 8. Лесозавод» может применяться
во множестве отделов и служб производственных предприятий, включая дирекцию,
бухгалтерию, отдел кадров, ИТ - службу, склады, планово-экономическое
подразделение, отдел маркетинга и другие.
Программное обеспечение «1С: Предприятие 8.
Лесозавод» предоставляет абсолютно любым сотрудникам организации эффективную и
качественную работу. К примеру, руководителям организации данный программный
продукт дает большие возможности для проведения анализа, планирования и т.д.
Руководителям, каких - то подразделений программа обеспечивает продуктивную
повседневную работу. Остальным сотрудникам прикладное решение позволяет иметь
метод автоматизированного ведения учета в соответствии с теперешним
законодательством и особенностями данной организации [19].
2.3 Технологические достоинства программного
решения «1С: Предприятие 8. Лесозавод»
Использование современной трехуровневой
платформы с комплексным приложением масштаба предприятия, позволяет директору
по ИТ и специалистам ИТ - подразделения предприятия быть уверенными в надежности
хранения данных, производительности и масштабируемости системы. ИТ -
специалисты получают удобный инструмент для реализации задач, необходимых
предприятию и сопровождения созданной при внедрении системы.
На платформе "1С: Предприятие 8.2"
реализовано новое клиентское приложение - тонкий клиент: он может подключаться
по протоколам http или https, при этом вся бизнес-логика реализуется на
сервере. Удаленные подразделения могут, используя тонкого клиента, подключаться
через Интернет и в on-line режиме работать с информационной базой. Повышается
безопасность и скорость работы.
На платформе «1С: Предприятие 8.2» реализовано
новое клиентское приложение - Web-клиент: не требует установки на компьютер
пользователя никаких компонент, позволяет использовать на рабочих местах
пользователей операционные системы Windows и Linux. Не требует
администрирования на компьютерах пользователей. Обеспечивает оперативный доступ
к информационной базе для «мобильных» сотрудников.
Реализован специальный режим работы клиентских
приложений - режим низкой скорости соединения (например, при работе через GPRS,
dialup). Можно работать в любой точке, где нет постоянного подключения к
Интернету.
В режиме управляемого приложения интерфейс не
«рисуется», а «описывается». Разработчик определяет только общую схему
командного интерфейса и общую схему форм. Это описание платформа использует при
построении интерфейса для конкретного пользователя с учетом различных факторов:
прав пользователя;
особенностей конкретного внедрения;
настроек, сделанных самим пользователем.
Возможно построение индивидуального интерфейса
для каждого пользователя.
Реализован механизм функциональных опций. Они
позволяют включать / выключать необходимые функциональные части конфигурации
без изменения самого прикладного решения. Можно подстраивать интерфейс под
каждую роль, учитывая предпочтения пользователей.
Защита информации: Фирмой «1С» получен
сертификат соответствия № 2137 от 20.07.2010 г., выданный ФСТЭК России, который
подтверждает, что защищенный программный комплекс (ЗПК) «1С: Предприятие,
версия 8.2z» признан программным средством общего назначения со встроенными
средствами защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) к
информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну. По
результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям руководящих
документов по защите от НСД -5 класса, по уровню контроля отсутствия
недекларированных возможностей (НДВ) по 4 уровню контроля, подтверждена
возможность использования для создания автоматизированных систем (АС) до класса
защищенности 1Г (т.е. АС, обеспечивающих защиту конфиденциальной информации в
ЛВС) включительно, а также для защиты информации в информационных системах
персональных данных (ИСПДн) до класса К1 включительно. Сертифицированные
экземпляры платформы маркированы знаками соответствия с № Г 420000 до № Г
429999. Все конфигурации, разработанные на платформе «1С: Предприятие 8.2»
(например «1С: Зарплата и управление Персоналом 8», «1С: Управление
производственным предприятием», «1С: Лесозавод» и др.), могут быть использованы
при создании информационной системы персональных данных любого класса и
дополнительная сертификация прикладных решений не требуется.
Масштабируемость и производительность:
Использование платформы «1С: Предприятие 8.2» обеспечивает эффективную работу и
надежное хранение информации при работе сотен пользователей. Современная
трехуровневая архитектура системы дает сохранение высокой производительности
при значительном росте нагрузки на систему и объемов обрабатываемых данных.
Высокая отказоустойчивость достигается за счет резервирования кластера
серверов, а оптимизация быстродействия - за счет динамической балансировка
нагрузки между кластерами. Использование СУБД мировых лидеров (MS SQL, IBM DB2,
Oracle Database) позволяет строить высокопроизводительные и надежные
информационные системы.
Построение территориально распределенных систем:
В «1С: Предприятии 8» реализован механизм управления распределенными
информационными базами, который обеспечивает работу единого прикладного решения
(конфигурации) с территориально разнесенными базами данных, объединенными в
многоуровневую иерархическую структуру.
Это дает возможность строить на основе
конфигурации «Управления производственным предприятием» решения для предприятий
сетевой или холдинговой структуры, позволяющие эффективно управлять бизнесом и
видеть картину «в целом» с необходимой для принятия решений оперативностью.
Интеграция с другими системами: Обеспечивается
интеграция с внешними программами отечественных и зарубежных разработчиков
(например, технологическая подготовка производства, система
"клиент-банк") и оборудованием (например, контрольно-измерительные
приборы или складские терминалы сбора данных) на основе общепризнанных открытых
стандартов и протоколов передачи данных, поддерживаемых платформой «1С:
Предприятие 8.2».
Таким образом, руководством предприятия ООО
«Лесная НИВА» принято решение о внедрении на предприятии усовершенствованного
программного продукта «1С: Предприятие 8. Лесозавод» для комплексной автоматизации
всех основных производственных процессов, который позволит вести
регламентированный и оперативный управленческий учет в соответствии с
отраслевыми особенностями предприятия.
. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСНАЯ НИВА» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО РЕШЕНИЯ «1С:
ЛЕСОЗАВОД»
3.1 Настройка информационной системы на модель
бизнеса предприятия
На этом этапе проекта осуществляется настройка
информационной системы исходя из модели бизнеса «как должно быть».
В общем случае на этапе настройки выполняются
следующие работы:
Настройка бизнес-процессов в системе в
соответствии с моделью бизнеса. Это наиболее продолжительный и трудоемкий
процесс при настройке системы. Здесь реализуется логика каждого этапа
процессов, а также создается пользовательский интерфейс.
Разработка отчетности, форм документов.
Создается подборка необходимых документов как из числа типовых, так и
специально созданных документов. Формируется вся необходимая отчетность.
Осуществляется подключение отчетов к данным.
Организация экспорта-импорта данных. Здесь, при
необходимости, разрабатываются средства импорта справочных данных в новую
систему из систем, уже функционирующих у заказчика, а также решаются вопросы
организации специфических справочных структур в системе. При выполнении этих
работ может потребоваться разовый экспорт данных из старых систем в современный
формат или сбор, обработка и загрузка в систему данных, не представленных у
заказчика, в электронном виде.
Разработка специфических прикладных модулей. Эта
работа осуществляется, если для клиента необходимо разработать какие либо
специфические модули.
Подключение драйверов специализированного
оборудования. Выбор и подключение драйверов специализированных устройств
(сканеры штрих - кодов, кассовые аппараты и др.).
Составление плана тестирования. План
тестирования представляет собой сценарии выполнения операций пользователями с
указанием предполагаемого результата. Тестирование системы нацелено не только
на поиск программных ошибок, но и на подтверждение соответствия требования
предметной области (модели бизнеса, составленной для клиента).
Осуществление тестирования по намеченному плану.
Состоит в определении наличия и исправлении ошибок. Заканчивается утверждением
внутреннего документа «Заключение по итогам тестирования», подтверждающим
корректную работу системы. Некоторые виды тестирования, например тестирование
подключения оборудования, производятся непосредственно у клиента на месте
установки оборудования. В любом случае система передается заказчику только
после получения положительных результатов комплексного тестирования.
Документирование конфигураций. Осуществляется
окончательное документирование технической стороны разработки конфигурации
системы. Указываются все используемые модули, их разработчики, библиотеки
готовых решений, использованные при разработке, а также результаты тестирования
(кто, каким образом и что тестировал). Документируется исходный код всех
произведенных разработок.
Разработка руководства пользователя. Поскольку
настройка осуществляется под нужды конкретного заказчика с учетом его
специфики, то руководство пользователя также разрабатывается для каждого
конкретного заказчика.
Работы по настройке системы могут начаться и до
согласования и утверждения модели «как должно быть». Это может касаться
реализации отдельных процессов и механизмов, наличие и структура которых с
большой долей вероятности уже не претерпит изменений.
Документ, содержащий описание модели бизнеса
«как должно быть», естественно, составляется с привязкой к реализации этой
модели к конкретной системе. Однако этот документ не представляет собой ТЗ на
настройку. Это что-то среднее между вербальным описанием функционирования
бизнеса и ТЗ, описывающее реализацию этого бизнеса в ИС. В то же время в самой
модели или в приложении к ней должна содержаться исчерпывающая информация,
необходимая для настройки.
Если крупный проект внедряется поэтапно, то
настройка и последующее технологическое внедрение осуществляются также в
соответствии с этапами проекта [14].
.2 Технологическое внедрение информационной
системы на предприятии
На этом этапе проекта снова начинаются
интенсивные работы у заказчика. Этап предполагает непосредственно внедрение уже
настроенной ИС по ранее согласованной модели бизнеса. Подразумевается, что к
этому моменту все необходимые изменения в бизнесе заказчика уже произведены.
В зависимости от объемов проекта внедрение
системы может осуществляться последовательно, охватывая постепенно сферы
деятельности компании. На стадии экспресс - обследования или в ходе детального
обследования (в зависимости от проекта) создается план внедрения, определяются
сферы деятельности компании, которые будут охвачены в первую очередь. Именно на
них сосредоточивается внимание аналитиков при проектировании модели «как должно
быть», именно эти процессы реализуются в первую очередь и именно они первыми
внедряются.
Предпочтение для выбора процессов может
осуществляться исходя из различных приоритетов: наиболее узкие места в бизнесе
заказчика, как в плане плохой автоматизации, так и в плане ее полного
отсутствия, концентрация усилий на головной компании или, наоборот, на дочерних
и т.п.
На этапе технологического внедрения в общем
случае могут производиться следующие работы:
Установка ПО на конкретных рабочих местах,
тестирование работоспособности. Работы осуществляются на основе плана
технического внедрения, в котором указывается конфигурация клиента, необходимые
настройки и включают:
установку серверной части;
установку клиентских мест.
Подключение специализированного оборудования
клиента (сканеров, кассовых аппаратов и т.п.) Работы осуществляются на основе
плана технического внедрения, в котором указываются все рабочие места и их
месторасположение. Предварительно может осуществляться тестирование
подключения.
Обучение пользователей работе с системой,
опытная эксплуатация. Обычно осуществляются тренинг - менеджером, после того
как на рабочих местах установят систему. Обучение некоторых пользователей,
таких, например, как администратор системы, может осуществляться непосредственно
в компании 1С. Обучение обычно осуществляется одновременно с опытной
эксплуатацией, в условиях наиболее приближенных к реальным. Здесь могут
проводиться следующие работы:
обучение пользователей основам работы с
компьютером (если на новых автоматизированных рабочих местах предполагается
использование сотрудников заказчика, ранее выполнявших работы вручную и не
имеющих опыта работы с компьютером);
обучение пользователей работе с системой -
проводится обучение сотрудников заказчика работе с системой, на конфигурации
системы, ориентированной на их нужды. Справочным средством для обучения
является руководство пользователя. Обучение обычно проводится в режиме
реального времени. Например, сотрудников компании просят дублировать часть
операции в системе, или оставаться дополнительно после работы, для изучения
системы, или обучаться в свободное время во время работы. Тот или иной способ
определяется по согласованию с заказчиком. Обучение может проводиться и в
компании 1С, но это более дорогой и реже используемый вариант.
Уточнение модели и настроенной ИС. На стадии
обучения по пожеланиям пользователей могут вноситься некоторые доработки в
функционирование системы, но это уже «косметические изменения», не несущие
принципиального характера.
Окончательный экспорт данных. Перед запуском
системы в эксплуатацию необходимо провести экспорт актуальных данных на момент
запуска. Не всегда экспорт можно организовать полностью автоматически. Иногда
этот процесс может потребовать ручного переноса некоторых данных, а для этого необходимо
непосредственное участие сотрудников компании заказчика. Этот процесс может
быть достаточно трудоемким (например, может потребоваться осуществить
инвентаризацию складов). Поэтому подготовка к запуску в эксплуатацию и экспорт
данных обычно осуществляется в выходные дни.
Запуск в эксплуатацию, передача в эксплуатацию.
Передачу осуществляет менеджер проекта. Система передается с полным комплектом
документов. Как говорилось ранее, запуск может осуществляться поэтапно, в
зависимости от договоренности с заказчиком. Сдача-приемка также может
осуществляться поэтапно или единовременно, после окончания всех работ. При
сдаче - приемке сторонами подписывается соответствующий акт [16].
3.3 План внедрения прикладного решения «1С:
Лесозавод» на предприятии ООО «Лесная НИВА»
В качестве базового решения и наиболее
оптимального инструмента для комплексной автоматизации ООО «Лесная НИВА» был
выбран программный продукт фирмы «1С» - «1С: Предприятие 8. Лесозавод».
Внедрение выбранного прикладного решения
предлагается произвести согласно следующему плану:
В первой очереди реализации проекта по внедрению
программного продукта «1С: Предприятие 8. Лесозавод» автоматизировать
бизнес-процессы «Ведение бухгалтерского учета», «Ведение налогового учета»,
«Бюджетирование», «Управление кадрами» и «Расчет заработной платы».
Во второй очереди проекта по внедрению
программного продукта «1С: Предприятие 8. Лесозавод» автоматизировать
бизнес-процессы: «Оперативное управление и регистрация хода лесопильного
производства (включая сушку) и деревообрабатывающего производства (в части
производства строганных пиломатериалов)», «Управление запасами и складами
сырья», «Управление запасами и складами материалов», «Управление запасами и
складами готовой продукции», «Расчет и калькулирование себестоимости».
При реализации проекта необходимо обеспечить:
возможность и средства для интеграции и обмена
данными с АСУТП (Автоматизированные системы управления технологическими
процессами), терминалами сбора данных на предприятии.
возможность ввода значений плановых показателей
и формирования отчетов по план - фактному анализу (по закупкам, производству и
продажам).
Особенностью проекта является применение
стандартной технологии внедрения в части бизнес-процессов: «Ведение
бухгалтерского учета», «Ведение налогового учета», «Планирование денежных
средств», «Бюджетирование», «Управление кадрами» и «Расчет заработной платы» и
применение проектной технологии в части бизнес-процессов, включающих в себя
отраслевую специфику: «Оперативное управление и регистрация хода лесопильного
производства (включая сушку) и деревообрабатывающего производства (в части
производства строганных пиломатериалов)», «Управление запасами и складами
сырья», «Управление запасами и складами материалов», «Управление запасами и
складами готовой продукции», «Расчет и калькулирование себестоимости».
В ходе внедрения проекта необходимо провести
обучение пользователей: заполнению справочников, констант, вводу начальных
остатков, правильному вводу текущих первичных документов и хозяйственных операций
в систему, квалифицированному применению отчетов и обработок.
Внедрение решения на базе программного продукта
«1С:Предприятие 8. Лесозавод», с последующей передачей программного продукта в
промышленную эксплуатацию, планируется провести в сентябре - октябре 2013 года.
Диаграмма Ганта по плану проекта внедрения «1С:
Предприятие 8. Лесозавод» на сентябрь - октябрь 2013 года представлена на
рисунке 8.
Рисунок 8. Диаграмма Ганта
4. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ
ПРИКЛАДНОГО РЕШЕНИЯ «1С: ЛЕСОЗАВОД» НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЛЕСНАЯ НИВА»
Вид и порядок расчета. Расчет экономической
эффективности проводится на предварительном этапе, то есть до начала работ по
комплексной автоматизации деятельности ООО «Лесная НИВА». Следовательно, вид
расчета - это расчет потенциального эффекта от внедрения проекта на
предприятии.
Источники экономии и финансирования. Проект реализуется
за счет собственных средств ООО «Лесная НИВА». Экономия обеспечивается за счет
оптимизации бизнес-процессов, исключения бумажного документооборота и
дублирования операций, снижения затрат на сопровождение информационной системы
(в результате внедрения проекта произойдет переход от трех систем, используемых
в настоящее время: 1С: Бухгалтерия, 1С: Торговля и склад и CRM - система Quick
Sales, к единой для всей компании).
.1 Определение трудоемкости, длительности
разработки и размеров заработной платы
Рассчитаем экономическую эффективность проекта.
Проект внедрения ИСУП состоит из следующих
этапов:
разработка стратегии автоматизации;
обследование предприятия; выбор ИСУП;
разработка рекомендаций по реорганизации
деятельности компании; внедрение ИСУП.
Самый сложный и трудоемкий этап - это внедрение
ИСУП. Он в свою очередь состоит из этапов:
доработка типового решения, поставляемого
разработчиком, в соответствии со спецификой деятельности компании;
установка автоматизируемой системы управления;
обучение пользователей.
В приведенной ниже таблице приведен расчет
трудоемкости, длительности разработки по этапам и размер заработной платы
работников, участвующих в проекте.
Таблица 8
Определение трудоемкости, длительности
разработки и размеров зарплаты
№
этапа
|
Название
этапа
|
Виды
работ
|
Исполнители
|
Часовая
ставка, руб.
|
Время
работы, час.
|
Размер
зарплаты, руб.
|
1
|
Разработка
стратегии автоматизации
|
Определение
целей, задач и способа автоматизации, выявление ограничений
|
Дипломник
|
0
|
6
|
0
|
|
|
|
Консультант
по внедрению
|
157
|
4
|
628
|
2
|
Проведение
обследования предприятия
|
Сбор,
представление информации о деятельности в формализованном виде
|
Дипломник
|
0
|
22
|
0
|
|
|
|
Консультант
по внедрению
|
157
|
10
|
1570
|
3
|
Выбор
ИСУП
|
Выбор
оптимальной ИСУП в соответствии с выдвинутыми критериями
|
Дипломник
|
0
|
5
|
0
|
|
|
|
Консультант
по внедрению
|
157
|
5
|
785
|
4
|
Реорганизация
деятельности предприятия
|
Оптимизация
бизнес-процессов и системы управления
|
Консультант
по внедрению
|
157
|
40
|
6280
|
5
|
Внедрение
ИСУП
|
Доработка
типового решения
|
Программист
|
135
|
56
|
7560
|
|
|
Установка
|
Системный
инженер
|
135
|
25
|
3375
|
|
|
Обучение
пользователей
|
Консультант
по внедрению
|
157
|
200
|
31400
|
Итого
|
51598.00
|
Дополнительная
зарплата (10%)
|
5159.80
|
Всего
|
56757.80
|
4.2 Определение себестоимости работ по внедрению
проекта
В себестоимость работ по внедрению проекта
включают затраты:
основная зарплата;
дополнительная зарплата;
единый социальный налог;
прочие прямые расходы;
накладные расходы.
Размер основной и дополнительной зарплаты
определен в размере 56757,80 руб. На статью «Дополнительная заработная плата»
относятся выплаты, предусмотренные законодательством за непроработанное время:
оплата отпусков, выплата вознаграждений за выслугу лет и т.д. Так как налоговая
база не превышает 280 000 руб. то будет применяться ставка, установленная пунктом
1 статьи 241 Налогового кодекса РФ по налоговой базе до 280 000 руб., а именно
26%. Таким образом, отчисления на социальный налог составят:
,80 * 0,26 = 14757,03 руб.
Для реализации проекта необходимо 285 часов
машинного времени (весь пятый этап выполняется на компьютерах (281 час), и по 2
часа машинного времени необходимо на этапах 2 и 4), себестоимость 1 часа
машинного времени - 3 рубля, потребляемая мощность 0,35 кВт, стоимость 0,35 кВт
электроэнергии составляет 1 рубль.
Следовательно, прямые прочие затраты составят:
285*3+285*0,35*1=954,75 руб.
Норматив накладных расходов - 40%, значит размер
накладных расходов:
,87*0,4=24561,9 руб.
Расчет себестоимости внедрения проекта приведен
в таблице 9.
Таблица 9
Расчет себестоимости работ по внедрения проекта
№
|
Статья
затрат
|
Сумма
затрат, руб.
|
Удельный
вес, %
|
1
|
Основная
зарплата
|
51598.00
|
54.22%
|
2
|
Дополнительная
зарплата (10% от основной)
|
5159.80
|
5.42%
|
3
|
Единый
социальный налог
|
14757.03
|
15.51%
|
4
|
Прочие
прямые затраты
|
954.75
|
1.00%
|
5
|
Накладные
расходы
|
22703.12
|
23.85%
|
Итого
|
|
95172.70
|
100.00%
|
.3 Расчет стоимости программных продуктов
В ООО «Лесная НИВА» одновременно с
интегрированной системой управления могут одновременно работать до 20
пользователей.
Следовательно, необходимо приобрести следующие программные
продукты:
С: Предприятие 8. Лесозавод;
Клиентская лицензия на 20 рабочих мест.
Ввиду того, что компания ООО «Лесная НИВА»
заключила договор франчайзинга с ЗАО «1С», она имеет право приобретать
программные продукты семейства «1С: Предприятие» со скидкой.
В таблице 10 представлен перечень необходимых
для внедрения ИСУП программных продуктов с указанием цен.
Таблица 10
Необходимые для приобретения программные
продукты
№
|
Наименование
|
Цена,
руб.
|
1
|
1С:
Предприятие 8. Лесозавод Продажа только для франчайзи с действующим договором
ЦКП
|
155
000
|
2
|
1С:
Предприятие 8. Лесозавод. Клиентская лицензия на 20 рабочих мест
|
50
000
|
Итого
|
205
000
|
Таким образом, общая стоимость программного
обеспечения составит 205000 руб.
.4 Расчет общей стоимости проекта
Общая стоимость проекта равна сумме стоимости
внедрения проекта и единовременных затрат в сфере использования. Единовременные
затраты в сфере использования в данном случае складываются из стоимости
приобретения программы, ее транспортировки. Транспортные расходы составят 1% от
цены программы:
*0,01=2050 руб.
Следовательно, единовременные затраты составят:
+2050 =207050 руб.
Общая стоимость проекта:
+95172.70=302222,7 руб.
.5 Оценка экономической эффективности проекта
Оценка экономической эффективности проекта
производится с использованием критерия чистого дисконтированного дохода, на
основе составления таблицы движения денежных средств, но вначале составим
таблицу счета прибылей и убытков. Для этого необходимо определить общую
экономию от реализации проекта. Сделать это заранее достаточно сложно, так как
эффект от внедрения автоматизированной информационной системы будет ощущаться
для всего предприятия в целом. Тщательно спланированное и полномасштабно
осуществленное внедрение ERPII - системы дает следующие результаты (за 1 - 3
года после начала внедрения) [15]:
снижение операционных и управленческих затрат на
15%;
экономия оборотных средств на 2%;
уменьшение цикла реализации на 25%;
снижение коммерческих затрат на 35%;
снижение страхового уровня складских запасов на
20%;
уменьшение дебиторской задолженности на 12%;
увеличение оборачиваемости средств в расчетах на
25%;
увеличение оборачиваемости материальных запасов
на 30%;
улучшение утилизации основных фондов на 30%.
На данном этапе можно однозначно определить
экономию от перехода к единой системе и, соответственно, единой базе данных.
Определим сумму, на которую уменьшатся затраты
по сопровождению информационной системы. В настоящее время стоимость
обслуживания трех автоматизированных систем управления составляет 10500 руб. в
месяц. Стоимость сопровождения «1С: Предприятие 8. Лесозавод» будет составлять
3200 руб. в месяц. После внедрения вся информация будет вноситься в систему
один раз и, следовательно, отпадет необходимость в помощнике бухгалтера,
основная функция которого - учет первичной документации (по сути, данный
сотрудник вручную забивает в базу 1С: Бухгалтерия документы, выписанные в 1С:
Торговля и склад и CRM - системе).
Зарплата помощника бухгалтера составляет 15000
руб. в месяц.
Затраты с учетом ЕСН:
+15000*0,26=18900 руб.
Прочие прямые затраты сократятся на сумму
экономии электроэнергии и машинного времени (в месяц):
*3+162*0,35*1=542,7 руб.
Определим общую экономию за один месяц:
(10500-3200)+18900+542,7=26742,7 руб.
Следовательно, экономия средств за год составит:
,7*12=320912,40 руб.
Таблица 11
Счет прибылей и убытков, руб.
Наименование
|
Годы
|
Всего
|
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
Общая
экономия
|
320912.4
|
320912.4
|
320912.4
|
962737.2
|
Налог
на прибыль (20%)
|
64182.48
|
64182.48
|
64182.48
|
192547.44
|
Чистая
прибыль
|
256729.92
|
256729.92
|
256729.92
|
770189.76
|
Таблица 12
Движение денежных средств
Наименование
|
Годы
|
Итого,
руб.
|
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
Инвестиционная
деятельность
|
302222.70
|
0
|
0
|
0
|
302222.7
|
Операционная
деятельность
|
0
|
256729.92
|
256729.92
|
256729.92
|
770189.76
|
Финансовая
деятельность
|
302222.70
|
0
|
0
|
0
|
302222.7
|
Сальдо
всех видов деятельности
|
0
|
256729.92
|
256729.92
|
770189.76
|
Чистый
доход
|
-302222.70
|
256729.92
|
256729.92
|
256729.92
|
проект
реализуем
|
Коэффициент
дисконтирования (8.25%)
|
1.00
|
0.92
|
0.85
|
0.79
|
|
Чистый
дисконтированный доход
|
-302222.70
|
237163.90
|
219089.05
|
202391.73
|
356421.98
|
Коэффициент дисконтирования приравнивается к
учетной ставке Центрального банка и определяется по формуле:
α = 1/ (1 + Е)t, где Е -
постоянная норма дисконта (Е = 8,25 %); t - номер шага расчета, t= (0, T), Т -
горизонт расчета.
Расчет показывает реализуемость и эффективность
внедрения информационной системы в связи с положительностью сальдо поступлений
и расходов. В таблице приведены основные показатели, рассчитанные при
определении экономической эффективности проекта.
Таблица 13
Технико-экономические затраты
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Сумма
|
Стоимость
программного обеспечения
|
руб.
|
207050.00
|
Стоимость
внедрения проекта
|
руб.
|
95172.70
|
Единовременные
затраты в сфере использования
|
руб.
|
302222.70
|
Экономия
затрат в год
|
руб.
|
320912.40
|
Срок
окупаемости
|
лет
|
0.94
|
Суммарное значение чистого дисконтного дохода за
расчетный период составит 356421,98 рублей. Из таблицы видно, что проект
окупается немногим менее одного года.
Учитывая вышеприведенный показатели, можно
сделать вывод, что проект экономически эффективен и принесет прибыль после
своего внедрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе дипломного проектирования была
рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия ООО «Лесная
НИВА».
В ходе анализа были выявлены недостатки в
регламентированном и оперативном управленческом учете предприятия.
В связи с этим, для комплексной автоматизации
всех основных производственных процессов предприятия ООО «Лесная НИВА» была
выбрана интегрированная система управления предприятием «1С: Предприятие 8.
Лесозавод» и предложен возможный план внедрения системы на предприятии.
Основная задача выбранной системы -
аналитическая и информационная поддержка процессов принятия управленческих
решений на различных этапах производственно - финансовой деятельности,
направленных на повышение уровня прибыльности предприятия в условиях
изменяющегося окружения (увеличение объемов и видов выпускаемой продукции, модернизация
и технологическое переоснащение предприятия, возникновение внештатных ситуаций
на производстве, влияние человеческого фактора и так далее).
Внедрение интегрированной системы управления
предприятием«1С: Предприятие 8. Лесозавод» позволит повысить эффективность
функционирования предприятия за счет:
сокращения сроков выполнения работ;
сокращения трудовых и материальных затрат на
единицу выпускаемой продукции;
снижения ее себестоимости;
роста прибыли предприятия;
повышения конкурентоспособности выпускаемой
продукции или предоставляемых услуг.
Расчет экономического эффекта от внедрения
данного программного решения показал положительные результаты. Окупаемость
проекта составит менее одного года. Внедрение интегрированной системы
управления предприятием «1С: Предприятие 8. Лесозавод» на предприятии ООО
«Лесная НИВА» является экономически целесообразным и планируется провести в
сентябре - октябре 2013 года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
все поставленные задачи выполнены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Автоматизированные
информационные технологии в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.:ЮНИТИ,
2000.
Антонец,
В.Л., Нечаева Н.В. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации
перспективных разработок. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. - 320
с.
Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное
пособие. Т.И. Аванесова, Е.Н.Ярыгина - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ,
2006. - 93 с.
Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное
пособие. Кустова Т.Н. - Рыбинск: РГАТА, 2003. - 200 с.
Беккер,
Й., Вилкова Л. Менеджмент процессов. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
Бугаков,
В.М. Менеджмент на предприятиях лесного комплекса / В.М. Бугаков. - Воронеж,
2008. - 268 с.
Бугаков,
В.М. Инновационные проблемы в экономическом развитии предприятий лесного
комплекса / В.М. Бугаков, В.С. Петровский // Инновации в современном мире:
проблемы и перспективы: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / Волгоград,
2009. - часть 2. - С. 343 -348.
Бугаков,
В.М. Информационное, программное обеспечение управления в экономических
системах предприятий деревообработки / В.М. Бугаков, В.С. Петровский //
Ресурсосберегающие и экологически перспективные технологии и машины лесного
комплекса: Матер. междунар. научно-практ. конф. / ВГЛТА. - Воронеж, 2009. - С.
148-152.
Воронина,
Э.М. Менеджмент предприятия и организации: Учебно-практ. пособие. - М.: МЭСИ,
2004. - 256 с.
Глухов,
В.В. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 608 с.
Давыдов,
Г.Е. Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей
промышленности. Изд.: Московский государственный университет леса, 2009. - 304
с.
Комплексная
автоматизация управления предприятием: Информационные технологии - теория и
практика / Ю. А. Петров, Е. Л. Шлимович, Ю. В. Ирюпин. - М.: Финансы и
статистика, 2001-160 с.
Кострова,
А.В. Методы и модели информационного менеджмента: Учебное пособие // А.В.
Кострова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
Маглинец,
Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. - М.:
Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2008. - 200 с.
Методическое
пособие для проведения технико-экономического обоснования дипломных проектов.
Кузьмин Е.В., Кудряшов А.А. - Самара, 2009.
Попов,
В.Л. Управление инновационными проектами: Учебное пособие // В.Л. Попов. - М.:
Инфра-М, 2009. - 336 с.
Петровский,
В.С. Автоматизация лесопромышленных предприятий: Учебное пособие для среднего
профессионального образования // В.А. Втюрин. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
Шуремов,
Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. «Информационные системы управления
предприятиями», изданного М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006.://www.1c.ru/ -
Официальный сайт фирмы 1С.