Социальная политика государства в области здравоохранения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика государства в области здравоохранения

Введение

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и неустойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводится на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процесса, зависит ли стабильность общества от социальной проблемы, в том числе и в области здравоохранения, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - изучение социальной политики государства и определение ее роли в экономике, изучение методов социальной политики в области здравоохранения, а также анализ проблемы и пути совершенствования социальной политики в области здравоохранения в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

¾изучить понятие и значение социальной политики;

¾проанализировать особенности политики здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой;

¾определить и проанализировать роль государства в обеспечении целей политики здравоохранения в Республики Беларусь;

¾проанализировать направления социальной политики в области здравоохранения на период 2011 - 2020гг.

Объект исследования - социальная политика государства, основные направления и механизмы ее реализации.

Предмет исследования - анализ проблемы реализации социальной политики в области здравоохранения в Республике Беларусь, выявление ее особенностей; показатели результативности в области здравоохранения.

Методы исследования: метод описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора факторов, группировок, экономико-математический.

Исследования и разработки: рассмотрены сущность, цели и основные направления социальной политики; изучены показатели результативности социальной политики в области здравоохранения; исследованы особенности социальной политики в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой; рассмотрена социальная политика в области здравоохранения в Республике Беларусь, особенности ее реализации, ее проблемы, указаны основные направления до 2020г.

1. Социальная политика: сущность, цели, направления

Проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся важными на современной этапе развития экономики Республики Беларусь. От их решения во многом зависит направленность трансформационных процессов и темпы дальнейших преобразований в стране, в конечном счете политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение проблемы повышения уровня жизни требует определенной политики, выработанной государством.

Фискальная, монетарная и другие виды государственной экономической политик направлены на достижение высоких устойчивых темпов экономического роста, следовательно, на повышение в конечном счете уровня жизни населения. Рост общего благосостояния как цель не означает его рост всех слоев или членов общества.

В связи с этим социальная политика призвана устранить неравномерность роста уровня жизни, возникающего при реализации других видов экономической политики.

Государство как институт экономической системы наряду с общественными организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.

Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство постоянно проводит определенную экономическую политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для некоторой части населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.

Наряду с экономической политикой государство проводит и социальную политику и социальную политику - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. [11, с. 246]

Социальная политика государства - это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, целенаправленная на удовлетворении е интересов и потребностей граждан. [11, с. 175]

Основные задачи социальной политики является:

¾повышение благосостояния;

¾улучшение условий труда и жизни людей;

¾осуществление принципов социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

¾как удовлетворить социальные потребности людей;

¾каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;

¾как добиться того, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства. [5, с. 175]

Основными направления социальной политики государства является:

¾гарантирование членами общества минимального дохода;

¾поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;

¾обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика государства осуществляется посредствам социальной защиты и социального гарантии.

Успех или неудача в решении социально-экономических проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.

Социальная устойчивость предполагает:

¾стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуг;

¾недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;

¾формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

Социальная неустойчивость общества обусловливается главным образом резкой дифференциацией доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения - непомерно богатого и бедного населения.

Социальная политика государства предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития страны. Увеличение социальной ответственности граждан за экономическую эффективность возможно при выполнении следующих требований (принципов):

¾улучшение экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;

¾обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;

¾достижение оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимателями. [5, с. 176]

Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

¾всемерная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;

¾макрорегиональная и общегосударственная политика;

¾интерреализация межгосударственной социальной политики.

Социальная политика призвана выполнять следующие функции:

¾стимулирование экономической активности населения;

¾гарантия обеспечения минимального уровня жизни;

¾стабилизация и поддержка социального мира и спокойствия;

¾оказание адресной помощи нуждающимся гражданам. [11, с. 246]

Основными стратегическими направлениями современной социальной политик являются:

¾политика доходов;

¾политика занятости населения;

¾политика здравоохранения;

¾политика социальной защиты;

¾жилищная стратегия;

¾образовательная политика и др.

К важнейшей из них следует отнести политику занятости населения.

Политика занятости - это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается иди снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

¾создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

¾забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

¾более полное использование частично занятой рабочей силы;

¾создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

¾инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранение и накопление;

¾развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктуры) [11, с. 247]

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования.

Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требуют значительных финансовых затрат.

Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Жилищная политика. Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворенности потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации.

При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государства проводит жилищную политику - часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации политики государство в качестве инструментов использует:

¾льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

¾систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);

¾систему регулирования оплаты социального жилья;

¾государственные займы на строительство жилых домов;

¾субсидирование процентов по кредиту и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;

¾жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

¾субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилищных условий и т.д. [11, с. 249]

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Политика здравоохранения. Государство, проводя социальную политику, отслеживает и состояние здоровья населения. Так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относят:

¾первичная медико-санитарная помощь;

¾иммунопрофилактика;

¾выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний;

¾совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

Кроме того, для улучшения медико-демографической ситуации государство:

¾стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном, амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;

¾совершенствует систему защиты населения от роста социально опасных заболеваний;

¾развивает профилактику заболевания и травматизма.

Здоровье нации в первую очередь зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребенка, поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулез», «Онкология», «Здоровый образ жизни» и др.)

Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее е применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.

Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.

Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:

¾политика регулирования занятости;

¾политика регулирования доходов населения;

¾политика в области здравоохранения;

¾политика в области науки и образования;

¾жилищная политика;

¾политика социальных гарантий;

¾политика социальной защиты и др.

Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.

Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.

2. Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой

Существует несколько моделей социальной политики государства.

Либеральная модель социальной политики государства. За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. [11, с. 250]

По типу субъекта социальной ответственности различают:

¾либеральную модель;

¾корпоративную модель;

¾общественную модель.

Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государство, корпорация, личность) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.

Так, либеральная модель предполагает принцип лично ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована.

При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политик государства присуща США, Англии, Ирландии, Франция и др.

Соединенные Штаты Америки - пример модели частной медицины с сильными рыночными механизмами, сочетающейся с многоканальностью финансирования здравоохранения (ОМС, ДМС, благотворительность, государственная поддержка). В Соединенных Штатах Америки нет единой и четкой системы организации здравоохранения. Более того, каждый штат имеет свою, порой сильно отличающуюся систему. Так, например, в штате Теннесси почти все имеют медицинскую страховку, а в некоторых штатах основную роль играет благотворительность. Американский аналог системы Бисмарка - это система Medicare, охватывающая медицинской помощью лиц старше 65 лет. Medicare предоставляет бесплатную медицинскую помощь лицам старше 65 лет в том случае, если они сами или их супруг (супруга) проработали на предприятиях, участвующих в программе Medicare, не менее 10 лет, или в более молодом возрасте, если претендент страдает хроническим заболеванием. Однако часть расходов пациенты, охваченные системой Medicare, оплачивают самостоятельно. Размер этой оплаты можно уменьшить, приобретя дополнительно Medigap-полис или воспользовавшись программой Medicare B. Medicare финансируется за счет штата (преимущественно), частично - за счет федерального бюджета. [17, с. 61 - 64]

Однако в США есть еще одна система оказания медицинской помощи - благотворительные фонды, которые имеют достаточно мощную финансовую поддержку в обществе. Церкви также содержат сеть бесплатных больниц.

Основное преимущество здравоохранения США - это не только система высокотехнологичных клиник с квалифицированным медицинским персоналом, но и наличие специализированных систем здравоохранения, поддерживающих определенные категории лиц: пожилых, малоимущих.

Согласно текущим оценкам, расходы на здравоохранение в США составляют 16 % ВВП, по этому показателю США занимают второе место среди государств-членов ООН <#"justify">¾стимулирующую модель;

¾административную модель.

Стимулирующая модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу.

Административную модель, где предполагается активное вмешательство государство экономику страны. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой одели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисление в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.

Выбор той или иной модели осуществляя социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾либеральная;

¾корпоративная;

¾общественная;

¾стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.

3. Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь

Республика Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развиты странах европейских государств.

Расходы Республики Беларусь на здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения. Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.

Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-22% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и лишь 8-10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

¾воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

¾улучшение физического и психологического благополучия населения;

¾улучшение качества окружающей среды;

¾создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

¾разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы. Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

¾четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;

¾планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

¾расширение внебюджетных источников финансирования отрасли и др.

Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:

¾увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;

¾совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

¾увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;

¾обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности - развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;

¾продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;

¾продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;

¾совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

¾совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;

¾развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;

¾обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

На первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: обеспечение участия в процессах формирования здорового образа жизни всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активизация этого процесса на республиканском и местных уровнях; внедрение различных форм реструктуризации медицинской помощи, направленных на концентрацию и перераспределение ресурсов на более эффективные направления деятельности, укрепление и обновление материально-технической базы, повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; разработка и принятие Государственной программы улучшения общественного здоровья населения Республики Беларусь на 2006 - 2007 гг.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾обеспечивает проведение единой государственной политики;

¾обеспечивает развитие международного сотрудничества;

¾обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;

¾не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;

¾осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [21]

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾проводит единую государственную политику;

¾организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;

¾организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

¾организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;

¾организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

¾координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;

¾определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

¾осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. [21]

В соответствии с Законом «О здравоохранении» от 20 июня 2008г. № 363-3 здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний

Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [21]

Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:

¾создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

¾обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

¾приоритетность мер профилактической направленности;

¾приоритетность развития первичной медицинской помощи;

¾приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

¾обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;

¾формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

¾ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;

¾ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.

Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

¾предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

¾предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

¾доступностью лекарственных средств;

¾осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

¾средства республиканского и (или) местных бюджетов;

¾безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

¾иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. [21]

Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015гг. [22]

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек.

Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. - 11,4). В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. - 108050). [22]

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения.

Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин - на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. - 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин - с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.). Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин - 64,7 года и женщин - 76,7 года (2010 г. - общая продолжительность жизни - 70,4 года, мужчин - 64,6 года, женщин - 76,5 года). [22]

С 1994 по 2011 гг. уровень первичной заболеваемости населения Республики Беларусь увеличился на 24,6% и составил 84255,6 на 100 тыс. населения. Общая заболеваемость выросла на 40,7% и составила в 2011 г. 155929,0 на 100 тыс. населения. Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64 в 1994 г. до 1,85 в 2011 г., что указывает на значительное накопление хронической патологии.

В структуре первичной заболеваемости 1-е место традиционно занимают болезни органов дыхания - 45879,6 на 100 тыс. населения, или 54,4% (в 2005 г. - 39 418,1, или 50,8%). Второе место занимает класс «Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» - 8066,0 на 100 тыс. населения, или 9,6% (в 2005 г. - 7878,4, или 10,1%). Третье место занимают болезни кожи и подкожной клетчатки - 4061,3 на 100 тыс. населения, или 4,8% (в 2005 г. - 4224,1, или 5,4%). В структуре причин смерти населения Республики Беларусь болезни системы кровообращения занимают лидирующее место и составляют 51,9% (в 2010 г. - 53,9%). Уровень первичной заболеваемости в 2011 г. по классу «Болезни системы кровообращения» снизился на 1,5% и составил 2674,0 на 100 тыс. населения (в 2010 г. - 2714,5).

Значительный материальный и нравственный ущерб белорусскому обществу продолжают причинять пьянство, алкоголизм и наркомания. С 2000 по 2011 гг. контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом вырос на 44,6% (с 1426,9 до 2062,7 на 100 тыс. населения).

С 2010 г. с целью сопоставления статистических данных по медицинским кадрам с международной практикой Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется переход на методологию статистического учета медицинских кадров в соответствии с рекомендациями международных организаций ОЭСР, ЕРБ ВОЗ, Евростат.

Из 56 463 штатных врачебных должностей занято 54 164.В 1994 г. был зарегистрирован самый большой выпуск врачей - 1997 человек, а к 2008 г. выпуск уменьшился на 7,0% и составил 1857 человек. В 2010 г. выпуск врачей увеличился по сравнению с 2009 г. на 179 человек, или на 9,1%.

Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала (128211) было занято 125394.

Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала в 2011 г. составила 97,8% (в 2010 г. - 97,9%). Выше среднереспубликанского уровня этот показатель в Могилевской области - 99,7% (в 2010 г. - 99,5%), ниже среднереспубликанского уровня в г. Минске - 96,6% (в 2010 г. - 96,9%). Коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в 2011 г. составил 1,21 (в 2010 г. - 1,21). Выше среднереспубликанского коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в г. Минске -1,39 (в 2010 г. - 1,40), ниже в Брестской области - 1,10 (в 2010г. - 1,10).

Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит мониторирование внедрения государственных социальных стандартов в каждом регионе и районе республики. Ежеквартально информация о ходе внедрения социальных стандартов заслушивается на коллегиях управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению, а так же коллегиях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сегодня государственные социальные стандарты внедрены во всех регионах республики.

Более подробный анализ основных показателей и их динамики в политик здравоохранения Республики Беларусь представлен в Приложении Б.

Для достижения цене и зада социальной политик Республики Беларусь в области здравоохранения предусмотрен план мероприятия изложенный в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 - 2015гг. Основным мероприятия в области здравоохранения можно ознакомится в Приложении А.

Заключение

Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.

Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:

¾политика регулирования занятости;

¾политика регулирования доходов населения;

¾политика в области здравоохранения;

¾политика в области науки и образования;

¾жилищная политика;

¾политика социальных гарантий;

¾политика социальной защиты и др.

Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.

Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾либеральная;

¾корпоративная;

¾общественная;

¾стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.

Здравоохранение в Беларуси - государственный институт, чутко реагирующий на все изменения в обществе. Практически синхронно также изменяются показатели здоровья населения. Такая тесная взаимосвязь сложилась за многие столетия.

В Беларуси в сравнении со Швейцарией на здравоохранение выделено 43,8%, в сравнении со средними данными (6,24%) по странам Евробюро ВОЗ - 78,5%. Указанный средний показатель как обобщающий может восприниматься с определенной долей погрешности, потому что в общий расчет средних данных расходов на здравоохранение вошли Азербайджан (соответствующий показатель - 0,8%), Таджикистан (0,9%), Казахстан и Кыргызстан (по 2%). За счет этих стран значительно снижен показатель средних данных по расходам на здравоохранение.

Важно применительно к оценке соответствующего показателя по Беларуси (4,9%) отметить позицию ВОЗ о том, что здравоохранение может планомерно развиваться, если на него будет выделяться не менее 5% ВВП. В связи с этим еще одна значимая позиция. Опыт показывает, что при этом минимально допустимом уровне наиболее устойчивой и, следовательно, планомерно функционирующей является государственная система здравоохранения, основанная на бюджетном финансировании.

В мире практически нет ни одной страны, где государство не держало бы в своем ведении проведение ряда важнейших программ по охране здоровья населения. В последние годы в большинстве стран Евробюро ВОЗ доминирует направленная тенденция к усилению государственного участия (в первую очередь, путем увеличения доли в финансировании) в решении проблем охраны здоровья населения.

Список использованных источников

1.Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы / Н. Антюшина // Экономист. - 2004. - №1. - С. 85-94.

2.База научных статей - [Интернет источник] - Режим доступа: #"justify">Приложение 1

Таблица - Государственная программа в области здравоохранения на 2011 - 2015гг.

Наименование программы (проекта, НИР)Головная организация исполнительСрок реализацииГосударственная программа "Туберкулез" <#"justify">Приложение 2

Анализ реализации социальной политики в области здравоохранения, состояния здоровья и организации медецинской помощи в республике Беларусь

Медико-демографическая ситуация. Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015 гг.

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек. Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. - 11,4). В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. - 108050).

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения. Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин - на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. - 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин - с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.).

Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин - 64,7 года и женщин - 76,7 года (2010 г. - общая продолжительность жизни - 70,4 года, мужчин - 64,6 года, женщин - 76,5 года).

Важнейшим направлением развития здравоохранения Республики Беларусь остается охрана материнства и детства. С 1995 г. отмечается снижение младенческой смертности: с 2000 г. ее уровень ниже 10,0 на 1000 новорожденных (что соответствует задаче № 3 стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в 21 столетии»). В 2011 г. она составила 3,9 на 1000 родившихся - один из самых низких показателей среди стран СНГ. При этом с 2006 г. регистрация случаев младенческой и детской смертности ведется с учетом младенцев, родившихся с массой тела 500-999 г. Наиболее высокий уровень младенческой и перинатальной смертности зарегистрирован в Гомельской области (4,7 на 1000 родившихся), в Гродненской области (4,0 на 1000 родившихся).

Материнская смертность в 2011 г. по отношению к 2010 г. осталась на прежнем уровне: 0,9 на 100 тыс. родившихся живыми. В течение 1990-2011 гг. показатель материнской смертности снизился от 21,8 (1998 г.) до 0,9 (2010 г.) на 100 тыс. родившихся живыми.

С 1999 г. число абортов в Беларуси снизилось с 67,2 тыс. до 32,0 тыс. в 2011 г. и стало меньше числа родов. Однако уровень производимых абортов по-прежнему остается очень высоким.

В 2011 г. число родов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет составило 44,8 (2010 г. - 43,6), а число абортов на 1000 женщин фертильного возраста - 13,2 (2010 г. - 13,5).

Состояние здоровья населения. В 2011 г. отмечены рост рождаемости, стабилизация общей смертности, снижение младенческой, детской, материнской смертности и другие положительные тенденции в показателях состояния здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

С 1994 по 2011 гг. уровень первичной заболеваемости населения Республики Беларусь увеличился на 24,6% и составил 84255,6 на 100 тыс. населения (в 1994 г. - 67 644,0 на 100 тыс. населения).Общая заболеваемость выросла на 40,7% и составила в 2011 г. 155929,0 на 100 тыс. населения (в 1994 г. - 110798,1 на 100 тыс. населения). Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64 в 1994 г. до 1,85 в 2011 г., что указывает на значительное накопление хронической патологии.

Рост уровня первичной заболеваемости в 2011 г. по сравнению с 2005 г. отмечен по следующим классам:

¾врожденные аномалии (пороки развития) - на 33,5%;

¾новообразования - на 20,1%;

¾болезни органов дыхания - на 16,4%.

¾болезни системы кровообращения - на 10,5%;

Наряду с этим снижение уровня первичной заболеваемости в 2011 г. по сравнению с 2005 г. произошло по следующим классам:

¾симптомы, признаки и отклонения от нормы - на 11,8%

¾некоторые инфекционные и паразитарные заболевания -10,4%:

¾болезни органов пищеварения - на 8,3%;

¾болезни костно-мышечной системы - на 4,0% и болезни кожи и подкожной клетчатки - на 3,9%.

В структуре первичной заболеваемости 1-е место традиционно занимают болезни органов дыхания - 45879,6 на 100 тыс. населения, или 54,4% (в 2005 г. - 39 418,1, или 50,8%). Второе место занимает класс «Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» - 8066,0 на 100 тыс. населения, или 9,6% (в 2005 г. - 7878,4, или 10,1%). Третье место занимают болезни кожи и подкожной клетчатки - 4061,3 на 100 тыс. населения, или 4,8% (в 2005 г. - 4224,1, или 5,4%). В структуре причин смерти населения Республики Беларусь болезни системы кровообращения занимают лидирующее место и составляют 51,9% (в 2010 г. - 53,9%). Уровень первичной заболеваемости в 2011 г. по классу «Болезни системы кровообращения» снизился на 1,5% и составил 2674,0 на 100 тыс. населения (в 2010 г. - 2714,5).

Второй по значимости причиной смерти является класс «Новообразования» в структуре причин смертности в 2011 г. составил 13,4% (в 2010 г. - 13,4%). Уровень первичной заболеваемости за период с 2005 по 2011 гг. увеличился на 20,1% (с 927,0 на 100 тыс. населения в 2005 г. до 1113,6 на 100 тыс. в 2011 г.). Важной социальной проблемой в обществе является травматизм. В структуре первичной заболеваемости он занимает второе место и составляет 9,6%, а среди причин смерти - четвертое место (10,0%).

Значительный материальный и нравственный ущерб обществу продолжают причинять пьянство, алкоголизм и наркомания. С 2000 по 2011 гг. контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом вырос на 44,6% (с 1426,9 до 2062,7 на 100 тыс. населения).

Наряду с ростом потребления спиртных напитков отмечается повышение заболеваемости наркоманией. В 2011 г. на учете в диспансерах состояло 10872 больных наркоманией или 114,9 на 100 тыс. жителей, в то время как в 1995 г. - 1524 или 14,8 на 100 тыс. населения, в 2000 г. - 4545 или 45,5 на 100 тыс. населения). С 2000 г. количество больных, состоящих на учете увеличилось более чем в 2 раза (2000 г. - 4545 человек; 2011 г. - 10872 человека).

С наркоманией неразрывно связана проблема ВИЧ-инфекции и СПИД. До 1995 г. Беларусь относилась к странам с низким уровнем выявления ВИЧ-инфекции. В 2011 г. новые случаи инфекции выявлены у 1196 человек (2010 г. - 1069 человек). На 01.01.2012 г. в Республике Беларусь было официально зарегистрировано 12955 ВИЧ-инфицированных человек.

Заболеваемость многими инфекционными болезнями остается пока высокой в большинстве стран мира. Особого внимания заслуживают социально обусловленные инфекции, в первую очередь туберкулез. С 2004 г. наметилась тенденция по снижению заболеваемости туберкулезом; в 2011 г. она составила 42,8 на 100 тыс. населения (2004 г. - 55,4).

В Республике Беларусь на протяжении уже многих лет сохраняется стабильная ситуация в отношении особо опасных инфекций: не было зарегистрировано ни одного случая холеры, бруцеллеза, а с 2001 г. и острых случаев полиомиелита.

В конце 80-х гг. в Республике Беларусь наблюдался рост заболеваемости дифтерией, связанный со снижением иммунизации населения. В 1995 г. было зарегистрировано наибольшее число заболеваний - 322 случая (3,1 на 100 тыс. жителей). В 2011 г. не было зарегистрировано ни одного случая дифтерии (в 2010 г. - 1 случай). Заболеваемость инфекционными болезнями находится в настоящее время под контролем, характеризуется стабильностью и даже снижением по отдельным формам. Заболеваемость вирусным гепатитом в 1990 г. составляла 405,9 на 100 тыс. жителей, в 2002 г. - 750,0, а в 2011 г. она снизилась до 3,0 на 100 тыс. населения.

Инвалидность. В 2011 г. в Республике Беларусь было впервые признано инвалидами 50394 человек, что на 7,3% больше, чем в 2010 г. Из них взрослыми (18 лет и старше) являлись 47417 человек (на 7,8% больше, чем в 2010 г.). Количество впервые признанных инвалидами среди трудового населения составило 21011 человек (на 9,0% больше, чем в 2010 г.). Число впервые признанных детей-инвалидов увеличилось на 0,3% и составило 2977 человек. Контингент впервые признанных инвалидами среди взрослого населения, как и в прошлом году, формировался, главным образом, за счет инвалидов вследствие болезней системы кровообращения (24,66 на 10 тыс. населения, или 40,3%); новообразований (14,89 на 10 тыс. населения, или 24,3%); болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,49 на 10 тыс., или 7,3%); последствий травм, отравлений и других воздействий внешних причин (3,77 на 10 тыс., или 6,2%).

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью оценивается по количеству посещений врачей (включая стоматологов) на 1 жителя в год. В 2011 г. каждый житель посетил врачей в среднем 13,2 раза (в 2010 г. - 13,4).

В настоящее время в республике продолжается активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных до госпитальных форм медицинской помощи - дневных стационаров и стационаров на дому, а также перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.

Снижение уровня госпитализации отмечалось до 2005 г. С 2006 по 2011 гг. наблюдается его ежегодный рост. Нельзя однозначно утверждать, что данная тенденция характеризует повышение заболеваемости населения республики и снижение качества медицинского обслуживания

Показатели использования коечного фонда. Основными показателями, характеризующими использование коечного фонда, являются среднегодовая занятость койки и средняя длительность пребывания больного на койке. В 2011 г. среднее число дней функционирования койки по всем организациям Республики Беларусь составило 326,4 дня (2010 г. - 325,2). В 1990 г. этот показатель составлял 296,7 дня, в 1994 г. - 313,6, а максимальный уровень наблюдался в 1998 г. - 341,3.

В 2011 г. число хирургических вмешательств в стационарах увеличилось на 2,3% и составило 779 888 операций (в 2010 г. - 762296). Послеоперационная летальность за 2 года стабилизировалась и составляет 0,58%.

Медицинские и фармацевтические кадры. Обеспеченность отрасли медицинскими кадрами определяет эффективность функционирования системы здравоохранения. Традиционно в странах бывшего СССР ведется учет всех работников, имеющих диплом о высшем медицинском образовании (в том числе научные работники, административно-управленческий персонал, которые не занимают должности врачей-специалистов, а также специалисты санитарно-эпидемиологической и диагностических служб, не оказывающие непосредственно медицинскую помощь населению).

В странах Европейского Союза в соответствии с рекомендациями таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), Европейский статистический комитет (Евростат), осуществляется учет врачей-специалистов, только непосредственно осуществляющих оказание медицинской помощи населению (практикующие врачи).

С 2010 г. с целью сопоставления статистических данных по медицинским кадрам с международной практикой Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется переход на методологию статистического учета медицинских кадров в соответствии с рекомендациями международных организаций ОЭСР, ЕРБ ВОЗ, Евростат.

По международной методологии лица с высшим медицинским образованием, для которых полученное образование является обязательным условием для выполнения должностных функций - это «врачи, работающие по специальности».

Общая численность «врачей, работающих по специальности», включает как врачей-специалистов, работающих в организациях, оказывающих амбулаторную, стационарную, скорую медицинскую помощь, учреждениях социального обеспечения, так и в санитарно-гигиенических учреждениях и медико-диагностических службах, а также научных работников, профессорско-преподавательский состав учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров и работников аппаратов органов управления здравоохранения.

Из общей численности специалистов с высшим медицинским образованием выделено количество лиц, занимающих должности врачей-специалистов (исключаются лица, имеющие высшее медицинское образование и занимающие неврачебные должности).

Согласно международной методологии статистического учета в обязательном порядке осуществляется отдельный учет врачей-специалистов, непосредственно осуществляющих оказание медицинской помощи населению (практикующие врачи) и врачей-стоматологов. В численность практикующих врачей-специалистов, т.е. непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, включены лица с высшим медицинским образованием, занятые в организациях, оказывающих амбулаторную, стационарную и скорую медицинскую помощь (врачи общей практики, педиатры, акушеры-гинекологи, психиатры, врачи-специалисты терапевтических и хирургических специальностей и другие).

Специалисты с высшим фармацевтическим образованием делятся на лиц с высшим фармацевтическим образованием, для которых полученное образование является обязательным условием для выполнения должностных функций, в том числе работающие на должностях профессорско-преподавательского состава и в аппаратах органов управления, а также практикующих провизоров, занимающих непосредственно должности провизоров.

Работники, имеющие среднее специальное медицинское образование, делятся на лиц, имеющих среднее специальное медицинское образование, а также занимающих должности средних медицинских работников согласно номенклатуре должностей служащих.

Из 56 463 штатных врачебных должностей занято 54 164.В 1994 г. был зарегистрирован самый большой выпуск врачей - 1997 человек, а к 2008 г. выпуск уменьшился на 7,0% и составил 1857 человек. В 2010 г. выпуск врачей увеличился по сравнению с 2009 г. на 179 человек, или на 9,1%.

Укомплектованность врачебных должностей в медицинских организациях системы Минздрава (без зубных врачей) в целом по республике в 2011 г. составила 95,9%. Выше среднереспубликанского уровня показатель укомплектованности врачебных должностей сохраняется в медицинских организациях Могилевской области (99,4%), ниже - в Минской области (93,9%).

Показателем, характеризующим расстановку кадров в республике, также является коэффициент совместительства. В целом по Беларуси для врачей этот показатель составляет 1,39. Выше среднереспубликанского уровня коэффициент совместительства в Минской (1,53) и Могилевской (1,51) областях, ниже - в Гродненской области (1,22).

Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала (128211) было занято 125394.

Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала в 2011 г. составила 97,8% (в 2010 г. - 97,9%). Выше среднереспубликанского уровня этот показатель в Могилевской области - 99,7% (в 2010 г. - 99,5%), ниже среднереспубликанского уровня в г. Минске - 96,6% (в 2010 г. - 96,9%). Коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в 2011 г. составил 1,21 (в 2010 г. - 1,21). Выше среднереспубликанского коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в г. Минске -1,39 (в 2010 г. - 1,40), ниже в Брестской области - 1,10 (в 2010г. - 1,10).

Соотношение врачей и средних медицинских работников в организациях системы Минздрава по занятым должностям в 2011 г. было 2,31 (в 2010 г. - 2,32).

Выполнение территориальных программ государственных гарантий по медицинскому обслуживанию граждан за счет средств бюджета. Амбулаторно-поликлиническая помощь. Число посещений амбулаторно-поликлинических организаций и посещений на дому на 2011 г. было установлено в объеме 11697 посещений на 1000 жителей. Число посещений в амбулаторно-поликлинические организации с учетом посещений на дому в целом по республике за 2011 год составило 11689 посещений на 1000 жителей (99,9% к годовому плану).

Амбулаторно-поликлиническая помощь в республике в целом, оказываемая регионами без учета организаций республиканского подчинения, по своей структуре распределилась следующим образом: 8,37% приходится на посещения пациентов на дому, 8,21% составляют первичные посещения, 40,98% - повторные; 22,44% - профилактические посещения.

Стационарная медицинская помощь населению. Число койко-дней на 1000 жителей с учетом работы организаций здравоохранения республиканского подчинения в 2011 г. составило по республике в целом 3201 койко-день, что соответствует 107,2% выполнения годового норматива (2985‰).

Длительность госпитализации была установлена на уровне 11,1 дня. По республике в целом за 2011 г. она составила 10,9 дня, без учета больных, пролеченных в организациях республиканского подчинения - 10,5 дня. Число пролеченных (выписанные + умершие) за 2011 г. с учетом организаций республиканского подчинения составило 2803831 пациентов (уровень госпитализации - 293,8 на 1000 жителей).

Скорая и неотложная медицинская помощь. Объем скорой и неотложной медицинской помощи населению за 2011 г. по республике составил 339 выездов бригад скорой медицинской помощи на 1000 жителей (112,9% от плана 300 выездов на 1000 жителей).

Внедрение государственных социальных стандартов в области здравоохранения. Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит мониторирование внедрения государственных социальных стандартов в каждом регионе и районе республики. Ежеквартально информация о ходе внедрения социальных стандартов заслушивается на коллегиях управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению, а так же коллегиях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сегодня государственные социальные стандарты внедрены во всех регионах республики.

Исполнение установленных ст. 29 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя по состоянию на 01.01.2012 г., за 2011 г. характеризуется следующим фактическим выполнением: г. Минск - 165,5%, Брестская область - 146,2%, Витебская область - 152,2%, Гомельская область - 149,3%, Гродненская область - 151,1%, Минская область - 129,6%, Могилевская область - 152,1%. Показатель обеспеченности врачами первичного звена (врач общей практики - 1 врач на 1300 жителей, участковый терапевт и педиатр суммарно - 1 врач на 1300 жителей) в 2011 г. выполнен по обеспеченности населения врачами общей практики в республике в целом и во всех ее регионах.

Обеспеченность участковыми врачами-педиатрами и терапевтами суммарно выполняется в полном объеме. Обеспеченность населения участковыми врачами-терапевтами остается ниже норматива (1700 человек взрослого населения на 1 врача) в г. Минске - 1 врач обслуживает 1742 взрослых жителя.

Фактическая обеспеченность койками (без учета коек больниц сестринского ухода) в расчете на 1000 жителей по сравнению с установленным показателем (9 коек на 1000 жителей в регионах, 8 коек на 1000 жителей в г. Минске) выполнен во всех регионах и составляет по республике в целом 10,11 койки на 1000 жителей (из них на организации республиканского подчинения приходится 0,85 койки на 1000 жителей). Обеспеченность жителей регионов республики (без учета использования коек на республиканском уровне) следующая: г. Минск - 6,42, Брестская область - 10,28, Витебская область - 9,19, Гомельская область - 10,06, Гродненская область - 10,64, Минская область - 9,38, Могилевская область - 10,25.

Жители регионов и республики в целом полностью обеспечены аптеками всех форм собственности (норматив обеспеченности для регионов - 1 аптека на 8000 жителей, для г. Минска - 1 аптека на 11500 жителей) - 1 аптека обслуживает в среднем по республике 3544 жителей.

В среднем по республики 1 бригада скорой медицинской помощи обслуживает 11094 жителей (норматив для регионов - 1 бригада на 12000 жителей, для г. Минска - 1 бригада на 12500 жителей). Норматив выполнен всеми регионами республики в полном объеме.

Норматив обеспеченности автотранспортом (для амбулаторий (А) и больниц сестринского ухода (БСУ) - 1 единица автотранспорта, для участковых больниц (УБ) - 2 единицы автотранспорта в УБ с числом коек более 20 и 1 единица автотранспорта в УБ с числом коек 20 и менее) выполнен. Все амбулатории, участковые больницы и БСУ в достаточном количестве обеспечены автотранспортом. В Витебской, Гомельской, Гродненской областях сохраняется высокая обеспеченность автотранспортом участковых больниц мощностью 20 коек и менее, в Витебской области этот показатель превышен и по БСУ. Имеет место наличие одной единицы автотранспорта, которая обеспечивает работу двух организаций здравоохранения (БСУ и А), расположенных в одном здании или на незначительном расстоянии друг от друга (1-2 км).

Норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения (в каждой амбулатории, участковой больнице, больнице сестринского ухода) находится в стадии завершения. При этом в амбулаториях обеспеченность проточным водоснабжением составляет 99,8%, хозяйственно-бытовой канализацией - 99,7%, системой водяного отопления - 99,5%, приточно-вытяжной вентиляцией 97,9%. Участковые больницы обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией на 96,9%. Во всех агрогородках регионов или на расстоянии не более 10 км от агрогородка имеются лечебно-профилактические учреждения (структурные подразделения) с условием розничной реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.

Похожие работы на - Социальная политика государства в области здравоохранения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!