Анализ основных способов регулирования торговой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ основных способов регулирования торговой деятельности

Введение

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Целью курсовой работы является анализ основных способов регулирования торговой деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

) анализ основных способов регулирования торговой деятельности;

) анализ статистических данных;

) оценка и выработка рекомендаций.

Предметом исследования курсовой работы являются вопросы регулирования торговых отношений.

Объектом исследования является торговля.

В силу того, что наша страна является одним из ярких примеров страны с развитой рыночной экономики, регулирование торговой деятельности является неотъемлемой частью нормального функционирования общества. При этом торговые процессы постоянно видоизменяются, эволюционируют, приобретают новые характерные черты. Таким образом изучение основных способов регулирования торговой деятельности является актуальным в современном мире.

1. Основные способы регулирования торговой деятельности

.1 Государственное регулирование деятельности предприятия

Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствования, сокращение различных ограничений в области производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

государственную систему налогообложения;

систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

денежно-кредитная система страны;

меры по осуществлению антимонопольной политики;

используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

система мер по поддержке малого предпринимательства;

применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

систему прав и обязанностей;

меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

меры по регулированию межбюджетных отношений;

расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.

.2 Сертификация

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

Часто отождествляют сертификацию и лицензирование. Лицензия <#"justify">.2.1 Обязательная сертификация

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Так как обязательная сертификация относится к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, следовательно, аспект обязательной сертификации - безопасность и экологичность.

Установленная законодательством РФ обязательная сертификация - это система сертификации продукции или услуг, сертификация которых является обязательным требованием. Чаще всего обязательная сертификация применяется для продукции, которая может повлиять на безопасность людей, их имущество и окружающую среду, на такую продукцию оформляется обязательный сертификат. Сертификация продукции включает в себя различные схемы сертификации. Самые распространенные - это оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

.3 Органы и службы стандартизации в РФ

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая Координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет

Государственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.

Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;

взаимодействует с органами власти республик в составе российской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации и метрологии;

направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;

подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии;

принимает государственные стандарты, осуществляет регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и материалов;

руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии и в межгосударственном совете СНГ;

сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;

руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

участвует в работах по международной региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации и др.

В оргструктуре Госстандарта предусмотрены следующие подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, две типографии, три учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, сертификации и метрологии (ЦСМ). На базе территориальных органов Госстандарта созданы органы по сертификации и испытательные лаборатории, основные задачи, обязанности и права которых устанавливают взаимоувязанные типовые положения, утверждаемые Госстандартом РФ.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК), которые специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

Основные функции технических комитетов по стандартизации:

определение концепций развития стандартизации в своей области;

разработка проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, участвующих в разработке стандартов и др.

По линии международной стандартизации технические комитеты занимаются вопросами соответствия отечественных стандартов международным, участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, а также выполняют ряд других работ.

Научно-технической базой для создания технического комитета служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует его специализации. В их число включаются и научно-исследовательские центры Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

Из других служб по стандартизации необходимо назвать специальные службы (лаборатории, отделы, бюро, центры), создаваемые в научно-исследовательских, конструкторских и других организациях и координирующие работы в области стандартизации, сертификации и метрологии.

.4 Методы регулирования цен на потребительском рынке

Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа:

сбор исходной информации (оценка затрат, уточнение финансовых целей предприятия, определение потенциальных покупателей и конкурентов);

стратегический анализ (финансовый, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции и потребителей, оценка влияния государственного регулирования);

формирование окончательной стратегии.

Основные типовые стратегии ценообразования можно подразделить на три группы: стратегия высоких цен; стратегия средних цен; стратегия низких цен. Стратегию высоких цен называют иногда «премиальным ценообразованием» или стратегией «снятия сливок», в этом случае устанавливается цена несколько выше, чем у конкурентов. Данная стратегия может быть выбрана, если есть сегмент рынка, в котором покупатели готовы платить за особые свойства данной продукции более высокую цену. Это может быть принципиально новый или запатентованный товар, товар повышенного спроса, неэластичного спроса. Стратегию можно применять, если фирма известна и имеет имидж высокого качества или проводит массированную рекламную компанию по запуску нового продукта. А возможно, фирма не располагает необходимыми оборотными средствами для широкого запуска нового товара, и продажа по высокой цене позволит их получить. Разновидностью премиального ценообразования является стратегия ступенчатых премий (скользящей падающей цены или стратегия «исчерпания»). После насыщения первоначально выбранного сегмента фирма может добиваться расширения рынка сбыта за счет установления цен с дискретно снижающейся величиной премиальной надбавки.

При выборе стратегии средних цен фирма устанавливает цену на уровне конкурентов (нейтральное ценообразование, стратегия средних цен или «справедливое ценообразование»). В этом случае роль цены как инструмента маркетинговой политики предприятия сводится к минимуму, т.е. исследования рынка показали, что предприятие может достигнуть своих целей с помощью иных инструментов. В этом случае рыночный сектор, завоеванный предприятием, не увеличивается и не сокращается. Предприятие меньше рискует, так как выбирает цену, уже принятую рынком.

Нейтральное ценообразование можно рекомендовать предприятиям, действующим на рынке, где:

покупатели весьма чувствительны к уровню цены;

предприятия-конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке;

каждому предприятию на рынке необходимо поддерживать определенные соотношения цен в рамках ценового ряда. Под ценовым рядом понимается существующие одновременно соотношения цен на различные модели или модификации одной и той же продукции.

Если предприятие придерживается стратегии низких цен, то оно устанавливает цены несколько ниже, чем у конкурентов. Данная стратегия может называться стратегией или ценового прорыва, или пониженных цен, или «ценой проникновения». Данный тип стратегий направлен на получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. При этом цена не обязательно должна быть низкой по абсолютной величине. Применяются также различные виды стратегий, которые в основном являются модификациями предложенных. Например, стратегия «преимущественной цены» в двух вариантах: цена выше, чем у конкурента (преимущество по качеству), или цена ниже, чем у конкурента (преимущество по издержкам).

Кроме этого, существует ряд дополнительных стратегий поощрения покупателей к потреблению. Например, стратегия «неокругленных цен», или «дифференциации цен в рамках взаимосвязанных товаров».

Различные варианты последней стратегии:

низкая цена на ходовой товар (приманку), повышенные цены на другие товары ассортимента;

низкая цена на основной товар компенсируется завышением цен на дополняющий товар;

выпуск несколько версий товара для сегментов с разной эластичностью;

связывание в набор дополняющих или независимых товаров по льготной цене.

Глава 2. Аналитическая часть

.1 Закон о торговле

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим торговлю, является Федеральный закон «Закон о торговле» от 28 декабря 2009 года, который вступил в силу с 1 февраля 2010 г.

Новый Закон о торговле вводит ряд новаций и ограничений.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и арендовывать дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом запрещается приобретение и аренда дополнительных торговых площадей только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров; об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускается установление запрета на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственности за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Включение в цену договора иных видов вознаграждения не допускается.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.

.2 Органы государственной власти

На федеральном уровне:

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На региональном уровне:

1.Департамент экономического развития и торговли Ивановской области;

2.Департамент Финансов Ивановской области;

.Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области.

Основное положение о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области.

Департамент осуществляет следующие функции по регулированию торговли:

.1. Разрабатывает оперативные, годовые и долговременные прогнозные варианты социально-экономического развития области в мирное время и в особый период.

.3. Определяет приоритетные направления экономического развития области с целью привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций.

.4. Обеспечивает государственное регулирование и анализ деятельности предприятий промышленности, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

.5. Обеспечивает комплексные меры по развитию межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей Ивановской области.

.6. Ведет базы данных по поступившим в область торгово-экономическим, инвестиционным и иным предложениям в сфере международного сотрудничества и обеспечивает доступ к ним заинтересованных хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц, действующих на территории Ивановской области.

.7. Осуществляет деятельность по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции.

.8. Координирует действия органов местного самоуправления и контролирующих органов по обеспечению защиты прав потребителей на территории Ивановской области.

.9. Осуществляет региональную политику в сфере защиты прав потребителей, участвует в формировании и совершенствовании региональной системы защиты прав потребителей.

.10. Участвует при необходимости в рассмотрении судебных исков о защите прав потребителей.

.11. Согласовывает начальную цену на товары, работы, услуги при их закупке на торгах.

.12. Разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих лицензионную деятельность на территории области.

.13. Осуществляет контроль за деятельностью лицензирующих органов исполнительной власти Ивановской области и местного самоуправления муниципальных образований в вопросах лицензирования.

.14. Осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности.

.15. Осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

.16. Ведет реестр розничных рынков Ивановской области.

.17. Выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области.

Основные функции Департамента Финансов Ивановской области по регулированию торговли:

. Участвует в установленном порядке в разработке проектов законов Ивановской области, проектов правовых актов исполнительных органов государственной власти Ивановской области.

Основные функции Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области по регулированию торговли:

. Разрабатывает и утверждает обязательные для применения государственными заказчиками типовые формы документов, в том числе конкурсной документации, проекта государственного контракта, заявки на закупку продукции для государственных нужд Ивановской области.

.3 Методы регулирования торговли

Таблица 1

№ п/пМетоды регулированияДанные1.Правовые методыНормативно-правовые актыВ Ивановской области за период 2006 - 2010 год принято: 2006 год - 2 шт. 2007 год - 3 шт. 2008 год - 7 шт. 2009 год - 8 шт. 2010 год - 5 шт. Всего: 25 шт.2.Экономические методыНалог на прибыльна фед. уровне на рег. уровне общее 2006 год 6,5% 17,5% 24% 2007 год 6,5% 17,5% 24% 2008 год 6,5% 17,5% 24% 2009 год 2% 18% 20%3.Административные методыЛицензированиеПод лицензирование попадают 89 видов деятельности. С 01.01.2009 года прекращается лицензирование на аудиторскую деятельность. С 01.01.2010 года прекращается лицензирование на 4 вида деятельности. С принятием технических регламентов лицензирование будет осуществляться только по 71 виду деятельности.Запрет деятельностиДля индивидуальных предпринимателей существует 41 закрытый вид деятельности (в том числе производство пиротехнических изделий, торговля военной техникой, производство лекарственных средств и так далее)

.4 Барьеры входа и выхода

Таблица 2

№ п/пНаименованиеХарактеристика1.Барьеры входаФакторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовать прибыльное производство в отрасли1.1.Масштаб инвестицийСтроительство более крупных или более современных заводов, сетей обслуживания или розничных торговых точек способно уменьшить желание конкурентов попытаться конкурировать с вами1.2.БрендингДействия, направленные на то, чтобы ваш товар или услуга стали синонимом высшего и стабильного качества1.3.СервисПредоставление сервиса такого высокого уровня, чтобы клиенты испытывали естественное желание сохранять верность компании и не имели стимула перехода к конкурентам1.4.Существование «издержек переключения»«Привязывание» к себе покупателей, например с помощью использования программ по продвижению товара, в рамках которых покупателям предоставляется возможность сэкономить, если они пользуются товарами и услугами одного поставщика1.5.Ограничение доступа к каналам распределенияПриобретение компаний-дистрибьюторов или установление с ними особых отношений, что затрудняет или делает невозможным для других поставщиков доведение их товаров до конечных потребителей1.6.Ограничение доступа к ресурсамПолучение высококачественного (или всего доступного) сырья либо путем приобретения его источника (как это обычно делают, например, производители молочных продуктов), либо путем установления особых отношений с поставщиками, либо путем закупки сырья по более высоким ценам1.7.Права собственности (местоположение)Способность занять самые выгодные места может быть ключевым моментом в таких различных сферах бизнеса, как производство нефтепродуктов и розничная торговля1.8.Компетентность - найм лучших сотрудниковЗнание о том, как лучше всего сделать то, что прежде всего ценит клиент, является часто недооцениваемым барьером1.9.Компетентность в области интеллектуальной собственности - патентыПатенты чрезвычайно важны и обеспечивают получение гораздо более высоких прибылей по сравнению с теми, которые были бы возможны в случае их отсутствия1.10.Обладание наименьшими затратамиИметь возможность производить товар или услугу для определенного рынка с затратами меньшими, чем у конкурентов, обычно за счет обладания большей долей рынка в данном сегменте, и жесткой защиты этого сравнительного преимущества1.11.Конкурентная реакцияДать понять конкурентам, что вы будете защищать «свой участок», если необходимо, с помощью «крайних» мер1.12.Соблюдение конфиденциальностиИногда прибыльный рынок сравнительно невелик, и о его существовании и потенциальной прибыльности может быть неизвестно конкурент2.Барьеры на выходеСилы, затрудняющие уход с рынка и способствующие тому, что на рынке остается слишком много конкурентов2.1.Затраты, связанные с увольнением работниковЗатраты на выплату выходных пособий работникам могут быть очень значительными, они могут в несколько раз превосходить ежегодные убытки от продолжения бизнеса2.2.Списание капитальных затратУход из бизнеса может послужить причиной списания дорогостоящих заводов и оборудования, которые могут быть использованы только в этом бизнесе2.3.Реальные затраты, связанные с уходом из бизнесаУход из бизнеса может иногда приводить к реальным единовременным затратам, кроме расходов на увольнение работников2.4.Совмещенные затратыЧасто трудности с уходом из убыточного бизнеса возникают в связи с тем, что этот уход влечет за собой рост издержек другого, прежде прибыльного направления деятельности, из-за того, что часть издержек, связанных с ними, были общими2.5.Требование клиентами комплексного обслуживанияНекоторые клиенты высоко ценят предоставление различных товаров одним и тем же поставщиком и неохотно обращаются к тем, кто предлагает ограниченный ассортимент только прибыльных товаров2.6.Неэкономические причиныБарьеры на выходе очень часто являются откровенно неэкономическими, как, например, в тех случаях, когда правительство или профсоюзы требуют, чтобы фирма продолжала работать, и обладают властью для обеспечения этого решения

Глава 3. Рекомендации по улучшению регулирования торговли

.1 Развитие конкуренция один из способов регулирования торговли в Ивановской области

Ближайшие несколько лет могут стать ключевыми для будущего развития конкуренции на российских рынках. Ее усиление происходит на фоне реструктуризации предприятий, входа участников на новые рынки. В этом контексте восстановление спроса после рецессии - благоприятная среда для развития конкуренции, как двигателя развития торговли. В период финансово-экономического кризиса произошел отбор лучших участников рынков и отбраковка худших. Лучшие участники рынка мобилизовали внутренние резервы для повышения конкурентоспособности, и, если восстановление спроса будет происходить достаточно быстро, это неизбежно будет сопровождаться усилением конкуренции. Однако в экономике ничего не происходит автоматически. Государство обладает сильными рычагами воздействия на выбор между конкуренцией и отказом от нее.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов.

Основой конкурентной политики Российской Федерации является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р.

В соответствии с указанным распоряжением летом 2009 года Министерство экономического развития Российской Федерации направило субъектам Российской Федерации рекомендации и поручило проанализировать региональные рынки товаров и услуг и разработать программы развития конкуренции на своих территориях к сентябрю прошлого года.

Программа развития конкуренции Ивановской области разработана в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России при активном взаимодействии со специалистами Департамента развития конкуренции Минэкономразвития, а также специалистами УФАС России по Ивановской области.

Основная цель программы развития конкуренции в Ивановской области - повышение уровня развития конкурентной среды на товарных рынках и в отдельных секторах экономики региона.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:

повышение уровня развития конкурентной среды за счет снятия инфраструктурных ограничений развития экономики;

обеспечение доступности транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры для хозяйствующих субъектов;

устранение необоснованных административных и экономических барьеров «вхождения» на рынок товаров и услуг на основе совершенствования региональной нормативно-правовой базы;

формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества и повышения качества жизни;

совершенствование использования инструментов экономического регулирования, в том числе инвестиционной политики, стратегического планирования, государственных закупок и тарифного регулирования;

обеспечение информационной открытости деятельности органов власти, контролирующих и надзорных органов в целях защиты прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов.

В ходе разработки программы развития конкуренции Ивановской области на период до 2012 года была проанализирована ситуация на ключевых для региона рынках товаров и услуг:

рынок продукции агропромышленного комплекса;

строительный рынок;

рынок потребительских товаров и услуг, в том числе сфера туризма;

энергетический рынок;

рынок продукции сферы инфокоммуникационных технологий и связи;

рынок транспортных услуг;

рынок здравоохранения и сфера торговли фармацевтической и медицинской продукцией;

рынок образовательных услуг;

рынок услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Программа предусматривает несколько магистральных направлений, при этом каждому жителю области должно быть понятно, что ему дает развитие конкуренции. Таким образом, акцент в программе сделан, прежде всего, на развитии конкуренции в тех сферах, которые наиболее близки к конечному «потребителю», в том числе в торговле.

В ходе работы над региональной программой развития конкуренции в Ивановской области членами рабочей группы был проведен анализ рыночной ситуации, выявлены ключевые факторы и риски, ограничивающие развитие конкуренции на региональных рынках. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о недостаточном уровне развития конкурентной среды на региональных рынках товаров и услуг.

В качестве примера возьмем одну из самых привлекательных отраслей экономики в мире - хлебопечение.

В России на 10 тысяч жителей приходится в среднем менее 1 субъекта хлебопечения, в то время как в Европе - 3,5. Как результат - высокая цена и низкое качество продукции. И при этом одним из ключевых ограничений развития конкуренции на рынке хлебопечения являются высокие барьеры входа.

В Республике Марий Эл в целях снятия этих ограничений была разработана программа «Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009-2011 годы», в рамках которой планируется:

создать единый сырьевой распределительный центр для хранения и доставки всех необходимых ингредиентов хлебопечения от муки до ванили;

организовать единую ремонтную базу хлебопекарного оборудования;

построить один учебно-производственный центр с классами-пекарнями, кондитерскими и лабораториями для работников.

Координацией работ занимается специально созданная в апреле 2009 года Управляющая компания - «Фонд развития конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл».

Очевидно, что единой инфраструктурой, которая в то же время является самостоятельным бизнесом, смогут воспользоваться местные хлебопеки, что позволит существенно снизить издержки и повысить эффективность. Как показывает европейская практика, такой подход разделения бизнеса очень удобен. Например, в Германии о функционировании аналогичной инфраструктуры заботятся общественные объединения - гильдии пекарей, а, собственно, пекари занимаются своим прямым делом - пекут хлеб.

Кроме того, появление единых центров существенно упрощает вход на рынок новых игроков.

В Ивановской области лидерами в производстве хлеба и хлебобулочных изделий являются ООО «БКК «Риат» (13,4 тыс. тонн в год), ОАО «Ивановский хлебокомбинат №3» (12,5 тыс. тонн в год), ОАО «Ивановохлеб» (9,3 тыс. тонн в год).

УФАС России по Ивановской области в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, включены 12 предприятий, функционирующих на рынке «хлеба и хлебопродуктов», в том числе ОАО «Тейковский хлебокомбинат», ОАО «Фурмановский хлебокомбинат», ОАО «Вичугский хлебокомбинат» и другие.

Уже из названий предприятий вырисовываются территориальные границы рынков, на которых они функционируют. Для некоторых муниципальных образований Ивановской области характерна ситуация, когда привоз хлеба в магазины осуществляется 1-2 раза в неделю. Устранить существующие диспропорции и призвана региональная программа.

Помимо анализа рынков, проект программы развития конкуренции определяет цели, задачи и инструменты развития конкуренции. При этом основной упор делается на совершенствование инструментария и нормативно-правового обеспечения инвестиционной политики региона, развитие малого и среднего предпринимательства, совершенствование системы государственного и муниципального заказа, развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Программные мероприятия по развитию конкуренции в настоящих условиях предусматривают реализацию следующих мер конкурентной политики:

снижение издержек входа на рынок, в том числе путём снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;

смещение акцента с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти;

расширение поддержки малого бизнеса путём обеспечения доступа субъектам малого бизнеса к кредитным ресурсам и развития системы проектного кредитования и микрокредитования;

формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных и муниципальных заказов;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Минэкономразвития России к настоящему времени разработало Методику определения основных показателей и критериев оценки конкурентной среды и уже в середине 2010 года планирует провести мониторинг состояния конкурентной среды в регионах, результаты которого будут учитываться при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и распределении субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В этой связи стоит задача создать все условия, сделать все необходимое, чтобы программа развития конкуренции стала действенным инструментом в государственном регулировании торговли в Ивановской области.

барьер конкуренция потребительский стандартизация

Заключение

В 2010 году в условиях ухудшающейся конъюнктуры замедление темпов роста розничной торговли продолжится. Оборот розничного рынка составит более 73 млрд. рублей, темп роста - 103,1%. Предполагается, что товарная насыщенность потребительского рынка в период с 2010 по 2012 годы будет носить устойчивый характер. Спрос населения на важнейшие продукты питания, социально необходимые промышленные товары и товары культурно-бытового назначения будет удовлетворяться в полной мере.

В целом темпы роста товарооборота к 2012 году повысятся незначительно, при условии роста покупательской способности населения и стабильности потребительских цен на социально значимые продукты питания и основные группы промышленных товаров.

Положительное влияние на развитие потребительского рынка Ивановской области может оказать активное развитие региональных и федеральных сетевых компаний, в том числе в муниципальных районах области. В 2010 - 2012 годах в области планируется строительство крупных объектов торговли в городе Иваново: торгового центра "Галерея" в районе Автовокзала, 2-й очереди молодежного торгово-развлекательного комплекса ООО "СЭЛКОМ" на пл. Пушкина и др. В 2010 году в городском округе Кинешма планируется начать, а в 2011 году завершить строительство торгового центра площадью 1000 кв. м на 30 рабочих мест.

Всего в 2010 - 2012 годах по данным муниципальных образований планируется открытие около 40 новых объектов стационарной розничной торговли площадью более 100 тыс. кв. метров. При условии создания благоприятного инвестиционного климата, расширения сферы торговли и развитии приемлемых форм потребительского кредитования, темп роста оборота розничной торговли в 2012 году по отношению к 2007 году по прогнозу увеличится в 1,5 раза в сопоставимых ценах.

Список использованной литературы

1.Воробьева Г.Н. «О стандартизации услуг» // Стандарты и качество. 1998. № 1

2.Осин Г.П. «Цены и ценообразование». - М.: Экономистъ, 2006.

.Солнцев В.Р. «Государственное регулирование цен и контроль за их применением». // Экономист, 2006, №9.

.Рише К. «Экономика предприятия». - М.: Аристей, 2005.

.Авдашева С.Б., Розанова Н.М. «Теория организации отраслевых рынков». Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998.

.Титов В.И. «Экономика предприятий: учебник». - М.: Эксмо, 2008 г.

Похожие работы на - Анализ основных способов регулирования торговой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!