Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО 'Супермаркет 'Семейный'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО 'Супермаркет 'Семейный'

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний и получение практических навыков в области управления факторами, влияющими на прибыль.

Задач курсовой работы:

·    изучить сущность и содержание прибыли;

·        рассмотреть виды прибыли;

·        определить факторы, влияющие на прибыль;

·        проанализировать факторы, влияющие на прибыль на предприятии

·        дать рекомендации по увеличению прибыли

Предметом исследования является финансово- хозяйственная деятельность предприятия. Объектом исследования является предприятие ООО «Супермаркет «Семейный».

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, финансовые коэффициенты. В целях наглядности материал был представлен в виде таблиц и графиков.

Основой для написания курсовой работы послужили: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2), учебные пособия таких экономистов, как Ковалев В.В., Бердникова Т.Б. и многие другие, а так же статьи журнала «Финансовый менеджмент»

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности организации

.1 Сущность и содержание прибыли в условиях рынка

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Проблема экономического содержания, функции и значения прибыли находится в поле зрения многих экономистов.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие "бухгалтерской прибыли" в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:

♦       поддержания благосостояния или сохранения капитала;

♦       эффективности, или наращения, капитала.

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток - их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде "усилий" (т.е. расходов) и соответствующих им "достижений" (т.е. доходов). Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

♦   в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а иногда в рамках одной страны для разных предприятий) возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

1 изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды.

2 величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение (будь то заемных или средств акционеров). Верно и обратное: в случае если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины "стоимости капитала", предприятие фактически растрачивает капитал. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом понятие "экономическая прибыль" в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитывать такую экономическую стоимость, однако всех их объединяет принципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей "уровню достатка" в начале периода.

Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат отвергнутых возможностей (Рис. 1.).

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, то это свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов или, иными словами, что оно проедает предоставленный ему капитал. Таким образом, отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала в другие сферы использования [16; с. 305].

Существование понятий "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого, показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может, как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта,- показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия [6; с. 288].

Прибылью в целях налогообложения признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с налоговым законодательством [1].

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции:

·        Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

·        Показатель эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления, находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

·        Источник формирования доходов бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием "прибыль" понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов [9; с.473].

1.2 Прибыль и экономические факторы, определяющие величину прибыли, и оценка их влияния

Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам [11; с.126]:

. По источникам формирования прибыли, используемым в ее учете, выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества и прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции - товаров, работ, услуг - является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин "прибыль по основной деятельности". В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации.

Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином "доходы от внереализационных операций", однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами (в виде распределенной прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

. По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд кажется, что этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично - в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия),

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как в конечном счете возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа, обеспечения получения депозитного процента по среднему остатку денежных средств на расчетном или валютном счетах и т.п.

. По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее. Наглядно формирование чистой прибыли представлено в приложении 1 [5; с. 277].

. По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

. По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

. По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую "чрезвычайную" прибыль. Термин "чрезвычайная" прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия,

. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение).

. По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).

Такая систематизация, проведенная лишь по наиболее важным классификационным признакам, приведена в приложении 1.

Для того чтобы принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, следует классифицировать факторы изменения прибыли и параметры, количественная оценка которых позволит выявить влияние факторов на этот процесс.

Под факторным анализом понимается выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов на величину результативных показателей [2; с. 15].

Методы факторного анализа предназначены для решения следующих задач:

·        отыскание скрытых, но объективно существующих закономерностей между факторами и оценка их влияния на результативные показатели;

·        описание изучаемого явления значительно меньшим числом обобщенных факторов (например, исходных факторов было 20, а обобщенных 3 - 4, но они объемлют информацию всех или почти всех исходных факторов);

·        выявление стохастической связи между исходными и обобщенными факторами (например, зависимость между обобщенным фактором «технический уровень предприятия» и частными факторами, его образующими: фондовооруженность, фондообеспеченность и др.);

·        построение уравнения регрессии на обобщенных факторах (в качестве результатного показателя может использоваться, например, некоторый показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности) [8; с. 129].

Различают следующие типы факторного анализа:

·   детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

·        прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

·        одноступенчатый и многоступенчатый;

·        статический и динамический;

·        ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический анализ - это методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, формирующих этот показатель.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Он проводится с целью комплексного исследования внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов, формирующих величину изучаемого результативного показателя.

Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим, от причин к следствиям с целью установления чувствительности изменения многих результативных показателей к изменению изучаемого фактора.

Факторный анализ может быть одноуровневым и многоуровневым. Первый вид используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а * b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущности. Детализация факторов может быть продолжена. В таком случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненное.

Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. [17; с. 16].

Все факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним факторам относятся [5; с. 283]:

·      рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

·      хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

·      материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

·        организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

·        экономические факторы (бюджетирование, финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

·        социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Количественную оценку изменения перечисленных факторов осуществляют с использованием таких параметров, как:

1 отпускные цены на реализованную продукцию;

2 оценка объема продукции (по базовой себестоимости);

3 структура реализации продукции;

4 экономия от снижения себестоимости продукции;

5 изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;

6 политика цен на материалы, тарифов на услуги;

7 цена на 1 руб. продукции.

Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:

8 оценка плана (прогноза) прибыли;

9 изучение состава и структуры прибыли в динамике;

10выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;

11выявление резервов роста прибыли;

12разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.

В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние факторов. Наглядно это представлено на рис. 2.

Прибыль от продаж (реализации) продукции отражает абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организации перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

Величина прибыли определяется объемом реализации продукции (работ, услуг) и зависит от ряда факторов, воздействующих на объем проданной продукции и ее себестоимость [18; с. 3 - 8].

К факторам первой группы влияния относятся:

13объем реализации продукции;

14объем продукции (по плановой себестоимости);

15то же, но обусловленное изменениями в структуре продукции

Факторы второй группы влияния включают экономию от:

16снижения себестоимости продукции;

17то же, но за счет структурных сдвигов;

18здесь же учитываются колебания издержек в связи с динамикой цен на материалы, тарифами на услуги, а также цен на рубль продукции [14; с. 126].

Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная таблица 1.1 и таблица 1.2 [4; с. 160], исходные данные которых позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.         Рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение. Материалами для анализа прибыли является бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 1 дает характеристики изменения финансового положения предприятия, приводятся основные финансовые показатели прибыли за два периода.

На основе таблицы 2 производится расчет влияния на прибыль от реализации таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Покажем формулы для расчета данных показателей.

. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации товаров:

∆Р = Р1- Р0,

где, P1 - прибыль отчетного года;

P0 - прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1):

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = У р1ц1 - У р0ц0 ,

где, Nр1 = У р1ц1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 - цена товара в отчетном году;

ц - количество товаров;

Nр1,0 = У р1ц1 - У р0ц0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 - цена товара в базисном году.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базовой) себестоимости (∆Р2):

∆Р2 = Р0 * К1 - Р0 = Р0 * (К1 - 1),

где Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 S1,0 / S0,

где

S1,0 - фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах ба-зисного периода;

S0- себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3 ). Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости:

∆Р3 = Р0 * (К2 - К1)

где, К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0,

где

N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0- реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4). В данном случае это влияние составило:

∆Р4 = S1,0 - S1

где, S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

S1 - фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

6. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5) исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

∆Р5 = S0К2 - S1,0

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7

или

∆Р = ∑7i=1 Рi

где, ∆Р - общее изменение прибыли;

Рi - изменение прибыли за счет i-го фактора.

Завершается анализ сопоставлением влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции

Для того, что бы более наглядно показать какие именно факторы наиболее значительно влияют на прибыль от реализации можно данные представить в табличном виде. Сопоставив удельные веса каждого фактора можно сделать вывод о том, на какие факторы следует обратить особое внимание [3; с. 40].

Остальные изменения прибыли происходят под влиянием экономии от снижения себестоимости и изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе себестоимости.

Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За ее счет создается резервный капитал, производятся выплаты дивидендов, выплаты работникам (в доле, утвержденной акционерным собранием) и иные цели[13; с. 149].

.3 Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности

Исходной информацией для анализа прибыли и рентабельности являются данные из стандартных форм бухгалтерской отчетности: баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2). Указанные формы являются документами внешней отчетности фирмы и могут быть доступны для всех групп заинтересованных пользователей.

Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - это отчетный документ, представляющий собой детализированный перечень в стоимостной оценке имущества предприятия (активы) и источников их возникновения (пассивы).

Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей - актив и пассив. В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы имущества предприятия по функциональному признаку.

Активы фирмы по сроку использования подразделяются на:

·              внеоборотные или постоянные активы (ПА) - ресурсы, приобретенные для долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.);

·              оборотные или текущие активы (ОбС) или оборотные средства - ресурсы, приобретенные с целью их использования в течение обычного производственного цикла фирмы или одного года. Сюда относят: производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, свободные денежные средства компании, краткосрочные финансовые вложения, величину дебиторской задолженности и прочие оборотные активы.

Пассивы предприятия (источники финансирования) по признаку принадлежности разделяются на собственный капитал (СС) и заемный капитал (ЗС).

Собственный капитал включает уставной капитал (УК) (акционерный капитал), добавочный капитал, резервный капитал (РК) и дополнительный капитал, представляющий собой накопленную прибыль, как распределенную, так и нераспределенную.

С точки зрения возможности “безопасного” использования в течение длительного срока (в основном для финансирования постоянных активов) долгосрочные обязательства приравниваются к собственному капиталу и составляют вместе с ним инвестированный капитал.

Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг компании перед третьими лицами.

Основной принцип бухгалтерского учета - “равенство активов и пассивов” - используя приведенные выше обозначения, можно записать так:

К=ВА+ВП=ПА+ОбС=СС+ЗС, (1.2.1)

где К - валюта баланса, ВА - всего активов, ВП - всего пассивов.

В данной работе будет проведен анализ факторов влияющих на прибыль на основе финансовой отчетности ООО «Супермаркет «Семейный» за 1, 2, 3 квартал 2008 года. Исходные балансовые данные представлены в Приложении 3.

Отчет о финансовых результатах и их использовании.

Отчет о финансовых результатах и их использовании - это бухгалтерский документ, представляющий результаты деятельности предприятия за определенный период. В приложении 4 представлена форма №2 или отчет о прибылях и убытках ООО «Супермаркет «Семейный» за 1, 2, 3 квартал 2008 г.

Краткие характеристики основных статей отчета о прибылях и убытках:

Выручка от реализации (В) - это стоимость реализованной продукции или оказанных услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей за отчетный период).

Прибыль от реализации представляет собой разность между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию (суммой переменных и постоянных затрат).

Экономический смысл прибыли от основной деятельности состоит в оценке эффективности чисто производственной деятельности предприятия.

Балансовая прибыль (Пб) представляет собой массу прибыли до ее налогообложения. Поэтому, иногда, эта строка именуется как "Прибыль до налогообложения". Балансовая прибыль формируется из прибыли (убытков) от основной деятельности, доходов (расходов) от участия в других организациях, а также прочих операционных и прочих внереализационных доходов (расходов).

Чистая прибыль (Пч), равная балансовой прибыли за вычетом налога на прибыль, - ключевое понятие финансового менеджмента. Именно этот показатель дает наилучшее представление об эффективности функционирования предприятия. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала предприятия.

Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов предприятия, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей [7; с. 10].

Глава 2. Анализ факторов, влияющих на прибыль на примере организации ООО «Супермаркет «Семейный»

прибыль хозяйственный рентабельность

2.1 Общая характеристика предприятия

. Справочные данные

Полное фирменное наименование Общества на русском языке - Общество с ограниченной ответственностью «Супермаркет «Семейный», сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке - ООО «Супермаркет «Семейный».

Адрес: 644021, Россия, г. Омск, Б. Хмельницкого, 224.

Генеральный директор - Алексеенко Светлана Петровна

Директор супермаркета - Богер Ирина Ивановна

.        Общая характеристика

ООО «Супермаркет «Семейный» был основан 17 ноября 2005 г.

Организационно-правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью. Общество является коммерческой организацией.

Участниками ООО «Супермаркет «Семейный», именуемое в дальнейшем «Общество», являются граждане РФ.

Общество является юридическим лицом: имеет в собственности расчетный и иные банковские счета, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения, обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе иметь собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.

Общество создано на неограниченный срок.

Целью деятельности Общества является предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли.

2.2 Финансово-хозяйственная деятельность организации

Общество обладает самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, распределении прибыли, в вопросах определении формы управления и других вопросах. Вмешательство в хозяйственную деятельность Общества со стороны органов государственной власти и местного самоуправления не допускается за исключением случаев, установленных законом.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является:

·        розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

·        создание собственной сети магазинов оптовой и иной торговлей;

·        операции с недвижимостью, в том числе субаренда нежилого недвижимого имущества;

·        рекламная деятельность, оказание информационных услуг;

·        проектирование, строительство, ремонт, эксплуатация объектов различного назначения, любых зданий, сооружений, монтажные работы различных профилей;

·        издательская и полиграфическая деятельность, выпуск и распространение печатной продукции и других средств массовой информации;

·        проведение научно - исследовательских работ, разработка и внедрение в производство научных идей и высокоэффективных технологий;

·        осуществление других работ, оказание других услуг и иные виды деятельности, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, исполнять обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и Уставу предприятия.

Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:

·   проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;

·        поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;

·        участия в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;

·        осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

Общество самостоятельно планирует свою производственно - хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива, определяет перспективы развития. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями услуг Общества, а также с поставщиками материально - технических и иных ресурсов.

Общество при осуществлении своей деятельности свободно в выборе партнеров и условий заключаемых с ними договоров. Выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.

Уставный капитал Общества составляет один миллион рублей.

Часть чистой прибыли подлежащей распределению, распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.

Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Общества Общим собранием участников избирается ревизор Общества сроком на три года в порядке, установленном настоящим Уставом.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Общества осуществляется по итогам деятельности Общества за год, а также во всякое время по инициативе Ревизора, по решению Общего собрания Общества или по заявлению участника (участников) Общества, владеющего в совокупности не менее 10% голосов Общества.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества Ревизор общества составляет заключение.

Среднесписочная численность работников предприятия

·           1 квартал составляет 30 человек;

·        2 квартал - 37 человек;

·        3 квартал - 37 человек.

Организационная структура предприятия наглядно изображена на Рис. 3.

. Основные направления деятельности

Данное предприятие имеет сеть магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. В число данных товаров входит:

·   продукты питания

·   алкогольная продукция

·   непродовольственные товары

4. Перспективы развития

ООО «Супермаркет «Семейный» собирается расширять сеть своих магазинов. Уже в начале 2009 года планируется открытие еще одного супермаркета. Тем самым предприятие планирует завоевать как можно большую долю потребителей на рынке предлагаемых этим предприятием товаров.

Так же в 2009 году планируется произвести расширение ассортимента товаров, пользующихся спросом.

.3 Анализ факторов, влияющих на прибыль организации ООО «Супермаркет «Семейный»

Источниками информации для анализа служат Бухгалтерский баланс (форма №1), а также Отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Таблица 3 дает информацию об изменении показателей определяющих чистую прибыль предприятия за 1 и 2 квартал 2008 года.

Из данной таблицы видно, что основной причиной увеличения чистой прибыли предприятия (на 51 тыс. руб.) явилось увеличение выручки во 2 квартале 2008 на 2,86 %. Негативное влияние оказывает увеличение себестоимости продукции на 3,15 %, коммерческих расходов на 5,34 % и прочих расходов на 57,14 %. Это связано с повышением цен на услуги и материалы. Так же из таблицы видно, что уменьшилась рентабельность продаж. Это говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать прибыли на 2,7 копеек меньше. Уменьшилась рентабельность производства и предприятия.

Изменение выручки, себестоимости и чистой прибыли наглядно представлены на Рис. 4.

На основе этого графика можно сделать вывод, что чистая прибыль увеличилась вследствие увеличения себестоимости и выручки от реализации.

Таблица 4 дает информацию об изменении показателей определяющих чистую прибыль предприятия за 2 и 3 квартал 2008 года.

В 3 квартале чистая прибыль увеличилась на 7,75 % по сравнению со 2 кварталом. Положительное влияние оказало уменьшение коммерческих расходов на 42,67 %. Так же из таблицы видно что увеличилась рентабельность продаж. Это говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать прибыли на 16,92 копеек меньше. Увеличилась рентабельность производства и предприятия.

Динамика изменения выручки от реализации, себестоимости и чистой прибыли изображена на Рис. 5.

Из графика видно, что уменьшилась выручка и себестоимость, положительным моментом является увеличение чистой прибыли.

Общая динамика изменения выручки, себестоимости и чистой прибыли за три квартала изображена в приложенях.

В таблице 5 приводятся данные по предприятию ООО «Супермаркет «Семейный», касающиеся прибыли от реализации товаров за 1 и 2 квартал 2008 года.

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Произведем расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров за 1 и 2 квартал.

. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1) рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0,

где

Nр1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 - цена товара в отчетном году;

ц - количество товаров;

Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 - цена товара в базисном году.

∆Р1 = 19078 - 18667 = 411 тыс. руб.

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р2 = Р0 * К1 - Р0 = Р0 * (К1 - 1),

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 = S1,0 / S0

где

S1,0 - фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах ба-зисного периода;

S0- себестоимость базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = 1,018 (15760 / 15479). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

∆Р2 = 18548 * 1,01815 - 18548 = 337 тыс. руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3 ). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р3 = Р0 * (К2 - К1) ,

где

К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0,

где

N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0- реализация в базисном периоде.

К2 = 18667 / 18548 = 1,00642

∆Р3 = 18548 * ( 1,00642 - 1,01815) = - 218 тыс. руб.

4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 - S1

где

S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

S1 - фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

∆Р4 = 15760 - 16007 = - 247 тыс. руб.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

∆Р5 = S0К2 - S1,0

∆Р5 = 15479 * 1,00642 - 15760 = - 182 тыс. руб.

6. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения объема и цен на материалы и цен тарифов на услуги (∆Р6). В данном случае цены, объем материалов и объем выполненных услуг были повышены на 50 тыс. рублей, оплата труда на 49 тыс. рублей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= - 99 тыс. руб.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продаж за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6

или

∆Р = ∑7i=1 Рi

где ∆Р - общее изменение прибыли;

Рi - изменение прибыли за счет i-го фактора.

∆Р = 411 + 337 - 218 - 247 - 182 - 99 = 2 тыс. руб.

Таким образом, на данном предприятии основными факторами, повлиявшими на величину прибыли, являются:

·   увеличение объема продукции на 337 тыс. py6.;

·   структурные сдвиги в составе проданной продукции дали уменьшение прибыли на 218 тыс. руб.

·   изменение себестоимости за счет структурных сдвигов привело к уменьшению прибыли на 182 тыс. руб.

·   изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение прибыли на 411 тыс. руб.

·   нельзя не учесть увеличение затрат на материалы и услуги на 347 тыс. рублей.

Общее отклонение по прибыли от продаж составляет 2 тыс. руб., что соответствует сумме факторных влияний. Изложенное выше графически представлено в приложении 6.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить таблицу 6.

Данные таблицы 6 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют три фактора, а именно - изменения отпускных цен, объема продукции в оценке по базовой себестоимости и изменение себестоимости продукции. Также немаловажное влияние оказывает: изменений в объёме товаров объема товаров от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Влияние же других факторов не столь заметно.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии ООО «Супермаркет «Семейный» возрастает, в основном, за счет фактора изменения отпускных цен, причиной которого является увеличение выручки от реализации.

Теперь рассмотрим влияние факторов на изменение прибыли за 2 и 3 квартал.

В таблице 7 приводятся данные по предприятию ООО «Супермаркет «Семейный», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 и 3 квартал 2008 года.

Произведем расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров за 1 и 2 квартал.

. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1) рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:

∆Р1 = Nр1 - Nр1,0,

где

Nр1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 - цена товара в отчетном году;

ц - количество товаров;

Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

р0 - цена товара в базисном году.

∆Р1 = 18002 - 17329 = 673 тыс. руб.

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р2 = Р0 * К1 - Р0 = Р0 * (К1 - 1),

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 = S1,0 / S0

где

S1,0 - фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах ба-зисного периода;

S0- себестоимость базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = 0,86918 (13913 / 16007). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

∆Р2 = 19078 * 0,86918 - 19078 = - 2496 тыс. руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р3 = Р0 * (К2 - К1)

где

К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0,

где

N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0- реализация в базисном периоде.

К2 = 17329 / 19078 = 0,90832

∆Р3 = 18548 * ( 0,90832 - 0,86918) = 747 тыс. руб.

4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 - S1

где

S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

S1 - фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

∆Р4 = 13913 - 14614 = - 701 тыс. руб.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

∆Р5 = S0К2 - S1,0

6. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения объема и цен на материалы и цен тарифов на услуги (∆Р6). В данном случае цены и объем материалов и объем выполненных услуг были понижены на 833 тыс. рублей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= 833 тыс руб.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продаж за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6

или

∆Р = ∑7i=1 Рi

где ∆Р - общее изменение прибыли;

Рi - изменение прибыли за счет i-го фактора.

∆Р = 673 - 2496 +747 - 701 + 627 + 833 = - 317 тыс. руб.

Таким образом, основными факторами, повлиявшими на величину прибыли в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом, являются:

·   уменьшение объема продукции на 2496 тыс. py6.;

·   структурные сдвиги в составе проданной продукции дали увеличение прибыли на 747 тыс. руб.

·   изменение себестоимости за счет структурных сдвигов привело к увеличению прибыли на 627 тыс. руб.

·   изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение прибыли на 673 тыс. руб.

·   нельзя не учесть уменьшение затрат на материалы и услуги на 833 рублей.

Рассмотрим влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции в таблице 8.

Данные таблицы 8 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют три фактора, а именно - изменения объема продукции в оценке по базовой себестоимости и изменения в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции, а также изменения затрат на материалы и услуги.

Глава 3. Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО «Супермаркет «Семейный»

.1 Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО «Супермаркет «Семейный»

ООО «Семейный» проводит регулярные исследования в области маркетинга и менеджмента своей организации. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, факторного анализа прибыли от реализации товаров и анализа показателей прибыли необходимо разработать мероприятия по увеличению прибыли организации:

1. увеличить выручку от реализации предприятия;

2. уменьшить расходы предприятия.

Доход предприятия складывается из произведения оборота продукции и торговой наценки. А оборот, в свою очередь равен проходимости магазина умноженной на среднюю покупку в этом магазине. С помощью воздействия на эти факторы можно увеличить прибыль предприятия.

Проходимость - это количество покупателей, посещающих магазин. Их число можно увеличивать за счет рекламы, акций, распродаж и т.д.

Средняя покупка - это количество человек купивших товары данного магазина за определенный промежуток времени. Увеличить величину средней покупки можно путем:

·   увеличения ассортимента предлагаемой продукции;

·   проведения различного рода акций (распродажа, скидки с крупной покупки и другое);

·   использование пластиковых карт - при их использовании человек тратит гораздо больше денег, приобретая товары в магазине.

Лояльность - это процент покупок, произведенных в отдельном магазине относительно других магазинов данного предприятия. Увеличение прибыли за счет этого фактора возможно при введении дисконтных карт.

Признание того факта, что в настоящее время у предприятия существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

Предприятие должно получать прибыль в таком размере, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство и решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.

На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

·   увеличение скорости обслуживания клиентов - необходимо расширить обязанности работников: уменьшение перерывов во время праздничных дней, (когда спрос увеличивается);

·   улучшение качества обслуживания клиентов - вежливое обращение с клиентами;

·   продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

·   снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

·   расширение рынка продаж - открытие новых торговых точек;

·   проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала - следует отправлять работников на повышение квалификации;

·   повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции;

·   строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ - нужно проводить анализ поставщиков и на основе этого выбирать: с кем заключать договора, а с кем - нет.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии (по анализу прибыли и показателей прибыли), направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.

Изучив организационную структуру и отчетность ООО «Супермаркет «Семейный» можно сделать вывод, что необходимо ввести:

·        планирование. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии.

·        бюджетирование. Бюджетирование необходимо вести для снижения затрат предприятия.

·        вести контроль дебиторской и кредиторской задолженности.

Для этого необходимо создать дополнительные рабочие места для специалистов, которые будут заниматься анализом и планированием прибыли.

Таким образом, разработав комплекс мероприятий по увеличению прибыли можно в короткие сроки улучшить положение предприятия.

.2 Оценка по увеличению прибыли

Анализируя строку расходов предприятия ООО «Супермаркет «Семейный»» нельзя не заметить, что приблизительно 70% всех затрат приходится на статьи:

1. аренда торговых площадей;

2. затраты на персонал;

3. транспортные издержки.

Возможно уменьшение расходов по этим статьям следующими методами.

При оптимизации торговых площадей предприятию необходимо сдавать часть площадей в аренду.

Затраты на персонал возможно снизить двумя способами:

·        сокращение рабочего времени - на предприятии введена почасовая оплата рабочего времени. При его уменьшении, уменьшается и фонд оплаты труда. Но можно ввести и дифференцированный график, то есть разные часы работы магазина в различные дни недели.

·        сокращение численности работников организации.

Оптимизацию логистических издержек следует вести в двух направлениях:

·        оптимизация графиков поставок товаров - то есть завоз товаров в магазины ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозе товаров.

·        оптимизация отгрузок товаров от поставщиков - сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращение не только времени между поставками, но и предприятие получит скидки при отгрузке плановыми партиями.

Заключение

В курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся прибыли и анализа факторов, влияющих на прибыль, а именно:

·        сущность прибыли и ее виды

·        экономические факторы, определяющие прибыль

·        источники для анализа факторов влияющих на прибыль.

Так же был проведен анализ факторов влияющих на прибыль ООО «Супермаркет «Семейный», на основе которого можно сделать вывод, что на прибыль в большей степени влияют такие факторы, как изменение:

·        объема реализации;

·        структуры продукции;

·        отпускных цен на реализованную продукцию;

·        уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс управления факторами, влияющими на прибыль, предполагает проведение анализа. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами.

Проведя анализ предприятия ООО «Супермаркет «Семейный» можно предложить следующие меры по увеличению прибыли, которые возможно осуществить двумя способами:

1. увеличение выручки от реализации предприятия;

2. уменьшить расходы предприятия.

Научиться успешному ведению предпринимательства можно, только занимаясь им непосредственно. Но, безусловно, избежать ошибок при осуществлении экономической деятельности будет намного легче, имея на вооружении теоретические знания.

Список литературы

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2008 № 117 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332 - ФЗ)

2.      Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 215 с. - (Высшее образование).

.        Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э., Шумилин Е.П. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум. Серия «Экономика и управление». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 160 с.

.        Грачев А.В. Анализ управления финансовой устойчивостью предприятия: Учебно - практическое пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 2002. - 208 с.

.        Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624 с.

.        Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 448 с.

.        Ковалев. В.В., Ковалев Вит. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006. - 432 с.

.        Ковалев. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 560 с.: ил.

.        Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 1024 с.

.        Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005 - 255 c.

.        Пивоваров К.В. Финансово - экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 120 с.

.        Ронова Г.Н. Финансовый менеджмент / М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. 2003. - 107 с.

.        Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Сергей Михайлович Пястолов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

.        Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб./ Л.Т. Гиляровская [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2006. - 360 с.

.        Финансы для нефинансовых менеджеров/Джене Сицилиано; [пер. с англ. А.В. Митрофановой]. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 256 с.

.        Финансы организаций (предприятий: учебник/ А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 608 с.

.        Экономический анализ: учеб./Г.В. Савицкая. - 11-е изд., испр. И доп. - М.: Новое знание, 2005. - 651 с. - (Экономическое образование)

.        Заров К.Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия. // Финансовый менеджмент. - 2008 г. № 1/2008. - с. 3 - 8.

.        Лумпов Н.А. Формула прибыли и ее применение при распределении постоянных расходов. // Финансовый менеджмент. - 2006 г. № 5/2006. - с. 14 - 26.

.        Лумпов Н.А. Формула прибыли: подход к анализу и построению. // Финансовый менеджмент. - 2005 г. № 3/2005. - с. 3 - 20.

Приложение

Приложение 1

Рис. 1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Приложение 2

Факторы 1 - го порядка


Факторы 2 - го порядка


Факторы 3 - го порядка

Прибыль от продаж


Объем реализационной продукцииСтруктура реализованной продукцииПолная себестоимость реализованной продукции


 

Прибыль от прочей реализации




 



Цены на продукцию


Завышение цен Нарушение стандартов, технологии производстваИзменение конъюнктуры рынка

Прибыль от прочих операций и внереализационных операций


Доходы по ценным бумагам и от долевого участияШтрафы, пениПрибыль и убытки прошлых летПоступление списанной дебиторской задолженностиБезвозмездная помощь



Рис. 2. Факторы, определяющие величину прибыли до налогообложения

Приложение 3

Таблица 1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Супермаркет «Семейный» за 1, 2 квартал 2008 г., тыс. руб.

Показатель

1 квартал 2008 г.

2 квартал 2008 г.

Отклонение

Темп роста, %







1

Выручка от реализации (без НДС и акцизов)

18548

19078

 530

 102,86

2

Себестоимость

13626

14055

429

 103,15

3

Валовая прибыль

4922

5023

101

 102,05

4

Коммерческие расходы

1853

1952

99

 105,34

5

Прибыль (убыток) от продаж

3069

3071

2

 100,07

6

Прочие доходы

152

226

74

148,68

7

Прочие расходы

14

22

8

157,14

8

Прибыль (убыток) до налогообложения

3207

3275

68

102,12

9

Налог на прибыль

769

786

17

102,21

10

Чистая прибыль

2438

2489

51

102,09

11

Рентабельность продаж

0,165

0,161

 -0,004

97,29

12

Рентабельность производства

0,225

0,218

 -0,007

97,01

13

Рентабельность предприятия

0,173

0,172

 -0,001

99,28


Приложение 4

Таблица 2 Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на прибыль ООО «Супермаркет «Семейный», тыс. руб.

Показатель

По базису (1 квартал 2008)

По базису на фактическиреализованную продукцию

Фактические данные по отчетному периоду (2 квартал 2008 года)

Выручка

18 548

18 667

19 078

Себестоимость

15 479

15 760

16 007

Прибыль от продаж

3 069

2 907

3 071


Приложение 5

Рис. 3. Организационная структура предприятия ООО «Супермаркет «Семейный»

Приложение 6

Таблица 3 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за 1 и 2 квартал 2008 г. ООО «Супермаркет «Семейный», тыс. руб.

Показатель

1 квартал

2 квартал

Отклонение

Темп роста, %







1

Выручка от реализации (без НДС и акцизов)

18548

19078

530

102.86

2

Себестоимость

13626

14055

429

103.15

3

Валовая прибыль

4922

5023

101

102.05

4

Коммерческие расходы

1853

1952

99

105.34

5

Прибыль (убыток) от продаж

3069

3071

2

100.07

6

Прочие доходы

152

226

74

148.68

7

Прочие расходы

14

22

8

157.14

8

Прибыль (убыток) до налогообложения

3207

3275

68

102.12

9

Налог на прибыль

769

786

17

102.21

10

Чистая прибыль

2438

2489

51

102.09

11

Рентабельность продаж

0.165

0.161

-0.004

97.29

12

Рентабельность производства

0.225

0.218

-0.007

97.01

13

Рентабельность предприятия

0.173

0.172

-0.001

99.28


Приложение 7

Рис. 4. - Динамика изменения выручки от реализации, себестоимости и чистой прибыли за 1 и 2 квартал

Приложение 8

Таблица 4. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2 и 3 квартал 2008 г. ООО «Супермаркет «Семейный», тыс. руб.

Показатель

2 квартал

3 квартал

Отклонение

Темп роста, %







1

Выручка от реализации (без НДС и акцизов)

19078

18002

-1076

94,36

2

Себестоимость

14055

13495

-560

96,02

3

Валовая прибыль

5023

4507

-516

89,73

4

Коммерческие расходы

1952

1119

-833

57,33

5

Прибыль (убыток) от продаж

3071

3388

317

110,32

6

226

162

-64

71,68

7

Прочие расходы

22

22

0

100,00

8

Прибыль (убыток) до налогообложения

3275

3528

253

107,73

9

Налог на прибыль

786

846

60

107,63

10

Чистая прибыль

2489

2682

193

107,75

11

Рентабельность продаж

0,161

0,188

0,027

116,92

12

Рентабельность производства

0,218

0,251

0,033

114,90

13

Рентабельность предприятия

0,172

0,196

0,024

114,16


Приложение 9

Рис. 5. - Динамика изменения выручки от реализации, себестоимости и чистой прибыли за 2 и 3 квартал

Приложение 10

Таблица 5. Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на прибыль ООО «Супермаркет «Семейный»

Показатель

По базису (1 квартал 2008)

По базису на фактическиреализованную продукцию

Фактические данные по отчетному периоду (2 квартал 2008 года)

Выручка

18 548

18 667

19 078

Полная себестоимость

15 479

15 760

16 007

Прибыль от продаж

3 069

2 907

3 071


Приложение 11

Таблица 6 Факторы, воздействующие на прибыль во 2 квартале 2008 г. по сравнению с 1 кварталом 2008 г.

Фактор

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес, %

∆Р1

411

27,42

∆Р2

337

22,48

∆Р3

223

14,88

∆Р4

247

16,48

∆Р5

182

12,14

∆Р6

99

6,6

Абсолютная сумма отклонений

1499

100


Приложение 12

Таблица 7. Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на прибыль ООО «Супермаркет «Семейный» за 2 и 3 квартал 2008 г.

 

По базису (2 квартал 2008 г.)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактические данные по отчетному периоду (3 квартал 2008 г.)

Выручка

19 078

17 329

18 002

Себестоимость

16 007

13 913

14 614

Прибыль от продаж

3 071

3 416

3 388


Приложение 13

Таблица 8 Факторы, воздействующие на прибыль в 3 квартале 2008 г. по сравнению со 2 кварталом 2008 г.

Фактор

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес, %

∆Р1

673

11,07

∆Р2

2496

41,07

∆Р3

747

12,29

∆Р4

701

11,54

∆Р5

627

10,32

∆Р6

833

13,71

Абсолютная сумма отклонений

6077

100


Похожие работы на - Разработка и обоснование комплекса рекомендации по увеличению прибыли организации ООО 'Супермаркет 'Семейный'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!