Пути совершенствования транспортной логистики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,45 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути совершенствования транспортной логистики Республики Беларусь













Курсовая работа

По дисциплине: Транспортная логистика

На тему:

Пути совершенствования транспортной логистики Республики Беларусь

Содержание

Введение

. Сущность и задачи транспортной логистики

.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики

.2 Показатели использования транспортных средств, методика их расчета

. Анализ развития траспортной логистики в Республике Беларусь

.1 Анализ транспортно-логистического комплекса Республике Беларусь

.2 Анализ автомобильной транспортной логистики на предприятиях Республики Беларусь

. Пути совершенствования транспортной логистики в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение А - Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, (миллионов пассажиро-километров)

Введение


По мере развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления - транспортной логистики.

Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перегрузку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

Актуальность данной темы связана с тем, что в современных условия транспорт играет важную роль в жизни человека и для того, чтобы транспорт удовлетворял потребности, необходимо тщательно его изучить, выявить недостатки и скорректировать их.

Целью данной курсовой работы является совершенствование транспортной логистики Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

изучить теоретические основы транспортной логистики;

рассмотреть основные показатели использования транспортных средств и методику их расчета;

проанализировать развитие транспортной логистики Республики Беларусь;

предложить мероприятия по совершенствованию транспортной логистики Республики Беларусь;

Объект исследования - транспортная логистика Республики Беларусь.

Предмет исследования - транспортно-логистический комплекс.

1. Сущность и задачи транспортной логистики

 

.1 Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики


Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечить перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной и даже ежедневной корректировке;

гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты;

надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика;

обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;

предоставление соответствующей информации грузовладельцам

Транспорт в системе логистики играет двоякую роль:

во-первых, он присутствует как составляющая часть или компонент в основных функциональных областях логистики (закупочной, производственной, распределительной);

во-вторых, транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг свою продукцию - транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.

Будучи отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию - это сам процесс перемещения, которая характеризуется рядом существенных отличий:

отсутствие вещественной формы, но в то же время материальность по своему характеру, так как в процессе перемещения расходуются материальные средства: происходит износ движимого состава и средств обслуживания, используется труд работников транспортной сферы и т.д.;

невозможность хранения и накопления, поэтому транспорт может иметь только некоторый резерв своей пропускной и проводящей способности для удовлетворения потребностей в транспортных услугах;

воплощение в дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением материального потока, поэтому транспорт необходимо использовать так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях;

привязка к определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия).

Указанные особенности накладывают свой отпечаток на устройство и функционирование системы транспортной логистики.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

создание транспортных систем;

совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

выбор способа транспортировки и транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

) Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

) Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям, является, как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется вместе с решением задач производства, закупок и распределения. Так, организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения внутрипроизводственной логистики. Выбор каналов товародвижения решается в рамках распределительной логистики.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг с другом в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Транспорту принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Значительная часть операций на пути движения материалопотока от источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств, при этом затраты на транспортирование достигают 50% общих затрат. Задачи транспортной логистики:

обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса - согласованность параметров транспортных средств;

обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса - применение единой технологии транспортировки;

согласование экономических интересов участников транспортного процесса - общая методология построения тарифной системы;

использование единых систем планирования - разработка и применение планов-графиков для различных видов транспорта;

создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др.

Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства транспорт обладает целым рядом специфических особенностей, порождаемых характером производственного процесса.

В процессе своего функционирования транспортная система не создает нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс перемещения грузов и пассажиров;

В отличие от продукции других отраслей транспортная продукция не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между одними пунктами не может скомпенсировать невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т. е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени;

Средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

Базовым системообразующим элементом товарных (материальных, экономических) систем является логистическая промышленная система, определяемая как «экономическая система, обеспечивающая в рамках осуществляемого в течение определенного периода времени воспроизводственного цикла определенного товара выполнение необходимых вещественных, количественных, пространственных, временных и институциональных трансформаций материального продукта и материального потока». Транспорт, являясь неотъемлемой частью этой системы и действуя на невещественных стадиях воспроизводственного цикла товара, осуществляет комплекс операций, направленных на реализацию процессов распределения, снабжения и сбыта товаров.

При этом на транспорте, как и во всей сервисной экономике, потребительские предпочтения существенно влияют на функцию маркетинга и организационные структуры управления. В сервисной экономике главным фактором, определяющим успех маркетинговой политики организации, является способность ее маркетологов уяснить систему потребительских предпочтений, выявить тенденции ее развития и на этой основе наметить меры по наилучшему удовлетворению требований потребителей.

Взаимодействие маркетинга и логистики в деятельности транспортных организаций имеет свои особенности. Действительно транспорт присутствует в виде обязательного компонента в любой другой составляющей логистики (закупочной, производственной или распределительной логистики) и в то же время крайне зависим от потребителей транспортных услуг. В связи с этим транспортная логистика невозможна без серьезных маркетинговых исследований, направленных в первую очередь на изучение мотивов спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей.

Транспортная логистика может быть реализована только как синтез деятельности логиста предприятия, координатора перевозки (транспортно-логистического посредника) и перевозчика.

Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок).

Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность выбора того вида транспорта, который удовлетворяет его с точки зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в рамках транспортной логистики - это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.

В условиях рыночной экономики взаимоотношения между экономическими субъектами рынка (грузовладельцами) и перевозчиками принципиально изменились:

создан потребительский рынок транспортных и других логистических услуг, в котором приоритет выбора вида транспорта и транспортной схемы принадлежит покупателю его услуг, а не планирующим органам, которые централизованно прикрепляли производителей к различным перевозчикам;

возникла необходимость изучения спроса на транспортные и другие логистические услуги, которое должно проводиться не для грузоотправителей вообще, а с учетом их сегментации: по роду груза, дальности перевозки, количеству предъявляемого груза и др.;

разработка мероприятий по повышению прибыльности транспортной организации должна строиться именно с учетом сегментации рынка, а не для среднестатистического грузоотправителя, так как требования клиентов, их критерии предпочтения к качеству перевозок в разных сегментах отличаются.

Привлекательность любого вида транспорта, и в первую очередь в экономическом аспекте, должна обеспечиваться за счет удовлетворения потребностей покупателей транспортных услуг и создания таких условий, при которых материальный поток доводится до конечного потребителя с минимальным участием грузовладельца.

Транспорт в экономике страны выполняет двоякую роль: во-первых, он присутствует как составная часть или компонент в любых других типах деловой логистики (логистике снабжения, логистике распределения и сбыта, производственной логистике, логистике сбора и переработки отходов производства, торговой логистике); во-вторых, транспорт представляет собой одну из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынок товаров и услуг свою продукцию - транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль. Функциональную структуру деятельности перевозчика в рамках транспортной логистики (логистику грузовых перевозок) можно представить следующими взаимосвязанными блоками .

Если говорить о логистике вообще, то необходимо сказать, что потребность в ней возникает при необходимости оптимизации взаимодействия всех звеньев логистической цепи в условиях дефицита ресурсов и многовариантности возможных решений, где в качестве критерия оптимальности выступает, как правило, минимизация затрат [2, c. 52].

1.2 Показатели использования транспортных средств, методика их расчета


Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых - экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности (Кr) подвижного состава к работе определяется по формуле:

Кr = АДг / АДс,(1)

где АДг - автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;

АДс - списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:

Кв = АДэ / АДс,(2)

где АДэ - число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:

Кс = Qa / Qn,(3)

где Qa - количество фактически перевозочного груза;- номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:

Кд = Р т.ф / Рн,(4)

где Рт. ф - фактическая транспортная работа, ткм;

Рн - количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль, поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.

Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

Кп = П0 / П2,(5)

где П2 - пробег с грузом, км.

П0 - общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно-километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

Например, если себестоимость тонно-километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.

Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.

В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.

Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта - повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.

При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100%, ко второму - на 85%, к третьему - на 63% и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45%. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:

 (6)

где К - средний класс перевозимых грузов;

, 02, 03 - вес отдельных видов грузов, т.

К1, К2, К3 - класс отдельных видов грузов (берется из справочников).

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.

К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.

Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.

Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот - самые низкие установлены для третей группы дорог.

Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.

Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.

.3 Тенденции развития транспортно-логистического сервиса в Республике Беларусь

Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении. Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь могла бы стать крупным центром международного перемещения товаров. На момент развала СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны СЭВ и ЕС. Здоровая конкуренция между бывшими предприятиями «Совтрансавто» и многими сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли, которая вскоре стала приносить до 250 млн. долларов в госбюджет ежегодно.

Однако, как отметили участники «круглого стола» по теме «Проблемы и перспективы развития транспортной логистики в Республике Беларусь», прошедшего в рамках международной специализированной выставки «Белавтомеханика-2002», Беларусь теряет свои позиции на этом рынке. В немалой степени потому, что здесь не развита транспортная логистика.

Транспортная логистика, особенно в условиях рынка, имеет свою специфику. Специалисты рассматривают ее в аспекте движения товара в целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации. Отсюда и деление собственно логистики на несколько «отраслевых» направлений. Но бесспорно одно, если сослаться на слова доцента кафедры промышленного маркетинга Белорусского государственного экономического университета В. Удовенко: логистика подразумевает, прежде всего, слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель его - экономия затрат. Нет экономии - нет и принципов логистики.

Как раз в данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно - это и недостаточное информационное обеспечение, и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, а в общем и целом - отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока.

Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке торговых путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья (через территорию республики проходят два из десяти основных международных транспортных коридора, маршруты которых были определены в качестве одних из самых приоритетных: коридор №II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) и коридор №IX(Хельсинки - Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Гомель - Киев - Кишинев - Бухарест - Димитровград Александрополис) и его ответвление IXB (Калининград/Клайпеда-Каунас-Вильнюс - Минск - Киев)), все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции на рынке международных перевозок грузов.

Здесь для страны нет возможности рассчитывать на помощь иностранных инвесторов, что предопределяет необходимость поиска иных решений.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Развитие транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры было определено в качестве одного из приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Были разработаны и одобрены следующие документы:

Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, в которой определены первоочередные инвестиционные проекты, приоритеты их выполнения, объемы и возможные источники финансирования;

Государственная программа «Дороги Беларуси» на 1997-2005 годы; в дополнение к ней разработана Схема развития дорожного сервиса на сети магистральных дорог Республики Беларусь до 2005 года, в соответствии с которой приоритет в развитии отдан международным автомагистралям;

Концепция развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, которая предусматривает конкретные маршруты движения транзитного грузового транспорта и определяет основные направления в развитии пограничных пунктов пропуска и автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска;

Программа развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года, которая предусматривает ряд мер по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок через территорию республики.

В 2005 году правительством страны была принята «Комплексная программа обеспечения эффективности транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы», предусматривающая проведение эффективной транспортной политики, способствующей развитию приграничной инфраструктуры, совершенствованию таможенного законодательства и внедрению современных технологий.

В 2006 году был принят и введен в действие Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционнной деятельности (от 13 июня 2006 г. №124-З), определяющий правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах. Также в республике действуют Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закон Республики Беларусь «О перевозках опасных грузов», Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Указ «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг».

В республике разработаны проекты по логистике, некоторые из которых уже находятся на стадии внедрения. Так, на ПО «Беларуськалий» (г. Солигорск) разрабатывается и внедряется проект в части логистики и управления железнодорожным транспортом предприятия, разрабатывается проект по логистике сбыта для Целлюлозно-картонного комбината (г. Светлогорск). Данными проектами занимается «НИИЭВМсервис». Он же участвует в построении информационного хранилища данных о грузовых перевозках для Белорусской железной дороги. Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси сейчас проводится разработка проекта Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев.

Минтранс РБ отмечает положительный опыт некоторых отечественных предприятий и организаций, в частности Белорусской ассоциации международных экспедиторов, БАМАП, железной дороги.

экономический транспортный логистика беларусь

2. Анализ развития транспортной логистики в Республике Беларусь

 

.1 Анализ транспортно-логистического комплекса Республике Беларусь


Транспортный комплекс республики включает в себя следующие виды транспорта:

автомобильный;

железнодорожный;

водный;

воздушный.

Сеть автомобильных дорог имеет протяженность 85,7 тыс. км, в том числе 74 тыс. км - дороги с твердым покрытием.

Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 5,5 тыс. км, в том числе электрифицированных - 897 км. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте открыты 247 станций и 56 грузовых дворов. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых 7 имеют возможность перерабатывать 40-футовые контейнеры.

Водный транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2 тыс. км и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики. Система «Буг - Днепровско-Бугский канал - Припять - Днепр» с выходом в Черное море включена в состав Европейских внутренних водных путей. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов. Технические возможности портов позволяют перевозить более 8 млн. тонн и обрабатывать 15 млн. тонн грузов в год.

Через воздушное пространство республики проходят кратчайшие авиалинии из Японии, Австралии, Сингапура в Европу, из Америки - на Ближний Восток, по которым каждые сутки обеспечивается безопасность до 700 полетов, выполняемых самолетами, принадлежащими более чем 920 авиакомпаниям из 96 стран.

В республике размещено 7 аэропортов. Из Беларуси осуществляются регулярные полеты самолетов по более чем 20 международным авиалиниям.

Национальный аэропорт «Минск» является «воздушными воротами» столицы республики. Его пропускная способность составляет 5,8 млн. пассажиров в год. Взлетно-посадочная полоса аэродрома имеет длину 3,6 км. В аэропорту одновременно могут разместиться 34 воздушных судна. Грузовой комплекс общей площадью 2,8 тыс. кв. м позволяет обрабатывать свыше 400 тонн грузов в сутки.

Каждый из областных аэропортов - в городах Брест, Могилев, Гродно, Витебск и Гомель - имеет статус международного, располагает пограничными, таможенными и другими службами, необходимыми для обеспечения международных полетов.

Таблица 2.1

Грузооборот по видам транспорта, млн. тонно-километров

Вид транспорта

2009 год

2010 год

2011 год

железнодорожный

42 742

46 224

49 406

автомобильный

13 512

16 023

18 152

внутренний водный

83

110

143

воздушный

50

44

27

Итого

56 387

62 401

67 728


Таким образом, роль транспорта в Республике Беларусь возрастает с каждым годом. Особенно увеличивается роль железнодорожного транспорта, на втором месте находится автомобильный транспорт. Его доля также с каждым годом возрастает. Но показатель использования воздушного транспорта в 2011 году по сравнению с 2009 и 2010 годом снизилась.

Таблица 2.2

Пассажирооборот по видам транспорта, миллионов пассажиро-километров

Вид транспорта2009 год2010 год2011 год




железнодорожный

7 401

7 578

7 941

автомобильный

7 247

10 194

9 923

воздушный

1 284

1 571

1 643

внутренний водный

3

3

4

Итого

19 818

23 416

23 585


Таким образом, пассажирооборот в 2011 году увеличился. На первом месте находится автомобильный транспорт, на втором железнодорожный, на третьем - воздушный и на последнем по использованию внутренний водный (приложение А).

В Республике Беларусь в 2011 году:

всеми видами транспорта общего пользования (кроме трубопроводного) перевезено 245,3 млн. тонн грузов и 2198,8 млн. пассажиров;

автомобильным транспортом общего пользования перевезено 106 млн. тонн, а железнодорожным транспортом - 133,9 млн. тонн грузов;

экспорт транспортных услуг автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта составил около 1,4 млрд. долларов США;

через территорию республики перевезено транзитом около 151,5 млн. тонн грузов, в том числе железнодорожным транспортом - 43,4 млн. тонн, автомобильным - около 10,1 млн. тонн;

выполнено 831,4 тыс. транзитных поездок на грузовых автомобилях и 16,4 тыс. поездок на автобусах, принадлежащих иностранным перевозчикам.

Через территорию Республики Беларусь проходят пути, соединяющие страны Евросоюза с Россией, Казахстаном и другими азиатскими странами.

Беларусь пересекают два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером «II» («Запад-Восток») и под номером «IX» («Север-Юг») с ответвлением «IXВ». Благодаря этому имеются потенциальные возможности для стимулирования транзита пассажиров и грузов через республику.

Благодаря развитию транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, постоянно совершенствуются технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами.

По Белорусской железной дороге курсируют следующие ускоренные контейнерные поезда:

«Викинг» поезд комбинированного транспорта (Клайпеда - Минск - Одесса/Ильичевск);

«Казахстанский вектор» (Брест - Минск - Актобе - Арысь);

«Восточный ветер» (Берлин - Брест - Минск - Москва);

«Монгольский вектор» (Брест - Минск - Улан-Удэ - Улан- Батор);

«Фольксваген-РУСС» (Брест - Минск - Калуга (ст. Перспективная)).

Только в 2012 году всеми контейнерными поездами перевезено 126,4 тыс. контейнеров (в двадцатифутовом эквиваленте). [3]

В октябре 2011 года в 17 километрах от Минска был открыт крупнейший в Беларуси транспортно-логистический центр «Белтаможсервис».

Сегодня здесь эксплуатируются две площадки СВХ, осуществляет деятельность пункт таможенного оформления со службами ветеринарного и фитосанитарного контролей, имеются современные склады А класса, где предусмотрено многоярусное стеллажное хранение и зона комплектации. В ТЛЦ имеются две стоянки для грузовых (68 мест) и легковых (55 мест) машин, расчетно-кассовый центр, кафе, обеспечена система безопасности (контроль доступа, видеонаблюдение, охранная сигнализация и пр.)

Оказываемые здесь логистические услуги, предусматривают индивидуальные логистические решения перевозки, декларирования, складской переработке. Учтены современные таможенные процедуры предварительного информирования таможенных органов Беларуси и стран Европейского Союза. Специалисты ТЛЦ проводят консультирование по организации доставки товаров и осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» располагает автоматизированной системой складского учета, современными средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ. Вместимость стеллажей СВХ составляет 2550 т, предусмотрены семь подвижных погрузочных рамп. Мощности СВХ позволяют обрабатывать более трех десятков большегрузных транспортных средств или 540 т/840 паллет за смену [4].

До конца 2015 года в Беларуси планируется создать 52 транспортно-логистических центра, необходимых в транзитной стране, которой является Беларусь. Осенью следующего года планируют открыть центр «БелВингесЛогистик», находящийся под Минском в местечке Раков Воложинского района.

На территории в 10 га разместятся административно-бытовые офисные помещения, складской комплекс площадью 16 тыс. кв. метров и другие необходимые объекты. Склады предусматривают 20 тыс. паллето-мест, рабочая высота стеллажей составит 11,5 и 8,4 метров.

Проект складских помещений соответствует европейским стандартам. Пол будет устойчив к испарению, химическому воздействию, антипылевой. Ворота будут автоматические с гидравлическим пандусом. Склады оборудуют системой газового отопления и кондиционирования воздуха, пожарной сигнализацией, системой тушения пожаров и видеонаблюдения, охранной сигнализацией.

Транспортно-логистический центр сможет обрабатывать 30 автомобилей. Для этого предусмотрены 2 разгрузочно-погрузочные площадки для работы с нестандартными грузами. На площадке для маневрирования и стоянки большегрузных автомобилей предусмотрено 200 мест.

Транспортно-логистический центр будет специализироваться на транспортно-экспедиционной деятельности и таможенном оформлении. Расположен он близко к ответвлению трансъевропейского транспортного коридора 9Б, который направлен к портам Балтийского и Чёрного морей [5].

Таким образом, танспортно-логистический комплекс Республики Беларусь набирает обороты с каждым годом и увеличивает свои показатели.

2.2 Анализ автомобильной транспортной логистики на предприятиях Республики Беларусь


Состояние и развитие транспорта имеют для предприятия исключительное значение. Устойчивое развитие транспорта является гарантией свободного перемещения товаров и услуг, обеспечения целостности предприятия. Рассмотрим транспортные средства, принадлежащие предприятию в 2007-2011 гг. [9]

Таблица 2.3

Наличие транспортных средств

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Транспортные средства, принадлежащие организациям автомобильные транспортные средства, шт

381 012

403 561

405 771

411 213

412 945

в том числе6 грузовые, шт

-

-

269 378

277 204

275 328

легковые автомобили, шт


-

102 820

100 215

104 048

автобусы, шт

33 362

34 601

33 573

33 794

33 569

троллейбусы, шт

1 734

1 792

1 734

1 772

1 775

трамвайные вагоны, шт

337

333

284

280

276


Из таблицы 2.3 видно, что в 2007 г. организации имели автомобильных транспортных средств в количестве 381 012 шт. С каждым годом количество автомобильных транспортных средств у организаций увеличивалось и в 2011 г. составило 412 945 шт., что на 31 933 шт. больше, чем в 2007 г. Грузовые автомобили в 2007 г., 2008 г. у предприятий отсутствовали, а в 2009 г. составляли 269 378 шт., в 2010 г. - 277 204 шт., а в 2011 г. - 275 328 шт. Т. е. из таблицы видно, что в 2009-2010 гг. их количество увеличивается, а в 2011 г. - снижается. Легковые автомобили в 2007-2008 гг. отсутствовали, а в 2009 г. составили 102 820 шт., в 2011 г. - 104 048 шт. В 2007 г. автобусы составляли 33 362 шт., а в 2011 г. - 33 569 шт. Троллейбусы в 2007 г. составляли 1 734 шт., а в 2011 г. - 1 775 шт. Количество трамвайных вагонов с каждым годом уменьшается, если в 2007 г. их количество составляло 337 шт., то в 2011 г. - 276 шт.

Предприятия для перевозки грузов используют различные виды транспорта. В таблице 2.4 рассмотрим перевозки организациями грузов по видам транспорта за 2006-2011 гг.

Таблица 2.4

Перевозки грузов по видам транспорта, млн. тонн

Годы

Железнодорожный

Автомобильный

2006

133,7

103,7

2007

141

110,9

2008

147,2

131

2009

134

133,9

2010

139,9

166,9

2011

152,8

172,9


Из таблицы 2.4 видно, что предприятия на протяжении 2006-2009 гг. для перевозки грузов больше использовали железнодорожный транспорт. В 2006 г. перевозки железнодорожным транспортом составили 133,7 млн т. В В 2010 г. перевозки железнодорожным транспортом составили 139,9 млн т. Перевозки автомобильным транспортом составили в 2010 г. 166,9 млн т. В 2011 г. данный показатель увеличился и составил: железнодорожные перевозки - 152,8 млн т. автомобильные - 172,9 т.

Грузооборот по видам транспорта рассмотрим в таблице 2.5.

Из данных таблицы 2.5 видно, что железнодорожный транспорт используется для перевозки большого количества груза. И с каждым годом растет роль железнодорожного транспорта, так как грузооборот железнодорожного транспорта с каждым годом увеличивается.

Таблица 2.5

Грузооборот по видам транспорта, млн. т-км

Годы

Железнодорожный

Автомобильный

2006

45 723

8 939

2007

47 933

11 941

2008

48 994

13 742

2009

42 742

13 512

2010

46 224

16 023

2011

49 405

18 153


Уровень развития автотранспортной системы государства - один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.

Управление автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена осуществляет комплексные мероприятия по совершенствованию системы управления автотранспортным комплексом, повышением эффективности его работы, созданием предпосылок для дальнейшего экономического роста организаций и субъектов хозяйствования, доли и акции которых принадлежат Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повышению роли автотранспортного комплекса Республики Беларусь на международной арене.

Количество автобусных и грузовых парков в структуре Минтранса - 155, среднесписочное количество: грузовых автомобилей - 4613 ед., автобусов - 5982 ед. Услуги по перевозке пассажиров и грузов на автотранспортном рынке республики оказывают:

на автомобильном транспорте - 36240 субъектов хозяйствования, имеющих лицензию (разрешение) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта;

на городском электрическом транспорте -8 организаций коммунальной формы собственности;

В г. Минске услуги по перевозке пассажиров метрополитеном оказывает - Дочернее предприятие ГП «Минсктранс» «Минский метрополитен»

Основными направлениями развития автотранспортного комплекса на перспективу являются:

выполнение Государственной программы развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая носит комплексный характер и содержит перечень и механизм реализации мероприятий по развитию автомобильных перевозок пассажиров и грузов, необходимых для достижения устойчивого роста их объемов, а также повышения эффективности и качества обслуживания экономики и населения.

совершенствование маршрутной сети автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом потребностей населения;

формирование единого информационно-технологического пространства грузовых автомобильных перевозок на основе современных систем рыночного мониторинга, анализа, логистики и статистики транспортных связей и процессов;

реализация программы инновационного развития, определение направлений, по которым возможно создание новых мощностей и производств, внедрения новых технологий на пассажирском транспорте;

обновление пассажирского и грузового подвижного состава организаций автомобильного транспорта

формирование конкурентоспособной среды в области транспортной деятельности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг;

развитие внешнеэкономической деятельности в сфере автомобильного транспорта, международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, в т.ч. в туристических целях.

Управление автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена в соответствии с возложенными на него задачами:

содействует в установленном порядке формированию конкурентной среды, поддержке и развитию предпринимательства в сфере автомобильного транспорта;

организует разработку и реализацию научно обоснованных концепций и программ развития автомобильного, городского электрического транспорта; подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию организации перевозок пассажиров и грузов;

обеспечивает в соответствии с законодательством разработку нормативных правовых актов, социальных стандартов в сфере автомобильного и городского электрического транспорта, организует в пределах своей компетенции контроль за их соблюдением;

анализирует рынок услуг и определяет перспективные направления развития автомобильного транспорта;

вносит предложения по совершенствованию структуры управления автотранспортными организациями, находящимися в его непосредственном управлении;

вносит предложения по регулированию доступа автомобильных перевозчиков на международный рынок транспортных услуг на основе разрешений, выдаваемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении;

согласовывает с компетентными органами иностранных государств вопросы открытия международных маршрутов пассажирских автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

обеспечивает выдачу разрешений на открытие междугородных и международных маршрутов пассажирских автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

организует конкурсы и соревнования по профессиональному мастерству водителей автомобильных транспортных средств;

участвует в установленном порядке совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в деятельности международных транспортных организаций;

взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов развития автомобильного, городского электрического транспорта и выполнения перевозок на соответствующей территории;

рассматривает в установленном законодательством порядке обращения юридических и физических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

осуществляет в пределах компетенции Управления иные функции, предусмотренные актами законодательства. [6]

Таким образом, роль автомобильного транспорта в Республике Беларусь достаточно велика, т.к. он относительно недорогой и с его помощью можно доставить груз или пассажиров практически в любой пункт назначения в довольно небольшой временной промежуток. Железнодорожный транспорт используется для перевозки большего количества груза.

3. Пути совершенствования транспортной логистики в Республике Беларусь


Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.

Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;

создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;

темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;

постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности "логистика", переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Для преодоления указанного отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам. Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями.

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года (далее - Программа) разработана государственным научным учреждением "Институт экономики Национальной академии наук Беларуси" во исполнение протокола заседания рабочей группы по разработке проекта программы развития в Республике Беларусь логистической системы на период до 2015 года (руководитель рабочей группы Кобяков А.В., протокол заседания Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 2008 г. №32/9пр).

При разработке Программы использованы проекты концепций создания логистических систем Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства торговли и государственного объединения "Белресурсы" (далее - ГО "Белресурсы"), а также материалы государственного научного учреждения "Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики", Белорусского республиканского союза потребительских обществ (далее - Белкоопсоюз), республиканского унитарного предприятия "Белтаможсервис" (далее - РУП "Белтаможсервис") и других заинтересованных.

В Программе определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к созданию логистических центров (транспортно-логистических, оптовой торговли потребительскими товарами, оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения), даны схемы размещения объектов логистической системы, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, разработаны методические подходы к управлению логистической системой Республики Беларусь, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования логистической системы страны и др.

Предполагается, что реализация Программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, собственных средств организаций, средств инвесторов, включая иностранных, республиканского бюджета в пределах средств, выделяемых на содержание высших учебных заведений.

Целями Программы являются:

разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;

создание организационной схемы размещения логистических центров;

формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.

К основным задачам Программы относятся:

анализ состояния складской инфраструктуры;

классификация логистических центров;

разработка основных направлений создания и развития транспортно логистических центров, оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения;

предложение механизма создания льготного режима для потенциальных инвесторов и системы критериев их выбора;

разработка методических подходов к управлению логистической системой, нормативного правового и информационного ее обеспечения.

Логистика затрагивает компетенцию многих министерств, но основная её задача - это движение товара. Министерство транспорта и коммуникаций РБ не определяет места производства и потребления товара, а занимается его передачей от производителя к поставщику, помогая торговле разрабатывать наиболее рациональные схемы.

Тем не менее, все заинтересованные министерства ведут совместную работу в этом направлении. Как пример: в августе 2011 года состоялся рабочий визит белорусской делегации в Литовскую Республику для изучения вопроса организации документооборота логистической деятельности в Литве. Сравнительный анализ показал, что модель, применяемая в Литве, обеспечивает её участникам сокращение документооборота при оформлении хозяйственных операций по движению (передаче) товаров, что позволяет повысить производительность труда, сократить трудоёмкость совершаемых операций, а также положительно влияет на конкурентоспособность оказываемых логистических услуг.

В сентябре-октябре в Беларуси были проведены два совещания с участием представителей Минтранса, МНС, Минфина, Минэкономики, Минторга, Ассоциаций «БАМЭ» и «БАМАП» и директоров логистических центров, где была высказана позиция о необходимости внедрения в республике товаросопроводительных документов, которые бы использовались поставщиком или грузоотправителем в качестве документов, сопровождающих отгруженный товар в случаях, когда получателем или отправителем груза не является его собственник. Реализация озвученных предложений возможна путём разработки бланков специальных документов, используемых при реализации товаров с участием логистических центров. В настоящее время Минфин, МНС, Госстандарт, Минторг, Минтранс, Минэкономики готовят проект законодательного акта, который бы комплексно регулировал вопросы осуществления деятельности логистических центров.

Минтранс проводит работу по развитию логистики в двух направлениях. Первое - международная логистика (учитывая, что мы транзитная страна), а второе - внутриреспубликанская (для доставки товаров, используемых белорусскими потребителями). Внутриреспубликанская содействует скорейшей переработке и доставке товара, а международная - решает, как его обработать и «задержать» в стране.

Для эффективной интеграции белорусской транспортно-логистической системы в международную торговлю с учетом актуальных изменений и дополнений постановления Правительства от 2 сентября 2011 г. №1179 по предложениям участников рынка логистических услуг и заинтересованных органов государственного управления, облисполкомов включены новые логистические объекты (как в стадии строительства, так и модернизации), скорректированы сроки запланированных строительных работ, исключены невостребованные земельные участки. В соответствии с данной Программой сформулирована задача по задействованию 39 земельных участков для строительства и размещения логистических центров, определенных областными исполнительными комитетами.

Из них 17 предназначены для создания транспортно-логистических центров.

Кроме этого, на основании мероприятий указанной Программы Белорусской железной дорогой за счет собственных средств проводится и в 2012 году были завершены модернизация грузовых терминалов станций «Брест-Северный», «Колядичи», «Степянка», «Могилев», «Центролит».

Повышению международной конкурентоспособности транспортно-логистической системы Республики Беларусь немало способствует ставшая уже традиционной ежегодная Международная специализированная выставка и конгресс «Транспорт и логистика» (Минск). В 2011 году этот представительный международный форум посетили представители 94 компаний из 10 стран. На мой взгляд, это мероприятие демонстрирует зарубежным партнёрам объективные преимущества Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России для наращивания товарных и транспортных потоков между Европой и Азией и активизации притока инноваций и инвестиций в республику.

В ходе проведения названного транспортного форума состоялся обмен мнениями между представителями органов государственного управления и деловых кругов Беларуси с представителями Международной Ассоциации «Восток-Запад» по актуальным вопросам инновационного развития международных интермодальных коридоров, внедрения передовых технологий и методов организации международных грузовых перевозок, упрощения процедур при пересечении государственных границ, ускорения оформления перевозочных документов, улучшения интермодальных грузовых сообщений между регионами Балтийского и Черного морей.

Продолжается совершенствование законодательства, затрагивающего вопросы логистики. Вступили в действие государственные стандарты СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию», СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения». Кроме того, внесены изменения в СТБ 993-95 «Поставка товаров для экспорта. Основные положения».

Активно идет работа по созданию и развитию логистических центров, модернизации и реконструкции складской инфраструктуры. Ведется мониторинг состояния складской инфраструктуры для определения целесообразности её модернизации и последующего использования в качестве объектов транспортно- и оптово-логистических центров. Разрабатываются предложения с указанием схем размещения логистических центров, определением их функций, финансовых затрат на их создание, источников финансирования, сроков строительства или реконструкции. На контроле облисполкомов - работа по выбору и выделению участков для создания логистических центров, проводится работа по привлечению отечественных и иностранных инвесторов.

В соответствии с Концепцией развития системы ведомственных пунктов таможенного оформления на 2008-2013 годы, утвержденной ГТК, предусмотрено открытие ведомственных пунктов таможенного оформления в структуре ТЛЦ, создаваемых РУП «Белтаможсервис».

Большое внимание уделяется модернизации грузовых терминалов в областных и находящихся на международных транспортных коридорах промышленно-развитых центрах - Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша, Полоцк, Пинск.

На сегодняшний день уже разработаны образовательные стандарты по специальности «Логистика» и в 5 учреждениях высшего образования осуществляется подготовка специалистов по этой специальности (БГУ, МИТСО, БГЭУ, Полоцкий госуниверситет, Университет потребкооперации). БНТУ И БелГУТ готовят по специальности «Транспортная логистика». Кроме того, ряд ВУЗов проводит переподготовку по специальности «Логистика» на базе высшего образования, осуществляется повышение квалификации работников по направлению образования «Управление («Логистика»).

Учитывая актуальность вопросов развития логистической деятельности, было принято решение о создании специализированного подразделения в структуре Министерства - Отдела Железнодорожного транспорта и логистики.

Сейчас в республике наиболее активно развивается транспортная логистика на железнодорожном транспорте. Учитывая создавшийся дефицит вагонов, Министерство транспорта и коммуникаций совместно с НИИ «Транстехника» разработали стратегию перевозки щебня с РУПП «Гранит» с учетом высвобождения нагрузки с железной дороги на автомобильный транспорт.

В настоящее время Белорусской железной дорогой перевозится около 12 млн. тонн в год продукции РУПП “Гранит”, которые поставляются свыше 1500 потребителям через 230 железнодорожных станций. Далее продукция до потребителя доставляется автомобильным транспортом. С учетом существующего уровня тарифов на железнодорожные перевозки такая схема доставки экономически оправдана. Однако из-за нехватки железнодорожных вагонов отгрузка продукции РУПП “Гранит” осуществляется не всегда своевременно.

Для удовлетворения спроса потребителей на продукцию РУПП “Гранит” в требуемые сроки, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь предложило максимально задействовать мощности водного транспорта, который по южному региону республики может перевозить до 1,5 миллионов тонн, а так же сократить количество пунктов, на которые осуществляется доставка продукции РУПП “Гранит” с 230 до 32, а дальше в радиусе 50 км гранит развезут автомобильным транспортом.

Выбранные для обслуживания потребителей пункты оборудованы всеми необходимыми техническими средствами для осуществления перегрузки и хранения насыпных грузов, что позволит значительно сократить время, затрачиваемое в целом на доставку продукции потребителям.

Нехватка вагонов ощущается не только при перевозке щебня, поэтому Минтрансом выработана новая стратегия по другим видам перевозки грузов.

Второе направление - речной транспорт, который получил особую актуальность после 1 января 2012 года, когда были введены единые тарифы на железнодорожном транспорте в ТС. Соответственно, выросли внутриреспубликанские тарифы. Этот способ будет наиболее востребован потребителями, которые находятся в зоне тяготения водного пути.

Программой с учётом дополнений и изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2011 года №1279, определено 39 участков для строительства и размещения объектов логистической системы, реализуются 33 инвестиционных проекта по 32 участкам. Вне программы реализуются 12 инвестиционных проектов. Фактически привлечено 574,9 млрд. рублей инвестиций, в том числе 517,3 млрд. рублей по Программе.

Наибольшей популярностью пользуется Минская область (здесь выделены 17 участков, по всем определены инвесторы, строится 24 логистических центра, в том числе 17 по Программе) и Брестская (7 участков, 6 инвесторов, строятся 7 логистических центров, в том числе 6 по Программе).

Заключение


В заключение можно сказать о том, что транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Основной задачей транспорта является своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Становление и развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его деятельности.

В Республике Беларусь в настоящее время на рынке транспортно-логистических услуг функционирует около 1300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наша страна начинает набирать обороты в развитии транспортной системы, что дает нам возможность надеяться уже в ближайшем будущем на улучшение состояния дорог, повышение уровня обслуживания и качества самого транспорта.

Построение организационной структуры национальной транспортно-логистической системы целесообразно осуществить на основе независимых частных транспортных организаций, за исключением транспортно-логистического обслуживания перевозок нефти, нефтепродуктов и минеральных удобрений, которое в настоящее время уже осуществляют государственные организации. В этом случае необходимо создать нормативно-правовое поле для эффективного функционирования независимых частных транспортно-логистических организаций.

Внедрение логистики позволит:

гармонизировать внутренние бизнес-процессы предприятия, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений;

сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции;

увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта;

повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет предприятия;

повысить конкурентоспособность предприятия в условиях жёсткой конкуренции на рынке.

Принимаемые меры по развитию и совершенствованию транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также интеграцию республики в европейскую транспортную систему. Предстоит еще большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса на всех транспортных коридорах республики, снижению времени простоя на границе, поиску источников финансирования и механизмов реализации разработанных программ и мероприятий.

Список использованных источников


1. Аникин Б.А. Практикум по логистике: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Б.А. Аникина.- М.:ИНФРА-М, 2006.- 276 с.- (Высшее образование).

. Балалаев А.С. Транспортное и складское обеспечение логистики: учеб. пособие/ А.С. Балалаев, А. В. Кочемасова, С. Н. Третьяк. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - 140 с.

. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера].- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.-640 с.: ил.

. Транспорт Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Транспортная система Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» [Электронный ресурс]

. Транс-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Автомобильный транспорт Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Автомобильный транспорт Беларуси [Электронный ресурс] доступа:

Приложение А

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, (миллионов пассажиро-километров)

Годы

Все виды транспорта

В том числе



Железно-дорожного

автобусного

троллейбусного

воздушного

внутреннего водного

1990

4587,7

1950,3

2179,8

319,0

138,6

-

1995

2961,9

1507,5

1213,1

241,0

0,3

-

2005

3546,1

1950,2

1173,5

422,3

-

0,1

2006

3506,2

1894,8

1173,8

437,5

-

0,1

2007

3108,4

1556,9

1116,5

434,9

-

0,1

2008

3017,6

1599,0

1071,4

347,1

-

0,1

2009

3051,2

1619,0

1085,1

347,0

-

0,1

2010

3119,3

1677,6

1095,6

346,0

-

0,1


Похожие работы на - Пути совершенствования транспортной логистики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!