Свободные экономические зоны в мировой экономике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    911,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Свободные экономические зоны в мировой экономике

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра макроэкономики








Реферат

на тему «Свободные экономические зоны в мировой экономике»

Выполнил: Арбузов Александр Сергеевич.

Научный руководитель: Чеботарев Николай Федорович




Москва 2013

Содержание

Вступление

Классификация СЭЗ

Мировая практика создания СЭЗ

Развитие СЭЗ в Китае

Развитие СЭЗ в России

Заключение

Список литературы

Вступление


В мировой практике внешнеэкономической деятельности существует множество моделей территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон зачастую называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Свободная экономическиая зона или (СЭЗ) это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон это решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Другими словами СЭЗ принято определять как регион или часть страны, обладающие выгодным экономико-географическим положением, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Еще со времени подписания Киотской конвенции в 1973 году, в которой СЭЗ определялась как своего рода внешнеторговый анклав, в котором товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, подобные зоны получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают их как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах - более 40%). Сроки окупаемости вложений капитала в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза. Поэтому, на мой взгляд, нeудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире стало расти невероятными темпами. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются. Одни авторы считают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000. Но намного меньше расхождений в оценках значимости того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Исходя из данных, их доля в мировом тoвapoобopoтe, начиная с 60-х годов прошлого века увеличилась с 8% до 30%. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн человек. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

В системе мировых экономических связей СЭЗ предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста <#"661967.files/image001.gif">

Также значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.


По итогам последних лет, объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая - всего лишь 0,75%. То есть, примерно за 30 лет доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.


Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным. СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. Решающим фактором для успешности внедрения СЭЗ, на мой взгляд, было выгодное расположение - на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.

Развитие СЭЗ в России


Теперь мне хотелось бы подробнее рассказать про внедрение и развитие свободных экономических зон в России. У нашей страны довольно неоднозначное положение, как географическое, так и экономическое. Мы - самая большая страна. У нас самое большое количество стран-соседей (18 стран). Наша страна, по номинальному объёму ВВП ($2,014 трлн) - находится на 8 месте. Доля нашей экономике в мировой составляет порядка 4,1%.

Первое предложение по созданию своего рода свободной экномической зоны было высказано еще в проекте «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различного типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было принято постановление Совета Министров РСФСР

В указанных документах были определены четкие гарантии для зарубежных инвесторов от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, а также возможные формы инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов в области экономической деятельности, и установлена долгосрочная аренда земли (сроком на 70 лет). СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30% установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, и такой же налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибыли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории СЭЗ «Находка» в развитие социальной сферы и формирование производственной инфраструктуры.

Также были предусмотрены льготы для российских предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в зоне.

Как мы видим, этой СЭЗ были характерны многие черты тех зон, которые создавались за рубежом, и поэтому неудивительно, что к концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успешных функционирующих зон России. Опять же решающую роль сыграло месторасположение этой зоны. Она была создана на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сообщения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов из более чем 100 стран мира. На её территории функционируют около 500 совместных предприятий.

В России именно системное развитие особых экономических зон началось позже, спустя 15 лет - в 2005 году, с момента принятия ФЗ об ОЭЗ 22.07.2005. С 2006 года по наши дни в эти особые зоны России пришло более 300 инвесторов, в том числе 44 иностранные компании. «Нужны условия, при которых можно было бы свободную экономическую зону создать. У нас они функционируют, функционируют неплохо. В некоторых местах, не везде правда, но, в основном, работают успешно», - отмечает президент РФ Владимир Путин.

Учитывая особенности экономики наше страны, основные направления деятельности свободных экономических зон следующие:

промышленно-производственные;

инновационные;

туристические;

портовые.

К промышленно-производственным зонам относятся территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. Кроме того, в 2010 г принято решение о создании СЭЗ подобного типа в Самарской области и СЭЗ «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области. Основные направления деятельности, которые развивают в рамках промышленных зон:

производство автомобилей и автокомпонентов;

производство строительных материалов;

производство бытовой техники и торгового оборудования и др.

Инновационные расположены в научно-образовательных центрах с богатыми научными традициями и признанными исследовательскими школами. Инвестирование в проекты открывает возможности для развития инновационного бизнеса и наукоемкого производства. На территории РФ функционируют четыре инновационные зоны, расположенные на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Туристические зоны располагаются в самых красивых регионах России, пользующихся спросом со стороны туристов, и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и аналогичных видов бизнеса.

Портовые зоны располагаются вблизи основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет инвесторам получить доступ к перспективному и быстроразвивающемуся рынку портово-логистических услуг на Дальнем Востоке и в центральной части России.

На графике показана динамика роста ВРП в России за 5 лет (по данным Росстата)


Одной из самых последних особых экономических зон, созданных на территории России, является ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина». ОЭЗ «Титановая долина» создана на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области постановлением Правительства РФ от 16.12.10 г.

«Титановая долина» вошла в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта ОЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ.

Основная цель этой особой экономической зоны - создание предприятий, использующих инновационные технологии при производстве продукции в области машиностроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии. Планируется, что за весь срок существования ОЭЗ будет привлечено 50 резидентов, которые обеспечат 10 тысяч рабочих мест. Согласно оценкам экспертов, на реализацию проекта потребуется около 27 млрд. рублей.

Преимущества «Титановой долины» в том, что она находится на территории Свердловской области, являющейся одним из наиболее экономически развитых регионов России. Рядом с «Титановой долиной» находится крупнейший в мире производитель полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения.

Не так давно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании промышленно-производственной особой экономической зоны в Псковской области. На ее создание из федерального бюджета в 2013-2015 годах будет выделено 2 881,5 млн. руб. Бюджет Псковской области выделит на создание инфраструктуры 467,8 млн. рублей.

Две особые экономические зоны могут появиться в Ступинском районе Московской области в рамках проекта документа «Стратегия инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2025 года». Порядка десяти резидентов ждут решения, когда появятся эти особые экономически зоны, и когда они смогут стартовать. На территории одной ОЭЗ смогут разместиться около 20 предприятий, на территории другой планируется размещение 30 предприятий.

Эти действия, несомненно, должны помочь российской экономике наладить новые экономические отношения, как национальные так и международные, помочь нашей стране развивать и внедрять инновационные технологии на отечественном производстве.

Также следует обратить особое внимание на низкую жизнеспособность Российских СЭЗ. У нас отсутсвует адекватное правовое регулирование, именно поэтому необходимо пересмотреть существующую правовую базу. Также низкая выживаемость отечественных СЭЗ объясняется слишком большими размерами территорий, которые объединены в СЭЗ. Наша практика показывает, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для эффективного функционирования зоны.

Заключение

В заключении хотелось бы подвести итог, свободные экономические зоны это области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных и технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

Сейчас в России насчитывается много СЭЗ, развитие которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполитической политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

Список используемой литературы

1.Адрианов В.П. «Специальные экономические зоны в мировой экономике», ЭКО, М, 1997 г.

.Я.С. Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.

4. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М., 1998г.

Похожие работы на - Свободные экономические зоны в мировой экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!