Условия возникновения и способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Условия возникновения и способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов













Курсовая работа

На тему:

Условия возникновения и способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

Содержание

Введение

. Теоретическая часть

.1 Понятие налоговой обязанности, условия возникновения и исполнение

.2 Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

.3 Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

.3.1 Залог имущества

.3.2 Поручительство

.3.3 Пеня

.3.4 Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке

.3.5 Арест имущества

. Расчётная часть

.1 Исходные данные

.2 Общий режим налогообложения

.2.1 Налог на доходы физических лиц

.2.2 Страховые взносы

.2.3 Налог на добавленную стоимость

.2.4 Налог на имущество организации

.2.5 Налог на прибыль

.3 Упрощённая система налогообложения

.4 Сравнительный анализ общей и упрощённой системы налогообложения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

налоговый обязанность доход сбор

Тема данной курсовой работы называется «Условия возникновения и способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов». Здесь необходимо рассмотреть формы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, порядок и условия их применения.

В соответствии со статьёй 8 части I Налогового Кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В этом проявляется актуальность темы курсовой работы, так как именно налоги формируют доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Создание эффективной налоговой системы является одной из главных задач для всех государств. Серьёзнейшая проблема, стоящая на пути этой задачи - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Следствие этого - неполнота поступлений в бюджет. Для того чтобы не допустить их снижение, в главе 11 НК РФ приведены различные формы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, а именно:

·залог имущества;

·поручительство;

·пеня;

·приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке;

·арест имущества.

Обеспечение исполнения обязанности гарантирует своевременное и полное поступление налогов и сборов, предотвращает ущерб от их несвоевременного и неполного поступления.

Целью курсовой работы является подробное изучение способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, которые возложены на налогоплательщиков. Для достижения поставленной цели необходимо изучить главу 11 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также информацию на тему данной работы, представленную в газетах, журналах и других учебных пособиях.

1. Теоретическая часть:

1.1 Понятие налоговой обязанности, условия возникновения и исполнение

Налоговая обязанность представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объёме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговый Кодекс Российской Федерации рассматривает налоговую обязанность в качестве модели, некоего образца правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

Налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщиков, определённых статьёй 23 Налогового Кодекса РФ, а именно налогоплательщики обязаны:

.уплачивать законно установленные налоги;

2.вставать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим кодексом;

.вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

.представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учёте", и пр.

Налоговая обязанность является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочерёдной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учёт в налоговом органе, вести налоговый учёт, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на её основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные способы - требования государства об уплате налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Здесь важным является слово "конкретный" налог или сбор. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встаёт на учёт и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо - это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу уплаты конкретного налога или сбора.

Обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности:

·наличие объекта конкретного налога или сбора;

·наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком). И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая;

·наступление срока уплаты сбора или налога.

Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора. Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки её реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база.

Относительно некоторых налогов, юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но из процессуальных обстоятельств. Так в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган представляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы с физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава, составными частями которого выступают налоговая база и нематериальные активы налогового органа.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов налогообложения и должен быть определён по каждому налогу или сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым Кодексом Российской Федерации. При уплате налогов налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

Сроки уплаты налогов или сборов определяются различными способами. Налоговый кодекс определил их в ст. 57. В п. 3 даны способы определения сроков уплаты налогов или сборов. Это может быть простая календарная дата, например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным. Это самый простой пример определения сроков уплаты.

Следующий способ - это истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Например, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчётности наступает срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации или иным нормативно-правовым актом о налогах и сборах. Данное положение имеет два значения. Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязанности закрепляет принцип дозволенного поведения. Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязанностей. Следовательно, налоговые органы могут контролировать какие-либо действия только в пределах дозволенного налоговым законодательством.

Согласно п. 3 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации основанием для прекращения налоговой обязанности служит наступление одного из следующих обстоятельств:

·уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

·смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица, либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

·ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчётов с бюджетами (внебюджетными фондами);

·возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора.

Проанализировав возникновение и прекращение налоговой обязанности, можно сделать вывод, что основным способом её погашения является уплата налога или сбора.

1.2 Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

По общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 2 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Неисполнение физическим лицом или организацией налоговой обязанности в добровольном порядке является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требований об уплате причитающегося налога.

Образовавшаяся в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путём обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки налоговые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвидации образовавшегося долга перед казной и причитающейся пени, а только затем (в случае неисполнения этого требования) применять меры принуждения.

.в качестве действия самого налогоплательщика (добровольного или на основании требования уполномоченных органов государства);

2.в качестве действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк платёжного поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

.в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога (ст. 78 НК РФ);

2.при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Следовательно, Налоговый Кодекс Российской Федерации также различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Однако, относительно определения момента уплаты налога, нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Согласно п. 1 ст. 40 Бюджетного Кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ГК РФ (ст.140), Федеральным законом от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 27) и Законом РФ от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 1) налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации (рублях). Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

Налоговое законодательство устанавливает различный, зависящий от статуса налогоплательщика, порядок принудительного взыскания налога. Относительно организаций и индивидуальный предпринимателей предусмотрен бесспорный порядок. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке.

Статья 45 НК РФ запрещает производить бесспорное взыскание налога с организации, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисления в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течении которого налоговый орган может "ожидать" добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога.

Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

В случае недостаточности или отсутствия денежный средств, находящихся на банковском счёте, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений:

.продолжать обращение взыскания на банковский счёт по мере поступления на него денежных средств;

2.взыскать налог за счёт другого имущества налогоплательщика или налогового агента. Взыскание налога или сбора за счёт иного имущества налогоплательщика осуществляется в различных правовых режимах, зависящих от организационно-правового статуса частного субъекта.

Взыскание налога за счёт имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится на основании решения, вынесенного руководителем (его заместителем) налогового органа. Данное решение подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа, заверяется гербовой печатью, в течение трёх дней направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет исполнительное производство по общим правилам, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", но с учётом особенностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговым Кодексом РФ устанавливается двухмесячный срок для совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на взыскание суммы налоговой недоимки.

Взыскание налога за счёт имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится в определённой последовательности. В первую очередь, обращается взыскание на наличные денежные средства. Затем подлежит взысканию имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле организации, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений. В третью очередь налоговая недоимка удовлетворяется за счёт годовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих или не предназначенных для прямого участия в производстве. При недостаточности для погашения налогового долга денежных средств, вырученных по результатам обращения взыскания на перечисленное имущество, реализуются сырьё и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также основные средства организации - станки, оборудования, здания, сооружения. В последнюю очередь подлежит изъятию и реализации в счёт погашения налоговой недоимки имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. Однако обращение взыскания на такое имущество возможно при условии, что для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога соответствующие договоры между недоимщиком и другими лицами были расторгнуты или признаны недействительными в порядке, установленном действующим налоговым и гражданским законодательством.

1.3 Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

.3.1 Залого имущества

В случае изменения сроков исполнения налоговой обязанности, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом, который оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган использует эту обязанность за счёт стоимости заложенного имущества в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовой режим залога в налоговых отношениях регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Таким образом, в данной ситуации налоговое законодательство выступает специальным по отношению к нормам гражданского права. Общие нормы, регулирующие залоговые отношения, установлены Гражданским кодексом, а именно, параграфом 3 "Залог".

Залог - эффективное средство обеспечения обязательств при инфляции, при участившихся случаях нарушения обязательств. Ещё древние римляне определяли специфическое значение залога в обеспечении обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения должником обеспечиваемого залогом обязательства получить удовлетворение за счёт заложенного имущества. Например, в случае если налогоплательщик не рассчитывается по долгам, заложенное имущество может быть продано. Решение о продаже заложенного имущества, как правило, принимается судом, однако в некоторых случаях кредитор может реализовать заложенное имущество и без решения суда.

Продажа заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится с торгов в сжатые, оговоренные сроки, и поэтому эта вынужденная продажа происходит по ликвидационной стоимости. Существует несколько особенностей оценки ликвидационной (залоговой) стоимости для целей оформления залога.

Во-первых, данная оценка является прогнозной. Залоговая стоимость определяется при заключении кредитного договора, но по состоянию на момент истечения срока по кредиту с добавлением времени на быструю продажу с торгов.

Во-вторых, поскольку намечается возможная будущая продажа с открытых торгов, то вероятна смена собственника и соответствующая модификация условий применения имущества.

В-третьих, расчёт залоговой (ликвидационной) стоимости выполняется на основе предварительной оценки рыночной стоимости.

Некоторые особенности имеет оценка недвижимости для целей залога. Для оценки недвижимости залогодатель должен представить оценщику следующие документы:

·документы, подтверждающие право собственности на каждый объект (свидетельство о государственной регистрации);

·документы, на основании которых приобретена собственность (договора купли-продажи, мены и др.);

·справка БТИ установленной формы (форма 11а) с указанием объекта оценки;

·технический паспорт строения;

·документ на право пользования земельным участком;

·договора аренды и субаренды (при их наличии);

·сводный сметный расчёт по каждому объекту (при наличии).

По общему правилу залог возникает в силу договора, но может возникать и на основании закона. Договор о залоге оформляется составлением отдельного документа либо соответствующей припиской к основному договору. Наряду с реквизитами сторон в нём должны указываться: предмет залога (состав и стоимость заложенного имущества), суть обеспечиваемого залогом требования (размер, срок исполнения), а также указание на то, у кого должно находиться заложенное имущество (вид залога). Залог предприятий или иного имущества, подлежащего государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в соответствующем органе. Кроме того, залог предприятия, строений и иных объектов, непосредственно связанных с землёй, требует нотариального удостоверения. Несоблюдение этих правил оформления залога влечёт недействительность договора (статья 339 Гражданского Кодекса).

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счёт средств залогодателя налоговому органу с возложением на него обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Предметом залога может быть любое движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги. Однако нельзя заложить следующие виды имущества:

·имущество, изъятое из оборота (драгоценные камни и изделия из них, вооружения, боеприпасы);

·требования, носящие личный характер (например, требования об алиментах, о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью);

·иные права, уступка которых другому лицу запрещена законом;

·отдельные виды имущества, в частности имущество граждан, на которое не допускается обращение взыскания.

Залог земельных участков, предприятий, строений, которые остаются во владении и пользовании залогодателей, называется ипотекой. В договоре об ипотеке должна указываться оценочная стоимость предмета ипотеки. Залоговая стоимость имущества составляет обычно 50-70% его рыночной стоимости, поэтому ипотека одного и того же имущества может обеспечивать несколько требований в пределах стоимости заложенного имущества. Залогом допускается перезалог уже заложенного имущества. В этом случае залогодатель обязан сообщить последующим залогодержателям обо всех договорах, обременяющих закладываемое имущество. Требования последующих залогодержателей удовлетворяются лишь после удовлетворения требований предшествующих залогодержателей.

Залогодержатель несёт риск случайной гибели или случайного повреждения предмета залога.

1.3.2 Поручительство

Один из способов обеспечения исполнения обязательств - поручительство.

В соответствии со статьёй 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств. В налоговом праве то означает, что в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство может применяться в качестве способа обеспечения в отношении практически любого вида обязательства без дополнительных условий. В налоговых правоотношениях применение поручительства ограничено строго определёнными рамками, например данный вид обеспечения исполнения обязательств может применяться только в случаях изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов. Более того, статья 61 НК РФ предусматривает заключение договора поручительства как одно из необходимых условий для получения отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного кредита. Кроме того, применение поручительства в качестве обеспечения обязанности по уплате налога или сбора обязательно при реализации подакцизных товаров, однако здесь в качестве поручителя может выступать исключительно банк.

В случае неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства, налоговый орган получает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих фискальных обязательств перед государством влечёт и ответственность его поручителя. Однако принудительное взыскание суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а так же процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов. В отличие от гражданских правоотношений, в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объёме, а не частично. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать уплате поручителем. Если срок договора поручительства не определён, поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством договора не предъявил иска к поручителю. Поручительство прекращается, если кредитор не предъявил иска поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.

1.3.3 Пеня

Налоговое законодательство понимает под пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки, более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах.

Пеня направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий бюджет. Особенностью правового режима пени является возможность её применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налоговой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Например, если налогоплательщик по результатам налоговой проверки был привлечён к налоговой ответственности за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного штрафа, обязан будет уплатить и пени.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налогов и сборов, начиная со дня, следующего за днём истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате, либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисление пеней на сумму недоимки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени.

Если в течение срока, пока числилась задолженность, ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за каждый промежуток времени, когда ставка была постоянна. А потом полученные результаты сложить.

Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объёме. Если уплаченной суммы недостаточно для покрытия в полном объёме недоимки и пени, то в первую очередь погашается задолженность по налогу, а затем суммы пени. Закон допускает принудительное взыскание пени за счёт:

·денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;

·иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в НК РФ порядке.

Порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным: в бесспорном порядке пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном - с физических лиц.

В случае превышения пени размера налоговой недоимки она превращается в налоговую санкцию и приобретает штрафную функцию.

1.3.4 Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке - это прекращение банком всех расходных операций по данному счёту, кроме тех, очерёдность которых предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст.855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

·исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

·исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплату труда;

·платёжные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

·отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причём поступать деньги на расчётный счёт могут, но списывать их со счёта организация, за исключением некоторых случаев, не вправе.

Приостановить операции можно только по текущим расчётным счетам как рублёвым, так и валютным, а "заморозить" ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. С 1.01.2009 года по валютному счёту организации будут приостанавливаться не все операции, а только в пределах суммы, которая указана в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления. В связи с этим организация-налогоплательщик вправе использовать денежные средства, находящиеся на её счёте в банке, в части превышения суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении, по своему усмотрению. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счёта, если не истёк срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счёта на текущий расчётный счёт, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п.5 ст.46 НК РФ).

·у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

·организация не представила в налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации.

Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст.138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трёх месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчётному счёту (ст.139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня её получения (ст.140 НК РФ).

Для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

·несоответствие нормам налогового законодательства;

·нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть:

·отсутствие задолженности по налогам;

·вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

·непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

·вынесения решения о приостановлении операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;

·отсутствие одновременно с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

·решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

·отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счёта (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причинённые ему неправомерным арестом расчётного счёта. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

В случае применения приостановления банк безусловно обязан принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить операции по счёту своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счёту, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несёт ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операции по счёту.

Решение о приостановлении операций по счёту налогоплательщика отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём представления налогоплательщиком декларации или документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности.

1.3.5 Арест имущества

Согласно ч.1 ст.77 НК РФ, арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признаётся действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Юридическая сущность ареста имущества налогоплательщика заключается в том, что он является административно-правовым ограничением права распоряжаться собственностью.

Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик примет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Применение ареста имущества самым непосредственным образом затрагивает право собственности и не может осуществляться без учёта соответствующих норм гражданского права. Согласно ст.209 ГК РФ, право собственности предполагает наличие у собственника трёх правомочий: владение, пользование и распоряжение.

Положение п.1 ст.77 НК РФ о том, что арест представляет собой ограничение "право собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества". Это означает, что арест может налагаться на имущество, в отношении которого налогоплательщик-организация осуществляет все три присущие собственнику правомочия: владения, пользование, распоряжение.

Проблемным является вопрос возможности ареста имущества, которым налогоплательщик-организация владеет и пользуется на правах лизинга, так как в отношении такого имущества налогоплательщик-организация не имеет такого присущего собственнику правомочия, как распоряжение.

Не может подвергаться аресту и имущество государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку они владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником же этого имущества является государство.

При аресте имущества собственник теряет свободу пользования и владения арестованным имуществом. Эти правомочия осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Права на арестованное имущество могут быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признаётся ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичные арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечёт применение к виновному соответствующих санкций.

Налоговым законодательством в качестве гарантии соблюдения прав собственника-налогоплательщика установлено ограничение относительно объёму арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.

Решение об аресте имущества принимается в форме постановлением руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом. Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности или путём реализации этого арестованного имущества.

налоговый обязанность физический налогоплательщик

2. Расчётная часть

.1 Исходные данные

Таблица 1

Исходные данные для выполнения расчётной части курсовой работы

ПоказательЗначение1. Стоимость отгруженной, полностью оплаченной покупателями в отчётном периоде продукции, с НДС (фактические цены соответствуют рыночным), тыс. руб.118002. Затраты на производство продукции, тыс. руб., в т. ч. 2.1 Материальные расходы 2.2 Расходы на оплату труда 2.3 Амортизационные отчисления 2.4 Расходы на приобретение основных средств (с НДС) 2.5 Прочие расходы, в т. ч. 2.5.1 Командировочные расходы8340 3230 2840 800 950 520 1003. Среднесписочная численность работников, чел., в т. ч. 3.1 Работники, выполняющие работы по договорам гражданско- Правового характера10 84. Количество детей Сидорова С.П., учитываемых для применения стандартного налогового вычета25. Количество месяцев, в течение которых производились стандартные налоговые вычеты: 5.1 На Сидорова С.П. 5.2 На детей Сидорова С.П.х 4 126. Начислена основная заработная плата работникам организации, тыс. руб., в т. ч. 6.1 За работы, выполненные по договорам гражданско-правового Характера 6.2 Заработная плата Сидорова С.П.2800 700 2157. Начислена премия за производственные результаты, тыс. руб., 7.1 В т. ч. Сидорову С.П.40 118. Доход Сидорова С.П. от продажи, тыс. руб. 8.1 Квартиры, находящейся в собственности 2 года 8.2 Легкового автомобиля, находящегося в собственности 4 года 2150 1459. НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям и услугам, тыс. руб.67510. Частичная оплата, поступившая от покупателей в отчётном периоде520011. Поступила на расчётный счёт штрафные санкции от поставщиков по договору поставки, тыс. руб.2,412. Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб., по состоянию на 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 31.1254805 4200 4150 4190 4280 4251 4210 4389 4371 4318 4211 4125 4098 4012

На основании данных о деятельности предприятия, приведённых в таблице, необходимо рассчитать налоговые платежи в отношении общего режима налогообложения и упрощённой системы налогообложения. При общем режиме налогообложения рассчитываются следующие налоги:

.Рассчитывается сумма НДФЛ на доходы Сидорова С.П.

2.Производится расчёт страховых взносов.

.Рассчитывается сумма НДС исчисленного, определяется сумма вычета по НДС и сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет.

.Производится расчёт среднегодовой стоимости имущества и составляется расчёт налога на имущество организации.

.Определяется налоговая база и производится расчёт налога на прибыль.

По упрощённой системе налогообложения осуществляется два варианта расчётов:

.если в качестве объекта единого налога налогоплательщик выбрал доходы;

2.если в качестве объекта налога налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов.

На основании произведённых расчётов необходимо провести сравнительный анализ общей и упрощённой системы налогообложения в двух вариантах (когда в качестве налога выбраны: "доходы" и "доходы, уменьшенные на величину расходов") с точки зрения величины налоговой нагрузки.

На основании информации, приведённой в таблице 1, определяются показатели, которые могут служить объектом налогообложения, входить в состав налоговой базы или использоваться в качестве налоговых льгот (вычетов из налоговой базы).

2.2 Общий режим налогообложения

.2.1 Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право, на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Существуют доходы, освобождаемые от налогообложения (государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, компенсационные выплаты, гранты и другое). Существует также 4 вида налоговых вычетов: стандартные, имущественные, социальные и профессиональные. Налогом облагается общая сумма дохода, уменьшенная на сумму доходов, необлагаемых налогом, и на сумму налоговых вычетов. НДФЛ исчисляется по ставкам 13%, 35%, 30%, 9% в зависимости от вида дохода. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам.

Согласно статье 208 НК РФ к учитываемым доходам Сидорова С.П. относятся заработная плата и премия за производственные результаты.

Согласно статье 210, 218 и 220 НК РФ Сидоров С.П. имеет право на стандартные и имущественные вычеты. Стандартные вычеты, применяемые к учитываемым доходам Сидорова С.П.:

·вычет на себя (400 руб. в месяц). Применяется, пока доходы с начала года не превысят 40 тыс. руб.;

·вычет на детей (1000 руб. в месяц на 1 ребёнка). Применяется, пока доходы с начала года не превысят 280 тыс. руб.

Имущественный вычет составляет 1 млн. руб., так как проданная квартира находилась в собственности менее 3 лет.

Так как Сидоров С.П. является резидентом РФ (статья 224 НК РФ), налоговая ставка, применяемая к полученным доходам 13%.

Произведём расчёт у работодателя на основе данных, приведённых в таблице 1:

Дох. учит. = Заработная плата работника + начисленная премия

работника

Дох. учит. = 215000 + 11000 = 226000руб.

Дох. обл. = 226000 - 400 × 4 - 1000 × 2 × 12 = 226000 - 1600 - 24000 =

руб.

НДФЛ = Дох. обл. × ставка налога

НДФЛ = 200400 × 0,13 = 26052руб.

Произведём расчёт в налоговом органе на основе данных, приведённых в таблице 1:

Дох. учит. = Заработная плата работника + начисленная премия

работника + + доход от продажи квартиры + доход от продажи

легкового автомобиля

Дох. учит. = 215000 + 11000 + 2150000 + 145000 = 2521000руб.

Дох. обл. = Дох. учит. - Вычеты стандартные - Вычеты социальные - -

Вычеты имущественные

Дох. обл. = 2521000 - 1600 - 24000 - 1000000 - 145000 = 1350400руб.

НДФЛ = 1350400 ×0,13 = 175552руб.

2.2.2 Страховые взносы (Федеральный закон от 24.07.09 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС")

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

.лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

2.индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Объектом обложения страховыми взносами являются:

·выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам);

·доходы предприятия, уменьшенные на фактически произведённые, документально подтверждённые расходы, связанные с осуществлением деятельности.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчётного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчётного периода, страховые взносы не взимаются.

Страховые взносы относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, и учитываются при налогообложении прибыли.

Ставка страховых взносов 26%, из которых:

% - в пенсионный фонд;

,9% - в фонд социального страхования;

,1% в федеральный фонд обязательного медицинского образования;

% - территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Исчисления страховых взносов по Сидорову С.П.:

Н/о база = Заработная плата работника + начисленная премия

работника = 215000 + 11000 = 226000руб.

∑СВ в ПФ = 226000 × 0,2 = 45200руб.

∑СВ в ФСС = 226000 × 0,029 = 6554руб.

∑СВ в ФФОМС = 226000 × 0,011 = 2486руб.

∑СВ в ТФОМС = 226000 × 0,02 = 4520руб.

Итого ∑СВ = 45200 + 6554 + 2486 + 4520 = 58760руб.

Определим сумму страховых взносов, начисленного в целом по организации, учитывая, что ни одному работнику не было начислено более чем 280000 руб. с начала года.

Н/о база = 2800000 + 40000 = 2840000руб.

∑СВ в ПФ = 2840000 × 0,2 = 568000руб.

∑СВ в ФСС = 2840000 × 0,029 = 82360руб.

∑СВ в ФФОМС = 2840000 × 0,011 = 31240руб.

∑СВ в ТФОМС = 2840000 × 0,02 = 56800руб.

Итого ∑СВ = 568000 + 82360 + 31240 + 56800 = 738400руб.

2.2.3 Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

Налогоплательщиками НДС являются организации, предприниматели, ИП без образования юридического лица, которые осуществляют какую-либо деятельность.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика происходит при выполнении условий:

·если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн. рублей;

·если в течение трёх предшествующих календарных месяца организация и индивидуальные предприниматели не реализовывали подакцизную продукцию:

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, и определяется как общая сумма НДС, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Начисленный НДС - это тот НДС, который налогоплательщик начисляет покупателю.

НДС к вычету - это тот НДС, который налогоплательщик уплатил при покупке товаров, работ и услуг.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, разбивается на 3 равные части, каждая из которых вносится не позднее 20 числа каждого месяца следующего квартала.

Если сумма начисленного налога численно равна сумме вычета, то налогоплательщик ничего не должен государству и наоборот.

Если начисленный налог меньше вычета, рассматриваются 2 ситуации:

·начисленный налог = 0, вычет имеется - возмещение невозможно, в следующих кварталах претендовать на эту сумму нельзя;

·если начисленный налог > 0, то арифметически отрицательная величина разницы предъявляется к возмещению из бюджета.

Ставка 0% применяется:

·для работ, осуществляемых непосредственно в космическом пространстве;

·при сдаче в аренду помещений иностранным дипломатическим консульствам, если в их стране действует аналогичный порядок начисления НДС;

·при экспорте.

Ставка 10% применяется для основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Ставка 18% применяется, если нет оснований для применения ставок 10% и 0%.

Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога к уплате в бюджет на сумму налоговых вычетов.

Вычет по НДС - законодательно разрешённый способ уменьшения начисленного налога.

К вычету может подлежать:

·входящий НДС;

·некоторые виды начисленного НДС;

·авансовый НДС.

Налоговый период - квартал. Налог уплачивается по итогам налогового периода. Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НДС начисленный:

·по операции реализации продукции:

НДС = 11800000 / 1,18 ×0,18 = 1800000 руб.

·по частичной оплате от покупателей:

НДС = 5200000 / 1,18 ×0,18 = 793220,34руб.

·по штрафным санкциям:

НДС = 2400 / 1,18 ×0,18 = 366,1 руб.

НДС начисленный = 1800000 + 793220,34 + 366,1 = 2593586,44 руб.

НДС к вычету:

·по приобретённым основным средствам:

НДС = 950000 / 1,18 ×0,18 = 144915,25 руб.

·по приобретённым ТМЦ и услугам:

НДС = 675000 руб.

НДС к вычету = 144915,25 + 675000 = 819915,25 руб.

,19 руб.

2.2.4 Налог на имущество организации (глава 30 НК РФ)

Налог на имущество организации - региональный налог. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на её территории.

Объектами налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учёта, утверждённым в учётной политике организации.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа.

Налоговым периодом признаётся календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (статья 380 НК РФ).

Авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются налогоплательщиками не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчётного периода.

Налог на имущество организаций по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиками за вычетом уплаченных авансовых платежей по данному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога (за налоговый период) и суммами авансовых платежей по налогу (исчисленных в течение налогового периода).

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчётного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определённой за отчётный период.

Ср/г стоимость за 1 квартал = (4200000 + 4150000 + 4190000 + 4280000)

/ 4 = 4205000руб.

Ср/г стоимость 1 полугодия = (4200000 + 4150000 + 4190000 + 4280000

+ 4251000 + + 4210000 + 4389000) / 7 = 4238571,43руб.

Ср/г стоимость за 9 месяцев = (4200000 + 4150000 + 4190000 + 4280000

+ 4251000 + + 4210000 + 4389000 + 4371000 + 4318000 + 4211000) / 10 =

= 4257000руб.

Годовая ср/г = (4200000 + 4150000 + 4190000 + 4280000 + 4251000 +

+ 4389000 +

+4371000 + 4318000 + 4211000 + 4125000 + 4098000 + 4012000) / 13 = =

,23руб.

Авансовый платёж за 1 квартал = 4205000 × 0,022 × 0,25 = 23127,5руб.

Авансовый платёж за полугодие = 4238571,43 × 0,022 × 0,25 =

,14руб.

Авансовый платёж за 9 месяцев = 4257000 × 0,022 × 0,25 = 23413,5руб.

Годовой платёж = 4215769,23 × 0,022 = 92746,92руб.

Авансовый платёж за год = 92746,92 - 23127,5 - 23312,14 - 23413,5 =

,78руб.

2.2.5 Налог на прибыль (глава 25 НК РФ)

Налогоплательщиками признаются:

·российские организации;

·иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются:

·полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов (для российских организаций);

·полученные через постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину производственных расходов (для иностранных организаций).

К доходам относятся:

.доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав);

2.внереализационные доходы. К ним относятся:

·доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направленного на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;

·доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;

·штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

·доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);

·доходы от предоставление в пользование прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

·доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита.

Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые налогоплательщиком. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

.материальные расходы;

2.расходы на оплату труда;

.суммы начисленной амортизации;

.прочие расходы.

К внереализационным расходам относят:

·расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);

·расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

·расходы, связанные с обслуживанием приобретённых налогоплательщиком ценных бумаг;

·расходы в виде отрицательной курсовой разницы;

·судебные расходы и арбитражные сборы;

·штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причинённого ущерба;

·расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определённых условий договора, в частности объёма покупок.

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

·в виде дивидендов;

·в виде пени, штрафов и иных санкций;

·в виде взноса в уставный капитал, вклада в простое товарищество;

·в виде взносов на добровольное страхование;

·в виде процентов, начисленных;

·в виде стоимости безвозмездно переданного имущества.

Ставки для организаций РФ и для иностранных, действующих через постоянные представительства:

·20% распределяются между федеральным и региональным бюджетом, как 2% и 18%. Региональным законодательством дано право уменьшать региональную составляющую ставки, но не ниже чем до 13,5%.

Ставки для иностранных организаций, действующих без постоянного представительства:

·10% применяется, если иностранные организации осуществляют деятельность по содержанию и сдаче в аренду водно-воздушных транспортных средств;

·20 % во всех остальных случаях.

При отсутствии раздельного учёта применяется ставка 20%.

Предприятие может определить свои доходы и расходы кассовым методом и методом начисления. Кассовый метод можно применять, только если величина среднеквартального дохода с начала года не превышает 1 млн. руб. Этот метод подразумевает, что к доходам и расходам предприятия относятся только те из них, которые фактически оплачены в данном периоде.

Метод начисления применяется остальными предприятиями и подразумевает признание доходов и расходов в момент их совершения независимо от фактического поступления денежных средств.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчётного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчётного периода.

Метод начисления:

Доходы учитываемые:

·доходы от реализации (выручка от реализации без НДС);

·внереализационные доходы (штрафные санкции по договору поставки товаров без НДС).

Расходы учитываемые:

·расходы, связанные с реализацией;

·материальные расходы;

·расходы на оплату труда (начисленная заработная плата и премия за производственные результаты);

·амортизация;

·прочие расходы (командировочные расходы, сумма начисленного налога на имущество, сумма начисленных страховых взносов);

·внереализационные расходы.

Доходы = 10000000 + 2033,9 = 10002033,9руб.

Расходы = 3230000 + 2840000 + 800000 + 520000 + 92746,92 + 568000 +

+ 31240 + +56800 = 8221146,92руб.

Н/о база = 10002033,9 - 8221146,92 = 1780886,98

Налог на прибыль = 1780886,98 × 0,2 = 356177,4руб.

в федеральный бюджет = 1780886,98 × 0,02 = 35617,74руб.

в региональный бюджет = 1780886,98 × 0,18 = 320559,66руб.

2.3Упрощённая система налогообложения

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подаёт заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей.

Не вправе применять УСН:

·организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

·банки;

·страховщики;

·негосударственные пенсионные фонды;

·инвестиционные фонды;

·профессиональные участники рынка ценных бумаг;

·ломбарды;

·организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;

·организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом;

·нотариусы, занимающиеся частной практикой;

·организации и ИП, у которых средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;

·организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА превышает 100 млн. руб.;

·бюджетные учреждения;

·иностранные организации.

Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

·налога на прибыль организаций;

·налога на имущество организаций;

·налога на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

·налога на доходы физических лиц;

·налога на имущество физических лиц;

·налога на добавленную стоимость.

Объекты налогообложения:

·доходы;

·доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения выбирается самостоятельно и может меняться ежегодно.

Налогоплательщик при определении объекта налогообложения учитывает следующие доходы (статья 346.15):

·доходы от реализации;

·внереализационные доходы.

Порядок определения расходов (статья 346.16):

·расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

·материальные расходы;

·расходы на оплату труда;

·расходы на командировку;

·судебные расходы;

·арбитражные расходы.

Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка - 6%. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов - 15%.

Объект налогообложения - доходы

В соответствии со статьёй 346.15 НК РФ к учитываемым доходам относится:

·выручка от реализации;

·штрафные санкции по договору поставки товаров;


Доходы = 10000000 + 4406779,66 + 2033,9 = 14408813,56руб.

Налог = 14408813,56 × 0,06 = 864528,81руб.

Максимальная льгота = 864528,81 × 0,5 = 432264,4руб.

Страховые взносы = 7384000руб.

Налог, подлежащий уплате = налог начисленный - максимальная льгота

(т.к. страховые взносы больше чем максимальная льгота).

Налог, подлежащий уплате = 864528,81 - 432264,4 = 432264,41руб.

Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на расходы

Доходы формируются с помощью кассового метода. К расходам можно отнести только то, что находится в перечне статьи 346.16 НК РФ. К учитываемым расходам относятся:

·приобретение основных средств;

·материальные расходы;

·затраты на оплату труда;

·командировочные расходы;

·НДС по приобретённым ценностям;

·страховые взносы.

Доходы = 10000000 + 4406779,66 + 2033,9 = 14408813,56 руб.

Расходы = 950000 + 3230000 + 2840000 + 100000 + 675000 + 7384000 =

руб.

Н/о база = 14408813,56 - 15179000 = -770186,44 руб.

Т.к. налоговая база меньше нуля, то налог не уплачивается.

2.4 Сравнительный анализ общей и упрощённой системы налогообложения

Таблица 2

Сравнительный анализ общей и упрощённой системы налогообложения

НалогиОбщая система налогообложенияУСНОбъект - доходыОбъект - доходы, уменьшенные на расходыНалог на имущество НДС к уплате Страховые взносы Налог на прибыль92746,92 1773671,19 7384000 35617,747384000 432264,417384000 0Общая сумма налога9286035,857816264,417384000Доходы10002033,914408813,56Налоговая нагрузка, %92,8454,2451,24

Вывод: На основе проведённых расчётов можно сказать, что наименьшая налоговая нагрузка при упрощённой системе налогообложения, где объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов - 51,24%. При упрощённой системе налогообложения, где объектом налогообложения являются доходы, налоговая нагрузка составляет - 54,24%. Наибольшая налоговая нагрузка - при общей системе налогообложения и составляет 92,84%.

Заключение

Рассмотрев тему курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Налог-это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Для каждого физического лица или организации своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязательств. Залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества являются эффективными средствами обеспечения обязательств при участившихся случаях их нарушения. Неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Таким образом, способы обеспечения обязательств побуждают должника к своевременному исполнению возложенного на него обязательства, ведь в случае просрочки, либо неисполнения обязательства, либо ненадлежащего исполнения, для должника наступят неблагоприятные, невыгодные для него последствия.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской федерации

2.Налоговый кодекс Российской Федерации

.Федеральный закон от 10 июля 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке Росси)".

.Федеральный закон от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле".

.Кириллова, О.С. Налоги и налогообложение / О.С. Кириллова. - М.: Экзамен, 2006.

.Латыпова, Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. - М.: ИНФРА - М, 2007.

.Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система РФ / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.Программа информационной поддержки Российской науки и образования "Консультант Плюс: Высшая школа"

Похожие работы на - Условия возникновения и способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!