Упрощенная система налогообложения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    163,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упрощенная система налогообложения

Введение

малый предпринимательство налоговый режим

Важной частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, в декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Одним из таких режимов является Упрощенная система налогообложения.

В данной работе рассмотрена упрощенная система налогообложения, как вид специального налогового режима. Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.1 НК РФ, которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002.

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательность для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Упрощенная система может применяться хозяйствующими субъектами на территории РФ и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта РФ.

Цель применения упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Актуальность данной темы заключается в том что, упрощенная система налогообложения способствует развитию малого бизнеса в России и влияет на рост эффективности экономики страны, тем более что в настоящее время огромная роль отводится именно малому бизнесу.

Целью моей работы будет анализ упрощенной системы налогообложения, как вида специального налогового режима, на примере использования ее обществом с ограниченной ответственностью «Орловский хлебокомбинат», описав теоретические основы УСН, а также выявить достоинства и недостатки, предложив меры по улучшению влияния упрощенной налоговой системы на экономику страны в целом.

Далее я выделю основные задачи моей курсовой работы. К ним относятся определение нормативной базы для применения УСН, а именно налогоплательщиков налога, объект налогообложения, ставку, порядок и сроки уплаты налога, описание практического применения упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства. Также к задачам можно отнести определение достоинств и недостатков упрощенной системы налогообложения и предложить пути по ее совершенствованию и применение полученных знаний на практике, на примере ООО "Орловский хлебокомбинат".

Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.

Предметом исследования являются региональные особенности применения общего режима и специальных режимов субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования данных режимов налогообложения.

Информационной базой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения субъектов малого предпринимательства. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств.

1. Теоретические основы налогообложения малого предпринимательства в РФ

.1 Современное состояние и оценка международной практики деятельности предприятий малого бизнеса

Впервые понятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 - начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Если рассматривать развитие малого бизнеса на Западе, то можно сказать,что оно идет быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают немалое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. В этом разделе я хочу кратко рассмотреть характеристики малого бизнеса США, Испании, Японии.

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах и поэтому можно утверждать, что политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США.  На рисунке 1 представлены основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов.

Рисунок 1 Задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Они зависят от вида деятельности предприятия и отрасли, в которой оно функционирует. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других - оборот и прибыль.

Кроме Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе.

Я хочу сделать вывод, что существуют огромные отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно выживать. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики страны.

Малый бизнес Испании начал формироваться и развиваться в 70-е годы. Высокие показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы и способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса - это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

Такой высокий уровень развития малого предпринимательства был достигнут за счет следующих факторов и условий.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Большое внимание уделяется предприятиям малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов.

Помимо, испанские власти делают акцент на развитие наукоемких отраслей, инновационных технологий, понимая их огромную значимость для внутреннего развития рынка и для международного экономического сотрудничества. Огромную долю программ развития малого бизнеса занимают европейские программы, которые распространяются на многие страны Европы: Германию, Францию, Великобританию и т.д. Также как важный положительный фактор развития малого бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии.

Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при значимой государственной поддержке.

Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Оно контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

Японское законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения или понижения рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия и предприниматели могут потерять права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны абсолютно для всех компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать безпочвенные изменения цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в стране созданы хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.

Рассматривая мировой опыт, существуют два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства. Первый заключается в сохранении всех видов налогов для малых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы, методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. п.). Второй подход предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, в замену одного или нескольких традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР(Организация европейского экономического сотрудничества). Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация сомневается в правильности исчисления налоговых обязательств.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

1.2 Понятие и развитие упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) - это специальный налоговый режим, который применяется к организациями и индивидуальными предпринимателями помимо общей системы налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется в случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

В Российской Федерации сущность упрощенной системы налогообложения для малого предпринимательства заключается в замене основных налогов одним налогом.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., то есть применяется уже около 15 лет, и изначально этот льготный налоговый режим применялся вместе с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.С 1 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН), которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2007 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и удобным для малого бизнеса.

Совершенствование УСН привело за период с 2006 г. по 2011 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, с 197,2 тыс. ед. до 1069,0 тыс. ед., или в 5,5 раза, в том числе: организаций - с 67,8 до 501,2, или в 7,7 раз; индивидуальных предпринимателей - с 131,4 до 587,8, или в 4,6 раза. Помимо того за период с 2006 по 2011 гг. количество малых предприятий возросло с 882,3 тыс. до 989,3 тыс., или всего на 12%. Эти изменения наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 Количество налогоплательщиков, применяемых УСН и количество малых предприятий.

Отношение количества организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий за 2006 - 2011 гг. увеличилось с 7,6% до 50,4%. Это показано на рисунке 3.

Рисунок 3 Отношение количества организаций, применяющих УСН, к количеству малых предприятий

Несмотря на то, что не все организации, применяющие УСН, можно отнести к малым предприятиям в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведенные данные свидетельствуют о резком росте количества малых предприятий, применяющих УСН.

Можно отметить что, сумма налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН, выросла за 2006 - 2011 гг. с 7,9 млрд. руб. до 39,8 млрд. руб., или в 5,1 раза.(Рисунок 4)

Рисунок 4 Сумма налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН

Таким образом, рост налоговых платежей по упрощенной системе налогообложения несколько отстает от роста количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления налоговой базы при применении УСН в результате внесения в него изменений стал более льготным. Помимо одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.

Переход на УСН предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пунктах 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ. Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают на общих основаниях. Кроме того, кодексом установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также субъекты предпринимательства, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных положениями НК РФ.

Законодательством предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных условий, установленных ст. 346.13 НК РФ, должны в обязательном порядке вернуться на общий режим.

Для организаций и ИП, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. В настоящее время ведение кассовых операций регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, вместо уплаты налогов приведенных в таблице 1 уплачивают единый налог. Перечень налогов, приведенный в таблице 1 является закрытым.

Таблица 1 Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения

Субъекты предп. деятельности.

Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО.

Организации.

Налог на прибыль организации.


Налог на имущество организации.


Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности).


Налог на имущество физических лиц


Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


Можно сделать вывод, что организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты некоторых налогов, но все иные налоги налогоплательщики УСН платят в установленном порядке. Такие как акцизы, водный, транспортный, земельный и другие налоги.

1.3 Действующая модель упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Основной задачей упрощенной системы налогообложения является облегчение положения представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 34612 НК РФ. УСН могут применять субъекты малого предпринимательства, то есть организации и индивидуальные предприниматели.

организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей. Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ, не учитываются. Для индивидуальных предпринимателей ограничения по доходам, полученных от предпринимательской деятельности, для перехода на УСН не установлено.

перейти на УСНО могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. руб. Это условие касается только организаций. Согласно ему на УСНО могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.

Не имеют права перейти на УСНО организации, имеющие филиалы и представительства. Понятие терминов «представительство» и «филиал» утверждены в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, желающих перейти на УСНО, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Порядок определения средней численности работников устанавливает Государственный комитет по статистике Российской Федерации.

Применять УСН не могут организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в некоторые категории, представленные на рисунке 6.

Рисунок 6 Виды деятельности, при которых нельзя перейти на УСН

По остальным видам предпринимательской деятельности организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в тех случаях, в которых выполнены выше перечисленные условия. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.

Общая схема перехода на упрощенную систему налогообложения представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 Схема перехода на упрощенную систему налогообложения.

Можно сделать вывод, что при соблюдении организацией или индивидуальным предпринимателем всех ограничений переход на УСН будет успешен, а при их нарушении организация или индивидуальный предприниматель будет вынужден вернуться к общему режиму налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется

организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и в порядке, предусмотренном НК РФ. Это означает, что никто не может принудить организацию и индивидуального предпринимателя применять упрощенную систему и для того, чтобы начать применять упрощенную систему, необходимо соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ.

Общая схема основных элементов УСН представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 Основные элементы упрощенной системы налогообложения

Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения УСН.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 процентов. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Доходы и расходы организации и индивидуального предпринимателя, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и/или дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Для УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения, т.е. денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Но доходы не всегда поступают в денежной форме, доходы, полученные в натуральной форме тоже признаются объектом налогообложения. В случае если доходы получены в натуральной форме, то они учитываются по рыночным ценам.

Для упрощенной системы налогообложения установлено два способа получения налоговой базы в зависимости от объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов. А если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, которым, в соответствии со статьей 346.19 Налогового Кодекса РФ, является календарный год.

В случае, если организация или индивидуальный предприниматель выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, им нужно помнить о предусмотренной законом особенности. Существует предел для исчисления единого налога по ставке 15 процентов налоговой базы в виде денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый кодекс вводит понятие "минимального налога", сумма которого исчисляется в размере 1 процента налоговой базы в виде денежного выражения доходов.

В случае, когда сумма исчисленного по ставке 15 процентов (то есть в общем порядке) налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог - несмотря на величину налоговой базы, определенной налогоплательщиком по результатам своей деятельности.

Эта мера должна препятствовать завышению налогоплательщиком своих расходов. Однако при возрастающем доходе будет увеличиваться и размер минимального налога, всвязи с чем возможна тенденция к занижению налогоплательщиками своих доходных показателей.

Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками по итогам налогового периода.

Налогоплательщики, уплатившие за налоговый период минимальный налог, вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.

В соответствии со статьей 346.24 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Книга ведется на русском языке на бумажных либо электронных носителях в течение календарного года. Она должна быть прошнурована и пронумерована, заверена подписью и печатью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и должностного лица налогового органа.

Форма Книги состоит из трех разделов, которые необходимо заполнять в течение каждого квартала.

Раздел 1 «Доходы и расходы» имеет сведения о содержании регистрируемой операции и учитываемой сумме дохода или расхода по ней.

Раздел 2 «Расчет расходов на приобретение основных средств» заполняется в соответствии с установленным порядком расчета расходов как по новым основным средствам и по приобретенным до применения упрощенной системы.

Раздел 3 «Расчет налоговой базы по единому налогу» формирует налоговую базу (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) исходя из данных Раздела 1 Книги. На основании указанных в данном разделе сведений производится заполнение налоговой декларации. Декларации по итогам отчетного периода (квартальные декларации) представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики - организации представляют налоговые декларации по итогам налогового периода (годовые декларации) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют годовые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Значит, на данном этапе экономического развития значимое внимание уделяется развитию малого бизнеса. Государство поддерживает малое предпринимательство разными способами. Один из способов - это упрощение налоговой системы за счет введения специальных налоговых режимов. Упрощенная система налогообложения является хорошим примером такого режима. Этот налог заменяет собой все налоги общей системы и упрощает ведение бухгалтерского учета. Но существуют небольшие ограничения при переходе на него и при применении данного налога. Эти ограничения дают понять, что он создан именно для малых предприятий. Современное его состояние еще далеко от совершенства, поэтому государство ведет работы по его модернизации и упрощению.

2. Упрощенная система налогообложения на примере ООО «Орловский хлебокомбинат»

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Орловский хлебокомбинат»

Фирма ООО «Орловский хлебокомбинат» является Обществом с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава Общества и законодательства РФ, имеет печать со своим наименованием, расчетный и ссудный счета в банках.

Учредители общества являются физические лица.

Полное официальное наименование общества - Общество с ограниченной ответственностью «Орловский хлебокомбинат».

Место нахождения общества: РФ,302040,Ул. Красноармейская, д.2.Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

ИНН: 5753003842

Банковские реквизиты: р\с 40702810656270100150

Орловское ОСБ № 8595 г.Орел

БиИК 045402601

Целью общества является извлечение прибыли.

Общая численность работающих в фирме ООО «Орловский хлебокомбинат» составляет 81 человек. Предприятие выпускает в сутки около 60-65 тонн изделий. Это хлеб, караваи, батоны, сдобные булочки, печенье, вафли, вафельные пирожные и торты, сухари, бублики, сушки, торты, кексы, пирожные, рулеты - всего около 200 наименований.

Девиз всего коллектива ООО "Орловский хлебокомбинат" - выпускать продукцию высокого качества и только из натурального сырья, храня верность традициям исконно русского хлебопечения. Заслуги Орловского хлебокомбината в области производства, а также решения социально-экономических вопросов были неоднократно отмечены не только администрацией Орловской области, но и правительством РФ. Но, пожалуй, самый ценный для предприятия - диплом лауреата Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия", где Орловский хлебокомбинат награждён среди множества предприятий пищевой промышленности за наиболее эффективное использование всех видов производственных ресурсов. На 2010 год с ООО «Орловский хлебокомбинат» заключено около 500 договоров поставки. Продукция представлена более чем в 800 торговых точках города Орла и области. Партнеры ООО «Орловский хлебокомбинат» представлены на рисунке 8

Рисунок 8 Партнеры ООО «Орловский хлебокомбинат»

Форма собственности - частная. Комбинат построен по типовому проекту с необходимым набором производственных, складских и санитарно-бытовых помещений. Проектная мощность хлебокомбината - 12 тонн в сутки, фактически по заявкам торговли в настоящее время выпускает - 2,5-3 тонны в сутки. Предприятие выпускает 65 наименований хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, в том числе: хлеба смешанной валки - 7 наименований, хлебобулочной продукции - 48 наименования, кондитерских изделий - 3 наименования и сухари - 2 наименования. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

Технологическая оснащенность хлебокомбината представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 Технологическое оборудование ООО «Орловский хлебокомбинат»

Ориентация на потребителя и потребности рынка в сочетании с постоянным поддержанием и расширением ассортимента предлагаемых товаров и услуг является основной задачей деятельности хлебокомбината.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет директор.

Общество осуществляет следующие виды деятельности, отображенные на рисунке 10.

Рисунок 10 Виды деятельности, осуществляемые ООО «Орловский хлебокомбинат»

С 2006 года хлебокомбинат использует упрощенную систему налогообложения. Для более ясной картины необходимо отразить финансовое состояние ООО «Орловский хлебокомбинат».

При расчете финансовых показателей надо учесть следующие данные об организации за 2009,2010 года. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Орловский хлебокомбинат»

№ п/п

Показатель

2009

2010

Прирост, руб

Прибыль, руб

3 059 930

3 110 830

50 900

2.

Расходы, руб

2 082 204

2 093 737

11 533

3.

Оборотные активы, руб

50 000

60 000

10 000

4.

Краткосрочные обязательства, руб

20 000

22 000

2 000

5.

Собственные оборотные средства, руб

40 000

45 000

5 000

6.

Собственный капитал, руб

100 000

100 000

0

7.

Объем выпускаемой продукции в, руб том числе:

506 604

561 736

55 132

8.

Хлебобулочные изделия, руб

414 988

430 737

15 749

9.

Сахаро-бараночные изделия, руб

27 566

29 830

2 264


Исходя из данных таблицы можно сказать что, все показатели увеличиваются в среднем на 5,7 %

Зная эти данные можно вычислить основные финансовые показатели предприятия. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3 Финансовые показатели ООО «Орловский хлебокомбинат»

Показатели

2009

2010

Норм. значение

Рентабельность

138%

146%

100%

Коэффициент текущей ликвидности

2,43

2,5

>2

Коэффициент маневренности

0,3

0,4

0,4 (0,5)


Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

.        Рентабельность предприятия больше нормального значения на 46%, значит прибыль предприятия перекрывает затраты.

.        Коэффициент текущей ликвидности попадает в рамки нормального значения, что говорит о хорошей платежеспособности ООО «Орловский хлебокомбинат».

.        Коэффициент маневренности соответствует нормальному значению, поэтому можно считать, что предприятие финансово устойчиво.

2.2 Порядок определения и признания доходов и расходов

Порядок определения доходов для организаций и ИП установлен ст. 346.15 НК РФ. Согласно ему организации, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы от реализации и внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 ГК РФ с позиций налогового законодательства понятия «доходы», «расходы» и «прибыль» относятся к категории объектов налогообложения, то есть «обстоятельств, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога». НК РФ понимает под доходом экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). При этом для целей налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.


Таблица 4 Доходы от реализации

Доходы от реализации

выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства

выручка от реализации ранее приобретенных товаров

выручка от реализации имущественных прав

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, передача результатов выполненных работ, оказание услуг другому лицу. Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;

передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества при ликвидации хозяйствующего субъекта

Внереализационными доходами для целей налогообложения признаются доходы, не являющиеся доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, кроме уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Не признается расходами организации выбытие активов, представленных в таблице 5.

Таблица 5 Выбытие активов, не признаваемых расходами организации.

№ п/п

Активы, выбытие которых не признается расходами

1

Выбытие активов в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов

2

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи)

3

По договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п

4

Выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг

5

Выбытие активов в виде авансов, задатков в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг

6

Выбытие активов в погашение кредита, займа, полученных организацией


ООО «Орловский хлебокомбинат» определил, что налоговой базой на предприятии будут доходы, уменьшенные на величину расходов. В таблице 6 показаны суммы полученных доходов и произведенных расходов за 2010 год, учитываемые в целях налогообложения по УСН.

Таблица 6 Полученные доходы и произведенные расходы.

Полученные доходы и произведенные расходы

Доходы

Доход от реализации в том числе:

2 483 600 руб.


Выручка от реализации произведенных хлебобулочных изделий

1 564 200 руб.


Выручка от реализации произведенных мучных изделий и полуфабрикатов длительного хранения

932 631 руб.


Внереализационый доход В том числе:

554 330 руб.


Суммы возмещения убытка от заказчика

25 230 руб.


Арендная плата за пользование основными средствами

50 000 руб.


Безвозмездно полученное имущество

340 000 руб.


Суммы кред. Задол., по которым прошел срок исковой давности

113 000 руб.


Стоимости излишков материально-производственных запасов, выявленных в процессе инвентаризации

16 000 руб.

Расходы

расходы на приобретение основных средств

70 928 руб


расходы на приобретение лицензии

5 957 руб.


заработная плата

1 395 800 руб.


взносы в пенсионный фонд

181 263 руб.


платежи по аренде офиса

162 800 руб


пособия по временной нетрудоспособности из средств организации

17 170 руб.


обслуживание охранно-пожарной сигнализации

7 700 руб.


услуги связи

14 478 руб.


расходы на командировки

37 384 руб.


оплата услуг банка


техническое обслуживание техники

7 400 руб


НДС по приоб. товарам и тов. и услугам, включаемая в .себест.

67 624 руб.


Все доходы и расходы признаются в целях налогообложения по упрощенной системе. Порядок признания доходов при УСН установлен в статье 346.17 НК РФ и с 1 января 2006 года датой получения доходов признается:

·        день поступления средств на счета в банках и/или кассу;

·        день получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

·        день погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

ООО «Орловский хлебокомбинат» согласно статье 346.17 НК РФ применяет кассовый метод признания доходов.

В отношении расходов применяется этот же метод, то есть расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

2.3 Налогообложение доходов и расходов по упрощенной системе налогообложения

Объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов. Значит, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговыми ставками являются:

.        В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

.        В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Рассчитаем налоговую базу и сумму налога по УСН подлежащую уплате в бюджет предприятием за 2010 год исходя из сумм доходов и расходов.

Для определения налоговой базы необходимо рассчитать сумму доходов предприятия (включая внереализационные доходы) и сумму расходов за этот же отчетный период, но только тех, которые признаются расходами, уменьшаемыми доходы в целях налогообложения по УСН и документально подтвержденными.

Следовательно, доходы = 2 487 600 + 567 330 = 3 054 930 (руб.)

Расходы = 70 938 + 5 967 + 1 495 800 + 191 263 + 17 070 + 172 800 + 7 500 + 14 458 + 27 384 + 7 500 + 4 750 + 66 624 = 2 082 054 (руб.)

Отсюда налоговая база = 3 054 930 - 2 082 054 = 972 876 (руб.)

Налоговая ставка равна 15%, следовательно:

Сумма налога = 972876 х 15% = 145 931 (руб.)

Сумма минимального налога = 3 054 930 х 1% = 30 549 (руб.)

Отсюда следует, что сумма подлежащая уплате в бюджет равна 145 931 руб.

Значит, чистая прибыль = 972 876 - 145 931 = 826945 (руб.)

Исходя из расчетов можно сделать вывод, что предприятие является доходным, финансово-устойчивым, так как доходы за год превысили расходы и в конце налогового периода у предприятия осталась большая сумма чистой прибыли.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налоговую декларацию по итогам налогового периода ООО «Орловский хлебокомбинат» представляет не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Заполненная налоговая декларация по упрощенной системе вынесена в ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Налоговая декларация заполняется согласно «Порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

Декларация состоит из:

титульного листа;

Раздела 1 "Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

Раздела 2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога".

Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.

В верхней части каждой страницы Декларации указываем идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет ООО «Орловский хлебокомбинат» .

Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Из всего вышесказанного следует, что применение упрощенной системы налогообложения положительно сказывается на экономическом положении ООО «Орловский хлебокомбинат». Исходя из двух возможных вариантов выбора исчисления налоговой базы, предприятие выбрало оптимальную форму для этого. Расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу, приносят пользу предприятию. Исходя из выше представленных расчетов, расходы предприятия, на которые можно уменьшить доходы в целях налогообложения, можно увеличить. В частности, на рекламу и обновление ассортимента товаров.

3. Экономическая эффективность упрощенной системы налогообложения

.1 Достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения

Согласно данным Министерства финансов РФ, около 90% всех доходов консолидированного бюджета России сформированы за счет поступления 5 видов налогов. По итогам 2008 года было получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходы физических лиц, 389 миллиардов рублей (14,9%) - платежей за пользование природными ресурсами и 349 миллиардов (13,0%) за счет акцизов .

Глава 25 НК РФ с 1 января 2004 года не содержит информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями. Тем не менее, на протяжении предшествующих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. От подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств бюджетной системой страны.

Практика применения НДС свидетельствует о значительном количестве злоупотреблений в связи с его исчислением, уплатой и предъявлением к возмещению, но это не мешает росту его абсолютных и относительных показателей. В 2008 году в бюджетную систему РФ поступило НДС на сумму 649 миллиардов рублей, что на 16,4% больше, чем в 2007 году. УСН тала более удобной после внесения изменений 01.01.2007 г. А после внесения изменений 2009 г. она стала еще более привлекательной для применения ее на практике. Но она не стала идеальной. Принятие главы 262 Налогового Кодекса РФ улучшила существующую систему упрощенного налогообложения в РФ. На рисунке 11 отражены преимущества существующей системы упрощенного налогообложения по сравнению с действовавшей ранее.

Рисунок 11 Преимущества существующей системы УСН

Прежде всего, значительно увеличился уровень денежных поступлений, при достижении которого предприятия теряли право на применение УСН. Если при ранее действующей системе «порог» выручки равнялся ста тысячам минимальных размеров оплаты труда, то в новой системе, чтобы потерять право применения УСН фирма должна получить доход от реализации более 45 млн. рублей за год.

Произошло количественное снижение суммы налогов, уплачиваемых предприятиями, применяющими УСН. Фирмы также получили право сами выбирать вид налогообложения по УСН, что тоже является косвенным снижением налогового бремени. Было отменено приобретение патента на применение УСН. При этом поступление налогов в бюджетную систему страны увеличилось, за счет возрастания количества предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для перехода на УСН достаточно подать заявление о переходе, указать размеры своих доходов и предоставить расчеты о стоимости основных средств и нематериальных активов. Для уплаты УСН достаточно подать декларацию с расчетом суммы авансовых или итоговых платежей по упрощенному налогу. Не требуется предварительно предоставлять в налоговые органы расчет доходов по УСН, выписку из книги доходов и расходов и т.д. Фирма, использующая УСН платит только один налог вместо нескольких, поэтому в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;

УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них УСН означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности. Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету. В связи с тем, что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для субъектов малого бизнеса.

Рис.

Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизируемого имущества и т.п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.

Так как перечень затрат, которые учитывают при расчете УСН, является закрытым. Поэтому фирмы, применяющие УСН, при выбранном объекте налогообложения «доходы минус расходы» не смогут отразить многие затраты.

Из перечня расходов, учитываемых при налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы. Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая - сохраняет старый режим учета.

Введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1% от величины доходов), не позволяет низкорентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль в размере 24% им более выгодна.

При выборе системы налогообложения «доходы минус расходы» предприятиям трудно отстаивать подтверждение расходов, влияющих на уменьшение налоговой базы, в спорах с налоговыми органами.

Однако, несмотря на недостатки и недоработки УСН помогает разрешить много проблем малого бизнеса, что подтверждается количеством добровольно перешедших на УСН налогоплательщиков. До 1 января 2007 года по упрощенной системе налогообложения работало около 318 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов малого бизнеса. К 1 января 2010 года число налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось более чем в 3 раза, и составило 960 тысяч единиц .

Интерес к упрощенной системе налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно небольшой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичным показателем при работе с использованием общего режима налогообложения. Можно предположить, что рост количества переходящих на данный режим налогоплательщиков будет продолжаться.

3.2 Основные направления по совершенствованию упрощенной системы налогообложения

Чтобы правильно выбрать основные направления оптимизации необходимо проанализировать те недостатки в упрощенной системе, которые были указаны ранее и превратить их в достоинства.

1) Когда ООО «Орловский хлебокомбинат» перешло на упрощенную систему, появился риск, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС, т.к. у них в этом случае значительно увеличиваются суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Решение данной проблемы видится во введении НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход.

) Если бы хлебокомбинат взял за объект налогообложения доходы, то у фирм, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или имущественные права, то доход по такой операции возникает дважды. Первый раз, когда фирма получает от покупателя товары или, скажем, векселя третьих лиц, а второй раз - когда она их перепродает. Таким образом фирма дважды уплачивает налог с одного и того же дохода от продажи своих товаров (работ, услуг). В целях недопущения двойного налогообложения единым налогом на доходы в данной ситуации следует исключить из перечня доходов те из них, которые были получена по бартеру, а в дальнейшем используются для перепродажи.

) Также не очень приятна ситуация если данная фирма потеряет прав применения «упрощенки» в середине года. Это ведет за собой такие последствия как доплата налога на прибыль и пени, досдача налоговой отчетности и необходимость восстановить данные бухучета за весь «упрощенный» период. Это довольно неудобно для ООО «Орловский хлебокомбинат». Дабы избежать этих «лишних» проблем, следует продумать последовательность потери права применения УСН. Вариантов может быть много, к примеру, при потере права применения в середине года, фирма до конца года работает на «упрощенке» по всем правилам, а со следующего она переходит на общий режим. При этом не доплачивая в бюджет налог на прибыль и пени.

Исправление приведенных пробелов в законодательстве «Об упрощенке» позволит значительно улучшить финансовое положение налогоплательщика - субъекта малого предпринимательства.

В 2009 году Правительство приняло несколько изменений в Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ касающихся упрощенной системы налогообложения.

Ранее этот лимит был ограничен 15 млн. руб. Однако, эта сумма индексировалась с помощью коэффициентов-дефляторов. Теперь корректировать сумму нового лимита на коэффициент-дефлятор не нужно.

Однако указанная предельная величина дохода установлена Законом № 204-ФЗ временно.

Ориентируясь на неё, организация может перейти на «упрощёнку» с 2010-го, с 2011-го или с 2012 года. При переходе на этот спец.режим с 2013 года снова нужно будет применять лимит доходов 45 млн. руб. и коэффициенты-дефляторы. Изменился и предельный доход для сохранения права на применение «упрощёнки». С 2010 года он составил 60 млн. руб. Корректироваться на коэффициент-дефлятор этот лимит тоже не будет. Об этом сказано в новом пункте 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, который вступил в силу с 1 января 2010 года. Действовать этот показатель будет до 31 декабря 2012 года.

А вот в 2008 году и начиная с 2013 года при определении права на сохранение спец. режима нужно использовать прежний лимит в 20 млн. руб. с учётом индексации.

3.3 Анализ целесообразности применения упрощенной системы налогообложения

При анализе целесообразности применения УСН ООО «Орловский хлебокомбинат», следует отметить несколько важных моментов.

На предприятии работает 81 человек, что подпадает под условие использования «упрощенки», и облегчает учет различных выплат этим работникам при данном специальном режиме.

Величина предельно допустимого дохода для применения УСН за анализируемый период не превысила 45 млн. руб. (2010 год). Значит право применения УСН сохраняется на следующий год. Увеличение разрешенного предельно допустимого дохода влечет к поиску новых клиентов, тем самым увеличивая будущий предполагаемый доход, а следовательно и сумму налога отчисляемую в бюджет. Тем самым, фирме с суммарным годовым доходом менее 60 млн. руб. наиболее выгодно применять УСН.

Беря во внимание выбор объекта налогообложения можно сказать, что для ООО «Орловский хлебокомбинат» выбор объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, является наиболее приемлемым. В этом случае возможно списание различного рода расходов. Это ведет к уменьшению налоговой базы и, следовательно, оседанию большего количества финансовых средств в бюджете предприятия. В дальнейшем их можно пустить на переоборудование цехов, улучшение технологического оборудования, расширение ассортимента товара, увеличивая тем самым свою конкурентоспособность и валовую прибыль, а это основная цель организации.

Упрощено ведение бухгалтерской отчетности, что облегчает деятельность фирмы по заполнению и ведению учета различных бухгалтерских форм, следовательно, снижает на это затраты фирмы. Налоговая отчетность в основном сводится к сдаче одной налоговой декларации. Для такой маленькой фирмы это оптимальный вариант документооборота.

С 2009 года расширен перечень расходов, на которые можно уменьшить сумму дохода в целях налогообложения. К ним добавились все виды расходов, связанных с обязательным страхованием работников, имущества и ответственности. Данная мера является еще одним положительным моментом для применения упрощенной системы налогообложения ООО «Орловский хлебокомбинат», исчисляя сумму налога с доходов, уменьшенных на величину расходов.

Исходя из того, что суммарная стоимость собственного амортизируемого имущества предприятия не превысила 100 млн. руб., следует, что УСН оптимально подходит для применения ее ООО «Орловский хлебокомбинат».

Применение УСН существенно снижает налоговую нагрузку на предприятие, нежели общая система налогообложения. Так как заменяет почти все налоги общей системы одним упрощенным налогом.

Порядок налогообложения и учета при применении УСН несколько проще, чем при применении общего режима налогообложения, в связи с чем в таких организациях квалификация бухгалтера может быть на порядок ниже, чем в организациях, применяющих общий режим.

Кроме того, применение УСН крайне "привлекательно" для субъектов предпринимательской деятельности, уплачивающих в отношении некоторых видов деятельности ЕНВД, так как нет необходимости организовывать раздельный учет работников, занятых в различных сферах деятельности, с целью определения сумм ЕСН, а также раздельный учет основных средств с целью расчета налога на имущество.

ООО «Орловский хлебокомбинат» ведет учет доходов и расходов по кассовому методу. Данное обстоятельство важно в нестабильной экономической ситуации, когда велик риск неплатежей. Применяя УСН, субъект предпринимательской деятельности заплатит налог только с тех доходов, которые были им реально получены.

В итоге можно сказать, что упрощенная система налогообложения со всеми своими достоинствами и недостатками является оптимальным вариантом для использования ее предприятиями малого бизнеса, что подтвердило данное теоретическое исследование налогообложения ООО «Орловский хлебокомбинат».

Заключение

В заключение можно сказать, что УСН обладает рядом преимущество сравнению с общим режимом. Например, ряд налогов, такие как, налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.

Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих УСН. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.

Одна из положительных сторон УСН проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.

Также одним из плюсов УСН можно выделить ускоренное списание расходов на приобретение объектов основных средств. Однако в правилах учета расходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажи объекта основных средств ранее установленного срока.[13]

Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток УСН, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.

Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСН значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает УСН привлекательной для субъектов малого бизнеса.

Упрощенная система налогообложения - это альтернатива общей системе налогообложения. УСН специально создана для применения ее организациями малого и среднего бизнеса, то есть организациями со среднесписочной численностью работников менее 100 человек, суммарной стоимостью активов менее 100 млн. руб. и суммой дохода за налоговый период менее 60 млн.руб.[21]

Анализируя УСН на примере ООО «Орловский хлебокомбинат» были решены задачи по изучению финансового состояния объекта исследования, был выявлен порядок определения и признания доходов и расходов, важнейшие теоретические вопросы применения УСН, а также заполнена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и изучен процесс заполнения декларации.

Также в процессе работы были определены достоинства и недостатки УСН на примере организации, исходя из которых были предложены основные направления по совершенствованию применения УСН.

Список использованной литературы

1.Алексеев, М. Ю. Налоги: учебник для студентов вузов / М. Ю. Алексеев, О. Н. Болабанова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 489с.

.Бойков, О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации. - М.: ОАО Производственное объединение "Пресса-1", 2008.

.Волков, А.С. Упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения. Формы документов / А.С. Волков- М.: издательство РИОР, 2003.

.Главная книга. Специальный выпуск: "Все об упрощенной системе налогообложения". -М.: ООО НПО "ВМИ", 2003.

.Давыдова, Л. А. Эволюция системы налогообложения в России / Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская // Финансы и кредит. - 2008. - №9. - С. 13-15.

.Егоров, К. А. Упрощенка на практике // Налоговая политика и практика. - 2007. - №6. - С. 28.

.Жиркин, Ю. О. О применении УСН // Практическое налоговое планирование. - 2008. - №11. - С. 17-22.

.Ивлев, Е. М. Спец. режимы в деле. // Российский налоговый курьер. - 2008. - №1. - С. 14-15.

.Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. - ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 328с.

.Масальская, М. Л. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях: справочное пособие / М. Л. Масальская. - М.: ДИС, 2008. - 182с.

.Муравьев, А. И. Предпринимательство: учебник / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - СПб.: Лань, 2001. - 696с.

.Налоги выбираем сами / В. Смищенко, - М.: Юнити, 2009. - 267с.

.Налоги и налогообложение. Учебное пособие / Под общей ред. Русаковой И. Г., М.: Юнити, 2004. - 502с.

.Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 2002. - №7. - С. 119-126.

.Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А. В. Перов. - 3-е издание, перераб., и доп. - М.: Юрайт-М, 2005. - 618с.

.Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения / Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 N 58н

.Предпринимательство. Вопросы теории и практики. Учебное пособие / Под общей ред. Локтева С.А., Барнаул: Азбука, 2007. - 557с.

.Романовский, М. В. Налоги и налогообложение / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - СПб.: Питер, 2007. - 496с.

.Сарбашева, С.М. Налогообложение и малое предпринимательство // Российский налоговый курьер. - 2005. - №3. - С.17

.Ушаков, Д. Административные барьеры в сфере российского малого предпринимательства: оценка временных и денежных издержек их преодоления // РЭЖ. - 2005. - №3. - С. 92-95.

.Черник, Д. Г. Налоги: учебное пособие / Д. Г. Черник. - 7-е издание, переработанное и дополненное - М.: Финансы и статистика, 2009.

.Черник, И. П. Малый бизнес в России / И. П. Черник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 129с.

.Ширяев, А. В. Отчетность при упрощенной системе налогообложения / А. В. Ширяев - М.: Феникс, 2008. - 56с.

.Российский налоговый портал // Internet resource: http://www.taxpravo.ru/analytics/taxpravo/article2168299125604131262450394077976

Похожие работы на - Упрощенная система налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!