Проблемы безработицы в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы безработицы в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

.1 Виды и формы безработицы

.2 Причины возникновения безработицы

.3 Последствия безработицы

. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ В БЕЛАРУСИ

.1 Основные тенденции занятости

.2 Анализ уровня безработицы в РБ

. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

.1 Регулирование рынка труда

.2 Мероприятия по преодолению безработицы в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемый в Беларуси в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для Беларуси она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Цель курсовой работы: Исследовать проблему безработицы в Беларуси, предложить пути её решения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия безработицы, ее причины и измерение;

проанализировать виды и формы безработицы, тенденции безработицы в рыночной экономике;

проанализировать особенности безработицы и рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.

Предмет: - Макроэкономика.

Объект: - Проблемы безработицы в Республике Беларусь.

1. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

.1 Виды и формы безработицы

Безработица есть особое состояние национальной экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как контингент лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период [6,с. 271].

Угроза потери работы - серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата - единственный источник доходов, а кроме того, участие в процессе труда приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни индивида, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности. Поэтому неудивительно, что во время проведения предвыборных кампаний политики уделяют так много внимания обещаниям создания новых рабочих мест [3,с.321]

Искание» работы обнаруживается в том, что безработный должен быть официально зарегистрированным в центре занятости, или предпринимать другие действия по поиску работы (обращения к работодателям; объявления в газетах и т. п.). Наиболее простым подтверждением того, что человек действительно желает работать и готов включиться в трудовой процесс, выступает его регистрация в соответствующем учреждении в качестве безработного. Но источником информации о численности безработицы в стране должны выступать не только отчеты центров занятости и т. п., но и регулярные обследования сектора домашних хозяйств. При анализе безработицы важно уточнить масштабы и качественную структуру армии безработных [6,с.271].

При анализе безработицы важно уточнить масштабы и качественную структуру армии безработных.

Следует отметить, что во многих странах сложились свои подходы к определению численности трудоспособного населения, занятых и безработных. В одних случаях свободная занятость в секторе домашних хозяйств (самозанятость) относится к занятому населению страны (США, Россия), а в других нет (Великобритания). Разные подходы обнаруживаются и по отношению к неофициальной безработице. В итоге насчитывается не менее 70 различных типов безработицы и великое множество схем их классификаций [1,с.52].

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая, а также скрытая и застойная безработица. Скрытая безработица характеризуется неполной занятостью работника в течение рабочего дня, недели, месяца или года. Формально работник числится в штате и имеет рабочее место, приходит на работу и получает зарплату. Но реально в силу конкретных причин (экономических, организационных, политических) такой работник выполняет лишь ограниченный объем работы. Это и есть скрытая безработица.

К скрытой безработице относятся и те, кто числится в штате предприятия, но находится в вынужденном отпуске без сохранения зарплаты.

Причин для возникновения скрытой безработицы много. Это и элементарная бесхозяйственность (что характерно для административной экономики), стремление иметь стабильный резерв рабочей силы, элементарный расчет сохранить во время кризиса персонал предприятия.

В интересах дела в структуре скрытой безработицы следует выделять два основных компонента:

а)долговременное накопление излишней численности работников, что продиктовано системными обстоятельствами (администрирование, монополизм);

б)кратковременное сохранение избыточной численности в условиях кризисного спада производства.

Скрытая безработица понижает реальную заработную плату и стимулы к труду. В период экономического кризиса скрытая безработица порой достигает 50 - 60% от численности персонала предприятия [6,с.272].

Застойная безработица - это та часть трудоспособного населения страны, которая окончательно разочаровалась в поисках рабочего места и прекратила подобные поиски (неофициальная безработица), или длительное время числится в официальных списках безработных. Традиционно застойная безработица выше в малых и ниже в крупных городах.

Для застойной и длительной безработицы характерна полная потеря трудовых навыков, заметное нарастание желания вообще не работать. За ее счет в обществе формируются специфические группы населения (бомжи, бичи, люмпен-пролетариат и т. п.).

Особые причины застойной безработицы - это длительная невостребованность некоторых профессий и персональная невостребовательность того или иного работника. Застойная безработица («неудачники») нуждается в психологической поддержке.

Основная часть застойной безработицы предстает как неофициальная безработица. Такие безработные обычно утрачивают право на пособие и живут за счет семьи, знакомых и т. п. [6,с 272].

Фрикционная безработица, или текущая, связана с временным отсутствием работы. Причина - смена места жительства, поиск лучше оплачиваемого рабочего места, обстоятельства «жизненного цикла» (учеба, рождение ребенка), а также неудовлетворенность на прежнем месте работы содержанием труда или социальным микроклиматом. Фрикционная безработица есть естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов между отраслями, регионами и видами производств под воздействием обстоятельств «жизненного цикла».

Такие потенциальные работники сохраняют высокую квалификацию, имеют должный уровень профессиональной подготовки.

Следует отметить, что фрикционная безработица существует постоянно, т. е. она фактически неизбежна. С разной интенсивностью затрагивает все демографические группы. По объему составляет 2 - 3% от численности занятого населения. На уровень фрикционной безработицы прямое влияние оказывает тип используемой в стране контрактной системы.

Таким образом, фрикционная безработица отражает естественную динамику рынка труда, его непрерывную самонастройку, перераспределение рабочей силы в региональном аспекте. Величина фрикционной безработицы зависит от частоты перемещений рабочей силы, числа вакансий, динамики заработной платы. Продолжительность фрикционной безработицы обычно составляет 2-6 недель. [6,с.273].

Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени.

Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются "готовые" навыки к работе, которые можно продать на рынке труда [1,с.52].

Современной разновидностью фрикционной безработицы выступает институциональная безработица. Ее возникновение связано с теми сбоями, которые возникают в функционировании рынка труда, с отсутствием информации об имеющихся вакансиях, а также с недостатками в работе центров занятости.

Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения по регионам и видам деятельности. Такая безработица носит добровольный характер и является кратковременной, а ее носители имеют готовые навыки к труду, которые можно продать на рынке труда [4,с 93].

Структурная безработица возникает при несовпадении спроса и предложения труда с учетом его содержания.

Например, изменились предпочтения потребителей, и определенные виды труда вообще оказались ненужными (пайка кастрюль, ремонт ламповых телевизоров, добыча угля, ремонт пейджеров).

Обратим внимание на то, что структурная безработица - это потенциальный спутник всей национальной экономики, а не только отдельного предприятия. Непосредственно связана с крупными структурными сдвигами в национальном производстве, когда под воздействием НТП закрываются неперспективные виды производства (угольная шахта и т. п.). В условиях структурной безработицы прекращается спрос на устаревшие виды труда. Но не исключено, что тут же возникает спрос на работников других (порой новых) специальностей. В итоге в одних отраслях национальной экономики объем занятости сокращается, а в других увеличивается. Но это не означает, что структурная безработица обусловлена с промышленным циклом деловой активности, хотя такое влияние оказывается.

Структурная безработица - это безработица среди тех, чьи навыки к труду устарели или вообще оказались не востребованными на современном рынке труда из-за структурных сдвигов в национальной экономике [6,с 274].

Она связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так. как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства [1,с 52].

Объем структурной безработицы обычно составляет 2 - 5% от объема занятых. Продолжительность структурной безработицы (2 года и более) может возрасти из-за недостаточного развития в стране системы переподготовки кадров, низкой реакции населения на появление новых специальностей, из-за нежелания учиться (переучиваться), а также высоких пособий по безработице. В итоге возникает противоречие: свободные вакансии есть, но нет рабочей силы нужных профессий. Сегодня это прежде всего инновационные профессии [6,с 275].

В качестве особой разновидности структурной безработицы выступает технологическая безработица. Такая разновидность безработицы связана, например, с автоматизацией производства, с заменой трудоемких процессов производства машинным трудом.

Структурная безработица возникает в связи с технологическими новшествами в производстве, которые порождают сдвиги в структуре спроса на рабочую силу. По этой причине такую безработицу также называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Безработица носит вынужденный характер и является сравнительно долговременной, у ее носителей не имеется готовых навыков к труду, необходима переподготовка. Кроме того, на величину структурной безработицы также влияет территориальное распределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население.

Фрикционная и структурная безработица называется также естественной безработицей. Она характеризует резерв рабочей силы, способной совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения по требованию производства. Естественная безработица -это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике, т. е. потенциальному ВВП [4,с 93].

Понятно, что все те обстоятельства, которые по отдельности определяют величину фрикционной и структурной безработицы, есть факторы формирования естественной безработицы Так как фрикционной безработицы по большому счету никогда не избежать, а структурная безработица сплошь и рядом порождается НТП, то получается, что естественная безработица есть вполне закономерное социально-экономическое явление.

Конечно, сам термин «естественная безработица» выбран весьма неудачно, прежде всего, с социальных позиций. Но как говорится, из песни слов не выбросишь. Тем более, что в современных условиях естественная безработица рассматривается уже достаточно нейтрально, как вполне допустимый резерв рабочей силы, необходимый для стабильного функционирования национальной экономики.

Причем как достаточно привлекательный резерв, так как аккумулирует весьма дисциплинированную рабочую силу, которая ищет более достойное место применения, готова переучиваться, территориально мобильна [6,с 276]

Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов:

величиной минимальной заработной платы: чем она ниже, тем больше сроки поиска работы молодежью, работниками которые ищут более высокую заработную плату; 2) уровнем социального страхования по безработице; 3) авторитетом профсоюзов; 4) склонностью людей к трудовой деятельности; 5) величиной налогов; 6) средней величиной фактической безработицы: увеличение безработицы в периоды спада производства завершается возвращением ее не к исходному, а к более высокому уровню («ржавление» человеческого капитала); 7) существует разная рыночная власть работающих и безработных. Безработные не участвуют в переговорах об условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировать в повышение ставки заработной платы, а не в рост занятости [4, с 94].

Циклическая безработица связана с периодической сменой фаз промышленного цикла, а точнее с сокращением спроса на рабочую силу в период экономического кризиса. Поэтому циклическая безработица имеет еще одно название - «безработица недостаточного спроса».

Циклическая безработица есть та часть фактической безработицы, приливы и отливы которой непосредственно связаны с фазами промышленного цикла деловой активности.

а)прямой подсчет работников, потерявших рабочее место иставших на учет в период экономического кризиса;

б)разница между фактической и естественной безработицей ;

Возникновение циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании национальных факторов производства. Понятно, что в этом случае фактический объем ВВП будет заметно ниже потенциального [6,с 276-277].

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует [1, с 53].

Циклическая безработица связана с колебаниями экономической конъюнктуры по фазам экономического цикла. Носит вынужденный характер. Уровень циклической безработицы иц определяется как разность между фактическим и и естественным и* уровнем безработицы:

иц = и - и*.

Безработным является человек трудоспособного возраста, не имеющий работы к моменту проведения статистического обследования, активно ее ищущий и готовый приступить к работе немедленно.

Совокупность занятых и безработных образует экономически активное население (рабочую силу). Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. В состав рабочей силы не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т. д.) [4, с 95].

.2 Причины возникновения безработицы

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

б)Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)

В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.

в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных [5, с 201].

Традиционное (классическое) объяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит из обычной взаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает рост спроса. Один из выдающихся англичан - Артур Пигу (1877-1959), автор «Теории безработицы» (1903), оставивший свое имя в истории экономической мысли, в частности, благодаря известному «эффекту Пигу», так трактовал стихийное регулирование занятости. Во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые; можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. В условиях современного, повсеместного роста цен это рассуждение звучит архаично, однако мы можем приблизить анализ к сегодняшнему дню, если вспомним, что цены растут неравномерно и порой действительно номинальная зарплата может повышаться несколько заметнее, чем рост товарных цен. Но вернемся к «эффекту Пигу». Если реальные доходы не снижаются или даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос, несмотря на депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления, то значит, он имеется и на средства производства Добавим к этому относительно низкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Итак, мы получаем ситуацию, предопределяющую переход к оживлению и росту занятости. Иначе говоря, исходным, согласно Пигу, является факт относительного роста реальной зарплаты по сравнению с инвестициями. Он, так сказать, «вытягивает весь состав». Если же зарплата увеличивается за пределы «чистого продукта труда», т.е. замещает и часть вознаграждения за капитал, то это вызывает сокращение производства и спроса на рабочую силу.[2, с176].

Оппонентом А. Пигу выступил другой представитель Кембриджа - Дж.М. Кейнс. Достижение полной занятости у Кейнса не связано с уровнем зарплаты, он отвергает и ее урезывание в качестве лекарства от безработицы: «Теоретики похожи на приверженцев Евклидовой геометрии в неевклидовом мире. Убеждаясь на опыте в том, что по всем данным параллельные прямые часто пересекаются, они не видят другой возможности предотвратить злосчастные столкновения, как бранить эти линии за то, что они не держатся прямо. В действительности нет другого выхода, как отбросить вовсе аксиому о параллельных и создать неевклидову геометрию».

По Кейнсу, уровень занятости - функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей. В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, а поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс же показал, что “…объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса”, а наличие “неполной занятости”, то есть безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. [2,с 177] Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу, показывает, что безработица имманентно присуща рыночной экономике, вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу - функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения в национальном доходе. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

затратами на создание ВНП и его объемом;

сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.

В Кейнсианской концепции делается два важных вывода:

гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

1.3 Последствия безработицы

Положительные моменты. Если быть объективным, то при анализе безработицы следует выделять как позитивные, так и негативные моменты.

Так, безработные, которые готовы включиться в процесс труда, выполняют функцию резервной армии труда. Известно, что для современной рыночной экономики типичным является наличие свободных производственных мощностей. Но наличие «безработного» оборудования также должно предполагать наличие резерва рабочей силы (сезонного, отраслевого, регионального и т. п.). В период временной безработицы открывается возможность произвести переквалификацию рабочей силы, организовать переезд семьи безработного в другой регион страны. Не станем забывать и о том, что безработица выступает как фактор, который способствует поддержанию на производстве трудовой дисциплины.

Отрицательные моменты. Вместе с тем у безработицы есть и негативные стороны. Следует выделять экономические и социальные издержки безработицы.

Экономические издержки. Рабочая сила есть важнейший экономический ресурс страны. Поэтому безработица означает недоиспользование рабочей силы как фактора производства, что сопровождается недопроизводством некоторой части «национального пирога».

Безработица грозит потерей квалификации, обесценением человеческого капитала. Безработные «со стажем» менее всего привлекательны на рынке труда. Массовая безработица снижает реальную заработную плату тем, кто имеет работу.

Социальные издержки. Наращивание безработицы сопровождается подрывом психологического здоровья населения, рост безработицы повышает уровень смертности, число убийств и самоубийств. Под ее воздействием возрастает число заболеваний разного рода. Усложняются семейные проблемы.

Безработица уменьшает денежные доходы сектора домашних хозяйств, сокращает потребительский спрос. Безработица редуцирует автономное потребление, т. е. ускоряет «проедание» сбережений в секторе домашних хозяйств. [6, с 291]

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и ,соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 процентов от потенциального ВНП.

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечнососудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. [5 с 203]

2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ В БЕЛАРУСИ

.1 Основные тенденции занятости

Официальная политика занятости населения. В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующих законодательных актах и государственных программах, где предусмотрено:

·        обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем, кто способен к труду и желает иметь рабочее место;

·        обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

·        предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

·        содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

·        принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

·        участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при их взаимодействии с государственными органами;

·        международное сотрудничество в решении проблем занятости.

В действующей Программе занятости населения в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной и свободно избранной занятости.

Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач:

а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан; б) материальная поддержка незанятого населения; в) профессиональная подготовка и переподготовку незанятого населения; г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда; д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест; е) развитие республиканской службы занятости [6, с 295]

Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на первое января 2010 года составил 0,9% к численности экономически активного населения республики (по прогнозу - 1,1-1,2%) [8].

Основные тенденции занятости формируются под воздействием как сложившихся условий хозяйствования, так и проводимой в стране социально-экономической политики.

Заниженная стоимость труда и низкий удельный вес зарплаты в себестоимости продукции (а также и ВВП) снижают интерес к проведению мероприятий по экономии труда, консервируют скрытую безработицу.

Скрытая безработица порождает ряд негативных явлений таких как задержка с выплатой заработной платы, принудительные отпуска, переводы на менее оплачиваемую работу, расширение натуральной формы оплаты труда, снижение требований по охране труда.

Торможение развития мелкого и среднего бизнеса, сильные традиции социального патернализма оказывают прямое воздействие на динамику предложения и спроса на труд.

Предложение труда. Обратим внимание на то, что с 1994 года в Беларуси сохраняются отрицательные темпы, естественного прироста населения. Продолжается «утечка мозгов» в сопредельные страны. Имеет место эмиграция рабочей силы за границу, прежде всего в Россию, что усиливает дефицит рабочей силы.

Одновременно сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ. Сохраняется нелегальный приток иностранной рабочей силы, привлеченный возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством Беларуси со странами ЕС. Достаточно часто не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Низкий национальный уровень заработной платы стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени.

Если в странах ЕС вторичная занятость составляет 3-4%, то в Беларуси колеблется в пределах 10-20% и носит явно гипертрофированный характер. Следует учитывать, что вторичная занятость ослабляет стимулы к труду по основному месту работы, сокращает свободное время и возможности для повышения квалификации.

Таким способом повышается средний уровень заработной платы в сфере образования и здравоохранения, где работа на 1,5 - 2 ставки достаточно распространенное явление.[6, с 296].

Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему платного образования. Инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как возможность избежать безработицы, как форма социального страхования.

По линии спроса на рабочую силу вслед за рационализацией производства можно прогнозировать сокращение скрытой безработицы. Динамика спроса на рабочую силу в Беларуси будет формироваться с учетом отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов.

Прогнозируется возрастание спроса на научно-исследовательских работников, инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов в сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса - на экономистов и бухгалтеров низкой квалификации, а также банковских служащих, охранников и менеджеров широкого профиля.

Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечение высококвалифицированной рабочей силы (торговля - промышленность; бизнес - наука; государственный - частный сектор). Низкий уровень оплаты труда и снижение конкурентоспособности экономики по этой важной позиции обусловливает необходимость реформирования национальной системы заработной платы.

С учетом социальных соображений сложилась практика сохранения трудовых коллективов на государственных предприятиях. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных заданий по темпам экономического роста сдерживает процесс освобождения производства от избыточной численности. Этот процесс особо тормозится на акционированных предприятиях.

Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий. В этих условиях администрация предприятия не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы (увольнение) восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации).[6,с 295-297].

Масштабы безработица. Следует отметить, что реальные масштабы безработицы выше официальных (0,9 - 1,2%). По данным, получаемых в ходе проводимых обследований домашних хозяйств, безработица складывается на уровне 6,5 - 7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые уже перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Таким же способом маскируется и скрытая занятость. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее динамику прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

а)те или иные виды конъюнктурного спада объемов отрас-левого производства (например, под нарастанием импорта обу-ви, одежды, продовольствия, бытовой техники);

б)назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия неэффективных видов производства;

в)нарастание конкуренции на сложившихся внешних рынках;

г)сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных государственных предприятий, переход от мягкой к жест-кой финансовой политике;

е)длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения;

ж)нарастающая эмиграция (выезд) в сопредельные государства квалифицированной рабочей силы.

.2 Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь

Ситуация на рынке труда Республики Беларусь в 2009 году характеризуется устойчивостью основных тенденций (увеличением спроса на рабочую силу, улучшением показателей использования рабочего времени, снижением масштабов вынужденной неполной занятости), относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы (в пределах 1 - 1,1 процента от общей численности экономически активного населения).

По данным баланса трудовых ресурсов республики за 2008 год общий трудовой потенциал Республики Беларусь составил в 2008 году 6241,4 тыс. человек и увеличился по сравнению с 2007 годом на 13,5 тыс. человек. Удельный вес трудовых ресурсов в общей численности населения составил 64,3 процента против 64 процентов в 2007 году.

Из общей численности трудовых ресурсов 4936,8 тыс. человек (79,1 процента) проживали в городах и городских поселениях, 1304,6 тыс. человек (20,9 процента) - в сельской местности, 4476,6 тыс. человек, или 71,7 процента, были заняты в экономике. При этом численность занятого в экономике населения выросла по сравнению с 2007 годом на 45,2 тыс. человек.

В январе - августе 2009 г. прием работников восполнил их выбытие на 104,2 процента против 101,2 процента за аналогичный период 2008 года (принято на работу 648,8 тыс. человек, уволено 622,9 тыс. человек). В составе выбывших работников 79,2 процента уволено по собственному желанию и соглашению сторон, 6,9 процента - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Улучшились показатели использования рабочего времени, снизились масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. В январе - августе 2009 г. 67,9 тыс. человек работали в режиме неполного рабочего времени, что на 35 процентов меньше, чем за соответствующий период 2007 года. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, уменьшилась на 28,6 процента.

Общая конъюнктура рынка труда характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. На 1 сентября 2009 г. численность заявленных нанимателями в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) вакансий составила 69 тыс., или 125,7 процента от количества вакансий за аналогичный период 2008 года. В г. Минске вакансий в 7 раз больше, чем безработных, в Минской области - 1,5 раза, в Могилевской области - 1,4 раза.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили более 80 процентов от общего количества заявленных нанимателями вакансий.

На рынке труда по-прежнему востребованы работники строительных профессий (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля, среди специалистов - врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности - механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники и др. В то же время по ряду профессий (специальностей) предложение рабочей силы значительно превышает спрос: бухгалтер, экономист, юрист, преподаватель, техник-технолог, закройщик, оператор персональных электронно-вычислительных машин, продавец непродовольственных товаров, парикмахер и др.

На 1 сентября 2009 г. в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 42,3 тыс. безработных (87 процентов от численности безработных на 1 сентября 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах - 0,9 процента от численности экономически активного населения (на 1 сентября 2007 г. - 1,1 процента).

Анализ рынка труда 118 районов и 12 городов республики показал, что в 60 регионах республики уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 56 регионах - от 1,1 до 1,5 процента, в 11 регионах - от 1,6 до 2 процентов, больше 2 процентов в 3 регионах - Ганцевичском районе - 2,5 процента (прогноз на 2008 год 4 процента), Ивановском - 2,6 процента (прогноз 2,9 процента), Поставском - 2,3 процента (прогноз 2,4 процента).

В январе - августе 2009 г. рынок труда регионов, малых и средних городских поселений (далее - малые города) развивался в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

В малых городах количество безработных снизилось на 1467 человек (13,4 процента), количество вакансий увеличилось с 6,7 тыс. до 10,1 тыс. рабочих мест, или в 1,5 раза, соответственно напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на одну вакансию на 1 января 2009 г. (по республике 1,3) до 0,9 на 1 сентября 2008 г. (по республике 0,8). Этот показатель варьируется от 1,6 в Брестской области до 0,6 в Минской области.

Снизилась численность безработных в 30 из 36 малых городов, включенных в Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 год, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. N 314 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 57, 5/27247). Кроме того, напряженность на рынке труда в этих городах снизилась с 2,4 безработных на одну вакансию на 1 января 2009 г. до 1,4 безработных на 1 сентября 2009 г.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция сокращения безработицы на селе. В результате ежегодно реализуемых мер по обеспечению занятости населения количество безработных из числа жителей сельской местности снизилось с 14 тыс. на начало 2006 года до 9,3 тыс. на 1 сентября 2009 г. и практически сравнялось с количеством имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса на рабочую силу и предложения. Ряд нанимателей представляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей, особенно в сельской местности.

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женской с 29,5 тыс. человек на 1 июля 2008 г. до 27 тыс. человек на 1 июля 2009 г. и молодежной соответственно с 18,5 тыс. человек до 16,9 тыс. человек).

Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел (далее - МВД), а также имеющих длительный перерыв в работе.

Меняется структура обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите, увеличивается количество граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 процентов безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости населения.

На конец 2009 года уровень регистрируемой безработицы и численность населения, занятого в экономике, по Республике Беларусь составил соответственно 1,1 - 1,2 процента и 4650 тыс. человек, в том числе:

·        в Брестской области - 1,5 процента и 634 тыс. человек;

·        в Витебской - 1,4 процента и 570 тыс. человек;

·        в Гомельской - 1,2 процента и 675 тыс. человек;

·        в Гродненской - 1,3 процента и 510 тыс. человек;

·        в Минской - 1,1 процента и 664 тыс. человек;

·        в Могилевской - 1,5 процента и 517 тыс. человек;

·        в г. Минске - 0,4 процента и 1080 тыс. человек.

На конец 2010 года уровень регистрируемой безработицы и численность населения, занятого в экономике, по Республике Беларусь составил соответственно 1,2 - 1,5 процента и 4740 тыс. человек, в том числе:

·        в Брестской области - 1,6 процента и 650 тыс. человек;

·        в Витебской - 1,6 процента и 582 тыс. человек;

·        в Гомельской - 1,4 процента и 690 тыс. человек;

·        в Гродненской - 1,4 процента и 517 тыс. человек;

·        в Минской - 1,2 процента и 675 тыс. человек;

·        в Могилевской - 1,5 процента и 526 тыс. человек;

·        в г. Минске - 0,6 процента и 1100 тыс. человек.

Уровень безработицы и численность населения, занятого в экономике в малых городах, составили соответственно:

к концу 2009 года:

·        в Брестской области 1,5 процента и 123,5 тыс. человек;

·        в Витебской области 1,4 процента и 123,9 тыс. человек;

·        в Гомельской области 1,2 процента и 116,1 тыс. человек;

·        в Гродненской области 1,2 процента и 161,3 тыс. человек;

·        в Минской области 0,9 процента и 164,6 тыс. человек;

·        в Могилевской области 1,2 процента и 118,2 тыс. человек;

к концу 2010 года:

·        в Брестской области 1 процент и 124,6 тыс. человек;

·        в Витебской области 1 процент и 125,8 тыс. человек;

·        в Гомельской области 1 процент и 117,1 тыс. человек;

·        в Гродненской области 1 процент и 164,8 тыс. человек;

·        в Минской области 0,8 процента и 166,3 тыс. человек;

·        в Могилевской области 1 процент и 122,3 тыс. человек.

Учитывая, что в 2009 году усилились проявления вынужденной неполной занятости на производстве, обусловленные влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики, необходима разработка мероприятий по содействию занятости населения на 2010 год и принятие дополнительных мер (законодательного, организационного, информационного характера), способствующих обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

.1 Регулирование рынка труда

Контроль за рынком труда имеет большое социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Задача государства - удержать безработицу на естественном уровне, что означает достижение полной занятости.

Борьба с безработицей за счет инфляции не может давать желаемых результатов, так как вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста.

Государственная политика в области занятости должна строиться, прежде всего, исходя из определения типа безработицы. Государство должно бороться в первую очередь с циклической безработицей.

Для снижения безработицы целесообразно использование любых инфляционно безопасных методов: 1) снижение налоговых ставок на бизнес; 2) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; 3) создание и улучшение деятельности бирж труда; 4) развитие системы переподготовки кадров; 5) создание условий для развития малого и среднего бизнеса; 6) разработка новых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.

Таким образом, в отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и политику в сфере занятости.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и переквалификации, регулирование мобильности кадров, осуществление программ общественных работ, создание рабочих мест для молодежи, стимулирование самостоятельной занятости населения, содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости включает в себя создание системы социального страхования и материальной помощи безработным (выплата пособий по безработице, создание системы материальной помощи по обеспечению прожиточного минимума).[4, с 99-100].

Хотя безработица, обусловленная поисками подходящего рабочего места, неизбежна, ее размеры могут изменяться в зависимости от многих обстоятельств. Чем быстрее распространяется информация об открывающихся вакансиях и о желающих найти работу, тем быстрее экономика обеспечивает взаимное удовлетворение интересов работников и фирм. Например, Интернет способен эффективно помочь поиску работы и снижению фрикционной безработицы. Кроме того, определенный вклад в сокращение ее масштабов имеет возможность внести государство. Правительственные программы предусматривают различные способы облегчения поисков работы. Один из них заключается в создании специальных агентств, располагающих информацией о наличии вакансий и предоставлении ее безработным. Другой состоит в организации специальных курсов переподготовки для занятых в неперспективных отраслях с целью облегчения их перехода на развивающиеся предприятия. Сторонники использования таких программ считают, что они способствуют более эффективному функционированию экономики за счет повышения уровня занятости и устранения несправедливостей, неизбежных в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Однако критики подобных программ сомневаются в необходимости государственного вмешательства в процессы поиска работы. По их мнению, решение проблемы целесообразно предоставить рынку. Однако в большинстве случаев поиск работы и так осуществляется без вмешательства правительства. Газетные объявления, различные информационные бюллетени, агентства, занимающиеся переманиванием квалифицированных кадров, а иногда и просто случайные разговоры помогают активному распространению информации о вакансиях и претендентах. Аналогично и трудовое обучение работников в основном происходит не на государственных курсах, а в школах и непосредственно на рабочих местах.

.2 Мероприятия по преодолению безработицы в Республике Беларусь

безработица занятость рынок труд

План мероприятий государства на 2009 гг. по преодолению безработицы в РБ предусматривал следующие направления:

·        содействие в трудоустройстве незанятого населения;

·        обеспечение занятости населения в сельской местности;

·        обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

Были установлены задания Минскому горисполкому по созданию в 2009 году 164 тыс. рабочих мест, в том числе 23,8 тыс. рабочих мест - в малых городах, 12 тыс. рабочих мест - в сельской местности, включая сельские населенные пункты, подлежащие преобразованию в 2009 году в агрогородки, 2,9 тыс. рабочих мест были созданы нанимателями за счет использования бюджетных ссуд, выделяемых из Фонда и направляемых на мероприятия по обеспечению занятости населения.

Установлено задание по содействию незанятым гражданам в трудоустройстве. Из общей численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве, было оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 192,7 тыс. незанятым гражданам, в том числе 125,6 тыс. безработным.

Для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости, в первую очередь в сфере услуг, была оказана финансовая поддержка в виде субсидий 2,5 тыс. безработным на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В оплачиваемых общественных работах, в том числе на объектах организаций социальной сферы, приняли участие 84,6 тыс. человек, из них 48,5 тыс. безработных.

В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделялось вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров осуществлялась с учетом потребности нанимателей и требований производства. На профессиональное обучение будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов - по заявкам нанимателей, с гарантией последующего трудоустройства. При этом обеспечивалось первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет (не менее 80 процентов от числа зарегистрированных).

Приоритетное внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, при этом для каждой конкретной группы граждан предусмотрены меры, наиболее оправдавшие себя на практике.

Осуществление мер по содействию занятости целевых групп граждан обеспечивалось путем:

·        установления нанимателям брони приема на работу 25,6 тыс. граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе 6,8 тыс. - молодежи в возрасте до 21 года, 1,8 тыс. - инвалидов, 2,2 тыс. - граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

·        первоочередного трудоустройства инвалидов, женщин, длительно неработающих безработных на созданные нанимателями рабочие места с использованием бюджетных ссуд из средств Фонда;

·        усиления взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений уголовно-исполнительной системы МВД по содействию в трудоустройстве граждан, подлежащих освобождению из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также компенсации данным учреждениям затрат на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих учреждений в период их пребывания и не имеющих профессии.

Учитывая, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развития экономики, дальнейшее развитие получит система профессиональной ориентации, прежде всего в школьной среде, направленной на повышение престижа рабочих профессий, трудоустройства молодежи, профессионального обучения и квалификации. В целях получения молодежью навыков практического опыта работы 1,5 тыс. выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите, трудоустроены на временные рабочие места в рамках "Молодежной практики" с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда.

Совершенствоваться система содействия временной занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время - в течение года таким видом занятости будет обеспечено 28,9 тыс. человек.

Для трудоустройства инвалидов запланировано установление нанимателям брони приема на работу 1,8 тыс. человек, организация трудовой реабилитации инвалидов для 430 безработных из числа инвалидов на рабочих местах с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда и проведение других мероприятий, направленных на реабилитацию безработных инвалидов, а также компенсация по заявкам общественных объединений инвалидов затрат на создание 190 рабочих мест для инвалидов в общей сумме 4,7 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2008 году.

Продолжилась работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите. В этих целях нанимателям установлена броня для приема на работу 8,1 тыс. данной категории граждан.

Повышению эффективности работы органов государственной службы занятости населения будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам обеспечения занятости населения.

Будет обеспечиваться контроль за соблюдением нанимателями и безработными законодательства о занятости населения, в том числе в части приема на работу граждан в счет брони, полного и своевременного предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), трудоустройства безработных без уведомления органов по труду, занятости и социальной защите, трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости позволит организовать работу по обеспечению функционирования автоматизированной информационной системы "Общереспубликанский банк вакансий" в сети Интернет, будет способствовать построению и развитию корпоративной сети передачи данных на базе существующих в республике сетей передачи данных и каналов связи, развитию системы электронной почты, что в конечном итоге приведет к улучшению качества и культуры работы органов по труду, занятости и социальной защите, сокращению сроков трудоустройства безработных, обеспечению организации работы с населением по принципу "одно окно".

Обеспечение занятости населения в сельской местности. В мероприятиях предусмотрены меры, способствующие сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числе работников, высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства, обеспечению трудонедостаточных сельских регионов кадрами, а также их закреплению на местах, активизации территориальной мобильности сельского населения, вовлечению сельского населения в самостоятельную инициативную предпринимательскую деятельность. В 2009 году предусматривалось:

·        создание 12 тыс. рабочих мест, в том числе 256 рабочих мест с использованием бюджетных ссуд;

·        оказание содействия в трудоустройстве 21,9 тыс. безработных;

·        направление на обучение и повышение квалификации 3,7 тыс. безработных;

·        обеспечение кадрами трудонедостаточных регионов республики за счет переселения 315 семей безработных;

·        оказание финансовой поддержки в виде субсидий 298 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности;

·        организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ для 41,2 тыс. безработных;

·        повышение уровня информированности сельского населения о состоянии рынка рабочей силы и о государственных гарантиях обеспечения занятости. Учитывая важность перераспределения трудовых ресурсов по регионам с учетом реальных потребностей в рабочей силе, повышения территориальной мобильности сельского населения, планируется внести изменения в действующее законодательство в части материального стимулирования безработных к переезду в трудонедостаточные регионы, и в первую очередь из города в сельскую местность.

Обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

На основании мониторинга состояния рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в мероприятия был включен 21 малый город с наиболее сложной ситуацией на рынке труда:

§  Брестская область - города Ганцевичи, Дрогичин, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района, рабочий поселок Речица Столинского района;

§  Витебская область - города Поставы, Лепель;

§  Гомельская область - города Василевичи Речицкого района, Калинковичи, городской поселок Октябрьский, поселок Ильич Рогачевского района;

§  Гродненская область - города Сморгонь, Мосты, городской поселок Островец;

§  Минская область - города Вилейка, Червень, Любань, городской поселок Уречье Любанского района;

§  Могилевская область - городской поселок Краснополье, города Костюковичи, Кировск.

Наиболее сложная ситуация продолжает оставаться в 8 малых городах (Ганцевичи, Микашевичи, Иваново, Поставы, Василевичи, городских поселках Краснополье, Октябрьский и Уречье), где потенциал безработицы накапливался длительное время и решить проблемы занятости в течение одного года было практически невозможно. Ежегодное, начиная с 2008 года, включение данных малых городов в Государственную программу позволило поэтапно снизить уровень безработицы в г. Ганцевичи с 7,7 процента в 2005 году до 3 процентов в первом полугодии 2008 г., в г. Микашевичи - с 3,7 до 2,3, г. Василевичи - с 3,7 до 2,6, г.п. Октябрьский - с 3,4 до 2,2, г.п. Уречье - с 4,4 до 2,4, г.п. Краснополье - с 3,9 до 1,9 процента.

По каждому включенному в мероприятия малому городу предусмотрен комплекс конкретных мер, разработанных с учетом Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. N 265 "О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 144, 1/8650), специфики территорий и направленных на решение проблем занятости населения, повышение эффективности использования и развития трудового потенциала.

В малых городах будет создано 23,8 тыс. рабочих мест, прежде всего за счет открытия новых современных производств, ориентированных на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов, в том числе путем реализации важнейших инвестиционных проектов, развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Планируемый комплекс мер позволит к концу 2010 года существенно повысить занятость населения городских поселений и снизить уровень безработицы в среднем по области до 1 процента. Реализация плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы

В плане мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы (далее - план мероприятий на 2010 год) предусматриваются следующие направления:

§  содействие в трудоустройстве незанятого населения;

§  обеспечение занятости населения в сельской местности;

§  обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

§  антикризисные меры по обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения планом мероприятий на 2010 год республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по созданию 175,4 тыс. рабочих мест, в том числе в малых городах - 25,9 тыс., в сельской местности - 17,5 тыс., с использованием бюджетных ссуд - 2,7 тыс. рабочих мест. С учетом имеющихся вакансий общее количество рабочих мест достигнет примерно 210 тысяч, что позволит обеспечить прирост числа занятых в экономике в параметрах, определенных на 2010 год.

В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением на нее, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов - по заказам организаций.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан и т.д.) и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов предусматривается установление нанимателям брони на рабочие места, организация адаптации к трудовой деятельности безработных из числа инвалидов. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году.

В целях обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,6 тыс. человек, в том числе 49,3 тыс. безработных. При этом в таких работах с выплатой вознаграждений смогут принять участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.

В полном объеме будет обеспечиваться предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 133,3 тыс. безработным.

В целях обеспечения занятости населения в сельской местности в 2010 году предусматривается:

§  создание 17,5 тыс. рабочих мест, в том числе 191 рабочее место - с использованием бюджетных ссуд;

§  оказание содействия в трудоустройстве 21,2 тыс. безработным;

§  направление на обучение и повышение квалификации 3,8 тыс. безработных;

§  обеспечение кадрами трудонедостаточных регионов республики за счет переселения 364 семей безработных;

§  оказание финансовой поддержки в виде субсидий 294 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;

§  организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ для 43,8 тыс. безработных.

Приоритетное внимание будет уделено обеспечению занятости сельского населения в агрогородках.

В целях снижения напряженности на рынке труда в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы в 2010 году планируется создание 25,9 тыс. рабочих мест, в том числе 1145 - с использованием бюджетных ссуд. В план мероприятий на 2010 год включено 25 наиболее проблемных малых городов и 9 районов, в том числе:

ü  в Брестской области - Ганцевичский и Кобринский районы, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Дрогичин и Иваново;

ü  в Витебской - Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Городок и Барань Оршанского района;

ü  в Гомельской - Речицкий, Рогачевский и Светлогорский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев и Ельск, городские поселки Октябрьский и Заречье Речицкого района;

ü  в Гродненской - города Сморгонь, Волковыск, Новогрудок, Свислочь и Скидель, городские поселки Островец и Красносельский;

ü  в Минской - город Вилейка и городской поселок Уречье Любанского района;

ü  в Могилевской - Кировский и Краснопольский районы, город Кировск и городской поселок Краснополье.

Реализация мероприятий по обеспечению занятости населения в этих малых городах будет способствовать дальнейшему снижению в них безработицы до среднеобластного уровня.

Учитывая, что в 2009 году усилились проявления вынужденной неполной занятости на производстве, обусловленные влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики, планом мероприятий на 2010 год предусмотрена реализация дополнительных мер (законодательного, организационного, информационного характера), способствующих обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.

На законодательном уровне планируется внести в ряд нормативных правовых актов изменения, которые повысят социальную защищенность работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.

На основе постоянно проводимого мониторинга состояния рынка труда и использования рабочего времени на производстве будут приниматься оперативные меры по дополнительному вовлечению в экономику временно незанятых граждан и недопущению ухудшения ситуации с вынужденной неполной занятостью, среди которых увеличение объемов оплачиваемых общественных работ, своевременное информирование организаций, работающих в режиме неполной занятости, и их работников о возможности участия в таких работах, в том числе сезонных и временных, организация профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, и ряд других мер.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий. Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в Фонде, местных бюджетах, собственных средств организаций - исполнителей плана мероприятий настоящей Государственной программы.

На реализацию плана мероприятий в 2009 году было направлено 166998198 тыс. рублей, из них средств Фонда - 123415839 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 121166034 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 20364884 тыс. рублей, собственных средств нанимателей - 23217475 тыс. рублей.

На реализацию плана мероприятий на 2010 год будет направлено 191061461 тыс. рублей, за счет средств Фонда - 122102452 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 119195872 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 32096962 тыс. рублей, собственных средств нанимателей - 36862047 тыс. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем: • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе; • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.). Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1       Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: «Дело и Сервис».-М, 2005.-143 с.

         Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика : «Дело и Сервис».- М, 2000.-142 с.

         Грегори Мэнкью .Принципы Макроэкономики.- Питер, 2004.-52 с.

         Гриц Е.Н., Платоненко Е.И.- Макроэкономика «Барановичи РИО БарГУ»2009.- 231 с.

         Дмитриева Н.Ю, Зенькова Л.П, Коновалов В.М, Кривошева Л.Н./Под ред. Зеньковой Л.П., Макроэкономика «ИВЦ Минфина».-Минск.,2009.-153 с.

         Лемешевский И.М. Макроэкономика: « ФУАинформ», Минск 2009.-70 с.

         Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. N 1640 «О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 266, 5/28655)

         Статистический ежегодник. Минск 2009.-58 с.

9       Тарасевич Л. С. Макроэкономика : Учебник Минск2009Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. образование, 2007. - 654с.

         Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. Статистика: Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2001. - 384 с.

         Хуссманнс Р., Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. - М., 1994.-270с.

         Чепурина М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - С-Пб., 2001. - 103с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3

Похожие работы на - Проблемы безработицы в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!