Составление финансового плана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Составление финансового плана

Введение


В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с перспективными и годовыми планами, которые они разрабатывают и утверждают самостоятельно с учетом спроса на выпускаемую продукцию.

Финансовые планы составляются на основании плана экономического и социального развития предприятия, государственного заказа на поставку отдельных видов продукции и экономических нормативов.

Финансы - это экономическая категория, призванная характеризовать особую сферу денежных отношений, где деньги присутствуют, но не выполняют при этом ни одной из своих классических функций. Такой специфической сферой денежных отношений являются распределительные отношения, возникающие при использовании прибавочного продукта, созданного в обществе.

Сущность финансов проявляется при помощи его функций.

Предназначение финансов как экономической категории заключается в обеспечении распределительных процессов в обществе с целью наиболее эффективного использования вновь созданной стоимости. Исходя из этого, выделяют как минимум две функции финансов: распределительная, контрольная.

Формой финансового плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий «Доходы и поступления средств», «Расходы и отчисления», «Платежи в бюджет», «Ассигнования из бюджета».

Доходы и поступления средств промышленного предприятия состоят из прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, амортизации на полное восстановление основных фондов, прироста устойчивых пассивов, внутренних резервов строительства, выполняемого хозяйственным способом, долгосрочных кредитов и некоторых других доходов.

Основными статьями расходов финансового плана предприятия являются: капитальные вложения, затраты на прирост норматива собственных оборотных средств, уплата процентов за долгосрочный кредит и другие расходы на производственное, социальное развитие коллектива, материальное стимулирование, а также формирование финансового резерва, отчисления на содержание концерна, ассоциации и др.

Промышленные предприятия уплачивают в бюджет акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, недвижимость, за пользование природными ресурсами и пр. платежи.

Целью данного курсового проекта является составление финансового плана, с учетом инструктивных материалов по финансовому планированию и налогообложению предприятий, действующих в Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2010 г.

1. Финансовый план


1.1    База для разработки финансового плана


Базой для разработки финансового плана предприятия является производственная программа.

Предприятия промышленности формируют свою программу на основе государственного заказа, заказов потребителей, потребительского спроса. В планировании программы задействованы все основные подразделения предприятия.

Производственная программа состоит из двух разделов: плана производства продукции в натуральном и стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели:

ü  реализованная продукция;

ü  товарная продукция;

ü  валовая продукция.

Для расчета затрат на производство, финансовых результатов и других показателей эффективности производства используется объем товарной продукции в ценах предприятия, который меньше объема товарной продукции, рассчитанного в ценах реализации, на сумму косвенных налогов. Представим расчет товарной продукции в ценах предприятия в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Расчет объема товарной продукции в ценах предприятия

Показатели

План на год, тыс. руб.

В т.ч. IV кв., тыс. руб.

Расчёт

1. Товарная продукция в ценах реализации

71 646

14 100

Исх. дан.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Норматив - 20%

11 941

2 350

71 646*

3. Продукция в отпускных ценах без учета НДС

59 705

11 750

71 646-11 941

4. Единый платеж сбора в Республиканский фонд поддержки сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог (Орф). Норматив - 3%

1 738,98

342,23

59 705*3%/ (100%+3%)

5. Продукция в ценах предприятия

57 966,02

11 407,77

59 705-1 738,98

 

Для справки:

1 В объеме производства нет продукции (товаров), освобожденной от уплаты НДС при ее реализации.

НДС к зачету (входной НДС) - 7000 тыс. руб. в год (1650 тыс. руб. - в 4 кв.).

1.2    Доходы и поступления средств


Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

ü прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

ü  финансовые ресурсы;

ü  устойчивые пассивы;

ü  прочие доходы.

В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые взносы членов трудового коллектива предприятия, юридических и физических лиц, пожертвования и благотворительные взносы и т.п. На основе рассмотренных источников ресурсов рассчитывается итоговая величина доходов и поступлений средств, которая заносится в раздел 1 «Баланс доходов и расходов».

Прибыль от производственно-хозяйственной деятельности - балансовая прибыль - представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом году:

ü прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг основного производства;

ü  прибыль от прочей реализации;

ü  финансовые результаты от внереализационных операций.

Расчет основных источников доходов и поступлений приведен в таблицах 1.2 - 1.7.

Расчет полной себестоимости товарной продукции

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию объема продукции. Перечень статей и расходов, образующих себестоимость продукции, устанавливается методическими рекомендациями [1].

Существуют различные методы планирования общей себестоимости. В практике широко применяется сметный метод на основе расчёта затрат в масштабах всего предприятия. Смета затрат на производство разрабатывается плановой службой. При этом все затраты на производство по отдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годового плана.

Для получения полной себестоимости товарной продукции из общей сметы исключаются расходы на работы и услуги, не связанные с производством валовой продукции (непромышленного характера), добавляются внепроизводственные расходы и учитывается изменение расходов будущих периодов.

В данной курсовой работе сводный план всех расходов предприятия представлен в смете затрат на производство (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Смета затрат на производство, тыс. руб.

Наименование затрат

Вариант 2

Расчёт


Всего на год

В т.ч. на IV квартал*

Всего на год

В т.ч. на IV квартал*

1. Материальные затраты

35 070

8 850

27900+6100+470+600

8850+7000+ 1600+110

ŸСырье и основные материалы (за вычетом отходов)

27 900

7 000

Исх. дан.

Исх. дан.

ŸВспомогательные материалы

6 100

1 600

Исх. дан.

Исх. дан.

ŸТопливо

470

110

Исх. дан.

Исх. дан.

ŸЭлектроэнергия

600

140

Исх. дан.

Исх. дан.

2. Расходы на оплату труда

9 000

2 300

Исх. дан.

Исх. дан.

3. Отчисления на социальные нужды

3 114

795,8

54+3060

13,8+782

Ÿ Отчисления на страхование от несчастных случаев (0,6%)

54

13,8

9000*0,6%/ 100%

2300*0,6%/ 100%

Ÿ Отчисления в фонд социальной защиты населения (34%)

3 060

782

9000*34%/ 100%

2300*34%/ 100%

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов

1 913,55

478,39

См. табл. 1.3

См. табл. 1.3

5. Прочие затраты:

666,56

166,64

184,88+21,68+400+60

46,22+5,42+100+15

· Налог на недвижимость

184,88

46,22

См. табл. 1.4

См. табл. 1.4

Ÿ Экологический налог (в пределах лимита)

21,68

5,42

См. табл. 1.5

См. табл. 1.5

ŸЗатраты на ремонт производственных фондов

400

100

Исх. дан.

400/4

ŸПлата по процентам за краткосрочные ссуды

60

15

Исх. дан.

60/4

6. Итого затрат на производство

49 764,11

12 590,83

35070+9000+3114+1913,55+666,56

8850+2300 +478,39 +166,64

7. Изменение остатков расходов будущих периодов

-

-

Исх. дан.

Исх. дан.

8. Изменение остатков резервов предстоящих расходов

-

-

Исх. дан.

Исх. дан.

9. Изменение себестоимости остатков незавершенного производства

-20

0

Исх. дан.

Исх. дан.

10. Производственная себестоимость товарной продукции

49 784,11

12 590,83

49764,11- (-20)

12 590,83-0

11. Расходы на реализацию (Коммерческие расходы)

160

30

Исх. дан.

Исх. дан.

12. Полная себестоимость товарной продукции

49 944,11

12 620,83

49784,11+160

12 590,83 +30

 
Для справки:

1. Отчисления на страхование от несчастных случаев - 0,1-3,4%.

. Отчисления в фонд социальной защиты населения - 34%.

3. Плата по процентам за краткосрочные ссуды под товарно-материальные ценности - 60 тыс. руб.,

4. Затраты на ремонт производственного оборудования - 400 тыс. руб.

Расчет амортизационных отчислений

Амортизационные отчисления - устойчивый источник финансовых ресурсов предприятия, имеющий целевое назначение. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия.

В условиях инфляции, ежегодной переоценки основных фондов, ежемесячной индексации амортизации этот источник финансовых ресурсов по величине является вторым после прибыли.

Амортизация планируется по основным производственным фондам в пределах нормативных сроков их эксплуатации, установленных техническими паспортами.

Расчет выполняется по формуле:

А = С∙Н / 100

где А - плановая сумма амортизационных отчислений;

С - среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов;

Н - средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому.

Для правильного расчета амортизации необходимо иметь расшифровку основных производственных фондов на начало планируемого года, сведения о движении основных фондов (ввод, выбытие) в планируемом году и финансовые решения о методе начисления амортизации. Предусмотрено два метода начисления амортизации - равномерный по действующим единым нормам и ускоренный с коэффициентом не более чем 2.

Расшифровку основных производственных фондов на начало планируемого года должна представить бухгалтерия.

Для планирования амортизации следует иметь представление о методике расчета среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (Со.ф.) рассчитывается по формуле:

Со.ф. = Сн.г. + Св - Свыб

где Сн.г - стоимость амортизируемых основных фондов на начало планируемого года;

Св - среднегодовая стоимость вводимых в планируемом году основных фондов;

Свыб - среднегодовая стоимость выбывающих в планируемом году основных фондов.

Среднегодовая стоимость вводимых и выбывающих в планируемом году основных фондов (Св.выб) рассчитывается по формуле:

Св.выб = С × М / 100

где С - стоимость вводимых и выбывающих в планируемом году основных фондов;

М - число целых месяцев, остающихся до конца года.

Для того чтобы рассчитать среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов в планируемом году необходимо из стоимости основных фондов на начало планируемого года вычесть стоимость тех основных фондов, на которые амортизация не начисляется. В нашем примере такими являются:

ü основные фонды в стадии реконструкции;

ü  непроизводственные основные фонды;

ü  полностью амортизированные машины, оборудование и транспортные средства),

прибавить среднегодовая стоимость вводимых производственных фондов и вычесть среднегодовую стоимость выбывающих производственных фондов.

Средняя норма амортизационных отчислений (Н) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предыдущий год (Аф) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (Сф) по формуле:

Н = Аф × 100 / Сф

Для нашего примера отчетные данные года, предшествующего планируемому: среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов - 15000 тыс. руб., амортизационные отчисления на полное восстановление - 1640 тыс. руб.

При прекращении деятельности предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.

Расчет амортизационных отчислений приведен в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Расчет амортизационных отчислений, тыс. руб.

Показатели

План на год

Примечание

Расчёт

1. Стоимость основных фондов на начало планируемого года

20 337


Исх. дан.

Из них:




Ÿосновные фонды в стадии реконструкции

1900

Не начисл.

Исх. дан.

Ÿнепроизводственные основные фонды

540

Не начисл.

Исх. дан.

Ÿполностью амортизированные машины, оборудование и транспортные средства

350

Не начисл.

Исх. дан.

2. Ввод основных производственных фондов в планируемом году

60

октябрь

Исх. дан.

3. Среднегодовая стоимость вводимых производственных фондов

10


60*2/12

4. Выбытие основных производственных фондов в планируемом году

110

июнь

Исх. дан.

5. Среднегодовая стоимость выбывающих производственных фондов

55


110*6/12

6. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов в планируемом году

17 502


20337-1900-540-350+10-55

7. Средняя норма амортизационных отчислений на полное восстановление, %

10,93


1640*100%/ 15000

8. Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление, всего

1913,55


17502*10,93%/ 100%


Расчет налога на недвижимость

Налогом на недвижимость облагается стоимость зданий и сооружений, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц устанавливается в размере 1%.

Освобождены от обложения налогом объекты социально-культурного и бытового назначения, а также жилой фонд местных Советов, предприятий и организаций; производственные фонды общества инвалидов; основные производственные фонды предприятий связи; сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, приватизированные квартиры в многоквартирных домах и выкупленные квартиры в домах ЖСК, основные фонды высших и средних учебных заведений. Не облагается налогом стоимость незавершенного строительства по строительным объектам, финансируемым из бюджета.

При расчете налога на недвижимость для нашего примера будем учитывать следующие данные: в общей стоимости основных фондов на начало планируемого года числятся арендованные основные фонды в размере 100 тыс. руб., ведомственный жилищный фонд - 50 тыс. руб., дом культуры - 49 тыс. руб.

Износ основных фондов по балансу на 1 января планируемого года составляет 4000 тыс. руб.

Таблица 1.4 - Расчет налога на недвижимость и незавершенное строительство

Показатели

План на год, тыс. руб.

Расчёт

1. Стоимость основных производственных и непроизводственных фондов на начало планируемого года, в т.ч.:

20 337

Исх. дан.

2. Льготируемые основные фонды, освобождаемые от налогообложения, всего

199

50+100+49

в том числе:



Ведомственный жилищный фонд

50

Исх. дан.

Арендованные основные фонды

100

Исх. дан.

Дом культуры

49

Исх. дан.

3. Стоимость основных фондов, облагаемых налогом (стр. 1 - стр. 2)

20 138

20337-199

4. Износ основных фондов, в т.ч:

4 000

Исх. дан.

5. Остаточная стоимость основных фондов (стр. 3 - стр. 4), облагаемая налогом

16 138

20138-4000

6. Ставка налога, %

1

Исх. дан.

7. Сумма налога на недвижимость (стр. 5 ´ стр. 6)

161,38

16 138*1%/ 100%

8. Стоимость незавершенного строительства, подлежащего налогообложению

2 350

Исх. дан.

9. Ставка налога, %

1

Исх. дан.

10. Сумма налога на незавершенное строительство (стр. 8 х стр. 9/100)

23,5

2350*1%/100%

11. Итого: налог на недвижимость

184,88

161,38+23,5

12. Итого: налог на недвижимость за 4 квартал

46,22

184,88/4


Расчет платы за пользование природными ресурсами

Налогом облагаются:

ü объемы добываемых из природной среды ресурсов;

ü  объемы перерабатываемой нефти и нефтепродуктов, выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ.

Налог состоит из платежей за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов, а также за перерасход природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов.

За выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов налог взимается в 15-кратном размере. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог исчисляется в 10-кратном размере.

Суммы налога за пользование природными ресурсами и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, а за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов - за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.

Налог в бюджет не взимается за воду, отпущенную для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения населения, работников предприятий; за воду, забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами; за песок и гравийно-песчаную смесь, используемую в дорожном строительстве.

Фактическое потребление воды из подземных источников составило 650 м3, что на 100 м3 превышает установленный лимит, однако в нашем примере для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников предприятия планируется использовать 50 м3, следовательно, добыча воды подлежащая налогообложению сверх лимита уменьшается на 50 м3.

Фактическое потребление песка строительного превышает лимит на 11 м3, однако в нашем примере на строительство участка дороги общего пользования, прилегающего к предприятию, планируется использовать 15 м3 песка, что полностью покрывает фактическое потребление песка строительного сверх лимита и уменьшает фактическое использование песка строительного в установленных лимитах до 11 м3.

Фактическое потребление камня строительного составляет 15 м3, что не превышает лимит в 20 м3, однако в нашем примере на строительство участка дороги общего пользования, прилегающего к предприятию, планируется использовать 15 м3, что полностью покрывает фактическое использование.

В таблице 1.5 приведен расчет платы за пользование природными ресурсами.

Таблица 1.5 - Расчет платы за пользование природными ресурсами

Наименование природных ресурсов

Установленный лимит, м3

Фактическое потребление, м3

Добыча подлежащая налогообложению м3

Ставка налога, руб./ м3

Сумма налога, тыс. руб.




в пределах лимита

сверх лимита


в пределах лимита

сверх лимита

Вода из подземных источников

550

650

550

650-550-50=50

37,4

550*37,4/ 1000 20,57

50*37,4/ 1000 18,7

Песок строительный

15

26

26-15= 11

-

101

11*101/ 1000 1,11

Камень строительный

20

15

-

-

814

-

-

Итого:

21,68

18,7


Планирование прибыли

В финансовом плане предприятия показывается балансовая прибыль, которая включает в себя прибыль от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей, а также доходы от внереализационных операций.

ü  Прибыль от реализации продукции определяется по формуле:

Пр = Пнач + Птов - Пкон

где    Пр - прибыль от реализации продукции;

Пнач - прибыль в нереализованных остатках продукции и товаров, отгруженных на начало планируемого периода;

Птов - прибыль по товарной продукции;

Пкон - прибыль в нереализованных остатках продукции и товаров, отгруженных на конец планируемого года.

Сведения об остатках нереализованной продукции на начало планируемого года можно взять из бухгалтерской отчетности. Они включают готовую продукцию на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами) и на ответственном хранении у покупателей.

Прибыль в остатках готовой продукции и товарах, отгруженных на начало года, рассчитывается из стоимости этих остатков по производственной себестоимости и отпускным ценам предприятия.

Прибыль от товарного выпуска определяется на основании сметы затрат на производство. Прибыль по товарному выпуску продукции (Пт) определяется исходя из плана производства, отпускных цен и сметы затрат на производство.

Прибыль в остатках готовой продукции и товаров, отгруженных на конец года, планируется в соответствии с нормой запаса (в днях) и однодневным выпуском продукции по производственной себестоимости и отпускным ценам.

ü  Прибыль от прочей реализации - это финансовый результат от реализации основных фондов и прочего имущества (сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы в виде патентов, лицензий, торговых марок, программных средств, иностранной валюты, ценных бумаг). Эта прибыль также определяется в виде разницы между отпускной ценой, балансовой стоимостью имущества, расходами, связанными с реализацией, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

ü  Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия довольно обширен. Это объясняется дополнительными возможностями предприятий в зарабатывании доходов в условиях рыночных отношений. Для составляющего финансовые расчеты важно, поэтому не только уметь планировать эти доходы, но и знать источники их получения. К ним относятся следующие:

·        доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (покупка акций, облигаций, предоставление средств в займы, долевое участие в делах других предприятий);

·        доходы от сдачи имущества в аренду;

·        сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами);

·        другие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; доходы от дооценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

Для реальной оценки финансовых результатов от внереализационных операций важно не только правильно прогнозировать внереализационные доходы, но и предвидеть вероятность возникновения внереализационных расходов, так как прибыль определяется как разница между доходами и расходами. Чаще всего внереализационные расходы могут выступать в виде:

·        убытков по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году;

·        убытков от уценки товаров;

·        убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности;

·        недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

·        затрат по аннулированным производственным заказам;

·        судебных издержек и др.

Включаемые в план источники доходов должны быть постоянными, связанными с нормальной деятельностью предприятия, иметь обоснование. Вероятность получения таких доходов как арендная плата, штрафы, пени, неустойки, может подтверждаться, например, заключенными к моменту составления финансового плана договорами, решениями хозяйственного суда, принятыми и документально оформленными обязательствами и другими материалами.

Сущность распределения прибыли предприятия на этапе составления финансового плана состоит в том, чтобы рассчитать величину налогов, уплачиваемых в бюджет из балансовой прибыли (налог на недвижимость, доход, прибыль, транспортный сбор) и ту часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия.

Конкретные направления использования чистой прибыли предприятия регламентируются сметами затрат.

Таким образом, балансовая прибыль, принимаемая для исчисления налога на прибыль, состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и доходов от внереализационных операций.

Прибыль от реализации определяется как разница между суммой выручки от реализации продукции и суммой издержек производства, приходящихся на реализованную продукцию, налога, на добавленную стоимость, акцизов, отчислений во внебюджетные фонды.

В общем, виде порядок расчета прибыли от реализации продукции можно представить в виде формулы:

Пр = В-Вф - А - НДС - С

где    Пр - прибыль от реализации продукции;

В-выручка от реализации продукции в отпускных ценах;

Вф - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции;

НДС - налог на добавленную стоимость;

А - акцизы;

С - полная себестоимость реализуемой продукции.

Расчеты прибыли от реализации продукции, работ и услуг представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Расчет прибыли от реализации продукции, работ и услуг

Показатели

План на год, тыс. руб.

Расчёт

1. Остаток готовых изделий на складах, отпущенных и на ответственном хранении, на начало планируемого года по:



по производственной себестоимости

2 800

Исх. дан.

в ценах предприятия

3 600

Исх. дан.

прибыль во входных остатках

800

3 600-2 800

2. Товарная продукция на планируемый год по:



по полной себестоимости

49 944,11

См. табл. 1.2

в ценах предприятия

57 966,02

См. табл. 1.1

прибыль в товарном выпуске

8 021,91

57 966,02-49 944,11

3. Остаток готовых изделий на складах и товаров, отгруженных на конец планируемого года:



в днях

15

Исх. дан.

по производственной себестоимости

2 074,34

49 784,44*15/360

в ценах предприятия

2 415,25

57 966,02*15/360

прибыль в выходных остатках

340,91

2 415,25- 2 074,34

4. Реализация продукции в планируемом году по: (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3)



полной себестоимости

50 669,77

2 800+49 944,11- 2 074,34

в ценах предприятия

59 150,77

3 600+57 966,02- 2 415,25

5. Прибыль от реализации товарной продукции

8 480,99

59 150,77- 50 669,77

6. Прочая реализация по:



по полной себестоимости

440

Исх. дан.

по отпускным ценам

560

Исх. дан.

7. Прибыль от прочей реализации

120

560-440

8. Прибыль от внереализационных операций

300

120+180

9. Балансовая прибыль (стр. 5 + стр. 7 + стр. 8)

8 900,99

8 480,99 +120+300

 

Для справки: доходы на паи - 120 тыс. руб., доходы по акциям - 180 тыс. руб.

Финансовые ресурсы строительства

Финансовые ресурсы, мобилизуемые в строительстве, планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета.

К источникам финансовых ресурсов относятся:      

ü мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

ü  плановые накопления по строительным работам;

ü  экономия в строительстве за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ.

Информация для расчета финансовых ресурсов в строительстве приведена в таблице 1.7.

Таблица 1.7 - Финансовые ресурсы строительства

Показатели

Ед. изм.

Значения показателя

Исходные данные для расчета:



1. Сокращается потребность стройки в оборотных активах на конец планируемого года

тыс. руб.

30

2. Возрастает кредиторская задолженность на конец планируемого года

тыс. руб.

10

3. Плановая прибыль по строительно-монтажным работам

%

7,4

4. Снижение себестоимости строительно-монтажных работ

%

2


Мобилизация внутренних ресурсов в строительствеоб.) является результатом сокращения потребности строительного комплекса в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается

Соб=(Онк) - (Кнк),

где Он - оборотные активы стройки на начало планового периода;

Ок - потребность стройки в оборотных активах на конец год;

Кн, Кк - кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода.

Расчет устойчивых пассивов

При составлении финансового плана определяется размер устойчивых пассивов на конец планируемого года и рассчитывается его прирост в виде разницы между суммой устойчивых пассивов на конец и начало планируемого года.

К устойчивым пассивам относятся не принадлежащие предприятию средства, но которые по условиям расчётов постоянно находятся в его обращении. Предприятие может ещё до момента погашения задолженности распоряжаться ими по своему усмотрению. Поскольку такое положение носит систематический характер, устойчивые пассивы планируются в качестве финансовых ресурсов:

а) минимальную задолженность по заработной плате и начислениям на социальное страхование и в единый фонд занятости. Минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим(Зз) рассчитывается как произведение среднедневного расхода заработной платы(Рзс) (фонд зарплаты IV квартала делится на 90) на число дней минимального разрыва(Др) между сроком выплаты заработной платы и последней датой месяца, за который она выплачивается.

Ззп = Рзс∙Др

Минимальная задолженность органам социального страхования планируется исходя из суммы задолженности по заработной плате рабочим и служащим и установленного для предприятия процента отчислений на социальное страхование.

Устойчивые пассивы по отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда (Ув.ф), определяются исходя из суммы задолженности по заработной плате (Уз) и действующего суммарного процента (П) отчислений во внебюджетные фонды:

Ув.ф. = Уз×П /100

б) минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей. Этот резерв образуется главным образом за счет начислений отпусков. Причитающаяся заработная плата за очередной отпуск списывается на затраты по производству не в момент ухода работника в отпуск, а равными частями. Эти суммы ежемесячно относятся на себестоимость продукции, резервируются в порядке начислений на счете предстоящих платежей. При уходе работников в отпуск она выплачивается и списывается с этого счета. Задолженность определяется в размере минимального остатка по отчетным данным за 12 месяцев, предшествующих планируемому, с учетом предполагаемого изменения фонда заработной платы.

Сумма минимальной задолженности по заработной плате и резерву предстоящих платежей может определяться и упрощенным методом: умножением суммы минимальной задолженности по плану базисного года на процент роста фонда заработной платы в планируемом периоде;

в) задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, которая планируется в половинном размере от ее минимальной задолженности, числящейся по балансу за отчетный год.

В условиях инфляции полученную величину задолженности можно проиндексировать с учетом роста индекса цен на материалы.

В нашем примере расчет составляется на основании сметы затрат и следующих недостающих показателей:

Минимальная задолженность по зарплате - 5 дней.

Данные отчетного года, предшествующего планируемому:

а) резерв предстоящих платежей по состоянию:

на 1.01 - 100

на 1.04 - 90

на 1.07 - 95

на 1.10 - 100

б) задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам:

на 1.01 - 90

на 1.04-120

на 1.07 - 100

на 1.10 - 80.

Расчет устойчивых пассивов приведен в таблице 1.8.

Таблица 1.8 - Расчет устойчивых пассивов, тыс. руб.

Показатели

Планируемый год

Расчёт

 

на начало

на конец

 

Задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда

100

171,99

2300*5/90*(1+ (34%+0,6%)/100%)

Резерв предстоящих платежей

30

90

Исх. данные

Задолженность по неотфактурованным поставкам

50

40

80/2

Итого:

180

301,99

171,99+90+40

Прирост (+), сокращение (-) норматива на конец года

+121,99

301,99-180

1.3    Расходы и отчисления средств


В данном разделе отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

План финансирования капитальных вложений

Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно.

Источниками финансирования капитальных вложений являются:

·          собственные финансовые ресурсы;

·        заемные финансовые ресурсы.

При планировании их состава и структуры необходимо придерживаться определенной очередности привлечения средств:

1-я очередь - собственные средства:

Ø  мобилизуемые средства в процессе строительства, осуществляемого хозспособом;

Ø  амортизационные отчисления;

Ø  прибыль;

Ø  средства долевого участия в строительстве.

2-я очередь - кредит и другие заемные средства.

Расчёт мобилизации внутренних ресурсов в строительстве, плановых накоплений в строительстве и экономии в строительстве за счёт снижения себестоимости был проведён выше в п. 1.2.6

При планировании капитальных вложений на нашем предприятии следует учитывать, что коммерческий банк не дал согласия на предоставление долгосрочного кредита в планируемом году в качестве экономической санкции на несвоевременный возврат ранее полученных ссуд.

Для финансирования капвложений было принято решение взять из прибыли 4000 тыс. руб., после полного использования амортизационного фонда, 1913,55 тыс. руб. На недостающую сумму в 33 627,94 тыс. руб. были выпущены акции.

План финансирования капвложения приведен в таблице 1.9.

Таблица 1.9 - План финансирования капвложений

Затраты и источники покрытия

План на год, тыс. руб.

Расчёт

1. Объем работ

40 000

Исх. данные

В т.ч. объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозспособом

200

Исх. данные

2. Прирост оборотных средств в строительстве

-


3. Всего затрат

40 000

Исх. данные

4. Источники покрытия:



4.1 прибыль

4 000

См. табл. 1.4

4.2 амортизационные отчисления

1 913,55

См. табл. 1.3

4.3 плановые накопления и экономия в капстроительстве

18,5

200*7,4%/ 100%



(200-14,8)*2%/100%

4.4 мобилизация внутренних ресурсов в капстроительстве

40

30+10

4.5 средства, поступающие в порядке долевого участия встроительстве

400

Исх. данные

4.6 прочие источники финансирования капвложений

33 627,94

40000-4000-1913,55-18,5-40-400

4.7 долгосрочный кредит

-


Всего источников средств

40 000

4000+1913,55+18,5+40+400+33 627,94

 

Прирост собственных оборотных средств

Основой для планирования инвестиций в расширение собственных оборотных средств является расчет норматива оборотных средств на конец планируемого периода.

Норматив оборотных средств - это объем финансовых ресурсов, предназначенных для нормирования не снижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения.

Потребность в дополнительных финансовых ресурсах на увеличение собственных оборотных средств может быть связана с ростом выпуска продукции, изменением условий производства, снабжения и сбыта.

Существует два метода планирования собственных оборотных средств: прямого счета и аналитический.

Норматив собственных оборотных средств методом прямого счета определяется умножением стоимости однодневного расхода соответствующих видов материальных ценностей на норму запаса (в днях).

При расчете норматива оборотных средств аналитическим методом все нормируемые оборотные средства подразделяются на две группы: зависящие и непосредственно не зависящие от роста производственной программы. К первой группе относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара, незавершенное производство и готовая продукция. Норматив оборотных средств по данной группе исчисляется исходя из запланированного роста выпуска с учетом задания по ускорению оборачиваемости оборотных средств за счет улучшения условий снабжения, сбыта, организации производства и расчетов.

Нормативы по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, запасным частям для текущего ремонта, составляющим вторую группу, устанавливаются по данным на начало планируемого года с учетом процента роста, определяемого на основе анализа сложившихся соотношений между процентом прироста фактических остатков средств по этой группе и увеличением товарной продукции в предыдущем отчетном периоде.

Прирост норматива собственных оборотных средств финансируется за счет прироста устойчивых пассивов и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, кредитов банка.

Расчет прироста норматива собственных оборотных средств приведен в таблице 1.10.

Таблица 1.10 - Расчет норматива собственных оборотных средств

Нормируемые оборотные средства

Норматив на начало года, тыс. руб.

Норма запаса на планируемый год

Однодневн. расход, тыс. руб.

Норматив на конец года, тыс. руб.

Сырье и основные материалы

800

19,5*

7000/90 77,78

19,5*77,78 1 516,67

Вспомогательные материалы

200

-

-

210

Топливо

18

25

120/90 1,33

25*1,3 33,33

МБП

260

-

-

270

Незавершенное производство

912

0,85*7 5,96

12590,983/90 139,9

5,96*139,9 833,46

Готовые изделия

810

6

139,9

6*139,9 839,39

Итого:

3 000

-


1516,67+33,33+270+833,46 +839,39 3 702,85

Прирост (+), сокращение (-) норматива на конец года

3702,85-3000 +702,85


Коэффициент нарастания затрат рассчитывается по формуле

= 0,85

где Зе - единовременные затраты, производимые в начале производства (сырье, материалы);

Зп - последующие затраты до окончания производства изделия (зарплата, накладные расходы).

Для справки:

Расчет выполняется на основании сметы затрат и следующих данных о норме оборотных средств. Продолжительность документооборота по отгруженным материальным ценностям - 13 дней, пробег груза - 15 дней, технологический запас - 1 день, разгрузка и складирование - 1 день, длительность среднего интервала между поставками материалов - 22 дня, длительность производственного цикла - 7 дней.

Пояснения к таблице:

Определим норматив оборотных средств по формуле:

Ноб.ср.=Оз*Нз,

Где Оз - стоимость однодневного расхода соответствующих видов мат. ценностей;

Нз - норма запаса, дни.

Однодневный расход по нормируемым товарно-материальным ценностям рассчитывается путем деления плановых затрат по смете IV квартала на 90.

Норма запаса в днях включает:

Нзаптек. + Зстрах. + Зтрансп. + Зтехн.

Зтек. - пребывание материалов в текущем, складском запасе (50% среднего интервала между поставками);

Зстрах. - страховой запас (50% текущего запаса);

Зтрансп - время пребывания оплаченных материальных ценностей в пути (разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота);

Зтехн. - технологический запас - время разгрузки, складирования и подготовки к производству.

*Зтек = 0,5*22 = 11 дн.

Зстрах =0,5*11 = 5,5 дн.

З трансп = 15-13 = 2 дн.

Зтехн = 1 дн.

Нзап= 11+5,5+2+1=19,5 дней

Согласно смете затрат Оз=7 000/90=77,78 тыс. руб.

Поэтому                        Н =77,78 *19,5=1 516,67 тыс. руб.

Однодневный расход топлива: Оз=120/90=1,33 тыс. руб.

Норматив на конец года: Н=1,33*25=33,33 тыс. руб.

Норма оборотных средств по незавершенному производству исчисляется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Нзап нзпцн.з.,

где Тц - длительность производственного цикла

Кнз - коэффициент нарастания затрат (всегда меньше 1).

Коэффициент нарастания затрат рассчитывается по формуле

,

где Зе - единовременные затраты, производимые в начале производства (сырье, материалы);

Зп - последующие затраты до окончания производства изделия (зарплата, накладные расходы).

= 0,85

Распределение плановой прибыли

Распределение плановой прибыли производится поэтапно.

На первом этапе определяется чистая прибыль, то есть прибыль, остающаяся после уплаты общегосударственных налогов.

На втором этапе чистая прибыль направляется на выплату штрафных санкций, местных налогов и сборов, процента по кредитам на пополнение собственных оборотных средств и капитальных вложений и др. И только после вычета указанных платежей определяется размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

На третьем этапе - образование фондов предприятия. При планировании данных расходов исходят из принятых в коллективном договоре, уставе предприятия или отраслевых тарифных соглашениях обязательств по социальной защите членов трудового коллектива предприятия.

Распределение балансовой прибыли приведено в таблице 1.11.

Таблица 1.11 - Распределение плановой прибыли

Показатели

План на год, тыс. руб.

Расчёт

1. Балансовая прибыль, принятая в плане предприятия (таблица 6)

8 900,99

См. табл. 1.6

296,31

161,38+45+89,93

2.1 налог на недвижимость

161,38

См. табл. 1.4

2.2 налог на доходы (табл. 12)

45

См. табл. 1.12

2.2 налог на прибыль

89,93

См. табл. 1.13

3. Прибыль, остающаяся после уплаты общегосударственных налогов (чистая прибыль)

8 604,68

8 900,99-296,31

4. Расходование чистой прибыли:

42,2

18,7+23,5

· Экологический налог за сверхлимитное природопользование

18,7

См. табл. 1.5

 Налог на незавершенное строительство

23,5

См. табл. 1.4

 Штрафные санкции в бюджет

-


· Местные налоги и сборы

-


· Государственная пошлина за счет прибыли

-


· Государственный заем, процент по кредитам на пополнение собственных оборотных средств и капитальных вложений

-


5. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

8 562,48

8 604,68-42,2

6. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия:

8 562,48


6.1. Фонд накопления

4 860,86

См. табл. 1.15

6.2. Фонд потребления

534

См. табл. 1.15

6.3. Финансовый резерв

2 967,62

8 562,48- 4 860,86-534- 200

6.4. На благотворительные цели

200

См. табл. 1.15

6.5. Отчисление вышестоящему органу управления

-


6.6. Другие расходы и отчисления

-


7. Итого расходов и отчислений из балансовой прибыли

8 900,99

296,31+42,2+ 8 562,48


Прибыль, остающуюся в распоряжении распределяем в фонд накопления, потребления, резервный фонд и на благотворительные цели.

Платежи в бюджет

В финансовом плане предприятия отражаются только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль:

ü  налог на доходы;

ü  налог на прибыль;

ü  отчисления в местный бюджет.

Расчеты сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, выполняются в соответствии с действующими рекомендациями, утвержденными лимитами и нормативами, в таблицах 1.12, 1.13, 1.14.

Таблица 1.12 - Расчет налога на доход

Наименование дохода

Сумма,  тыс. руб.

Ставка налога, %

Сумма налога, тыс. руб.

Доходы на паи

120

15

120*15/100=18

Дивиденды по акциям

180

15

180*15/100=27

Итого

300

45


Таблица 1.13 - Расчет налога на прибыль

Показатели

План на год, тыс. руб.

Расчёт

1. Балансовая прибыль, принятая в плане предприятия

8 900,99

См. табл. 1.6

2. Доходы, облагаемые налогом на доход, всего:

300

120+180

В т. ч.



· доходы на паи

120

Исх. данные

· дивиденды по акциям

180

Исх. данные

3. Налог на недвижимость

161,38

См. табл. 1.12

4. Льготируемая прибыль, всего

7940

70+200+170+3 500+ 4 000

В т. ч.:



· Противопожарные мероприятия

70

Исх. данные

· Финансирование фонда культуры РБ

200

Исх. данные

· Содержание министерства

170

Исх. данные

· Развитие производства

3500

Исх. данные

· Финансовые капитальные вложения

4 000

Исх. данные

5. Налогооблагаемая прибыль (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4)

499,61

8 909,99-300-161,38-7 940

6. Ставка налога на прибыль, %

18


7. Сумма налога на прибыль (стр. 5 ´ стр. 6)

89,93

499,61*18/100


В планируемом году ожидается направить прибыль: на противопожарные мероприятия - 70 тыс. руб., финансирование фонда культуры РБ - 200 тыс. руб., содержание министерства -170 тыс. руб., развитие производства - 3 500 тыс. руб.

Фонды предприятия

Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики, предприятие образует три фонда:

ü  фонд накопления;

ü  фонд потребления;

ü  резервный фонд.

Фонд накопления предназначен для: финансирования капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

ü  вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

ü  оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

ü  премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

ü  культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

ü  строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

ü  дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Резервный фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от деятельности предприятия вследствие наступления факторов риска. Доля прибыли, направляемой в резервный фонд, принимается самостоятельно.

Таблица 1.14 - Смета использования прибыли, направляемой в фонд накопления и фонд потребления предприятия

Направление средств

План на год, тыс. руб.

Прибыль, направляемая в фонд накопления:

4 860,86

Финансирование капитальных вложений

4 000

Погашение долгосрочных кредитов банка и уплата процентов по ним

97-17=80

Финансирование НИР

200

Прирост норматива собственных оборотных средств

702,85-121,99=580,86

Прибыль, направляемая в фонд потребления:

534

Выплата дивидендов по акциям

50

Оплата жилья работников

17

Единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий

77

Премирование за создание, освоение и внедрение новой технологии

90

Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса

300


Смета составляется с учетом показателей плана финансирования капвложений, прироста норматива собственных оборотных средств, а также на основе данных, приводимых ниже.

Общая сумма платежей по процентам за долгосрочные ссуды банков в планируемом году составит 97 тыс. руб., из них проценты по просроченных ссудам - 17 тыс. руб.; выплата дивидендов по акциям членов трудового коллектива - 50 тыс. руб.; оплата жилья работников - 17 тыс. руб.; единовременные поощрения отдельных работников за выполнение особо важных заданий - 77 тыс. руб.; премирование за создание, освоение и внедрение новой технологии - 90 тыс. руб.; затраты на научно-исследовательские работы - 200 тыс. руб.; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса - 300 тыс. руб.

1.4    Составление финансового плана


Составление финансового плана начинается с разработки проверочной таблицы (шахматки).

Составление шахматки начинается с заполнения итоговых граф по источникам финансирования и направлениям средств. После этого следует приступить к балансированию на уровне отдельных статей доходов и расходов финансового плана и проверке его результатов. В результате должно быть:

ü  равенство расходов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования; доходов по каждой статье - сумме направляемых средств;

ü  общая сумма источников финансирования должна быть равна общей сумме расходов предприятий.

При соблюдении названных условий переходят к заполнению финансового плана. В процессе этой работы определяются итоги по каждому из четырех разделов финансового плана и дополнительно рассчитываются четыре показателя: превышение расходов над доходами; превышение доходов над расходами; превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета; превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. На заключительном этапе работы они используются для проверки правильности составления финансового плана на основе следующих показателей: величина превышения доходов над расходами должна быть равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, размер превышения расходов над доходами - величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Проверка к балансу доходов и расходов приведена в таблице 1.15.

Расчетный баланс доходов и расходов предприятия приведен в таблице 1.16.

Равенство между показателями: «Превышение доходов над расходами в размере» и «Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета» - свидетельствует о правильности составления финансового плана.

Таблица 1.15 - Проверочная таблица к балансу доходов и расходов, тыс. руб.

Направления использования средств

Источники покрытия


Балансовая прибыль

Амортизация на реновацию

Мобилизация внутренних ресурсов в капстроительстве

Плановые накопления и экономия в капстроительстве

Средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве

Долгосрочный кредит

Прирост устойчивых пассивов

Прочие доходы

Итого

Налог на прибыль

89,93








89,93

Налог на доходы

45








45

Налог на недвижимость

161,38








161,38

Прочие платежи

42,2








42,20

Отчисления в фонд накопления:

4 861









В том числе:









-

капвложения

4 000

1 913,55

40

18,5

400

-

-

33 627,94

40 000

погашение долгосрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним;

80








80

прирост норматива собственных оборотных средств

580,86






121,99


702,85

прочие расходы

200








200

Фонд потребления

534








534

Резервный фонд

2 967,62








2 967,62

Расходы на благотворительные цели

200








200

Средства, перечисляемые на содержание концернов, ассоциаций

-








-

Прочие расходы

-








-

Итого:

8 900,99

1 913,55

40

18,50

400

-

121,99

33 627,94

45 022,98

Таблица 1.16 - Расчетный баланс доходов и расходов (финансовый план)

Наименование показателя

План на год, тыс. руб.

1. Доходы и поступления средств


Балансовая прибыль

8 900,99

Амортизационные отчисления

1 913,55

Мобилизация, внутренних ресурсов в капстроительстве

40

Плановые накопления и экономия в капстроительстве

18,504

Средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве

400

Прочие источники финансирования капвложений

33 627,94

Долгосрочный кредит

-

Прирост устойчивых пассивов

121,99

Прочие доходы

-

Итого доходов и поступлений средств

45 022,98

2. Расходы и отчисления:


Отчисления на производственное развитие в фонд накопления:


финансирование затрат по капвложениям;

40 000

погашение долгосрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним;

80

проведение научно-исследовательских работ;

200

прирост норматива собственных оборотных средств;

580,86

прочие расходы

121,99

Отчисления на социальное развитие в фонд потребления:

534

В финансовый резерв

2 967,62

Расходы на благотворительные цели

200

Средства, перечисляемые на содержание концернов, ассоциаций

-

Прочие расходы и отчисления (из чистой прибыли)

42,2

Итого расходов и отчислений

44 727

Превышение доходов над расходами (+) или превышение расходов над доходами (-)

296,31

3. Платежи в бюджет


Налог на недвижимость

161,38

Налог на прибыль

89,93

Налог на доходы

45

Итого платежей в бюджет

296,31

4. Ассигнования из бюджета

-

Итого ассигнований из бюджета

-

Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета (+) или превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет (-)

-

 


2. Финансово-экономические расчеты

Задача 2 Б

Банк принимает депозиты на 3 месяца по ставке 6,5% годовых, на 6 месяцев по ставке 9,2% годовых и на год по ставке 12% годовых. Определить сумму, которую получит владелец депозита 250 тыс. руб. во всех трех случаях.

Решение:

Случай 1: S = 250 *(1+3/12*6,5/100) = 254,06 тыс. руб.

Случай 2: S = 250 *(1+6/12*6,5/100) = 261,5 тыс. руб.

Случай 3: S = 250 *(1+6,5/100) = 280 тыс. руб.

Ответ: 254,06 тыс. руб., 261,5 тыс. руб., 280 тыс. руб.

Задача 6 В

При открытии сберегательного счета по ставке 7% годовых 20.05.04 на счет была положена сумма 400 тыс. руб. Затем на счет 01.07.04 была добавлена сумма 32 тыс. руб.; 16.09.04 со счета была снята сумма 19 тыс. руб., а 20.12.04 счет был закрыт. Определить общую сумму, полученную вкладчиком при закрытии счета.

Решение:

В банковской практике различных стран срок в днях и расчетное количество дней в году при начислении процентов определяются по-разному. Существует три метода начисления процентов:

) в германской практике подсчет числа дней основывается на длительности года в 360 дней и месяцев 30 дней;

) при французской практике длительность года принимается равным 360 дням, а количество дней в месяцах берется равным их фактической календарной длительности (28, 29, 30 и 31 день соответственно);

) при английской практике берутся год в 365 дней и соответствующая точная длительность месяцев.

При определении будем считать, что используется германская практика. Расчет будем производить по формуле:

S = Р · (1+ ·i),

где, S - сумма долга с начисленными процентами,

Р - первоначальная сумма долга,

 - количество дней хранения вклада,

k - количество дней в году.

) На 01.07.04 сумма долга с начисленными процентами составила:

S1 = 400 · (1+ ·0,07) = 403,111 тыс. руб.;

Сумма процентов: 403,111 - 400 = 3,111 тыс. руб.

) На 16.09.04 сумма долга с начисленными процентами составила:

S2 = (400+32) · (1+ ·0,07) = 438,384 тыс. руб.;

Сумма процентов: 438,384 - 432 = 6,384 тыс. руб.

) На 20.12.04 сумма долга с начисленными процентами составила:

S3 = (432-19) · (1+ ·0,07) = 420,549 тыс. руб.;

Сумма процентов: 420,549 - 413 = 7,549 тыс. руб.

) Общая сумма, полученная вкладчиком при закрытии счета:

Sобщ. = 413 +3,11+6,384 + 7,549 = 430,044 тыс. руб.

Ответ: 430,044 тыс. руб.

Задача 18 А

Сложные проценты на вклады начисляются ежеквартально по номинальной годовой ставке 10% годовых. Определить сумму процентов, начисленных на вклад 1000 тыс. руб. за 2,5 лет.

Решение:

Начисление сложных процентов производится по формуле:


P - сумма вклада

I п - процентная ставка по кредиту

S = 1000*(1+0.1/4)10 = 1280,085 тыс. руб.

Сумма процентов: 1280,085 - 1000 = 280,085 тыс. руб.

Ответ: 280,085 тыс. руб.

Задача 22

На вклады ежеквартально начисляются сложные проценты по номинальной годовой ставке 20%. Определить, какую сумму надо положить на вклад для накопления через 3 квартала 500 тыс. руб.

Решение:

Сумма вклада с учетом начисленных процентов определяется по формуле:


где:

P - сумма вклада

j - номинальная годовая ставка процента

N - количество периодов начисления в течение срока хранения вклада, N=mn

n - срок на который положили кредит,

m - количество начислений процентов в год

Из данной формулы определим необходимую сумму вклада:

Ответ: 431,92 млн. руб.

Задача 25 Д

На взносы в пенсионный фонд, вносимые ежегодно в конце года, будут начисляться сложные проценты по ставке 40% годовых. Определить размер ежегодных взносов, необходимый для накопления через 5 лет суммы 30 млн. руб.

Решение:

Сумма вклада с начислением сложных процентов будет определяться по формуле:

,

где R - взносы, вносимые на пополнение вклада;- номинальная годовая ставка;- количество периодов начисления процентов;- срок хранения вклада;


 = 2 740 827 руб.

Ответ: 2740827 руб.

Задача 38 Б

Вклад в сумме 250 тыс. руб. положен в банк на полгода с ежемесячным начислением сложных процентов по номинальной ставке 12% годовых. Определить реальный доход вкладчика для ожидаемого месячного уровня инфляции 5% и 3%.

Решение:

При инфляции равной 5%:

Наращенная сумма вклада с учётом инфляции находится по следующей формуле:


где:

r - месячная инфляция, %

Sr - наращенная сумма с учётом инфляции

N - количество периодов начисления в течение срока хранения вклада, N=mn

n - срок на который положили кредит,

m - количество начислений процентов в год.

355,63 тыс. руб.

Реальная наращенная стоимость находится по следующей формуле:


265,38 тыс. руб.

Реальный доход вкладчика равен: 355,63-265,38 = 90,25 тыс. руб.

При инфляции равной 3%:

270,19 тыс. руб.

265,38 тыс. руб.

Реальный доход вкладчика равен: = 4,82 тыс. руб.

Ответ: при инфляции 5%: 90,25 тыс. руб., при инфляции 3% - 4,82 тыс. руб.

Задача 40 Б

Кредит в размере 1 500 тыс. руб. был взят 12.04.04 со сроком погашения 10.06.04 по ставке 25% годовых. Определить сумму процентов за кредит при различной практике их начисления.

Решение:

А) Германская практика начисления основывается на длительности года k=360 дней и месяцев в 30 дней (d=58 дней). Сумму процентов за кредит определим по формуле:

·        при простых процентах:

S = Р · (1+ ·i) - Р,=1500*(1+25/100*58/360) - 1500=60,42 тыс. руб.

·        при сложных процентах:

=1500*(1+25/100)58/360-1500=54,91 тыс. руб.

Б) Английская практика начисления процентов основывается на длительности года в k= 365 дней и соответствующая точная длительность месяцев (d=59 дней). Сумму процентов за кредит определим по формуле:

·        при простых процентах:

S = Р · (1+ ·i) - Р =1500*(1+25/100*59/365) - 1500=60,62 тыс. руб.

·        при сложных процентах:

=1500*(1+25/100)59/365-1500= 55,09 тыс. руб.

В) Французская практика начисления основывается на длительности года в k= 360 дней и соответствующая точная длительность месяцев (d=59 дней). Сумму процентов за кредит определим по формуле:

·        при простых процентах:

S = Р · (1+ ·i) - Р =1500*(1+25/100*59/360) - 1500=61,46 тыс. руб.

·        при сложных процентах:

=1500*(1+25/100)59/360-1500= 55,87 тыс. руб.

Задача 44 Г.

Заемщик предполагает взять кредит в размере 4800 тыс. руб. с погашением его суммой 5600 тыс. руб. Ставка процентов банка по кредитам равна 13% годовых. Определить, на сколько дней можно взять кредит (расчетное число дней в году равно 365).

Решение:

Сумма долга с начисленными процентами определяется по формуле:

=P*(1+n*i)

Отсюда срок погашения кредита равен:

n=(S/P-1)/i = (5600/4800-1)/0,13= 1,28 лет = 1,28*365= 467 дней

Ответ: 476 дней.

Задача 52 А

Кредит в размере 200 млн. руб., выданный по ставке 12% годовых, должен погашаться равными суммами в течение 3 лет. Определить размеры ежегодных уплат (план погашения долга) и сумму выплаченных процентов, если погасительные платежи осуществляются один раз в конце года.

Решение:

Сумма уплат в конце каждого года определяется по формуле:

S = P/n + P*i

Остаток задолженности на начало i+1 года:

D i+1 = Pi - P/n

Определим суммы уплат:

S 1 год = 200/3 + 200*0,12 = 90, 67 млн руб.

D на начало 2 года = 200 - 200/3 = 133,33 млн руб.

S 2 год = 90,67/2 + 90,67*0,12 = 82,67 млн руб.

D на начало 3 года = 133,33 - 200/3 = 66,67 млн руб.

S3год = 66,67/1 + 66,67*0,12 = 74,67 млн руб.

D на конец 3 года = 66,67 - 200/3 = 0 млн руб.

Сумма выплаченных процентов определяется по формуле:

I = P *i* ((n+1)/2)

= 200*0,12*((3+1)/2) = 48 млн руб.

Задача 56 Б

Банк выдал кредит в 160 млн. руб. на год. Требуемая реальная доходность операции равна 3% годовых, ожидаемый годовой уровень инфляции принят равным 8%. Определить ставку процентов по кредиту, погашаемую сумму и сумму полученных процентов.

Решение:

Ставка процентов по кредиту, учитывающая инфляцию, определяется по формуле:

it=(n*i++n*i*)/n,

где i-ставка процентов, определяющая реальную доходность операции;

- годовой уровень инфляции;

n - срок кредита.

Тогда:

it=(1*3/100+8/100+1*3/100*8/100)/1=0,1124 или 11,24%

Определим погашаемую сумму:

S = P*(1+nt*i) (1+),

т.е. S =160*(1+1*3/100)*(1+8/100)=177,98 млн. руб.

Тогда сумма уплаченных процентов:

,98 - 160 = 17,98 млн руб.

Ответ: ставка процентов учитывающая инфляцию - 11,24%, погашаемая сумма - 177,98 млн. руб., сумма уплаченных процентов - 17,98 млн. руб.

Задача 62 Б

Вексель на сумму 9 млн. руб. предъявлен в банк для оплаты за 100 дней до срока его погашения. Определить сумму, полученную предъявителем векселя, и сумму дохода банка, если банк для его определения будет использовать ставку процентов и учетную ставку, равные 13% годовых (расчетное количество дней в году при использовании ставки процентов равно 365, при использовании учетной ставки - 360).

Решение:

а) Если банк использует процентную ставку i=13% годовых, то сумму, полученную предъявителем векселя, определим по формуле:

S=P*(1+i*n),

где S - сумма векселя (S=9 млн. руб.),

n=l/k=100/365 года.

=P*(1+13/100*100/365); P=8,69 млн. руб.

Доход банка определим по формуле:

D=S-P

= 9-8,69=0,31 млн. руб.

б) Если банк использует учетную ставку d=13% годовых, то сумму, полученную предъявителем векселя, определим по формуле:

P=S*(1-d*n)

P=9*(1-13/100*100/360)=8,68 млн. руб.

Доход банка определим по формуле: D=S-P

D=9-8,68=0,32 млн. руб.

Ответ: При процентной ставке: сумма предъявителя - 8,69 млн. руб., доход банка - 0,31 млн. руб.

При учетной ставке: сумма предъявителя: 8,68 млн. руб., доход банка - 0,32 млн. руб.

Задача 66 Г.

При оплате предъявленного векселя на сумму 92 тыс. руб., до срока погашения которого осталось 26 дней, доход банка составил 12 тыс. руб. Определить ставку процентов, использованную банком при определении дохода.

Решение:

Доход банка находится по формуле:

D=S,

где S - сумма векселя,

Отсюда сумма, полученная предъявителем векселя, равна:

Р=S-D=92-12=80 тыс. руб.

При использовании ставки процентов сумма, полученная предъявителем векселя, равна:

P=

Отсюда ставка процентов равна:

i=(S/P-1)*(К/d) = (92/80-1)*(365/26) =210,5%

Ответ: 210,5%

Задача 74

Определить размер мобилизации (иммобилизации) внутренних ресурсов в строительстве, выполняемом хозяйственным способом по следующим данным:

а) потребность стройки в оборотных активах на конец планируемого года сократится на 1220 тыс. руб., а кредиторская задолженность возрастет на 200 тыс. руб. по сравнению с данными на начало года;

б) потребность стройки в оборотных активах на конец планируемого года возрастет на 1220 тыс. руб., а кредиторская задолженность уменьшится на 200 тыс. руб. по сравнению с данными на начало года.

Решение:

Соб = (Он - Ок) - (Кн - Кк),

где Он - оборотные активы стройки на начало планового периода;

Ок - потребность стройки в оборотных активах на конец года;

Кн, Кк - кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода.

а) Соб=1220-200=1020 тыс. руб.

b) Соб=-1220+200=-1020 тыс. руб.

Задача 78 В

В объявлении банка указано, что дивиденды по обыкновенным акциям за квартал будет выплачен в размере 50% годовых. Определить сумму дивиденда, если номинал акции составляет 6 тыс. руб.

Решение:

Сумма дивиденда равна:


где N - номинал акции;

f - ставка выплачиваемого процента в относительных единицах.

Итак, сумма дивиденда составит:

D=6*0,5= 3 тыс. руб.

Ответ: 3 тыс. руб.

Задача 82 Д

Акции номиналом 2360 тыс. руб. продавались в начале года по курсовой стоимости 3610 тыс. руб. Дивиденд за год был объявлен в размере 10% годовых. Определить реальную доходность по уровню дивиденда акций, купленных в начале года.

Решение:

Сумма дивидендов по акциям определяется по формуле:


где N - номинал акции;

f - ставка выплачиваемого процента в относительных единицах.

Стоимость акции с учетом девидендов:

D =2360×10/100=236 тыс. руб.

Доходность:



где Р1 - курсовая стоимость акций.

iэ=100×236/3610=6,54%

Ответ: 6,54%

 

 


Заключение


В ходе выполнения данной курсовой работы был составлен финансовый план предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях рыночной экономики, с учетом методических материалов по финансовому планированию и налогообложению предприятий, действующих в Республике Беларусь, и выполнены финансово-экономические расчеты задач в соответствии с вариантом.

В процессе составления финансового плана были определены итоги по каждому разделу: «Доходы и поступления средств», «Расходы и отчисления средств», «Составление финансового плана».

На основании проверочной таблицы к балансу доходов и расходов можно определить источники финансирования по каждой статье расходов и распределить по направлениям доходы, сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом целевого использования и очередности их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы покрываются кредитами банков или денежными ресурсами, мобилизованными в процессе выпуска ценных бумаг.

Список использованных источников

финансирование расход доход

1  Финансы предприятия: Метод. пособие по выполнению курсового проекта. Балащенко В.Ф. - Мн.: БНТУ, 2005. - 86 с.

2       Финансы предприятия: Учеб. пособие / Балащенко В.Ф., Бондарь Т.Е., Ивашутин А.Л.; Под общей редакцией Т.Е. Бондарь. - 4-е изд., испр., перераб. и доп. - Мн.: ИПКиПК по новым направлениям развития техники, технологии и экономики, 2005. - 217 с.

         Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах (теория, практика, комментарии). - Мн.: ЕГУ, 2005 - 391 с.

Похожие работы на - Составление финансового плана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!