Приватизация в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    227,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приватизация в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра экономической теории

Реферат

на тему "Приватизация в России"

Выполнил:

Студент гр. РНГМ - 12 - 1

Желанов Е.В.

Проверил:

Д.К.Э. Лепихина Т.Л.





Пермь 2013

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты приватизации в России

1.1 Приватизация как экономическое явление. Цели и задачи приватизации в России

1.2 Этапы и методы приватизации в России

1.3 Проблемы и особенности Российской приватизации

Глава 2. Приватизация нефтяной отрасли в России

2.1 История приватизации нефтяных компаний

2.2 Особенности приватизации ТЭК

2.3 Залоговые аукционы как основной метод приватизации нефтяной отрасли

Заключение

Анализ научной статьи

Список литературы

Введение


Одной из главных проблем российской экономики, имевших место быть в конце 80-х начале 90-х годов, является спад во всех отраслях промышленности. В связи с этим было принято решение о разгосударствлении и приватизации крупных государственных предприятий. Приватизация имела колоссальное влияние на переход к рыночной экономике (это и был основной механизм перехода), поэтому анализ приватизации как экономического явления приобретает особую важность.

Приватизация и сейчас является актуальной для развития российской экономики, где продолжается процесс передачи в частные руки основных представителей отраслей национальной промышленности.

Объектом исследования является приватизация как экономическое явление.

Основная цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы явления приватизации, проанализировать целесообразность и эффективность приватизации нефтяной отрасли Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели в работе исследуются следующие основные аспекты:

1.      определяются основные характеристики явления приватизации;

.        рассматриваются особенности и этапы развития приватизационного процесса;

.        обобщаются методы проведения приватизации предприятия;

.        изучается государственная роль в приватизации предприятий.

При написании работы использовалась научная и учебная литература по экономической теории и микроэкономике. Кроме этого использовались данные из научных статей, а также электронные ресурсы и нормативно-правовые документы.

Глава 1. Теоретические аспекты приватизации в России


1.1 Приватизация как экономическое явление. Цели и задачи приватизации в России


Приватизация - форма преобразования собственности <#"661214.files/image001.jpg">

Второй этап - ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. Содержание программы приватизации следующее:

Запрет любых методов, кроме предусмотренных в ней самой. Был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности.

В основе быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок.

Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытыми могли быть предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.

Приватизационные чеки - ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны.

В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров

Полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически, создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменять их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам.

Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ныне Министерство имущественных отношений), Российский фонд федерального имущества.

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являясь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

Третий этап - денежный этап приватизации продолжается с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства. Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

пополнение госбюджета;

инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Дефицит бюджета Российской Федерации привел к тому, что государство было вынуждено искать источники поступлений в бюджет. Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы - залоговых аукционов, которые начались с сентября 1996 г. В ходе залоговых аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл. Налоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление.



В дальнейшем приватизация проходила по так называемому «точечному методу», предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционных аукционов, как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».

1.3 Проблемы и особенности Российской приватизации

приватизация нефтяной залоговый аукцион

Характерные черты приватизации в России

директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

приоритет частной собственности;

широкие права трудовых коллективов;

бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе;

массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;

значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках.

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Основные проблемы приватизации

В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества. При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.

В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам. До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций.



Глава 2. Приватизация нефтяной отрасли в России

2.1 История приватизации нефтяных компаний


Начало становления большинства компаний происходило раньше проведения приватизационных аукционов и было связано как с действиями предпринимателей по установлению контроля над наиболее привлекательными предприятиями нефтяной промышленности, так и с действиями государственных чиновников, проводивших реорганизацию министерств и ведомств, отвечавших за функционирование ТЭК в СССР. Одной из последних попыток реорганизации крупной промышленности в рамках СССР было создание межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК) и государственных концернов. В рамках данного этапа преобразований в течение 1988 - 1991 гг. были созданы государственные концерны: "Газпром", "Нефтеотдача", "Лангепас-Урай-Когалымнефть" ("ЛУКойл") и ряд других. Приватизация нефтяного сектора экономики виделась идеологам этого процесса как первый шаг на пути формирования эффективной системы экономических институтов в нефтегазовой промышленности. При этом изначально планировался монополизм на рынке нескольких нефтяных компаний. Учитывалось и то, что нефтяные компании по природе своей не могут быть мелкими предприятиями, поскольку функционируют в условиях высоких финансовых и природных "барьеров для входа", а также реализуют "эффект экономии от масштаба".

В 1992 году Министерство топлива и энергетики РФ подготовило концепцию структурных преобразований и приватизации предприятий ТЭК, которая строилась на следующих принципах:

.        образование крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;

.        сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче и переработке нефти и сбыту нефтепродуктов;

.        создание конкурентной среды для предприятий, выполняющих функции обслуживания, и производственной инфраструктуры;

.        обеспечение на переходный период контроля государства над предприятиями комплекса за счет прямого участия государства в капитале акционерных обществ;

.        сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, недискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;

.        получения за счет приватизации дополнительных источников финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;

.        обеспечение баланса интересов федерального центра и региональных властей.

В этой концепции приватизации была сделана попытка соединить два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставил интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй - задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.

Так, рассматривались планы по воссозданию нескольких мощных государственных нефтяных компаний. Фактически шла речь о создании неких модернизированных структур, заимствованных из прежней советской экономики, с включением некоторых элементов хозяйственной самостоятельности и хозяйственного расчета.

Считается, что началу приватизационного процесса в отрасли положил Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Ключевым для создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний стал, разумеется, Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Указ создавал рамочные условия для приватизации нефтяных компаний и стал основой для передачи прав собственности на государственные геологические, добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия нескольким крупнейшим нефтяным компаниям.

В соответствии с указом акционерный капитал делился на 75% обыкновенных и 25% привилегированных акций. После чего 51% обыкновенных акций передавался в федеральную собственность и закреплялся за государством на 3 года. Остальные акции распределялись между персоналом и менеджерами компании, а также продавались на ваучерных аукционах. Иностранные акционеры могли приобретать (в самом начале торга) не более 15 % акций каждой компании.

Подлежащие в соответствии с этим Указом приватизации предприятия нефтяного комплекса подразделялись на три группы:

В первую группу вошли нефтегазодобывающие объединения, которые акционировались как единый технологический комплекс. При этом 38% акций этих акционерных обществ закреплялось на три года в федеральной собственности и передавалось в управление государственному предприятию «Роснефть».

Во вторую группу вошли компании «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих объединений, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо-Западного регионов, Поволжья, Урала. Уставной капитал нефтяных компаний формировался из 38% акций дочерних предприятий. Контрольный пакет самих компаний (49%) на 3 года закреплялся в федеральной собственности. 25% акций каждого образованного акционерного общества являлись привилегированными. При этом 40% акций нефтяных компаний подлежали продаже на инвестиционных торгах в течение двух лет. Доля акций, продаваемых иностранным инвесторам, не должна была превышать 15% акций акционерного общества.

Состав руководящих органов нефтяных компаний вертикально интегрированного типа утверждался Правительством Российской Федерации.

В третью группу вошли компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, АО «Транснефть» и АО «Транснефтепродукт». В федеральной собственности на три года закреплялось 49% акций этих компаний.

Важным этапом в приватизации российской нефтянки стали залоговые аукционы. Чтобы помочь государству преодолеть бюджетный дефицит, в марте 1995 года руководители ведущих российских банков предложили кредитовать правительство под залог государственных пакетов акций самых привлекательных предприятий страны. 31 августа 1995 года был принят Указ Президента РФ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» № 889.

Залоговые аукционы проводились для «своих» игроков, посторонние и иностранные инвесторы к ним не допускались. Заявку «Роснефти» на участие в залоговом аукционе по 40,12% акций «Сургутнефтегаза» в ноябре 1995 года даже не приняли, сославшись на неверно заполненные банковские гарантии

В декабре 1995 года будущим кредиторам правительства было предложено 51% акций «Сибнефти», 51% акций «СИДАНКО» и 45% акций «ЮКОСа». «Сибнефть» тогда досталась Нефтяной финансовой компании Бориса Березовского и Романа Абрамовича за 100,3 млн долларов, «СИДАНКО» - банкам МФК и «ОНЭКСИМ» Владимира Потанина за 130 млн, а «ЮКОС» - «МЕНАТЕПу» Михаила Ходорковского за 159 млн. В залоговых аукционах на 5% акций «ЛУКОЙЛа» и 40,12% акций «Сургутнефтегаза» победили сами эмитенты.

Правительство теоретически могло погасить задолженность и вернуть себе залоговые пакеты, но это не отвечало интересам банкиров. В итоге государство не расплатилось с кредиторами, и они получили право продать залог для погашения кредита.

В 1997 году залоговая эпопея завершилась без особых сюрпризов: все залоговые пакеты перешли структурам, родственным залогодержателям. В результате залоговой эпопеи государство утратило контрольный пакет в основных ВИНК, а старую гвардию «нефтяных генералов» начало вытеснять новое поколение российских бизнесменов, которые стали играть все большую роль в российской экономике и политике.


2.2 Особенности приватизации ТЭК


Процесс вертикальной интеграции приватизированных компаний был ускорен указом Президента РФ от 1 апреля 1995 года, который разрешил включение подразделений в состав вертикально интегрированных компаний путем обмена акциями

Начальный этап (1991-1995 гг.) отраслевой приватизации характеризовался несколькими особенностями.

Первая особенность - приоритет политических целей процесса и связанные с этим сверхвысокие темпы приватизации.

Вторая - преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий и низкая доходность приватизации.

Третья - введение системы приватизационных чеков.

В отличие от приватизации в странах с развитой рыночной экономикой проведение приватизационных мероприятий в России, столкнулось с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований был несопоставим с аналогичными процессами в странах с развитой экономикой. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Также наблюдалась нехватка финансовых средств у населения.

Тем не менее, проведенные коренные преобразования в отечественном нефтегазовом комплексе, связанные с трансформацией российской экономики, представляют собой пример удачного последовательного реформирования ключевой отрасли в постсоветской России.

В результате первого этапа приватизации, в середине 90-х гг. ХХ в. добычей нефти и производством нефтепродуктов занимались конкурирующие друг с другом 14 крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, РАО «Газпром» и еще 250 так называемых «независимых» компаний. Вторым важным этапом стала дальнейшая консолидация отрасли, когда сформировались вертикально интегрированные нефтяные компании ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЮКОС», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК», ОАО «СИДАНКО», ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть» и др. и ими были приватизированы другие значимые добывающие и перерабатывающие активы.

Последовавшая в ходе третьего этапа реформирования отрасли эффективная деятельность ВИНК, получивших возможность самостоятельно формулировать и реализовывать на практике стратегические и тактические рыночные задачи, внесла существенный перелом в тенденцию резкого спада добычи нефти и природного газа в стране.

Проверку на «прочность» отрасль прошла в 1998 году, когда мировые цены на нефть опустились до 9 долларов за баррель. В этой ситуации российские компании не только не допустили снижения добычи, но и не заморозили свои инвестиционные программы. Ценовой кризис стал толчком для бурного роста их производственных и финансовых показателей. Он заставил компании резко повысить эффективность своей деятельности путем сокращения издержек, расширения объемов реализации и повышения качества готовой продукции. Первые результаты реструктуризации бизнеса создали возможность для выхода российских нефтяных компаний на мировой рынок капитала. Возможности национальных компаний по инвестированию средств в разведку и разработку российских месторождений, производство качественного моторного топлива, строительство транспортной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности также возросли.

2.3 Залоговые аукционы как основной метод приватизации нефтяной отрасли


Ввиду необходимости пополнить госбюджет накануне выборов правительство готово за кредит заложить акции самим предприятиям (что, собственно, не противоречит схеме, одобренной президентским указом ¦ 889). Была продемонстрирована готовность ради получения живых денег отдать пакет и списать задолженность. Публично объясняя эту готовность, один из аналитиков команды президента объяснил, что "идея такова: достать деньги для бюджета сейчас, а потом решить, что делать дальше ..." Чтобы не исчерпать одной фразой всю глубину ситуации, он сказал также, что важным условием является сохранение госконтроля над стратегически важными отраслями, а залоговая схема именно оставляет последнее слово за правительством.

Очевидно, что приватизируемые компании со своей стороны должны найти ответы на главные взаимосвязанные вопросы: кто будет владельцем? кто будет инвестором? кто будет управляющим?

В число главных участников аукционов входят банки и регионы (местные власти), к ним во все возрастающей мере подключается федеральная законодательная власть. Интерес "Менатепа" к ЮКОСу - второй из тройки первых российских нефтяных компаний - был вполне обоснован: она располагает крупнейшими запасами, подтвержденными признанным аудитом и имеет достаточно разработанный проект совместного с Amoco освоения Приобского месторождения, ожидающего "только" подведения под него финансовой и законодательной базы. В прессе были высказаны также предположения о намерениях ОНЭКСИМ банка купить "СНГ" и, на паях с "Альфа-банком", "СИДАНКО". Регионы - каждый из которых имеет собственный интерес - представляют собой ту массу, которая гасит чересчур реформаторские порывы центра. Что же касается законодательных органов субъектов Федерации, то ряд из них развернул кампанию за деприватизацию ТЭКа.

ЛУКойл: Компания предложила заложить 3-5% акций, а оставшиеся 10% закрепить на 3 года в госсобственности. Гки остановился на цифре 5%. В условия залогового аукциона включено требование погашения задолженности дочерних предприятий холдинга в 500 млрд. рублей. Стартовая цена 5-процентного пакета - 35 млн. долларов, т.е. около $0.98 за акцию. Иными словами, либо компания выкупит эти акции сама, либо выпустит из рук минимальный пакет. В рамках облигационного займа, залоговой схемы и инвестиционного конкурса будет реализовано в общей сложности 33% компании и получено не менее 700 млн. долларов, из которых в бюджет в счет погашения задолженности поступит 1,5 трлн. рублей.

"Сургутнефтегаз" выставил сразу 40,16% акций. Стартовая цена пакета была определена в 300 миллиардов рублей. Ключевым условием стало погашение задолженности компании перед бюджетами всех уровней в 1026 трлн. рублей в течение 10 календарных дней с даты подписания договоров кредита. Победителем стал Пенсионный фонд "Сургутнефтегаз", потому что "выполнил все условия, которые, кроме правительственных, поставила и нефтяная компания и предложил наивысшую цену - 400 млрд. рублей.


По сути дела, остальные предприятия: ЮКОС, СИДАНКО, Сибнефть и другие были выкуплены по той же схеме. Особенно следует выделить, что акции ЮКОСА и СИДАНКО были выкуплены банкирами. В то время как акции ЛУКойла и Сургутнефтегаз были выкуплены дочерними компаниями этих же предприятий. Впоследствии, и без того маленькая доля государства в уставном капитале компании будет размыта до десятых долей процента. Также примечательно, что денег, которые получило государство, все -таки не хватило на "латание дыр" в бюджете. Дело в том, что пакеты акций продавались по удивительно низкой цене, несоизмеримой с рыночной стоимостью их активов через 2-3 года.

Заключение


Приватизация - это основной механизм перехода от плановой экономики к рыночной, посредством передачи в частную собственность государственного имущества. Основные цели, которые преследовало государство, были создание свободного рынка и решение проблем, связанных с нехваткой средств в бюджете для погашения государственного долга.

Приватизация проходила в 3 основных этапа, на каждом из которых был использован свой метод приватизации: доваучерный, ваучерный и денежный.

Особенностью приватизации 90-х годов был ее массовый характер, что было выгодно только верхушке общества, воспитанного при социализме. Это открыло огромные возможности для отмывания денег, рейдерства и откровенной криминализации экономики. Помимо этого, был создан особый класс - олигархи, - который контролировал 90% хозяйства страны.

Приватизация нефтяной отрасли проходила в три этапа: создание крупных прогосударственных холдингов, преобразование холдингов в ВИНКи с последующей приватизацией и сохранением доли государства, и наконец проведение залоговых аукционов, в результате которого большинство нефтяных компаний были окончательно выкуплены.

Конечно метод залоговых аукционов был не первоначальным, но все же именно он определил сегодняшних владельцев крупных нефтяных компаний. Помимо этого, крупные предприятия как ЛУКойл и Сургутнефтегаз сохранили акции предприятия в одних руках благодаря залоговым аукционам.

В целом, несмотря на проблемы в национальной экономике и спад промышленности, нефтяная отрасль как ключевая прошла реформацию, успешно выдержав проверку на прочность в 1998 году.

Анализ научной статьи


"БОРЬБА С РЕЙДЕРСТВОМ КАК НЕФОРМАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ ПЕРЕДЕЛА СОБСТВЕННОСТИ"

Автор - Таран Е.А.

Журнал "Известия Томского Политехнического Университета"

Том 321 Номер выпуска 6

На сегодняшний день переход от командной экономической системы к рыночной еще не завершился. Сам по себе этот переход обладает рядом специфических особенностей, свойственных только России. Ряд ошибок, совершенных во время активной приватизации 1992 - 1998 гг привел к образованию ряда неформальных институтов передела собственности. Одним из таких феноменов является институт Рейдерства (от англ. Raider - налетчик, грабитель). Учитывая, что процесс передела собственности происходит до сих пор, действия рейдеров негативно сказываются на здоровье современного бизнеса, чем и определяется актуальность проблемы сегодня. Статья была доработана и опубликована в 2012 году. Это косвенно говорит о наличии этой проблемы на сегодняшний день.

Если говорить коротко, в статье представлены доказательства пагубного воздействия рейдерства на современную рыночную экономику. К примеру, снижение инвестиционной привлекательность российской экономики, препятствие развитию отраслей экономики. Это явление порождает глобальные угрозы безопасности. Прежде всего, рейдерство разрушает информационную безопасность страны и т.д.

В статье также упоминается менталитет современного человека как одна из основных причин появления, развития и существования рейдерства до сих пор. Однако, сообщается и о мерах противодействия рейдерству законодательством РФ.

В основу статьи положено исследование российского корпоративного рынка, которое выделило основные причины подверженности частных компаний рейдерским атакам. К таким причинам относятся:

.        соответствие предприятия стратегическим целям рейдера;

.        наличие внутрикорпоративного конфликта;

.        присутствие у предприятия привлекательных

.        недооцененных активов;

.        явно недоиспользуемый долговой потенциал предприятия;

.        игнорирование прав и интересов миноритарных акционеров;

.        существование неподконтрольной кредиторской задолженности.

Соответственно, автор статьи предлагает пути противодействия рейдерам. Основные из них это: ведение надлежащего бухгалтерского учета и делопроизводства, соблюдение техники безопасности на предприятии и правил хранения документации. Наряду с базовыми мерами предосторожности автор агитирует предпринимателей обращаться за помощью к специалистам - бывшим рейдерам, как бы парадоксально это не звучало.

Таким образом, в статье изложена система рекомендаций по борьбе с рейдерством как на корпоративном, так и на государственном уровне.

Список литературы

Монографическая и периодическая литература

. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2009. - 145с. - (Высшее образование)

. Предпринимательское право: конспект лекций Смагина И.А.

. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: Учеб. пособие. - М: Бослен, 2008. - 528с.

4. Из истории приватизации в России А. И. Подберезкин, С. П. Стреляев, О. А. Хохлов, Я. И. Ястребов <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3377767/>, 2004г.

. А.С. Булатов. Экономика: учебник Приватизация в России: итоги и перспективы

. Приватизация государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://metropolys.ru/artic/21/01/k-0355-15644.html> (17.09.2012)

. Приватизация и национализация нефтяной промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.kommersant.ru/doc/613395> (17.09.2012)

. От союзного нефтяного комплекса - к вертикальной интегрированным компаниям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://naftowed.narod.ru/oil.htm> (17.09.2012)

Похожие работы на - Приватизация в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!