Меры нетарифного регулирования внешнеторговой политики, их практическое назначение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Меры нетарифного регулирования внешнеторговой политики, их практическое назначение

Введение

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей. Долгое время в качестве основного средства протекционизма использовался импортный тариф. Однако в результате сложившейся системы международной торговли, функционирующей по правилам Всемирной торговой организации, тарифные меры регулирования утрачивают свою былую привлекательность. На смену им приходят нетарифные меры. Список нетарифных мер довольно большой, однако не все из них находят одинаково широкое применение. По поводу применения различного вида натарифных ограничений между участниками международной торговли возникает огромное количество споров и разногласий. Поскольку все эти меры являются довольно эффективным средством ограничения импорта, то зачастую к ним прибегают без достаточных на то оснований. В этом и заключается актуальность темы.

Цель курсовой работы: рассмотрение мер нетарифного регулирования внешнеторговой политики и их практическое назначение.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

.Определить, как регулируется механизм ВЭД с использованием нетарифных мер.

. Рассмотреть классификацию нетарифным мер.

. Узнать, какие проблемы возникают при применении нетарифных мер.

Предметом исследования моей курсовой работы являются: НПА; судебная арбитражная практика; общественные отношения, связанные с применением нетарифных мер; ТК ТС; научная литература.

Данная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, которые помогают раскрыть особенности нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности РФ

.1 Понятие мер нетарифного регулирования

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма.

Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.

Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации.

Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

1.2 Цели мер нетарифного регулирования

Цель нетарифного регулирования состоит:

.В улучшении конкурентных условий в импортирующей стране;

.В защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используются более 50 таких мероприятий и могут осуществляться как через административные, так и финансовые инструменты регулирования.

В соответствии с международными соглашениями <#"justify">2. Классификация мер нетарифного регулирования

Пунктом 31 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB95A99FBF151DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C03C5233x2E> названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при применении статьи 16.3 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA99CB91F179987E1CB1404E35440674994D047C933xFE> КоАП РФ следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения.

К ограничениям экономического характера, как указано в названном Постановлении <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB95A99FBF151DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C03C5333xBE> Пленум Верховного Суда Российской Федерации, относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA89FB918129987E1CB1404E35440674994D044C03C553D3FxDE>, 23 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA89FB918129987E1CB1404E35440674994D044C03C55333FxEE>, пункт 1 части 1 статьи 24 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA89FB918129987E1CB1404E35440674994D044C03C55333FxAE>, статья 26 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA89FB918129987E1CB1404E35440674994D044C03C55323FxDE> Закона N 164-ФЗ), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9CA89FB918129987E1CB1404E35440674994D044C03C55323Fx7E> Закона N 164-ФЗ и Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB9BAD9BB6181DC48DE99218063Ex4E> от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (статьи 163 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB94AD9CBA1D1DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C13D5333x2E>, 166 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB94AD9CBA1D1DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C13D5C33xCE>, 173 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB94AD9CBA1D1DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C13E5533xFE> и 187 <consultantplus://offline/ref=EA599700D1281F473F7061757EB50DDB94AD9CBA1D1DC48DE9921806E45B1F704EDDDC45C13F5633xFE> ТК РФ).

2.1 Квотирование и лицензирование

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

Квота <#"justify">2.2 Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Специальные защитные меры.

Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики. Специальная защитная мера применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию Российской Федерации, независимо от страны происхождения этого товара, за исключением товара, происходящего из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, если доля импорта данного товара из такой страны не превышает три процента общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем три процента общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает девять процентов общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Специальная защитная мера применяется по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

В случае, если специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты, уровень такой импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

При распределении импортной квоты между иностранными государствами (союзами иностранных государств), из которых экспортируется товар, являвшийся объектом расследования, иностранным государствам (союзам иностранных государств), имеющим заинтересованность в экспорте данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, может быть предложено провести консультации по вопросу распределения между ними импортной квоты.

В случае, если проведение консультаций по вопросу распределения импортной квоты не представляется возможным или в ходе указанных консультаций не достигнута договоренность о таком распределении, импортная квота распределяется между иностранными государствами (союзами иностранных государств), имеющими заинтересованность в экспорте на таможенную территорию Российской Федерации товара, являвшегося объектом расследования, в пропорции, сложившейся при импорте данного товара из этих иностранных государств (союзов иностранных государств) в предшествующий период, на основе общего объема импорта данного товара в количественном или стоимостном выражении. В случае, если в процентном отношении прирост импорта товара, являвшегося объектом расследования, из отдельных иностранных государств (союзов иностранных государств) непропорционально увеличился по отношению к общему приросту импорта данного товара в предшествующий период, Правительство Российской Федерации может распределить импортную квоту между такими иностранными государствами (союзами иностранных государств) с учетом абсолютных и относительных показателей прироста импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации из таких иностранных государств (союзов иностранных государств).

Импорт товара, в отношении которого принято решение об установлении импортной квоты в качестве специальной защитной меры, на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для товаров, на импорт которых установлены количественные ограничения.

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года, за исключением случая продления срока действия такой меры в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Срок действия специальной защитной меры, указанный в части 1 настоящей статьи, может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если по результатам повторного расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.

При принятии Правительством Российской Федерации решения о продлении срока действия специальной защитной меры такая мера не может быть более ограничительной, чем специальная защитная мера, действовавшая на день принятия решения о продлении срока действия специальной защитной меры.

В случае, если срок действия специальной защитной меры превышает год, орган, проводящий расследования, в течение срока действия специальной защитной меры представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах применения такой меры в целях определения возможности смягчения специальной защитной меры.

В случае, если срок действия специальной защитной меры превышает три года, не позднее чем по истечении одной второй срока действия такой меры орган, проводящий расследования, должен провести повторное расследование, по результатам которого специальная защитная мера может быть сохранена, смягчена или отменена.

Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать восемь лет.

Специальная защитная мера не может повторно применяться к товару, к которому ранее применялась специальная защитная мера, в течение срока, равного сроку действия первой специальной защитной меры. При этом срок, в течение которого специальная защитная мера не применялась, не может быть менее чем два года.

Специальная защитная мера, срок действия которой составляет сто восемьдесят или менее дней, независимо от установленных абзацем вторымнастоящей части положений может быть вновь применена к тому же товару, если прошел не менее чем год со дня введения предшествующей специальной защитной меры и специальная защитная мера не применялась к данному товару более чем два раза в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дню введения новой специальной защитной меры.

Антидемпинговые меры.

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Введение предварительной антидемпинговой пошлины:

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством Российской Федерации на основании доклада, представленного в соответствии с положениями статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования.

Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

В случае, если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать четыре месяца, за исключением случая, если данный срок продлевается до шести месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее чем восемьдесят процентов.

В случае, если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать шесть месяцев, за исключением случая, если данный срок продлевается до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее чем восемьдесят процентов.

Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, окончательного решения о применении антидемпинговой меры. В случае, если при принятии ценового обязательства экспортером товара, являющегося объектом расследования, расследование продолжается на основании части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона.

В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

Если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику также в случае освобождения экспортера товара, являвшегося объектом расследования, от ценовых обязательств в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, вводится антидемпинговая пошлина или принимаются обязательства, указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, и признано целесообразным введение более низкой ставки антидемпинговой пошлины, чем ставка предварительной антидемпинговой пошлины, разница между ставкой предварительной антидемпинговой пошлины и ставкой антидемпинговой пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Остаток сумм предварительной антидемпинговой пошлины перечисляется в федеральный бюджет.

В случае, если ставка антидемпинговой пошлины больше ставки предварительной антидемпинговой пошлины, разница между ставкой антидемпинговой пошлины и ставкой предварительной антидемпинговой пошлины с плательщика не взимается.

При применении предварительной антидемпинговой пошлины соблюдаются положения статьи 16 настоящего Федерального закона.

Применение антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона.

При определении органом, проводящим расследования, индивидуальной демпинговой маржи в соответствии с положениями части 2 статьи 29настоящего Федерального закона антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта.

При определении органом, проводящим расследования, единой демпинговой маржи в соответствии с положениями части 3 статьи 29 настоящего Федерального закона антидемпинговая пошлина применяется на недискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта.

В случае, если орган, проводящий расследования, использует ограничение, предусмотренное частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, ставка антидемпинговой пошлины, применяемой в отношении не выбранных для определения индивидуальной демпинговой маржи, но представивших необходимые сведения в установленный для их представления в ходе расследования срок иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, не должна превышать размер средневзвешенной демпинговой маржи, определенной в отношении выбранных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта.

В случае, если в отношении иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, не была определена индивидуальная демпинговая маржа, за исключением не выбранных для определения индивидуальной демпинговой маржи, но представивших необходимые сведения в установленный для их представления в ходе расследования срок иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, а также в случаях, если иностранные экспортеры или иностранные производители товара, являющегося предметом демпингового импорта, отказывают органу, проводящему расследование, в представлении необходимых для целей проведения расследования сведений или не представляют такие сведения в срок, установленный частью 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, антидемпинговая пошлина применяется по ставке, определяемой путем сравнения наибольшей из перечня ставок, установленных для иностранных экспортеров и иностранных производителей такого товара, в отношении которых была определена индивидуальная демпинговая маржа, и ставки, рассчитанной путем сопоставления установленной в ходе расследования в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона средневзвешенной нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, и средневзвешенной экспортной цены товара, являющегося предметом демпингового импорта.

При таком сравнении выбирается наибольшая величина ставки антидемпинговой пошлины.

Компенсационные меры.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных «специфическими». Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же право на субсидию общедоступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является «специфической».

Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые переводы, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.

Выделяются две категории специфических субсидий:

запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импортных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать субсидию или компенсировать ущерб.

Материальный ущерб от субсидирования считается существующим, если общая величина субсидии в стоимости товара выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.

Компенсационная мера применяется по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта. Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.

Решение о продлении срока действия компенсационной меры принимается Правительством Российской Федерации на основании представленного органом, проводящим расследования, доклада об итогах повторного расследования в связи с истечением срока действия компенсационной меры. Такое повторное расследование проводится органом, проводящим расследования, на основании заявления в письменной форме, поданного в соответствии с положениями статьи 25 настоящего Федерального закона, или по инициативе органа, проводящего расследования.

Повторное расследование в связи с истечением срока действия компенсационной меры проводится при наличии в заявлении, поданном в соответствии с положениями статьи 25 настоящего Федерального закона, или при получении органом, проводящим расследования, сведений о возможности продолжения либо возобновления субсидируемого импорта и причинения ущерба отрасли российской экономики в случае прекращения действия компенсационной меры.

Заявление о проведении повторного расследования в целях продления срока действия компенсационной меры подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия компенсационной меры.

При установлении возможности продолжения или возобновления субсидируемого импорта и причинения ущерба отрасли российской экономики в случае прекращения действия компенсационной меры орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся факторы. В числе таких факторов учитывается, по крайней мере, один из следующих факторов:

сохранение субсидирования, включая сохранение полезного эффекта от предоставленных ранее субсидий, и причинения ущерба отрасли российской экономики;

наличие связи между устранением ущерба отрасли российской экономики и применением компенсационной меры полностью или частично;

наличие такого положения иностранных производителей и (или) такого состояния рынков товара, которые могут привести к возобновлению субсидируемого импорта и причинению ущерба отрасли российской экономики.

Необходимость пересчета размера субсидии на единицу товара и размера компенсационной пошлины при проведении повторного расследования в связи с истечением срока действия компенсационной меры определяется органом, проводящим расследования, на основании имеющейся в его распоряжении информации.

Повторное расследование в связи с истечением срока действия компенсационной меры должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала. До завершения такого повторного расследования Правительством Российской Федерации продлевается применение компенсационной меры. В случае, если по результатам такого повторного расследования установлено, что отсутствуют основания для применения компенсационной меры, суммы компенсационной пошлины, взимаемой в течение срока, на который было продлено применение компенсационной меры, подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей.

По инициативе органа, проводящего расследования, или по заявлению заинтересованного лица (в случае, если после введения компенсационной меры прошел не менее чем год) может быть проведено повторное расследование в целях определения необходимости продолжения применения компенсационной меры и (или) ее пересмотра в связи с изменившимися обстоятельствами.

В зависимости от целей подачи заявления о проведении указанного повторного расследования такое заявление должно содержать доказательства того, что в связи с изменившимися обстоятельствами:

продолжение применения компенсационной меры не требуется для противодействия субсидируемому импорту и устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта;

существующий размер компенсационной меры превышает достаточный для противодействия субсидируемому импорту и устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта размер такой меры;

существующий размер компенсационной меры недостаточен для противодействия субсидируемому импорту и устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта.

Повторное расследование в связи с изменившимися обстоятельствами должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала.

3. Проблемы применения мер нетарифного регулирования после вступления России в ВТО

нетарифный регулирование квотирование антидемпинговый

Сущность нетарифного регулирования внешней торговли не может быть раскрыта без учета одной из важнейших тенденций развития современной международной торговли - унификации организационно-правовых форм ее регулирования на международном уровне. Характеризуя эту тенденцию, И.И. Дюмулен отмечал, что расширение национального аппарата регулирования внешнеэкономических отношений сопровождается развитием межгосударственных форм регулирования: появляются международные экономические организации и учреждения, координирующие экономическую и торговую политику, формирующие новую правовую инфраструктуру международных экономических отношений, создающие основы международного экономического механизма, обслуживающего экономические (в том числе внешнеторговые) связи между странами.

Международное регулирование внешней торговли нацелено прежде всего на гармонизацию и унификацию национальных процедур применения инструментов торговой политики. Это в полной мере касается и нетарифных мер. Международные принципы нетарифного регулирования внешней торговли формируются в ходе многосторонних переговоров, проходящих в рамках универсальных международных организаций (ГАТТ-ВТО), а также в различного рода региональных интеграционных объединений, таможенных и экономических союзов (например, Соглашение <consultantplus://offline/ref=7D867A7B8F9973F2F1DEB499BEFEE31C356C21EE1062C489140C56D0s9q0E> о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза , заключенное в 1997 г. Республикой Беларусь, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией; впоследствии к нему присоединились Узбекистан и Таджикистан).

Принципы торговой политики, формируемые в рамках ГАТТ-ВТО, являются универсальными и определяют общепризнанные подходы к вопросам применения тех или иных инструментов государственного регулирования внешней торговли. Авторитет ГАТТ-ВТО настолько высок, что даже немногочисленные государства, не являющиеся членами этой организации, как правило, следуют принципам, закрепленным в ее документах.

Влияние ВТО на формирование современной многосторонней системы регулирования международной торговли достаточно подробно исследовано в российской науке. Этому вопросу посвящены многочисленные монографии и диссертации. В рамках настоящего исследования сформулируем основные положения международной системы согласованного применения нетарифных инструментов внешнеторгового регулирования.

Международная система регулирования торговли, сформированная в рамках ГАТТ-ВТО, исходит из запрета странам-участницам использовать какие-либо меры ограничения ввоза и вывоза товаров, кроме таможенных тарифов. Комментируя принцип исключительной таможенно-тарифной защиты, профессора Университета Париж-1 (Сорбонна) Д. Карро и П. Жюйар, отмечают следующее: «Чтобы международная торговля могла гармонично развиваться, необходимо также, чтобы на ее пути не было непреодолимых препятствий. Следовательно, главный принцип международной торговли состоит в том, что государства вправе ограничить доступ на национальный рынок только посредством таможенных пошлин. Это действительно наиболее прозрачный и объективный метод, который основан исключительно на разнице в цене между национальным и иностранным товаром. Кроме того, многосторонняя торговая система - по крайней мере, если она строится на свободном предпринимательстве и свободном рынке, - должна сохранять конкурентную среду, а условия конкуренции должны быть равными для всех».

Принцип исключительной таможенно-тарифной защиты может быть сформулирован иначе как принцип запрета нетарифных барьеров. Страны - члены ВТО обязались устранять нетарифные барьеры, заменяя их таможенными пошлинами - соответствующим тарифным эквивалентом. В практике многостороннего регулирования внешней торговли это получило название тарификации торговых ограничений.

Несмотря на то что основные положения ГАТТ посвящены таможенно-тарифному регулированию, торговая практика, по выражению И.И. Дюмулена, все же "втягивала в сферу деятельности ГАТТ нетарифные меры". Взяв курс на отмену нетарифных мер, ГАТТ-ВТО в своих документах одновременно закрепляет значительное количество исключений, позволяющих на практике реанимировать применение нетарифных мер. В настоящее время "в порядке исключения" допускается использование государствами - членами ВТО:

запрещений или ограничений экспорта, временно применяемых для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующего государства;

ограничений импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении государственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания;

ограничений в целях обеспечения равновесия платежного баланса;

ограничений в случае импорта товара в значительно увеличенных количествах (государство - член ВТО имеет право на применение защитной меры, если было установлено, что импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или непосредственно конкурирующие товары);

нетарифных мер, применяемых странами, экономика которых не может обеспечить достойный уровень жизни и находится на ранних стадиях развития (если требуется государственная помощь для создания и развития определенной отрасли промышленности) и др.

Курс ВТО на либерализацию внешней торговли, предусматривающий, в том числе запрет нетарифного регулирования и тарификацию торговых ограничений, соответствует интересам национальных производителей, решающих задачу выхода на внешние рынки. В то же время он противоречит интересам тех субъектов экономической деятельности, которые не стремятся выйти на международные рынки и при этом рассчитывают на создание эффективной защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Этими различиями в интересах во многом объясняются противоречивость и непоследовательность ряда норм ГАТТ-ВТО, наличие в достигнутых соглашениях отдельных положений, позволяющих давать им различные толкования. На практике это нередко приводит к появлению споров и даже серьезных торговых конфликтов, связанных с применением инструментов нетарифного регулирования, что в конечном счете существенно снижает эффективность многостороннего регулирования.

Частично данную проблему удается решить путем детализации нормативного регулирования и принятия в рамках ВТО многосторонних соглашений (иногда называемых кодексами), регулирующих применение нетарифных мер: Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по таможенной оценке товаров (Соглашение по применению статьи VII ГАТТ), Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по антидемпинговым мерам (Соглашение по применению статьи VI ГАТТ), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм и др.

Международная система согласованного применения нетарифных мер, сложившаяся на сегодняшний день в рамках ВТО, может быть в самых общих чертах определена с помощью следующих принципов:

осуществление нетарифного регулирования в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования в отношении доступа товаров на внутренний рынок страны импортера и в соответствии с национальным режимом в отношении положения товара на внутреннем рынке;

транспарентность нормативной базы нетарифного регулирования;

обеспечение свободы транзита при осуществлении нетарифного регулирования;

запрет на все формы количественных ограничений;

установление правил применения нетарифных мер, при реализации которых возможно проявление скрытых форм дискриминации и протекционизма (использование технических барьеров, санитарных мер, особенности таможенных и пограничных процедур и т.д.);

сбалансированность в применении нетарифных мер, предусматривающая возможность применения установленных мер защиты интересов государства-импортера от несправедливой торговой практики, резких неблагоприятных колебаний экономической конъюнктуры (антидемпинговые, компенсационные и специальные меры), а также ряда чрезвычайных ситуаций (кризисное состояние национальной промышленности, стихийные бедствия, обеспечение безопасности населения и соблюдение норм публичной морали).

Функционирование многосторонней системы согласованного применения нетарифных инструментов демонстрирует глубинное противоречие, заложенное в международный механизм регулирования внешней торговли: с одной стороны, он исходит из принципа устранения нетарифных барьеров и тарификации торговых ограничений, а с другой стороны, на практике сталкивается с фактическим расширением зоны нетарифного регулирования, подтверждающим невозможность полной отмены нетарифных барьеров по экономическим и торгово-политическим соображениям. Выход в сложившейся ситуации видится прежде всего в том, чтобы продолжать совершенствовать нормативное регулирование нетарифных мер в рамках ВТО и договариваться о согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их применения.

Заключение

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. Именно поэтому меры нетарифного регулирования ВЭД должны быть развиты на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить внешнюю торговлю.

Список использованной литературы

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола <consultantplus://offline/ref=C34760B3D3A97617C7E1F7AB60133E1A085013690EE17557BDB9DC8678C45360736ECE1C5C6EA81Co7oCE> от 16.04.2010).

.Соглашение «о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008г.

.Соглашение «о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».

.Соглашение « о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9.06.2009 г. (п. 6 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB69338C0F44E20EBC0D424F04918EB9016F7EFB19EF98CB11n2E>).

.Статья «Лицензирование внешней торговли товарами на заре Таможенного союза: пикник на обочине» (Суслов А.Ю.)("Торговое право", 2012, N 2); СПС «Консультант Плюс».

.Решение <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB693E820942E20EBC0D424F0419n1E> Комиссии ТС от 16.08.2011 N 747 "О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции"

.Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19.

.Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 N 132.

.Примечание к разделу 2.7 <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB6A358D044DE20EBC0D424F04918EB9016F7EFB10E819n8E> «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами».

.Приказ <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB6B348A0946E20EBC0D424F0419n1E> Минпромторга России от 30.12.2009 N 1212 "О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров" // Таможенный вестник. 2010. N 2.

.Дюмулен И.И. Современный протекционизм США и других развитых капиталистических государств: Автореф. дис. докт. экон. наук. М., 1982.

.Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Ин-т мировой экономики и международных отношений. М., 2003; Основы торговой политики и правила ВТО. М., 2005.

.Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003.

.Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Дэвида Г. Тарра. М., 2006.

.Фролов В.Ф. Присоединение России к ВТО, Региональные аспекты. СПб., 2007.

.Гильмендинова И.А. ВТО как институт регулирования международных торговых отношений: Дис. канд. экон. наук. М., 2004.

.Панькова Н.А. Возможности, пути и последствия применения нетарифных мер регулирования внешней торговли России в условиях ее вступления в ВТО: Дис. канд. экон. наук. М., 2006.

.Цепов А.Б. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

.Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2004. С. 318.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!