Отношения Франции и СССР (России) в 1981-1995 годах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношения Франции и СССР (России) в 1981-1995 годах

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории







КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Отношения Франции и СССР (России) в 1981-1995 годах»


Выполнила

студентка IV курса, группы И-42

очной формы обучения

Бузмакова Ольга Александровна

Научный руководитель

канд. ист. наук, доцент

Кузьмин Юрий Михайлович


Киров, 2013

Содержание

Введение

I. Франко-советские отношения в 1981-1985 гг.

.1 Отношения между Францией и СССР на момент прихода к власти Миттерана в 1981 г.

1.2 Торгово-экономические и политические связи между странами

.3 Проблемы во взаимоотношениях между Францией и СССР. Отношения Франции и СССР в 1985- 1991 гг.

.1 Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и политические контакты между руководителями Франции и СССР

2.2 Отношения Франции и СССР к основным проблемам мировой политики и отношения между странами на фоне распада СССР. Взаимоотношения Франции и России в 1991-1995 гг.

.1 Правовые основы отношений Франции с РФ

.2 Политические и торгово-экономические отношения между странами и отношения на момент завершения президентства Ф.Миттерана

Заключение

Библиографический список

франция советский союз горбачев миттеран

Введение

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в 1896 г.

Новейшая история отношений между странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г. В этот день премьер-министр Франции Эдуард Эррио от имени Совета министров направил председателю Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путём взаимного обмена послами». Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признаёт де-юре правительство СССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В ответной телеграмме на имя Эррио говорилось, что ЦИК СССР «придаёт серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением СССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Франции Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Французским послом в СССР был назначен Ж. Эрбетт.

Одним из ярчайших эпизодов советско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений- на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 1970-е годы ХХ века СССР и Франция стали предвестниками конца «холодной войны» через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 1980-е годы отношения между СССР и Францией были направлены на улучшение международной обстановки, хотя имелись определенны разногласия в некоторых вопросах. Франция, прежде всего, выступала за вывод советских войск из Афганистана.

В 1990-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог основан на широком совпадении подходов России и Франции к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией,- Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Цель исследования. Исследовать взаимоотношения СССР (России) и Франции с 1981 по 1995 годы, когда пост президента Франции занимал лидер социалистической партии Франсуа Миттеран.

Задачи исследования.

1.Охарактеризовать взаимоотношения СССР (России) и Франции в политическом, экономическом и правовом отношениях в отдельные периоды:

·с момента прихода к власти во Франции Франсуа Миттерана и до начала перестройки в СССР(1981-1985 гг.)

·с начала перестройки и до распада СССР(1985-1991 гг.)

·с распада СССР и до ухода с поста президента Ф. Миттерана(1991-1995 гг.)

2.Выявить положительные и отрицательные моменты советско(российско)- французского сотрудничества

Объект исследования. Внешняя политика СССР (России) и Франции в отношении друг друга.

Предмет исследования. Политические и торгово- экономические связи между СССР (Россией) и Францией, особенности взаимоотношений.

Историография вопросов. Курсовая работа опирается на монографию и статью Киры Петровны Зуевой, кандидата исторических наук, которая изучала советско(российско)- французские отношения в разные периоды. В своей монографии «Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности» (Москва,1987 г.) К.П. Зуева рассматривает взаимоотношения СССР и Франции с начала президентства Шарля де Голля- с 1958 года и до 1986 года- переизбрание Ф. Миттерана президентом Франции. В ней автор выделяет удачные и неудачные моменты во взаимоотношениях, разногласия по политическим вопросам между странами, торгово- экономические связи. В данной монографии автор рассматривает взаимоотношения между СССР и Францией в контексте разрядки международной напряженности, изучая пользу этого союза на международной арене.

Ещё одна статья этого автора «Эра Миттерана» и после…» опубликована в журнале «Международная жизнь» в 1996 году. В ней автор изучает советско(российско)- французские отношения с 1985 года- начала перестройки в СССР. Выделяет проблемы и разногласия между СССР(Россией) и Францией в период перестройки и распада СССР. Отмечает схожие и отличные позиции в вопросах мировой безопасности.

Некоторые моменты из жизни Ф. Миттерана выделены в учебнике В.П. Смирнова «Франция в XX веке» (2001 г.). В ней автор указывает основные вехи его политической карьеры, подъем к вершинам власти.

Торгово-экономические связи между Россией и Францией в 1990-е годы отражены в статье Э. Д. Малькова «Торгово - экономические отношения России с Францией», опубликованной в журнале «Бюллетень иностранной коммерческой информации» в №49 за 1997 год.

Источниковая база. В курсовой работе были использованы сборники с документами и материалами, посвященные встречам глав государств СССР и Франции. Первая встреча прошла 20 июня 1984 года в Москве, где встретились Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко и президент Франции Ф.Миттеран. Не смотря на различия во взглядах на причины ухудшения мировой обстановки, на этой встрече СССР и Франция испытали общую озабоченность и сошлись в том, что нельзя допускать ее дальнейшего обострения. В октябре 1985 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев посетил Париж, где встретился с президентом Франции Ф.Миттераном. Перед поездкой он заявил, что готов к диалогу с Францией, возвращению к разрядке, к поиску решений накопившихся проблем в Европе и мире. Следующая встреча произошла в Москве в июле 1986 года, куда с официальным визитом прибыл Ф.Миттеран. Встреча была оценена положительно с обеих сторон.

Хронологические и территориальные рамки. Курсовая работа охватывает период в 14 лет- от прихода к власти Ф. Миттерана во Франции- 1981 год, и до его ухода с политической арены- 1995 год. Территориальные рамки охватывают Западную Европу, СССР, США, Ближний Восток.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

В введении представлена актуальность темы курсовой работы- давнейшая дружба русского и французского народа, начиная с XI века страны связывают политические и экономические отношения. По сегодняшний день российско- французское партнерство продолжается и история развития этих отношений вызывает интерес в кругу ученых. Историография представлена работами К.П. Зуевой, которая изучала советско(российско)- французские отношения в период после Второй Мировой войны и до 1990-х годов, которые принесли большую пользу в исследовании данной курсовой работы. Источниковая база курсовой работы представлена документами и материалами, содержащими информацию о визитах глав государств.

В первой главе исследуются отношения Франции и СССР на момент прихода Франсуа Миттерана к власти во Франции. Представлены основные вехи его политической карьеры. Исследуются политические и торгово- экономические связи между странами, отрицательные и положительны моменты первого периода президентства Ф. Миттерана.

Вторая глава повествует о советско- французских взаимоотношениях в период перестройки в СССР. В этот период происходило определенное потепление отношений между странами, участились визиты глав государств, результатом которых было обоюдное согласие на разрядку международной напряженности.

Третья глава раскрывает сущность взаимоотношений новой России и Франции, в ней подводятся итоги президентства Ф. Миттерана, лидера социалистической партии, посвятившего всю жизнь делу возвеличивания Франции.

В заключении подведены итоги, достигнутые в исследовании курсовой работы. Это общие положения во взаимоотношениях СССР(России) и Франции на продолжении с 1981 года по 1995 год, отрицательные и положительные моменты.

I.Франко-советские отношения в 1981-1985 гг.

Заняв в 65 лет пост президента Франции, Франсуа Миттеран достиг вершины своей долгой и сложной политической карьеры. Сын железнодорожного служащего, пятый ребенок в многодетной католической семье, он окончил юридический факультет Парижского университета и стал адвокатом. В начале Второй мировой войны Миттеран был мобилизован, ранен и взят в плен. После двух неудачных попыток ему удалось бежать. Вернувшись в 1941 году во Францию, Франсуа Миттеран поступил на службу в администрацию Виши, и даже получил от правительства Виши почетный знак- «франциску», но одновременно тайно участвовал в движении Сопротивления. После освобождения Франции Миттеран был избран в Национальное собрание и 11 раз занимал министерские посты в самых разных правительствах Четвертой республики- от правительства «умеренного» Ланьеля до правительства социалиста Ги Молле. В годы Пятой республики, особенно после избрания первым секретарем ФСП (Французская Социалистическая партия), Миттеран стал одной из главных фигур французской политической жизни, лидером «некоммунистической левой». Сдержанный, неизменно учтивый, осторожный и настойчивый, он постоянно подчеркивал свое стремление к обновлению и союзу левых сил и сумел завоевать доверие широких слоев населения, желавших перемен, но опасавшихся коммунистов.

1.1 Отношения между Францией и СССР на момент прихода к власти Миттерана в 1981 г.

С приходом к власти правительства левого блока наиболее серьезному пересмотру подверглась политика Франции в отношении социалистических стран, в том числе Советского Союза. Одновременно с заявлением о верности Атлантическому союзу и западным партнерам, Ф. Миттеран и его министры сделали ряд враждебных по отношению к СССР заявлений, пустив вход весь демагогический арсенал антисоветских штампов. По мнению Миттерана, в советско- французских отношениях следовало ликвидировать разрыв между «официальной риторикой» и «реальностью различий, затрагивающих основополагающие принципы, которые разделяют наши страны».

Налаживание отношений с Советским Союзом новое правительство Франции поначалу поставило в прямую зависимость от вывода советских войск из Афганистана и предоставления полной свободы действий антисоциалистическим силам в Польше. Правда, в программном заявлении, оглашенном в Национальном Собрании Франции 9 июля 1981 года, премьер-министр П. Моруа выразил надежду, что «диалог между Францией и СССР сможет вновь получить дальнейшее развитие в соответствии с традиционными отношениями дружбы между нашими народами».

Но механизм политического сотрудничества, созданный в результате целого ряда соглашений, подписанных между СССР и Францией на протяжении 1970-х годов, практически бездействовал. Почти полностью прервались политические консультации, которые велись на самых различных уровнях. Французская сторона отказалась и от встреч на высшем уровне. Признавая, что сохранение разрядки и сотрудничества с Советским Союзом было гарантией предотвращения полного подчинения Франции американскому влиянию, правая пресса тем не менее обвиняла президента в том, что он санкционировал сохранение советско- французских отношений, которые, будучи оторванными от политики, якобы представляют собой риск экономической зависимости Франции от СССР. Правая печать даже высказывала подозрения, что Ф.Миттеран пошел на ухудшение советско- французских отношений, исходя именно из факта участия ФКП (Французская Коммунистическая партия) в правительстве.

«Новая политика» Франции в отношении СССР была подтверждена министром внешних сношений К. Шейсоном на встрече с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко в Нью- Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1981 года. К. Шейсон утверждал, что Советский Союз якобы нарушил военное равновесие между НАТО и ОВД в Европе. Он заявил, что отношения не нормализуются и советско- французская встреча в верхах не состоится, пока СССР не выведет свои войска из Афганистана.

О сложившейся ситуации в развитии отношений между Францией и СССР писала газета «Монд»: «На протяжении шести месяцев франко- советские отношения, за исключение некоторых нюансов, совершенно не развивались». К этим нюансам относились советско- французские консультации по проблемам Ближнего Востока, которые проходили 5-6 ноября 1981 года в министерстве внешних сношений Франции и выявили определенное сходство в позициях.

Однако французские руководящие деятели время от времени заявляли о необходимости поддерживать франко- советский диалог. На пресс- конференции 24 сентября 1981 года Ф. Миттеран заявил: «Я не приписываю Советскому Союзу агрессивных и воинственных намерений. Это великий народ, который много выстрадал во время войны, и его руководители жили в эту эпоху. Я просто не хочу, чтобы простое соотношение сил было нарушено настолько, чтобы это могло привести к войне. Я хочу, чтобы за мерами, принятыми в срочном порядке Западом…последовали переговоры между великими державами». Ф. Миттеран подчеркнул, что в рамках «Большой комиссии» Франция будет приветствовать любой обмен мнениями, который позволит сохранить качество советско- французского обмена и, если возможно, обсудить условия мира. Об этом же говорилось в послании президента по поводу 64- ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, в котором он, напомнив о «длительной дружбе» между Францией и СССР, выразил надежду, что «откровенный диалог» поможет взаимопониманию между Востоком и Западом.

Отношения между Францией и СССР на момент прихода к власти Франсуа Миттерана не были однозначными. Франция стремилась к дружбе и сотрудничеству с СССР, но в то же время ориентировалась на США. В этих отношениях заметны были и похолодание, и потепление.

.2 Торгово-экономические и политические связи между странами

Новым шагом в развитии советско- французских экономических отношений стало подписание Францией вместе с другими западноевропейскими государствами в январе 1982 года крупномасштабной сделки о поставках советского газа. В результате этого соглашения, заключенного на 25 лет, Франция с 1984 года начала получать из СССР ежегодно 8 млрд кубометров природного газа. Администрация США потребовала, чтобы Франция отказалась от этого соглашения, которое якобы грозит ей зависимостью от СССР. Но в ответ на это премьер-министр П. Моруа заявил, что именно для сохранения национальной независимости Франции «абсолютно необходимо разнообразить источники энергии». Она не может «временно прекратить торговый обмен, встать на путь экономической блокады», поскольку это будет означать, что она готова начать «экономическую войну». Вместе с тем, уступая нажиму администрации Рейгана, французское правительство объявило о решении установить самый жесткий контроль над передачей технологии социалистическим странам, в том числе СССР.

В начале 1982 года Франция активно включилась в антисоветскую и антипольскую компании, которые были развязаны международной реакцией во главе с США. Правая французская пресса призывала к созданию польского правительства в изгнании и поддержке «Солидарности», к аннулированию советско- французского соглашения о газе. Но одновременно с этим премьер-министр П. Моруа заявил, что Франция не собирается обострять отношения с СССР, потому что «возвращение к «холодной войне» представляет угрозу мировому равновесию».

Серьезный нажим был оказан на Францию во время Версальской встречи глав крупнейших капиталистических государств в июне 1982 г. США вновь попытались втянуть своих партнеров в экономическую войну против социалистических стран. Но они не смогли навязать более жесткую итоговую формулировку, и документ, подписанный в результате этой встречи, гласил лишь, что страны Западной Европы осознают необходимость учитывать политические и стратегические соображения в своей торговле с Советским Союзом. Когда летом 1982 года американская администрация заявила, что она применит экономические санкции в отношении западноевропейских фирм, выполняющих советские заказы в рамках соглашения «газ- трубы», К. Шейсон ответил, что Франция не намерена прислушиваться к указаниям из Белого дома. Министерство по научным исследованиям и промышленности направило официальные письма четырем французским фирмам: «Альстом-Атлантик», «Крезо-Луар», Дрессер-Франс», «Рокуэл-Вальв»- с требованием выполнить контракты, заключенные с СССР. Фирмы предупреждались, что в случае отказа они могут быть реквизированы.

Серьезный ущерб советско- французским торговым отношениям был нанесен решением Парижа не предоставлять социалистическим странам государственных кредитов по льготным процентам. Эта мера очень быстро привела к росту балансового дефицита советско- французской торговли в ущерб Франции, поскольку СССР стало невыгодно заключать контракты с французскими партнерами, получая кредиты, возросшие до 12,6 % годовых.

К концу 1982 года советско- французские контакты несколько активизировались, что оценивалось как своеобразная «оттепель». Ее признаками были поездка в Москву министра сельского хозяйства Э. Крессон, которая подписала соглашение на поставку в СССР сельскохозяйственной продукции. Также в это же время проходила беседа советского посла с главой французского государства, обмен посланиями между Елисейским дворцом и Кремлем, и прошел визит в Москву делегации французских дипломатов. На этих встречах обсуждались вопросы нормализации отношений между Францией и СССР. Советское руководство проявляло заинтересованность в этих отношениях и предприняло шаг который был расценен во Франции как имеющий «политическое значение»: во время визита в СССР министра научных исследований и промышленности Ж.-П. Шевенмана в январе 1983 года был подписан крупный контракт за наличный расчет на строительство в Астрахани крупного комбината по очистке газа- беспрецедентный случай в практике торгово- экономических отношений между СССР и Францией.

Во второй половине февраля 1983 года состоялся визит в Москву министра внешних сношений Франции К. Шейсона. В центре переговоров были актуальные проблемы международных отношений в Европе и мире, разоружение, двусторонние отношения, в частности проблемы советско- французских экономических связей. Во время бесед советской стороной был сделан особый акцент на проблеме ограничения ядерных вооружений в Европе как решающего звена обеспечения европейской безопасности. Было изложено советское предложение о сокращении ядерных вооружений средней дальности на основе паритета с учетом английских и французских ядерных средств. Но, как свидетельствуют французские газеты, К.Шейсон от имени французского правительства категорически отказался «учитывать французские ядерные силы в общем балансе сил». Он повторил тезис о мнимом нарушении Советским Союзом равновесия сил в Европе, что не способствовало сближению взглядов по вопросам разоружения.

В результате переговоров стороны согласились, что СССР и Франция будут содействовать принятию итогового документа и «достижению договоренности о созыве конференции по мерам укрепления доверия и разоружения в Европе». Они подчеркнули, что «советско- французский диалог может сыграть возрастающую роль в деле предотвращения войны, оздоровления международной обстановки и установления атмосферы доверия и безопасности на Европейском континенте». В целом было выражено удовлетворение отношениями в торгово-экономической сфере и сотрудничеством в осуществлении ряда крупных проектов.

В конце июня 1983 года состоялась очередная встреча советских и французских парламентариев в Париже. На данной встрече вновь обсуждались вопросы по оздоровлению международной обстановки, укреплению взаимопонимания между СССР и Францией и их народами.

Советское правительство, проводя политику, направленную на сокращение вооружений в Европе, стремилось убедить французское руководство активно включиться в этот процесс. От имени стран ОВД французскому правительству было направлено предложение одобрить обязательства не применять силу в отношениях между государствами- членами двух военных союзов. Однако Франция фактически отказалась его поддержать, сославшись на то, что принятие «новых обязательств» якобы не способствует делу мира.

Высказываясь за успех советско- американских переговоров в Женеве, французское правительство отказалось учитывать французские и английские ядерные средства средней дальности в общем балансе сил, что означало поддержку неконструктивной американской позиции на переговорах. В ответ на советское предложение о замораживании ядерных вооружений от 21 июня 1983 года французское правительство направило ноту, в которой отвергло его, ссылаясь на то, что замораживание трудно проверить и что оно привело бы «к сохранению на неопределенный период существующего неравновесия». Французская сторона заявила, что она готова присоединиться к процессу ядерного разоружения тогда, когда ядерные арсеналы двух «сверхдержав» будут сокращены до приемлемого для Франции уровня.

В сентябре 1983 года состоялся визит министра иностранных дел А.А. Громыко в Париж. Там он встретился с президентом Ф.Миттераном, премьер- министром П.Моруа, министром внешних сношений К. Шейсоном. Беседы касались вопросов мира и разоружения в Европе, двусторонних отношений, конфликтных ситуаций в мире. Обе стороны поддержали идею «последовательного продолжения общеевропейского процесса» и созыва конференции по мерам укрепления доверия и разоружения в Европе. Также встреча была посвящена развитию торгово- экономических связей. Отношения были оценены позитивно и положительно был охарактеризован ход выполнения долгосрочных контрактов, включая контракт о поставках природного газа во Францию.

В конце января 1984 года в Париж для переговоров по экономическим проблемам советско- французских отношений прибыл первый заместитель Председателя Совета министров СССР И.В. Архипов. Он встречался с Ф.Миттераном, К. Шейсоном, Э. Крессон, П. Моруа. Во время этого визита была согласована новая Долгосрочная программа углубления советско- французского сотрудничества в области науки и техники на 1983-1993 гг.

По приглашению Президиума Верховного Совета СССР 20 июня 1984 года в Москву с официальным визитом прибыл президент Франции Ф. Миттеран. 21 июня начались переговоры Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко с президентом Франции. В центре состоявшегося обмена мнениями находились кардинальные проблемы положения в мире. Не смотря на различия во взглядах на причины ухудшения мировой обстановки, СССР и Франция испытывают общую озабоченность и сходятся в том, что нельзя допускать ее дальнейшего обострения.

С советской стороны в качестве первоочередной была выделена задача отвести от человечества угрозу ядерной войны. СССР решительно выступало за поворот к лучшему в международных отношениях, за то, чтобы вернуть их в русло разрядки. Для этого, прежде всего необходимо, чтобы США отказались от раздувания конфронтации по всем линиям, стремления диктовать свою волю суверенным государствам, попыток достижения превосходства в военно- стратегической области.

Внимание французской стороны было привлечено к предложению о том, чтобы отношения между ядерными державами подчинялись определенным согласованным между ними обязательным нормам, целью которых было предотвращение ядерной войны, таким, как отказ от ее пропаганды, обязательство не применять первыми ядерное оружие, не допускать его распространения в любой форме, поощрение создания безъядерных зон.

Как с советской, так и с французской стороны была выражена обеспокоенность в связи с непрекращающимся кровопролитием между Ираном и Ираком и резким обострением обстановки в районе Персидского залива. Отмечается определенная близость советских и французских оценок в отношении некоторых вопросов напряженной ситуации, сложившейся в Центральной Америке и Карибском бассейне.

СССР и Франция придают важнейшее значение предотвращению переноса гонки вооружений в космическое пространство. Был сделан упор на вопросе о запрещении и ликвидации химического оружия.

Не смотря на то, что в целом советско- французское экономическое сотрудничество оставалось удовлетворительным, постепенно в нем начинали накапливаться трудности. Серьезным препятствием для дальнейшего его развития продолжали оставаться высокий кредитный процент, крайне медленно расширение номенклатуры советских товаров, экспортируемых во Францию, усиление контроля со стороны государства над экспортом новой техники и технологии в Советский Союз. И все-таки, не смотря на все трудности, объем советско- французской торговли за 1980-1984 гг. увеличился более чем в два раза по сравнению с предыдущим пятилетием.

1.3 Проблемы во взаимоотношениях между Францией и СССР

Во взаимоотношениях Франции и СССР имелись также проблемы и разногласия в некоторых взглядах. Одно из важных разногласий- это вопрос о выводе советских войск из Афганистана, что в свою очередь могло привести к серьезному конфликту между двумя странами. Министр внешних сношений Франции К.Шейсон на встрече с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко в Нью- Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1981 года заявил, что отношения между Францией и СССР не будут нормальными и встреча в верхах не состоится , пока Советский Союз не выведет свои войска из Афганистана.

Еще один случившийся конфликт произошел в 1983 году. В начале апреля 1983 года французское правительство предприняло против СССР враждебную акцию, выслав из Франции по фальшивому обвинению в шпионаже ряд сотрудников советского посольства, консульства и других организаций. Эта акция сопровождалась усилением антисоветской компании в правой прессе. Ряд газет высказывали предположение, что антисоветская акция осуществлена под нажимом американской администрации.

Активизация военного вмешательства Франции в различных районах земного шара, в частности ее участие в «многонациональных» силах ООН в Ливане, созданных по инициативе США, и военная интервенция в Чаде способствовали ухудшению отношений между Францией и СССР. Также французское правительство приняло участие в антисоветской шумихе, организованной американской администрацией в связи с провокационным полетом над территорией СССР южнокорейского самолета «Боинг».

Существовали определенные разногласия по вопросу разоружения. А.А. Громыко в беседе с К. Шейсоном в сентябре 1983 года в Париже изложил новую советскую инициативу на советско- американских переговорах, которая заключалась в том, что СССР, в случае отказа США от размещения в Европе своих ракет и достижения взаимоприемлемой договоренности, был согласен ликвидировать все сокращаемые в европейской части СССР ракеты средней дальности, в том числе значительное число ракет СС-20. Но в ответ на это французский министр повторил позицию Франции по поводу ракет средней дальности в Европе: французские ракеты не могут быть приняты в расчет, поскольку они якобы являются «стратегическими». Французское правительство выступало за идею ядерного сокращения, но считало, что «первый шаг в этом деле должны сделать две великие державы».

Подводя итоги по данному периоду, можно сделать вывод, что отношения между СССР и Францией в данный период были довольно натянутыми и отчасти холодными, хотя политика правительства Ф. Миттерана была направлена на разрядку международной напряженности и поддержание дружественных отношений со всеми странами, включая СССР с социалистическими странами. В это же время Франция продолжала подчеркивать свою приверженность Североатлантическому пакту. Франция увеличила военные расходы, участвовала в гонке вооружений, совершенствовала ракетно- ядерное оружие.

Позиции стран сближались в вопросе ближневосточного конфликта и путей его урегулирования, запрещении применения силы в космическом пространстве, продолжение общеевропейского процесса разрядки. Полезными и взаимовыгодными были советско- французские экономические отношения.

II.Отношения Франции и СССР в 1985- 1991 гг.

В марте 1985 года на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. С его приходом предполагалась новая внешнеполитическая линия, по которой «необходимо было отказаться от конфронтации с Западом, выйти из международной изоляции и сосредоточиться на решении неотложных внутренних задач экономической модернизации с учетом передовых мировых достижений».

Конкретные действия Горбачева получат в Советском Союзе и за рубежом определение «новое политическое мышление». Новый советский лидер впервые в истории страны с 1917 г. осторожно, но последовательно начал отход от дуализма во внешней политике СССР, от поддержки мирового революционного процесса. М.С. Горбачев определил три главных направления деятельности СССР на международной арене в новых условиях:

смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении

урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане

признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.

.1 Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и влияние этого фактора на франко-советские отношения

С приходом к власти в СССР М. С. Горбачева отношения между СССР и Францией несколько потеплели. Начавшаяся в Советском Союзе «перестройка» вызвала ощутимый интерес во Франции. Неоднозначно воспринимались в Париже процессы дестабилизации и дезинтеграции, начавшиеся в СССР в 1980 годы. С одной стороны, они ослабляли мощную сверхдержаву, которая считалась источником угрозы для всей Европы, а с другой- создавали «зону нестабильности», опасную для стран континента».

Впервые официальная встреча Франсуа Миттерана и М.С. Горбачева состоялась в октябре 1985 года. 2 октября Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР был приглашен в Париж с официальным визитом. Перед поездкой во Францию он заявил: «СССР готов к конструктивному диалогу с государствами иной социальной системы, поиску решений накопившихся европейских и мировых проблем и, прежде всего, возвращению к разрядке, предотвращению гонки вооружений в космосе и ее прекращению на Земле и выходу на новые рубежи международного сотрудничества».

Во время переговоров было достигнуто сближение точек зрения по таким крупнейшим проблемам, как запрещение перенесения гонки вооружений в космос, запрещение химического оружия, необходимость придать новый импульс общеевропейскому процессу и разрядке.

Была подчеркнута полезность регулярного проведения политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами обеих стран. С одобрением принят опыт в этом отношении. С обеих сторон было высказано намерение продолжить советско- французское сотрудничество в области мирного исследования космоса. Президент Франции согласился с тем, чтобы французский космонавт вновь принял участие в длительном пилотируемом полете на советской орбитальной станции. М. С. Горбачев предложил Ф.Миттерану, чтобы СССР и Франция изучили возможность и целесообразность совместного сотрудничества по сооружению термоядерного реактора «Токамак» для получения энергии в мирных целях, на что президент Франции ответил одобрением.

Но в позициях обеих держав по ряду вопросов обнаружились серьезные различия. В частности, Ф. Миттеран не поддержал советскую инициативу начать прямой обмен мнениями по вопросу о судьбе французского и английского ядерного оружия. Но главное заключалось в том, что в ходе переговоров обнаружилось обоюдное понимание необходимости оздоровления обстановки, содействия решительному повороту от конфронтации к разрядке.

Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева был оценен мировой общественностью как важное международное событие, имевшее позитивное значение для оздоровления отношений Восток- Запад.

В дальнейшем вновь происходило сближение между странами, о чем говорит и второй официальный визит президента Ф. Миттерана в Советский Союз в начале июле 1986 года. Выступая по советскому телевидению в завершающий день визита, Ф. Миттеран сказал: «Нас разделяют различные политические философии и концепции во многих областях. Мы не принадлежим к тем же союзам - это очевидно. Однако нас объединяет общая история, память страшных испытаний, пережитых вместе во время второй мировой войны. И у нас общее чувство огромной ответственности за сохранение мира... Велики сила взаимного тяготения, взаимное влияние наших культур. И поэтому мы хорошо знаем друг друга. И так надо продолжать...».

2.2 Отношения Франции и СССР к основным проблемам мировой политики

Камнем преткновения на пути развития советско- французских отношений в данный период был вопрос о французском ядерном арсенале, который советское руководство безуспешно пыталось сделать предметом многостороннего обсуждения и включения его в процесс сокращения ядерных вооружений.

Вместе с тем в этот период сблизились позиции обеих стран по проблеме прав человека. На Парижской конференции по правам человека 1989 года в рамках СБСЕ СССР и Франция представили совместную резолюцию, в которой формулировались принципы создания правового государства в Европе. Именно во Франции глава Советского государства впервые употребил термин «общеевропейский дом». Продолжая идеи европеизма и голлистской концепции «Европы от Атлантики до Урала», это понятие воплотило необходимость построения новых отношений в Европе, где силовые решения проблем могут привести к трагическим результатам. Подвергнутое критике, это понятие так и не было конкретизировано и развито. Но его поддержал Ф. Миттеран, выдвинувший идею «европейской конфедерации». К сожалению, ее постигла такая же судьба, но эта идея продолжает существовать в предложенном французами понятии «большая Европа».

Между тем, поддавшись эйфории быстрого установления дружеских, партнерских отношений со странами Запада, и в первую очередь с США, на основе общечеловеческих ценностей и полагая, что идеологические установки и национальный эгоизм безвозвратно ушли в прошлое, тогдашнее руководство СССР совершило на рубеже 1980-1990 гг. ряд стратегических просчетов. Это прежде всего поспешное и плохо продуманное решение вопроса о воссоединении Германии горбачевской командой.

Данная политика Горбачева официальными кругами Франции была воспринята с большой тревогой, и даже побудила президента Миттерана, известного своей осторожностью и взвешенностью решений, совершить шаг, за который он подвергся потом резкой критике проатлантических и прогерманских кругов во Франции. Хорошо зная о том, что М.С. Горбачев дал старт воссоединению Германии, Миттеран все- таки прилетел в декабре 1989 года в Киев, чтобы попытаться убедить руководство СССР затормозить этот, как он считал опасный, процесс. Результат этой поездки оказался для французской стороны нулевым.

Появление в Европе новой региональной сверхдержавы в результате объединения Германии и значительное ослабление роли СССР, политика которого была в основном ориентирована на развитие партнерства с США, создали для Франции проблему выработки своей стратегической внешнеполитической линии в этих новых условиях.

Французский ответ на складывающуюся ситуацию предполагал дальнейшею активизацию процесса европейской интеграции, которая в определенной степени нейтрализовала бы национальный динамизм объединенной Германии и создала бы мощное ядро европейского центра, способного противостоять и американской гегемонии, поскольку прежний биполярный мир становился однополярным. Определенная роль отводилась Советскому Союзу.

Крупным событием данного периода советско- французских отношений было подписание 29 октября 1990 года Договора о согласии и сотрудничестве между СССР и Францией, в котором закреплялись дружественные отношения между двумя государствами. Его основным пунктом было обязательство Франции содействовать заключению соглашения между Советским Союзом и ЕС (Европейский Союз). Предполагалось наладить консультации, взаимодействие и сотрудничество по всем международным проблемам, в которых обе страны принимали участие.

События второй половины 1991 года- уход с политической арены М.С.Горбачева, распад СССР и полная суверенизация бывших республик Советского Союза- вызвали замешательство во французском руководстве. Оно не смогло быстро сориентироваться в новой обстановке и реально оценить направление изменений в России.

Французские власти, по крайней мере внешне, с большой настороженностью встретили развал огромной страны, которая была важным партнером для Франции на международной арене. Очень сдержанно были прокомментированы ими события, связанные с созданием СНГ (Содружества Независимых государств), поначалу воспринятым в Париже как «хрупкая и не внушающая особого доверия структура». Франция была в числе не первых государств, признавших суверенитет бывших республик Советского Союза.

Вместе с тем французское руководство не собиралось игнорировать новую Россию при решении европейских проблем и рассчитывало на ее поддержку, особенно в вопросах создания общеевропейской безопасности, на которую взгляды Франции и России были близкими.

В целом, в период перестройки заметно потепление отношений между СССР и Францией, отмечены визиты глав государств друг к другу, сохранялись близкие позиции, направленные на разрядку международной напряженности, взаимопомощь друг другу. Но в тоже время, французскому правительству не нравились некоторые поспешные решения, принимаемые горбачевской командой. Как например, о воссоединении ФРГ и ГДР.

III.Взаимоотношения Франции и России в 1991-1995 гг.

В 1990х гг. начался новый этап в российско-французских отношениях. Изменения на мировой арене в тот период и становление новой России стали причиной развития активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог был основан на широком совпадении подходов двух стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

.1 Правовые основы отношений Франции с РФ.

В 1990-е годы взаимоотношения между Россией и Францией вступили в новый этап, ознаменованный подписанием Договора от 7 февраля 1992 года в Париже президентом Франции Ф. Миттераном и президентом России Б.Н.Ельциным. Договор был подписан по настоянию российской стороны, хотя Россия в своей дипломатической практике могла использовать прежний договор 1990 года.

Договор состоит из 26 статей, направленных на укрепление политических и экономических отношений, сотрудничества в сфере науки, промышленности, техники, экологии. Россия и Франция по этому договору, выступали за «укрепление безопасности и сотрудничества в Европе и мире, поиск решений крупных международных проблем, развитие двусторонних отношений, а также любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес». При сравнении с договором 1990 года заметно, что цели сотрудничества между странами сохранялись с 1980-х годов- это поддержание мира в Европе и в мире. Также Российская Федерация и Франция договорились, что в дальнейшем будут способствовать преобразованию Европы в общее правовое и демократическое пространство, «они будут содействовать предотвращению появления новых расколов на европейском континенте и укреплению между собой и всеми европейскими государствами уз солидарности в рамках конфедеративного подхода».

Одним из пунктов этого договора является пункт об экономическом сотрудничестве между странами. Согласно ему «стороны будут взаимодействовать в различных международных финансовых учреждениях и экономических организациях, членами которых они являются, в целях налаживания эффективных механизмов стабилизации цен на сырьевые товары.

Франция окажет содействие участию или вступлению России в международные финансовые учреждения и экономические организации, членом которых последняя не является». Помимо экономического сотрудничества стороны договариваются о сотрудничеств в сфере науки, промышленности и техники.

Новый договор в значительной степени повторял содержание договора 1990 года, но в отличие от него в этом договоре речь шла об объединении усилий обеих стран в деле укреплений СБСЕ и их совместной деятельности по заключению договора о европейской безопасности. Необходимость подписания российско- французского договора 1992 года была мотивирована тем, что «обе стороны хотят быть прямыми союзниками».

Франция в вопросах сотрудничества с Россией была намерена уделять большое внимание обеспечению стабильности в Европе. Но вместо двусторонней российско- французской инициативы заключения договора о европейской безопасности в рамках СБСЕ, предусмотренной российско- французским договором 1992 года, Франция в одностороннем порядке выдвинула идею заключения Пакта стабильности и безопасности в Европе, предусматривающего построение многоэтапной системы различных соглашений.

Этот документ был подписан в мае 1994 года странами СБСЕ. Россия также была приглашена присоединиться к нему, но уж не в качестве его инициатора. Французское руководство рассчитывало, что конференция, на которой Пакт стабильности был подписан, станет началом развивающегося дипломатического процесса в форме двусторонних и многосторонних переговоров. Предполагалось, что это будет некое временно решение, призванное помочь установлению диалога между соседними странами, в отношениях которых возникли трудности.

.2 Политические и торгово-экономические отношения между странами и отношения на момент завершения президентства Ф.Миттерана

На раннее пройденных дипломатических встречах французское руководство не раз подчеркивало, что Франция и Россия стояли у истоков создания СБСЕ и способствовали его развитию. Обе страны предпринимали усилия, чтобы сделать его центральным блоком в структуре европейской архитектуры. Но, к сожалению, российско- французское сотрудничество по проблемам укрепления СБСЕ было малоплодотворным. Не поддержала Франция и предложение, внесенное Президентом РФ Б.Н. Ельциным в конце 1994 года на Будапештском совещании на высшем уровне стран СБСЕ (на том форуме переименованном в ОБСЕ) о создании Совета безопасности Европы.

Чрезвычайно важным с точки зрения безопасности России является и вопрос о расширении НАТО на Восток. Активно выступая против вхождения стран Центральной и Восточной Европы в Североатлантический союз, российское руководство не нашло в этом вопросе поддержки со стороны Франции. Высказываясь за сохранение НАТО как символа прочности трансатлантических связей и в качестве инструмента обеспечения мира в Европе, Франция признавала и законность желания стран ЦВЕ присоединиться в НАТО, гарантирующих безопасность входящих в нее государств.

Но она считала такое присоединение преждевременным, так как у стран ЦВЕ существуют нерешенные пограничные вопросы и проблемы положения национальных меньшинств. К тому же вступление Польши, Венгрии и других стран в Североатлантический альянс способствовало бы, по мнению Парижа, созданию своеобразного санитарного кордона и не только не упрочило бы европейскую безопасность, но могло бы и обострить внутриполитическую ситуацию в России и осложнить отношения западных столиц с Москвой.

Не желая вступать в прямую конфронтацию с руководством НАТО по поводу роли этой организации в создании системы европейской безопасности, которая оценивалась в высших эшелонах альянса как ключевая, Франция, тем не менее, высказывалась за продолжение процесса создания чисто европейской военной организации путем расширения возможностей и прерогатив Западноевропейского союза (ЗЕС) и предложила включить в него страны ЦВЕ. Еще в ноябре 1993 года она выдвинула предложение об ассоциации этих стран с ЗЕС. Французы внесли также предложение о развитии диалога и обмена информацией между Россией и ЗЕС по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Различный подход продемонстрировали Россия и Франция в оценке конфликта в бывшей Югославии, в особенности на его первоначальном этапе. Поддержав вначале позицию Германии, Франция, которая всегда исторически поддерживала Сербию, оказалась в лагере ее противников. Она заняла по отношению к ней жесткую позицию и направила на Балканы крупный контингент своих войск. Но по мере нарастания конфликта в Боснии французы пришли к убеждению, что без посредничества миссии России трудно вести переговоры с боснийским сербами. Французское руководство неоднократно заявляло, что роль России в урегулировании боснийского кризиса в рамках контактной группы очень важна, ибо дает возможность сербам включиться в переговоры о мире.

Французские государственные деятели не раз заявляли, что Россия продолжает рассматриваться как великая держава с точки зрения географии, истории и демографии. Она не может быть изолирована и должна оставаться действующим лицом на международной арене и в особенности на Европейском континенте. Глава внешнеполитического ведомства Франции А. Жюппе делал акцент на том, что без участия России невозможно урегулировать проблемы безопасности и стабильности в Европе. Высказывая убеждение в необходимости активизировать диалог между Россией и Францией, он заявлял, что Франция всячески поддерживает движение России по пути реформ, готова оказать ей содействие как в политической, экономической, так и в юридической областях и считает Россию неотъемлемой частью единой Европы, строительству которой нужно всемерно способствовать.

Но все же между Россией и Францией имелись некоторые расхождения. Например, по вопросу о защите прав человека. Франция в этом вопросе занимала недружественную позицию по отношению к России. Франция, признанная поборница демократических принципов, применяла двойной стандарт. Она по существу игнорировала факты грубейшего нарушения прав русскоязычного населения в прибалтийских государствах. Попытки же российских властей каким- то образом воздействовать на правительства этих стран часто квалифицировались Парижем как «имперская политика» и вызывали возражения с его стороны.

Признавая, что России принадлежит особая роль в отношении стран, входящих в СНГ, французское руководство настаивало на том, что Россия не должна быть жандармом на этом пространстве и все миротворческие операции там должны осуществляться под контролем международных организаций, таких, как Совет Безопасности ООН или СБСЕ. Хотя реакция Франции на начало боевых действий в Чечне была умеренной. Как заявил А. Жюппе, решение чеченской проблемы- это сугубо внутреннее дело России.

Ссылаясь на частые нарушения демократических норм в России, Франция выступала против ее приема в члены Совета Европы, заявляя, что для России в этом плане нельзя делать никаких исключений. Ф.Миттеран выступал против включения России в состав «большой семерки», что нарушило бы, по его мнению, сложившийся там баланс сил. Зачастую Франция ратовала за создание барьеров на пути проникновения ряда российских товаров на рынки ЕС (урана, алюминия и другие).

Торгово-экономические отношения между Францией и РФ в рассматриваемый период были активными. Между ними подписаны десятки межправительственных, межведомственных и других соглашений и договоров, создающих договорно-правовую основу развития деловых контактов между обеими странами.

По данным ГТК РФ (Государственный таможенный комитет РФ), товарооборот России с Францией составил в 1996 году 2,86 млрд. долл., или на 10,2% больше 1995 года. Экспорт в 1996 году возрос на 5,1% по сравнению с 1995г. (1,6 млрд. долл.), а импорт- на 17,4% (1,3 млрд. долл.). В результате превышения темпов роста импорта над экспортом положительное сальдо торгового баланса сократилось в 1996 году до 335,6 млн. долл. против 445,0 млн. в 1995 году.

В 1996 году товарная структура российско-французской торговли соответствовала сложившимся тенденциям. Сохраняется сырьевая направленность российского экспорта при сокращении поставок машин и оборудования. На энергоносители приходилось почти две трети стоимостного объема российского экспорта. Россия сохраняла высокий удельный вес в обеспечении Франции газом. Она также входит в число крупнейших поставщиков нефти в эту страну. Так, в 1996 году во Францию было поставлено 12,4 млрд. куб. м природного газа и 272,2 тыс. тонн нефти.

Кроме того, Франция закупает в России различные химические продукты, лесные и целлюлозно-бумажные товары, черные и цветные металлы.

Доля машин и оборудования в российском экспорте незначительна (2%). Из машинотехнических изделий относительно устойчивым спросом на рынке Франции пользуются легковые автомобили и запасные части к ним, отдельные виды металлообрабатывающего и электротехнического оборудования.

В товарной структуре российского импорта сократилась доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и возрос объем импорта потребительских товаров. Так, увеличились закупки парфюмерных и косметических товаров, медикаментов, одежды, обуви, мебели.

В российском импорте несколько возросла доля машин и оборудования. В дальнейшем рост импорта французских машин и оборудования во многом будет зависеть от решения вопросов использования французского кредита. Франция является одним из крупных инвесторов в экономику России. По данным Госкомстата РФ, в 1995 году фирмы Франции вложили в экономику России в форме прямых и портфельных инвестиций 95,9 млн. долл. Приоритеты отдаются тем конкретным проектам инвестиционного сотрудничества, которые могут дать ощутимую отдачу в короткие сроки. Это прежде всего модернизация нефтедобывающей и газодобывающей промышленности и внедрение современных технологий в агропромышленном комплексе. Кроме того, французский капитал участвует в конверсии ряда предприятий оборонной промышленности России, на рынке торгово - посреднических, информационно - консультационных и других услуг. Активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере в осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, создании сети спутниковой связи, модернизации алюминиевых заводов и предприятий черной металлургии РФ.

Особую заинтересованность французские фирмы проявляют в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений. Развивается сотрудничество в деревообрабатывающей промышленности. С участием французских фирм модернизируются российские предприятия пищевой промышленности, сахарные заводы. Имеются проекты сотрудничества в области железнодорожного транспорта. В атомной энергетике совместно с Францией осуществляется разработка новых поколений реакторов для АЭС, систем повышения безопасности действующих станций. Решается проблема захоронения радиоактивных отходов.

Между российским космическим агентством и Национальным центром космических исследований Франции развивается сотрудничество в области спускаемых аппаратов и пилотируемых полетов, наблюдения за поверхностью Земли. Интересы Франции в России связаны, прежде всего, с Московским регионом, а также с центрами атомной промышленности и регионами, имеющими запасы нефти и газа,- в Нижнем Поволжье и Ненецком автономном округе.

К концу эпохи президентства Франсуа Миттерана взаимоотношения СССР (России) и Франции стали играть в системе европейских отношений значительно меньшую роль, чем это было в прошлом. Кроме России, у Франции появился целый ряд новых партнеров из числа бывших республик СССР. Среди них Украина, с которой Франция развивает активные отношения и заключила договор, государства Прибалтики, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.

Свою негативную роль в отношениях сыграли и такие факторы, как слишком односторонняя ориентация «горбачевской» дипломатии на США в ущерб развитию отношений со странами Западной Европы, продолженная российской дипломатией. Серьезный ущерб российско- французским отношениям был нанесен и в результате внутреннего хаоса и неумело проводимых реформ, вследствие чего Россия утратила многие международные позиции. Как говорил премьер-министр Франции Э.Балладюр, для развития отношений с Россией необходима стабилизация ее политической и модернизация ее экономической систем. Не последнюю роль играли и взгляды самого Ф. Миттерана на отношения Франции и России, его оценки ситуации в Европе и мире.

В момент ухода с поста президента Ф.Миттерана динамика отношений была положительной, но основывалась на личных отношениях президентов Франции и России Б.Н.Ельцина. Миттеран осуждал военные действия в Чечне, а также усугубляли отношения вопрос о царских долгах России французскому правительству.

Заключение

Курсовая работа раскрыла основные моменты взаимоотношений СССР(России) и Франции в период нахождения у власти лидера социалистов Франсуа Миттерана, посвятившего себя делу, которое было целью его жизни- величие своей страны, через изучение их политических и торгово- экономических связей. Через изучение советско (российско)- французских отношений можно судить об обстановке, творящейся в мире в 1980-середине 1990-х годов.

Новое правительство левых сил во главе с Ф.Миттераном в 1981 году заявило, что его внешняя политика будет направлена на разрядку международной напряженности и поддержание дружественных отношений со всеми государствами, включая СССР и другие социалистические страны. Но в то же время, он продолжал подчеркивать свою приверженность Североатлантическому союзу. Отношения СССР(России) и Франции не были безоблачными, и не раз подвергались колебаниям: от почти полного демонтажа политических отношений после избрания на пост президента Франции в 1981 году Ф. Миттерана и завоевания ФСП большинства в Национальном собрании страны до постепенной их нормализации и оформлении договорных отношений. Франсуа Миттеран в течение двух десятилетий оказывал огромное влияние на политическую жизнь одной из ведущих европейских держав, многократно стоял у истоков крупных инициатив и акций европейского и более широкого международного масштаба. С его усилиями неразрывно связаны реорганизация, развитие и рост Французкой социалистической партии.

Подводя итоги исследования можно сделать следующие выводы:

- советско-французские отношения всегда являлись важным звеном международных отношений как в Европе, так и в мире в целом. Они переживали периоды спада и подъема, и на них всегда оказывали значительное влияние внешние факторы. Эти отношения, никогда не были привилегированными, несмотря на то, что провозглашались таковыми. Это объясняется тем, что голлизм с его центральной идеей- возвращением величия Франции- был эгоистичен: Франция сближалась с теми, с кем было выгодно в тот или иной момент истории. В свою очередь, для СССР Франция также была только одним из важных партнеров- здесь приоритеты менялись от Германии к Франции и обратно.

в периоды, когда Франция переходила к «атлантизму» в своей внешней политике, советско-французские отношения переживали периоды охлаждения. Это объясняется тем, что Франция не соблюдала баланса, в своей политике, сохраняла страх перед военной мощью СССР, который нагнетался антисоветской пропагандой США и других стран НАТО. Тем не менее, Францию встревожил распад СССР: сбылись прогнозы Ф. Миттерана, который предупреждал о том, что распад Союза приведет к дестабилизации ситуации в Европе, росту напряженности в межгосударственных отношениях.

после распада СССР Франция активизировала двусторонние контакты с Российской Федерацией. На смену страха перед «советской угрозой» пришел страх перед нестабильной Россией, в которой слабая политическая система контролировала огромные запасы ядерного оружия.

объединение Германии в 1990 г. также позитивно сказалось на отношениях России и Франции. В треугольнике Франция- Германия- Россия отношения очень сложны и неоднозначны. С одной стороны, Франция и Германия соперничают за лидерство в Евросоюзе. Франция опасается чрезмерного усиления Германии, поскольку еще не побежден страх перед возрождением милитаризма. В то же время позиции Франции и Германии по многим международным вопросам являются близкими, особенно в условиях европейской интеграции, что нивелирует многие противоречия между ними. С другой стороны, Россия заинтересована в диалоге с обеими странами, но приоритеты меняются в зависимости от задач, стоящих перед российской внешней политикой.

подходы России и Франции к проблемам международных отношений являются весьма близки и часто идентичны. Это обусловлено обоюдной заинтересованностью стран в формировании многополюсной модели мироустройства, противодействии гегемонистским тенденциям в мировой политике, укреплении системообразующей роли ООН в глобальных механизмах поддержания мира и безопасности, утверждении верховенства международного права в разрешении конфликтов и кризисных ситуаций.

Тема курсовой работы актуальна и интересна по своему исследованию. На примере советско(российско)- французских отношений можно судить как происходило окончание Холодной войны для СССР, как она повлияла на развитие отношений в Европе и мире. Одно из важных событий- распад СССР в 1991 году, вследствие чего поменялись представления о будущей жизни. Именно с этого времени начинается новый этап российско- французских отношений.

Библиографический список

Источники:

Визит в Советский Союз президента Французской республики Франсуа Миттерана.20-23 июня 1984 г.- Документы и материалы.-1984 г.

Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева во Францию. 2-5 октября 1985 год.- Документы и материалы. 1985 год.

Визит президента Франции Ф.Миттерана в Москву. 5-7 июля 1986 года.- Документы и материалы. 1986 год.

Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 515.

Договор между Россией и Францией (Париж, 7 февраля 1992 года)

Статьи:

К. П. Зуева. Эра Миттерана и после.- Международная жизнь.- 1996 г. №2.

Э. Д. Мальков. Торгово - экономические отношения России с Францией.- Бюллетень иностранной коммерческой информации.-1997 год.-№49.

В. Н. Васютинский. Франсуа Миттеран.- Вопросы истории. 1993 год.-№1.

Монографии:

К. П. Зуева. Советско-французские отношения и разрядка международной напряженности.-1987 год. Стр.234-278.

В. П. Смирнов. Франция в XX веке.- 2001 год. Стр.304.

В. Н. Васютинский. Президент Французской Республики Франсуа Миттеран. М., 1992.

Похожие работы на - Отношения Франции и СССР (России) в 1981-1995 годах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!