Таможенная оценка товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная оценка товаров

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Байкальский государственный университет экономики и права" в г. Якутске

Кафедра права социального обеспечения и журналистики

Специальность 036401 "Таможенное дело"





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенное оформление товаров и транспортных средств

по теме:

ТАМОЖЕННАЯ ОЦЕНКА ТОВАРОВ


Исполнитель: студент гр. ТД-11 В.С. Литовченко

Руководитель: старший преподаватель А.Ю. Попов





Якутск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Таможенная оценка товаров

1.1 Понятие таможенной оценки товаров

1.2 Формирование методов таможенной оценки товаров

Глава 2. Основы таможенной оценки по стоимости сделки с однородными товарами

2.1 Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами

2.2 Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что таможенная оценка товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной оценки товаров является одним из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов государств-членов таможенного союза.

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той оценки товара, которая используется в качестве базы налогового обложения.

После ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю в России существенные усилия были приложены к построению соответствующей новым экономическим условиям системы таможенного регулирования ВЭД, важной частью которой являются механизмы определения и контроля таможенной стоимости.

При существующем порядке оценки товаров в таможенных целях и технологии контроля участники ВЭД имеют возможность декларировать таможенному органу недостоверную таможенную стоимость. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли.

Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.

Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения. Однако, несмотря на это, уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров все еще значителен (по отдельным товарным группам он составляет до 80% от общего количества товаров).

Следует отметить, что контролю таможенной стоимости подлежат в настоящее время 100% перемещаемых через таможенную границу товаров и обычно он занимает в среднем 20-40% всего времени, затрачиваемого на основное таможенное оформление товаров.

На современном этапе развития внешней торговли и в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), перед таможенной службой России возникают новые задачи.

Среди них - упрощение и гармонизация таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления. В связи с этим одним из наиболее перспективных направлений развития системы таможенного регулирования ВЭД, включая и систему таможенной оценки, является применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил.

Основная цель курсовой работы заключается в осознании понятия таможенной оценки товаров.

Исходя из цели курсовой работы, целесообразным становится решение ряда задач:

таможенная оценка стоимость оформление

дать определение понятию таможенная оценка товаров и рассмотреть назначение и направление её использования;

охарактеризовать систему методов определения таможенной оценки товаров;

раскрыть сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.

Объект курсовой работы - таможенная оценка товаров.

Поставленные цели и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из двух глав "Глава 1 Таможенная оценка товаров", "Глава 2 Основы таможенной оценки по стоимости сделки с однородными товарами", введения и заключения, а также библиографического списка источников использованных при подготовке работы.

В работе были использованы различные источники: авторы учебников для ВУЗов таких, как Травинский П.С., Сухарева И.В., и официальные сайты таможни.

Глава 1. Таможенная оценка товаров

1.1 Понятие таможенной оценки товаров

Термин "таможенная стоимость товаров", используемый в российском законодательстве и правоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального и подробного определения в соответствующих актах, в том числе и в понятийном аппарате Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статья 5), а также в Федеральных законах - Таможенном кодексе Российской Федерации (статья 11) и Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 11).

Понятие таможенная стоимость, содержится в статье VII ГАТТ и в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994 (ст.1 ч.1) определяется как стоимость сделки, то есть цена действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможных добавлений (предусмотренных в ст.8 ч.1 названного Соглашения). В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара.

В новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" (статье 5 понятийный аппарат) не содержится определение понятия таможенная стоимость. При этом в п.1 ст. 19 названного Закона законодателем установлено, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию". Формулировка "стоимость сделки", определенная в Законе России "О таможенном тарифе", адаптирована с юридическим и экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении и примененный законодателем в Законе России "О таможенном тарифе", заключается в том, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка.

Таможенным кодексом России (ст.322) определено, что таможенная стоимость товаров является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных законодательством Российской Федерации - Законом РФ "О таможенном тарифе".

Фактически таможенная стоимость - это "вторичный" показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учётом дополнительных расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями (перечисленными в ст. 191 Закона), которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара.

В отечественной правоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости является определение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Вторичное назначение таможенной стоимости это применение нетарифных мер регулирования основанных на стоимостных ограничениях импортируемых товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля.

Третье назначение таможенной стоимости, мало озвучиваемое - создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч.5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

Согласно ст.4 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25 января 2008 года таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная при любом из следующих условий:

) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены совместным решением органов таможенного союза;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. В случае если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.

В случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, предоставленной лицом, декларирующим товары, или полученной таможенным органом иным способом, обнаруживаются признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной форме сообщает лицу, декларирующему товары, об этих признаках. Лицо, декларирующее товары, должно доказать отсутствие влияния взаимосвязанности продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Итак, таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая декларантом в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. и используемая для целей: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер гос. регулирования торгово-экономических отношений (включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним). Система определения таможенной стоимости товара (таможенной оценки) основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок применения системы таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основе положений указанного закона. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости. Правильность таможенной стоимости товара определяется соответствующим таможенным органом РФ.

.2 Формирование методов таможенной оценки товаров

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Законом РФ "О таможенном тарифе" (статья 12) и производится путем применения одного из следующих шести методов:

по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе");

по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 20);

по стоимости сделки с однородными товарами (ст.21);

вычитания стоимости (ст.22);

сложения стоимости (ст.23);

резервный метод (ст.24).

Перечень методов является исчерпывающим, т.е. в законе отсутствует норма, устанавливающая возможность введения еще какого-либо дополнительного метода иным правовым актом, например, Указом Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.

При использовании каждого конкретного из предусмотренных Законом шести методов структуру и понятие таможенной стоимости образуют различные компоненты:

) Стоимость сделки (цена сделки + некоторые обязательные дополнительные начисления к ней) - первый метод (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами);

) Цена сделки с идентичными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - второй метод (по стоимости сделки с идентичными товарами);

) Цена сделки с однородными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - третий метод (по стоимости сделки с однородными товарами);

) Цена единицы товара при продаже на рынке РФ - четвертый метод (метод вычитания);

) Расчетная стоимость - пятый метод (метод сложения);

) Одна из предусмотренных выше основ - шестой метод (резервный).

Главными принципами таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие:

Первоосновой таможенной стоимости признается стоимость сделки, как она определена в ст. 19, 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе". Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в России с его помощью оформляется свыше 93% деклараций). Если основной метод применить не удается, используется последовательно каждый из перечисленных. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности по выбору декларанта. Обратный порядок применения методов вычитания и сложения декларант указывает в заявлении.

Таможенная стоимость и сведения, относимые к ее определению, должны быть основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Таможенные органы вправе проверить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Процедура таможенной оценки должна быть универсальной и применяться вне зависимости от источников поставки товаров, а также не должна использоваться для борьбы с демпингом.

Положения по определению таможенной стоимости применяются к товарам, фактически пересекшим границу РФ или заявленным к ввозу при предварительном декларировании, а также при первом их помещении под соответствующий таможенный режим. При изменении таможенного режима применяется ранее определенная таможенная стоимость - на день принятия таможенной декларации, если иное не установлено законодательством.

Если в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) нет специальной оговорки по определению таможенной стоимости товаров при изменении или завершении таможенного режима, применяется общее правило независимо от времени нахождения товара на территории России. Заявление таможенной стоимости ввозимых товаров и контроль производятся в соответствии с ТК РФ.

Новые положения Закона о таможенном тарифе потребуют от Правительства РФ принятия документов, устанавливающих:

правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в целях обеспечения выполнения международных обязательств РФ;

порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также незаконно перемещенных через таможенную границу РФ.

Характеристики методов определения таможенной стоимости:

По стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт.

Для целей статьи 19 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Условия применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами:

Оцениваемые товары являются предметом договора купли-продажи

Не существуют ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами

Продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть уточнено (например, покупка товара одного наименования, пользующегося высоким спросом, только при условии покупки другого товара с низким уровнем спроса)

Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу

Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но взаимосвязь не повлияла на цену товара

Дополнительные начисления к контрактной цене производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений.

По стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

Под идентичными товарами понимают товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству, репутации. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить причиной отказа в рассмотрении товаров как идентичных.

Товары не считаются идентичными по отношению к оцениваемым товарам, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые. А также если проектирование, опытно-конструкторская разработка и иные аналогичные работы, связанные с этими товарами, выполнены в России.

В соответствии с новым порядком к идентичным товарам могут быть также отнесены товары другого изготовителя при условии, что в РФ не выявлено товаров производителя, изготовившего оцениваемые товары.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары проданы на экспорт и вывезены в Россию на том же коммерческом уровне, в сопоставимом с оцениваемыми товарами количестве, в соответствующий период времени (ст.20 Закона о таможенном тарифе).

Если таких продаж не было, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах. В этом случае стоимость сделки корректируется с учетом соответствующих различий. Корректирующие данные должны быть точными и обоснованными.

При наличии более одной стоимости сделки с идентичными товарами для оценки таможенной стоимости принимается самая низкая из цен с учетом всех корректировок.

По стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)

Ввозимый товар оценивается по стоимости сделки однородного по отношению к нему товара.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутация на рынке, наличие товарного знака.

Если товары имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуются одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признать однородными.

В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работы выполнены в России.

Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявления товаров того же производителя на территории РФ.

При использовании метода 3 учитываются те же правила, что и при применении метода 2. Так, однородные товары должны быть проданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Таможенная стоимость их корректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкая из цен.

Следует отметить, что после 1 июля текущего года в целом упростится процедура применения методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами.

Если использовать альтернативные методы невозможно, таможенная стоимость определяется расчетным путем с учетом основных ценообразующих элементов.

Метод вычитания (метод 4)

Этот метод применяется, если оцениваемые или идентичные либо однородные им товары продаются на внутреннем рынке в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ. За основу для определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой указанные товары продаются на внутреннем рынке России в наибольшем совокупном количестве в тот же период времени или соответствующий ему. Другое требование, позволяющее применять этот метод, - покупатель не должен быть взаимосвязанным лицом с продавцом.

Таким образом, в основу метода 4 заложены последующие сделки купли-продажи ввезенного товара на внутреннем рынке страны-импортера.

Для таможенной оценки из цены импортируемого товара (идентичного или однородного), реализованного на внутреннем рынке, вычитаются следующие элементы:

вознаграждения агенту (посреднику) либо надбавки к цене, заложенные в целях получения прибыли, покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в России товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;

обычные расходы, понесенные в России на перевозку (транспортировку) и страхование;

суммы таможенных пошлин, налогов, сборов, включая региональные и местные налоги и сборы.

Прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом на основе информации, предоставленной декларантом, при условии, что сведения сопоставимы со сведениями при продажах в России товаров того же класса или вида.

Если сведения декларанта несопоставимы с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, последний вправе самостоятельно определить сумму прибыли, коммерческих и управленческих расходов.

При отсутствии продаж оцениваемых, идентичных и однородных товаров на момент ввоза оцениваемых товаров в РФ таможенная стоимость определяется следующим образом.

За основу берется цена единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, идентичные с оцениваемыми или однородные с оцениваемыми товары продаются в России при условии достаточного количества товаров для установления цены, соответствия товаров ввозимым, максимального приближения периода продаж к дате ввоза оцениваемых товаров (не позднее 90 дней после этой даты).

Допускается также использовать стоимость переработанного товара, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в России в том же состоянии, в каком были ввезены. В этом случае по заявлению декларанта таможенная стоимость определяется на основе цены товара, продаваемого после соответствующей переработки (обработки) в наибольшем количестве и невзаимосвязанным лицам. Из цены вычитаются затраты на переработку и другие расходы (вознаграждения агенту, расходы на перевозку и т.д.). Добавленная в результате переработки стоимость вычитается на основе объективных и определенных количественно данных.

Метод 4 не применяется, если количество ввезенных товаров составляет незначительную долю в общем объеме реализуемых товаров на внутреннем рынке России и не может повлиять на их стоимость либо товары потеряли свои индивидуальные признаки в результате переработки. Исключение составляют случаи сохранения возможности точного определения величины добавленной стоимости.

В основе определения таможенной стоимости по этому методу лежит расчетная стоимость товаров, в которую включены:

расходы на изготовление или приобретение материалов, иные операции, связанные с производством ввозимых товаров (тару, упаковку, инструменты, штампы, проектирование, дизайн, художественное оформление и т.д.);

прибыль, а также коммерческие и управленческие расходы, эквивалентные величине, обычно учитываемой при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ;

расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места ввоза в РФ, погрузке, выгрузке, проведению иных операций, связанных с перевозкой;

расходы на страхование.

Расходы по изготовлению (приобретению) материалов, производству ввозимых товаров определяются на основании сведений, представленных производителем.

Источник таких данных - коммерческие счета товаропроизводителя при условии их соответствия общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета в стране-экспортере.

Расходы по проектированию, художественному оформлению, дизайну и т.д. учитываются в стоимости оцениваемых товаров в размере, оплаченном производителем. Повторный учет одних и тех же данных недопустим.

Прибыль, коммерческие и управленческие расходы учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени.

Если эти сведения не соответствуют информации, имеющейся у таможенного органа по товарам одинакового класса или вида с оцениваемыми товарами, произведенными в стране экспорта для ввоза в Россию, то сумма прибыли и расходов (коммерческих, управленческих) рассчитывается по данным других источников.

В случае уточнения расчетной стоимости товара на основе информации таможенных органов последние обязаны по запросу декларанта представить данные об источнике и механизме расчетов. Эту норму следует расценивать как дополнительную защиту интересов декларанта.

Отметим, что таможенные органы теперь не имеют права требовать от иностранных лиц документы, подтверждающие расчетную стоимость. Документы могут быть представлены только на добровольных началах. При этом представленная информация производителей может проверяться таможенными органами только в соответствии с международным законодательством и международными договорами России.

Резервный метод (метод 6)

Этот метод используется, когда невозможно применить все предыдущие методы. Мировая практика рассматривает метод 6 как гибкое использование всех пяти методов с соблюдением принципов таможенной оценки.

Метод 6 имеет следующие особенности:

. За основу таможенной стоимости принимается:

стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в другой стране;

таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая по методу вычитания или сложения.

. При определении таможенной стоимости допускается:

разумное отклонение во времени ввоза идентичных, однородных и оцениваемых товаров при условии, что за основу таможенной стоимости принимается стоимость сделки с идентичными или однородными товарами;

отклонение во времени при продаже товаров на внутреннем рынке России при условии оценки таможенной стоимости на основе метода вычитания.

По сравнению с прежним порядком процедура применения резервного метода значительно упрощена.

Следует обратить внимание, что в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы:

цена товара:

на внутреннем рынке страны-экспортера,

поставляемого из страны его вывоза в третьи страны,

произведенного в России и реализованного на ее внутреннем рынке,

предусматривающая принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров при использовании метода сложения;

произвольные или фиктивные стоимости;

минимальные таможенные стоимости.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2. Основы таможенной оценки по стоимости сделки с однородными товарами

2.1 Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами

В соответствии с нормой, закрепленной абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в случае невозможности определения таможенной стоимости товаров с использованием метода 1.

При этом метод 3 - метод по стоимости сделки с однородными товарами применяется последовательно, в случае невозможности применения метода 2.

Суть метода 3 - "Оценка по цене сделки с однородными товарами" заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Т.е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1.

Кроме того, Закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что, и ввозимые (оцениваемые) товары.

Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.

-й метод применяется при выполнении следующих условий:

) товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;

) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

З) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность).

В ст.5 Закона дано определение однородных товаров "Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации".

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

страна происхождения;

производитель.

При использовании 3-го метода определения таможенной стоимости необходимо иметь ввиду, что:

а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;

в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные Работы выполнены в Российской Федерации.

Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:

а) Физические характеристики, т.е.

размер и форма;

уровень технических и других характеристик;

метод изготовления.

б) Материалы, из которых изготовлены товары, например:

стеклянные предметы или предметы из пластика;

драгоценные металлы или черные металлы;

ткань или бумага и т.д.

в) Функции и сфера применения, т.е. каковы функции выполняемые данными товарами? Способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?

г) Коммерческая взаимозаменяемость, т.е. примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик)? При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.

При применении метода 3 должна сначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:

а) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;

б) продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;

в) продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах. Требования по приведению условий сделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров одинаковы. В случае, если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.


2.2 Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами

Таможенная стоимость товаров определяется на количественной, достоверной и документально подтвержденной информации. Достоверность информации - подлинность сведений, заявляемых в отношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможенной стоимости.

Количественные элементы информации - это в первую очередь контрактная цена за единицу товара, количество товара и другие сведения, влияющие на величину таможенной стоимости товаров. Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должна подтверждаться соответствующими документами.

При определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с однородными товарами для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются документы:

грузовую таможенную декларацию и декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2);

договор купли-продажи (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);

счет-фактуру (инвойс);

банковские платежные документы (если счет был оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

транспортные (перевозочные) документы;

страховые документы, если они имелись в зависимости от условий поставки;

счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможенной стоимости;

акт таможенного досмотра, акт повторного таможенного досмотра (если он производился);

таможенная декларация страны отправления (если она имеется);

другие документы, которые были представлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1 в отношении однородных товаров: упаковочные листы; лицензия на товары, ввоз которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия и др.

Декларация таможенной стоимости (далее - ДТС) является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.

ДТС представляется таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, при декларировании товаров одновременно с подачей грузовой таможенной декларации и другими необходимыми для таможенных целей документами в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

К таможенному оформлению должна быть представлена составленная в двух экземплярах ДТС, которые подписываются и удостоверяются в порядке, установленном пунктом 17 Инструкции, а также ее электронная копия.

После принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости один экземпляр ДТС остается в таможенном органе, другой экземпляр передается декларанту.

При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами заполняется ДТС-2.

ДТС-2 состоят из двух основных листов: первого листа, содержащего сведения, распространяемые на все декларируемые в одной ГТД товары, и второго листа, в котором указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости. Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными.

При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами второй лист ДТС-2 имеет установленный для этого метода вид.

В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы, например, следующие документы:

контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;

счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;

бухгалтерская документация;

лицензионные или авторские соглашения;

экспортные (импортные) лицензии;

складские квитанции;

заказы на поставку;

каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;

калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскому покупателю);

другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров. Этот принцип вытекает из положения об определении таможенной стоимости товаров методами, установленными Законом РФ "О таможенном тарифе", и затрагивает случаи, когда непонятно, на основе какой информации и каким образом рассчитывается таможенная стоимость. То есть еще раз подчеркивается необходимость, чтобы все данные для расчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными.

С целью всестороннего и комплексного контроля таможенной стоимости было выпущено Соглашение государств-членов Таможенного союза от 12 декабря 2008 года "О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".

Контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости со стороны таможенных органов выражается в комплексе мероприятий, который включает в себя в том числе:

проверку соответствия сведений о товаре, заявленных в таможенных документах (и частности, в ГТД, ДТС, ДКД), сведениям о товаре, содержащимся в коммерческих документах, представленным в ходе таможенного оформления;

проверка достаточности документов для принятия решения по таможенной стоимости, представленных при таможенном оформлении;

проверка соблюдения декларантом при определении таможенной стоимости требований законодательства Российском Федерации, в частности, требований п.2 ст. 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (о структуре таможенной стоимости);

проверка достоверности представленных документов;

сравнение таможенной стоимости товара, указанной декларантом в таможенных документах, с имеющейся у таможенного органа ценовой информацией (уровнем цен) о товарах аналогичных с оцениваемыми.

Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, является основанием для возникновения сомнений в ее достоверности и назначения необходимых проверочных мероприятий.

Для контрольно-аналитических и технологических целей выделяют три этапа контроля таможенной стоимости.

Первый этап - контроль при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств - включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, по контролю таможенной стоимости (включая процедуру ее корректировки, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости в соответствии с их компетенцией.

Второй этап - контроль, осуществляемый при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль).

Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при производстве таможенного оформления (например, от перевозчика, банка, страховых организаций, органов статистики и т.д.).

Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то в установленном порядке осуществляется ее корректировка.

Третий этап - контроль, осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (внешняя проверка). К этому этапу относятся все действия таможенных органов, к компетенции которых в соответствии с установленным порядком относится проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, касающихся, среди прочего, правильности определения таможенной стоимости.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:

о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;

о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Принятое решение отражается на первом листе декларации таможенной стоимости в поле "Для отметок таможни", а в тех случаях, когда она не заполняется, - в графе "С" основного листа ГТД, в виде одной из следующих записей с указанием цифрового кода по классификатору решений таможенного органа по таможенной стоимости товаров:

"ТС принята",

"ТС уточняется",

"ТС подлежит корректировке".

В случае если уточнение таможенной стоимости требуется не по всем товарам, декларируемым в соответствии с рассматриваемой ГТД, то из граф 32 основного и добавочных листов ГТД, заполненной согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, указываются номера товаров, по которым необходимо такое уточнение.

Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость.

После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком.

Уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.

После получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение:

о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трех рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений.

По результатам контроля таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов могут принять решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей.

Решение таможенного органа по таможенной стоимости может быть обжаловано в соответствии с установленным порядком.

Нарушение вышеуказанного порядка контроля таможенной стоимости, как со стороны таможни, так и со стороны декларанта, ведет - в первом случае к последующему аннулированию судом или вышестоящим таможенным органом принятого решения по таможенной стоимости, а во втором случает к отказу декларанту в принятии заявленной стоимости по методу 1 и последующему определению ее величины другим методом.

Заключение

В ходе проделанной работе была рассмотрена одна из актуальных тем таможенного регулирования внешней экономической деятельности: таможенная оценка товаров.

Таможенная оценка товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары.

Важнейшим законодательным актом по вопросам таможенно - тарифного регулирования является Закон РФ "О таможенном тарифе", принятый в 1993 году. Закон содержит основополагающие принципы и понятия государственного метода таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В законе четко определены понятия: таможенная и особые виды пошлин, таможенная стоимость и методы ее определения, принципы определения страны происхождения товара и тарифные льготы.

В целях совершенствования таможенного регулирования, усиления администрирования вопросов определения таможенной стоимости Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"" в его текст были внесены существенные коррективы. Изменения, вступившие в силу 1 июля 2006г., касаются описания методов определения таможенной стоимости товаров, а также трактовки основных используемых понятий.

В основе определения таможенной стоимости ввозимых товаров по-прежнему лежит общепринятая международная практика и сложившиеся на ее основе методы определения таможенной стоимости. Изменения коснулись, в основном, ключевого термина в названии каждого из шести методов. А именно вместо "метода по цене сделки…" введен термин "по стоимости сделки…".

Важным также является урегулирование и обеспечение достоверности ценовых показателей, так как таможенная стоимость лежит в основе расчета основных таможенных платежей. Практика подтверждает, что организационные условия реализации требований законов не обеспечивают достоверность ценовых показателей. Существует огромный разрыв между мировыми и контрактными ценами, между ценами в торговле со странами СНГ и дальнего зарубежья.

В новой редакции закона конкретизировано понятие однородных товаров, что позволяет исключить двойственность толкования этого понятия.

Ввозимый товар оценивается по стоимости сделки однородного по отношению к нему товара. Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутация на рынке, наличие товарного знака. Если товары имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуются одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признать однородными.

В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работы выполнены в России. Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявления товаров того же производителя на территории РФ. Однородные товары должны быть проданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость их корректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкая из цен.

В результате, можно сказать, что были проделаны умения связать всю информацию для предоставления общей картины данного явления.

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты

1. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. №5003-1 (ред. от 28.06.2009)"О таможенном тарифе".

. Постановление правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №500 (ред. от 02.10.2009)"О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

. Приказ ФТС России от 11.08.2006 №762.

. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ.

. Таможенный кодекс Таможенного союза с изменениями и дополнениями в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16.04.2010

2. Литература

1. Сухарева И.В. Таможенная стоимость товаров: новое в процедуре заявления и корректировки // Иностранный капитал в России. - 2007. - с.74-78.

. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - с.512.

. Травинский П.С. Таможенная стоимость товаров и правоприменительная практика. - М. Московская бизнес школа, 2007.

3. Интернет источники

1. http://www.customs.ru <http://www.customs.ru>

. http://www.garant.ru <http://www.garant.ru>

. http://www.consultant.ru <http://www.consultant.ru>

. http://www.Таможня.ru


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!