'История украинской культуры' как наука и учебная дисциплина

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

'История украинской культуры' как наука и учебная дисциплина















Контрольная работа

«История украинской культуры» как наука и учебная дисциплина

Содержание

1. Возникновение понятия «культура» и его современное значение

. Структура и основные функции культуры

. Культура как способ национальной самоидентификации

. Основные черты украинской ментальности

Литература

1. Возникновение понятия «культура» и его современное значение

Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека римский философ М. Т. Цицерон в 45 г. до н.э. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие - пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV - н. XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культу-ру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. - века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.

Однако если первоначально представление о культуре формиро-валось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно до-полнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX - н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре - «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.

Фрмирование украинской культурологической мысли было связано с украинским философом Г. Сковородой, который впервые поста-вил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с «внутренним» человеком, Сковорода заложил традиции национальной «философии сердца» (кардио-софии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефо-дьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средо-точия божественного и земного.

Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов - Н. Костомарова, И. Нечуй-Левиц-кого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоно-вича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потеб-ни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возмож-ность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.

В современной украинской культурологи продолжают тради-ции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забуж-ко.

Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.

2. Структура и основные функции культуры

В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:

а) описательные;

б) исторические;

в) нормативные;

г) ценностные;

д) структурные;

е) символические;

ж) идеологические;

з) психологические.

Такое многообразие перечисленных групп определений подтвержда-ет тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение куль-туры ─ важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечело-веческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.

Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.

Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.

К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:

интеллектуальные (наука, образование);

эстетические (искусство и литература);

этические (мораль);

социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);

религиозные.

Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответ-ствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.

Научные ценности - это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.

Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступ-ках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человечес-ких отношений.

Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.

В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура ─ это синтез лучших достижений всех нацио-нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.

Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления ─ вот диалектика современного культурного процесса.

В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его цен-ностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.

Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.

Массовая культура - порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура.

Элитарная культура (от фр. Elite - отборное, выбранное, лучшее) - это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.

Различают политические и культурные элиты.

Субкультура - это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претен-дуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.

Контркультура - это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтар-ства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.).

Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контр-культуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.

Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность - не возможны вне культуры.

Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:

. Информативная (исторической преемственности). Ее зада-ча заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.

. Познавательная (гносеологическая) направлена на система-тизацию знаний, познание мира и человека в нем.

. Нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

. Ценностная (аксиологическая) отражает качественное состоя-ние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.

. Знаковая (семиотическая). В результате изучения существу-ющих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происхо-дит овладение достижениями культуры.

. Человекотворческая (социализации). Главной ее целью явля-ется формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.

. Культура как способ национальной самоидентификации

Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции З. Фрейда, который рассматривал ее как попытку ребенка перенять поведение родителей и таким образом, уменьшить чувство страха перед окружающим миром. Его последова-телем Ж. Лаканом были более подробно описаны этапы и механизмы процесса самоидентификации, как необходимого условия вхождения в социокультурное пространство, помогающие человеку овладеть различ-ными видами деятельности.

Самоидентификация ─ это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом. Можно выделить семь уровней самоидентификации:

социально-профессиональный;

семейно-клановый;

национально-территориальный;

эволюционно-видовой;

половой;

духовный.

Социально-профессиональный уровень определяется утвержде-ниями типа: я - инженер, я - богатый, я - уважаемый гражданин.

Семейно-клановый уровень определяется утверждениями: я - мать, я - дядя, я - друг и т.п.

Национально-территориальный уровень: я - украинец, я - рос-сиянин, я - славянин; я - европеец.

Религиозно-идеологический: я - православный, я - мусульманин, я - коммунист, я - демократ, я - пацифист. Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе и связанной с ней системе ценностей.

Эволюционно-видовой: я - человек. Сама декларация «я - чело-век» несет гораздо большую нагрузку, чем просто обозначение принадле-жности к биологическому виду. Для разных людей быть человеком озна-чает не одно и то же.

Половой уровень идентификации: я - мужчина, я - женщина. Это один из самых глубоких уровней идентификации, исследование которого может дать исключительно ценную информацию о бессознательном составляющем личности.

Духовный уровень едва ли можно выразить словами. Это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом или Вселенским разумом. Он связан только с личным духовным опытом.

В современных условиях, при достаточно свободной миграции, по-требность в социокультурной самоидентификации чрезвычайно важна. Этот процесс происходит в результате добровольного и разумного избра-ния той религии, национальной или социальной общности, к которым человек чувствует свою принадлежность.

Культурная идентификация - это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чув-ством индивидуальной самотождественности, т. е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устройства, прежде всего с культурной традицией. Когда человек приходит в мир, он «погружается» в определенную культурную «наследственность», которую усваивает от окружающих его людей

Ведущую, но не всегда определяющую роль играет национально-этнический аспект. К наиболее общим чертам, которые характеризуют национальную идентич- ность относят:

а) историческую территорию;

б) язык, верования, традиции;

в) культурные ценности;

г) нормы и законы, действующие в обществе.

Национально-этническое сознание предполагает идентификацию человека с определенным историческим прошлым его нации, этноса. Мировоззрение этнического сообщества выражается не только через констатацию «общей крови» или наличие общих психофизиологических признаков, но главным образом через выработку целой системы отличительных символов (эмблем, святынь, мифов, легенд). Однако в современном индустриальном обществе с глобальными информацион-ными системами и свободой передвижения, национальная идентичность испытывает значительные изменения, которых не знало традиционное общество. Этническая маргинальность, космополитизм стали достаточно распространенными явлениями. Поэтому не всегда этнос характери-зуется единством территории или кровным родством. Он шире кровно-родственных отношений. Представители одной и той же этнической группы могут быть отдалены друг от друга, подвергнуться коллективному изгнанию, миграции, проживанию долгое время в окружении других народов, даже утратить такой безусловный признак общности, как язык, при этом все равно сохранять ярко выраженную этнокультурную определенность.

Национальная идентичность украинцев имеет собственную специфику. Это связано с рядом факторов. Во-первых: процесс нацио-нального строительства всегда шел с опозданием в то время, когда большинство европейских наций уже прошли этот этап. Во-вторых: несмотря на то, что Украина является независимым государством, в соз-нании людей еще не достаточно прочно укоренились принципы демокра-тии и политической культуры. В-третьих: Украина пока еще остается страной с двумя культурами (Восточной и Западной), различающимися языком, религией, историческим прошлым.

В настоящее время в украинской культуре все еще можно наблюдать доминирование фольклорных форм, отсутствие подлинной элиты, консерватизм, отстраненность от глобаль-ных процессов. Пока еще не сформировалась концепция ни обще-принятой, ни официальной, ни национальной истории. Это объяс-няется тем, что современная Украина сложилась из нескольких крупных регионов. Галиция, Закарпатье, Полтавщина, Крым, Донбасс, Киев, Харьков, Одесса - все эти и многие другие области и города имеют разную, подчас не зависящую друг от друга историю. Поэтому процессы консолидации украинской нации пока еще далеки от завершения. Для Украины, как целостного государства, требуется новое прочтение национальной истории - главной основы национального самосознания. Следует отходить от старых стереотипов, создавать новые идеалы, образы, формы и идентификационные модели.

Национальная идентичность необходима, так как завершает генезис нации, «достраивает» ее до исторически реальной целостности, помогает нации сохраниться.

. Основные черты украинской ментальности

Типологизация любой национальной культуры осуществляется через ее ментальность.

Ментальность - это совокупность устойчивых духовных ценнос-тей, навыков, привычек, стереотипов поведения, символов и образа мышления, которые отражают представления этнической общности лю-дей (определенной эпохи, географической области и социальной среды) об окружающем мире. Ментальность обусловливает мотивы поведения и поступки людей, закрепляется в их сознании в процессе общения.

Формирование национального менталитета связано с рядом исто-рических, социальных, геополитических, культурных и природных факто-ров.

Относительно Украины природа распорядилась довольно щедро. Мягкий климат, плодородная земля, богатые природные недра, водные и лесные ресурсы - все это было хорошей предпосылкой для развития этноса. Природа действительно наложила отпечаток на формирование многих черт национального характера и украинского менталитета. Плодородной почвы всегда было здесь в достаточном количестве, что исключало конкурентную борьбу за распределение земельных ресурсов и формирование социальных групп с противоположными интересами.

Такое сосуществование в условиях полного изобилия имело (в ментальном аспекте) свои положительные и отрицательные моменты. Первым позитивом было то, что украинцы не воспринимали автокра-тических и деспотических форм правления, которые обычно возникали только в условиях максимальной вражды в обществе. Мягкие природно-географические условия заложили фундамент свободолюбия, спонтан-ности, эмоциональности и здорового индивидуализма. Вторым позитивом была минимальная репрессивность, а, следовательно, и минимум запре-тов, притеснений. Однако та же природа размягчила характер украинцев. Так как известно, что если неблагоприятные природно-географические условия стимулируют развитие активности, сплоченности социальной общности, то благоприятные условия расхолаживают и вызывают социальную пассивность.

Кроме этого на украинскую ментальность негативно повлияли следующие факторы: во-первых, отсутствие консолидации между соци-альной верхушкой и социальными низами. Такое положение не способ-ствовало созданию общих целей. Во-вторых, прерывность в развитии собственной истории, вследствие того, что территория современной Украины постоянно подвергалась попыткам аккультурации со стороны различных по происхождению этнических групп и народностей. В-третьих, постоянные миграционные процессы, формирующие в общест-ве ощущения маргинальности. Свое место в мире украинский народ всегда осознавал как жизнь на перекрестке различных этнических, рели-гиозных, политических, культурных традиций.

Представления о своем месте в мире определили типы поведения украинцев:

а) авантюрно-казацкий, ориентированный на борьбу с врагами, ры-царские добродетели, защиту веры и границ, развлечения;

б) «скрытого существования», характеризующееся уходом в себя.

Первый тип поведения - экстраверт, для которого характерна внеш-няя активность. Второй тип - интроверт, для которой характерна выработ-ка собственных взглядов.

Факт существования двух типов поведения представляет собой про-явление пограничной жизни в сознании. Различные типы социального поведения обусловили и национальные типы украинца. Наиболее извест-ный и популярный тип казака-воина, эпикурейца, жизнелюбивого оптимис-та. Второй тип - это так называемый «сковородиновский человек», то есть человек, нацеленный на свой внутренний мир, постоянную работу над собой, личное самосовершенствование.

Доминантой, определяющей специфику украинской менталь-ности, является язык. Именно он был в течение веков носителем украинской культурной идентичности. Мировосприятие украинцев отра-жалось не столько в философских и естественнонаучных трактатах, сколько - в поэзии, кобзарском эпосе, фольклоре, песнетворчестве. Для каждой национальной культуры язык олицетворяет ее святыни, ее генетический код, основу государственности. Он, как важный признак, отражает степень развития культуры народа, национального сознания. Глубокие мысли о национальном языке нашли отражение в работах

И. Огиенко и А. Потебни.

Своеобразие ментальных черт украинской национальной культуры определяют архетипы.

Архетипы - это архаические культурные первоначальные образы (праобразы), представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; определенные ценностные ориентации, которые прорастают через пласты истории и сохраняют свое значение и смысл в современной культуре.

Самыми известными символами украинской культуры являются образы Матери-Земли, которые символизируют плодовитость земли, мягкость пейзажа, мирную жизнь в согласии с природой, окружающей средой. Данный архетип определяет уважительное отношение к женщине в украинском обществе, обладающей доброжелательностью, мягкостью, трудолюбием, душевной эмоциональностью. Признание ее особой роли как хозяйки и воспитательницы в семье. Украинская женщина всегда занимала равное место с мужчиной, активность которого проявлялась, прежде всего, в экстремальных ситуациях.

К характерным свойствам украинской ментальности относится индивидуализм. Который характеризуется не как активный, а как созерцательный. Такой тип индивидуализма формирует самодостаточность, которая побуждает не к выходу в общество, а к изоляции от него: внешний мир, который не касается непосредственных потребностей и интересов человека, не существует или не интересует его. Поэтому украинцам присуще глубокое уважение к традициям, осторожность к нововведениям, стремление к постоянству, хозяйская жилка. В тоже время украинцы - это мобильная нация, всегда стремящаяся к стран-ствиям и преследующая практические цели.

Эмоционально-чувственный характер украинской ментальности нашел свое проявление в эстетизме традиционной обрядности, юморе, сердечности. Бескрайние степи, стремительные реки, укромные уголки лесов не оставляли равнодушными никого, пробуждали поэтическое вдохновение и воображение художников, поэтов, писателей. Почти все жизненные ситуации украинский народ пытался наполнить красотой, ее высшее проявление он видел в природе, считал своим идеалом естественную красоту.

Произведения украинской художественной культуры насыщенны поэтичностью и лиричностью, полны трагизма, светлой печали и героизма, исходящих из самой жизни украинского народа. Обозначенные качества украинской художественной культуры не исчерпывают ее многогранность и глубину, хотя и дают представление о ее самобытность, неповторимость. Эти качества проявляются во всех компонентах худо-женственного процесса, но более всего связаны с народным творчеством. Таким образом, культурная жизнь на украинских землях создавала специфическую художественную систему, отражала сущность украинской ментальности, оказалась способной проявить свои индивидуальные особенности в тесной связи с европейской и общечеловеческой культурой.

Литература

украинский культура ментальность

1.Гуревич П.С. Культурология. - М., 2009.

.Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2007.

.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2006.

.Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. - М., 2008.

.Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2006.

.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2007

Похожие работы на - 'История украинской культуры' как наука и учебная дисциплина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!