Показатели
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Число субъектов малого предпринимательства(СМП), единиц
|
10799
|
10874
|
Число малых предприятий
|
3170
|
3255
|
Доля налоговых поступлений СМП в общем объеме бюджетных
поступлений, в%
|
17,4
|
24,8
|
Изменение динамики
развития малого и среднего предпринимательства объясняется общей макроэкономической
ситуацией в городе Орске, Оренбургской области и стране в целом.
Изменилась
структура малого бизнеса, большая часть предприятий малого бизнеса
сконцентрирована в торговле и общественном питании - 43%, в промышленности -
22%, в строительстве - 16% и в бытовом обслуживании -3%. Преобладающую в ней
сферу торговли вытесняет строительство, промышленное производство.
Сегодня отраслевая
структура предпринимательства подтверждает, что непроизводственная
сфера более удобная для развития бизнеса города Орска, но нужно отметить, что в
течение последних лет в городе заметен процесс укрепления предприятий. Большая
их часть в результате модернизации производства, установки новых линий по
выпуску и переработке продукции заметно увеличивает штат сотрудников,
увеличивает производственные площади. На большинстве предприятиях малого
бизнеса наблюдается рост заработной платы.
Основным
показателем развития бизнеса является концентрация малых предприятий. Учитывая
существующие показатели, нужно отметить, что возможности малого
предпринимательства намного выше, поэтому развитие бизнеса в городе находиться
в числе главных задач.
На основе анализа
развития предпринимательства в городе в 2005-2007 годах нужно сказать, что.
Несмотря на улучшение финансово-экономических и правовых условий для
функционирования предпринимательства на территории Орска, главными проблемами,
которые препятствуют его развитию, являются: сложный доступ субъектов
предпринимательства к инвестиционным и финансовым ресурсам; малое количество
помещений для осуществления предпринимательской деятельности и отсутствие
информации о свободных земельных участках; низкая активность малого и среднего
предпринимательства в решении социальных проблем; низкая развитость системы
общественных объединений малого и среднего предпринимательства в решении
вопросов связанных с правовой защитой своих интересов; нехватка
квалифицированных рабочих кадров; необходимость увеличения образовательного и
информационного уровня предпринимателей; проблемы развитии экспортно-ориентированного
и инновационного малого предпринимательства; сложность доступа к стартовому
капиталу для начинающих предпринимателей; отсутствие социальной незащищенности
работников в сфере малого предпринимательства, различного рода нарушения в
трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, которые вызывают
текучесть кадров в предпринимательской среде; низкое развитие комплекса
финансовых услуг для отдельных, социально-значимых категорий малых,
средних и микро-предприятий; низкий уровень официальной заработной платы и
прожиточного минимума.
Преодоление
имеющихся проблем и дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства
возможно только в результате целенаправленной работы. Для этого необходимо
создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания
полной и адресной помощи в разных направлениях информационных, образовательных,
имущественного обеспечения, консультационных, научно-технических,
технологических, финансовых, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания
деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная
потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Главным
инструментом внедрения политики по поддержке малого и среднего
предпринимательства для органов местного самоуправления является Программа «О
поддержке и развитии малого предпринимательства в городе Орске на 2007-2011
годы».
Муниципальная
целевая программа «О поддержке и развитии малого предпринимательства в г. Орске
на 2007-2011 годы» (далее Программа) утверждена решением Орского городского
Совета депутатов. В первом полугодии 2011 года Программа реализовывалась в
рамках муниципальной целевой программы реформирования муниципальных финансов.
Принимая во
внимание, что мероприятия Программа 2005-2007 годов были выполнены не полностью,
Программа на 2007-2011 годы включает не потерявшие актуальность мероприятия и
будет продолжением развития системы поддержки предпринимательства в городе.
Главной задачей
этой Программы является создание условий, которые способствуют устойчивому развитию
и функционированию субъектов предпринимательства. Это будет способствовать
повышению эффективности и социальной направленности экономики города, которые
обеспечивают развитие сферы производства товаров, работ и услуг, а также
стабилизации и росту налоговых поступлений в бюджет города и появления
дополнительных возможностей занятости населения. В Программе отражены
организационные, правовые и экономические меры, способствующие ее реализации,
выделены приоритетные направления развития малого предпринимательства, имеющие
большое значение для социально-экономического развития города.
Эта программа
состоит из важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации
программы и комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий
для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в городе Орске.
2.2
Виды финансовой поддержки на областном и муниципальном уровне
Виды финансовой
поддержки субъектам малого предпринимательства в Оренбургской области:
предоставление гарантий по кредиту, предоставление грантов за счет средств
областного бюджета начинающим предпринимателям на создание и развития
собственного бизнеса, гранты начинающим малым предприятиям в инновационной
сфере, субсидирование за счет средств областного бюджета, микрофинансирование.
1. Правительством
Оренбургской области создан «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего
предпринимательства Оренбургской области». Основная цель фонда выдача гарантии
по кредиту (в случае если предпринимателю не хватает полновесного обеспечения
при оформлении кредитной сделки). Срок действия гарантии не может превышать
трех лет, и ее размер составляет не более 50 процентов от обеспечения по
кредиту. Стоимость поручительства - не более трех процентов от размера кредита.
Конкретный размер платы для каждого заемщика устанавливается решением Правления
фонда. Для получения гарантии предприниматель должен обратиться в один из трех
банков - ОИКБ «Русь», ОАО «Банк Оренбург» и ОАО «Оренбургский филиал АКБ
«Росбанк». В случае нехватки полновесного обеспечения и удовлетворения всем
остальным требованиям, банк обязан направить заявку предпринимателя на
оформление дополнительного поручительства в Фонд. Воспользоваться услугами
Фонда может предприниматель, отвечающий следующим требованиям: регистрация и
осуществление своей деятельности на территории Оренбургской области; отсутствие
задолженности по отчислениям в бюджеты всех уровней; устойчивое финансовое
состояние.
Для получения
гарантии предприниматель должен подать в Фонд следующие документы:
а) заявку
установленной формы на получение поручительства с указанием финансово-кредитной
организации, цели и суммы кредита и требующиеся величины поручительства;
б) письмо или
выписку из решения финансово-кредитной организации о возможности предоставления
кредита;
в) копии
документов, предоставленных в финансово-кредитную организацию для получения
кредита;
г) бизнес-план
или технико-экономическое обоснование кредита;
д) справку
налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным
платежам в бюджеты бюджетной системы;
е) декларацию
по исчислению налогов в зависимости от применяемой системы налогообложения,
сдаваемую в налоговый орган;
ж) справку о
средней численности персонала за последние 6 месяцев (подписанную руководителем
организации);
з) справку о
создаваемых, сохраняемых рабочих местах за период реализации проекта, а также
об объеме будущих налоговых платежей в бюджетную систему (за подписью
руководителя и главного бухгалтера организации);
и) документы,
подтверждающие право собственности на предлагаемое обеспечение по кредиту;
к) проект
кредитного договора с приложением копии графика погашения процентов и кредита;
л) справку об
отсутствии просроченной задолженности перед областным бюджетом, заверенную
организацией, предоставляющей средства.
. Предоставление
грантов за счет средств областного бюджета начинающим (сроком деятельности до
одного года) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и
развитие собственного бизнеса. Гранты предоставляются на конкурсной основе в
соответствии с Порядком предоставления грантов, утвержденным Постановлением
Правительства Оренбургской области №363-и от 10.07.2009 года. Сумма
гранта не может превышать 300 тыс. рублей для одного субъекта. Рекомендуемая
сумма гранта до 200 тыс. рублей. Гранты индивидуальным предпринимателям и
юридическим лицам, зарегистрированным на территории Оренбургской области
производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе на условиях долевого финансирования в размере до 90
процентов целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального
предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской
деятельности, в том числе с арендой помещений, приобретений основных средств и
материалов, за исключением оплаты труда сотрудников субъектов (либо самого
субъекта индивидуального предпринимателя и его наемных работников).
Гранты предоставляются министерством экономического развития, промышленной
политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство) по итогам
заседаний конкурсной комиссии. Приоритетными направления миразвития сферы
предпринимательства являются: внешнеэкономическая деятельность промышленное
производство, производство товаров народного потребления; инновационная и
научно-техническая деятельность; производство и переработка
сельскохозяйственной продукции; транспорт, строительство, жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения; социальная сфера, в том числе
образование, здравоохранение; сфера народных промыслов, в том числе в сельской
местности.
Порядок
предоставления грантов за счет средств областного бюджета начинающим субъектам
малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного
бизнеса.
Гранты субъектам на
создание и развитие собственного бизнеса - субсидии индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным на территории
Оренбургской области - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на
безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования в размере
до 90 процентов целевых расходов по регистрации юридического лица или
индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом
предпринимательской деятельности, в том числе с арендой помещений,
приобретением основных средств и материалов, за исключением оплаты труда
сотрудников субъектов (либо самого субъекта - индивидуального предпринимателя и
его наемных работников). Гранты предоставляются министерством экономического
развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее министерство)
по итогам заседаний конкурсной комиссии.
Целью
предоставления грантов является увеличение количества субъектов малого и
среднего предпринимательства на территории Оренбургской области, снижение
напряженности на рынке труда в условиях финансово-экономического кризиса.
Участниками
конкурсного отбора на предоставление грантов могут быть субъекты: срок
государственной регистрации, которых в качестве индивидуального предпринимателя
или юридического лица составляет на момент обращения за государственной
поддержкой не более одного календарного года; представившие на конкурсный отбор
документы в полном объеме в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка.
Сумма гранта не
может превышать 300 тыс. рублей для одного субъекта.
Государственная
поддержка оказывается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам,
соответствующим определению «субъект малого и среднего предпринимательства», в
соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Государственная
поддержка не может оказываться субъектам: находящимся в стадии реорганизации,
ликвидации или банкротства, ограниченных в правовом отношении согласно
действующему ч законодательству; имеющим задолженность по налоговым
и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации; в
отношении, которых было принято решение об оказании аналогичной поддержки, в
том числе в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы».
Состав конкурсной
комиссии и экспертной группы по предоставлению субъектам грантов на создание и
развитие собственного бизнеса утверждается приказом министерства.
Количество представителей
общественных объединений предпринимателей в составе конкурсной комиссии должно
быть не менее% от общего числа членов комиссии. Отбор конкурсных заявок (далее
- заявки) субъектов осуществляет конкурсная комиссия (далее - комиссия).
Экспертизу конкурсных заявок осуществляет экспертная группа. Комиссия
рассматривает экспертные заключения по бизнес-проекту, принимает решения о
предоставлении грантов или об отказе в их предоставлении. Решения комиссии
оформляются протоколами, которые утверждаются председателем комиссии.
Прием заявок с
документами на получение грантов (далее заявок) начинается со следующего дня
после ежемесячного опубликования информационного сообщения о проведении
конкурсного отбора. Срок окончания подачи заявок 1 декабря текущего финансового
года.
Комиссия
рассматривает заявки субъектов по истечении 15 дней после опубликования
информационного сообщения и принимает решения о результатах конкурсного отбора.
Заседания комиссии проводятся один раз в месяц.
Решение о
победившем в отборе субъекте для предоставления грантов принимается
большинством голосов от общего числа присутствующих членов комиссии. В случае
равенства голосов голос председателя комиссии считается решающим.
Основаниями для
отказа в предоставлении грантовой поддержки являются: не представлены
документы, определенные пунктом 18 настоящего Порядка; представлены
недостоверные сведения и документы.
Конкурсные заявки,
поданные после окончания срока их приема, возвращаются без рассмотрения.
Решения, принятые конкурсной комиссией, могут быть обжалованы в судебном
порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. После
подведения итогов конкурсная комиссия в течение 3 дней направляет победителям
конкурса выписку из протокола заседания конкурсной комиссии.
В случае превышения
объемов заявок на предоставление грантов над лимитом бюджетных средств,
предусмотренных на эти цели, комиссия принимает решение о предоставлении
грантов субъектам: заявки, которых набрали большее количество баллов; подавшим
заявки ранее, при равном количестве баллов.
Субъекты малого
предпринимательства, не получившие гранты, ввиду отсутствия денежных средств на
указанные цели в бюджете текущего года могут повторно подать заявки в следующем
году.
Администрации
муниципальных образований городов (районов) на основании заключенных с
министерством соглашений, осуществляют прием, регистрацию заявок от субъектов
на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов.
Для получения
грантов одновременно с заявкой на участие в конкурсном отборе субъекты представляют
следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации (с
представлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); копия
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с представлением
оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); копии учредительных
документов юридического лица (устав, учредительный договор) (с представлением
оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); выписка из единого
государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (с
представлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); справка
о средней численности работников за последний отчетный период, заверенная
подписью ч руководителя и печатью заявителя (только для юридических
лиц); бизнес-план или технико-экономическое обоснование бизнес-проекта
(участникам конкурса необходимо выдержать структуру бизнес-плана, в
обязательном порядке обозначить стоимость проекта, срок его реализации,
фактический адрес места расположения объекта; справка налогового органа об
исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых
налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней и налоговых санкций, выданная в срок не позднее одного месяца до даты подачи
заявки на предоставление гранта (для действующего предприятия); заверенные
начинающим предпринимателем копии документов, подтверждающих оплату
произведенных расходов за счет собственных средств на реализацию проекта по
созданию собственного дела (договоров, счетов, платежных поручений и другое);
справка о создании новых или сохранении действующих рабочих мест в результате
реализации бизнес-проекта, заверенная подписью руководителя и печатью
заявителя.
Администрации
муниципальных образований городов (районов) проверяют правильность оформления
предоставленных документов, достоверность содержащихся в них сведений, готовят
рекомендацию на бизнес-проект. Весь пакет документов представляют в конкурсную
комиссию. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных
документах, администрации муниципальных образований городов (районов)
возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Оценка
бизнес-проектов производится по шкале 0-5 баллов по следующим критериям:
а) соответствие
бизнес-проекта приоритетным направлениям развития сферы предпринимательства:
внешнеэкономическая деятельность; промышленное производство, производство
товаров народного потребления; инновационная и научная деятельность,
техническая деятельность; производство и переработка сельскохозяйственной
продукции; транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое
обслуживание ч населения; социальная сфера, в том числе образование,
здравоохранение; сфера ремесел и народных промыслов - 4 балла, в том числе в
сельской местности - 5 баллов.
б) новизна,
инновационная направленность, дальнейшие перспективы развития: новизна,
социальная и инновационная направленность бизнес-проекта - 5 баллов; дальнейшие
перспективы развития бизнеса - 4 балла;
в) развитие
молодежного, семейного предпринимательства,
предпринимательства
в сфере незанятого населения, студентов, безработных граждан - 4 балла; в том
числе в сельской местности - 5 баллов.
г) вложение
собственных средств в реализацию бизнес-проекта: в размере от 20 до 50 процентов
- 2 балла; в размере от 50 до 100 процентов - 3 балла; в размере свыше 100
процентов - 5 баллов.
д) сохранение и
создание новых рабочих мест: сохранение рабочих мест - 2 балла; сохранение и
создание до трех новых рабочих мест 3 балла; сохранение и создание от четырех
до десяти новых рабочих мест - 4 балла; сохранение и создание свыше десяти
новых рабочих мест - 5 баллов;
г) наличие
ходатайства администрации муниципального образования, на территории которого
планируется реализовать бизнес-проект - 5 баллов.
Субъект, в
отношении которого принято положительное решение (далее - получатель),
заключает с министерством договор о предоставлении гранта на создание или
развитие собственного бизнеса в течение 7 дней.
Гранты
перечисляются на расчетные счета получателей после заключения с ними договора в
течение 15 дней, открытые в кредитных организациях в установленном для
исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной
росписью, кассовым планом, в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании
сводных реестров получателей грантов и платежных поручений министерства.
Министерство и конкурсная комиссия осуществляют контроль за целевым
использованием грантов и мониторинг достижения результатов хозяйственной
деятельности получателей с учетом предоставленных грантов.
В случае нарушения
действующего законодательства или настоящего положения, в том числе
в случаях нарушения установленного порядка проведения конкурсов, а также в
случае нарушения договора о предоставлении гранта грантодатель и грантополучатель
несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В случае не
достижения получателем по его вине ожидаемых результатов хозяйственной
деятельности, указанных в протоколе комиссии, и нецелевого использования
гранта, министерство готовит предложения для рассмотрения на заседании комиссии
вопроса о возврате субъектом выделенного гранта в областной бюджет. Решение
комиссии о возврате гранта оформляется протоколом, который направляется
получателям.
В случае получения
протокола о нарушении условий, установленных при предоставлении грантов,
получатели перечисляют денежные средства на единый счет областного бюджета в
течение 15 календарных дней со дня получения от министерства требования о
возврате гранта.
3. Гранты
начинающим малым предприятиям в инновационной сфере. Постановлением
Правительства Оренбургской области от 29.12.2010 года №943-п утвержден порядок
предоставления грантов за счет средств областного бюджета начинающим малым
предприятиям на создание собственного дела в инновационной сфере на 2010-2011
годы. Гранты предоставляются на конкурсной основе начинающим малым
инновационным предприятиям, созданным не ранее 1 августа 2009 года,
деятельность которых заключается в осуществлении инновационной деятельности, а
также в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной
деятельности (программ для электронных вычислительныхмашин, базданных,
изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений,
топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Грант
предоставляются на условии вложения в проект собственных средств в размере не
менее 10 процентов от запрашиваемой суммы. Объем гранта не должен превышать 500
тыс. рублей на одного получателя.
4. Субсидии за
счет средств областного бюджета направляются на субсидирование части затрат:
1) связанных с
уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными
потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам
сельскохозяйственным кооперативам, являющимся субъектом малого и среднего
предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности в
размере 2/3 произведенных ими затрат, но не более 2/3 ставки рефинансирования
ЦБ РФ, действующей на дату предоставления кредита;
2) связанных с уплатой по кредитам, привлеченным на срок не более
трех лет в российских кредитных организациях кредитными потребительскими
кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления
займов членам кооперативов, являющимися субъектами малого и среднего
предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности - в
размере 1/2 произведенных ими затрат, но не более 1/2 ставки рефинансирования
ЦБ РФ, действующей на дату предоставления кредита;
3) связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не
более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего
предпринимательства, производящими товары (работы, услуги), предназначенные для
экспорта - в размере Ѕ произведенных ими затрат, но не более 1/2 ставки рефинансирования
ЦБ РФ, действующей на дату предоставления кредита;
4) субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с
оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или)
законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров
(работ, услуг), в том числе работ по сертификации - в размере 1/2 произведенных
затрат, но не более 200 тыс. рублей на покрытие расходов, связанных с
получением одного сертификата, инее более 600 тыс. рублей на один субъект
малого и среднего предпринимательства;
5) субъектов малого и среднего предпринимательства по аренде
выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за,
рубежом, межрегиональных и региональных выставках-ярмарках - в размере 2/3 произведенных
затрат.
Порядок
предоставления субсидий определен постановлениями Правительства Оренбургской
области №31-п от 04.02.2009 года «О предоставлении из областного бюджета
субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в
рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы», №102-п от
20.03.2009 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего
предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего
предпринимательства на повышение квалификации в рамках областной целевой
программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской
области на2009-2011 годы» и приказом министерства экономического развития и торговли
Оренбургской области №29 от 20.07.2009 года «О реализации мероприятий
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства».
Постановлением
Правительства Оренбургской области от 29.12.2010 года №944-п утвержден порядок
предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства
Оренбургской области на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды
(лизинга). Субсидии предоставляются на конкурсной основе.
Возмещению подлежит
часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с
уплатой первого взноса при заключении договора лизинга - в размере 30 процентов
первого взноса, но не более 1 млн. рублей по одному договору, и уплатой
процентов по договорам лизинга - в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ,
действующей на момент уплаты процентам субъектам.
. Положение о
порядке микрофинансирования субъектов малого и микро предпринимательства
«Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства
Оренбургской области».
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О
развитии малого и среднего «* предпринимательства в Российской Федерации»,
Законом Оренбургской области от 17.11.1997 г. №193/61-ОЗ «О государственной
поддержке малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области».
Положение устанавливает условия и порядок оказания финансовых услуг субъектам
малого и микро предпринимательства, осуществляющим любые виды коммерческой
деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации, на
территории Оренбургской области. Микрофинансирование является видом финансовой
помощи малообеспеченным, экономически активным людям с целью повышения их
уровня жизни и обеспечения самозанятости, а также расширения бизнеса
предпринимателей,позволяющее получить доступ к кредитам банков. Под
микрофинансированием понимается заем денежных средств в размере до 600 тыс.
рублей, на срок не более 12 месяцев, с начислением процентов по ставкам,
установленным настоящим Положением.
При прочих равных
условиях преимущества при получении микрозаймов имеют субъекты малого и микро
предпринимательства, признанные в установленном порядке приоритетными и имеющие
рекомендации организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Условия
предоставления микрозаймов.
Микрозаймы
предоставляются субъектам малого и микро предпринимательства, в том числе
индивидуальным предпринимателя без образования юридического лица,
зарегистрированным в установленном порядке на территории Оренбургской области.
Микрозаймы предоставляются заемщикам на осуществление деятельности,
предусмотренной уставными документами, на договорной основе при соблюдении
принципов целевого использования, обеспеченности, срочности, платности,
возвратности. Микрозаймы предоставляются заемщикам при условии обеспечения
исполнения обязательств в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации. Виды обеспечения исполнения обязательств могут использоваться как
самостоятельно, так и комплексно. При этом размер обеспечения должен превышать
не менее чем в 1,5 раза сумму основного долга и процентов за> использование
микрозаймом. При принятии в залог имущества фонд может требовать его
страхования за счет заемщика. Все расходы, связанные с оформлением необходимой
документации, несет заемщик. Условия предоставления микрозаймов зависят от
уровня, на котором находится предприниматель, претендующий на получение
микрозайма. Переход между уровнями определяется балльной оценкой претендента.
Все заемщики начинают с первого уровня. Настоящим Положением установлено три
уровня участия заемщиков вмикрофинансировании.
Три уровня участия
заемщиков в микрофинансировании
Баллы начисляются
заемщиком за своевременное внесение платежей по микрозайму и отсутствие
пролонгации (5 баллов), принятие на себя солидарно ответственности за другого
заемщика (2 балла), своевременное исполнение поручителем своих обязательств по
договору поручительства (5 баллов). Количество баллов уменьшается, если
заемщиком допущены: просрочка выплаты процентов (-3 балла), несвоевременный
возврат суммы займа (-10 баллов), пролонгация договора займа (-6 баллов), а
также поручителем допущены (при неисполнении должником своих обязательств по
договору займа): просрочка выплаты процентов (-1 балл), несвоевременный возврат
суммы займа (-7 баллов), пролонгация договора займа (-3 балла).
Рассмотрение
заявки.
Заемщик
предоставляет в Фонд заявку и анкету по установленным формам, а также
необходимые для заключения договоров займа и обеспечения документы. Копия всех
листов паспорта заемщика (при предоставлении оригинала). Копия документа на
выбор (все листы): водительское удостоверение, военный билет; карточка ПФ РФ;
загранпаспорт, копияч документа, подтверждающего урегулированные отношения с
органами, призыв на военную службу (для мужчин в возрасте до 27 лет), копия
документа об образовании (при наличии). Копия документов о собственности семьи
(при наличии), копия кредитной истории (при наличии), свидетельство о
регистрации в ИФНС. Финансовая отчетность должна быть предоставлена за
последний истекший отчетный период в случае, если с даты окончания отчетного
периода прошло более 30 отчетных дней. В случае если с даты окончания
последнего отчетного периода прошло менее 30 календарных дней, может быть
предоставлена отчетность за предшествующий отчетный период. В случае, если
последний отчетный период является завершающим в календарном году, отчетность
может быть предоставлена в следующие сроки: 3 календарных месяца плюс 30
календарных дней. Финансовая отчетность предоставляется с отметкой ИФНС, либо
при отправке по электронным каналам связи с обязательным предоставлением
квитанции / протокола о принятии в электронном виде плюс документы,
подтверждающие оплату налога на сумму, указанную в отчетности (только для
индивидуальных предпринимателей), либо при отправке по почте с обязательным
предоставлением квитанции об отправке в налоговые органы с приложением описи
отправленных документов плюс документы, подтверждающие оплату налога на сумму,
указанную в отчетности (только для индивидуальных предпринимателей).
Финансовая
отчетность
Юридические лица
для получения займа обязаны предоставить: учредительные документы в последней
редакции; документы, подтверждающие полномочия представителей (протокол общего
собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета) об избрании
единоличного исполнительного органа юридического лица (директора, генерального
директора, президента и т.д.); трудовой договор с единоличным исполнительным
органом либо с лицом, которому переданы функции единоличного исполнительного
органа; приказ о назначении главного бухгалтера, либо справка отдела кадров
(лица, отвечающего за кадровую работу) об отсутствии такой должности в штатном
расписании, либо об отсутствии назначений на эту должность; доверенность на
совершение сделок и представление интересов юридического лица, решение общего
собрания участников о совершении сделки. Копии паспорта руководителя и главного
бухгалтера юридического лица. Справки налогового органа: об отсутствии
задолженности по платежам в бюджет т внебюджетные фонды; о количестве открытых
расчетных счетах юридического лица. Справки из банка: об открытом расчетном
счете, на который будет зачислятся заем, и об отсутствии картотеки и иных
обязательств; по оборотам (суммам приходов и расходов за каждый месяц) за
последние 6 месяцев, заверенное банком. Распоряжение банку о безакцептном
списании задолженности с расчетного счета, заверенное банком. Документы,
относящиеся к обеспечению: залогу и / или поручительству.
Менеджер Фонда
оценивает бизнес и личность заемщика, уровень его платежеспособности и
возможности предоставления займа; посещает место работы и место проживания
заемщика с получением согласия супруга (ги) на заключение договора залога и
составляет письменное заключение о целесообразности выдачи займа. Оценку залога
менеджер по займам осуществляет совместно с экспертом в присутствии
залогодателя. Решение о** предоставлении займа принимается комиссией по выдаче
и возврату займов на основании доклада менеджера по займам, эксперта и
обслуживания. Комиссия о выдаче займов формируется из членов Правления и
работников фонда. Максимальный срок рассмотрения заявки - 14 дней для малых
предприятий, 7 дней - для микро предприятий. Не рассматриваются заявки от
претендентов: находящихся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства
сообщивших о себе ложные сведения; не предоставивших документы, предусмотренные
п. 1 настоящего положения; имеющих просроченную задолженность по ранее
предоставленным на возвратной и платной основе средствам областного бюджета.
Контроль за
осуществлением микрофинансирования субъектов малого и микро
предпринимательства:
Для осуществления
контроля за целевым использованием заемных средств, своевременным возвратом
заемных средств и процентов от их использования Фонд вправе на основании
договора займа: требовать от заемщика любые необходимые документы и информацию,
подтверждающие целевое использование заемных средств; направлять своих
специалистов по местонахождению заемщика для проверки его финансово-хозяйственной
деятельности или наличия соответствующего обеспечения суммы займа (заложенного
имущества и условий его содержания).
При нарушении
заемщиком условий договора или возникновении обстоятельств, усиливающих уровень
кредитного риска, Фонд имеет право: требовать изменения условий договора займа;
ограничивать или полностью прекращать предоставление микрозайма заемщику;
предъявить заемщику (поручителю, гаранту) требования о возврате Фонду заемных
средств и процентов за использование ими и / или проводить безакцептное
списание просроченной задолженности со счетов заемщика (поручителя, гаранта).
Ограничения на
предоставление финансовой поддержки малому и среднему бизнесу органами местного
самоуправления и другими органами публичной власти установлены с целью
обеспечить эффективное, целевое использование публичных финансов и добиться
максимальной результативности предпринимательской деятельности в интересах
развития рыночной экономики.
Муниципальным
служащим необходимо тщательно анализировать сведения о деятельности субъекта
малого или среднего предпринимательства, обратившегося за муниципальной
финансовой поддержкой, проверять представленные им документы, пользоваться
иными источниками информации.
2.3
Анализ эффективности мер финансовой поддержки субъектов малого
предпринимательства
Малый бизнес, или
малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких
собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют
социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По
своему уровню жизни и социальному положению, они принадлежат к большинству
населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и
потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого
предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. Действующих
в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым
потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых
предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью
это позволяет чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Вклад малого
бизнеса в экономику области в значительной степени зависит от условий,
созданных для его развития на региональном и муниципальном уровнях. Малый
бизнес - экономическая основа эффективного регионального развития - поэтому
данному сегменту экономики со стороны Правительства области уделяется
повышенное внимание. Особую помощь малому бизнесу оказывает муниципалитет. Речь
идет не только о разработке или реализации муниципальных программ развития
предпринимательства, но и об оказании содействия субъектам малого
предпринимательства при подготовке ими пакетов документов на получение того или
иного вида государственной поддержки. Объем государственной поддержки субъектов
малого предпринимательства, в том числе за счет средств федерального бюджета за
последнее время существенно возрос. В 2011 году на поддержку бизнеса было
направлено 140 млн. рублей из средств областного и около 95 млн. рублей из
средств федерального бюджетов. Начинающим предпринимателям за этот период
выдано 204 гранта на общую сумму около 35,5 млн. рублей. Субсидии на погашение
процентных ставок по кредитам субъектов предпринимательства и
сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также затрат на аренду
выставочных площадей предоставлены 24 субъектам малого и среднего
предпринимательства в размере 12,4 млн. рублей, 5 сельскохозяйственным
кредитным потребительским кооперативам в размере 3,0 млн. рублей и 3 субъектам
малого и среднего предпринимательства за участие в восьми выставках на общую
сумму 130,5 тыс. рублей соответственно. Кроме того, предпринимателями получено
112 микрозаймов на общую сумму около 44,3 млн. рублей. Всего в период действия
программы микрофинансирования на эти цели направлено порядка 177,9 млн. рублей,
что позволило реализовать более 600 бизнес-проектов. В минувшем году
Гарантийным фондом предоставлено 58 поручительств по кредитам субъектом
предпринимательства на сумму 161.6 млн. рублей. В совокупности в рамках
программы предоставления гарантий выдано 110 поручительств на сумму свыше 275
млн. рублей. Благодаря этому субъектам предпринимательства удалось привлечь
более 600 млн. рублей кредитных ресурсов.
Если в 2001 году
расходы областного бюджета на мероприятия господдержки составили 1.7 млн.
рублей, то в 2011 году эта сумма возросла до 187 млн. рублей. Объем
привлеченного на те же цели финансорования достиг 500,0 млн. рублей.
Рост доли малого и
среднего бизнеса во всех отраслях экономики позволяет не только расширить рынок
товаров и услуг, но и создавать новые рабочие места, увеличивать налоговые
платежи в бюджет. Так, за 9 месяцев 2010 года поступления единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого налога. Взимаемого с
применением упрощенной системы налогообложения, достигли 1,4 млрд. рублей, что
на 14,2 процента выше показателей 2010 года.
В настоящее время в
Оренбургской области насчитывается свыше 80 тыс. субъектов малого и среднего
предпринимательства, в том числе: 15,6 тысяч малых предприятий (из них 12,9
тысяч микропредприятия), 59,4 тысяч индивидуальных предпринимателей, в том
числе которых и главы крестьянских (фермерсеих) хозяйств, также в области
работают более 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических
лиц. Они обеспечивают занятость порядка 320 тысяч человек, что составляет почти
30 процентов от всего занятого населения области.
По итогам 2009 года
субъектами предпринимательства показаны следующие результаты: доля малых и
средних предприятий в общем количестве предприятий и организаций области
составляет 40,2 процента; оборот малых предприятий (без учета микропредприятий)
составил около 48,9 млрд. рублей (90,09 процентов к уровню аналогичного периода
прошлого года в действующих ценах); доля оборота малых предприятий (без учета
микропредприятий) в общем обороте организаций по основным видам экономической
деятельности составляет до 17,6 процентов; оборот малых предприятий по видам
деятельности, характеризующим промышленное производство, составил 4 388,7 млн.
рублей; на долю субъектов малого предпринимательства приходится 60 процентов
объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»; субъектами
малого предпринимательства оказано платных услуг населению 37 процентов от
общего объема платных услуг, оказанных населению; субъектами малого
предпринимательства обеспечивается более 72 процентов оборота розничной
торговли; сумма кредитования малого и среднего предпринимательства составила
19,2 процента от общей суммы выданных кредитов.
По итогам 2010 года
предприятиями малого и среднего бизнеса оказывается более 80 процентов объема
бытовых услуг, выполняется 60 процентов объемов строительных работ. Ими
формируется 70 процентов оборота розничной торговли.
На основании Закона
РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон
Оренбургской области об областной программе «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы». На основании
этого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого
предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка
мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных
слоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи. В рамках
мероприятий областной целевой программы «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы» реализованы
проекты по созданию оренбургского областного бизнес-инкубатора, муниципального
бизнес-инкубатора в городе Орске. Созданы и действуют центры поддержки
предпринимательства в г. Ясном, Орске, Новотроицке, в п. Саракташ, п.
Энергетик, Александровском, Новосергеевском и Пономаревском районах.
На основании
распоряжения Губернатора Оренбургской области от 19.10.2007 г. №505-р
разработана и принята программа «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы». Целью данной
Программы является - реализация государственной политики, поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, направленной на
создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и
решение задач социально-экономического развития области. Основные задачи
Программы усовершенствование нормативно-провавой базы Оренбургской области,
регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и
предусматривающей реализацию основных направлений государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства, равноправное взаимодействие субъектов
малого и среднего предпринимательства и органов государственной власти, защиту
прав и интересов предпринимателей; сокращение административных барьеров при
развитии малого и среднего предпринимательства, обеспечение улучшения внешней
среды организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства,
упрощение административно - разрешительной и контролирующей практики. Решение
данной задачи обеспечило развитие предпринимательской активности и прирост
числа субъектов предпринимательства в количестве: в 2009 году-1440 единиц (2,3 процента
к уровню 2008 года); в 2010 году-1536 единиц (2,4 процента к уровню 2009 года);
в 2011 году-1639 единиц (2.5 процентов к уровню 2010 года). Настоящая Программа
разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209 ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а
также на основе анализа современного состояния малого и среднего
предпринимательства в области, тенденций развития малого и среднего
предпринимательства в наиболее развитых регионах России и с учетом результатов
выполнения областных программ развития и поддержки малого предпринимательства в
2006-2008 годах.
Муниципальная
целевая программа «О поддержке и развитии малого предпринимательства в г. Орске
на 2007-2011 годы» утверждена решением Орского городского Совета депутатов от
13.12.2006 года №18-238/237. Основной целью настоящей Программы является
создание благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и
развитию предпринимательства для повышения эффективности и социальной
направленности экономики города, обеспечивающих развитие сферы производства
товаров, работ и услуг, стабилизацию и рост налоговых поступлений в бюджет
города и появление дополнительных возможностей занятости населения. В Программе
отражены организационные, правовые и экономические меры, способствующие ее
реализации, выделены приоритетные направления развития малого
предпринимательства, имеющие большое значение для социально-экономического
развития города.
По итогам
анкетирования участников конференции: предприниматели планируют дальнейшее
развитие бизнеса. Так 88,7 процентов (55 человек) участников опроса планируют
поддерживать и развивать достигнутый уровень развития бизнеса, только трое
планируют сокращение масштабов деятельности и двое ликвидацию бизнеса. На
вопрос: какая поддержка нужна вам для развития бизнеса большинство отметили
следующие меры: финансовая помощь (в том числе гарантии, субсидии, гранты,
микрозаймы) - 48 процентов, устранение административных барьеров (30
процентов), информационная помощь (консультации специалистов, обучающие
семинары) - 19 процентов. Работа администрации в целом оценивается
положительно.
3. Пути
совершенствования финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства
.1
Разработка мероприятий по расширению мер поддержки субъектов малого
предпринимательства в г. Орске
Необходимо
отработать систему положений, определяющих основные цели, задачи, направления
для системного подхода к вопросам развития малого предпринимательства. Целью
данной программы будет являться формирование положительного имиджа субъекта
малого предпринимательства, дальнейшее привлечение в малое предпринимательства
различных слоев населения с целью материализации человеческого потенциала в
улучшении благосостояния людей и создании среднего класса частных собственников,
расширении инноваций в различных сферах деятельности общества, развитие
интеграционных связей с регионами и странами ближнего и дальнего зарубежья. В
соответствии с целями системы, можно выделить партнерства в сфере
малого бизнеса с целью обеспечения социальных гарантий и охраны труда
работников малого предпринимательства.
Для того чтобы
переломить негативный тенденции в сфере развития малого бизнеса в муниципальном
образовании, обеспечить его количественный и качественный рост, необходима реализация
комплекса мер по всем направлениям государственной поддержки малого
предпринимательства, подкрепленных достаточным финансированием. Активная
политика местных органов власти по поддержке малого предпринимательства
позволит минимизировать социальную напряженность, создать в секторе малого
предпринимательства множество новых рабочих мест, компенсировать нарастание
безработицы в других секторах.
В будущем
увеличение числа новых малых предприятий, рост объемов выпускаемой продукции,
продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от
следующих основных условий:
) Искоренение
административных барьеров для развития малого предпринимательства, которые
пагубно влияют на предпринимательский климат. Для этого нужно реализовать
принятые Государственной Думой ФС РФ законы «О дебюрократизации». То есть,
снижение административного вмешательства государства в деятельность малого
предпринимательства необходимо определить на законодательном уровне.
В связи с этим
особую важность приобретает потребность в глубокой проверке полномочий
регулирующих органов, а так же в упорядочении разрешительных, контрольных и
надзорных функций государства в отношении к хозяйствующим субъектам. В
проведении этой проверки могла бы участвовать Российская Академия Бизнеса и
Предпринимательства.
Необходимо жестко
требовать соблюдения требований 294 ФЗ при проведении проверки предприятий,
которые осуществляются различными ведомствами. Применение механизма
государственного регулирования нужно ограничить только задачами обеспечения
безопасности производимой, продукции, защитой интересов социально - уязвимых
групп населения и прекращения практики ввода в заблуждение потребителей.
Для повышения
эффективности действия Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)» считаю целесообразным:
а) провести на
федеральном уровне и утвердить на законодательном уровне инвентаризацию функций
органов государственного контроля для устранения их повторения;
б) обязать все
контролирующие органы вручать руководителям предприятий документ, который дает
право на проведения контроля, его подписывает руководитель контролирующего
органа, так же необходимо знакомить предпринимателей с результатами проверки.
Необходимо
кардинально облегчить регистрацию предприятий, уменьшать количество
лицензируемых видов деятельности. Нужно применять на практике принцип «одного
окна». Эти мероприятия помогут существенно уменьшить коррупционный «пресс»,
минимизировать потери предпринимателей, которые вынуждены придерживать
«резервы» для «отступных». В итоге у субъектов малого предпринимательства
появятся дополнительные финансовые ресурсы, так необходимые для плодотворной
работы. Это будет способствовать росту величины вклада малых предприятий в ВВП,
увеличивать объем инвестиций в основные фонды, улучшать обстановку с оборотными
средствами.
Так же
целесообразным представляется на законодательном уровне утвердить упрощение
системы бухгалтерского учета малого предпринимательства. Необходимо исключить
возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными
актами.
Необходимо
запретить требовать от субъектов малого предпринимательства какую-либо
документацию, которая может быть получена из других государственных источников.
) следующей из
существующих проблем в развитии малого предпринимательства является проблема
неналоговых платежей, которые берутся органами власти, контролирующими и
надзорными органами, например, разнообразные платежи за выделение земельных
участков, получение разрешения на торговлю и строительство.
Необходимо
разделить размеры штрафов налагаемых на малые предприятия, например,
определенный процент от оборота.
заинтересованы в
развитии малого предпринимательства. Но при этом ставки налогов на малое
предпринимательство должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом
случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.
Увеличение
потребительского спроса и преодоление доминирующего (из-за бедности значительной
части населения) консервативного типа потребительского поведения. Это условие
имеет очень важное значение. Небольшой уровень спроса пагубно влияет на
обновление ассортимента товаров и услуг, освоению передовых технологий в
производстве и торговле. В результате торговля и сфера услуг крайне медленно
наращивает объемы заказов оптовикам и производителям.
) систематизация
информации о потребностях предпринимательства в квалифицированных кадрах и
реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками
в области финансов, маркетинга и менеджмента, знакомых со спецификой малого
предпринимательства.
Предложения по
развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства.
В последнее время в
России так и не появилось стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы
поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что большинство банков
представляют большой пакет кредитования для малого и среднего
предпринимательства, сотрудничество банков и малого предпринимательства не
является примером таких отношений. Этому способствует плохая экономическая
ситуация в стране, размытая государственная политика в развитии малого и
среднего предпринимательства. Одним из основных причин, которые сдерживают
расширение кредитования малого бизнеса, являются высокие риски, отсутствие
правовых гарантий эффективного возврата кредита, неразвитость информационной
базы по кредитным историям заемщиков. Стоит отметить, что в этих условиях банки
стремятся обеспечить финансирование малого предпринимательства на более полный
производственный цикл.
4) для решения
проблем с кредитованием малого бизнеса нужно в первую очередь создать систему,
которая будет гарантировать кредитно-финансовые риски государства, банка и
заемщика.
В связи с этим
федеральному центру и местным органам власти необходимо сформировать целевой
гарантийный фонд за счет средств бюджета развития для обеспечения вложений
банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект. Этот фонд будет требовать
отвлечения денежных средств из бюджета только в случае не возврата ссудной
задолженности банку. Это будет способствовать: при отсутствии законодательной
базы, которая защищает финансовые интересы банков, распределить ответственность
между банком, государством и субъектом малого предпринимательства; обеспечению
увеличения ресурсной базы банков, так как дополнительные гарантия и
поручительства будут привлекать вкладчиков и инвесторов; стимулированию
развития малого предпринимательства как субъектов кредитного и инвестиционного
процессов.
Необходимо
принимать во внимание, что сейчас в России система предоставления гарантий
направлена на помощь хозяйствам способным предоставить залоговое обеспечение,
что для большинства субъектов малого предпринимательства неприемлемо.
При финансовой
поддержки малого предпринимательства необходимо учесть, что основная часть
предприятий малого бизнеса применяет упрощенную систему бухгалтерского учета и
налогообложения, в следствии чего нельзя полностью проанализировать
финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В связи
с этим нужно принять закон, который будет регламентировать создание кредитных
бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй
заемщиков. Так же уместно подготовить вместе с банками и принять закон «Об
организации хранения кредитных историй и сопутствующей информации и доступа к
ним».
5) другой важной
задачей является создание условия для удешевления кредитов для малого
предпринимательства. Давайте рассмотрим основные пути решения этой проблемы:
а) изменение
порядка формирования банками обязательных резервов. То есть переход от
конфискационного принципа к принципу лимитирования средств на корреспондентском
счете в Банке России для бесперебойного осуществления расчетов;
б) законодательно
разрешить банкам создавать собственные фонды кредитования малого
предпринимательства по ставкам ниже рыночных.
Необходимо
пользоваться опытом других стран, которые успешно применяют на практике,
предоставление кредитов предпринимателям к кратчайшие сроки и без открытия
расчетного счета. Но, в этом случае, для банков необходимо разработать систему
защиты залоговых кредитов.
Для расширения
источников кредитования малого и среднего предпринимательства нужно
предусмотреть дополнительные налоговые стимулы для инвесторов, которые
финансируют долгосрочные или стартовые проекты субъектов малого
предпринимательства.
В заключение хочу
отметить, что программы финансовой поддержки малого предпринимательства,
микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования
процентных ставок будут реализованы только при внесении изменений в Бюджетный
кодекс РФ и действующее законодательство.
Малое
предпринимательство мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.
Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как
предмет государственного регулирования.
Значимость изучения
проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как
подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в
отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не
создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.
Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и
социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть
расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением
кризиса российской экономики в целом.
3.2
Оценка социальной эффективности предложенных мероприятий
Для эффективной
работы малого предпринимательства необходимо развивать законодательную и
нормативную базу, которая регулирует их деятельность и учитывает специфику
малого предпринимательства. Развитие законодательной базы и правового
регулирования предпринимательской деятельности при помощи системы законов
прямого действия позволит создать необходимые условия, которые будут
способствовать свободе предпринимательства и устранению административных
барьеров. Главные составляющие законотворческой деятельности государства должны
основываться на предоставлении равных условий всем хозяйствующим субъектам для
входа на рынок, устранении административных барьеров, регламентации
контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки малого
предпринимательства.
На основании данных
приведенных во второй главе можно выделить основные направления государственной
поддержки, которые позволяют реализовать эффект от развития малого
предпринимательства:
1) это построение благоприятного климата, устранение нормативно-
правовых, административных и организационных барьеров;
2) облегчение доступа малого предпринимательства к финансовым
ресурсам;
3) развитие инфраструктуры, которая позволяет предоставлять малым
предприятиям финансовую, информационную консультационную помощь.
Оценка
эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный
характер и включать:
1) выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих
развитие малого предпринимательства и эффективность их деятельности;
2) оценку доли государственной поддержки в получении социально-
экономического эффекта на всех уровнях;
3) определение экономии на трансакционных издержках;
4) определение социальных эффектов от поддержки бизнеса.
Анализ результатов
оценки эффективности, по указанным направлениям, может ответить на вопрос как
государственная поддержка может помочь в саморазвитии малого
предпринимательства.
Сейчас наиболее
важными эффектами работы малого предпринимательства являются рост рабочих мест
и поступление в бюджет, которые позволяют решать социальные задачи. Поэтому
социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне
необходимо определять следующими показателями:
1) уменьшение безработицы;
2) увеличение доходов;
3) рост поступлений в бюджет за счет малого предпринимательства.
Достижение этих основных целей, преследуемые государством,
поддерживая малое
предпринимательство, в какой-то степени можно принять за главный социальный
результат государственной поддержки. Но следует отметить, что административное
насаждение в малом предпринимательстве социально-значимых видов деятельности
неправомерно и малоэффективно.
Способствовать
росту величины вклада малых предприятий в ВВП, увеличивать объем инвестиций в
основные фонды, улучшать обстановку с оборотными средствами будут:
а) искоренение
административных барьеров для развития субъектов малого предпринимательства,
которые пагубно влияют на климат предпринимательской деятельности;
б) кардинальное
облегчение регистрации предприятий;
в) уменьшение
количества лицензируемых видов деятельности, в итоге у субъектов малого
предпринимательства появятся дополнительные финансовые ресурсы, так необходимые
для плодотворной работы.
Способствовать
развитию собственного производства субъектов малого предпринимательства,
увеличению собственных доходов, приобретение нового оборудования, освоению
новых технологий, обновление ассортимента товаров и услуг, созданию новых
рабочих мест, увеличению роста поступлений в бюджеты всех уровней будет:
а) уменьшение
неналоговых платежей, которые берутся органами власти, контролирующими и надзорными
органами, (например, разнообразные платежи за выделение земельных участков,
получение разрешения на торговлю и строительство);
б) разделение
размера штрафов налагаемых на малые предприятия (например, определенный процент
от оборота);
в) использование
уменьшения налоговой нагрузки, в особенности для начинающих предпринимателей
(например, использование налоговых каникул на первые два года работы для новых
производственно-инновационных, строительных, «инвалидных» малых предприятий,
медицинских центров, учебных заведений);
г) использование
дальнейшего упрощения системы налогообложения для субъектов малого
предпринимательства;
д) запрет на
изменения в налоговом законодательстве, которые будут ухудшать положение малого
предпринимательства, до тех пор, пока не будет разработана новая система
налогообложения;
е) рассмотрение
возможности установления минимального порога регистрации по налогу на
добавленную стоимость (например, небольшие предприятия, оборот которых не
превышает определенный уровень, могут быть не плательщиками НДС);
ж) возможность
освобождения от налогообложения средства, которые направляются субъектами
малого предпринимательства на развитие собственного производства.
Помимо преимуществ,
у субъектов малого предпринимательства имеются и уязвимые места. Главная из них
- малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства
субъектов малого предпринимательства основным источником стартового капитала
или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и
лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется
возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда
неохотно
взаимодействуют с
субъектами малого предпринимательства, потому что для них мелкие ссуды менее
выгодны, чем кредиты крупных предприятий, и сопряжены с гораздо большим риском.
Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят
крупные заемщик. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому
кредиту порождают у многих субъектов малого предпринимательства хроническую
нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части
банкротств.
Для решения проблем
с кредитованием субъектов малого предпринимательства нужно в первую очередь
создать систему, которая будет гарантировать кредитно-финансовые риски
государства, банка и заемщика; федеральному центру и местным органам власти
необходимо сформировать целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета
развития для обеспечения вложений банков с лимитом гарантий на один бизнес-проект;
создать условия удешевления кредитов для субъектов малого предпринимательства;
предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства в кратчайшие сроки и
без открытия расчетного счета, но в этом случае, для банков необходимо
разработать систему защиты залоговых кредитов, все это будет способствовать:
обеспечению увеличения ресурсной базы банков, так как дополнительные гарантии и
поручительства будут привлекать вкладчиков и инвесторов; стимулированию
развития малого предпринимательства как субъектов кредитного и инвестиционного
процессов. Все выше перечисленные мероприятия по финансовой поддержке субъектов
малого предпринимательства будут реализованы только при внесении изменений в
Бюджетный кодекс РФ и действующее законодательство.
В результате реализации
представленных мероприятий стоит рассчитывать на достижения следующих
социально-экономических показателей:
. Показатели
бюджетной эффективности: позволит создать эффект дополнительный бюджетный
эффект в виду увеличения налоговых поступлений в городской бюджет.
2. Показатели
социальной эффективности:
а) приведет к
повышению информационной прозрачности в сфере малого предпринимательства, этому
будет способствовать проведения публичных мероприятий по вопросам развития
предпринимательства, а так же заседаний координационных и совещательных
органов;
б) обеспечит
доступность профессиональных знаний в вопросах организации деятельности и
управления за счет предоставления консультаций для граждан и субъектов
предпринимательства;
в) увеличение
рабочих мест за счет роста производства действующих предприятий и создания
новых;
г) развитие малого
предпринимательства в разных отраслях за счет формирования муниципальных систем
поддержки малых предприятий;
е) рост качества
товаров и обслуживания населения;
ж) рост
эффективности деятельности предпринимательства;
з) развитие системы
информационно-консультационной поддержки, которая будет открывать свободный
доступ малым предприятиям города к нужной информации;
и) повышение
образовательного и информационного уровня предпринимателей.
Для того чтобы
переломить негативные тенденции в сфере развития малого предпринимательства в
муниципальном образовании, обеспечить его количественный и качественный рост,
необходима реализация комплекса мер по всем направлениям государственной
поддержки малого предпринимательства, подкрепленных достаточным
финансированием. Активная политика местных органов власти по поддержке малого
предпринимательства позволит минимизировать социальную напряженность, создать в
секторе малого предпринимательства множество новых рабочих мест, компенсировать
нарастание безработицы в других секциях экономики.
Заключение
Малый бизнес
развивается в нестабильных политических и экономических условиях современного
периода. Состояние многих малых предприятий отягощается тем, что они, как
представители нового сектора экономики, не включены изначально в сложившееся
распределение прав собственности и систему хозяйственных связей и отношений.
Но, не смотря на
это малый бизнес показал, что он имеет высокий адаптационный потенциал.
Основная часть предприятий справилось с трудностями становления, да и в последствии
имело вполне удовлетворительное экономическое положение. Отличительной чертой
поведения малого предпринимательства является их гибкость, быстрота с которой
они реагируют на изменившееся условия, что выражается в изменении профиля
деятельности. Малый бизнес часто не осложнен «традициями» государственного
сектора, предприятия которого привязаны к определенному направлению
производства, структуре хозяйственных связей, сложившемся трудовым коллективом.
Определенной линией
поведения для малого предпринимательства становится ориентация на поддержку
властей, прежде всего финансовую помощь. Некоторым предприятиям удается ее
получать, возможно - благодаря плотному взаимодействию с властью. В
субъективных оценках предпочитаемых руководителями малых предприятий мер
экономической политики государства лидируют, причем с большим отрывом от
других, меры по снижению финансовых ограничений. В это же время некоторые
предприниматели демонстрируют и установку на собственные силы, ожидая от
властей лишь обеспечения стабильных условий и гарантий деловой активности.
Показателем успешного приспособления малого предпринимательства являются их
активные усилия по развитию. Хотя они чаще связаны с решением сиюминутных
задач, но наблюдаются и практические меры по решению вопросов стратегического
характера, которые количественно и качественно наращивают потенциал
предприятия.
В общем, успех
сопутствует гибкой политике изменения профиля деятельности, приспособления к
финансовым ограничениям, которая вынуждает предприятия к поиску новых сфер
приложения, рынков и потребителей, к ориентации на рыночные механизмы
ценообразования.
В настоящее время
малый бизнес получает широкую поддержку, как на федеральном, так и на
региональном уровне. В то же время муниципальные образования значительно меньше
участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления
наиболее близок к рассматриваемому сектору экономики. Следовательно, именно
муниципальным органам власти надо решать конкретные задачи, связанные с
развитием субъектов малого предпринимательства. Поэтому возникает необходимость
разработки научно-методического обеспечения решения вопросов по становлению и
развитию форм и методов финансовой поддержки предпринимателей, что позволит
более результативно решать проблемы обеспечения занятости, а также будет
способствовать росту собираемости налогов и увеличению собственной доходной
составляющей бюджетов муниципальных образований.
В этой связи
разработка механизма формирования системы финансовой поддержки малого
предпринимательства на уровне муниципальных образований, позволяющего местным
властным структурам осуществить переход от концепции текущего регулирования к
концепции управления поступательным развитием предпринимательской деятельности,
является актуальной задачей. Можно отметить, что процесс улучшения
предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно. Успешные
результаты финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства могут быть
достигнуты лишь коллективными усилиями федеральных, региональных и местных властей.
Теоретической
основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по
проблемам развития и поддержки субъектов малого предпринимательства.
В данной работе
была поставлена цель - анализ механизма финансовой поддержки малого
предпринимательства в муниципальном образовании, выявление основных проблем
формирования муниципальной политики поддержки малого бизнеса, определения путей
их разрешения на примере города Орска.
Для достижения
поставленной цели, опираясь на научные исследования, были решены следующие
задачи:
а) показано
значение малого предпринимательства в развитии экономики;
б) раскрыта
сущность и задачи политики финансовой поддержки малого предпринимательства на
местном уровне;
в) проанализирована
имеющаяся система муниципальной поддержки малого бизнеса в Оренбургской
области;
г) дана оценка
существующему состоянию малого бизнеса; показаны механизмы поддержки малого
предпринимательства;
д) обозначены
направления совершенствования поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования
явилось состояние малого предпринимательства в городе Орске Оренбургской
области.
Предметом
исследования явились деятельность администрации города Орска по поддержке
малого предпринимательства, принятые региональные программы поддержки
предпринимательства, материалы конференций и других мероприятий, связанных с
малым бизнеса.
Информационную базу
исследования составили официальные данные статистики, законы РФ и Оренбургской
области, постановления и программы Правительства РФ и Оренбургской области,
данные специализированных периодических изданий, отчеты администрации города
Орска, материалы проведенного анкетирования, результаты опроса, информационные
ресурсы интернет - порталов.
Подводя итог можно
сказать, что малое предпринимательство в городе Орске развивается, но требуется
еще меры по улучшению связей с владельцами малого бизнеса, а именно: правовая,
научно методическая, финансово - имущественная поддержка малого
предпринимательства.
Библиографический
список
1. Закон Оренбургской области об областной целевой программе «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на
2009-2010 года» №2403/513 от 22 сентября 2008 г.
2. Положение о порядке микрофинансирования субъектов малого и
микропредпринимательства в Оренбургской области №193/61 • - ОЗ от 17.ноября.
1997 г.
3. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год //
Регионы, 2009 г.-30 с.
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ» №209 ФЗ от 24 июля 2007 г.
5. Целевая программа «О поддержке и развитии малого
предпринимательства в городе Орске на 2007-2010 годы» №18 - 238/237 от 13.12
2006 г.
6. Горфенкель
В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов / Горфенкель В.Я., Поляк Г.Б. //
4-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -735 с.
7. Горфенкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов /
Горфенкель В.Я., Швандер В.А. // 4-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. - 670 с.
8. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство/
Грузинов В.П. - М.: «Софит», - 2009 - 496 с.
9. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник (высшее образование)
/М.Г. Лапуста - М.: ИНФРА-М, - 2008. - 349 с.
10.Ю. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов
- Спб.: ГМП «Фармико», 2010 г. - 253 с.
11.
Малый бизнес/ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Шандара. - 3-е издание, перераб. и
доп. - М.: ЮНИТИ - ДЮНА, 2008 г. - 495 с.
.
Невская М.А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и
налоговыми органами. Практическое пособие / Невская А.В., Сибикеев К.В. - М.:
«Дашков к», 2009. - 124 с.
.
Орлова Н.Я. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России и
за рубежом // Орлова Н.Я. - М.: Сфера, 2007 - 359 с.
. Пелих
А.С. Организация предпринимательской деятельности / Пелих А.С - М.: ИКЦ «МарТ»,
2008 - 336 с.
.
Управление производством: Учебник / Под ред. Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М,
2010. - 348 с.
.
Хизруч Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться
успеха / Хизруч Р., Питере М. - М.: Прогресс, 2007. - 425 с.
.
Щетинин О. Развитие малого бизнес в России / Щетинир О. - М.: Сфера, 2009.-230
с.
.
Энциклопедия предпринимательства // под ред. М.С. Серегина - СПб.: Русский
север, 2008. - 356 с.
19. Алимова
Т.А. Инновационные процессы в малом предпринимательства /Алимова Т.А. [и др.]
// Вопросы статистики. - 2009. - №8. - С. 34 - 35.
20. Андреева
И.Г. Использование 8\уот-анализа малого предпринимательства региона при
разработке сценариев его развития / И.Г. Андреева, К.В. Павлов // Экономический
анализ: теория и практика. - 2008. - №19. - С. 18-23.
21.
Апполонов В. Малый бизнес: проблема становления / В. Апполонов // Российский
экономический журнал. - 2008. - №11.-С. 18-21.
.
Аскеров Э. Новые и старые МП? / Э. Аскеров // Малое предприятие. -2009. -
№2.-С. 10-11.
.
Афанасьев В. Примеры использования реальных опционов в малом бизнесе / В.
Афанасьев // Финансовый менеджмент. - 2008. - №1. - С. 18-27.
. Басе
А.Я. Сфера услуг и предпринимательство / Басе А.Я. // ЭКО. - 2009. - №2.-С.
81-85.
.
Баталов А.М. Разработка концепции стратегий развития малого предприятия.
Инструментарий для практика / Баталов А.М. // Стратегический менеджмент. -
2008. - №2. - С. 116-126.
.
Блинова Н.А. Методика мониторинга состояния малого бизнеса / Блинова Н.А. //
Российское предпринимательство. - 2010. - №1. - С. 23-26.
. Вайль
П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран / Вайль П. //
Эксперт. - 2010. - №4 - С. 11 - 13.
.
Ермакова Н.Ю. Проблемы региональной и муниципальной систем под - держки
развития малого предпринимательства / Ермакова Н.Ю.,
Захарченко
А.А. // Вестник Университета. - 2009. - №24. - С. 164 - 167.
.
Жигулина Т.А. Малый бизнес - важное звено развития экономики России/ Жигулина
Т.А. // Управляющий директор. - 2009. - №5. - С. 22 -24.
.
ЗахарченкоА.А. Поддержка малого предпринимательстваи доходный потенциал местных
бюджетов /А.А. Захарченко / Финансы. -2009. - №3 - С. 37-40.
.
Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на
современном этапе / Ивасюк Р.Я. // Экономический анализ: теория и практика. -
2009. - №4 - С. 11 - 15.
.
Изрядова О.Н Малое предпринимательство в России / Изрядова О.Н. // Российская
экономика: тенденции и перспективы. - 2009. - №7. - С. 21 - 25.
.
Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для малого предприятия / Карпов С.А.
// Финансист. - 2009. - №1. - С. 11 - 13.
.
Картуесов А.И. Два сценария кредитования малого бизнеса / Картуесов А.И. //
Банковское дело. - 2008. - №9. - С. 66 - 69.
.
Красилова С. Анализ развития малого предпринимательства в России / Красилова С.
// Регионы. - 2009. - №6. - С. 11-14.
.
Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения / Крылова Е.Б. //
Проблемы прогнозирования. - 2009. - №1. - С. 30 - 33.
.
Крюков С.П. О новых тенденциях в кредитовании малого бизнеса / С.П. Крюков //
Финансы. - 2009. - №2. - С. 19 - 23.
.
Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого
предпринимательства в России / Курганов А.Д. // Юрист. - 2009. - №1. - С.
81-87.
.
Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ разрешения социальных проблем /
Кутепова Н., Москвитин С. // Человек и труд. - 2007. - №9. - С. 65 - 70.
.
Павлов К.В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства
/ Павлов К.В., Андреева И.Г. // Экономика и управление. -2007. - №5.-С. 25-28.
.
Сергеев И.В. Налогообложение малых предприятий / Сергеев И.В., А.Н. Волошина //
Финансы и статистика. - 2008. - №2. - С. 54 - 55.
.
Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Сидорчук Р.Р. // ЭКО. - 2009.
- №1.-С. 174-187.
.
Утамурадова А.Н, Финансовая поддержака малого бизнеса / Утамурадова А.Н // Финансы
и кредит. - 2009. - №13. - С. 76 - 78.
. Филин
С. Учет факторов неопределенности и риска при оценке эффективности
инновационных мероприятий / Филин С. // Управление риском. -2007. - №2.-С.
24-30.
.
Эдлева А.К. Формирование эффективной структуры государственной поддержки
развития малого предпринимательства / Эдлева А.К. // Национальные проекты. -
2010. - №12. - С. 91 - 93.
.
Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий
«Взаимодействия малого и крупного бизнеса» /[электронный ресурс] // www.old.nisste.ru
.
Особое внимание развитию среднего и малого предпринимательства /[электронный
ресурс]/ Портал правительства Оренбургской области //www.orenburg-gov.ru
.
Работать в тесном взаимодействии, учитывать интересы среднего и малого
предпринимательства / [электронный ресурс] / Министерство экономического
развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области // www.orencomy.ru
.
Хандриков И. Итоги 2009 года для малого и среднего предпринимательства /
[электронный ресурс] общественное объединение предпринимателей // www.vdcr.ru/content/vinw/1866/237