Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Экономический факультет

Кафедра социальных наук и государственного управления







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»


студентки Педаш Кристины Владимировны

Руководитель работы д.в.н., профессор Г.И. Пещеров

Допустить к защите


Москва - 2011

Реферат

Перечень ключевых слов, характеризующих содержание указанной дипломной работы: район города Москвы, район Лефортово, органы муниципальной власти, социально-экономическая стратегия развития, Целевая Программа развития, оценка эффективности.

Актуальность работы обусловлена:

1.политическими процессами, происходящими в настоящее время в Российской Федерации, обусловленными социально-политическими изменениями в стране;

2.социально-экономическими преобразованиями, возникающими в следствие перехода на рыночные типы отношений в экономике;

.идеологическим вакуумом, возникшим в постсоветском пространстве.

Объект дипломной работы - социально-экономические условия района Лефортово города Москвы.

Предмет дипломной работы - механизмы совершенствования стратегии социально-экономического развития района Лефортово города Москвы.

Рамки исследования ограничиваются исследованием методологических основ и практики разработки и реализации социально-экономических стратегий развития районов города Москвы на период до 2012 года.

Методологической основой исследования являются: научные труды отечественных и зарубежных авторов (Пещеров Г.И. Система государственного и муниципального управления. М.: Издательство МГОУ, 2008) и законодательные акты РФ (Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации).

Основная цель дипломной работы состоит в исследовании теоретических и методологических основ стратегии социально-экономического развития территории, а также выработке практических рекомендаций и оценке их эффективности.

Основные задачи дипломной работы:

1.Исследовать эволюцию стратегии социально-экономического развития территории.

2.Проанализировать проблемы выбора стратегии социально-экономического развития территории в современных условиях.

.Изучить нормативно-правовую базу разработки стратегии социально-экономического развития района.

.Ознакомиться с существующей стратегией социально-экономического развития района Лефортово.

.Разработать практические рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития района Лефортово.

.Оценить эффективность предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района.

В первой главе дипломной работы будут изучены теоретические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории района.

Вторая глава работы посвящена исследованию методологических основ разработки стратегии социально-экономического развития.

В третьей главе сформулированы предложения по совершенствованию данной стратегии, а также оценена эффективность от реализации предложений на практике.

При выполнении работы использовались:

Индуктивный метод, исторические методы, а также методы анализа, синтеза, программный метод.

Основные результаты работы:

На данный момент реализуемые на территории района Лефортово Программы и Стратегии являются малоэффективными и требуют более четкой проработки со стороны органов власти. Благодаря комплексному плану действий в области совершенствования стратегии социально-экономического развития района можно добиться необходимых показателей в различных областях: экономической, социальной, политической.

Система мер по реализации стратегии должна включать разнообразные механизмы, в том числе финансовые, организационные. Также должно быть исключено дублирование функций в ходе реализации стратегии.

Практические предложения по совершенствованию стратегии социально-экономического развития района Лефортово следующие:

1)Повышение инвестиционной привлекательности района Лефортово (за счет эффективного развития бизнеса, промышленности района, переориентации деятельности предприятий района, поддержания конкурентоспособности производства).

2)Стимулирование развития и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

)Повышение качества и продолжительности жизни населения района Лефортово (комплекс социальных мероприятий).

)Развитие инфраструктуры территории (развитие транспортной инфраструктуры в особенности).

)Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (а также системное информирование населения и субъектов малого и среднего предпринимательства об инвестиционных проектах и потенциальных экономических возможностях).

)Развитие инновационной деятельности на территории района Лефортово города Москвы.

Эффективность предлагаемых практических рекомендаций обуславливается:

§в политической сфере в совершенствовании системы разработки и реализации социально-экономической стратегии района Лефортова города Москвы (на 45-50%), а также в увеличении уровня управляемости процессами в данной сфере (на 30-35%);

§в социальной сфере резким снижением уровня безработицы населения района, а также уменьшением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2 раза.

§в экономической сфере в снижении объемов бюджетных средств на нецелевые расходы и неэффективные стратегии развития на 50-55%.

Содержание

социальный экономический развитие регион лефортово

Реферат

Введение

Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории

1.1 Эволюция стратегии социально-экономического развития территории

.2 Проблемы выбора стратегии социально-экономического развития территории в современных условиях

Выводы по главе

Глава 2. Методологические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории

.1 Нормативно-правовая база разработки стратегии социально-экономического развития территории

.2 Стратегия социально-экономического развития района Лефортово

Выводы по главе

Глава 3. Выработка практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово и оценка их эффективности

.1 Практические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово

.2 Оценка эффективности предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района

Выводы по главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Практическая реализация новых подходов к управлению на муниципальном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями разработки стратегии социально-экономического развития. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментах самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие территории.

Социально-экономическое развитие территории является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, который приводит к улучшению условий жизни населения. В качестве главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием территории.

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что проблемы развития муниципальных образований, разработка стратегии развития районов стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако интерес к изучению этого направления обусловил формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.

Основная цель дипломной работы состоит в предложении путей совершенствования стратегии социально-экономического развития и поддержки района Лефортово города Москвы.

Объект дипломной работы - социально-экономические условия района Лефортово города Москвы.

Предмет дипломной работы - механизмы совершенствования стратегии социально-экономического развития района Лефортово города Москвы.

Задачи:

7.Исследовать эволюцию стратегии социально-экономического развития территории.

8.Проанализировать проблемы выбора стратегии социально-экономического развития территории в современных условиях.

.Изучить нормативно-правовую базу разработки стратегии социально-экономического развития района.

.Ознакомиться с существующей стратегией социально-экономического развития района Лефортово.

.Разработать практические рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития района Лефортово.

.Оценить эффективность предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.

Методологической основой послужили исторический и системный подход, сравнительный анализ, методы экспертных оценок, анкетирование, интервью, методика непосредственной количественной оценки, метод ранжирования.

Научная новизна состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально - экономическим развитием муниципального образования.

Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально - экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса.

Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории

1.1 Эволюция стратегии социально-экономического развития территории

Вопросам эволюции стратегии социально-экономического развития территории традиционно уделяется значительное внимание. В этом контексте выделяется три этапа, у каждого из которых есть свои особенности.этап (1991 -1999 гг.) характеризуется становлением в России системы управления региональным развитием, поиском путей и способов взаимодействия различных уровней власти. Главным актом, имеющим наивысшую юридическую силу на всей территории страны, является Конституция РФ, устанавливающая территориальное деление страны на республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Одним из первых официальных документов, регулирующих порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития России, стал Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому закону, программа социально-экономического развития представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Под концепцией социально-экономического развития понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Разработка концепции социально-экономического развития РФ происходит на основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. В концепции социально-экономического развития конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, а также пути и средства достижения указанных целей. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

На II этапе (2000-2006 гг.) с 2000 г. происходят усиление роли России на международной арене и стабилизация экономики внутри страны. В этих условиях становится понятно, что для каждого субъекта РФ необходим индивидуальный подход, но в то же время он должен соответствовать определенной модели. В связи с этим было принято Распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 800-р, в котором говорилось о том, что для совершенствования процесса разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития необходимо утвердить их порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти, а также утвердить типовой макет таких программ, обеспечить регистрацию и учет программ, включающих мероприятия, финансируемые с использованием средств федерального бюджета.

Для исполнения указанного распоряжения был издан Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации». В нем утверждены и порядок согласования мероприятий, содержащихся в программах и имеющих федеральное значение, и типовой макет программы развития региона.

Приложение 1 к этому приказу содержит информацию о порядке согласования с федеральными органами исполнительной власти региональных программ социально-экономического развития, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета. Приложение 2 посвящено типовому макету программы экономического и социального развития субъекта РФ, главное назначение которого состоит в обеспечении методологического единства региональных программ и согласовании их с государственной стратегией экономического и социального развития.

Основное содержание программы социально-экономического развития региона, согласно типовому макету, должно иметь соответствующую структуру:

·социально-экономическое положение и основные направления развития субъекта России (положение региона, проблемы развития, оценка мер по улучшению положения);

·цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

·система программных мероприятий;

·механизм реализации программы; ресурсное обеспечение программы;

·оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы; организация управления программой, контроль ее реализации.

Осенью 2001 г. с целью сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов России Постановлением Правительства РФ от 11 октября № 717 2001 г. была утверждена Федеральная Целевая Программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», основными целями которой были сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами, формирование условий развития регионов-аутсайдеров, создание благоприятной среды развития в них предпринимательской деятельности, улучшение инвестиционного климата и повышение эффективности государственной поддержки регионов.этап (с 2007 г. до настоящего времени) характеризуется, во-первых, внесением дополнений в уже разработанные акты и, во-вторых, разработкой комплексных программ социального и экономического развития на долгосрочную перспективу. Для обеспечения более эффективной разработки программ социально-экономического развития был подписан Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». Впервые было предложено разрабатывать именно стратегию социально-экономического развития, опирающуюся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи. В стратегии рекомендовалось отражать существующее состояние региона, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Несколько пунктов приказа посвящено процессу разработки стратегии и основному ее содержанию.

В качестве механизмов реализации стратегии необходимо разрабатывать экономическую, энергетическую и бюджетную политику органов исполнительной власти региона, также предусмотреть разработку необходимых региональных целевых программ и включение в стратегию ФЦП. Стратегия должна включать в себя общие параметры бюджетного финансирования, разделенные по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления.

Также Президентом РФ подписан Указ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», согласно которому был утвержден соответствующий перечень показателей. Один из его пунктов посвящен вопросу финансирования программ развития субъектов РФ. В нем говорится о доле расходов консолидированного бюджета региона России, формируемой в рамках программ развития, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Таким образом, чем выше этот показатель, тем более прогрессивным в субъекте РФ считается выбранная модель, а также инструменты управления региональным развитием.

Все нормативно-правовые акты, разрабатываемые Правительством РФ на протяжении последних лет, были использованы при разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Главной целью разработки Концепции было «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». В соответствии с этой целью в Концепции были сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы и этапы; формы и механизмы партнерства государства, бизнеса и общества; цели, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в научной, социальной сферах, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры территориального развития российской экономики.

Были подведены итоги социально-экономического развития России в 1990-2007 гг., характеризующиеся переходом к рыночной экономике, обеспечением макроэкономической стабильности, преодолением спада производства и потребления; рассмотрены основные вызовы, с которыми может столкнуться Россия, и заданы целевые ориентиры достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в.

Целый раздел Концепции посвящен региональной политике в РФ, направленной на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Все усилия регионов направляются на обеспечение инновационного характера долгосрочного социально-экономического развития страны. Для этой цели планируются развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций; формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики; образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями; развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети; значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.

Таким образом, на протяжении последних 18-ти лет в России была проделана большая работа по формированию нормативной базы, отражающей этапы разработки, согласования, утверждения, финансирования и реализации программ экономического и социального развития регионов. Каждый из рассмотренных актов вносил дополнения, которые можно рассматривать в качестве «методических рекомендаций», позволяющих разработать более или менее эффективную программу развития территории. Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, какие проблемы требуют решения именно программно-целевыми методами, а какие могут быть решены без разработки столь масштабного документа. Кроме этого, в рассмотренных нормативно-правовых актах не отражены критерии, которые в обязательном порядке должны быть включены в программу развития региона. Вышеупомянутые проблемы требуют своего скорейшего решения, что позволит усовершенствовать систему разработки стратегии социально-экономического развития территории.

.2 Проблемы выбора стратегии социально-экономического развития территории в современных условиях

Современное состояние социально-экономического развития страны характеризуется существенными политическими и экономическими изменениями, подтверждающими стабилизацию курса реформ. Сегодня местное сообщество должно самостоятельно осмыслить и определить перспективу развития города, формировать единую систему взглядов на то, каким должен быть город в будущем и разработать способы и конкретные мероприятия для достижения цели своего развития.

В связи с этим возникла и пока не нашла своего разрешения проблема создания комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития территории в условиях относительной нестабильности внешней среды. Для ее создания необходимо объединить различные методики, механизмы и инструменты экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту.

Стратегическое планирование активно развивается и применяется в управлении развитием территорий Российской Федерации.

Динамичное развитие отдельного каждого территориального образования в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии социально-экономического развития.

Используя мировой опыт стратегического планирования, мы не должны забывать об особенностях современной России. В благополучных развитых странах Запада разработка стратегических планов развития происходит в условиях достаточно «гладкого» хода социально-экономических процессов и большого объема ресурсов. Современная Россия находится на социально-экономическом «переломе», проблема ресурсов и их оптимального использования является значительно более острой. Поэтому стратегия социально-экономического развития должна давать представление о механизмах реализации поставленных целей, достижимости поставленных целей с учетом имеющихся ресурсов, влиянии возможных изменений внешних условий, содержать перечень показателей, в том числе - количественных, исходя из которых, можно получить достаточно объективную оценку степени достижения поставленных целей. С другой стороны, нельзя требовать и того, чтобы стратегический план в условиях рыночной экономики был похож на привычный для условий административно-командной системы хозяйствования долгосрочный план директивного типа с указанием конкретных сроков каждого действия, исполнителей, объема и источников финансирования.

Основными общими моментами при разработке социально-экономического развития территории являются:

-анализ экономико-географического положения территориального образования;

-изучение демографической ситуации в территориальном образовании;

выявление основных препятствий развитию территориальному образования;

анализ конкурентных преимуществ и недостатков развития территориального образования;

определение целевых ориентиров развития территориального образования на перспективу.

Далее, в стратегиях в обязательном порядке определяются миссия (либо главная цель) и стратегические направления развития территориального образования.

Главная цель любой стратегии социально-экономического развития территории - это повышение качества жизни населения.

Естественно, что достижение поставленной цели возможно посредством работы по реализации основных стратегических направлений.

Общими в рассмотренных планах развития муниципального образования являются следующие стратегические направления:

-экономическое развитие;

-повышение инвестиционной привлекательности;

улучшение экологической обстановки;

развитие социальной сферы;

образование;

здравоохранение;

культура и средства массовой информации;

социальная защита населения и молодежная политика;

трудовые отношения;

развитие инфраструктуры (градостроительство)

совершенствование жилищной сферы и благоустройство.

Немаловажным элементом каждой стратегии является и то, как все задуманное будет осуществляться. То есть, выделив цели и задачи, указываются механизмы по реализации стратегии.

Таким образом, говоря о стратегии развития любого образования необходимо отметить то, что имеются как общие моменты (в частности, некоторые элементы структуры стратегического плана), так и серьезные различия. В целом, стратегические планы - это индивидуальные стратегии развития. И это не должно вызывать удивления, поскольку каждое территориальное образование находится на определенной территории, расположено в конкретном регионе, имеет (или не имеет) свой ресурсно-сырьевой потенциал. Различаются и размеры территории, численность населения и так далее.

Следовательно, каким бы не было муниципальное образование, с одной стороны, оно должно развиваться и стремиться к достижению поставленных целей; с другой стороны, оно имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для своего развития.

Выводы по главе

Вопросам эволюции стратегии социально-экономического развития территории традиционно уделяется значительное внимание. В этом контексте выделяется три этапа, у каждого из которых есть свои особенности.

Сегодня местное сообщество должно самостоятельно осмыслить и определить перспективу развития города, формировать единую систему взглядов на то, каким должен быть город в будущем и разработать способы и конкретные мероприятия для достижения цели своего развития.

В связи с этим возникла и пока не нашла своего разрешения проблема создания комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития территории в условиях относительной нестабильности внешней среды. Для ее создания необходимо объединить различные методики, механизмы и инструменты экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту.

Динамичное развитие отдельного каждого территориального образования в интересах его населения в условиях открытой экономики невозможно без определения системы приоритетов и обеспечения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на его территории. Эти задачи и решаются в процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии социально-экономического развития.

Глава 2. Методологические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории

2.1 Нормативно-правовая база разработки стратегии социально-экономического развития территории

Стратегия социально-экономического развития территории разработана на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих разработку и реализацию программ использование природно-ресурсного потенциала, развития социальной инфраструктуры, муниципального сектора экономики.

В основу разработки Стратегии были положены Федеральные Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ, «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. №440, утвердивший Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года №607 и принятое во исполнение Указа Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №1313-р, Приказ Министерства регионального развития России от 27 февраля 2007 г. №14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

При разработке Стратегии учитывались заданные на федеральном уровне приоритетные направления развития России до 2020 года, положения послания Президента РФ 2008 года, другие документы и нормативные правовые акты, имеющие значение для установления основных положений Стратегии, в том числе Проект Федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации».

Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с решением других, связанных с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.

Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельных типов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с государственной границей России; изолированное положение Калининградской области; наличие закрытых административно-территориальных образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое экономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).

Необходима разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

.2 Стратегия социально-экономического развития района Лефортово

Лефо́ртово (часть бывшего Благуше-Лефортовского района, затем Кали́нинского райо́на) - район города Москвы и внутригородское муниципальное образование, один из старейших исторических районов Москвы, расположен на берегу Яузы в Юго-Восточном административном округе.

Население по состоянию на 1 января 2010 года составляет 90,2 тыс. человек. Площадь района - 906 га, 65 % территории - промышленная зона, на которой расположено 52 предприятия. Район находится между р. Яузой на северо-западе, Курским направлением Московской железной дороги на юге и Казанским направлением МЖД на востоке.

Основой стратегии социально-экономического развития района Лефортово является программа социально-экономического развития района Лефортово города Москвы. На территории района была реализована Целевая программа социально-экономического развития на 2010 год. Программа разработана в соответствии с Программой Правительства Москвы на 2010 год, целевыми городскими и окружными отраслевыми программами, на основе постоянного мониторинга и анализа социально-экономического развития Юго-Восточного административного округа за предшествующие годы.

Главной целью Программы является повышение качества жизни населения района на основе его устойчивого социально-экономического развития.

Основные задачи:

1.Обеспечение сбалансированного экономического и социального
развития территории района.
2.Реализация на территории района приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье».

.Повышение уровня социальной защищенности населения района, адресная поддержка социально незащищенных и малообеспеченных жителей; формирование комфортной среды для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

4.Реализация городской программы «Год равных возможностей»;

5.Улучшение качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

.Сохранение и развитие производственного, научно-технического потенциала района.

.Рост объемом инвестиций в экономику района, поддержка и развитие малого предпринимательства.

.Проведение молодежной политики, реализация программы «Молодежь Москвы».

.Повышение качества городской среды, развитие инфраструктуры транспорта, проведение капитального ремонта жилищного фонда.

.Проведение единой градостроительной политики, строительство и реконструкция жилых домов, объектов культуры и спорта.

.Развитие туризма и гостиничного хозяйства, сохранение историко-культурного наследия.

.Реализация программы «Электронная Москва» - «Электронный округ» - «Цифровой район».

Адресат Программы: жители района Лефортово; Управа района; структурные подразделения территориальных и отраслевых органов управления ЮВАО (в части обеспечения организации, координации, реализации и контроля за выполнением мероприятий Программы).

Администрация района "Лефортово" решает задачи социально - экономического развития территории в части создания необходимых условий для более комфортного проживания горожан.

Сложившаяся система управления в основном обеспечивает надежное взаимодействие администрации района с населением.

В этих целях наряду с городскими и окружными реализуются районные программы по социальной защите населения, по укреплению общественной безопасности, по развитию гаражно-стояночного хозяйства, а также подготовке района к празднованию 850-летия основания Москвы.

Администрация района взаимодействует с депутатом Московской городской Думы, одиннадцатью общественными организациями, руководит комиссиями, созданными в районе.

Целенаправленно работает общественный совет района по реализации социальных программ помощи населению, учреждениям образования.

В целях информирования населения района используются районная газета "Лефортово", выходящая 1 раз в месяц, кабельное телевидение, выпускается справочно-информационный материал о работе администрации района, предоставлении бытовых услуг, о деятельности культурно - досуговых учреждений.

Уделяется внимание патриотическому воспитанию детей. По инициативе администрации района выпущено две книги по истории Лефортово, материалы которых используются в образовательных и внешкольных программах. Укрепляются традиции района в организации массовых встреч с населением, местных праздников и обычаев, сопровождающихся театрализованными представлениями, поздравлениями жителей, спортивными праздниками и состязаниями, благотворительными акциями, конкурсными программами.

Руководителями администрации района регулярно в соответствии с графиком проводится прием, и организуются ежемесячные встречи с населением по территориям микрорайонов, население заблаговременно оповещается о тематике проводимых встреч, организован контроль за выполнением поручений супрефекта по предложениям и замечаниям, высказанным жителями. В ходе встреч с населением района были обсуждены вопросы, касающиеся эксплуатации и ремонта жилищного фонда, потребительского рынка и услуг, обеспечения правопорядка, социально - экономического развития района и ряда других тем.

Для проведения работы по социальной защите населения, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, организации мелкорозничной торговли, строительства по инициативе администрации района созданы: муниципальное учреждение "Лефортово", торгово-строительная ассоциация "Лефортово", АОЗТ фирма "Заказчик", производственно - строительная ассоциация "Лефортово", выполняющая функции заказчика на проведение указанных работ.

Конкурсный отбор подрядных организаций позволил добиться снижения расценок производимых работ на 5-10%.

Принятые администрацией меры позволили укрепить финансовое положение районных структур, снижена кредиторская задолженность подрядным организациям более чем на 12 млрд. рублей. В районе развернута программа страхования нежилых помещений, передаваемых в аренду, что позволит получить дополнительные средства на эксплуатацию нежилого фонда.

Оказывается помощь малоимущим слоям населения.

Основные задачи комплекса экономического развития и финансов:

1.Инвестиционная деятельность на территории района.

2.Управление земельно-имущественным комплексом района. Реновация объектов нежилого фонда.

.Организация и проведение конкурсных торгов и аукционов.

.Реализация промышленной политики.

.Реорганизация промышленных зон.

.Развитие и поддержка малого предпринимательства.

.Инновационная деятельность и развитие научно-технического потенциала района.

.Рекламно-художественное оформление района.

.Развитие межрегионального сотрудничества.

.Организация работы по обеспечению безопасности и правопорядка на территории района. Проведение антитеррористических мероприятий.

.Реализация политики Правительства Москвы по внедрению принципа «одного окна» в работу органов исполнительной власти города Москвы.

Основные задачи комплекса социального развития:

1.Реализация национального проекта «Образование»

2.Реализация мероприятий в рамках «Года учителя»

.Развитие кадетского движения.

.Реализация национального проекта «Здравоохранение».

.Реализация системы социальной защиты населения.

.Развитие учреждений и системы культуры.

.Развитие физической культуры и спорта.

8.Реализация программы благоустройства территорий объектов социального комплекса.

9.Развитие гражданского общества

10.Содействие занятости населения. Охрана труда.

.Реализация молодежной политики.

.Развитие историко-рекреационных зон.

.Координация деятельности общественных Советов

Основные задачи комплекса городского хозяйства:

1.Реализация программы реформирования ЖКХ.

2.Обеспечение выполнения программы «Мой двор, мой подъезд».

3.Проведение капитального ремонта и модернизации жилищного фонда и ремонтных работ в ЖКХ.

.Обеспечение повышения качества работы городского наземного пассажирского транспорта и совершенствования организации дорожного движения.

.Реализация программы энергосбережения в жилищном фонде.

.Программа по совершенствованию системы сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов.

.Программа сохранения малых природных и зеленых зон.

.Обеспечение реализации Целевой среднесрочной экологической программы г. Москвы на 2009-2011 годы.

.Программа гуманного регулирования популяции бездомных животных.

.Обеспечение цветочного оформления района. Проведение фестиваля цветников.

Основные задачи комплекса градостроительства и реконструкции:

1.Строительство жилых домов.

2.Строительство объектов социального и культурного назначения.

.Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

.Развитие гаражно-стояночного комплекса

.Обеспечение жителей округа садовыми участками.

6.Реализация Программы привлечения научного потенциала ведущих Московских ВУЗов при разработке проектов реконструкции, развития и благоустройства территории района.

Основные задачи комплекса потребительского рынка и услуг:

1. Развитие сети предприятий потребительского рынка.

. Улучшение условий и культуры обслуживания покупателей и форм организации работы предприятий потребительского рынка и услуг.

. Реализация социальной политики в сфере потребительского рынка.

. Обеспечение реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Основные задачи комплекса организации работы с населением и органами местного самоуправления:

1.Организация работы с населением.

2.Взаимодействие с органами местного самоуправления.

.Развитие информационных технологий и инфраструктуры.

.Оказание организационной и материально-технической помощи избирательным комиссиям при проведении референдумов и выборов всех уровней.

.Обеспечение реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

В Приложении 1 данной дипломной работы содержится информация о развитии каждого комплекса экономико-социального развития района Лефортово города Москвы на 2010 год.

В Приложении 2 содержится информация о расходах бюджета города Москвы, осуществляемых с окружного уровня.

Приложение 3 дипломной работы касается инвестиционной деятельности на территории района и инвестиционной Программы района, а также вопросам управления земельно-имущественным комплексом.

Приложение 4 касается организации и проведению конкурсных торгов и аукционов на территории района.

Приложение 5 дипломной работы посвящено реализации промышленной политики, а в Приложении 6 содержится информация относительно реорганизации промышленных зон.

Выводы по главе

Социально-экономическая стратегия развития и поддержки района - это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации социально-экономической стратегии необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы

Главная и конечная цель социально-экономической стратегии - улучшение качества жизни населения, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

В социальной политике главный ориентир - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это, прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.

Конкретный состав и содержание целей социально-экономической стратегии зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.

Глава 3. Выработка практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово и оценка их эффективности

3.1 Практические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово

С целью обеспечения эффективного управления социально - экономическими процессами на территории и решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития района Лефортово определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Экономическое развитие Лефортовского района - деятельность, затрагивающая различные сферы экономической и общественной жизни. Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на включении внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития района. Для реализации Стратегии предлагается использовать весь комплекс механизмов и инструментов, отработанных отечественной и мировой практикой.

Главные требования при этом:

-системность осуществляемых действий, их взаимная увязка по основным направлениям, что предусматривает оперативное отслеживание достигаемых системой результатов, внесение необходимых корректив;

-оптимальное сочетание элементов планирования и государственного, муниципального регулирования с рыночными моделями и механизмами саморазвития.

Система мер по реализации Стратегии включает организационные и финансовые механизмы. Исследуем механизмы более подробно.

Организационные механизмы реализации Стратегии предусматривают создание специального подразделения в структуре исполнительного органа или организации при представительном органе для проведения ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнения утвержденных индикаторов и контрольных показателей. В организационной структуре необходимо отделить лиц, осуществляющих стратегическое управление, от лиц, которые заняты решением оперативных и тактических задач, которые обеспечивают реализацию стратегических решений.

Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников Стратегии обеспечивается за счет формирования ежегодного плана действий по реализации Стратегии. Выработка плана действий основывается на приоритетах Стратегии, учитывает динамику процесса ее реализации и изменение внешних факторов и условий. Одним из важных механизмов реализации Стратегии является согласование различных стратегических направлений и инициатив (федеральные, региональные, ведомственные, межведомственные программы, проекты и т.д.), выполняемых различными участниками, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов. Составной частью механизма реализации Стратегии являются целевые программы, которые в прогнозный период будут осуществляться на территории района. Их мероприятия органично вписаны в контекст данной Стратегии и конкретизируют обозначенные в ней приоритетные цели и задачи развития района.

К организационным механизмам, обеспечивающим реализацию Стратегии можно отнести, следующие мероприятия:

-совершенствование организационной структуры администрации района для устранения дублирования функций, а также, при необходимости, создание новых организационных структур, необходимых для решения задач социально-экономического развития района в соответствии с кодификатором функций государственного управления;

внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров;

-расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием отраслей экономики и социальной сферы;

обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного и муниципального управления и систем мониторинга реализации региональных и муниципальных программ.

Финансовые механизмы реализации Стратегии включают:

совершенствование механизма нормативного планирования и финансирования расходов по предоставлению бюджетных услуг населению, для повышения эффективности управления бюджетными учреждениями, введение системы индикаторов оценки деятельности субъектов бюджетного планирования;

внесение изменений в текущий бюджет района с точки зрения его соответствия Стратегии и обеспечение стратегической координации бюджетных ассигнований и инвестиций;

совершенствование механизма выравнивания уровня экономического развития и бюджетной обеспеченности поселений в направлении преодоления территориальных диспропорций в развитии района.

Успешность реализации принципиально нового подхода к использованию технологий стратегического управления и планирования в развитии района, также как и внедрение отдельных институтов, во многом будет зависеть от того, насколько граждане окажутся готовыми к нововведениям, воспримут их, включатся в реализацию разрабатываемых планов. Все это предполагает не только максимальную публичность и открытость в формулировании целей и задач Стратегии и конкретизирующей ее программы действий, но и непосредственное участие граждан в процессе выработки решений, повышение эффективности работы системы местного самоуправления. Необходимо налаживание действенных механизмов прямой и обратной связи между гражданами и властью, необходима система мониторинга и перекрестного оценивания результатов со стороны, как самой власти, так и граждан.

Одним из путей, позволяющих этого добиться, является разработка целевых ориентиров - образа района, каким он должен стать к 2020 г. Индикативный, параметрический подход целесообразно дополнять постоянными замерами общественного мнения.

Для обеспечения системного характера этих программ и включенных в них мероприятий, исключения дублирования действий, придания всем программным мероприятиям единой целевой направленности на реализацию Стратегии необходимо совершенствование системы целевых программ путем группировки действующих программ в межотраслевые блоки, увязанные со стратегическими направлениями развития района и обеспечивающие решение актуальных социально-экономических проблем системного характера.

Данный подход упростит управление и финансовое администрирование, сделает более четким механизм ответственности за реализацию целевых программ. Для решения системных проблем, которые пока не охвачены инструментами программно-целевого управления, могут быть разработаны дополнительные целевые программы. Для решения отраслевых и иных проблем в установленных сферах деятельности также могут разрабатываться ведомственные целевые программы.

.2 Оценка эффективности предлагаемых практических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития района Лефортово

Стратегия определяет стратегические цели и направления развития района. На практике это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития района, должно проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при формировании порядка реализации целевых программ и т.п.

Мероприятия, обеспечивающие реализацию Стратегии, можно разбить на четыре группы:

1.Повышение доходности использования территории за счет развития ресурсной базы;

2.Повышение уровня и качества жизни;

.Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.

Мероприятия по реализации Стратегии должны быть направлены на достижение следующих стратегических целей:

7)Повышение инвестиционной привлекательности района Лефортово.

8)Стимулирование развития и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

)Повышение качества и продолжительности жизни населения района Лефортово.

)Развитие инфраструктуры территории.

)Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса.

)Развитие инновационной деятельности.

Для органов местного самоуправления района Лефортово первоочередными и наиболее приоритетными действиями по реализации Стратегии являются:

-системное информирование населения и субъектов малого и среднего предпринимательства об инвестиционных проектах и потенциальных экономических возможностях;

-развитие транспортной инфраструктуры;

методическая помощь поселениям в решении технологических вопросов муниципального управления.

Стратегические цели и направления развития поселений закрепляются в соответствующих концепциях и программах, которые согласуются с документами стратегического блока районного уровня (настоящей Стратегией, Концепцией социально-экономического развития)

В рамках заявленной Стратегии в настоящее время актуальность приобретает изменение организационной структуры и структуры управления районом, в том числе с точки зрения пересмотра роли и значения некоторых органов местного самоуправления или структурных подразделений и введения процедур управления по результатам.

Эффективность реализации стратегии социально-экономического развития района Лефортово должна быть оценена в экономической, социальной и политической сферах.

Эффективность в экономической сфере:

·Рост объемов промышленного производства в 2-2,2 раза.

·Рост реальных располагаемых доходов в расчете на душу населения в 2-2,2 раза.

·Увеличение доли среднего класса к 2020 году до уровня, более половины населения в городских поселениях и 35% в сельских поселениях.

·Реализация стратегических решений через постановку конкретных задач и финансирование их исполнения.

Эффективность в социальной сфере:

·Охват подготовкой и переподготовкой не ниже 90% работающего населения.

·Безработица среди молодежи не более 5 %.

·Увеличение доли занятых в малом бизнесе не менее, чем до 60% от общего количества занятых в экономике.

·Обеспечение защищенности лиц пожилого возраста и нуждающихся в социальной защите до 100%.

·Сокращение удельного веса ветхого жилья в 3 раза.

·Обеспеченность медицинским персоналом, учителями и социальными работниками до 100%.

·Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2 раза.

·Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя 25 - 28 кв.м.

Эффективность в политической сфере:

·Разработка системы правил принятия стратегических решений.

·Установление целевых показателей конечных результатов реализации стратегических решений.

·Организация стратегического контроля, который должен включать:

- управление проблемами и целями. В стратегическом управлении предполагается, что всякая цель может быть достигнута только через ориентированные на нее изменения, и планируемые во времени результаты должны обеспечивать проведение этих изменений;

координацию программ и проектов. Особое внимание следует уделять тем органам, где имеется пересечение полномочий, зависимость от последовательности получения результатов или просто соперничество. Создать постоянную готовность в осуществлении регулирования проектов за счет перемен в финансировании, перемещении персонала, переноса сроков, а также внесения изменений в законодательство или формирование политической и общественной поддержки законодательных инициатив. Ускорение или торможение проектов должно определяться не внутренним мнением о полезности тех или иных программ, а текущей производительностью ресурсов. Выполнение всех проектов должно зависеть от достижения целей по отдельным программам;

контроль за так называемым упадком организованных систем и предотвращение сопутствующим этому упадку кризисов, подготовка сокращений или структурных изменений, организационных и правовых нововведений;

управление «убеждением» и контроль общественного сопротивления вводимым изменениям. Недостаточно знать, что делать и уметь делать. Всегда будет возникать необходимость в неформальном продвижении стратегических решений, убеждении широкого круга лиц в принятии стратегии, предупреждении в перехвате инициативы в оценке программ и проектов, грамотной изоляции оппонентов, создающих высокие риски сопротивления изменениям.

·Оценка последствий и результатов исполнения конкретных задач и корректировка стратегических решений.

·Мониторинг изменений во внешней и внутренней среде стратегического управления районом.

Выводы по главе

С целью обеспечения эффективного управления социально - экономическими процессами на территории и решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

Экономическое развитие Лефортовского района - деятельность, затрагивающая различные сферы экономической и общественной жизни. Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на включении внутренних ресурсов повышения эффективности социально-экономического развития района.

Система мер по реализации Стратегии включает организационные и финансовые механизмы. Для обеспечения системного характера этих программ и включенных в них мероприятий, исключения дублирования действий, придания всем программным мероприятиям единой целевой направленности на реализацию Стратегии необходимо совершенствование системы целевых программ путем группировки действующих программ в межотраслевые блоки, увязанные со стратегическими направлениями развития района и обеспечивающие решение актуальных социально-экономических проблем системного характера.

В рамках заявленной Стратегии в настоящее время актуальность приобретает изменение организационной структуры и структуры управления районом, в том числе с точки зрения пересмотра роли и значения некоторых органов местного самоуправления или структурных подразделений и введения процедур управления по результатам.

Эффективность реализации Стратегии социально-экономического развития района Лефортово оценена в экономической, социальной и политической сферах в соответствии с целями данной дипломной работы.

Заключение

В рамках данной дипломной работы были раскрыты поставленные задачи.

В первой главе дипломной работы были изучены теоретические основы разработки стратегии социально-экономического развития территории района.

Вторая глава работы была посвящена исследованию методологических основ разработки стратегии социально-экономического развития.

В третьей главе были сформулированы предложения по совершенствованию данной стратегии, а также оценена эффективность от реализации предложений на практике.

Основные результаты работы: на данный момент реализуемые на территории района Лефортово Программы и Стратегии являются малоэффективными и требуют более четкой проработки со стороны органов власти. Благодаря комплексному плану действий в области совершенствования стратегии социально-экономического развития района можно добиться необходимых показателей в различных областях: экономической, социальной, политической.

Система мер по реализации стратегии должна включать разнообразные механизмы, в том числе финансовые, организационные. Также должно быть исключено дублирование функций в ходе реализации стратегии.

Эффективность предлагаемых практических рекомендаций обуславливается:

·в политической сфере совершенствованием системы разработки и реализации социально-экономической стратегии района Лефортова города Москвы (на 45-50%), а также увеличением уровня управляемости процессами в данной сфере (на 30-35%);

·в социальной сфере резким снижением уровня безработицы населения района, а также уменьшением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2 раза.

·в экономической сфере снижением объемов бюджетных средств на нецелевые расходы и неэффективные стратегии развития на 50-55%.

На сегодняшний момент район Лефортово города Москвы является одним из самых старейших исторических районов. Дальнейшее его развитие и совершенствование управления районом напрямую зависит как от действий администрации, так и от действий самих жителей. Наличие «обратной связи» в ходе реализации стратегий развития и программ поддержки является необходимым условием совместной работы для достижения поставленных целей.

Список использованной литературы

1.Пещеров Г.И. Система государственного и муниципального управления. Учебник. Издание второе дополненное и переработанное. М.: Издательство МГОУ, 2008.

2.Булатов А.С. Экономика, М - 2008.

.Современный экономический словарь. Под ред.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. - М.: ИНФРА-М, 2009.

."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

."Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция).

.Сервер органов государственной власти России. Официальные информационные источники органов государственной власти Российской Федерации, официальные документы, законодательные акты.

.Агеев А.И., Зайцева Ю.С, Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии.2008. №5-6. С. 134-141.

.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики - М.: Финансы и статистика, 2008. - 176 с.

.Груздев А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008.№1. С. 115-120.

.Лапыгин Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №6. С. 40-52.

.Парахина В.Н. Муниципальное управление. - М.: КНОРУС, 2009. - 496 с.

.Стратегическое планирование / Под ред. проф. А.Н. Петрова. - Спб: Знание, ГУЭФ, 2009 - 200 с.

.Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического муниципальных образований и пути их решения. - М.: Новый век, 2008. - 364 с.

.Официальный портал Управы района Лефортово города Москвы.

.Целевая программа социально-экономического развития района Лефортово города Москвы на 2010 год.

.Лайкам К. Модели социальной политики // Общество и экономика.- 2010.

.Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2009.

.Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. -2009.

.Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга - ИСЭПРАН, С-Пб: 2009.

.Иванов В.Н. Социальное управление: Теория и методология, «Дашков и К», 2010.

.Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2009.

.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2010.

.Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., Кушлин В.И. Издательство Экономика, 2006.

.Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. Ляско В.П. Издательство Экзамен, 2008.

.Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Слиньков В.Н. Издательство КНТ, 2008.

.Клоцвог Ф.Н., Абдыкулова Г.А., Кушникова И.О., Каширская С.Д. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов. // Российский экономический журнал.- 2010, № 8.

.Нусратуллин В.А. Некоторые аспекты разработки и реализации Концепции и Программы социально-экономического развития РБ.// Экономика и управление. - 2010, № 5.

29.Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 439-ПП "О работе исполнительных органов государственной власти города Москвы в завершающий период передачи в собственность граждан в порядке приватизации занимаемых ими жилых помещений и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 606-ПП".

Приложение 2

Расходы бюджета города Москвы, осуществляемые с окружного уровня

Распределение расходов бюджета на содержание управы (тыс. руб.)

РайоныПлан расходов (тыс. руб.)ОтветственныеПервонача-льный план на 2010 годУточненный план года Факт 2010г.% освоенияГусева В.И.Район Лефортово30 259,933 331,733 313,7899,9%Заработная плата19 14819 510,319 510,3100%Прочие выплаты2 0481 968,01 968,0100%Начисления на оплату труда4 4043 8863 85099,1%Услуги связи261449,5449,5100%Транспортные услуги1 1701 061,21 061,2100%Коммунальные услуги310516,6499,2596,6%Услуги по содержанию имущества450410410100%Прочие услуги1843,91 204,61 204,6100%Увеличение стоимости основных средств1203 562,83 562,2100%Увеличение стоимости материальных запасов360210210100%ИНФОРМАТИКАУслуги связи1512,912,9100%Прочие услуги30272,8272,8100%Увеличение стоимости материальных запасов100267267100%

Распределение дополнительных расходов бюджета окружного уровня (тыс. руб.)

НаименованиеПлан расходов (тыс. руб.)ОтветственныеПервона-чальный план на 2010 годУточненный план года Факт 2010г.% освоенияРайон Лефортово (без лимитов)24 97824 969,424 969,2100%Гусева В.И. Варминский И.Р.1. ЖКХ (передача на лицевой счет ГУИС)13 19411 909,811 909,8100%2. Управа района11 78413 059,613 059,4100%Культура и СМИ2 3102 186,42 186,4100%Социальная политика 1 6572 9132 913100%Иные расходы (мероприятия, подарки, проднаборы, экскурсии и пр.)6 6777 960,27 960100%Кроме того, переданы лимиты1 140890890100%

Сбор доходов от оплаты за социальный наем жилых помещений на 2010 год в разрезе административных доходов

ГУ ИС района ЛефортовоПлан на 2010 годФакт 2010г.% выполнения от плана годаПлан3 094,13 321,6107,4%

Приложение 3

Инвестиционная деятельность на территории района

Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории

МероприятияИсполнение ОтветственныеФормирование и поддержка банка данных инвестиционных предложений предприятийНа малые предприятия, работающие в инновационной сфере направлении письма о возможности получения субсидий на реализацию проектов. Предприятиями района направлено 19 заявок, в том числе от ЗАО «ЭскоТэк» и ОАО «ИЦМЭ»Головкина И. В.Содействие в получении банковских кредитов предприятиями и организациями на развитие производстваОрганизация конференций и семинаров по темам формирования благоприятного инвестиционного климата

Управление земельно-имущественным комплексом

Среднесрочная программа приватизации государственного имущества города Москвы на 2008-2010 гг.

МероприятияИсполнение ОтветственныеФормирование и поддержка банка данных инвестиционных предложений предприятийНа малые предприятия, работающие в инновационной сфере направлении письма о возможности получения субсидий на реализацию проектов. Предприятиями района направлено 19 заявок, в том числе от ЗАО «ЭскоТэк» и ОАО «ИЦМЭ» Головкина И. В. Содействие в получении банковских кредитов предприятиями и организациями на развитие производстваОрганизация конференций и семинаров по темам формирования благоприятного инвестиционного климата

Сбор средств от арендной платы за нежилые помещения, млн.руб.

План на 2010 годФакт за 2010 год% выполнения от плана годаОтветственные67,0968,00101%Головкина И.В.

Мероприятия имущественного комплекса

МероприятияИсполнение ОтветственныеПроведение совместных с Госгоринспекцией проверок учета, регистрации и использования объектов нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы.В течение годаГоловкина И. В. Проведение совместных финансовых комиссий по работе с недобросовестными арендаторамиЗа 2010 год проведено 25 заседаний финансовой комиссии по контролю за оплатой обязательных платежей, проводится работа с убыточными и низкозарплатными организациями. В бюджет своевременно получено 39 950,9 тыс.руб.Головкина И. В.

Сбор средств от арендной платы за землю

План на год, млн.руб. Факт 2010г. % выполнения от плана годаОтветственные338,088363,095107%Головкина И.В.

Приложение 4

Организация и проведение конкурсных торгов и аукционов

Мероприятия по организации и проведению конкурсных торгов и аукционов

МероприятияИсполнениеОтветственныеОбеспечить регулярное размещение на официальном сайте префектуры, на сайтах управ районов, в средствах массовой информации, в единых информационно-расчетных центрах информации о размещении государственного заказа (в соответствии с графиком проведения торгов)Информация о проведении торгов публикуется в установленном законом порядке. За 2010г. в районе размещено: УПРАВА - на бюджет 2010 года провела 1 аукцион, 16 запросов котировок, 2 электронных аукциона, на бюджет 2011 года - 2 электронных аукциона (контракты не заключены) и 4 запроса котировок (2 контракта не заключены, 1 будет расторгнут). ГУИС на бюджет 2010 года провел 9 открытых аукционов (на 25 лотов), 7 электронных аукционов (по 1 лоту), 6 конкурсов и 13 запроса котировок, на бюджет 2011 года - 11 электронных аукционов. ГУИС расторгнут 1 аукцион на 2 лота с частичной оплатой. 2 запроса котировок отменены по решению заказчика.Головкина И.В. Развитие процедур размещения государственного заказа путем проведения открытых аукционов (в том числе электронных)Было проведено - 19 аукционов на 35 лотов (в т.ч. в декабре 2009г. на средства бюджета 2010 года - 1 для управы и 2 для ГУИС). Из них проведено электронных аукционов: 7 - ГУИС, 4 - управой.Головкина И.В. Привлечение к участию в размещении государственного заказа прямых поставщиков и субъектов малого предпринимательства (в объемах, предусмотренных 94-ФЗ)Для субъектов малого предпринимательства было проведено 12 специализированных процедур (15,4% от общего объема)Головкина И.В. Участие в ежемесячном мониторинге эффективности размещения государственного заказа через систему АИС ЕРКТМониторинг эффективности размещения госзаказа проводится регулярно.Головкина И.В.

Приложение 5

Реализация промышленной политики

Мероприятия по реализации комплексной программы по развитию промышленности в районе

Содержание мероприятияИсполнениеОтветственныеОсновные мероприятия по реализации Городской комплексной и Окружной программе промышленной деятельности на 2007-2009Предприятия промышленности и малого бизнеса участвуют во всех проводимых мероприятиях: выставках районных и окружных. Создана и функционирует инфраструктура поддержки малого предпринимательства: Совет директоров промышленных предприятий, территориальный центр развития и Совет поддержки и развития малого предпринимательства. Проведено 4 заседания Совета директоров и 4 заседания Совета предпринимателей.Головкина И.В. Развитие специализации, кооперации и интеграции организаций науки, промышленности и малых предприятий районаСодействие реализации комплексных проектов и программ в области энергосбережения и экологизации промышленного производства в районеПо поручению главы управы и в рамках городского конкурса на лучшую публикацию по вопросу энергосбережения ведется работа по сбору материала среди предприятий района, проводится этап конкурса среди учащихся. В районной газете размещено 5 статей по вопросу энергосбережения (февраль - «Бережливость - лучшее богатство», март - «Инновации в энергосбережении», апрель - «Инновационные проекты», май - «Выйдешь из дома - свет погаси!», ноябрь - «Учиться экономить надо с детства»).Головкина И.В. Филиппов П.Д. Обеспечение продвижения проектов развития организаций науки и промышленности района в окружные и городские целевые программыЗАО «ЭскоТэк» и ОАО «Инженерный центр микроэлектроники» подали на рассмотрение проекты на получение бюджетных субсидий.Головкина И.В.Содействие участию организаций науки и промышленности района в выставочно-ярмарочных мероприятияхИнформация о проведении выставочно-ярмарочных мероприятий доводится до сведения руководителей предприятий промышленности и малого бизнеса, размещается на сайте управы и газете «Лефортово». В выставке Архимед принятии участие 3 предприятия от района (ФГУП «ВЭИ им.Ленина», ЗАО НПО «Аркон», ОАО «Институт пластмасс»), круглый стол по энергосбережению в префектуре ЮВАО (ФГУП ВЭИ), Промышленный форум - ОАО «Институт пластмасс», «Энергосбережение в народном хозяйстве» - 46 предприятий.Головкина И.В. Реализация мероприятий, направленных на работу с убыточными предприятиями и организациями, не выплачивающими, либо выплачивающими ниже минимального уровня заработную плату работникам.Ежемесячно проводится оперативное совещание по контролю за предприятиями, заявившими налоговые убытки за несколько отчетных периодов, имеющими уровень оплаты труда ниже среднеотраслевого. Головкина И.В. Антикризисные мероприятия по поддержке промышленного сектораНа заседаниях Совета директоров промышленных предприятий района рассматриваются проблемные вопросы предприятий, разрабатывается комплекс мер по их преодолению. На контроле управы находится вопрос погашения задолженности ФГУП «Опытный завод ВЭИ» перед пенсионным фондом. По итогам 1 полугодия задолженность погашена.Головкина И.В.Работа антикризисного штаба по поддержке промышленных организаций, расположенных на территории районаПроведение заседания рабочей группы по ликвидации задолженности по заработной плате на промышленных предприятиях района Проведение заседаний Совета директоровПроведено 4 заседания Совета директоров района.Головкина И.В.

Приложение 6

Реорганизация промышленных зон

Содержание мероприятияИсполнениеОтветственныеОсновные мероприятия, направленные на формирование территориальных резервов для реализации городских целевых и инвестиционных программ Дальнейшая реконструкция 23 промзоны: строительство технопарка «Химические инновации», технопарка «Москабельмет»Формирование территориальных резервов идет в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2007г. №1122-ПП «О схеме реорганизации территории «Производственная зона №23 «Серп и Молот»» и распоряжением Правительства Москвы от 16.08.2007г. № 1744-РП «О реализации проекта строительства технопарка «Химические инновации» и общественного центра». На Совете директоров рассматривался вопрос о состоянии работ по реорганизации промзоны №23.Филиппов П.Д. Головкина И.В.Реорганизация производственных территорий в соответствии с Градостроительным планом развития ЮВАО, целевыми и инвестиционными программами Строительство выставочного зала на территории завода «Серп и Молот»Подготовлено предпроектное предложение по реконструкции производственного здания Нового Сортопрокатного цеха завода «Серп и Молот» под городской выставочный комплекс общей площадью 189,65 тыс.кв.мФилиппов П.Д.

Приложение 7

Окружная целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы

План ввода помещений, тыс.кв.мОжидаемый результат (ввод нежилых помещений, тыс. кв. м)% выполнения от годового планаОтветственные5,0 105,05,02 105,2100,4% 100,2%Головкина И. В.

Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг.

МероприятияИсполнениеОтветственныеСоздание общих условий для развития предпринимательской деятельностиИнформационно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательстваВ районной газете «Лефортово» и на сайте управы размещаются материалы о предприятиях района, вспомогательные материалы для бизнеса. За 2010 год размещено 31 статья: «Итоги уходящего года», «Координационный совет», «В Лефортово открылся целый Город», «Социально ориентированный город», «Бережливость - лучшее богатство», «Тот самый чай», «Инновации в энергосбережении», «Красота - непобедимая сила», «Мы - за качество!», «Благоустройство района - дело общее», «О работе управы района с объединением предпринимателей», «Повар-2010», «Инновационные проекты», «Заслуженный успех», «Мастера на все руки», «Выйдешь из дома - свет погаси!», «Дистанционное бизнес-образование малого и среднего предпринимательства», «Успешное во всех отношениях», «Эффектное взаимодействие», «Новый книжный», «Дорога к совершенству», «Меценаты России», «Этапы большого пути», «Субсидии для инновационных СМП», «Подарки для первоклассников», «В ЮВАО подведены итоги фестиваля цветников», «Эффективное взаимодействие», «Эффективное взаимодействие», «ЦИАМ - 80»Головкина И. В. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности издание буклета «Предпринимательство в районе», публикации в СМИ- не менее 12.Издан буклет «Совет директоров предприятий и организаций района Лефортово». В газете опубликовано 13 статей о предприятиях района (ООО «Чистофф», ЗАО «ЭскоТэк», ООО «МЧФ», ИП Жирова Г.С., ООО «Букмастер», ОАО МЗ «Кристалл», ММФ «Мосмебельприм», ИП Плавильщиков В.А., ООО «Галерея Алекс», ООО «Фирма «Кристина», ЦИАМ, ООО «Гришко»)Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства Проведение заседаний комиссии по устранению административных барьеров - не мене 4-хПроведено 4 заседания комиссии по устранению административных барьеров. Ведется работа по заключению договоров на бесплатную юридическую помощь. Заключено 48 договоров.Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательстваИмущественная поддержка Ввод в эксплуатацию не менее 5 тыс.кв.м. нежилых помещенийВыполнено. За 2010 год введено 5,02 тыс.кв.м. Финансовая поддержка Оказание помощи в получении субсидий не менее 3-м организациям, направить для участия в программах кредитования не менее 10 организацийИнформация о льготном субсидировании размещена на сайте управы, в районной газете. Информация о программах финансирования ежеквартально рассматривается на заседаниях совета предпринимателей. 19 предприятий направлены в ЦРП для получения субсидии на реализацию инновационных проектовИнформационная поддержка Публикация на сайте управы не менее о 20-ти субъектахИнформация на сайте обновляется еженедельно. На сайте размещено 24 информационных материала.Консультационная поддержка Вести прием организаций по вторникам и четвергамЗа 2010 месяцев проведено 101 прием организаций и населения.Правовая поддержка Оказание юридических услуг субъектам с привлечением юриста управыЗаключено 48 договоров на оказание бесплатной юридической помощи. При необходимости юрист управы дает необходимые консультации.Подготовка кадров Провести обучение 50 человек На обучение направлено 25 человек, а также основам предпринимательства обучено 34 школьника.Продвижение на рынки производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услугНа выставке Архимед-2010 приняло участие малое предприятие ЗАО НПО Аркон. Среди малых предприятий сферы общественного питания проведен конкурс поваров. Издан буклет (500 экз). Организован конкурс салатов «Оливье».Поддержка молодежного предпринимательства Информирование через газету «Лефортово» молодежь о программах поддержки предпринимательских инициатив. Выдвинуть на финансирование 1 молодежный проектВ конкурсе лучший студенческий проект приняли участие студенты из МЭИ, МТУСИ и Вечернего металлургического института. В ноябрьском номере вышла статья по обучению молодежи основам предпринимательства. Развитие предпринимательства в инновационной и научно-технической сфере. Оказать консультационную поддержку не менее 10 предприятиям в инновационной сфере. До 30 предприятий инновационной направленности доведена информация о субсидировании инновационных проектов.Развитие предпринимательства в сфере городского хозяйства Доля объема привлеченных предприятий к горзаказу не менее 15%Для субъектов малого предпринимательства проведено 12 процедур (15,4% от общего числа)Развитие ремесленничества Вовлечение не менее 5 ремесленников и ремесленных предприятий в Совет ремесленников района Проведение выставки ремесел в сентябре т.г.В ТОР «Золотая подкова» от района вступила Дьяконова Н.В.

Похожие работы на - Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!