148,9
За отчетный период предприятие обновило ассортимент с учетом потребительского
спроса.
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с
заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию
и пиво выполняются полностью.
Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает
различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена
объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем
себестоимости и другими факторами.
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 18 869 млн. р., что на
3 826 млн. р. больше соответствующего периода 2010 г.
.3 Анализ финансового состояния предприятия ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат»
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последние два года
Таблица 3. Исходные данные для анализа финансового состояния, млн. руб.
Статья
|
На 01.01.10
|
На 01.01.11
|
АКТИВ
|
|
|
1. Оборотные активы
|
|
|
2. Денежные средства и их эквиваленты
|
117,755
|
63,102
|
3.Расчеты с дебиторами
|
0,298
|
61,371
|
1. Запасы и прочие оборотные активы
|
-
|
-
|
Итого по разделу 1
|
118,053
|
124,473
|
2. 2. Внеоборотные активы
|
|
|
3. Основные средства
|
31,792
|
30,067
|
4. Прочие внеоборотные активы
|
-
|
-
|
Итого по разделу 2
|
31,792
|
30,067
|
5. Всего активов
|
1095,502
|
1374,536
|
ПАССИВ
|
|
|
6. 1. Привлеченный капитал
|
|
|
7. Краткосрочные пассивы
|
721,769
|
857,160
|
8. Долгосрочные пассивы
|
-
|
-
|
Итого по разделу 1
|
721,769
|
857,160
|
Собственный капитал
|
|
|
Уставной капитал
|
525,970
|
525,970
|
Фонды и резервы
|
-
|
-
|
Итого по разделу 2
|
525,970
|
525,970
|
Всего источников
|
1095,502
|
1374,536
|
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических
показателей - коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными
коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности,
коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой деятельности предприятия
ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат» показывает коэффициент КЭР,
рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и
реализацию продукции за год ЗПР:
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 /
326 = 31,6 (2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4
(2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001
> 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются
возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности
промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает
коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних
двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат» и об отсутствии текучести кадров.
2.4 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров
ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат»
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших
экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического
развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения
эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой -
это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей
совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и
сбывать товары.
Главными конкурентами ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат» по выпуску
готовой мясной продукции являются такие крупные компании как:
1) ОАО «Гурманель», г. Павловский Пасад
2) ООО «Звезда», г. Лекино-Дулево
) ОАО «Ногинский мясокомбинат», г. Ногинск
) ООО « Раменский мясокомбинат ТД», г. Раменское.
) ООО «Сергиево-Посадский мясокомбинат», г. Сергиев-Посад
) ООО «Дмитровский мясокомбинат», г. Дмитров
) ООО «Мясокомбинат Дымов», г. Москва
) ЗАО «Микоян», г. Москва
) ОАО «Мясокомбинат Останкино», г. Москва
) ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», г. Москва
В 2011 году проводись исследование на улицах г. Орехово-Зуево на предмет
выявления потребностей на мясной гастрономии, в результате которого были
выявлены следующие результаты. Основными конкурентами ОАО «Орехово-зуевский
мясокомбинат» являются торговые марки: «Гурманель», «Ногинский мясокомбинат»,
«Мясокомбинат Дымов», «Микоян», «Мясокомбинат Останкино», «Черкизовский
мясоперерабатывающий завод».
Рис. 2.1 Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки колбас и
мясных деликатесов они предпочитают
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам
основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента.
В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству,
предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов.
Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше
по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые
представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют
удовлетворение данной потребности.
.5 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор
перспективного целевого рынка
Сегментация рынка - это маркетинговая процедура, с помощью которой рынок
делится по определенным признакам на некоторые сегменты (группы) потребителей
для последующего выделения сегментов, требующих разного подхода в стратегии
разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и
стимулирования сбыта. В практическом смысле сегментация рынка - это
деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей конкретного товара
предприятия.
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев
сегментации. При сегментации рынка потребительских товаров используются такие
критерии, как: географические, демографические, социально-экономические,
психографические и поведенческие. Рассмотрим каждый из них.
Сегментация по географическому принципу. Предполагается деление на регионы,
края, области и города. В наиболее привлекательный сегмент входят города с
высоким уровнем доходов населения: Московская область.
Сегментирование по демографическому принципу. Рынок будет разбит на группы на основе нескольких
демографических параметров, таких как: возраст, пол и уровень доходов.
Сегментация рынка продукции ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат»
представлена в следующем виде:
1) 40% - люди со средним достатком,
рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи;
2) 15% - «малоимущие» (рабочие и
служащие) с доходом до 6000 рублей в месяц на члена семьи;
3) 10% - «наиболее обеспеченные», в
основном руководители с доходом от 15000 рублей;
4) 3% - бизнесмены - от 50000 рублей;
5) 10% - студенты.
Сегментирование по психографическому принципу. Психографическая сегментация -
деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса,
жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
В ходе процесса изучения рынка, было установлено: Социальный класс
потребителей данной продукции от низшего до высокого. Каждый потребитель хочет
покупать продукцию соответствующею высокому качеству, предпочтения потребителей
кондитерской продукции так же зависят и от социального класса. Имидж основная
составляющая, одна из самых сильных составляющих в человеческих решениях. Людям
свойственно прислушиваться к мнению референтных группы.
Образ жизни и тип личности влияют на принимаемые решения, что тоже
является основополагающим при выборе. Жизнелюбы выбирают самую качественную и
вкусную продукцию с интересным дизайном, для консерваторов основным является
качество по доступной цене.
2.6 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на
рынке товаров народного потребления
Реклама для продукции ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат» является
основным инструментом продвижения их на рынке.
Реклама - неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию
при помощи различных средств массовой информации для представления и
продвижения продукции.
Рассмотрим средства массовой информации, используемые ОАО «Орехово-зуевский
мясокомбинат» - это:
1)
газета: «Вести Орехово-Зуево», рекламно-информационный еженедельник
"Городской квартал" <http://ozkvartal.ru/>
)
телевидение: Орехово-Зуево Тв
)
Медиа-холдинг "РадиоСити"
)
реклама на общественном транспорте
)
наружная реклама: рекламные щиты;
)
информационные листки.
Каждый
тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи,
например, газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но
телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.
Выбор
средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным
для достижения цели рекламы, но по минимальной цене.
Таблица
4. Соотношение между затратами на рекламу и реализуемой продукции
Наименование
|
2010
|
2011
|
Реализовано продукции, тыс.руб.
|
63155
|
74126
|
Затраты на рекламу, тыс. рублей
|
32
|
40
|
Анализируя затраты на проведение рекламы в 2010 и 2011 гг. и количеством
реализуемой продукции в рублях (табл. 4) можно сделать вывод, что с увеличением
затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.
Основные цели рекламы - создать осведомленность, предоставить информацию,
убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат» предназначена информировать, но в тоже время
увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара
продукция ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат» находится на стадии насыщенности,
из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы:
) информировать о качестве товара, его экономичности;
) формировать предпочтение к марке и изменению восприятия потребителем
свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не откладывая ее.
.7 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат»
В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей
проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований
потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в
конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия
играет отдел маркетинга.
Основная цель управления маркетинговой деятельности - обеспечение ее
максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего
предприятия. Если организация управления, в том числе управления маркетингом,
эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели,
как прибыль, объем продаж, доля рынка.
Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем
предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей
производственной системы - это сложный циклический процесс.
Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат». Основные задачи отдела маркетинга:
) разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии
маркетинга;
) исследование факторов, определяющих структуру и динамику
потребительского спроса на продукцию предприятия;
) исследование потребительских свойств производимой продукции и
предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;
) ориентация разработчиков и производства на выполнение требований
потребителей к выпускаемой продукции;
) исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор
информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой
продукции потребностям покупателей;
) подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению
проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;
) выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на
состояние рынка и объем продаж;
) сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации
о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;
Глава 3.
Разработка предложений по совершенствованию предложению маркетинговой
деятельности на предприятии
.1 Совершенствование системы управления маркетингом
Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который
предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые
составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность
предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена
часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы - покупателя одного с
ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При
потере крупного клиента мясной гастрономии, ответственность за это
непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких
потерь, необходимо принять к действию следующие меры:
1. Расширение сбытовой команды. В
составе отдела продаж ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат» находится 30 человек.
По моему мнению, следует увеличить это число до 40.
2. Подготовка и обучение сбытового
персонала. Рекомендую проводить ежеквартальное обучение персонала технологии
продаж, что, несомненно, увеличит объем продаж производимой продукции.
3. Приобретение более полных знаний по
существующим рынкам, на которых работает ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат».
Чтобы изучение и анализ спроса на товары ОАО «Орехово-зуевский
мясокомбинат» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему
изучения спроса. Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый
сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды,
мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких
признаков сегмента.
Такая информация будет полезна при планировании рекламной кампании -
зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы
продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при
выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным
потребителем, что позволит более точно подобрать характеристики продукта под
требования покупателей.
Сегментирование рекомендую проводить по следующим критериям:
1) возраст и пол;
2) образование;
3) уровень дохода;
4) стиль, образ жизни;
5) затраты на готовую мясную продукцию:
частота покупок, средняя сумма разовой покупки;
6) потребительские предпочтения:
а) требования к качеству, внешнему виду;
б) ценовые предпочтения;
в) место приобретения.
1. Изучение и анализ потенциальных
рынков.
2. Ежеквартально проводить опросы
покупателей в крупных универмагах и торговых центрах г. Орехово-Зуево для
выявления покупательских предпочтений. Возможны следующие варианты:
1) Опрос посетителей на выставках - продажах и специализированных
выставках, распродажах - эффективен для опроса покупателей по новым моделям для
определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения
спроса способствует увеличению продаж. Выставке-продаже, распродаже
предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория представляет
новые модели для изучения спроса. Непосредственно на самом мероприятии
проводится опрос посетителей. Все пожелания записываются в специально
составленную таблицу.
2) Опрос населения каждые 8 - 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении
предпочтений. Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс
анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением
ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду
высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой
информации.
3) Метод регистрации заявок, возвратов - эффективен для изучения
спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента. Регистрируются
неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся
предложения об уценки.
4) Метод пробных продаж - наиболее эффективный и объективный метод изучения
спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук реализуется как в
магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы.
5) Вариант так называемого поощрительного опроса. Суть заключается в
том, что за ответ на вопрос респондент поощряется, например, значком от
компании.
) Следует чаще проводить рекламные акции в магазинах города. Они
способствуют увеличению осведомленности покупателей о товаре и повышают интерес
к нему и, следовательно, спрос.
) Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый
вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.
) Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно
сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров, поэтому перед
выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести
широкомасштабную рекламную кампанию.
) При затаривании складов выпущенной продукцией провести 1-2
недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому -
либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д.,
обязательно используя информационную поддержку СМИ.
10) Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и
потребностей потенциальных клиентов.
Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии,
необходимо в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу
для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались
централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения,
спроса, цена на продукцию фирмы ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат». Это
позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке
пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.
.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
управление маркетинг конкурентный спрос
Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после
совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых
мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на
формирование информационной компьютерной программы.
. Чтобы создать информационную программу на данном предприятии ему
необходимо:
1) Принять на работу соответствующий персонал: специалиста в
компьютерных технологиях, который мог бы создать регулярно совершенствовать эту
программу, а также выступать в качестве технического персонала для обслуживания
других компьютеров. Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.
з/п = Зс х 1чел. (3.1)
где, S з/п - затраты на зарплату специалиста, руб.;
Зс - зарплата ведущего специалиста, руб.;з/п = 17000р х 1чел.=
17000
2) Необходимо приобрести новые комплектующие для персональных
компьютеров:
об = Sкомпл. Х 3к
об - стоимость уже усовершенствованного оборудования,компл -
стоимость комплектующих,
к
- три компьютера,об = 15 000 х 3 = 45 000
3) Рассчитаем итоговые затраты на внедрение информационной программы:
и
= Sз/п + Sоб. (3.2)и = 17000р + 45000р = 62000
руб.
Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия.
1. Исследование предпочтений потребителя: создадим флаера (форматом А5)
по ценам рекламного агентства «Полиграфия», в которых будет содержаться краткая
анкета с опросом предпочтений потребителя (предложенная выше), с кратким
описанием ассортимента товаров и характеристикой предприятия и с учетом
возврата этих флаеров.
пот. = Sф + Змер. (3.3)
где, Sпот.- затраты на предпочтение потребителя, руб.;ф
- затраты на напечатание флаеров, руб. -3000экз. х 2.1р = 6300р.;
Змер. - зарплата мерчендайзеров (200р./день) руб. - для
размещения этих флаеров наймем 10 студентов т.е. 200р х 10 = 2000р.пот.
= 6300р + 2000р = 8300руб.
2. Создадим web-страницу в интернете для облегчения поиска информации о
товарах предприятия для оптовых и розничных покупателей, тем самым экономя свое
время.
Для создания web-страницы нам потребуется веб-дизайнер, который
разработает и создаст эту страницу.
Зв-д = 27000руб. (3.4)
где, Зв-д -заработная плата веб-дизайнера, руб.
3. Налаживание связи с потребителем (целевым рынком):
св = Sк.к + Sб + Sэ + Sк-д (3.5)
где, Sсв -затраты на налаживание связи с потребителем, руб.;к.к
- затраты на создание карманного календаря - 3000экз. х 1,7р = 5100р.;б
- затраты на создание буклета с двумя фалицами (формата А4), описывающий
ассортимент нашего предприятия- 2000экз х 4,1р = 8200руб.;э - затраты на
создание этикетки (формата 7 х10) с фирменным логотипом предприятия, с целью
поддержания известности, узнаваемости и запоминания товаров ОАО
«Орехово-зуевский мясокомбинат». Эти этикетки буту раздаваться всем кто
приобрел продукцию фирмы - 20000 экз х 0,5р = 10000руб.;к-д - затраты
на создание календаря - домик - 1000экз. х 6,2р= 6200 руб.св.= 5100р
+ 8200р + 10000р +6200р = 29500руб.
4. Для создания имиджа фирмы создадим вывеску (на метало каркасе): 1
кв. метр стоит 1100руб. Объем вывески составит 4 х 1 метр.
Sв = Sс + Sу (3.6)
где, Sв - затраты на создание вывески, руб.;с - затраты
на стоимость самой вывески- 4кв.м х 1100р = 4400руб.;у - затраты на
монтаж и установку вывески - 4400р х 30% =1320 руб.в = 4400 + 1320 =
5720руб.
5. Исследование конкурентов - мы ничего не затратим, потому что наши
помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на
выставки, брать прайсы, листовки и т.д.).
6. Рассчитаем суммарные затраты на совершенствование маркетинговой
деятельности исходя из предложенных мероприятий.
общ. = Sи + Sпот.+ Sз.д. + Sсв
+ Sв
Sобщ. = 21000р +8300р +27000р +29500р + 5720р = 85 800 руб.
7. Рассчитаем эффективность, ожидаемую после образования отдела
маркетинга и предложенных мероприятий.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ = Общая прибыль / Сумму затрат
Эффективность = 104900/85 800= 1,6
8. Предположим, что разработанные предложения позволят увеличить
прибыль предприятия на 5%. Исходя из этого, рассчитаем балансовую
рентабельность маркетинговой деятельности
Rб = П/Sобщ. х 100% (3.7)
Где П - прибыль, руб.;общ. - суммарные затраты.б
=104900р/65800р х 100% = 159%
9. Подсчитаем, за сколько окупятся наши предложенные мероприятия.
Общая прибыль 104900
Следовательно затраты на совершенствование маркетинговой деятельности
очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит
себя долго ждать. Осуществляемые затраты окупились бы и принесли бы доход с
каждого вложенного рубля 2 руб. И наши затраты окупятся за шесть месяцев.
Заключение
Содержание данной курсовой работы на тему: управление маркетингом на
предприятии ОАО «Орехово-зуевский мясокомбинат», г. Орехово-Зуево., было
изложено в трех главах, по результатам которых были сделаны выводы и приведены
рекомендации по совершенствованию системы управления маркетингом на
предприятии, а также приведен расчет экономического эффекта от предложенных
мероприятий.
Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который
предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые
составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность
предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена
часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы - покупателя одного с
ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При
потере крупного клиента, ответственность за это непосредственно возлагается на
высшее руководство фирмы.
По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Для совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии
необходимо выделить следующие мероприятия:
1) изменить организационную структуру;
) произвести совершенствование коммуникаций маркетинга;
) совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и сбыта с другими
службами;
) реструктуризация системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников.
В организационной структуре предприятия по отношению к центру маркетинга
существуют недостатки: низкий уровень коммуникативности между высшими эшелонами
управления и центром маркетинга, нет связи со сбытовым отделом. В
организационной структуре также отсутствует отдел коммуникаций, что является
минусом для большого и старейшего предприятия. Отдел коммуникаций позволит
сократить расход времени на осуществление коммуникаций с различными видами
клиентов на внешнем уровне и сокращения времени при получении указаний на
внешнем уровне.
Таким образом, выполнена основная цель написания курсовой работы -
изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности,
выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Решены поставленные задачи.
Библиографический список
1. А.В.
Пошатаев, Т.А. Бурцева, М.А. Кауфман, Г.В. Сапогова, А.В. Шулдяков; Под ред. А.
В. Пошатаева. Управление маркетингом в АПК М.: Изд-во Р ГАУ-МСХА имени К.А.
Тимирязева, 2011. 279 с..
. Амблер Т.
Практический маркетинг. -СПб.: Питер, 2004. - 400 с.
. Белоусова
С. Н., Белоусов А. Г. Маркетинг. - М.: Феникс, 2003. - 352 с.
. Герчикова
М.А. Практический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 408 с.
. Голубков
Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2003. - 289 с.
. Голубков
Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. - М.: Дело, 2005. - 401 с.
. Горовой
А.А., Сорокин В.В. Российский директор в рыночной экономике: практический
маркетинг для руководителей промышленных предприятий. - М.: Экономика, 1998. -
192 с.
. Дорошев
В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. М., ИНФРА-М., 2006. - 285
с.
. Завьялов
П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М., ИНФРА-М,
2002. - 496 с.
. Котлер Ф.
Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Ростингер, 2006. - 698 с.
. Ковалев
А.И. Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга,
2005. - 256 с.
. Ксардель
Доменик. Прямой маркетинг. - СПб.: Нева, 2004. - 420 с.
. Маркетинг:
Учебник/ Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др.; Под ред.
Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 387 с.
. Маркетинг:
Учебник для ВУЗов. Н.Д. Эрмашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 623 с.
. Ламбен
Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Гольцов А. Принципы
организационного построения стратегического маркетинга на промышленном
предприятии. //Маркетинг, №6, 1996. - с. 19-20.
. Дураков
Анатолий. Как достучаться до небес (покупателя)?// Маркетинг-ПРО, №3, 2008. -
с. 22-23.
.
Желтомирская Татьяна. Шаг вперед, два шага назад. //Новый маркетинг, №2(68),
2008. - с.11-12.
. Ляховская
Мария. Путь к сердцу потребителя лежит через его телефон? Мобильные маркетинг и
реклама: как это работает. //Маркетинг менеджмент, №3, 2008. - с. 18-19.
. Резников
Евгений. О рекламном образовании, которого нет. //Новый маркетинг, 2 (68), 2007.
- с 5-6.
. Розничная
продажа фармацевтической продукции: правила игры. // Маркетинг в России и за
рубежом, №2, 2007. - с. 10-11.
Похожие работы на - Управление маркетингом на примере ОАО 'Орехово-зуевский мясокомбинат'
|