Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    917,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической теории







КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Макроэкономика

на тему: Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития


Студентка М.А. Капыцкая

Руководитель канд. экон. наук,

доцент А.А. Иванов




МИНСК 2012

Реферат


Курсовая работа: ____ с., 6 рис., 16 источников.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, МАКРОКРИЗИС, ЦИКЛИЧЕСКИЙ КРИЗИС, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ.

Объект исследования ― экономические кризисы.

Предмет исследования ― сущность экономического кризиса и его особенности в Республике Беларусь.

Цель работы: исследование сущность экономических кризисов, анализ экономических показателей Республики Беларусь на современном этапе.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ причин возникновения, механизма развития и последствий экономических кризисов, выделены основные характеристики данного процесса и определены его особенности на территории Республики Беларусь.

Элементы научной новизны: описаны черты, присущие современному экономическому кризису, в том числе в Республике Беларусь, предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение экономических кризисов всегда является актуальной темой, т. к умение преодолеть данный этап экономического цикла позволяет добиться дальнейшего развития экономики, избавившись от тех элементов экономической системы, которые не способны удовлетворять современным стандартам, тем самым давая возможности для развития новым и перспективным организациям.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Реферат

Введение

1. Теоретические аспекты исследования экономических кризисов

1.1 Цикличность экономического развития и понятие экономического кризиса

1.2 Классификация экономических кризисов и причины их возникновения

1.3 Механизм развития экономических кризисов и их последствия

2. Оценка развития экономики Республики Беларусь на современном этапе

3. Пути выхода из экономического кризиса

Заключение

Список использованных источников

Введение


Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами.

Экономике свойственны два состояния:

состояние равновесия, когда общественное производство и общественное потребление (на рынке соответственно - предложение и спрос) в достаточной мере сбалансированы. Тогда экономический рост идет, словно по прямой траектории (выпуск продукции увеличивается пропорционально росту производственных факторов);

состояние неравновесия (несбалансированности производства и потребления в общественном масштабе). Тогда нарушаются нормальные связи и пропорции в экономике и наступает ее кризисное состояние.

Неравновесие проявляется в том, что от стабильного состояния отклоняются важнейшие параметры экономики - объем производства, уровень цен, занятость трудоспособного населения, норма прибыли, норма процента и др. Когда такие отклонения от положения равновесия достигают наибольших количественных значений, то экономический рост временно резко прерывается противоположным процессом - кризисом.

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как "недопотребления", связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения. Проявляется в резком переломе конъюнктуры, что моментально влечет за собой спад производства, рост безработицы, увеличение количества банкротств, а также тенденцию к углублению кризиса. В последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов: укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.

Из этого следует, что актуальность данной темы неоспорима, т. к в условиях современного экономического кризиса, общество старается вернуться к экономической стабильности, разрабатывая новые пути выхода из сложившейся ситуации. При этом глобальный характер кризиса заставляет страны работать вместе, решая проблемы не только внутреннего характера, но и связанные с внешнеторговыми отношениями, т. к во многом экономики стран зависят от их экономических партеров.

Именно такая ситуация и складывается на территории Республики Беларусь, которая за последние годы расширила список стран-партнеров, тем самым увеличив свои поставки за рубеж. Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс мер в области таможенно-тарифного регулирования и поддержки отечественных экспортеров. Так, были отменены вывозные таможенные пошлины на все виды товаров, за исключением нефти и нефтепродуктов; установлена единая ставка налога с продаж товаров белорусского и импортного производства; разрешены поставки ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров, продукции деревопереработки без заключения сделок на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи; значительно упростилась процедура оформления внешнеторговых сделок; расширена финансовая поддержка предприятий как в прямой форме, так и через налоговое льготирование.

Целью нашего исследования является изучение и анализ экономических кризисов и путей их преодоления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

определить понятие "экономический цикл", рассмотреть цикличность процесса и выделить основные стадии;

дать характеристику экономическому кризису, привести классификацию кризисов;

назвать основные причины возникновения кризисов и описать механизм их развития;

привести примеры последствий, а также путей выхода из экономических кризисов;

раскрыть особенности экономических кризисов современного типа.

Объект исследования ― экономические кризисы.

Предмет исследования ― сущность экономического кризиса и его особенности в Республике Беларусь.

В исследовании применялись теоретические и аналитические методы. Были задействованы материалы периодического издания "Банковский вестник", интернет-ресурсы, а также учебные издания по выбранной теме. Для раскрытия темы выбирались новые, актуальные статьи, с целью отражения представленной информации в виде, наиболее соответствующем современной экономической ситуации.

экономический кризис беларусь показатель

1. Теоретические аспекты исследования экономических кризисов


1.1 Цикличность экономического развития и понятие экономического кризиса


Экономика никогда не находится в состоянии покоя, поступательный и равномерный ее характер чередуется с неравномерностью. Рост экономики сменяется недопроизводством, а затем перепроизводством. Экономика ввиду этого может находиться в условиях подъема или спада. Такие изменения указывают на цикличность экономических процессов. Благодаря воздействию различных факторов общественное производство, рассматриваемое в пространстве и во времени, всегда динамично. Поэтому динамику развития рыночной экономики точнее отражает волнообразная линия (Рисунок 1), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

Рисунок 1 - Экономический цикл

Примечание - Источник [1, с.121]

В наше время преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства. Предметом исследования является весь цикл, а не отдельные его фазы.

Экономический цикл охватывает время от момента пиковой ситуации в предыдущем подъеме до момента достижения этой точки в последующем подъеме производства. Экономические циклы отличаются друг от друга, но в них выделяются одни и те же фазы, которые также отличаются от подобных в предыдущих и последующих экономических циклах.

Выделяются четыре фазы экономического цикла: пик, спад, нижняя точка спада, оживление. Графически это представлено на рисунке 1.

На пике наблюдается максимальная занятость, и производство работает на полную мощность. Однако рост производства выходит за рамки платежеспособного спроса, и рост деловой активности падает. Тем самым цикл постепенно переходит в фазу спада, или кризиса [2,c.102].

Спад - кризис производства. Его экономическая функция сводится к насильственному и временному установлению пропорциональности между звеньями экономики (производством и потреблением, производством и обращением). Это главная фаза экономического цикла. В ней заключены основные черты цикла. Без кризиса не было бы цикла. Периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

Различают два вида кризисов: кризис перепроизводства и кризис недопроизводства. Для рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроизводства. Он проявляется в следующем: из-за перепроизводства товары не находят сбыта, растут запасы нереализованной продукции, наблюдается массовое банкротство промышленных и торговых фирм. Растет спрос на денежный (ссудный) капитал, а предложение его резко сокращается, и повышается норма ссудного процента. Банки прекращают выдачу ссуд, они терпят крах, падает курс акций и других ценных бумаг. Растет безработица. Экономическая жизнь страны в целом дезорганизуется.

Далее спад достигает нижней точки и наступает фаза депрессии - застоя в экономике. Она характеризуется тем, что производство и занятость достигают самого низкого уровня. Сохраняется высокий уровень безработицы, производство стоит на месте. Затем экономика постепенно из состояния депрессии переходит в фазу оживления [3,c.97].

Оживление - это постепенное повышение уровня ссудного процента. Рабочая сила постепенно привлекается в производство, уровень безработицы снижается, товары раскупаются. Предприниматели увеличивают спрос на новое оборудование, сырье. Решающим фактором перехода от депрессии к оживлению является обновление основного капитала.

Оживление переходит в подъем - быстрый рост производства, торговли, прибыли, курсов акций и ценных бумаг, цен и занятости. Уровень производства превосходит подобный уровень в докризисном периоде, выходит за рамки платежеспособного спроса, и экономика переходит в состояние пика. Рынок переполняется нереализованными товарами, и начинается новый промышленный цикл, который будет сопровождаться очередным экономическим спадом, который приведет к изменениям в системе.

При всей его болезненности, кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем три важнейшие функции:

резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы - разрушительная функция;

расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла - созидательная функция;

испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются, накапливаются, переходят в будущее (иногда частично модифицируясь) - наследственная функция.

Следовательно, кризис, - необходимый элемент прогресса. Термин "кризис" употребляется для обозначения ситуации, которая в определенной степени представляется аномальной и нередко отличается быстротечными изменениями. В экономике этим термином характеризуется целый ряд явлений. Но одному из них придается особое значение - это экономический кризис.

Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы являются непременной фазой цикличного развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал развития главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл. Кризис создает предпосылки для трансформации системы - либо перехода ее в новое качественное состояние, либо гибели, распада и замены новой, более эффективной системой.

Кризис экономический (от греч. krisis - поворотный пункт) - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения [4, с.495].

Кризисы присущи любой системе, ибо без циклов нет развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Но это положение не абсолютно, не найти двух кризисов, в которых не обнаруживается сходство тех или иных черт. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию).

1.2 Классификация экономических кризисов и причины их возникновения


Все разнообразие кризисов можно классифицировать по различным критериям:

) по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах:

общие кризисы (охватывают все национальное хозяйство);

частичные кризисы (распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики).

Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам.

Денежно-кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных "твердых" валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

) по регулярности нарушения равновесия в экономике:

периодические кризисы (повторяются регулярно через какие-то промежутки времени, дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности);

промежуточные кризисы (не дают начала полного делового цикла и прерываются на какой-то фазе, являются менее глубокими и менее продолжительными);

нерегулярные кризисы (имеют свои особые причины возникновения).

) по характеру нарушения пропорций воспроизводства:

кризис перепроизводства товаров (выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта);

кризис недопроизводства товаров (острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения).

Также можно выделить такие виды кризиса как:

отраслевой (охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными);

аграрный кризис (резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции);

структурный кризис (является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой) [5,c.84].

По проблематике кризиса можно выделить макро - и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему.

Отдельным пунктом можно так же рассмотреть такой вид кризиса, как псевдокризис. Псевдокризис - это проявление кризисных признаков в "здоровой" экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также завуалирования определенных действий участников делового оборота. [6, c.69-70]

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса является объяснение причин цикличности капиталистического воспроизводства самой природой капитализма, непосредственно противоречием между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

Представители неоклассической и либеральной школ объясняют экономические кризисы различными причинами, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризисов.

Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или "неравновесие". Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы - как на порождение внешних условий (политических, демографических, природных).

Существует и психологическая теория кризисов. Согласно этой теории каждой фазе кризиса свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. "Меняющиеся ситуации" формируют неравномерность инвестиционного цикла.

Из других причин, которых достаточно много, можно назвать еще наиболее существенные:

разность во времени кругооборотов капиталов в разных отраслях и их взаимосвязь. Часто эффективный кругооборот капитала в одной отрасли является предпосылкой и условием осуществления кругооборота капитала в другой отрасли. Следовательно, заминка в кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли;

продажа товаров и услуг в кредит, которая имеет широчайшую практику. По определённым причинам массовые неплатежи могут с большей вероятностью спровоцировать кризис;

рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка. Особенно пагубно милитаризация влияет на экономику как стимулятор инфляции, обесценивающие все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей капитальные: вложения в экономику [7, с 58].

Перечисляя причины возникновения экономических кризисов, нельзя делать упор на какую-то одну из них. Конечно, они неравнозначны, но, тем не менее, природу циклов и кризисов они могут объяснить только вместе. При этом значение той или иной причины может оказаться более весомым сегодня, при данном кризисе, в следующий раз на острие циклического развития может оказаться другая.

1.3 Механизм развития экономических кризисов и их последствия


Как уже говорилось, причины развития экономического кризиса довольно разнообразны, но можно сказать, что сам механизм данного процесса в последние столетия проходил по единому сценарию. Рынок, впитывавший беспрепятственно все производимые товары, в какое-то время оказывался переполненным, но товары продолжали поступать. Спрос же постепенно начинал уменьшаться, он отставал от предложения, и, наконец, почти прекращался. Спрос падал, а между тем множество предприятий все еще продолжали работать в силу инерции и выбрасывали на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительно падали цены. Начинались ликвидации и крахи, причем, прежде всего, гибли финансовые и кредитные учреждения, банки. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышали ссудный процент, кредит становился недоступным для основной массы предпринимателей. Начинали разоряться уже крупные предприятия, останавливались фабрики, заводы.

Так, или, во всяком случае, почти так проходили кризисы в 1825 году в Англии, в 1836 году в Англии и США, в 1841 году в США. Кризис 1847 года охватил уже США, Англию, Францию и Германию. Следующий за ним кризис 1858 года явился, по сути, первым мировым циклическим кризисом. После этого экономические кризисы сотрясали мировую экономику в 1873, 1882, 1890 годах.

Надо заметить, что кризисы несут в себе и свое лечение. По мере развития кризиса, цены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса. После первой мировой войны циклические кризисы продолжали регулярно сотрясать мировую экономику, однако, характер их стал иным. Грандиозный биржевой крах в "черный" вторник 29 октября 1929 года положил начало кризису, или Великой депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты - вот далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Статистические данные, взятые по Англии, Франции, Германии и США за 140 лет (с конца ХVIII - начала ХIХ вв.), позволили обнаружить наличие циклических волн продолжительностью в 48-55 лет. Изучение данных, по словам Н.Д. Кондратьева, "позволило установить четыре важные экономические правильности в развитии больших экономических циклов":

перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Они выражаются в значительных изменениях в технике, в вовлечении в мировые экономические связи новых стран, в изменении добычи золота и денежного обращения;

на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);

периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и особо резко выявленной депрессией сельского хозяйства;

в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов, в период понижательной волны больших циклов наблюдается обратная картина.

Что касается механизма развития современного кризиса, то его основными особенностями являются:

современный кризис, естественно, циклический, но выходит за рамки обычного циклического, поскольку имеет глобальный характер. Начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы. При этом кризис больший ущерб пока наносит тем странам, которые были наиболее успешны в последнее десятилетие, и напротив, застойные страны пострадали на сегодняшний день от него меньше;

ожидается затяжной характер кризиса, начало которого знаменовалось специфическими предвестниками его развития, слабо учтенными практикой в силу недостаточного осмысления финансовых инноваций;

современный кризис носит одновременно и структурный характер. т.е. требует серьезного обновления структуры мировой экономики и ее технологической базы, ориентируя их на рост, в первую очередь, производительности труда, которая в значительной степени связана с инновационными технологиями. Сейчас непонятно, какие структурные изменения последуют, однако результатом явно будет перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях, ведущее к уничтожению монополярного мирового пространства;

достигнуто беспрецедентное единение политической и экономической элиты мира в борьбе с кризисом. Пока результаты этого единения спорны, но его позитивность не вызывает сомнений. Она состоит в единодушной констатации факта несовершенства мировой финансовой системы и необходимости изменения ее архитектуры. При этом следует отметить, что национальные экономики будут каждая самостоятельно в той или иной степени осуществлять восстановление роста, но с учетом новых явлений в развитии мировой финансовой системы;

наконец, еще одна особенность современного кризиса - кризис носит инновационный характер, т.е. он связан с состоявшимися и бурно развивающимися инновациями мировой финансовой системы, не учтенными соответствующим образом мировой практикой [8, с 31-34].

Как известно, не только механизм развития экономического кризиса, но и его причины, в значительной степени влияют на его последствия. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими (Рисунок 2). Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса.

Рисунок 2 - Разветвленная классификация кризисов

Примечание-Источник: [9, с.3, рисунок 1.1]

Кризис может привести к быстрым и глубоким изменениям в экономической системе или к мягкому (постепенному и продолжительному) выходу (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Возможные последствия кризисов

Примечание-источник: [9, с.4, рисунок 1.2]

Несмотря на то, что каждый спад обладает своими характерными чертами, все же можно выделить несколько общих последствий, присущих всем экономическим кризисам:

сокращение реальных доходов и сбережений широких слоев населения. Увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, произошедшие в результате девальвации рубля; инфляции; обесценивания рублевых доходов и сбережений; утраты сбережений в обанкротившихся банках. Снижения темпов роста реальной заработной платы, падения коэффициента замещения пенсий, снижения темпов роста расходов на конечное потребление домохозяйств и повышения уровня бедности;

рост безработицы;

кризис ликвидности в банковской сфере;

инвестиционный кризис;

спад в реальном секторе экономики

Таким образом, наиболее уязвимыми к последствиям кризиса оказываются социально значимые показатели жизнедеятельности общества, в том числе сфера трудовых отношений, банковская сфера экономики, связанная с ней напрямую инвестиционная сфера и конечно - реальный сектор экономики.

2. Оценка развития экономики Республики Беларусь на современном этапе


Современный мировой финансовый кризис, переросший в экономический, отличается от предыдущих своей нестандартностью и не укладывается в рамки ни одной из существующих экономических теорий. Мнения экспертов по поводу его развития, момента окончания и даже причин расходятся и часто диаметрально противоположны. Высказывания экспертов неоднозначны, каждый делает прогнозы исходя из своего опыта и личных наблюдений. Несомненно лишь то, что данный кризис является действительно глобальным.

Что касается Республики Беларусь, то если мировой финансовый кризис затронул ее экономику в меньшей степени (в силу неразвитости финансового сектора и рынка высокотехнологичных услуг), то мировой экономический кризис заметно сказался на развитии белорусской экономики. Во-первых, происходит значительное увеличение внешнего долга страны, а дефицит финансовых ресурсов на мировом рынке приводит к росту расходов на его обслуживание. Во-вторых, в банковской сфере кризис может иметь комплекс негативных проявлений - сокращение ликвидности и ресурсной базы, рост внешней задолженности, потеря собственного капитала. В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема низкого уровня капитализации белорусской банковской системы. В-третьих, мировой кризис ведет к обесценению валют и импорту инфляции в Республику Беларусь.

В 2010 году по оценкам МВФ ВВП Беларуси увеличился на 2,4%. При этом дефицит текущего счета составил около 10% ВВП, а инфляция сократилась до 7,3%. Также воздействие кризиса оказывалось через внешнюю торговлю, колебания мировых резервных валют (доллар, евро), удорожание кредитных ресурсов на внутреннем рынке и увеличение потребности во внешних займах. Влияние фондового канала на белорусскую экономику произошло в основном через удешевление стоимости активов белорусских предприятий и организаций.

Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило прогноз по рейтингам банковской системы Беларуси со "стабильного" до "негативного”. В агентстве отметили, что снижение прогноза связано с ухудшением экономической ситуации в республике на фоне международного финансового кризиса. Изменение прогноза на "негативный” отражает мнение Moody’s на ситуацию в банковской сфере Беларуси практически на весь 2010 г.

Одновременно мировой кризис обнажил отдельные недостатки и уязвимости белорусской экономики, которых удавалось избегать в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на ведущие позиции национального экспорта. Прежде всего, это касается высокой концентрации белорусского экспорта по отдельным товарным видам, странам и товаропроизводителям, низкой технологичности экспорта, его значительной импортоемкости, а также незначительной доходности и субсидируемости ряда экспортных позиций.

Что касается стран-партнеров Республики Беларусь, то они находятся под сильным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Для Беларуси это означает невозможность быстрого восстановления уровня экспорта в эти страны, во-первых, из-за снижения покупательной способности населения в них, во-вторых, из-за проводимой многими правительствами данных государств политики сокращения государственных расходов и экономии бюджетных средств (особенно это касается Латвии и Литвы). В данных условиях единственными путями сохранения экспортного потенциала Беларуси является повышение конкурентоспособности отечественной продукции (в целях сохранения занятых на традиционных рынках ниш), а также дальнейшая географическая и товарная диверсификация экспортных потоков республики.

Следует отметить возможность наращивания белорусского экспорта в страны, менее других пострадавшие от мирового финансово-экономического кризиса. К таким в первую очередь нужно отнести Китай, Индию, Бразилию, страны Персидского залива.

Мировой финансово-экономический кризис заметно сказался на объемах внешней торговли Республики Беларусь. Так, экспорт по результатам 2010 г. упал на 34,7% по сравнению с 2009 г., импорт - на 27,5%. В результате сальдо внешней торговли товарами возросло по модулю более чем на 400 млн. долл. США и достигло 7 281,4 млн. со знаком "минус”. Беларусь потеряла 83% рынка грузовых автомобилей, продажи тракторов уменьшились на 40%, а калийных удобрений - на 38%. Следует отметить, что если экспорт из стран СНГ и вне СНГ сократился примерно одинаково, на 35 и 34,4% соответственно, то импорт из стран СНГ упал почти на 7% больше, чем из стран вне СНГ (на 29,8 и 23% соответственно).

Приведенные выше данные свидетельствуют не только о влиянии мирового кризиса на экономику Беларуси, в значительной степени зависящую от импорта и также сильно ориентированную на экспорт, но и о том, что зависимость от импорта республики значительно выше, чем потребность в ее экспортных товарах на мировом рынке. Кроме того, еще раз подтверждается тот факт, что экономика Беларуси является малой, то есть страна практически не оказывает влияния на мировые цены. В результате по большинству товарных групп индекс средних цен экспорта был ниже аналогичного показателя по импорту.

Несмотря на кризис, белорусский экспорт возрос в следующие страны: Дания (темп роста 117,8% по сравнению с 2008 г.), Албания (201,2), Греция (243,7), Португалия (107,4), Германия (121,5), Тайвань (126,5), Монголия (141,6), Афганистан (163,4), Бангладеш (845,6), Индия (155,5), Пакистан (268), Туркменистан (153,9), Филиппины (166), Азербайджан (114,1), Израиль (187,8), Ирак (505,8), Йемен (114,7), Ливан (947,7), ОАЭ (129,3), Саудовская Аравия (148,8), Эфиопия (647,8), Камерун (191,9), Алжир (332,8), Гана (221,5), Нигерия (166,6), Мексика (113,9), Венесуэла (133,2), Чили (269,8%) и некоторые другие. Удельные веса основных стран, откуда Беларусь ввозит продукцию, остались без изменений. К ним относятся: Россия (58,5% совокупного импорта в 2009 г.), Германия (7,8%), Украина (4,5%), Китай (3,8%), Польша (2,8%), Италия (2,5%), США (1,5%), Франция (1,4%), Великобритания (0,9%), Чехия (0,8%). На вышеназванные страны приходится около 85% совокупного импорта Республики Беларусь. По сравнению с 2008 г. импорт из всех этих стран уменьшился в среднем на 10-25%.

Несмотря на общую тенденцию снижения импорта, он возрос из следующих стран: Исландия (темп роста 107% по сравнению с 2008 г.), Сербия (120,3), КНДР (126), Монголия 116,8), Бангладеш (116,5), Бутан (348,3), Таджикистан (113,1), Грузия (128,7), Оман (360,2), Саудовская Аравия (301,6), некоторые страны Африки, Канада (111,4%) и некоторых других. Эти данные еще раз подтверждают тезис о снижении спроса на белорусские товары на основных рынках. Вместе с тем они говорят о возможностях по наращиванию поставок за счет расширения рынков сбыта белорусских экспортных товаров.

С целью преодоления негативных тенденций во внешнеэкономической деятельности Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс мер в области таможенно-тарифного регулирования и поддержки отечественных экспортеров. Так, были отменены вывозные таможенные пошлины на все виды товаров, за исключением нефти и нефтепродуктов; установлена единая ставка налога с продаж товаров белорусского и импортного производства; разрешены поставки ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров, продукции деревопереработки без заключения сделок на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи; значительно упростилась процедура оформления внешнеторговых сделок; расширена финансовая поддержка предприятий как в прямой форме, так и через налоговое льготирование. Предпринятые меры позволили замедлить темп роста отрицательного сальдо внешней торговли, но, конечно, не смогли коренным образом изменить ситуацию.

Анализ показывает, что причины падения экспорта в Беларуси следует искать не только в падении спроса и цен на белорусскую продукцию в результате мирового финансово-экономического кризиса, но и в нерациональной структуре самого белорусского экспорта, его недостаточной диверсифицированности как в географическом, так и в товарном разрезе.

Кроме того, одной из причин снижения экспорта можно назвать промедление в действиях при стимулировании спроса на отечественные товары. По результатам анализа показателей внешней торговли также можно сделать следующий вывод: в кризисной ситуации быстрее адаптируются частные предприятия. А так как основные белорусские экспортеры - это предприятия государственные, то их реакция была не такой мгновенной, какая могла бы наблюдаться у предприятий, которые не принадлежат государству или не зависят от него [10, с 13-17].

Оценку итогов функционирования экономики страны в 2011 г. целесообразно рассматривать в рамках двух подходов, отличающихся используемыми критериями. Первый подход основывается на традиционном анализе выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, утвержденных Президентом Республики Беларусь. В рамках второго подхода внимание акцентируется на оценке текущей ситуации в экономике в конце года, учитывающей динамический аспект и отражающей результат в контексте процессов и тенденций развития, формировавшихся в течение календарного года.

Руководствуясь критериями первого подхода, итоги работы экономики можно оценить как неудовлетворительные. Из 15 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2011 г., утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596, не обеспечено достижение 9 показателей, в том числе темпов экономического роста, реальных располагаемых денежных доходов населения, привлечения прямых иностранных инвестиций, производительности труда, инвестиций в основной капитал и др. Помимо указанных показателей нельзя не отметить многократное превышение прогнозного уровня инфляции и существенную девальвацию белорусского рубля к корзине валют.

Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет (Рисунок 4), при этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен.

Рисунок 4 - Уровень инфляции в Республике Беларусь в 2000-2011 гг.

Примечание - источник: [11, с.16, рисунок 2]

В результате снизился долларовый эквивалент ВВП, заработной платы, пенсий и других доходов населения, а внешняя задолженность государства и резидентов, номинированная в иностранной валюте, и бремя ее обслуживания, соответственно, выросли.

Вместе с тем значительно перевыполнены целевые параметры по росту экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами в процентах к ВВП, удельному весу отгруженной инновационной продукции, рентабельности продаж в промышленности и сельском хозяйстве.

Важнейшим аспектом оценки итогов социально-экономического

развития является характеристика макроэкономической ситуации в конце 2011 г., поскольку она служит фундаментом для развития экономики в 2012 г. В данном контексте рассмотрения итогов года следует констатировать серьезные достижения в направлении преодоления макроэкономических диспропорций, которые имели место в начале года, и обеспечения финансовой стабильности. В частности, к позитивным результатам проводимой экономической и монетарной политики следует отнести выход на единый обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам на всех сегментах валютного рынка, сбалансированность спроса и предложения на иностранную валюту, снижение темпов инфляции по индексу потребительских цен в декабре 2011 г. до 2,3%, существенное улучшение сальдо внешней торговли во втором полугодии, рост государственных золотовалютных резервов, сложившуюся с сентября тенденцию динамичного роста срочных рублевых депозитов населения в банках, свидетельствующую о постепенном восстановлении доверия к национальной валюте.

Во внешней торговле в 2011 г. сложились положительные тенденции. Внешнеторговый оборот товаров и услуг по методологии платежного баланса за 2011 г. составил 94,4 млрд. долл. США, или 140,4% из расчета в текущих ценах к уровню предыдущего года, объем экспорта - 46,1 млрд. долл. США, импорта - 48,3 млрд. долл. США, что составляет к уровню 2010 г. соответственно 154,2% (целевой показатель роста экспорта товаров и услуг в соответствии с НПРЭ прогнозировался на уровне 123,7%) и 129,3%. В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами уменьшилось на 5,3 млрд. долл. США и сложилось в размере минус 2,2 млрд. долл. США (целевой показатель сальдо внешней торговли товарами и услугами в соответствии с НПРЭ прогнозировался на уровне минус 5,7 млрд. долл. США). Это обусловлено достижением положительного сальдо в мае и в течение всего III квартала текущего года (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Динамика внешней торговли Республики Беларусь за 2011 г. по месяцам

Примечание - источник: [11, с.17, рисунок 24

В 2011 г. зарегистрированы экспортно-импортные операции с 202 странами мира, белорусские товары продавались на 156 рынках, а в республику ввозились товары из 188 стран мира. Осваивались новые внешние рынки сбыта, среди них: Бахрейн, Барбадос, Боливия, Бруней, Камбоджа, Бенин, Доминиканская Республика, Сальвадор, Уругвай. Доминирующее положение в географической структуре внешней торговли занимают страны Таможенного союза, доля которых составляет 35,5% в экспорте и 54,8% в импорте (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Географическая структура экспорта и импорта товаров Республики Беларусь за 2011 г.

Примечание - источник: [11, с.18, рисунок 5]

Увеличение экспорта в страны вне СНГ на 78,5% привело к росту его доли до 51,6% (на 5,5 п. п.). В результате позитивных изменений в географической структуре внешней торговли товарами сальдо со странами вне СНГ сложилось положительным в размере 3,1 млрд. долл. США против отрицательного сальдо в размере минус 2,7 млрд. долл. США в 2010 г.

Главной проблемой внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь остается несбалансированность в торговле товарами. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли в текущем году были экспортно - импортные операции с промежуточными товарами, величина отрицательного сальдо по которым составила почти 5,9 млрд. долл. США.

В данной связи важнейшей задачей Республики Беларусь является скорейшее присоединение к ВТО в результате проведения самостоятельных переговоров на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, учитывающей интересы как национальных товаропроизводителей, так и производителей стран - участниц Единого экономического пространства. Кроме того, необходима разработка стратегии функционирования экономики Республики Беларусь в рамках Единого экономического пространства. Требуется долгосрочный просчет шагов и действий по извлечению выгод от

участия в данном интеграционном формировании [11, с 14-20].

Что касается 2012 года, то основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства на данный период определено снижение инфляции до 19-22%. Другой задачей является увеличение международных резервных активов. Задача-минимум - не допустить снижения резервов по итогам 2012 г. Основными итогами, характеризующими денежно-кредитную сферу в первом полугодии 2012 г., являются:

замедление инфляционных процессов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;

улучшение внешнеторгового сальдо и достижение его положительного уровня;

превышение предложения над спросом на внутреннем валютном рынке;

рост золотовалютных резервов государства;

снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка (при сохранении положительных реальных ставок);

значительный рост срочных рублевых депозитов населения в банках;

снижение долларизации экономики.

В то же время наблюдалось:

увеличение наличных денег в обращении;

избыточные объемы ликвидности на денежном рынке.

За январь - июнь 2012 г. темпы роста ВВП составили 102,9%. При этом розничный товарооборот вырос на 9,4%, инвестиции в основной капитал сократились на 19,2%, физические объемы экспорта за пять месяцев выросли на 29,5%.

Наряду с внутренней обеспечивалась внешняя сбалансированность экономики. Сальдо внешней торговли товарами и услугами скорректировалось и достигло положительного уровня. По итогам января - мая 2012 г. с учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов положительное сальдо составило 1,2 млрд. долл. США, или 5,2% к ВВП. Для сравнения: в соответствующем периоде 2011 г. наблюдался внешнеторговый дефицит в размере 3 млрд. долл. США [12, с 3].

Исходя из вышеописанной ситуации в экономике Республики Беларусь за последние годы, можно сделать вывод, что кризис не только принес проблемы, но и подсказал пути их решения. Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что недостаточно обладать ресурсами для того, чтобы произвести какую-либо продукцию, необходимо еще иметь возможность ее продать. Причем о потенциальном рынке сбыта нужно думать не после того, как товар произведен, а на стадии его разработки. Последняя должна начинаться с анализа мировых рынков, конкурентной среды, опасностей и проблем данной сферы деятельности, анализа поведения конкурентов. Только если по результатам подобного исследования вероятность сбыта планируемой к производству продукции окажется достаточно высокой, следует переходить к стадии ее производства.

3. Пути выхода из экономического кризиса


Источников восстановления равновесия в бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере могут быть сегодня использованы.

Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Резервами роста доходной части бюджета являются:

расширение налогооблагаемой базы;

увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;

приватизация государственной собственности;

продажа земли и др.

Однако главным, центральным звеном в налоговой политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности перед промышленностью за уже выполненные госзаказы.

Второй источник - займы внутри страны и за рубежом.

Третий источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса - девальвация рубля.

Четвертый источник - эмиссия.

В идеале основными средствами выхода из кризиса могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. Этому служит также и чувство стабильности, вызванное устойчивостью законодательной базы и государственного устройства.

В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. "Назад" означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гипер-кейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику [13,c.157].

"Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта.

Сторонников данного направления объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики (например, финансовую сферу или сектор естественных монополий). Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Таким образом, я считаю, что в четко очерченных рамках государство должно выполнить свое предназначение. Если спад, сопровождающий процесс трансформации, продлится слишком долго, правительство также будет нести за это ответственность, как и в случае, если будет упущен благоприятный шанс для вывода экономики из кризиса.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

В условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь также проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора и валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние годы осуществлялась трансформация нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт "золотой акции" и ряд существующих ограничений на обращение акций предприятий, улучшена система налогообложения доходов от ценных бумаг (в частности, сокращены ставки налогообложения доходов от акций с 40 до 24%), расширено участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг. На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, лицензирование; рационализация контрольной деятельности; улучшение арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование системы налогообложения; либерализация ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был принят ряд действенных мер в области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка в части повышения ресурсной базы отдельных банков, увеличена ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов. Принимались меры по недопущению роста заработной платы в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, проводилось существенное сокращение бюджетных расходов в конце 2008 г. и в 2009 г. Значительные дополнительные ресурсы аккумулированы в специальном Фонде национального развития. С целью пополнения оборотных средств предприятия и сокращения запасов готовой продукции на складах принято специальное постановление о порядке реализации продукции на экспорт с учетом конъюнктуры рынка, допускающее продажу продукции ниже ее себестоимости. Осуществляются дополнительные меры по сокращению запасов готовой продукции на складах [15, с 5-10].

При определении направлений экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.

В связи с этим перспективным направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг. Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования.

С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.

Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами.

Устойчивость развития экспортоориентированной белорусской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации [16, с 25-29].

Выводом из данного пункта является то, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

Заключение


Анализ вопросов, представленных в первом разделе, позволил раскрыть особенности экономических кризисов и пути их преодоления.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

под экономическим циклом подразумевается период развития экономики между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры. В структуре цикла выделяют высшую и низшую точки активности и лежащие между ними фазы спада и подъема;

под экономическим кризисом понимается значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом;

установлено, что причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения;

причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой;

механизм развития кризисов в общих чертах является стандартным для всех кризисов, особенностью же современного кризиса является его цикличность, но он все же выходит за рамки обычного циклического, поскольку имеет глобальный характер. Начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы. При этом кризис больший ущерб пока наносит тем странам, которые были наиболее успешны в последнее десятилетие, и напротив, застойные страны пострадали на сегодняшний день от него меньше;

последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Основными выводами из второго раздела являются:

мировой финансовый кризис затронул экономику Беларуси в меньшей степени (в силу неразвитости финансового сектора и рынка высокотехнологичных услуг), в то время как мировой экономический кризис заметно сказался на развитии белорусской экономики;

наиболее уязвимой белорусская экономика по-прежнему остается во внешнеэкономической сфере. Учитывая ограниченную емкость внутреннего рынка, оживление белорусской экономики в ближайшие годы во многом будет зависеть от изменения траектории развития мировой экономики, прежде всего тех стран, которые в последние годы являлись основными торговыми партнерами;

причины падения экспорта в Беларуси следует искать не только в падении спроса и цен на белорусскую продукцию в результате мирового финансово-экономического кризиса, но и в нерациональной структуре самого белорусского экспорта, его недостаточной диверсифицированности как в географическом, так и в товарном разрезе;

важнейшей задачей Республики Беларусь является скорейшее присоединение к ВТО в результате проведения самостоятельных переговоров на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, учитывающей интересы как национальных товаропроизводителей, так и производителей стран - участниц Единого экономического пространства.

Представленные в третьем разделе пути преодоления экономического спада позволяют сделать некоторые выводы:

для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот;

в условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса.

Таким образом, выводом из проведенных исследований в данной курсовой работе является то, что для правильной оценки возможного кризиса огромную роль играют не только анализ его причин, но и прогнозы относительно его возможных последствий (закрытие организации, оздоровление или появление нового кризиса).

Следует иметь в виду, что преодоление кризиса не всегда означает переход организации к качественно новому витку ее развития. Такая возможность зависит от следующих факторов: его причины и возможность управления процессами кризисного развития.

Список использованных источников


1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2006. - 896 с.

. Самуэльсон П. Экономика. - М.; 2003. - 510 с.

. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

. Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высш. шк., 2004. - 429 с.

. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. Т.3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. - 678 с.

. Митин А.Н. Причины и последствия кризиса персонала // Основы управления в условиях критических изменений: Учеб. пособие. - Екатеринбург: УрАГС, 2000. - 675 с.

. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. - 411 с.

. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Финансы. М.: Инфра-М, 2012. - 320 с.

. Петухов Д.В. Антикризисное управление. М.: МИЭМП, 2010. - 134с.

. Моторина О.В. Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь / О.В. Моторина // Банковский вестник - 2010. № 19. - с.13 - 17.

. Дайнеко А.О. Оценка развития экономики Беларуси и задачи на перспективу / А.О. Дайнеко // Банковский вестник - 2012. № 13. - с.14 - 20.

. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в первом полугодии 2012 г. и задачах банковской системы по их дальнейшей реализации: Доклад первого заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Ю.М. АЛЫМОВА на расширенном заседании Правления // Банковский вестник - 2012. №22. - с.3 - 8.

. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 2006. - 576с.

. Воронин Ю.Л. Ориентиры выхода из экономического кризиса. / Ю.Л. Воронин // Экономист - 2001. № 5. - с.15-19.

. Матяс А.Н. Белорусская экономика в условиях кризисного и посткризисного развития / А.Н. Матяс // Банковский вестник - 2010. №28. - с.5-10.

. Матяс А.Н. Белорусская экономика в условиях кризисного и посткризисного развития / А.Н. Матяс // Банковский вестник - 2010. №31. - с.25-29.

Похожие работы на - Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!