Организация инновационной деятельности в условиях кризиса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация инновационной деятельности в условиях кризиса

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

Чистопольский филиал «Восток»

Кафедра экономики и управления





 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»





Выполнила студентка гр. 21485

Желонкина Е.Н.

Проверила Суслова О.М.

доцент, канд. экон. наук.




Чистополь - 2013

Организация инновационной деятельности в условиях кризиса

В современных условиях, характеризующихся влиянием финансово-экономического кризиса, когда во всех сферах наблюдается спад, вопрос построения инновационной экономики выходит на первый план. В связи с этим необходима эффективная модель управления инновационной деятельностью в условиях кризиса, что и предлагает автор в данной статье на основе всестороннего анализа организации инновационной деятельности.

Мировую экономику в 2008 г., продолжает оказывать негативное влияние на потенциал промышленных предприятий, вызывая неуверенность в успешности и возможности их деятельности, отражаясь на множестве составляющих организации производства, его материально-техническом обеспечении, реализации продукции, приводя к истощению научно-технических заделов и инвестиционных ресурсов. Постоянные инфляционные ожидания не способствуют достижению стратегических целей. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение, а сокращение производства, уменьшение спроса.

В последние годы развитие инновационной деятельности в целом далеко не в полной мере отвечало ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. На сегодняшний день нет оснований говорить о технологических прорывах на предприятиях промышленного производства, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Более того, последние данные свидетельствуют об определенной стагнации в этой сфере.

Для оценки сложившейся ситуации обратимся к факторам, определяющим инновационную восприимчивость предприятий, их успешность в реализации нововведений. Анализ показывает, что к инновациям более всего расположены крупные, экономически состоятельные предприятия, имеющие достаточные финансовые, кадровые и интеллектуальные ресурсы; причем, чем крупнее предприятия, тем выше среди них доля инноваторов. Половину общей совокупности отечественных предприятий, осуществлявших технологические нововведения в промышленности, образуют предприятия с численностью работающих свыше 500 чел. Привлечение в инновационную сферу резерва, связанного с деятельностью малых и средних фирм, требует серьезных усилий со стороны государства.

Однако дело не только в размерах компаний. Очевидные успехи демонстрируют высокотехнологичные отрасли, предприятия которых не выделяются ни объемами производимой продукции, ни крупными инвестициями. Их инновационная активность превысила 30%, что близко к среднеевропейскому уровню. В данном случае значение имеют не только более развитый научный потенциал, наличие квалифицированных кадров, высокая интенсивность инновационных затрат и ориентация на внешние рынки сбыта, но и определенная поддержка со стороны государства в ее различных формах. К сожалению, из-за ограниченности объемов производства этих секторов их деятельность пока слабо влияет на инновационную «конфигурацию» российской экономики в целом.

На практике в России инновации пока слабо влияют на экономику. Основные показатели инновационной деятельности представлены в таблице.

В свою очередь, макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых. Кризисные явления конца 1980 - начала 1990-х годов привели к существенному падению уровня инновационной активности: с 60-70% до 5-6% в пореформенные годы.

Основные показатели инновационной деятельности [2]


Ее некоторое повышение в дальнейшем совпало с ростом основных макроэкономических показателей. Максимальные значения этого индикатора в 2000 г. были вызваны краткосрочным всплеском импортозамещения после финансового кризиса 1998 г. Затем его динамика стабилизировалась на отметке 9-11%. В 2009 г. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в Российской Федерации, в общем числе обследованных организаций осуществляли 9,4% предприятий отечественной промышленности: в добыче полезных ископаемых - 5,8%, в обрабатывающих производствах - 11,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 4,3%. Это выглядит весьма скромно на фоне Европейского Союза, включая страны Восточной Европы. Ближе всех к России по данному индикатору Латвия, Болгария, Венгрия, Румыния. Гораздо более высокие значения наблюдаются в Германии, Ирландии, Бельгии, Эстонии, Чехии.

В целом по России активно внедряют инновации предприятия таких видов экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (32,7% обследуемых организаций в 2009 г.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (25,7%), химическое производство (23,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций указанных видов деятельности в 2009 г. превысил средний по России в 3,5-2,5 раза.

Самый низкий уровень инновационной активности в 2009 г. отмечался в организациях целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности (2,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева (3,5%), добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (4,2%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (4,3%).

Удельный вес затрат на технологические инновации к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по обследованным организациям в 2009 г. составил 1,9% и по сравнению с 2008 г. увеличился на 0,5 процентного пункта. Затраты на технологические инновации в Российской Федерации в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в постоянных ценах выросли в 2,1 раза. Следует отметить, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. затраты на технологические инновации выросли в 1,3 раза в постоянных ценах благодаря значительному росту данного показателя в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. В 2009 году затраты на технологические инновации составили 358,9 млрд. руб., что в 1,4 раза меньше затрат на исследования и разработки, что косвенно свидетельствует о низком уровне использования отечественного научного потенциала в интересах реального сектора экономики. При этом анализ внутренних затрат на исследования и разработки показывает, что их доля в валовом региональном продукте незначительна.

Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается самофинансирование. В 2009 г. за счет собственных средств российских организаций было профинансировано 74,0% всех затрат на технологические инновации, что на 1,7 процентного пункта выше, чем в 2008 г. Средства федерального бюджета в общей сумме затрат на технологические инновации в России выросли по сравнению с 2008 г. на 0,5 процентного пункта и составили 3,3%. Увеличились иностранные инвестиции в 2009 до 3,5% против 0,1% в 2008 г. Вместе с тем уменьшились прочие средства на 5,3 процентного пункта до 19,1%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 0,2 процентного пункта, составив 0,1% от всех затрат на инновационную деятельность.

Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. В Российской Федерации в 2009 г. было отгружено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 877,68 млрд. руб., где удельный вес инновационной продукции в производстве транспортных средств и оборудования в общем объеме инновационной продукции составил 18,2%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 13,2%, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - 12,7%, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 11,6%, химическом производстве - 11,3%.

Вследствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров инновационные предприятия ориентированы преимущественно на максимальное удовлетворение спроса российских потребителей. Как показывают статистические обследования, удельный вес предприятий, для которых расширение рынков сбыта внутри страны является наиболее важным результатом инновационной деятельности, составляет 28,5%, а рынков в странах СНГ - 9,4%, в странах ЕС, Исландии, Лихтенштейн, Норвегии, Швейцарии - 1,9%, в США и Канаде - 1,4%, в других странах - 8,7%.

В целом основным итогом инновационной деятельности 43,2% предприятий считают расширение ассортимента товаров, работ, услуг, 40,6% - улучшение качества товаров, работ, услуг, 41,1% - сохранение традиционных рынков сбыта, 35,3% - обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам, 27,6% - рост производственных мощностей, 21,7% - повышение гибкости производства, 20,4% - повышение энергоэффективности производства (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов). Только 17,9% предприятий отмечают улучшение условий и охраны труда, 17,2% - замену снятой с производства устаревшей «продукции», 16,9% - улучшение информационных связей внутри организаций или с другими организациями, 16,0% - сокращение материальных затрат, 15,8% - внедрение товаров, работ, услуг на новые рынки сбыта в новые группы предприятий, 13,8% - увеличение занятости, 13,7% - снижение загрязнения окружающей среды, 12,2% - повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности, 11,0% - сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками, 9,9% - внедрение товаров, работ, услуг на новые географические рынки и 9,6% - сокращение затрат на заработную плату.

Руководители предприятий в основной своей массе предпочитают достижение количественных показателей в ущерб качественному развитию, целью которого является достижение требуемого для устойчивого положения на рынке уровня конкурентоспособности. Инновационная деятельность по тому или иному направлению осуществляется на многих предприятиях, однако она не является частью общей стратегии их развития. Поэтому инновационные процессы на таких предприятиях не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально, что не дает ощутимых результатов.

Как показывает анализ, в 2009 году ухудшилось большинство макроэкономических показателей, а также показателей, характеризующих развитие инновационной деятельности, многие инновационные проекты были заморожены. Однако опыт свидетельствует о том, что хотя приостановка наукоемких проектов является естественной реакцией на неопределенность в условиях экономической рецессии, продолжение инвестирования в такие проекты весьма желательно, особенно в области технологий, которые требуют длительных сроков коммерциализации после изобретения. Компании, приостановившие инновационные процессы, могут упустить существенные возможности для роста после выхода экономики из кризиса.

Кризис часто подталкивает компании к радикальному пересмотру своей предпринимательской модели, поскольку из-за существенного ухудшения общеэкономических условий, изменения структуры всего хозяйства и отдельных отраслей прежние методы ведения бизнеса перестают работать. модель инновационный управление кризис

Учитывая это, необходима разработка модели эффективного управления инновационной деятельностью социально-экономических систем в условиях кризиса. Исследование особенностей развития инновационной деятельности экономик разных стран определило наличие большого количества моделей, используемых на разных уровнях. Всесторонний анализ показал, что нет модели, которая соответствовала бы особенностям развития российской экономики. Исходя из этого, представляется целесообразным формирование новой модели управления инновационной деятельностью в условиях кризиса, построенной на целостной, системной оценке ее результатов, специфике формирования и использования инновационного потенциала, инновационной активности и предотвращении возникающих инновационных рисков (рисунок). Модель должна быть простой в применении, соответствовать принципам достоверности, надежности, диалектики и обладать свойствами трансформации.

В основу модели управления инновационной деятельностью социально-экономических систем в условиях кризиса положены следующие основные посылки.

1. Сознательный выбор данной модели был обусловлен создавшейся ситуацией в экономике: глобализацией, сменой технологического уклада, возросшими потребностями населения и ограничением ресурсов, кризисом.

. Достижения научно-технического прогресса открыли невиданные прежде возможности применения более совершенных действий, позволяющих использовать различные сочетания имеющихся в распоряжении возможностей при получении максимального эффекта.

Построение теоретико-методологических положений и методического инструментария с позиции системного подхода, раскрывающего взаимосвязь и взаимовлияние характеристик инновационной деятельности.

Модель управления инновационной деятельностью социально-экономических систем в условиях кризиса


К основным принципам, на которых базируется модель управления инновационной деятельностью социально-экономических систем, относятся:

) принципы диалектики (системный подход; динамический подход; принцип проявления необходимости и случайности и т.д.) раскрывают сущность явлений, их причинно-следственные связи и показывают развитие процессов во времени;

) принцип управляемости - достижение поставленных целей требует четко скоординированных действий по уменьшению отклонений от выбранного курса при переходе из одного состояния в качественно другое;

) принцип цели позволяет точно определить методы ее достижения, сократить затраты за счет отказа от ненужных действий в процессе управления;

) принцип оптимизации - эффективность и перспективность инновационного развития достигается оптимизацией его целей, системы менеджмента и других параметров.

) принцип роли понятийного аппарата заключается в расстановке акцентов при исследовании инновационной деятельности социально-экономических систем;

) принцип минимальной существенной достаточности - количество компонентов инновационной системы, определяющих ее размер, связей системы с внешней средой должно быть минимальным, но достаточным для реализации поставленных целей;

) принцип необходимого разнообразия - в силу сложности и множественности описания инновационной деятельности следует учитывать различные показатели, влияющие на инновационные процессы социально-экономических систем, и соблюдать их рациональное соотношение;

) принцип функциональной декомпозиции - это способ моделирования типовой ситуации, когда любое действие, операция, функция могут быть разбиты (декомпозированы) на более простые действия, операции, функции;

) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение: параметров и условий обеспечения сопоставимости, связей между компонентами системы, степени риска.

В основе представленной модели лежит системный подход, обеспечивающий подробный анализ и совершенствование процессов управления инновациями. Системный подход - методология исследования объектов как систем. В современных условиях объектами могут быть любые производительные структуры как реального сектора экономики, так и сферы услуг.

Представленная модель состоит из внешнего окружения, включающего вход и выход, связь с внешней средой, обратную связь и внутренней структуры - совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей.

Вход характеризует воздействие внешней среды на инновационную деятельность социально-экономических систем, выход - результаты инновационной деятельности социально-экономических систем, которые, в свою очередь, воздействуют на внешнюю среду. Внешняя среда - совокупность внешних субъектов и сил (факторов), оказывающих действие на инновационную деятельность.

Рассматривая функционирование системы как процесс постоянного непрерывного развития, необходимо отметить, что входом системы являются сформулированные на начальном этапе цели и задачи. От четкости их формулирования зависит эффективность организации управления. При этом основной целью является восстановление, сохранение и укрепление конкурентоспособности, обеспечение стабильности развития в условиях кризиса, задачами - создание благоприятного инновационного климата, усиление инновационного потенциала, снижение инновационных рисков, повышение инновационной активности.

Необходимым условием инновационного социально-экономического роста является наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутых результатах. Обратная связь является информационным процессом. На основании полученной информации о результатах инновационного развития идет процесс корректировки управляющего воздействия, и социально-экономические системы работают уже с учетом поправок, получают новые результаты деятельности. В конечном счете, возникает связь, образующая замкнутый контур.

Для экономии средств и сил первоначально необходимо спрогнозировать стратегию выхода, исходя из инновационных возможностей. Этим занимается управляющая подсистема - управляющий орган (государство в лице различных отраслевых министерств и ведомств, региональные органы власти, местное самоуправление, руководство предприятий), функции управления которого составляют: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование и координация.

Предложенная модель управления инновационной деятельностью социально-экономических систем в условиях кризиса позволяет более полно описать происходящие инновационные процессы, оценить их количественно и учесть влияние таких факторов, как воздействие кризисных явлений, а также принимать эффективные управленческие решения по активизации инновационной деятельности, повышению инновационного потенциала, снижению инновационных рисков.

Важно отметить, что представленная модель управления инновационной деятельностью социально-экономических систем отличается от существующих:

1) всесторонним анализом инновационной деятельности как в условиях кризиса, так и в условиях экономического подъема;

) возможностью изменения количества рассматриваемых факторов, что позволяет анализировать сложившуюся ситуацию как в стабильных условиях развития, так и нестабильных;

) разработкой конкретных управленческих мероприятий;

) способностью адаптации к любой экономической системе (предприятие, отрасль, муниципальное образование, регион, страна и т.д.).

Как известно, в условиях кризиса наблюдается множество инновационных рисков, еще больше, чем при благоприятных условиях хозяйствования. В связи с этим основная отличительная черта модели управления инновационной деятельностью социально-экономических систем в условиях кризиса от модели, реализуемой в обычных условиях, - это система факторов и показателей, характеризующих инновационный риск и определяющих причины, характер и последствия кризиса.

Литература

1. Валинурова Л. С., Кузьминых Н. А. Оценка уровня инновационного развития отраслей промышленности // Инновации. - 2007. - № 6.

. Кузьминых Наталья Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инновационная экономика» Башкирской академим государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Похожие работы на - Организация инновационной деятельности в условиях кризиса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!