Инфраструктура рынка Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    199,01 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура рынка Республики Беларусь

Содержание

Введение

. Инфраструктура рынка: сущность и особенности

.1 Экономическое содержание инфраструктуры рынка

.2 Функции инфраструктуры рынка

.3 Типы и элементы инфраструктуры

2. Опыт функционирования инфраструктуры рынка в зарубежных странах

. Особенности становления инфраструктуры рынка в РБ

.1 Анализ состояния институтов инфраструктуры

.2 Направления совершенствования функционирования инфраструктуры рынка

Заключение

Список использованных источников

Введение

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики Беларуси.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов. Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение инфраструктуры рынка. Для достижения поставленной цели будут решены задачи:

.        Определить понятие рыночной инфраструктуры, выявить, какие факторы оказывают влияние на ее развитие;

.        Рассмотреть основные элементы рыночной инфраструктуры;

.        При исследовании темы данной работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез и исторический метод. В основу работы положены материалы периодических изданий, учебные пособия по экономической теории и экономике.

.        Изучить опыт зарубежных стран в формировании и развитии инфраструктуры рынка;

.        Проанализировать процесс формирования и функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

1. Инфраструктура рынка: сущность и особенности

.1      Экономическое содержание инфраструктуры рынка

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое - рыночную экономику.

Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. [1, c.121].

Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», прежде всего, необходимо определить, что же представляет термин «инфраструктура» сам по себе.

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры - «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).

Или же говоря иначе, инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д. [1, c.122].

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю” и т.д.

Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам (см. табл. 1).

Таблица 1 - Основные виды рынков

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по экономическому назначению объектов рыночных отношений

по пространственному признаку

- легальный рынок - теневой рынок

- потребительский рынок - рынок капиталов - рынок рабочей силы - рынок информации - финансовый рынок - валютный рынок и др.

- местный рынок - национальный рынок - международный -региональный рынок - мировой рынок


Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д.; рынок информации; рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др. [2, c.173]. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальную базу составляют транспортная, банковская и страховая системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки [3, c.173].

Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей, т.е. организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка - это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем возникает понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику, так как основным экономическим оборотом является: производство, распределение, обмен, потребление. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

1.2    Функции инфраструктуры рынка

Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий [4, с.74].

Материальная база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга - это особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:

1       Доведение товара до непосредственного потребителя. Институты инфраструктуры помогают товару найти своего потребителя. Важно организовать производство продукции, но не менее важно обеспечить ее реализацию. Специализация на посреднических операциях позволяет сократить время на реализацию товара, уменьшить издержки обращения, ускорить оборот фондов предприятия, в большей степени учесть запросы потребителей.

         Обеспечение обратной связи между производством и потреблением. Инфраструктура ощущает на себе воздействие как производителя (предложение товара), так и потребителя (спрос на него). Анализируя продвижение того или иного товара на рынке, посредник может обнаружить тенденции, учет которых позволит лучше ориентировать производство на интересы потребителей.

         Перераспределение ресурсов между различными отраслями и внутри них. Эта функция обеспечивается как через переориентацию на выпуск новой продукции, так и через обслуживание рынка ценных бумаг. Меняющийся курс акций приводит к перемещению капиталов из одной отрасли в другую, поддерживая тем самым определенный уровень пропорциональности в развитии экономики.

         Аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование денежного обращения. Банковские учреждения инфраструктуры рынка, занятые кредитным предпринимательством, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств населения и предприятий. В результате формируется рынок денег, расширяются инвестиционные возможности предприятий, ускоряется товарообмен. Кроме того, через изменение ставки банковского процента финансово-кредитные учреждения могут воздействовать на структуру инвестиций, обеспечивая их перераспределение между отраслями, ускоряя или замедляя темпы экономического роста.

Если рассматривать структуру рынка с точки зрения его объектов, то следует выделить:

§  товарный рынок, включающий потребительский рынок;

§  финансовый рынок, куда входят: рынок капитала и инвестиционный рынок, кредитный рынок, рынок ценных бумаг;

§  рынок труда - экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается (продается и покупается) в соответствии с законами рыночной экономики [5, с.147].

Продвигаясь к потребителю, товар проходит несколько стадий: транспортировку, складирование, размещение в магазинах, доставку покупателям, наконец, саму продажу. Поэтому на товарных рынках осуществляются различные виды деятельности, существуют различные типы предприятий. Деятельность различных институтов товарных рынков обеспечивает доведение товара от производителя до конечного потребителя.

Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей [4, с.71].

Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.

Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.

Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.

Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

Таким образом, видно, что рыночная инфраструктура оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

1.3    Типы и элементы инфраструктуры

В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально - бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

Социально - бытовая инфраструктура - это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти.

В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:

Ø  опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственный и индивидуальные потребности;

Ø  одновременный (синхронный), когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;

Ø  запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение.

Классификация инфраструктуры рынка и ее содержание определяется особенностями рынков (рынка товаров, рынка труда, рынка капиталов).

Таблица 2 - Классификация инфраструктуры рынка и ее элементов.

Инфраструктура рынка товаров и услуг

Инфраструктура финансового рынка

Инфраструктура рынка труда


Инфраструктура рынка ценных бумаг

Инфраструктура рынка средне- и долгосрочных банковских кредитов

Инфраструктура валютного рынка


1

2

3

4

5

Биржевое посредничество: товарные биржи, брокерские конторы.

Фондовая биржа, депозитарная система, брокерские конторы.

Кредитно-финансовая инфраструктура: банки, страховые компании, инвестиционные институты.

Валютная биржа, брокерские конторы

Государственная служба занятости: региональные центры занятости.

Внебиржевое посредничество: торгово-промышленная палата, ярмарки, выставки, аукционы, предприятия оптовой торговли, предприятия розничной торговли.




Государственный фонд содействия занятости.

Коммуникационное обеспечение: связь, транспорт, профессиональные деловые услуги. Фискальное обеспечение: налоговая система (налоговые институты), таможенная система (таможенные институты).




Государственная инспекция труда. Республиканский трудовой арбитраж. Государственная миграционная служба.


Связь элементов инфраструктуры различных рынков очевидна: благодаря кредитно-финансовой инфраструктуре (банки, страховые компании, различные фонды) производство обеспечивается капиталом. Биржи труда обеспечивают производство рабочей силой. Фондовые биржи соединяют владельцев сбережений с будущими инвесторами. Товарные биржи обеспечивают движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организуют заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все коммерческие предприятия страны.

В целом инфраструктура рынка определяется уровнем развития экономической системы. Например, на Западе в развитых странах существует мощная, достаточно разветвленная рыночная инфраструктура. Использование субъектами рынка новых информационных технологий в своей деятельности вывело рыночную инфраструктуру на более высокий качественный уровень, например, создание «виртуальных» банков, широкое распространение и использование компьютерных сетей, развитие крупных международных организаций.

Оптовые ярмарки - крупные периодические рынки, доступные всем отраслям производства, организуемые, как правило, в одном и том же месте, в определенный срок и на определенное время. B них участвуют, главным образом, оптово-посреднические и производственные предприятия. Основное назначение оптовых ярмарок состоит в налаживании непосредственных контактов между производителями и покупателями, заинтересованными в приобретении их товаров с целью потребления или последующей перепродажи [6, с.141].

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме.

Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Биржа - место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

Биржа товарная - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждения, в котором осуществляются торговые сделки по купле и продаже товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы [7, c.16].

На товарной бирже наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели значительных партий товаров, банки [7, c.22].

Товарная биржа предоставляет продавцам и покупателем помещение определенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службы товарные биржи служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и предложения на различные товары. Все сделки на товарной бирже учитываются, при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) и фактическая. Члены и пайщики биржи товарной заранее получают перечень товаров, предлагаемых к продаже. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно - биржевые ведомости.

Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи - обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно [8, c.134].

Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют деятельность участников торговле на ней, устанавливают плату на услуги.

Фондовая биржа имеет специальное оборудованное помещение достаточное для того, чтобы вместить всех участников торга, штат сотрудников, подготовленные для биржевой деятельности и имеющих необходимые юридические права для торговли ценными бумагами.

Фондовая биржа может функционировать периодически, по мере накопления спроса на ценные бумаги, либо ежедневно в течении нескольких часов. И лишь при большом объеме операций и весьма развитом рынке потребуется постоянное функционирование биржи [8, c.135].

Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой.

Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий [3, c.174].

Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания трудовой биржи с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поискам для них рабочего места. Необходимо создать организационные, квалификационные и информационные структуры биржи труда [9, c.113].

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, то есть не банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система [10, c.56].

Банк - кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

Типы банков можно свести к двум основным. Центральные банки называют “ банками для банков”, так как они обслуживают все другие банки и финансово-кредитные учреждения, а также правительство (поэтому обычно они являются государственными). Центральные банки, помимо того, регулируют и контролируют денежное обращение и всю финансово - кредитную систему, хранят у себя денежные средства других банков и официальные золотовалютные резервы страны.

Коммерческие банки - это “банки для всех”. Они имеют дело с разными клиентами - от мелких вкладчиков до крупных фирм, и бывают универсальными (многооперационными) или специализированными, региональными или отраслевыми и т.д.

Помимо банков существуют и другие кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы и т.п. Огромные капиталы этих учреждений тоже могут использоваться для кредитования и инвестирования производства. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру [6, c.65].

На основе этих данных, можно сделать вывод, что инфраструктура рынка сложна и многообразна, сложность заключается в многообразии функций и элементов инфраструктуры, её значимости для общества.

2. Опыт функционирования инфраструктуры рынка в зарубежных странах

экономический инфраструктура рынок зарубежный

Инфраструктура рынка включает в себя совокупность разных рейтингов, индикаторов рынка, экспертов, законодательную базу, систему образования и еще много чего. Чем лучше выстроена инфраструктура, тем быстрее развивается рынок и тем больших размеров он достигает. В развитых странах, знают про то, что инфраструктура рынка намного важнее его самого и очень много ресурсов в нее вкладывают. В странах бывшего СССР очень мало людей об этом знает и как следствие инфраструктура у рынков этих стран очень слабая, в результате чего рынки имеет малую емкость. Очевидно, что для увеличения ёмкости любого рынка, следует позаботиться о создании надлежащей инфраструктуры для него.

В российской экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае мы имеем дело с расширенным толкованием понятия "инфраструктура" рынка.

Говоря об организации торговой сети в развитых странах, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных следует выделить следующие:

1   супермаркеты - магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

2   суперонтер - перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

3   конвинненсонтор - небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);

4   супертриада - новая модель крупного магазина, имеющего современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета - склада, зону продажи товаров улучшенного качества;

5   драгонтер - розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские6 карточки;

6   магазин-дискаунт - магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Охарактеризуем кратко некоторые элементы инфраструктуры рынка зарубежных стран:

Аудиторские компании

Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, лицензий, а также для организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).

Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е гг. наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеют место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":

7   зона свободного предпринимательства (ЗСП);

8   зона свободной торговли;

9   экспертно-производственные зоны (ЭПЗ);

10производственные зоны в регионах;

11свободные порты;

12свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают Япония, США и Западная Европа.

Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов; дешевая рабочая сила. Всего этого нет у нас в настоящее время. Плюс отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.

Фондовая биржа - это учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг.

Членами биржи являются, как правило, ее основатели - отдельные физические лица и кредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могут расширить круг ее членов путем продажи биржевых мест. При благоприятной конъюнктуре цена места на Нью-Йоркской бирже достигает 1,5 млн. долл. Члены биржи, или государственные органы, которые контролируют ее деятельность, ставят условия, при которых та или иная компания может быть допущена к биржевой торговле. Так, чтобы котироваться на Нью-Йоркской бирже, корпорация должна иметь не менее 22 млн. активов, общая численность выпущенных акций - не менее 1 млн. шт., а численность акционеров, которые владеют не менее чем 100 акциями, - 200 чел. Поэтому в середине 90-х годов на этой бирже почти из 3 млн. всех корпораций США котировались акции только около 1900 наиболее могущественных корпораций. На Токийской бирже котировалось около 1600 компаний, на Лондонской - около 2800 компаний. Для того чтобы зарегистрироваться на Токийской бирже, прибыль компании за последние три года должна составлять не менее 300 млн. иен, уставный капитал - не менее 1 млрд. иен, а дивиденды на одну акцию - не менее 5 иен. Таким образом, членами фондовой биржи могут стать только высокорентабельные фирмы. На таких биржах продаются также облигации государственных займов.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 200 фондовых бирж, а суммарная рыночная капитализация компаний, чьи акции зарегистрированы на этих биржах, составила в конце 1998 г. почти 27 трлн. долл. США. Около 40% таких акций котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, а средняя цена акции достигла 42 долл. В США и Японии сложилась моноцентричная биржевая система. Это означает, что несмотря на существование в США 11 фондовых бирж, а в Японии - 9, в каждой стране доминирует одна биржа, размещенная в ее финансовом центре. В Германии, Канаде и других странах функционирует полицентричная система бирж, где наряду с главной биржей существует одна или несколько ведущих бирж.

Регистрация на бирже поднимает престиж компании, облегчает доступ к рынку капитала, способствует повышению курса ее акций, а следовательно, расширяет круг акционеров. В некоторых наиболее могущественных американских корпорациях число акционеров достигает 3 млн. чел. и более. Поэтому они централизуют значительные денежные суммы, что способствует ускорению инвестиционных процессов, росту могущественности крупных корпораций. Членство на бирже не является раз и навсегда данным. Его необходимо постоянно подтверждать высоким и стабильным курсом акций. Показатели курса акций свидетельствуют о деловой активности и стабильности экономики. В США, например, используется такой агрегатный статистический показатель деловой активности, оценки экономической конъюнктуры, как индекс Доу-Джонса. Он основывается на динамике средних курсов акций 65 наиболее могущественных корпораций, в том числе 30 промышленных, 20 транспортных и 15 из сферы коммунально-бытового обслуживания, а также на данных о цене акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Руководящим органом на фондовой бирже является биржевой комитет (в США - Совет руководителей), при котором функционирует биржевая комиссия, дающая разрешение или устанавливающая запрет на допуск новых ценных бумаг на котировку. При биржевых комитетах также функционируют котировочные комиссии, которые ведают вопросами ежедневной публикации данных о количестве поданных ценных бумаг, их курсе в курсовых бюллетенях. Такие бюллетени выпускают в США все виды бирж. На Нью-Йоркской бирже насчитывается около 50 тыс. сотрудников, более 30 тыс. зарегистрированных представителей членов бирж, около 1500 членов биржи и почти 6000 партнеров этих членов.

Современный рынок ценных бумаг характеризируется значительным объемом внебиржевого обращения, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Его масштабы обусловлены высокими финансовыми комиссиями и стоимостью услуг центральной биржи. На внебиржевом рынке ценные бумаги продаются с надбавкой в цене (или покупаются со скидкой), которая взимается с клиента вместо комиссионной платы и составляет прибыль посреднической фирмы. Объектом продажи на внебиржевом рынке выступают ценные бумаги средних и части мелких корпораций, которые не включены в биржевые списки, а также государственные облигации.

Товарная биржа - это постоянно действующие рынки, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура, объем, цены, сроки, виды доставки и другие условия.

Товарные биржи делятся на международные и национальные, универсальные и специализированные. Международные биржи находятся в США, Англии и Японии: на них приходится более 90% международного биржевого оборота. Национальными биржами могут быть как универсальные, так и специализированные. На универсальных биржах продаются промышленные и сельскохозяйственные товары. Так, на товарной бирже в Чикаго продаются пшеница, кукуруза, бобы сои, бройлеры, золото, серебро, нефть, фанера и др. На специализированных товарных биржах продаются отдельные товары и родственные группы товаров. Например, на Нью-Йоркской бирже продаются кофе, какао и сахар. Существуют лондонские биржи шерсти, нефти и т. п. На специализированной товарной бирже Великобритании, где продаются кофе, какао, сахар, за один торговый день заключается около 2,5 тыс. контрактов на какао объемом 10 т каждый. На Лондонской бирже металлов ежегодно заключается около 14 млн контрактов. Всего в середине 90-х годов в развитых странах мира насчитывалось более 50 товарных бирж с объемом оборота около 11 трлн. долл. США.

Валютная биржа - это учреждение, в котором на основании действующего законодательства осуществляется регулярная и упорядоченная торговля иностранной валютой в соответствии со спросом и предложением. В качестве самостоятельного элемента инфраструктуры этот вид биржи сохранился лишь в некоторых странах (например, в ФРГ, Франции), а в большинстве стран такую роль выполняют крупнейшие банки.

Биржа рабочей труда, или служба занятости, - это учреждения, которые осуществляют посреднические функции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют информацию о наличии вакансий, содействуют подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей силы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения, частично регулируют процесс занятости. Биржи имеют свои отделения в городах и районах. Их задание состоит в том, чтобы анализировать, разрабатывать программы занятости, предоставлять профконсультации, осуществлять подготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их.

Биржи рабочей силы возникли в первой половине XIX в., в России - в начале XX в. В современных условиях посреднические функции между работниками и предпринимателями выполняют государственные биржи. В США в середине 90-х годов их насчитывалось около 2 тыс. В некоторых странах (Великобритания, Франция и др.) биржи не только ведут учет безработных, но и выплачивают им помощь. Если безработные отказываются от работы, предложенной биржей, их лишают выплат из фондов безработицы. Кроме государственных бирж труда в странах Запада существуют частные агентства для трудового посредничества и посреднические бюро. Частные агентства содействуют трудоустройству отдельных категорий трудящихся (сельскохозяйственных работников, учителей и др.). Так, в США насчитывается около 15 тыс. таких агентств (фирм). Посреднические бюро выполняют свою функцию при профсоюзах, молодежных организациях и т. д.

Рекламные агентства

Когда у производителя есть продукт на продажу, он должен иметь возможность проинформировать публику о наличии этого продукта, о том, как его продукт противостоит альтернативным продуктам и чем особенно отличается от них, а также о том, как он будет обслуживать покупателя и по какой цене. Система информации, которой пользуется производитель, называется рекламой.

Рекламу можно дать через радиостанции, телевидение, журналы, газеты или прямо по почте. Есть и другие формы рекламирования товаров и услуг. Миллиарды долларов тратятся в Соединенных Штатах на рекламу продаваемых продуктов. Рекламируется не только новый товар. Часто бывает так, что фирма должна рекламировать свои традиционные продукты просто для того, чтобы оставаться на обычном для нее уровне. Если она ослабит рекламу, прибыль получат соперники, которые потратили на нее больше средств.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит качественный подъем в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь, информационных технологий. «Модернизируются фондовые биржи. Все большее их число становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Это - чрезвычайно важный современный фактор» [11, с.2].

Весь ход экономического развития показывает, что природа рыночной инфраструктуры заложена, прежде всего, в специфике взаимодействия материально-вещественных факторов общественного производства. Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности. «Если для этапа зарождения инфраструктуры характерно первоначальное выделение функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то дальнейшее расширение ее масштабов происходило в результате выделения производства услуг из рамок компаний производителей в специализированные фирмы» [12, с. 31].

Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемое понятие, дают следующее определение: «Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве» [13, с. 648]. Данная трактовка представляется слишком общей, расплывчатой, обтекаемой. К тому же спорным является выражение «их единство и взаимодействие». Единства субъектов рыночной экономики в процессе жизнедеятельности и конкуренции может вовсе и не быть.

В функционировании рыночной инфраструктуры постоянно открываются новые требования, условия и возможности приложения сил и знаний. Здесь можно затронуть важный аспект деятельности, связанный с особенностями экономико-правового положения российских предприятий, которые кратко можно обозначить в следующем изложении: институты, направляющие деятельность руководителей и владельцев предприятия в нужное для самого предприятия и общества русло, развиты недостаточно; большинство руководителей владельцев предприятия озабочены в первую очередь достижением индивидуальных и краткосрочных целей, а не целей развития предприятия; давление рынка не обеспечивает последовательное продвижение предприятия к желательным позициям в пространстве зон хозяйствования; разрешение споров между хозяйствующими субъектами происходит, как правило, с применением неправовых практик, криминальных и коррупционных методов или с привлечением административного ресурса; предприятия как субъекты экономики не имеют достаточных институциональных, и в частности, правовых средств для защиты и сохранения своего суверенитета [14, с.90-91].

Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса, на наш взгляд, должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:

·        создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;

·        стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;

·        привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;

·        решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях.

Анализ зарубежных и отечественных публикаций показывает, что в современный период основой высокой конкурентоспособности ведущих корпораций развитых стран является не только реализация рациональных маркетинговых стратегий, но и постоянная работа над повышением эффективности организации производства, борьба со всеми видами потерь, за сокращение издержек. Все это свидетельствует о возрастании роли рыночной инфраструктуры в обеспечении конкурентоспособности товаропроизводителей.

Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране уходит корнями вглубь общемировых рыночных отношений и общественного разделения труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства.

3. Особенности становления инфраструктуры рынка в РБ

3.1 Анализ состояния институтов инфраструктуры

В условиях системной трансформации белорусской экономики отдельные институты рыночной инфраструктуры уже созданы или находятся в стадии становления (страховые, лизинговые, факторинговые организации, корпоративный рынок ценных бумаг, трастовые компании, венчурные фонды).

Одной из причин недостаточного развития рыночной инфраструктуры является незавершенность нормативной правовой базы инновационно-инвестиционной, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, исходя из требований повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста [15, c.3].

Одним из важных элементов механизма организации оптовой торговли является товарная биржа. Предпосылками возникновения товарных бирж в республике послужили, с одной стороны, разрушение централизованной системы материально-технического снабжения, с другой - увеличение самостоятельности производителей, снижение госзаказа и введение договорных цен.организации и принципах работы бирж прослеживаются два подхода. Первый характеризуется открытостью, ориентацией на все сектора экономики, обеспечением достаточно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Другой подход - создание бирж закрытого типа на основе государственных структур с целью привлечения ресурсов крупных предприятий для решения проблем снабжения [16, c.13].

В Беларуси активно развиваются финансовые институты. Модернизируется система межбанковских расчетов. В последние годы особенно динамично развивался рынок банковских векселей. Функционирует валютно-фондовая биржа. Тем не менее наиболее актуальными проблемами в этой области являются переход к регулированию на основе процентных ставок и гибкой системы резервирования, обеспечение ускоренного роста кредитного портфеля по долгосрочным кредитам, а также необходимость повышения эффективности работы самой банковской системы [15, c.3].

Существующая система институтов финансового посредничества все еще узка и замыкается практически без исключения на обычном банковском секторе, в то время как другие важные компоненты, такие, как пенсионные фонды, специализированные системы накопления и кредитная кооперация, рынок акций и облигаций, гарантийные фирмы, пока не получили своего развития [15, c.3].

В современной рыночной экономике большое влияние имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.

Следует также отметить, что создание инфраструктуры фондового рынка в основном соответствует международным требованиям и включает системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка [17, c.27].

Если рассматривать сегменты фондового рынка, то по-прежнему, наиболее развитым, надежным и ликвидным является рынок государственных ценных бумаг. Увеличение емкости данного рынка стало одной из причин роста годового биржевого оборота государственных краткосрочных (ГКО) и долгосрочных (ГДО) ценных бумаг. Объемы торгов по сравнению с 2001г. возросли на 101% и составили 3 трлн. бел. рублей [18, c.18].

На страховом рынке в Республике Беларусь действуют страховые компании как государственной, так и негосударственной формы собственности. И хотя в Беларуси сложился высокопрофессиональный и достаточно открытый, подконтрольный государству страховой рынок, он пока не может рассматриваться как средство защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков и являться стимулом для расширения предпринимательской деятельности [15, c.3].

В Беларуси сложилась двухуровневая банковская система: Национальный банк - коммерческие банки. Национальный банк регулирует и координирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность.

Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Возможно создание банков со 100-процентным иностранным капиталом, а также совместных банков, открытие филиалов и представительств иностранных банков.

Иностранные юридические лица вправе иметь счета в уполномоченных банках на территории Республики в рублях и иностранной валюте [19, c.31].

Таблица 3 - Показатели деятельности Национального банка и банков Республики Беларусь в 2009 году


Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов [19, c.31].

Рынок лизинговых услуг в Беларуси развивается медленными темпами. Участники лизинговой формы деятельности сталкиваются с многочисленными проблемами: поиск стабильных источников финансовых ресурсов, получение инвестиционных кредитов, большие таможенные платежи, затрудняющие развитие данного вида услуг. Необходима более совершенная система налогообложения лизинга.

Таблица 4 - Основные макроэкономические показатели в 2010 г. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)


Январь-март

Январь-июнь

Валовой внутренний продукт

104,0

106,6

Продукция промышленности

105,9

108,8

Продукция сельского хозяйства

105,3

...

97,6

104,0

Перевозки грузов

105,1

111,3

Розничный товарооборот

113,3

115,0

Индексы цен производителей промышленной продукции

108,3

110,1

Индексы потребительских цен

106,3

106,6

Экспорт в страны Содружества

148,7

152,7

Экспорт в другие страны

114,0

106,9

Импорт из стран Содружества

106,4

110,0

Импорт из других стран

113,2

121,2


Создание и использование венчурных фондов и венчурных компаний пока не получили практического применения в поддержке и развитии инновационного предпринимательства в Беларуси. В республике отсутствует нормативная правовая база, регулирующая деятельность венчурных фондов и венчурных компаний [15, c.3].

3.2 Направления совершенствования функционирования инфраструктуры рынка

Дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры к 2015 году будут способствовать:

§  совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (трастовые, страховые компании);

§  развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

§  формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (фонды венчурного (рискового) капитала, факторинговые и страховые компании);

§  развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения;

§  создание биржевого рынка реального товара как базы для стабильного функционирования фьючерсного рынка.

Совершенствование страховой деятельности. В целях дальнейшего развития страховой деятельности в прогнозируемый период необходимо унифицировать законодательство, повысить капиталоемкость страховых организаций, развивать добровольные виды страхования, повысить эффективность системы надзора и регулирования страховой деятельности, совершенствовать порядок формирования страховых резервов, сформировать единую автоматизированную систему сбора и обработки данных страховой деятельности.

Главными направлениями страховой деятельности в республике в 2010 году являются:

-        совершенствование законодательства в области осуществления и надзора за страховой деятельностью;

         обеспечение сближения национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию;

         разработка нормативной базы, определяющей допуск филиалов иностранных компаний на рынок страховых услуг Республики Беларусь;

         повышение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

         совершенствование и развитие добровольных видов страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

         введение обязательных видов страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании, объектов лизинга;

         повышение капиталоемкости страховых организаций.

В 2011 - 2015 годах предполагается осуществить:

-        формирование национальной системы экспортных кредитов путем разработки комплексной нормативной базы, обеспечивающей условия для функционирования и развития системы страхования экспортных кредитов;

         повышение уровня распространения страховых услуг и плотности страхования среди домохозяйств и организаций;

         пересмотр отдельных требований законодательства в целях повышения эффективности системы надзора и регулирования страховой деятельности;

         введение единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности;

         совершенствование системы бухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности.

Главными направлениями развития лизинга на 2006 - 2010 годы являются создание и развитие венчурных фондов, в том числе выделяющих финансирование под лизинговые операции, субсидирующих инвестиционные лизинговые проекты с повышенной степенью риска.

Представляется необходимым создать механизм отбора эффективных инвестиционных проектов с использованием бюджетного финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга.

В 2011 - 2015 годах предполагается расширить соглашения о сотрудничестве между странами об устранении двойного налогообложения; обеспечить оказание лизингодателями полного набора услуг для лизингополучателей, в том числе введения технических инноваций. В прогнозируемый период предусматривается дальнейшее развитие рынка ценных бумаг:

         расширение возможностей финансирования организаций и улучшения корпоративного управления посредством ускоренного развития рынка капиталов;

         развитие рынка корпоративных ценных бумаг;

         развитие торговой и расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;

         развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения.

Целью развития кредитной кооперации на период до 2015 года является более полное и эффективное удовлетворение потребности в самоорганизации и развитии деловой активности населения, привлечение сбережений граждан, организация доступного мелкого кредитования.

Главным направлением в 2006 - 2010 годах является формирование двухуровневой системы кредитной кооперации на основе дальнейшего увеличения количества общественного взаимного кредитования и кредитных союзов с последующим их объединением в соответствующие союзы.

В 2011 - 2015 годы предполагается осуществить формирование третьего уровня системы кредитной кооперации - центрального кооперативного банка, привлечение в каналы кооперативного кредита дополнительных денежных средств, организацию клиринговых расчетов между кредитными кооперативами; выдачу банковских гарантий кредитным кооперативам [15, c.3].

Среди главных трудностей, переживаемых банковской системой Беларуси является скромность собственных капиталов АКБ, которые будут недостаточны в случае необходимости компенсации потерь от выдачи теоретически возможных "невозвратных" кредитов и проведения рискованных операций.

Основными тенденциями функционирования коммерческих банков в настоящее время является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.

Одно из решающих направлений развития белорусской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведь становление и развитие предпринимательства является одной из наиболее важных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Роль предпринимательства действительно велика, поскольку оно обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров и услуг, а, в конечном счете, обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, определяет структуру и качество ВВП, обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом, предпринимательство способствует экономическому росту страны. А в связи с этим, для Беларуси особое значение играет формирование инфраструктуры предпринимательства как основы предпринимательской деятельности и, следовательно, экономического роста [20, c.50].

Таблица 5 - Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях (в процентах)


2001

2002

2003

2004

2005

2006

2008

2009

Валовой внутренний продукт

6,5

6,8

8,7

8,3

7,9

8,8

8,3

9,3

11,4

Объем промышленного производства, включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции)

5,5

6,8

7,3

7,3

7,0

7,3

7,6

8,2

9,2

Инвестиции в основной капитал

6,6

6,9

8,4

8,7

6,9

7,1

10,6

13,1

23,9

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

18,3

20,9

22,0

22,5

21,2

22,8

18,1

20,7

28,3

Розничный товарооборот, включая общественное питание

8,6

9,1

9,2

9,4

10,1

10,2

11,2

19,9

29,5

Внешнеторговый оборот

х

х

21,9

25,4

21,3

23,9

15,2

16,7

30,5

Экспорт товаров

х

х

15,5

16,3

13,3

15,3

7,2

34,3

Импорт товаров

х

х

27,4

32,9

29,1

31,6

22,0

24,1

27,6


Данные за 2001-2008 гг. приведены по субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам, определенным по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Данные за 2009 г. приведены по субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам, определенным по критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [22 ].

Не менее важным направлением государственной поддержки предпринимательства является создание соответствующей инфраструктуры, в том числе информационной. Здесь упор делается на сотрудничество с общественными организациями предпринимателей (создание центров поддержки предпринимательства идет на их основе и за их счет), а также с программой развития ООН (ПРООН), совместно с которой создается инкубатор малого бизнеса.

Главная задача центра - оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также в выделении им финансовых средств. Кроме того, центр поддержки предпринимателей осуществляет свою деятельность по другим основным направлениям: юридические услуги, подготовка и переподготовка кадров, организация бухгалтерского учета, разработка учредительных документов и бизнес-планов, содействие во взаимоотношениях субъектов малого предпринимательства с налоговыми, финансовыми, банковскими, страховыми и иными структурами [21, c.29].

В Республике Беларусь как государстве, которое находится на пути рыночных реформ, развивается инфраструктура. Однако, ее элементный состав к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет стихийно, в большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативно-правовой базой и явно отстает от потребностей времени. В РБ функционируют товарные и фондовые биржи, ярмарки и выставки. В рамках кредитной системы можно указать на деятельность, прежде всего, банков и страховых организаций. Поддержка предпринимательства осуществляется торгово-промышленными палатами, центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами.

Заключение

В заключение проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

Сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы развития начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.

Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальную базу составляют транспортная, банковская и страховая системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Государство создает условия для развития рыночной инфраструктуры: корректирует отклонения рыночного механизма, берет на себя ответственность за создание равных условий для развития соперничества и т.д.

Биржи и кредитная система являются одними из основных элементов рыночной инфраструктуры.

Биржи - место встречи продавцов и покупателей, место, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда.

Важным моментом их существования является то, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогащают рынок страны товарами, пользующимися большим спросом, а также условия для развития международных связей и торговли.

Кредитная система позволяет мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядром кредитной системы выступает банковская система.

Что касается нашей республики, то пик развития инфраструктуры и бирж пришелся на 1991-1992 года. Сейчас наблюдается некоторый спад в их развитии. Наиболее известной биржей является Белорусская валютно-фондовая биржа. И, конечно, будущее за электронными биржами, позволяющими охватить любую территорию и любое число абонентов, брокеров, а также включить в обращение безграничный объем коммерческой информации, оперативно обеспечить ее передачу.

В рамках кредитной системы происходит развитие банков и страховых организаций. Основными тенденциями функционирования коммерческих банков в настоящее время является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике.

Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.

Инфраструктура поддержки предпринимательства представлена торгово-промышленными палатами, центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами.

В целом, следует отметить, что элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно.

Список литературы

1       Курс рыночной экономики. / Под ред. Г.Н. Рузавина. - М.: Менеджмент, 1994г. -212с.

         Курс экономической теории. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина. -Киров: «НСА», 1995г. -362с.

         Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. -Мн.: Экоперспектива, 2002г. -637с.

         Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. - 544с

         22.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: Инфра - М, 1998. - 562с

         Сажин А.Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. - М.: Финансы, 1998. -115с.

         Иващенко А.А. Товарная биржа. -М.:"Международные отношения", 1994г. -132с.

         Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж // Вопросы экономики. - 1999. - №5. - с.134-140.

         Биржевое дело. / Под ред. В.А.Галанова. - М.: ИНФРА-М, 1998г. -145с.

         Калимов Д.А. Банковские операции: правовое регулирование и практика. -Мн.: Выш.шк., 2003г. -751с.

11     Pыночная инфраструктура - <http://abc.informbureau.com>

         Иншаков О.В., Русакова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования. // Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 5. - 2005. - Вып. 2. - С. 28-37

         Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб / Под общ. ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 832с.

         Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопр. Экономики. - 2004. - № 12. - С. 70-93.

         Новости Беларуси - http://www.newsby.org

         Осуществление экономических реформ. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 1999г. -№11. -c.13-15

         Рыночное реформирование экономики Беларуси. / Под ред. Г.М. Лыча. - Мн.: Выш.шк., 1998г. -115с.

         ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»: 4 года работы на фондовом рынке. // Белорусский фондовый рынок. -2003г. -№5. -с.17-19.

         Кравцова Г.И. Развитие банковской системы в РБ. // Белорусский банковский бюллетень. -2003г. -№4. -с.31.

         Кувшинов В. «Социальная значимость малого предпринимательства». // Белорусский банковский бюллетень. - 2001г. - №31. - с.49-52.

         Колесникова И. «Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси: целесообразность, направленность, основные формы».// Управление капиталом. - 1998г. - №8. - с.28 -30.

         Министерство статистики и анализа РБ - http://belstat.gov.by

Похожие работы на - Инфраструктура рынка Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!