Бюджетная система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    477,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная система Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 Бюджетная система республики Беларусь

.1 Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь

.2 Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Глава 2. Понятие государственного бюджета и необходимость его создания, и подходы к его определению

.1 Необходимость и условия возникновения государственного бюджета

.2 Исторические этапы развития государственного бюджета Республики Беларусь

.3 Подходы к определению государственного бюджета

Глава 3. Структура государственного бюджета Республики Беларусь

.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании. Анализ доходов государственного бюджета

.2 Классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь. Анализ расходов государственного бюджета

.2.1 Классификация расходов государственного бюджета

.2.2 Анализ расходов государственного бюджета

Заключение

Список использованных источников

Приложение

бюджет государственный доход налог

Введение

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения.

Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными. Бюджет страны на 2012 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Объект исследования - бюджетная система Республики Беларусь.

Предмет исследования - государственный бюджет; доходы и расходы государства.

Цель работы - проанализировать особенности государственного бюджета и изучить структуру доходов и расходов государства.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

определить понятие государственного бюджета и необходимость его создания;
 - рассмотреть бюджетное устройство Республики Беларусь;

рассмотреть классификацию доходов и расходов бюджета;

проанализировать становление и развитие бюджета Республики Беларусь;

оценить аспекты исполнения государственного бюджета.

При написании работы использованы труды авторов в области макроэкономики, такие как Корженевская Г.М., Гуз Е.А., Ковалев В.В., Мельникова Н.А. и др., а также периодические издания по исследуемой теме, законодательство Республики Беларусь, материалы сайта Министерства Финансов Республики Беларусь (далее Министерство финансов) и других правительственных органов.

ГЛАВА 1

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь

Функционирование бюджетной системы любого государства основано на основных принципах, определенных законодательно. Принципы бюджетной системы формулируются, как правило, в результате тщательного изучения совокупности норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. Поэтому изучение принципов бюджетной системы имеет то положительное значение, что раскрывает смысл сразу многих правовых норм и позволяет глубже и точнее понять их смысл. В целом в данных принципах выражено содержание законодательства о бюджетной системе, важнейшие основы бюджетно-правового регулирования.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета.

Основными считаются две формы государственного устройства: унитарные государства и федеративные государства.

Унитарное государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. К унитарным государствам относятся такие страны, как Франция, Турция, Италия, Япония и ряд других.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней - государственного и местных бюджетов. При этом местные бюджеты не входят со своими доходами и расходами в государственный бюджет, а формируются и используются самостоятельно. [11][15]

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой территориально-административные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из государственного бюджета, бюджетов - членов федерации и местных бюджетов. Ярким примером федеративного государства является наш ближайший сосед - Российская Федерация (РФ).[1]

Принципы построения бюджетных систем разных государств, как правило, схожи между собой, поэтому в рамках данной курсовой работы они будут рассмотрены на примере Республики Беларусь.

Бюджетным кодексом Республики Беларусь определены следующие основные принципы бюджетной системы:

единства;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

сбалансированности бюджетов;

гласности;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

достоверности бюджетов;

адресности и целевого назначения бюджетных средств;

ответственности участников бюджетного процесса.[2]

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Единство бюджетной системы Республики Беларусь также основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание государственных целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение посредством использования регулирующих доходных источников. Единство бюджетной системы реализуется через единую налоговую, социально-экономическую и инвестиционную политику.

Принцип единства не отрицает самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы, которая также является важнейшим принципом ее построения. Все бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных закрепленных законом доходных источников, дополнительных источников, устанавливаемых самостоятельно соответствующими представительными органами власти, и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается и в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования.

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Поэтому определяя принцип гласности, выделяется два основных момента - обязательное опубликование основной информации о принятых бюджетах и прозрачность процедуры обсуждения и утверждения бюджетов. Кроме того, должна обнародоваться любая информация о ходе исполнения бюджетов и обеспечиваться доступность любой информации о решениях законодательных органов государственной власти.

Принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств должны руководствоваться уполномоченные органы и получатели бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов. Суть принципа экономности состоит в том, что уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предусматривает, что все бюджетные расходы должны покрываться общей суммой доходных поступлений в бюджет и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом устанавливается запрет специализации источников покрытия расходов бюджета - доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами.

Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов. Несоблюдение этого принципа неизбежно приводит к серьезным расстройствам в сфере публичных финансов и денежного обращения.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что средства бюджета выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств и являются целевыми, то есть выделяются с обозначением необходимости достижения за счет их использования конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства Республики Беларусь.

В соответствии с принципом ответственности участники бюджетного процесса, допустившие использование средств бюджета не по целевому назначению или с нарушением нормативных правовых актов, регулирующие бюджетный процесс, несут ответственность, предусмотренную нормативными правовыми актами к нарушителям бюджетного законодательства.[14]

1.2 Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой. Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями экономики страны в целях их пропорционального развития. Пользуясь бюджетом, как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли и те экономические районы, которые требуют на данном этапе более стремительного развития. Посредством бюджета государство обеспечивает решение глобальных общенациональных задач, связанных с научно-техническим развитием, социальной защитой населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты [2].

Местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов (далее - местные финансовые органы) ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Итак, для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.Схематично структуру бюджетной системы Беларуси можно изобразить в следующем виде (рисунок 1.2.1).















Рисунок 1.2.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь

Рассмотрим подробнее изображенную на рисунке схему.

Верхний уровень бюджетной системы - это республиканский бюджет, имеющий доминирующее значение в бюджетной системе Республики Беларусь и аккумулирующий более половины бюджетных ресурсов государства. Средства республиканского бюджета направляются на капиталовложения по объектам, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, включая и мероприятия по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, содержание аппарата управления, армии, образование резервных фондов и другие мероприятия общегосударственной значимости.

Не менее важной является роль республиканского бюджета в общегосударственном регулировании финансовых ресурсов республики и сбалансированности бюджетов нижестоящего уровня. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.[12]

Распределение доходов и расходов республиканского бюджета утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В основании бюджетной системы находятся многочисленные местные бюджеты (первичного, базового и областного уровней). При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Республики Беларусь, самостоятельны: местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц, а последние, в свою очередь, не включаются в состав республиканского бюджета.[13]

Местные бюджеты обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов власти, существенно воздействуют на удовлетворение бытовых, социальных потребностей населения, материальный и культурный уровень жизни граждан соответствующего региона. Они также играют важную роль в развитии местного хозяйства, благоустройстве и санитарном состоянии административно-территориальных единиц, содержании учреждений социальной сферы.[10][12]

Местные бюджеты разрабатываются и исполняются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов, прежде всего, в интересах населения соответствующего региона республики. Данная норма предусмотрена статьей 17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».[3]

В соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса Республики Беларусь консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [2].

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории Республики Беларусь. Данные консолидированного бюджета Республики Беларусь используются для экономико-статистических расчетов и анализа, а также в целях перспективного планирования, в т.ч. бюджетного. Более 50% консолидированного бюджета республики сосредоточено в республиканском бюджете. Консолидированный бюджет области состоит из бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, областного бюджета и консолидированных бюджетов районов, которые в свою очередь состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета. [14]

В соответствии с Законом о республиканском бюджете на 2011 год в Республике Беларусь были образованы следующие государственные целевые бюджетные фонды: республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания). Доходы и расходы данных фондов утверждаются в составе республиканского бюджета.[4]

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета и местных бюджетов для осуществления определенных задач и функций государственных органов.

Правовой статус, порядок создания государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, использования и ликвидации определяются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.[2]

Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь, являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. При этом средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

Доходы государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, которые учитываются в доходах бюджетов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством. С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплата пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.); влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий; финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д. Иными словами, внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.[14]

Так, например, в 2006 году в целях развития производственной базы республиканских унитарных производственных предприятий, исправительных учреждений, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, обеспечения сбыта продукции, выпускаемой данными республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, в Республике Беларусь образован государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Источниками формирования данного фонда является часть прибыли, остающейся в распоряжении вышеуказанных предприятий после уплаты налогов; проценты, полученные за хранение средств фонда в банке и другие средства в соответствии с законодательством.[6]

Государственный внебюджетный фонд гражданской авиации был создан в 2003 году в целях финансирования развития аэропортов, авиакомпаний, авиаремонтного производства; приобретения новых воздушных судов и обучение персонала их эксплуатации. Формирование фонда осуществляется за счет части прибыли, которая остается в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, после уплаты налогов, части амортизационных отчислений от основных фондов данных организаций, их выручки от реализации имущества и других средств в соответствии с законодательством.[5]

С 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). ФСЗН является органом государственного управления средствами государственного социального страхования. Его основными задачами являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности. Формирование фонда осуществляется за счет обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета и других поступлений. Средства ФСЗН являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на строго цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.[7]

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО СОЗДАНИЯ

.1 Необходимость и условия возникновения государственного бюджета

Учение о государственном бюджете является составной частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом присущим государству на всех стадиях его развития. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период»

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением [19].

На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, даней, контрибуций, рабского труда. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием производительных сил, разделением общественного труда развиваются товарно-денежные отношения, а вслед за ними и динамично развиваются государственные институты, расширяются их функции. Государство кроме функций направленных на охрану собственных границ и содержания, управляющих обществом органов начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется возможность покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые в последствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государственный бюджет. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце 17 века, а к кону 18 века практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год [20]. Таким образом, бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

2.2 Исторические этапы развития государственного бюджета Республики Беларусь

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство. Беларусь, лишенная до 1917 года даже формальной государственной самостоятельности, не имела своего собственного бюджета, только участвовала в формировании доходов и расходов государственной казны других княжеств и государств.

В состав дореволюционной Беларуси входили пять губерний - Минская, Могилевская, Виленская, Витебская и Гродненская. Основная часть доходов губерний поступала в виде косвенных налогов от казенной винной монополии, государственных имуществ, пошлин и акцизов. В этот период также существовали собственные местные бюджеты: земские, городские, мирские. Земские бюджеты, несмотря на скудность финансовых ресурсов, направляли свои средства на строительство и содержание дорог, местного транспорта, органов управления, а также учреждений здравоохранения, школ и гимназий. Небольшими были городские бюджеты, которые финансировали затраты на благоустройство городов, заработную плату городских чиновников, содержание некоторых общественных зданий и сооружений. Низшим звеном считались мирские бюджеты: волостные и сельские, в которых аккумулировались в большей части сборы с крестьян, используемые на выплату жалований волостным и сельским чиновникам, санитарию населенных пунктов, содержание общественных сооружений. Объем местных бюджетов, формируемых на территории Беларуси, был незначительным и в 1910-1917 гг. их доля в общих бюджетных ресурсах не превышала 19%.

С началом первой мировой войны в государственном бюджете резко сократились расходы на мирные нужды. Основным источником покрытия военных расходов стала эмиссия бумажных денег. Война вызвала резкое увеличение расходов земств и городов. Это потребовало усиления обложения недвижимого имущества. Но огромные размеры недоимки по земским платежам привели к небывалому росту дефицита бюджета земских и городских управ, которые все в большей мере были вынуждены обращаться за ссудами к банкам и государству. Накануне революции 1917 года земские и городские управы оказались, по существу, банкротами.

Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была образована в 1919 году и формально имела право на самостоятельный бюджет. Однако из-за военных действий и оккупации, натурализации хозяйства и отмены денежных налогов бюджет республики не составлялся. Первый бюджет БССР был составлен в 1921 году, но исполнен с огромным дефицитом.

С образованием в 1922 году Советского союза (СССР), государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы советского государства. В первые годы советской власти объемы местных бюджетов росли медленно, их удельный вес в государственном бюджете республики оставался низким. Некоторое оживление в период новой экономической политики расширило доходную базу местных бюджетов и их значимость в финансировании местного хозяйства и социальной сферы. Однако в результате налоговой реформы 1930 года произошла дальнейшая централизация доходов в союзном и республиканском бюджетах, в связи с чем доля местных доходов в бюджете БССР снизилась с 36,8% в 1926 году до 19% в 1930 году.

Только в 1938 году местные бюджеты были законодательно включены в единый Государственный бюджет, одновременно расширены функции местных Советов и их имущественные и финансовые права. Накануне Великой отечественной войны удельный вес местных бюджетов в бюджете БССР превысил 60%.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб республике: производство страны было отброшено на 30 лет назад. Послевоенный период, в котором решались особые задачи по восстановлению разрушенных хозяйств и культуры страны, потребовал централизации финансовых ресурсов в республиканском бюджете. В такой ситуации доля местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета БССР снизилась до 35-40%. Государственный бюджет 1946 года был по финансовым параметрам намного больше довоенного 1940 года, а источников поступления денежных средств не хватало. Доходы бюджета формировались в основном за счет налогов с оборота (48%), отчислений с прибыли (15%), налогов с населения (13,5%), местных налогов, отчислений от займов. В данный период наблюдалось увеличение расходов по финансированию народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Местные бюджеты приобрели больше социальный характер, поскольку в них сосредотачивались ресурсы на финансирование сети дошкольных и школьных учебных заведений, а также медицинских и культурно-просветительных учреждений.

В 50-80-х гг. ХХ века основными налоговыми источниками являлись налоги, отчисления с прибыли, государственные займы и денежные лотереи. С середины 80-х гг. большая часть собранных доходов поступающих от отраслей народного хозяйства, направлялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Бюджетный дефицит в данный период стал характерной чертой для всего СССР.

В 1991 году начинается новый период в развитии белорусского государства. Приобретение политического и экономического суверенитета и переход Республики Беларусь к рыночным отношениям потребовали децентрализации системы управления экономикой, четкого разграничения функций и прав органов власти всех уровней. Соответственно этот период характеризуется формированием национальной бюджетной системы.

Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 году, заменив действовавший с 1991 года Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Он устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. В мае 1998 года был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь», а с середины 1998 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

В результате проводимой бюджетной политики происходит перераспределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы. В 1996-1999 гг. наблюдается увеличение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете страны с 51,7 до 55,4 %. [12][18]

2.3 Подходы к определению государственного бюджета

Бюджет имеет все признаки присущие экономической категории - исторический характер, изменяющийся в результате объективных и субъективных факторов общественного развития, а также выражает совокупность определенных экономических отношений.

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
 Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах [20, c.6].

Категория всегда выражается в реальных осознанных человеком формах, поэтому бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления бюджетными ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение денежных средств категория бюджета обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальные особенности и др.

Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут, осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижения уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства.

Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжении государства, эффективностью их использования [20, c. 7].

Функции бюджета объективны, как объективна сама категория бюджета. Форма реализации объективных функций бюджета выражается в осознанном бюджетном механизме. Бюджетный механизм применяется для проведения крупных структурных сдвигов, развития наукоемких производств. Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц…» [19, c. 10].

Государственный бюджет:

1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления;
2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран [19, c. 10].

Государственный бюджет - неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета может служить своеобразным индикатором здоровья экономики. При его отсутствии можно говорить об хороших экономических показателях, достигнутых страной.

Государственный бюджет - баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет содержит:

перечень программ расходов: на образование, на оборону и т.д.; и

перечень источников получения доходов [19, c. 11].

В Республике Беларусь государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании. Анализ доходов государственного бюджета

В республиканском бюджете выделяется доходная и расходная часть. Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.
Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет [21,с.258].

Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.
Налоги - главный метод перераспределения национального дохода. Их доля составляет более 90% общей доходной части государственного бюджета [22,с.275].

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам бюджета относят государственные займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.

Также к источникам формирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).

Прошедший финансовый год стал годом серьезных испытаний для всей финансовой системы государственного управления. Валютный кризис глубоко вмешался в стандартный бюджетный процесс и денежно-кредитную сферу, что потребовало принятия сложных, нередко непопулярных решений.

Тем самым было продемонстрировано стремление власти к принятию системных экономических решений, которые способствовали бы стабилизации ситуации. Одной из сильных сторон стабилизационной программы было сбалансированное исполнение бюджета.

Учитывая, что консолидированный бюджет наиболее полно отражает результаты функционирования бюджетной системы республики, представляется целесообразным анализ структуры и качества исполнения расходов бюджета провести на его основе.

Дополнительные доходы привлечены за счет:

увеличения ставки экспортных пошлин на калийные удобрения;

роста акцизов на алкогольные напитки и табачные изделия;

изъятия сверхдоходов предприятий монополистов.

В третьем квартале прошлого года, когда в период выхода на единый обменный курс осознанно сдерживались расходы бюджета, обязательства бюджета по финансированию первоочередных расходов возросли, а инфляционно - девальвационные последствия еще не в полной мере отразились на доходах бюджета, его наполняемости. В таких бюджетных «ножницах» финансовые органы верно определяли приоритеты финансирования, что позволило сконцентрировать ресурсы на первоочередных обязательствах и стало залогом успешного исполнения бюджета.

Рассмотрим консолидированный бюджет Республики Беларусь. В качестве исследуемой базы выбран период 2010-2011 гг.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении представлены на рисунке 3.1.1.

 Рисунок 3.1.1 - Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении

В наиболее общем виде консолидированный бюджет республики за указанные периоды представлен в таблице 3.1.1[9]

Таблица 3.1.1 - Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Доходы консолидированного бюджета




млрд. рублей



Наименование статей доходов бюджета

2010 год

уд. вес,


2011 год

уд. вес,




%%



%%









ДОХОДЫ - всего

48 754,2

100,0


85 608,3

100,0


налоговые доходы

44 874,9

92,0


73 445,9

85,8


из них:







налоги на доходы и прибыль

11 822,5

24,2


18 563,6

21,7


в том числе:







подоходный налог с физических лиц

5 380,8

11,0


9 316,4

10,9


налог на прибыль

5 580,4

11,4


8 688,9

10,1


налоги на собственность

1 850,1

3,8


2 549,2

3,0


налоги на товары (работы, услуги)

22 980,8

47,1


34 754,6

40,6


в том числе:







налог на добавленную стоимость

16 226,4

33,3


26 498,5

31,0


акцизы

4 350,2

8,9


5 599,5

6,5


налоговые доходы от







внешнеэкономической деятельности

11,8


15 146,9

17,7


неналоговые доходы

3 769,6

7,7


12 000,5

14,0


безвозмездные поступления

109,7

0,2


161,9

0,2



Основная доля консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73445,9 млрд. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении - на 6,9%).

Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12000 млрд. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении - на 107,8%).

Структура налоговых доходов приведена в диаграмме (Приложение А). Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспеченно поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.) Данные о налоговых доходах консолидированного бюджета за 2010-2011 г.г. представлены на рисунке 3.1.2

Рисунок 3.1.2 - «Налоговые доходы консолидированного бюджета»

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили: по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении - 0,1%); по налоговым доходам внешнеэкономической деятельности - 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении - 71,1%); по налогу на прибыль 8,7 трлн. рублей (прирост 55,7%, в реальном выражении - 1,6%), по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении -13,0%); по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на

16,0%); по налогам на собственность 2,5 трлн. рублей (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).

С точки зрения характеристики консолидированного бюджета по доле участия в ней республиканского и местных бюджетов, его структура в 2010-2011 гг. выглядит следующим образом (таблица 3.1.2):

Таблица 3.1.2 - Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Бюджетный уровень

Доходы

Расходы


2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ - всего, млрд.руб. в том числе:

48 772,8

85608,4

52980,8

79428,2

республиканский бюджет

30 288,2

54190,1

34282,1

51950,5

местные бюджеты

27 976,4

48400,1

28367,8

43943,4


Для большей наглядности и четкости при проведении анализа ниже приведены диаграммы, показывающие распределение долей республиканского и местных бюджетов в консолидированном бюджете Республики Беларусь.[9]

На рисунке 3.1.3 отображена структура консолидированного бюджета по доходам.



Рисунок 3.1.3 - Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь по доходам

Как видно из вышеприведенных данных, в структуре консолидированного бюджета преобладают доходы республиканского бюджета. Их доля в структуре бюджета составляет 63,4% , 36,6% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений)

.2 Классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь. Анализ расходов государственного бюджета

3.2.1 Классификация расходов государственного бюджета

Расходы государственного бюджета классифицируют по четырем признакам:

функциональному,

экономическому,

программному

и ведомственному.

В соответствии с Бюджетным кодексом функциональная классификация расходов бюджета РБ является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

политическая - направление деятельности государства в политической сфере, нацеленное на создание демократического общества и обеспечение народовластия в его различных формах;

экономическая - направление деятельности государства в сфере экономики;

социальная - деятельность государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека за счет государства;

охрана прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка;

экологическая и другие функции.

Основными внешними функциями государства являются:

оборона, поддержание мирового порядка - сохранение мира, предотвращение войны, разоружение, сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и т.д.;

интеграция в мировую экономику и- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем [16].

Функциональная классификация расходов является единой и является основой при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

Экономическая классификация расходов бюджета объединяет расходы по их экономическому содержанию. Экономическая классификация расходов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами, а также их воздействие на распределение доходов.

Экономическая классификация расходов бюджета, также как и функциональная, состоит из четырех уровней. На первом уровне расходы бюджета делятся на следующие категории: текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв. Второй уровень экономической классификации составляют статьи, конкретизирующие направление средств бюджета в разрезе категорий. Подстатьи и элементы детализируют расходы в пределах статей, с целью обеспечения прозрачности производимых расходов.

«Текущие расходы»; 02 «Капитальные расходы»; 03 «Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов за вычетом погашения (кредитование минус погашение)»; 04 «Финансовый резерв» [6].

Анализ расходов бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией будет приведен в параграфе 3.2.2.

Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам. Министерством финансов с учетом общих принципов построения и единства программной классификации расходов бюджета определено два уровня программной классификации: бюджетные программы и подпрограммы.

К бюджетным программам относятся программы, утвержденные в установленном порядке, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов. Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.

Подпрограммы составляют второй уровень программной классификации и детализируют расходы в рамках бюджетных программ.

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также при необходимости при составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

По состоянию на 1 октября 2012 года в программную классификацию расходов бюджета Республики Беларусь входит 89 государственных республиканских и национальных программ, 12 специальных программ и 11 региональных программ, включая программы г. Минска, а также Межгосударственную целевую программу Евразийского экономического сообщества «Инновационные биотехнологии».

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета в предстоящем финансовом периоде. В 2012 году в Беларуси за счет средств республиканского бюджета предусмотрено профинансировать 70 государственных программ и 54 подпрограммы, а также 9 специальных программ, содержание которых неизвестно, поскольку они реализуются силовыми ведомствами (Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Министерством по чрезвычайным ситуациям). Ожидается, что общие расходы республиканского бюджета на финансирование госпрограмм в 2012 г. составят не менее 16,3 трлн. руб.

Наибольший объем финансирования в 2012 г. сконцентрирован в следующих госпрограммах: программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. - 6,56 трлн. руб. (или 40,2% от общего объема финансирования программ республиканским бюджетом); программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции на 2011-2015 гг. - 2,17 трлн. руб. (13,3%); программа развития среднего специального образования на 2011-2015 гг. - 0,8 трлн. руб. (4,9%). Объем финансирования специальных программ в 2012 г. составит 418,8 млрд. руб. (2,6%). [4]

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

Республиканским бюджетом на 2012 год предусмотрено 115 распорядителей бюджетных средств. Значительный объем средств 8,2 трлн. руб. или 9% расходов республиканского бюджета предполагается направить на реализацию социальной политики через государственные банки республики (ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») [8].

3.2.2 Анализ расходов государственного бюджета

Планирование расходной части бюджета осуществляется в процессе составления проектов республиканского и местных бюджетов в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов РБ и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития республики или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составлению проектов бюджетов предшествует длительная работа по разработке прогнозов социально-экономического развития республики и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов. Минфином и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Составление проекта бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском и местных бюджетах, а также в консолидированном бюджете республики для направления их на финансирование расходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.

Исполнение бюджета - это комплекс мероприятий, направленных полное и своевременное поступление доходов в бюджет и их расходование в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Исполнение бюджета по расходам означает эффективное финансирование предприятий и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством. [12]

Выполнение расходной части бюджета во многом зависит от обоснованного распределения бюджетных ресурсов, своевременного перечисления средств непосредственным их распорядителям, а также эффективного их использования. Анализируя исполнение республиканского бюджета по расходам за 2011 год, необходимо отметить, что с учетом его уточнения в декабре 2011 года он выполнен на 99,7%. При этом превышение расходной части по сравнению с первоначально утвержденным уровнем составило 31,2% или 12,3 трлн. руб.

Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась главным образом исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий пособий. При этом значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада.

Как видно из данных приведенных в Таблице 3.2.2.1 [9], расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79428,2 млрд. рублей, что на 49,9% выше уровня 2010 года. По сравнению с 2010 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 3,0%.

Таблица 3.2.2.1 - Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Наименование статей расходов бюджета

2010 год

2011 год


Сумма

Уд. вес в структуре расходов, %

Сумма

Уд. вес в структуре расходов, %

1

2

3

4

5

Функциональная классификация - всего

52 979,8

100

79 428,2

100

Общегосударственные расходы

10 187,7

19,2

15 842,7

19,9

из них государственная инвестиционная программа

6 033,7

11,4

7 530,4

9,5

Национальная оборона

1 543,0

2,9

2 719,8

3,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность

2 941,4

5,6

4 294,5

5,4

Национальная экономика

12 411,7

23,4

15 517,2

19,5

Охрана окружающей среды

495,9

0,9

557,3

0,7

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 896,1

7,4

6 208,2

Здравоохранение

6 462,4

12,2

10 382,5

13,1

Физическая культура, спорт, культура

1 730,8

3,3

2 594,7

3,3

Образование

8 341,9

15,7

13 711,5

17,3

Социальная политика

4 968,9

9,4

7 599,6

9,6

РАСХОДЫ  (экономическая классификация)

52 979,8

100

79 428,2

100

Текущие расходы,  из них наиболее крупные:

39 428,0

74,4

63 847,8

80,4

заработная плата

11 531,7

21,8

18 616,3

23,4

начисления на заработную плату

3 078,9

5,8

4 991,0

6,3

обслуживание государственного долга

1 110,0

2,1

3 296,5

4,2

текущие бюджетные трансферты

13 709,7

25,9

21 591,3

27,2

Капитальные расходы

13 633,0

25,7

15 157,0

19,1

Предоставление кредитов, займов

-81,2

-0,4

423,4

0,5


Вместе с тем в реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен, который составил 153,2) расходы уменьшились на 2,1%. Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,2 п.п., составив 29% ВВП. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, спорт, культура, образование, социальная политика), составили 34,3 трлн. руб. или 43,2% всех расходов консолидированного бюджета. При этом расходы на образование в реальном выражении возросли на 7,3%, здравоохранение - на 4,9%, а на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации и социальную политику, напротив, снизились в реальном выражении на 2,1% и 0,2% соответственно.

Расходы на обеспечение деятельности отраслей национальной экономики составили в 2011 году 15,5 трлн. руб. или 19,5% всех бюджетных расходов при 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%.

Более 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков. Следует также заметить, что если в предыдущие периоды статья «Национальная экономика» занимала основную позицию в структуре расходов консолидированного бюджета, то в 2011 году объем расходов по ней уступил общегосударственным расходам, что говорит о сокращении вливаний государственных средств на поддержку предприятий и сокращению объемов эмиссионного финансирования.

В 2011 году в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы - 80,4% (в 2010 году - 74,4%). Как видно, сохранилась и тенденция роста их удельного веса. Расходы на заработную плату и начисления на заработную плату работников бюджетного сектора составили 23,6 трлн. руб. или 29,7% от общего объема бюджетных расходов (в 2010 году - 27,6%). Необходимо отметить, что по сравнению с 2010 годом эти расходы, несмотря на номинальный рост в 11,2%, в реальном выражении сократились на 27,4%.

Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные вложения, по итогам 2011 года составили 15,2 трлн. руб. или 19,1% всех расходов (в 2010 году - 25,7%). По сравнению с 2010 годом эти расходы в реальном выражении сократились более чем на четверть, несмотря на номинальный прирост на 11,2%.

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга и других расходов бюджета, осуществляемых в иностранной валюте. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах вырос по сравнению с 2010 годом в 2 раза (с 2,1% до 4,2%).

Подводя итог, можно сделать вывод, что сокращение расходов бюджета в их реальном выражении явилось следствием их сдерживания с целью снижения инфляционных процессов. В результате консолидированный бюджет республики в 2011 году был исполнен с профицитом (превышение доходов бюджета над расходами) в размере 6,2 трлн. руб. или 2,3% ВВП. Для сравнения следует отметить, что в предыдущие годы бюджет республики был дефицитным (превышение расходов над доходами).

С точки зрения характеристики расходов консолидированного бюджета по доле участия в ней республиканского и местных бюджетов, его структура в 2010-2011 гг. выглядит следующим образом (таблица 3.2.2.2).

Таблица 3.2.2.2 - Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

РАСХОДЫ

2011 год

Консолидированный бюджет (млрд. руб.)

52979,8

79428,2

Республиканский бюджет (млрд. руб.)

34 282,1

51 950,5

Местные бюджеты (млрд. руб.)

28 367,3

43 946,4


Для большей наглядности и четкости при проведении анализа ниже приведены диаграммы, показывающие распределение долей расходов республиканского и местных бюджетов в консолидированном бюджете Республики Беларусь.[9]

Следует отметить, что в абсолютном выражении расходы республиканского и местных бюджетов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом выросли соответственно на 51,5% и 54,9%. При этом в реальном выражении рост расходов отмечен только по местным бюджетам на 1,1%; расходы республиканского бюджета снизились в реальном выражении на 1,1%.

Структура консолидированного бюджета по расходам изображена на рисунке 3.2.2.1. Как видно на рисунке на долю республиканского бюджета приходится более половины расходов, при этом наметилась тенденция к снижению его доли.

Рисунок 3.2.2.1 - Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь по расходам

Из данных таблицы 3.2.2.3 мы видим, что в 2010 году консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП, который был профинансирован за счет внешних источников. Преобладающий рост расходов над бюджетными поступлениями спровоцировал рост бюджетного дефицита на 71,1% или на 58,7% в реальном выражении. Бюджет за 2011 год был исполнен с профицитом в размере 6,2 трлн. рублей или 2,3% к ВВП.

Таблица 3.2.2.3 - Показатели консолидированного бюджета за 2010-2011гг.


2010 год

2011 год

Доходы трлн. руб.

48,8

85,6

в % к ВВП

29,9

31,2

Расходы трлн. руб.

53,0

79,4

в % к ВВП

32,5

28,8

Дефицит/профицит трлн. руб.

- 4,2

+6,2

в % к ВВП

2,6

2,3


Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Почти все государства в определенный исторический период сталкивались с данным явлением. При этом причины возникновения бюджетного дефицита, его качественное содержание могут быть различными.

Во-первых, бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Он отражает не кризисное течение экономических процессов, а необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление усовершенствовать структуру воспроизводственного процесса.

Во-вторых, бюджетный дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий), когда недостаточно резервов и приходится прибегать к дополнительным источникам.

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, связанные с неэффективностью финансово-кредитной системы, неспособностью государственного контроля над финансовой ситуацией, что, в свою очередь, требует конкретных действенных экономических мер по стабилизации экономической системы и финансовому оздоровлению.

Финансовой наукой и международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, которой не должен превышать 2-3 % ВВП или 8-10 % от расходной части бюджета. Определены также два основных направления для снижения бюджетного дефицита: увеличение доходов бюджета и снижение его расходов. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетная система государства, ее организация и принципы являются основными определяющими элементами бюджетного устройства страны. Бюджетная система представляет собой совокупность всех видов бюджетов страны, основанную на системе экономических отношений и юридических нормах. Бюджетная система занимает центральное место в бюджетном устройстве и основывается на таких основных принципах, как единство, самостоятельность, гласность, полнота и реальность всех бюджетов. Вышеуказанные принципы находят свое отражение в Бюджетном кодексе Республики Беларусь; в соответствии с ними формируется бюджетная система нашего государства.

Республика Беларусь является унитарным государством, что определяет структуру ее бюджетной системы, которая состоит из двух самостоятельных звеньев: республиканского и местных бюджетов. В свою очередь местные бюджеты в зависимости от уровня распределения государственной власти включают в себя ряд нижестоящих звеньев. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему республики, самостоятельны и не входят в состав друг друга, имеют свою доходную базу, которую вправе использовать для выполнения своих государственных функций на вверенной им территории.

Для экономико-статистического анализа и исследований применяется консолидированный бюджет Республики Беларусь, который представляет собой совокупность бюджетов всех уровней. Основным источником формирования доходов государства по-прежнему остаются налоговые поступления. Увеличение налоговых доходов связано с ростом налоговой ставки, расширением налоговой базы. Приоритетными направлениями финансирования остаются социальная политика, общегосударственные расходы, расходы по финансированию отраслей национальной экономики, здравоохранения, образования.

На основании консолидированного бюджета был произведен анализ функционирования бюджетной системы нашей республики в прошедшем году, определена доля участия в формировании консолидированного бюджета республиканского и местных бюджетов, рассчитана оптимальность бюджетного дефицита. Произведенный анализ показал, что наличие бюджетного дефицита в республике в 2010 году не являлось каким-либо исключительным либо чрезвычайным событием. Его размер соответствовал международным финансовым стандартам, а 2011 год бюджет был завершен с профицитом.

Вместе с тем на основании официальных источников и мнений специалистов, опубликованных в публицистических изданиях установлена определенная неэффективность использования государственных ресурсов, приводящая к ухудшению экономической ситуации.

По мнению ряда специалистов бюджетная система республики нуждается в модернизации, частью которой должна стать оптимизация государственных расходов, в частности сокращение неэффективных вливаний в экономику за счет эмиссионного кредитования предприятий.

Проанализировав доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь, можно определить его основные особенности:

Поддержание социальной направленности систем финансирования расходов государственного бюджета;

Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов бюджета;

Устойчивый рост государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.

Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета, повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;

усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и т.д.);

совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки, укрепление законодательной базы налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов, декретов, регулирующих систему налогообложения.

В работе определены пути совершенствования бюджетной системы Республики Беларусь, определенные официальными источниками и планируемые компетентными органами государственной власти на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также изложены теоретические варианты модернизации бюджетной системы.

Список использованных источников

О бюджете союзного государства на 2010 год: Декрет Высшего Гос. Совета Союзного государства, 26 ноября 2009 г., № XXXVI-11 // Портал Союзного государства [Электронный ресурс]. - 2003-2010. - Режим доступа: <#"657807.files/image007.gif">

Похожие работы на - Бюджетная система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!