Инфляция в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфляция в России

1. Теоретические аспекты инфляция

1.1 Определение инфляции

инфляция экономика антиинфляционный политика

Первоначально под инфляцией понималось всякое расширение денежного обращения, каковы бы ни были его последствия. Затем инфляцию определяли как переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост цен. Во второй половине прошлого столетия в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Инфляцию стали считать не просто денежным, но и общеэкономическим феноменом, поскольку динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства и проводимой экономической политикой.

Наиболее успешную попытку упорядочить и систематизировать знания об инфляции сделала в конце 70-х годов прошлого столетия Л. Красавина. По ее мнению, сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции - избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег.

Это означает, что инфляцию нельзя определять только как нарушение закона денежного обращения.

Независимо от того, какие причины послужили первичными импульсами, любое повышение цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежно-кредитного оборота.

В экономической структуре общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими. Выделение некоторых законов, возможно только в теоретическом анализе, поэтому из отдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие. Явления же реальной действительности, тем более такое сложное, как инфляция, - результат взаимодействия многих законов.

Таким образом, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные так и не денежные факторы.

К денежным факторам следует отнести: темпы прироста денежной массы, величину спроса на деньги, динамику временных лагов, также темпы изменения реального производства.

Вместе с тем инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.

Следует подчеркнуть, что экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в режиме автоматизма, а создается и управляется людьми. Поэтому существует еще один важный фактор, который имеет определенное влияние на инфляционные процессы - психологический фактор. Как показывает мировой опыт, инфляция во многом зависит от общественной психологии, от стереотипов потребления, от настроений складывающихся в обществе. Не случайно в экономической науке появился термин «инфляционные ожидания».

С другой стороны всякий, кто что-либо производит или предлагает, еще раз должен бы подумать, оправдана ли его цена с точки зрения требования о сохранении устойчивости цен и обеспечения прочности нашего народного хозяйства в целом».

1.2 Основные виды инфляции

В зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценения денег, на основания анализа мировой практики можно выделить следующие виды инфляции:

)административную инфляцию;

)инфляцию издержек;

)инфляцию спирали цен и зарплат;

)инфляцию спроса.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Административная инфляция проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газ для промышленных потребителей, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция издержек обусловлена ростом всех компонентов производственных затрат - материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.

Инфляция издержек не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе.

Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной

платы, тем самым, замыкая порочный круг.

И, наконец, инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен.

В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Очевидно, что все описанные выше виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

1.3 Причины инфляции

Выделим действительно инфляционные причины изменения цен.

Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Итак, инфляция. Прежде всего она связана с несбалансированностью государственных расходов и доходов, с дефицитом государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, это приводит к росту массы денег в обращении. Если же этот дефицит покрывается внешними займами, то страна начинает жить за счет будущих накоплений, которым придется погашать долги своих «отцов». Сам дефицит бюджета возникает в результате постоянного роста расходов государства на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата, включая правоохранительные органы) и т.д. Образно говоря, государство начинает жить не «по карману».

Из названой серии причин необходимо выделить в особую группу расходы на финансирование военно-промышленного комплекса и содержание вооруженных сил. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия (частично эти расходы могут компенсироваться за счет продажи военной техники и снаряжения на внешнем рынке).

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка в ХХ веке. Современный рынок отличается от рынка свободной конкуренции, для которого характерными были множество продавцов и покупателей, однородность производимой продукции, свободное передвижение капиталов. Рынок стал олигополистический, конкуренция несовершенной: монополии обладают известной степенью власти над ценой и они заинтересованы в «гонке цен».

В-четвертых, для второй половины ХХ столетия характерно возрастание спроса на деньги со стороны производителей. В структуре расходов постиндустриального производства все больше место занимает «зарплата», раскручивающая рост цен. Чем выше цены, тем выше зарплата, тем выше издержки производства, а, следовательно, и цены. Работница фабрики радуется повышению зарплаты и приходит в негодование, сталкиваясь с очередным повышением цен.

В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного времени, теряют надежду на их снижение и начинают приобретать товары «про запас».

В-шестых. Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции.

Так к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. Вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары.

В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары.

Вмести с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

В-седьмых. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это так называемые «инфляционные ожидания».

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции.

Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Многое экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.

Наконец нельзя не отметить традиционно классическую причину инфляции. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем. В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться. Природа мстительна, и она ничто нам не уступает даром.

Также толчком для роста инфляции могут стать непомерно высокие налоги (до недавнего времени совокупные налоги на некоторые производства в России достигал 90 процентов от прибыли) или процентные ставки за кредит. В таких условиях сокращается производство из-за своей невыгодности, что усиливает сжатие товарной массы, а также производители необоснованно поднимают цену на товары, перекладывая на товары груз налогов. Очевидно, что в любом случае цены растут. Подобная же картина возникает и при успешных действиях профсоюзов.

Внешним толчком инфляции становится рост или падение цен на мировых рынках или несоответствие «домашних» цен и мировых, то есть при либерализации внешней торговли цены внутреннего рынка начинают подниматься до тех пор, пока не достигнут общемирового уровня. В таком случае имеет место быть инфляция издержек, так как до тех пор, пока внутренние цены не достигнут внешних, товары будут экспортироваться, и будет ощущаться нехватка товаров на внутреннем рынке.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.

Многообразием причин инфляции объясняется и разнообразие ее последствий. Небольшие ее темпы содействуют временному оживлению рыночной конъюнктуры, а по мере углубления она превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

2. Формы и методы регулирование инфляции

2.1 Методы борьбы с инфляцией

Существую прямые и косвенные методы. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

)регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

)регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

)обязательные денежные резервы коммерческих банков.

)операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

)прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;

)государственное регулирование цен;

)государственное регулирование пределов заработной платы;

)государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;

)государственное регулирование валютного курса;

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций, реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на понижение» обречена.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской экономики.

. Фонд развития как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и следовательно, к росту импорта.

. Фонд развития (бывший Стабилизационный фонд), как и бюджетные средства правительства (в отличие от валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (незачем клонировать государственные резервы).

. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть - на инвестиции покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.

. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании).

. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций.

. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике.

. Необходимо (и без существенных рисков и напряжения возможно) значительно увеличить денежную базу в экономике, направив в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе около 3-4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов.

Политика процентной ставки или ставка рефинансирования центральных банков в современной рыночной экономике является наиболее эффективным методом (инструментом) регулирования денежной массы и инфляционных процессов.

2.2 Регулирование инфляции

Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие инфляционных факторов. Валютная политика имеет своей целью поддержание валютного курса, отвечающего интересам национальной экономики. Оптимальной является та динамика изменения курса, которая совпадает с показателями инфляции. Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать развитию экономики, росту товарного предложения. Принципиально задача - установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента. Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов, либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика - прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств). Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей.
Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.

Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.

Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.

Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.

В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего, использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы, сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование.

Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов, политика «дорогих денег», политика налогового стимулирования производства, политика замедления скорости обращения денег.

Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна - с отменой фиксации цены вновь начинают расти.

Политика «дорогих денег» представляет собой ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы (уменьшение денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). В этом случае происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты и останавливают производство, что приводит к их банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям.

Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения).

Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.

Наибольшую опасность для существования социально экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, прибегают к чрезвычайному методу регулирования инфляции - денежной реформе.

К денежным реформам, стабилизирующим денежное обращение, относят:

девальвацию;

ревальвацию;

деноминацию;

нуллификацию.

Девальвацией во времена существования золотого стандарта называли официальное снижение золотого содержания денежной единицы. В ответ на растущий спрос Центральный банк вынужден выбрасывать на валютные торги все большее количество твердой валюты для поддержания устойчивого валютного курса. Поскольку валютный запас Центрального банка ограничен, в условиях увеличивающегося спроса на доллары США и евро их курс резко возрастет, т.е. происходит девальвация национальной валюты.

Суть девальвации как антиинфляционной меры заключается в том, что в условиях открытой экономики не только темпы инфляции влияют на рост курса иностранной валюты, но и повышение курса иностранной валюты, в свою очередь, воздействует на темпы инфляции, поскольку от него зависит цена на импортные товары, а последняя определяет общий уровень цен.

Суть девальвации как антиинфляционной меры проявляется также и в другом. Резкий рост цен на импортные товары на какое-то время делает отечественную продукцию более конкурентоспособной (за счет ценового фактора) и, следовательно, «оживляет» отечественное производство.

Однако расширение производства только за счет девальвации имеет ограниченный потенциал, который в скором времени может быть исчерпан.

Противоположная денежная реформа - ревальвация (или реставрация) национальной валюты при существовании золотого стандарта означала восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы, а в настоящее время означает рост курса национальной валюты по отношению к иностранным (прежде всего к доллару США и евро). Ревальвация является показателем уменьшения инфляции и укрепления национальной денежной единицы, т.е. Центральный банк держит курс иностранной валюты искусственно завышенным для оказания протекционистской поддержки отечественным товаропроизводителям.

Суть ревальвации как антиинфляционной меры заключается, во-первых, в снижении инфляционных ожиданий населения, а во-вторых, в уменьшении цен на импортные товары (и, соответственно, на отечественные). Однако, если при этом не устраняются причины инфляционного процесса, через определенное время рост цен возобновляется.

К реформам, стабилизирующим денежное обращение, также относится деноминация. Ее осуществляют тогда, когда в процессе гиперинфляции цены начинают измеряться огромными цифрами, а покупательная способность национальной денежной единицы становится минимальной.

Таким образом, под деноминацией понимают укрупнение масштаба цен (т.е. повышение покупательной способности национальной денежной единицы), которое достигается путем зачеркивания «нулей» на ценах.

При деноминации устанавливают коэффициент укрупнения (обычно единицу с каким-либо количеством нулей - 10, 100, 1000), который и определяет, во сколько раз укрупняется масштаб цен (т.е. сколько «зачеркивается» нулей). Одновременно по этому же коэффициенту денежные купюры старого образца меняются на денежные купюры нового образца.

Деноминация является очень распространенной денежной реформой в мире. В одной только нашей стране с 1922 г. она проводилась 6 раз: в 1922 г. (1:10000), в 1923 г. (1:100), в 1924 г. (1:20000), в 1947 г. (1:10), в 1961 г. (1:10). В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве.

По своей сути деноминация больше похожа на техническую меру, упрощающую расчеты в народном хозяйстве, чем на денежную реформу, поскольку денежная масса в обращении и товарные цены сокращаются в одинаковое количество раз, т.е. их соотношение остается неизменным.

Смысл деноминации заключается в снижении инфляционных ожиданий за счет того, что денежная единица становится полновеснее и внушает большее доверие. Однако без устранения причин, вызвавших инфляцию, антиинфляционный эффект деноминации будет кратковременным.

Еще одной денежной реформой, которую могут провести в случае сильнейшего обесценивания денежной единицы, является нуллификация.

Нуллификацией называют объявление государством резко обесценившейся национальной валюты недействительной и введение новой национальной валюты.

Обычно старую валюту обменивают на новую по определенному соотношению (т.е. как при деноминации). Однако от деноминации нуллификация отличается тем, что в этом случае цены и зарплаты в таком же соотношении не пересчитывают. Ценообразование в новой валюте осуществляют заново в зависимости от состояния денежного обращения.

Нуллификацию также проводят при смене политической власти, когда необходимо изъять деньги, потерявшие силу законного платежного средства Итак, самое большее, что удается достигнуть с помощью денежных реформ, - это некоторое уменьшение остроты проявления инфляционного процесса.

2.3 Последствия инфляции и необходимость ее регулирования

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Она дезорганизует хозяйство, затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

Основные последствия инфляции заключаются в следующем:

) ускоренная материализация денежных средств;

2) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

) перераспределение доходов и богатства;

4) отставание цен государственных предприятий от рыночных;

5) обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы;

) падение реального процента;

7) нестабильность экономической информации.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно:

Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.

Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т.д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

Еще одним последствием можно назвать перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

Полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

3. Проблемы и пути решения регулирования инфляции в России

.1 Перспективы антиинфляционной политики

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше - адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.

В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача - принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

Еще одна задача - проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

Ослабление влияния внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

3.2 Инфляция в современной России

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Как правило, проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция, как правило, проявляется в росте товарных цен и относительном обесценивании национальной денежной единицы, и поэтому затрагивает интересы практически каждого члена нашего общества. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Росстатом были проведены расчеты инфляции за 2012 год и по их данным мы можем сделать следующие выводы. Рост цен в РФ в 2012 году предварительно составил 6,6%, превысив официальный прогноз властей в 6,5% и рекордно низкий результат прошлого года в 6,1%, а в декабре инфляция ускорилась до 0,5% с ноябрьских 0,3%. Для сравнения, в декабре 2011 года рост потребительских цен составил 0,4%. Многих граждан РФ волнует проблема постоянно роста цен, в настоящее время ученые-экономисты стараются выявить причины инфляции в России. Одной из основных причин в нашей стране является то, что государство нерационально распределяет доходы государственного бюджета, накопленные трудом россиян. Еще одной причиной является то, что внедряется все больше товаров импортного производства, с чем связано сокращение отечественного. В течении последних нескольких лет наблюдается значительный рост цен на продовольственные товары. В связи с тем, что лето было засушливое, это привело к низкому уровню урожая, что и послужило толчком для аграриев в завышении рыночной цены на зерновые культуры, а иногда и поставки из за рубежа. Постоянное повышение цен на бензин и другие виды топлива является одной из форм привлечение денежных средств в бюджет нашей страны, но данные методы также приводят к увеличению инфляции, так как стоимость бензина влияет на стоимость практически любых товаров. Кроме того, на причины инфляции в России связаны с ростом тарифов на электричество, так как на территории нашей страны расположены наиболее энергоемкие предприятия, которые производят дешевую продукцию. Население нашей страны стремительно стареет, что приводит к необходимости постоянно увеличивать налоги и сборы, которые направляются в пенсионный фонд, что также приводит к постоянному росту цен на различные товары и услуги. Так же отметим то, что в настоящее время очень распространена возможность приобретения кредита не только физическим, но и юридическим лицам, что приводит к существенному росту цен на многие товары. Причинами инфляции могут быть не только примеры приведенные выше, но и другие факторы, влияющие на повышение цен. Будем надеется на результативность антиинфляционной политики, которая смягчит и снизит инфляцию в нашей стране. Главной целью антиинфляционной политики является то, чтобы сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика государства регулируется с помощью денежной реформы и государственного регулирования инфляционного процесса. Денежная реформа предусматривает полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы. Оно происходит путем дефляционной политики и политики доходов. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия. Рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. В настоящее время наблюдается резкое увеличение цен, что негативно сказывается на жизнях граждан. По моему мнению, антиинфляционную политику необходимо укрепить и улучшить, для того чтобы снизить уровень инфляции. Делая вывод, хочу добавить, что государство не должно халатно относиться к гражданам РФ и не оставлять в стороне не решенные, очень важные проблемы на сегодняшний день в нашей стране.

инфляция регулирование антиинфляционный политика

Заключение

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них.

Инфляция - это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

В настоящее время Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляционный рост цен не является простым следствием «злой воли» или непродуманных акций государственных чиновников. Это неизбежный результат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

На сегодняшний момент мы не имеем абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных в данной работе теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Любая современная школа не представляет собой единого монолита. Все теории и концепции становятся взаимосвязанными, одна дополняет, продолжает другую или является альтернативной ей, обеспечивая возможность широкого выбора методов объяснения, понимания и исследования инфляционных процессов.

Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.

На первом шаге инфляция может генерироваться из двух противоположных источников: со стороны спроса, со стороны предложения, но, для продолжения, инфляция нуждается в росте денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.

Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов).

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

Список литературы

1.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск: ЮКЭА, 2008. -528 с.

2.Бартоли А., Эрмед Ф. Управление предприятием в условиях перемен.

.Булатов А.С. Экономика. М., 2009.С. 251.

.Васильева М.А. Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. М., 2011.С. 263.

.Глазьев С.Ю. «Перспективы социально-экономического развития России» // Журнал «Экономист», №1, 2009 г.

.Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 2009. С. 22.

.Илларионов А. Природа российской инфляции. М., 2009. С. 113.

.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2010. С. 321.

.Клоцвоч Ф., Голубева Г. «Тенденции и факторы роста» // Журнал «Экономист», №10, 2008 г.

10.Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации в России. М., 2008. С. 50.

.Плышевский Б. «Инфляция: причины и механизмы» // Журнал «Экономист», №7, 2008 г.

12.Погосов Н. «Макроэкономический потенциал накоплений» // Журнал «Экономист», №7, 2008 г.

.Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 2011. С. 54.

.Сергеев Д.В. Экономика и бизнес. М., 2009. С. 231.

15.Сергеев Д.В. Социально-экономические и организационные проблемы стабилизации и развития угольной промышленности. М., 2010. С. 96.

.Чепурин М.Н. Курс экономической теории. К., 2010. С. 210.

Похожие работы на - Инфляция в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!