Анализ государственного долга

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ государственного долга

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Экономический факультет








ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бюджетная система»

На тему:

Анализ государственного долга


государственный долг политика украина







Симферополь - 2013

Содержание


1. Экономическая сущность государственного долга

2. Исследование проблем государственного долгана основе его анализа

. Направления совершенствования управления государственным долгом в Украине.

Список использованной литературы

. Экономическая сущность государственного долга

Государственный долг - общая сумма долговых обязательств по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов) по состоянию на отчетную дату, которые возникают в результате государственного заимствования.

Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами.

Государственный долг по своей экономической сущности определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях срочности, платности и возвратности.

По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.

Внутренний долг - это задолженность государственных органов управления перед другими государственными структурами и перед резидентами.

Внутренний государственный долг включает совокупность всех долговых обязательств государства, включая административно управленческую задолженность (обязательства по выплате зарплаты в государственных учреждениях и других выплат государственным служащим), долги, возникающие в связи с привлечением средств с целью финансирования бюджетного дефицита и обязательства выплат государственных пенсий. Различают долги государства, которые являются официально признанными (эксплицитные долги) и не подтверждены, или имплицитные долги. Последние обязательства, как правило, не учитываются в составе государственного долга, но в действительности они должны включаться в структуру.

Источниками погашения внутреннего долга являются:

Бюджетные средства;

Средства, полученные от приватизации государственного имущества;

Новые заимствования.

Внешний государственный долг - совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствования государства на внешнем рынке.

Государственный внешний долг состоит из:

Займов на финансирование государственного бюджета и погашения внешнего государственного долга;

Займов на поддержку национальной валюты;

Займов на финансирование инвестиционных и институциональных проектов;

Гарантий иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;

Государственных гарантий, предоставляемых Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

Источниками погашения внешнего долга могут быть золотовалютные резервы страны.

Пределы государственного долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения ежегодно устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Размер государственного долга рассчитывается в денежной форме, как непогашенная основная сумма прямых долговых обязательств государства. Состояние государственного долга определяется на последний день отчетного периода и включает операции за этот день.

Государственный долг можно разделить также на:

Капитальный, который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату;

Текущий, состоящий из платежей по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном периоде.

Итак, как мы видим, государственный долг это сложный экономический механизм, который имеет свои особенности. Он делится на:

Внешний и внутренний;

Текущий и капитальный.

Правильное понимание сущности государственного долга имеет большое значение, которое влияет на экономику страны и на уровень жизни населения. Поэтому знание и понимание этого механизма является очень важным для развития хозяйства.

2. Исследование проблем государственного долга на основе его анализа

Показатели

года


2009

2010

2011

2012

2013

Внешний долг (млрд. дол.)

211,7

276,7

299,4

308,9

302,9

Внутренний долг (млрд. дол.)

105,1

155,4

173,7

206,5

235,9

Всего (млрд. дол.)

316,8

432,2

473,1

515,5

538,8

Показатели

01.01.13

01.02.13

01.03.13

Внешний долг (млрд. дол.)

308,9

309,8

304,8

302,9

Внутренний долг (млрд. дол.)

206,5

217,5

227,1

235.8

Всего (млрд. дол.)

515,5

527,4

531.9

538,8


Полностью структура государственного и гарантированного государством долга по данным Министерства финансов Украины на 01.04.2013 показана в следующей таблице:

(в млрд. грн.)

внешний

внутренний

всего

Государственный долг

209,9

216,4

426,4

Гарантированный долг

93

19,4

112,4

Совокупный

302,9

235,8

538,8

В динамике это выглядит так, как показано на графике:


Рассматривая динамику государственного долга за последние пять лет, наблюдаем значительный рост его общего объема в 2008 году (в 2008 году государственный долг состовлял185,9 млрд. грн.) (на 113,4%) с последующим сокращением темпов прироста с 67,8% в 2009 до 9,4% в 2011 году.

Стремительный рост общей суммы государственного долга в 2008 году объясняется девальвацией гривны и значительным увеличением государственных заимствований, как внутренних, так и внешних, с целью покрытия дефицита бюджета, финансового обеспечения растущих расходов на обслуживание государственного долга и смягчения последствий финансового кризиса. В частности, следует отметить увеличение в 2,4 раза гарантированного государством долга, что связано с попытками государства таким образом активизировать производство в стране, начало сокращаться в кризисных условиях. Но этого стоит заметить, что гарантированные кредиты, как подтверждает опыт многих стран, имеют низкие показатели по эффективности использования. Поэтому при приемлемой рыночной среде их использование совсем не обязательно и даже нежелательно.

В течение 2009 года дальнейшее привлечение новых займов и девальвация национальной валюты в дальнейшем обусловили значительный прирост долга (67,8%), а уже в 2010-2011 гг. со стабилизацией курса гривны и уменьшением новых заимствований прирост составил 36,0% и 9,4% соответственно.

При этом за пять лет общая сумма государственного долга на душу населения возросла более чем в 5,4 раза (с 1908,10 до 10335,02 грн.).

Рассмотрена динамика государственного и гарантированного государством долга в сочетании с медленным, а в 2009 году даже отрицательным, ростом ВВП обусловила рост показателя соотношения государственного долга к ВВП с 12,3% в 2007 до 39,5% в 2010 году, что свидетельствует об увеличении долговой нагрузки на отечественную экономику. Только в 2011 году данный показатель удалось снизить до 36,0% за счет постепенного прироста ВВП, уменьшение заимствований и погашения части долгов.

Следует обратить внимание на то, что бюджетным кодексом зафиксирована предельная величина государственного долга в размере 60% ВВП в странах Европейского Союза в соответствии с Маастрихтским договором. государственный долг источник украина

Но при этом не принимается во внимание тот факт, что указанная величина долга приемлема для государств с развитыми внутренними финансовыми рынками и высокими кредитными рейтингами на международных рынках. В Украине же ориентация на предельный уровень государственного долга, отражен в бюджетном кодексе, не способствует ответственному управлению государственным долгом и несет риск финансовой дестабилизации. Для обеспечения стабильной ситуации в валютно-финансовой сфере и обеспечения платежеспособности государства в среднесрочной перспективе лимит государственного долга Украины следует снизить до уровня 35% от ВВП.

Ориентация долговой политики правительства на указанное ограничение положительно влиять на уровень процентных ставок в экономике, динамику частного инвестирования, создавать надежные основы для снижения темпов инфляции и препятствовать возникновению осложнений в области платежного баланса.

Вместе с тем, следует отметить, что отношение объема государственных долгов к общему валовому внутреннему продукту страны Евросоюза превысило допустимый уровень еще в 2008 году, составив 61,8%, а по итогам 2010 года составил уже около 79%, то есть мировой кризис заставил страны активно привлекать заемные ресурсы.

Если анализировать структуру государственного и гарантированного государством долга в Украине, то следует отметить преобладание в их составе внешнего долга, который несет в себе значительные валютные риски, которые и реализуются в полной мере во время финансового кризиса.

В структуре государственного долга доля внешних заимствований уменьшалась с 75,0% в 2007 до 54,8% в 2011 году, а для гарантированного долга колебалась от 96,6% до 84,5%, что является весьма значительной величиной.

Вообще, о том, каким заимствованиям следует отдавать предпочтение при формировании долговой политики государства, выделяют две теории. Первая теория обосновывает необходимость осуществления внешних заимствований, чтобы вкладывать их в развитие экономики и получать прирост валового внутреннего продукта, в результате чего увеличивается соотношение долг / ВВП, а деньги внутри страны идут на развитие. Эта теория нашла свое применение и является одним из способов развития экономики в большинстве стран мира. Однако при ее воплощении в долговой политике Украины возникает ряд недостатков. Одним из наиболее значимых является бесхозяйственность государства, которая проявляется в неумении вкладывать деньги так, чтобы ВВП рос. Кроме того, возникает валютный риск, ведь деньги приходят по одному курсу, а возвращаться могут за менее выгодным.

Динамика общего государственного долга и ВВП Украины с 2010 по 2013 годы (в млн. грн.):

Показатели

За 2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Государственный долг (всего)

316885

432235

473122

515511

Номинальный ВВП

913345

1082569

1316600

1408889

Соотношение долг/ВВП

34,7 %

39,9%

35,9%

36,6%


ВВП Украины Государственный долг

Вторая теория отдает предпочтение внутренним заимствованиям. Положительным в такой политике является то, что она исключает валютные риски и при этом проценты по обслуживанию государственного долга не будут идти из страны, а оставаться внутри. Также это направление способствует значительному росту в обращении количества облигаций внутренних государственных займов, которые рассматриваются внутренними кредиторами как надежное безрисковое вложения финансовых фондов.

Если проанализировать динамику государственного долга международными организациями экономического развития, то наблюдаем значительный рост задолженности в 2010 году (на 22,6%), что, главным образом, связано с получением Украиной очередного кредита Международного валютного фонда (МВФ), предоставлению которого предшествовали ряд условий как экономического, так и политического характера, в частности ограничения размера дефицита бюджета, повышение для населения тарифов на газ, содержание уровня инфляции в определенных пределах и др.. При таких обстоятельствах МВФ чувствует себя полноценным игроком на политико-экономическом поле Украины и в значительной степени может контролировать ход социально-экономических процессов в стране, что не допустимо с позиции обеспечения государственного суверенитета. При этом задолженность перед МВФ занимает наибольший удельный вес по сравнению с другими организациями (57,7-65,8%), на второй позиции - задолженность перед Всемирным Банком (37,1% в 2009 и 28,6 в 2010 году) и на третий - задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития (3,2-4,2%).

Также стоит отметить, что после невыполнения всех условий МВФ его сотрудничество с Украиной прекратилась и в течение 2011 года кредиты не предоставлялись, что и обусловило неизменность задолженности перед фондом. Но с начала 2012 года в условиях политических дискуссий снова поднимается вопрос о необходимости в кредите МВФ, вызывает обеспокоенность по поводу необходимости выполнения новых требований фонда, которые могут оказаться значительно жестче, чем предыдущие.

. Направления совершенствования управления государственным долгом в Украине

Относительно путей улучшения управления государственным долгом в Украине, то одним из важных направлений совершенствования организационной структуры управления долгом может быть основания Фонда управления государственным долгом. За счет средств этого Фонда предлагается осуществлять операции типа «buy-back» (досрочный выкуп), меры по уменьшению рисков, связанных с колебанием валютных курсов и процентных ставок. Наибольшей проблемой создания указанного фонда является поиск источников финансовых ресурсов, которые должны направляться на его формирование. В качестве возможных источников можно рассматривать возмещения предприятиями обязательств перед государством в связи с покрытием их долгов перед иностранными кредиторами, средства, поступившие в оплату услуг за предоставление государственных гарантий; часть средств, полученных от приватизации государственного имущества и т.д.

Также на сегодня остается актуальным вопрос о принятии Закона Украины «О государственном долге и гарантированный государством долг» как комплексного нормативного акта, которым планируется урегулировать процесс управления государственным долгом и гарантированным государством долгом, определить основные принципы управления ими и особенности ведения учета и осуществления контроля за их образованием, а также операции по активному управлению государственным долгом.

Для сохранения экономической безопасности Украины, при выборе долгового источника приоритет должен предоставляться внутренним заимствованиям, однако препятствием этому является слабое развитие и плохая организация рынка внутренних государственных заимствований, не позволяет привлечь необходимый объем финансовых ресурсов и заставляет прибегать к внешним займам. Хотя на решение данной проблемы в 2009 году была принята Концепция развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг Украины на 2009-2013 годы, которая предусматривает введение рыночного ценообразования в ходе первичного размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке и конкурентное процедуру проведения аукционов, создание системы первичных дилеров на внутреннем рынке государственных ценных бумаг; внедрение управления рисками путем осуществления подготовки квартальных планов управления государственным долгом и отчетности об их выполнении. Это позволило значительно повысить долю заимствований в структуре государственного долга и таким образом переориентироваться на внутренний рынок государственных займов.

Однако приоритетность внутренних заимствований вовсе не исключает возможности использования потенциала внешних займов, прежде всего, привлеченных на рынках ценных бумаг. Так, осуществлять внешние заимствования целесообразно, когда прогнозируется укрепление национальной валюты, что позволит уменьшить расходы по обслуживанию таких долгов. И наоборот, в случае ожидания снижения курса национальной валюты стоит переводить внешний долг во внутренней, путем его рефинансирования за счет внутренних займов. При этом важным является предвидение возможности досрочного погашения.

Также при построении эффективной политики управления государственным долгом важным является установление жесткого контроля за долей кредитов с плавающей процентной ставкой, а также кредитов, привлеченных на срок до одного года и установления лимитов по данным показателям, в случае превышения которых осуществлять рефинансирование государственного долга за счет новых заимствований на более приемлемых процентных условиях, позволяющих пролонгировать часть задолженности, сократив долговая нагрузка на бюджет в краткосрочной перспективе.

Структура и размер государственного долга должны прогнозироваться на временном интервале в несколько лет и даже десятилетий с тем, чтобы обеспечить сбалансированный бюджет, стабильный рост и мощную финансовую систему. Долги, накопленные в период экономического кризиса должны погашаться в период экономического подъема, то есть рост государственного долга не должно иметь перманентный характер.

При этом действенным рычагом повышения направленности долговой политики Украины на задачи экономического развития может стать институциональное разграничение заимствований, получаемых с целью обслуживания и погашения государственного долга, и заимствований на цели развития. С этой целью следует осуществить вывод бюджетных расходов развития в отдельный раздел бюджета, выполнение которого будет находиться в компетенции Государственного Банка реконструкции и развития. Последний будет возможность привлекать для финансирования проектов общегосударственного значения средства от реализации облигаций внутреннего и внешнего государственного займа, а также привлекать гарантированные кредиты. Такой институциональный механизм позволит:

Перевести финансирование части расходов развития на кредитную основу;

Обеспечить долгосрочное финансирование государственных инвестиционных программ;

Обеспечить контроль за целевым характером и эффективностью реализации гарантированных государством кредитов;

Согласовать и контролировать реализацию бюджетных инвестиционных программ, которые сейчас осуществляются за счет специального фонда бюджета.

Список использованной литературы

1. Бюджетний кодекс України

. Оспіщев В.І. Фінанси: курс для фінансистів: навч. посібник / В.І. Оспіщев - К.: Знання, 2008

. Юрій С.І. Фінанси: підруч. / С.І. Юрій, В.М. Федосов - К.: Знання, 2008

. Василик О.Д. Бюджетна система України: підруч. / О.Д. Василик, К.В. Павлюк - К.: КНЕУ, 2004

. Зражевська Н.В. Механізми реструктуризації зовнішнього державного боргу // Фінанси України. - 2005. - №9

. Ярошевич Н.Б. Управління державним боргом: зарубіжний досвід та українська реальність/ Н.Б. Ярошевич, А.В. Мазур // Науковий вісник НЛТУ. - 2007. - №17

. Присяжнюк О.О. Особливості управління та обслуговування державного боргу України / О.О. Присяжнюк/ Вісник Хмельницького національного університету. - 2011. - №2.

. Філоненко К.М. Зовнішній борг України: аналіз динаміки та структури / К.М. Філоненко // Статистика України. - 2012

Похожие работы на - Анализ государственного долга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!