Проектирование приложения 'Книга снов' в среде Delphi
Введение
- это среда быстрой разработки, в которой в
качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi - строго
типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит Object
Pascal.прост и логичен. Основные конструкции языка четко выделяются в
программе, что способствует хорошему восприятию написанного кода. Графический
интерфейс Delphi отлично продуман, среда разработки предоставляет доступ только
к тем участкам кода, с которыми необходимо работать, скрывая основную часть
программы, которая создается автоматически самой разработкой.
Данное приложение было разработано в среде
Delphi. Среди множества языков программирования Pascal является наиболее
универсальным и легко изучаемым языком. При этом его удобно использовать для создания
сложных приложений, базами данных, приложения масштаба предприятия. Delphi
прост в обучении, но при этом средства языка программирования Pascal позволяет
использовать все современные возможности объектно-ориентированного
программирования.
Целью работы является изучение
объектно-ориентированной методологии и технологии программирования на примере
языка Delphi и разработка приложения «Книга снов» («Book Dream») в среде
Delphi, позволяющего узнать значения снов.
Основная задача - необходимость создания
приложения «Книга снов» («Book Dream»), которое дает возможность пользователю
вводить слова с клавиатуры, и при нажатии кнопки на экран выводиться значение
введенного раннее слова. Информационной базой исследования является учебная
литература, техническая документация по языку программирования Delphi 7, языку
моделирования UML, Internet - источники.
Глава 1. Описание предметной области
.1 Общие описания
Проектирование системы начинается с изучения и
моделирования бизнес-деятельности организации. Приложение «DreamBook»
представляет собой компьютерный аналог книги, в которой можно найти значения
приснившихся снов. Приложение упрощает действия «читателя», если в книге он
ищет интересующий его сон по оглавлению, то в приложении «DreamBook» достаточно
ввести слово в одно поле, нажать на кнопку и получить результат в другом поле.
На этом этапе вводится и отображается в модели
ряд понятий, свойственных объектно-ориентированному подходу:
Исполнитель (Действующее лицо, Actor) -
личность, организация или система, взаимодействующая с ИС. На диаграмме
исполнитель представляется стилизованной фигуркой человека.
Прецедент - законченная последовательность
действий, инициированная внешним объектом (личностью или системой), которая
взаимодействует с ИС и получает в результате некоторое сообщение от ИС. На
диаграмме представляется овалом с надписью, отражающей содержание действия.
Класс - описание совокупности однородных
объектов с их атрибутами, операциями, отношениями и семантикой. На диаграмме
представляется прямоугольником, содержащим описания атрибутов и операций
класса.
Ассоциация - связь между двумя элементами
модели. На диаграмме представляется линией.
Обобщение - связь между двумя элементами модели,
когда один элемент (подкласс) является частным случаем другого элемента
(суперкласса). На диаграмме представляется стрелкой.
Агрегация - отношение между элементами модели,
когда один элемент является частью другого элемента (агрегата). На диаграмме
представляется стрелкой с ромбовидным концом.
1.2 Модель бизнес процесса
(диаграмма деятельности)
Диаграмма деятельности (англ.
<#"656389.files/image001.gif">
Рис. 1
Спецификация:
Прецедент: Найти значение
. Поле «сон» не заполнено.
. Массив сонник заполнен.
. Поле «значение сна» неопределенно.
Алгоритм: просматривается массив «Book Dream»
Постусловие: Определено поле «значение сна».
Участник (актёр, actor) - представляет кого
угодно (что угодно) не относящегося к системе, это тот, кто использует систему
и реагирует на её действия (человек, железо, время, другая система);
единственное действие участника это приём и передача информации системе.
Ограничения (boundary) - это классификатор
(система/подсистема/класс), функциональность которого мы описываем с помощью
прецедентов; ограничения определяют границы системы/подсистемы, в нашем случае
это приложение Book Dream.
Отношения (relationships): показывают
направления информации между внешним элементом и прецедентом.
2.2 Диаграмма последовательности
действий
Диаграмма последовательности (англ.
<#"656389.files/image002.gif">
Рис. 2
2.3 Диаграмма коопераций
Понятие кооперации (collaboration) является
одним из фундаментальных понятий в языке UML. Оно служит для обозначения
множества взаимодействующих с определенной целью объектов в общем контексте
моделируемой системы. Цель самой кооперации состоит в том, чтобы
специфицировать особенности реализации отдельных наиболее значимых операций в
системе. Кооперация определяет структуру поведения системы в терминах
взаимодействия участников этой кооперации.
В отличие от диаграммы последовательности, на
диаграмме кооперации изображаются только отношения между объектами, играющими
определенные роли во взаимодействии. С другой стороны, на этой диаграмме не
указывается время в виде отдельного измерения. Поэтому последовательность
взаимодействий и параллельных потоков может быть определена с помощью
порядковых номеров.
Таким образом, с помощью диаграммы кооперации можно
описать полный контекст взаимодействий как своеобразный временной «среза»
совокупности объектов, взаимодействующих между собой для выполнения
определенной задачи или бизнес-цели программной системы.
2.4 Модель анализа (архитектура,
диаграмма классов)
Диаграмма классов
<#"656389.files/image003.gif">
Рис. 3
Заключение
- это язык программирования
производной от Object Pascal, впервые реализованный в среде разработки Delphi.
В ходе работы было создано и
реализовано приложение «Книга Снов» в среде Delphi. В результате выполнения
курсовой работы, я убедилась в широких возможностях языка программирования
Object Pascal и среды проектирования Delphi 7.
Список литературы
1. Культин
Н.Б. «Основы программирования в Delphi 7».: Издательство BHV - СПБ. 2010г. -
480 с.
2. Архангельский
А.Я. «Приемы программирования в Delphi».: Издательство «Бином-Пресс» 2009г.
-944 стр.
. Зуев
Е.А. Программирование на языке Turbo Pascal 6. 0,7.0. - М.: Радио и связь,
Веста, 2008
. Крылова
Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Учебник для вузов. М.:
Юнити-Дана. 1999 г.
. Кознов
Д.В Языки визуального моделирования: проектирование и визуализация программного
обеспечения. Учебное пособие СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004, 143 с
. Якобсон
А., Буч Г., Рамбо Дж Унифицированный процесс разработки програм СПб.: Питер,
2002, 492 с.
. Разработка
программных проектов. На основе Rational Unified Process (RUP): Гари Поллис,
Лиз Огастин, Крис Лоу, Джас Мадхар - Москва, Бином-Пресс, 2009 г.- 256 с.
. Фаулер
М., Скотт К UML. Основы СПб.: Символ, 2006, 184 с.
. Гамма
Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж Приемы объектно-ориентированного
проектирования Изд-во Питер, 2005, 368 с
10. <http://jcp.org/aboutJava/communityprocess/final/jsr220/index.html>
. <http://ru.sun.com/java/j2ee/index.html>