Правовое обеспечение системы государственного управления и контроля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое обеспечение системы государственного управления и контроля

Министерство образования и науки РФ

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра «Политология»







СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

по курсу «Правоведение»

на тему

«Правовое обеспечение системы государственного управления и контроля»

Выполнил:

студент группы Э-160

Новоженина Е.М.

Проверил:

ассистент кафедры

Герусова М.В.



Волгоград 2012

Содержание

Введение

. Сущность понятия государственного управления и контроля

. Система и структура органов государственной власти

. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие правового обеспечения имеет множество трактовок, и одно из них определяет данную категорию как совокупность нормативно-правовых актов, функционирующих на разных уровнях власти и регулирующих деятельность, связанную с государственным управлением и контролем.

Государственное управление представляет собой особую сферу правоотношений, возникающих по поводу осуществления государственной деятельности и управления делами общества и страны. Органы государственного управления - это определенные учреждения, которые уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

Для оптимального функционирования данной системы необходимо иметь обширную правовую базу, элементами которой являются нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это основной документ любого уполномоченного государственного органа, содержащий юридические нормы.

В своей работе я постараюсь освятить основные положения системы управления и контроля РФ, рассмотреть виды органов власти и их базовые документы, а также сделать выводы о роли нормативно-правовых документов в развитии государственной системы управления.

1. Сущность понятия государственного управления и контроля

государственный контроль власть нормативный

Термин «управление» появился от латинского слова «администрация», буквально означающего деятельность по руководству чем-либо. Различают множество видов управления, в зависимости от сфер жизнедеятельности, структуры общественных отношений, объектов и способов управления и т.д.

Государственное управление выделяется среди остальных видов, причем не только из-за субъекта управления, но также по 3 существенным свойствам.

Прежде всего, как уже сказано, огромную роль играет субъект - государство - оно уникально в своем роде, следовательно, поэтому интересно. Таким образом, первым свойством является наличие централизованной государственной власти.

Вторым свойством государственного управления является его способность охватывать все сферы общества, выходя даже за его пределы, оказывая влияние тем самым на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Распространение влияния происходит посредством установления общих правил во всех сферах жизни общества и их соблюдения.

Последним свойством государственного управления является наличие системности. В отличие от других видов управления государственное без этого свойства просто невозможно представить. Именно наличие этого свойства придает государственному управлению необходимую согласованность, рациональность и эффективность.

Исходя из выше сказанного, государственное управление можно выразить как организующее и регулирующее воздействие государства на жизнедеятельность общества с целью его улучшения и модернизации.

Специфика государственного управления весьма интересна, так как государство является одновременно и объектом, и субъектом управляющего воздействия.

Правовые отношения государственного управления - это общественные отношения, возникающие по поводу управления делами государства и общества и урегулированные юридическими нормами. Участники таких отношений являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей во взаимодействии и взаимоотношениях по решению вопросов общественной жизнедеятельности посредством государственной власти.

Государственный контроль - особый способ осуществления государственной власти, обеспечивающий соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства, нижестоящими органами и должностными лицами.

Основные положения понятия государственного контроля:

°наблюдение за функционированием подконтрольного объекта;

°принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

°нейтрализация причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их и устранение;

°применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

°организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

Государственный контроль может делиться на общий и специальный. Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольного объекта, а специальный в свою очередь следит за каким-то конкретным направлением деятельности.

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль бывает предварительным, текущим, последующим. Также возможен контроль систематический и периодический.

Исходя из предусмотренного Конституцией РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви различаются следующие виды государственного контроля: президентский контроль; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль. Соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, иначе это бы противоречило принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти законодательно распределены по каждому виду государственного контроля.

Особым видом контроля является контроль Президента РФ. Его основные полномочия заключаются в следующем:

°назначение на должность Председателя Правительства РФ;

°право на приостановление постановления и распоряжения Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ при необходимости;

°назначение на должность высшее командование Вооруженными Силами РФ и т.д.

Опосредованный президентский контроль - вид президентского контроля, при котором функции от лица президента осуществляют Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и др.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Федеральное Собрание РФ, Счетная палата РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

Виды полномочий Федерального Собрания РФ:

°отрешение Президента РФ от должности;

°назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

°назначение на должность Уполномоченного по правам человека;

°право на объявление амнистии;

°выражении недоверия Правительству РФ и др.

Основные Задачи Счетной палаты РФ:

°определение эффективности использования федеральной собственности;

°экономическая экспертиза проектов федеральных законов органов государственной власти;

°регулярное представление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и т.д.

Судебный контроль осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут создаваться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - это гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти.

. Система и структура органов государственной власти

Под термином «структура» понимается строение, внутреннее устройство какого-либо органа, выступающее как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура органов делится на строение элементов и систему отношений между ними.

Существует множество критериев группировки способов структуризации. Среди них различают структуры простые и сложные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, централизованные и нецентрализованные. Можно сказать, что структура федеральных органов исполнительной власти РФ является как отраслевой, так и функциональной.

Государственные органы образуют определенную систему, обладающую характерными признаками. Система органов государства обладает, прежде всего, единством, которое предполагает единство интересов народа и единство общей цели - обеспечить благополучие и процветание страны. Органы государства также представляют собой и организационное единство, так как одни органы руководят деятельностью других. Кроме того, все государственные учреждения действуют на основе законов.

Единство системы государственных органов предполагает ее разделение на несколько видов государственных органов. Данная структура органов устанавливается в зависимости от формы государственного устройства, а также в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты предполагают наличие целостной системы федеральных органов исполнительной власти. Высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обеспечивает контроль над исполнением Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства. Понятие Президента РФ строго не определено, так как если одни относят его к исполнительной власти, то другие считают «особым субъектом РФ». Таким образом, система органов исполнительной власти предстает следующим образом:

°Президент Российской Федерации и его аппарат;

°федеральные органы исполнительной власти;

°представители Президента РФ в федеральных округах;

°главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

°органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Организация структуры является весьма важной частью государственного управления, так как от нее зависит специализация управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными органами. При рационально созданной структуре возможно более квалифицированно и согласованно работать и решать задачи с меньшими затратами времени и сил.

Система и структура органов исполнительной власти до сих пор еще окончательно не сформировалась. Ей необходимо постоянное усовершенствование и поиск новых форм для регулирования федеральных министерств и ведомств в регионах.

3. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля

Правовое обеспечение - это различные законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы, являющиеся основой для функционирования органов управления.

В нашем государстве единственным ресурсом права является нормативно-правовой акт (НПА). Иерархическая система нормативно-правовых актов может быть представлена следующим образом:

°Конституция;

°федеральные законы;

°указы Президента;

°постановления Правительства;

°нормативные акты министерств и ведомств;

°правовые акты субъектов федерации

Итак, Конституция - это основной закон России. Ее верховенство и беспрекословность выполнения определяется по следующим принципам:

) принята в результате всенародного референдума;

) устанавливает базовые нормы общественного и государственного строя;

изменяется и применяется посредством усложненной процедуры правотворчества.

Она содержит в себе 137 статей - нормы, относящиеся к различным отраслям права. Так для данной главы работы подходят нормы закона, определяющие полномочия высших законодательных органов власти по изданию нормативно-правовых актов (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108).

Вторым видом НПА являются федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, а после передаются для одобрения Советом Федерации. Закон считается принятым, если за него проголосовали больше половины всех членов верхней палаты, либо в том случае если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Существует особая группа федеральных законов - это конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются специальным методом принятия. Для принятия данного вида законов необходимо иметь три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов от всех членов ГосДумы. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу эти законы одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации имеют право на осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов, причем таких, которые не могут противоречить федеральным законам. В этом и проявляется принцип единства правового режима на территории государства.

Следующим видом являются указы Президента РФ. Так как, Президент - глава государства, следовательно, издаваемые им нормативно-правовые акты также обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, однако стоят после Конституции и федеральных законов. В качестве объектов регулирования выступают направления внутренней и внешней политики. Если вдруг указ Президента противоречит Конституции и федеральным законам, то на основании заключения Конституционного Суда он утрачивает силу. Указы Президента достаточно быстро принимаются и вступают в силу относительно федеральных законов.

Постановления Правительства. В силу того, что Правительство осуществляет исполнительную власть в стране, то оно принимает постановления и издает распоряжения. Особенностью нормативно-правовых актов Правительства является то, что они могут быть приняты только на основании законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и иных ведомств могут издавать приказы, постановления, положения, письма, уставы, содержащие нормы права, в случаях, предусмотренных законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства. Они издаются для осуществления функций государственного управления в различных сферах общественной жизни. Для издания любого подведомственного акта требуется специальное указание вышестоящих органов, однако зачастую этого не требуется.

Постановления министерств и иных органов исполнительной власти, которые связаны с правами и законными интересами граждан подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в течение десяти дней после регистрации. Также, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ.

Правовые акты государственной власти субъектов Федерации распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Общим признаком всех подзаконных актов России является то, что они, служат источником закона, т. е. их выполнение тем самым укрепляет режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации.

Кроме того, общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай.

Нормативный договор - способ определения юридических прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Он играет большую роль в международных отношениях. Однако он также важен в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора являются совместно установленные юридические права и обязанности. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу.

Обычай - это юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычай как первоначальный способ создания правовых норм. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, до сих пор продолжается процесс создания новых обычаев.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - устный источник права, характеризующийся беспорядочностью, множественностью и разнообразием.

Существуют обычаи делового оборота, в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не прописанные в основных законах РФ. В настоящий момент сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, однако дальнейшее развитие рыночных отношений потребует детального регулирования сложившихся обычаев.

Заключение

Правовым обеспечением государственного управления является упорядочение и развитие всех сторон общественной жизнедеятельности, посредством нормотворческой и нормоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов в сфере управления государственными делами. Контроль - необходимое условие сильной власти, важнейший механизм повышения эффективности и результативности государственного управления во всех звеньях и на всех уровнях. Сегодня, когда был избран новый президент Российской Федерации, вопрос о реформировании системы государственного контроля стоит особо остро.

Как оказалось, содержанием такого обеспечения становятся не столько технологии практического осуществления управленческой деятельности, но и технологии разработки, принятия и реализации государственных решений, механизмы обеспечения эффективности государственного управления. Главный смысл правового обеспечения государственного управления заключается в удовлетворении индивидуальных, национальных и общечеловеческих интересов. Для того, чтобы этого достигнуть, необходимо иметь централизующую деятельность органов государственной власти, комплекс приемов, способов и средств формирования управленческих действий на государственно-правовые институты и элементы.

Все эти явления образуют структуру правового обеспечения государственного управления, находя при этом юридическое отражение и закрепление в правовых формах.

Список литературы

1.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Kvpc лекций//М.: Юрид. лит., 1997. - 400 с.

.Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Административное право, 3-е изд., пересмотр. // М.: Норма, 2008. - 816с.

.Лапина М.А. Административное право, М.: Консультант Плюс, 2009. - 149 с

.Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. . 5-е изд., перераб. // М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.

.Четвериков B.C.. Административное право, Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 512 с.

.lib.rus.ec

.ru.wikipedia.org

8.ponyatie-prava.ru

9.bugabooks.com <http://bugabooks.com/book/43-gosudarstvennoe-upravlenie/8--1-sushhnost-predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennogo-upravleniya.html>

.dic.academic.ru

.lawtoday.ru

Похожие работы на - Правовое обеспечение системы государственного управления и контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!