Становление профессионального сознания студентов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,85 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление профессионального сознания студентов

1. Проблема профессионального становления студентов

.1 Понятие о профессиональном самоопределении личности

Личность - сложная целостная структура, включающая в себя устойчивые психологические характеристики, которые формируются под воздействием социальных факторов. Одной из главных составляющих является направленность личности. Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.). В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами.

Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

. Отношение человека к самому себе - его самосознание.

Самосознание имеет свою структуру - систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

. Отношение к труду и другим видам деятельности.

. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда.

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

идеал - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

больше заняты собой и своими чувствами, проблемами.

делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях.

пытаются навязать свою волю группе.

окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с направленностью на взаимные действия:

избегают прямого решения проблемы.

уступают давлению группы.

не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить.

не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с деловой направленностью:

помогают отдельным членам группы выражать свои мысли.

поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели.

легко и доступно излагают свои мысли и соображения.

берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи.

не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

1.2 Психологические свойства личности в студенческом возрасте

Студенчество - отдельная возрастная категория.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

Социально-психологические особенности студенческого возраста.

В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии…». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества.

Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь». Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

) Психологические новообразования студенческого возраста.

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

1.3 Взаимосвязь профессионального самоопределения с психологическими свойствами личности

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности.

При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств (ПЗК) данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации.

Весь этот комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности.

Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.

Чем раньше выявлена склонность человека к определенной профессиональной деятельности, тем легче ему сориентироваться в выборе профессии. Признаком склонности к определенной профессиональной деятельности являются интересы человека, в которых проявляется его познавательная потребность и направленность на определенную деятельность. Выявление интересов человека способствует профессиональному определению личности.

Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста.

Психологи рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания - факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А. Решетова и В.Д. Шадриков в своих исследованиях подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной характеристикой процесса профессионализации. Такой характеристикой являются структуры профессионального сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрировано и системно.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей» [11, с. 3]. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Зиброва С.В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой стороны.

В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры сознания для профессионального становления связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов. Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности - той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели - результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей. Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н. Леонтьева, «неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению» [1 с. 32] есть проявление дезинтеграции сознания.

Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий. Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии.

Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.

2. Эмпирические исследования профессионального становления студентов - будущих психологов

.1 Цель, задачи и организация эмпирического исследования

Цель исследования выявить факторы профессионального самоопределения студентов.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что содержание профессионального самоопределения педагога психолога на этапе обучения в вузе зависит от ценностных ориентаций, профессиональной направленности студентов, формы обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены задачи:

Проанализировать имеющиеся теоретические источники по данной проблеме.

Изучить основные направления в формировании профессионального самоопределения.

Выявить профессиональное самоопределение у студентов ЗФО и ОФО.

Провести сравнительный анализ профессионального самоопределения студентов ОФО и ЗФО ПсковГУ.Российской педагогической энциклопедии «профессиональное самоопределение молодежи» обозначено как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ саморегуляции через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Употребление термина «самоопределение» обусловлено различными подходами к проблеме с точки зрения психологии, социологии, философии, педагогики.

Самоопределение - есть стремление определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, национальные, и личностные интересы.

Вследствие сложности феномена профессионального самоопределения, в литературе нет однозначного определения данного понятия. Понятие профессионального самоопределения глубоко анализировалось в социально - психологической науке.

В зависимости от того, в каком дисциплинарном подходе термин «самоопределение» употребляется, он приобретает различное содержательное наполнение. При этом следует отметить, что эти процессы обуславливают сложные, многоплановые проблемы, в числе которых можно назвать самоопределение.

Изучение феномена самоопределения позволило выявить его многогранность как объекта науки и неоднозначные подходы в его толковании.

Исследователи в области философии А.Н. Зенина, А.Б. Орлова, А.С. Фоменко и др. под самоопределением понимают определение себя как существа, обладающего сознанием и волей, осознание самого себя как субъекта поведенческих проявлений.

Социологический аспект самоопределения рассмотрен в работах В.И. Журавлёва, М.Н. Руткевича, М.Х. Титмы и др., определяющих данное явление как многоступенчатый процесс по решению серии задач, которые ставит перед собой личность.

В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения.

Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и многих других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном.

Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)»

В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий».

По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему».

Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом.

На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением.

По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессию. Эта идея поддерживается исследованиями Л.М. Митиной: «…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности».

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время.

Данные конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности - потребности в жизненном самоопределении, следовательно, и в профессиональном.

Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориентаций молодежи, Е.И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса профессионального самоопределения.

М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

. наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:

сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация),

самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

. наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте,

собственно планирование, характеризующееся прежде всего позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени.

Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

Как утверждает И.С. Кон, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности» [2; 191].

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова отмечают, что «выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития».

До того, как человек не проверит свои возможности в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно.

Маргиналу соответствует позиция внутренней непричастности к сообществу своей профессии, а его система ценностей не ориентирована на достижение профессиональных целей.

О профессиональной идентичности можно говорить, «если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала как исполнителя».

К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.

Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

П.Г. Щедровицкий пишет: «…неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя».

Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит.

Но нельзя ориентироваться и на однозначные «пределы» и «пространства», иначе исчезнет сам смысл слова «самоопределение». При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. Та же мысль прослеживается в работах Е.А. Климова, который понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда».

Применительно к профессиональному самоопределению, опираясь на существующие в психологии точки зрения, объясняющие сущность данного феномена, представляется возможным выделить самоопределение первичное, предполагающее выбор конкретной профессии молодыми людьми, и са¬моопределение последующее (точнее, серия последующих самоопределений).

На наш взгляд, изучение научных работы в этой области позволяет отметить тенденцию расширения в трактовке самоопределения от понимания его как первичного выбора профессии к пониманию сущности профессионального самоопределения как выбору себя в профессии, как необходимого и важного аспекта всего процесса профессионализации личности (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков и др.).

С позиций нашего исследования перечисленные категории образуют ядро профессионального самоопределения, безусловно, влияющее на становление компетентного специалиста, которые в дальнейшем в нашем исследовании будут рассматриваться.

Связь профессионального самоопределения с ценностными ориентациями

В профессиональной деятельности, ценностные ориентации, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.

Направленность личности выделяется ими в качестве ведущей характеристики и определяется у разных авторов по-разному: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив». Проблема субъективных отношений, их онтологии и гносеологии впервые была поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским. Особо Лазурский выделил отношение личности к профессии, к труду вообще, к собственности, к другим людям и к обществу. В.М. Мясищев, развивая идеи Лазурского, разработал психологическую концепцию отношений личности, дающую теоретическую трактовку их форм и видов.

Изучению мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности и ее профессиональной направленности посвящены работы В.Д. Шадрикова.

Профессиональная направленность - по¬нимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией.

Исследование профессионального самоопределения студентов, обучающие на факультете педагогики и психологии ПсковГУ.

2.2 Анализ результатов психологического исследования

Исследование профессионального самоопределения был проведено на базе факультета педагогики и психологии Псковского Государственного университета на ОФО и ЗФО форм обучения.

Общий объем выборки составил 67 человек, ОФО - 45 человек, ЗФО - 22 человека.

Возрастной состав испытуемых от 17 до 40 лет.

ОФО - от 17-22 лет.

ЗФО - от 24 - 35 лет.

Форма проведенного исследования - групповая.

Общее время исследования составило не более 2 часов в каждой группе.

Обработка полученных данных по представленным методикам проводилась в три этапа.

Первый этап - статистический, заключался в сборе статистических показателей по всем предложенным методикам и сведение их воедино в сводную электронную таблицу с использованием табличного процессора «Microsoft Office Excel 2003». Второй этап - разработка программы автоматизированного вывода обобщенных статистических показателей. Третий этап - описательный, заключался в окончательном анализе и интерпретации результатов исследования.

Анкета «Изучение профессионально-личностного самоопределения».

методика М. Рокича «Ценностные ориентации»

Уровень ситуативной тревожности, мы выявили с помощью методики «Шкалы реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина.

Чтобы проанализировать уровень профессиональной направленности, нами был использован тест-опросник УПН.

По данному исследованию можно сделать следующие выводы:

Описание методов и эмпирических методик исследования» посвящена описанию процедуры проведения эмпирической части исследования факторов влияющих на профессионального самоопределения студентов ОФО и ЗФО.

Проверена гипотеза о том, что структура ценностно - мотивационной направленности составляющей профессионального самоопределения студентов включает постоянные компоненты и подвижные, изменяющиеся под влиянием таких факторов, как этап обучения в вузе и профессиональная направленность. Последовательный количественный и качественный анализ полученных данных привел к следующим выводу:

ценностно-мотивационная направленность составляющая на этапе обучения в вузе состоит из постоянных и подвижных компонентов. К первым, не зависящим от формы обучения, относятся наиболее и наименее важные терминальные и инструментальные ценности. Ко вторым - терминальные ценности, связанные с профессиональной самореализацией личности и особенности структуры инструментальных ценностей;

Анализ результатов позволил выделить три типа профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе: деятельностно - ориентированный и личностно - ориентированный.

В группу наиболее важных вошли терминальные ценности «Здоровье» и «Любовь» и инструментальные - «Воспитанность» и «Образованность». В группу наименее значимых - «Счастье других», «Красота природы и искусства» и, соответственно, «Непримиримость к недостаткам». «Высокие запросы» и «Рационализм».

Таким образом, профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе, как качественная характеристика этого процесса, определяет тип профессионального самоопределения студентов и влияет на его эффективность через изменение планировочной составляющей. Выполняя смыслообразующую функцию профессионального самоопределения, она придает смысл выполняемой деятельности, выделяет ее ценности - цели и обеспечивает ценности-средства для достижения обозначенных целей.

В период профессионального обучения постоянно повышается уровень информированности студентов о будущей профессии, идет становление личности профессионала, постепенно происходит переоценка, переосмысление системы ценностей, постоянное сравнение структуры индивидуальных ценностных ориентации с профессионально-значимыми, сопоставляется образ-Я с эталоном профессионала.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают часть гипотезы, о том, что 1) в ходе профессионального самоопределения, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов, меняются интересы, направления в профессиональной деятельности.

Эффективность профессионального самоопределения зависит от взаимодействия объективных (этап обучения, профессиональная направленность), социально-психологических (влияние родителей, друзей, учителей) и субъективных (смысложизненные ориентации и уровень доверия к себе) факторов.

Определен комплекс критериев и показателей эффективности формирования профессионального самоопределения студентов в процессе их обучения: готовность к профессиональному самоопределению, когнитивная, мотивационно - потребностная.

В период обучения на факультете психологии у студентов более адекватно формируются профессиональные представления: создается образ психолога-специалиста, обладающего конкретным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, лучше осознаются трудности профессии, связанные с профессиональной подготовкой, приобретением определенных знаний, умений, навыков.

Заключение

студент профессиональный самоопределение личность

В настоящей курсовой работе нами рассматривалась проблема формирования профессиональной направленности личности студентов вуза. В ходе выполнения данной работы удалось выяснить:

·необходимым условием формирования профессиональной деятельности является обязательное прохождение стадий профессионального становления.

·образ будущей профессии не всегда четко представлен в сознании студента.

·направленность личности играет важную роль в профессиональном становлении и содержит в себе различные характеристики (ценности, установки и т.д.).

В результате теоретического и эмпирического анализа было обнаружено, что профессиональная направленность студентов специальности Психология и педагогика совпадает с выбранной профессией. Это свидетельствует о том, что гипотеза о формировании образа будущей профессиональной деятельности студента посредством профессиональной направленности личности подтверждается.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2010.

. Барабанова В.В. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2.-С. 28-42.

. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. Психологический анализ учебной деятельности. - М., 2001. - С. 26-36.

. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика / / Социологические исследования. -2012. - №12. - С. 56-63.

. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С. 43 - 52.

. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2010.-С. 23-56.

. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2008. - 144 с.

. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи. // Социологические исследования. - 2008. - №8. - 47-55 с.

. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2006. - 512 с.

. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - С. 255.

. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч. - попул. - М.: Высш. шк., 2010. - 304 с.

. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. - М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 2003. - 212 с.

. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 256 с.

. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер, с англ. - СПб., 2010.

. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008. - 85 с.

. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме. // Психологический журнал. - 2001. - №6.-С. 23-28.

Похожие работы на - Становление профессионального сознания студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!