Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.
Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.
В течение 201-2012 учебного года было проведено 11 заседаний Совета, рассмотрено 40 персональных дел и представлений на учащихся школы и родителей учащихся.
На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории поселка, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПП служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.
Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в городе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.
Социально - психолого - педагогическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:
этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.
этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.
этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.
этап. Подведение итогов работы с семьей.
этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.
Сотрудничество психолога с педагогами младших средних и старших классов обеспечивает преемственность и тем самым непрерывное психологическое сопровождение учащихся с 1-го по 11-ый классы.
В школе ведется разнообразная психологическая и научная работа:
регулярно проводимая диагностика психических процессов и личностных особенностей учащихся 1-ых-11-ых классов позволяет отслеживать динамику их развития;
по результатам диагностики формируются группы развития среди учащихся, с которыми проводятся регулярные специально подобранные занятия;
проводятся комплексная индивидуальная работа с детьми, вызывающими наибольшее беспокойство со стороны родителей, педагогов, психологов.
проводится большая профориентационная работа с учащимися средних и старших классов, включающая в себя диагностику, консультации и соответствующие тренинги;
разнообразные тренинги и ролевые игры, способствующие личностному росту учащихся.
консультирование всех участников образовательного процесса;
лекции, семинары и тренинги для родителей и учителей;
написание научных статей и методических пособий;
участие в районных и городских конференциях;
организация и проведение практики студентов БГПУ им. Акмуллы в рамках соответствующего договора о сотрудничестве.
Отличительной особенностью работы именно нашей службы является сотрудничество с БГПУ им. Акмуллы кафедры психологии и это взаимовыгодный процесс. С одной стороны практика позволяет будущим психологам получить непосредственный опыт работы с детьми. В дальнейшем, придя на работу, например, в школу, этот опыт позволит молодому специалисту легче и эффективнее начать свою профессиональную деятельность. С другой стороны, с помощью студентов есть возможность провести психологическую работу практически с каждым учащимся школы, что невозможно сделать усилиями даже трех психологов. Важно заметить, что к практике в школе допускаются только студенты, прошедшие специальное обучение, в котором принимают непосредственное участие психологи школы. Сама же практика проходит при руководстве и под наблюдением сотрудников психологической службы.
Также, сотрудничество с БГПУ им. Акмуллы кафедры психологии позволяет повышать свой профессиональный уровень через: консультации с ведущими специалистами в области психологии, участие в конференциях, семинарах-практикумах, мастер-классах, наличие профессиональной, научной среды, что очень важно для психолога-практика. Непосредственное сотрудничество с городским центром психолого - медико - социального сопровождения «Индиго» г. Уфы и БГПУ им. Акмуллы осуществляет научное, методическое и практическое руководство.
Особенности консультативного направления в деятельности педагога-психолога
Под психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.
Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости и дискомфорта.
За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находиться в состоянии душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.
Профессиональная позиция психолога - консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним, независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.
Цели и задачи психологического консультирования
Цели:
. Оказание оперативной помощи клиенту в решении, возникших у него проблем (например, любые проблемы во взаимоотношениях, которые чреваты серьезными неблагоприятными последствиями).
. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны. Без непосредственного и постоянного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там. Где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходимы лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.
. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном или постоянном психотерапевтическом воздействии, тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующий дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. (Например состояние депрессии).
. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Как бы получает от психолога необходимую профессиональную и моральную поддержку, которая придает ему уверенность в себе.
. Оказание помощи клиенту в том случае, когда нет никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психо-коррекционной или психотерапевтической помощи.
. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними. В дополнении к ним с расчетом на то, то не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.
. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-нибудь, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную помощь.
Основные задачи:
. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. Внимательно выслушав клиента, понаблюдав за ним некоторое время, психолог - консультант приходит к определенному выводу относительно того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда, его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним.
. Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента). Проводя такое информирование, психолог - консультант не только аргументировано объясняет клиент, в чем состоит его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.
. Изучение психологом - консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог получает возможность объяснить клиенту, максимально учитывая при этом индивидуальность клиента.
. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. Рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.
. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. Задачи психолога - консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций.
. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникнуть повторно, и однократное их решение, не всегда является полной гарантией того, что они еще раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повторное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог - консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем.
. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление некоторых возможно самим клиентом буз специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента). Для того, чтобы клиент был в состоянии самостоятельно решить психопрофилактическую задачу, а также для того, чтобы он был в состоянии оказать самому себе нужную помощь, консультант -психолог иногда добровольно берет на себя профессионально необязательную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания.
Виды психологического консультирования
. Интимно-личностное психологическое консультирование.
. Семейное консультирование.
. Психолого-педагогическое консультирование.
. Деловое консультирование.
Качества, которыми должен обладать психолог - консультант
. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир человека - клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать с его собственных позиций, воспринимать его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмфатическую реакцию и тем самым, делая его открытым для себя.
. выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимике, пантомимики.
. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравиться.
. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
. Готовность и стремление консультанта не столько избавит клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. (Мей Р. Искусство психологического консультирования. - с. 98)
. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Таблица1
Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала психологического консультирования
№ п/пФ.И.О клиентаДата ПроведенияВремя проведенияФ.И.О. Психолога-консультантаПримечание123456
Таблица 2
№ п/пФ.И.О. клиентаПолВозр.Причина обращ-яКто и когда проводилЗаключение психологаРекоменд. клиентуВып-е рек-цийРез-т вып-ия
Основные этапы психологического консультирования
. Подготовительный этап.
На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся в нем, регистрационном журнале, а так же по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляют обычно от 20-30 минут.
. Настроечный этап.
На этом этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивает на совместную работу. Клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант - на внимательное, эмпатическое слушание клиента. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 - 7 минут.
. Диагностический этап.
На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь 0, а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не предоставляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 3 до 6-8 часов.
. Рекомендательный этап.
Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 минут до 1 часа.
. Контрольный этап.
На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, когда и где психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если возникает необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем, работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 минут. Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 часов.
План составления развивающей программы
Цель программы: повышение компетентности в сфере общения у школьников 10 класса.
Задачи:
. Развитие способностей к невербальному общению;
. Развитие общения на эмоциональном уровне;
. Отработка навыков взаимодействия;
. Формирование адекватного восприятия себя и других в ситуации общения;
. Развитие социальной активности.
Состав группы: подростки 15-16 лет, в количестве 20 человек.
Формы и режим занятий: Групповые. Частота встреч - 2 раза в неделю, длительность одного урока-45 минут (всего 5 уроков).
Структура занятия:
. Вступительное слово психолога.
. Игры на «разогрев группы».
. Основная часть.
. Релаксация.
.Ритуал прощания.
Методы и приемы: ролевые игры, групповая дискуссия, невербальные упражнения, релаксация.
КОМПЛЕКС УРОКОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
УРОК № 1
ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ».
Цель урока: Познакомить старшеклассников в доступной форме с интереснейшей наукой - психологии.
Задачи: 1. Раскрытие понятия «психология».
. Составление целостного представления о науке психология, о ее видах.
Дата проведения: 18 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока:
Наука давно изучает человека: антропология - его происхождение и эволюцию, физиология - функции организма, экология - влияние на человека окружающей среды, психология - поведение и сознание. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания и чувства наших родных и близких, знакомых и незнакомых людей. Человек - это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на земле. До сих пор познание законов, управляющих психической жизнью, остается одной из увлекательных задач. Трудность выделения психологии как науки состояло в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух половинках человека: души и тела. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется « или «душа болит». Именно это вторая половинка - душа - и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века - психологами.
Чтобы прояснить происхождение слова «психология», необходимо обратиться к греческой мифологии. Эрот - сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал ее своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла пройти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание вновь встретиться с Эротом так велико, что силы природы приходят ей на помощь. Психея выполняет все требования Афродиты. Эрот умоляет Зевса - верховное божество греков - помочь, и Зевс дарует Психее бессмертие, соединяет влюбленных. Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущий свой идеал.
В настоящее время психология занимается совсем другими проблемами и прежде всего ее интересуют явления психической жизни человека. Например, учитель задает выучить что-нибудь наизусть. И как происходит процесс запоминания? Ведь у нас нет внутри магнитофона или другого записывающего устройства. Вот этот процесс запоминания и изучает психология. Поэтому психологов интересуют законы по которым протекают психические процессы. Каждый из вас знает, что если родители не в настроении, то к ним лучше не подходить, и наоборот, если мама сегодня веселая у нее можно выпросить, что угодно. Те знания, которые мы приобретаем в течение жизни, называют «донаучными» или «житейскими». В этом смысле каждый человек имеет определенный запас психологических знаний. Научная психология в отличие от житейской изучает психологические процессы. Но нельзя сказать, что она до конца познала человека, некоторые процессы наука пока не может объяснить, такие процессы называются психическими феноменами. Большой интерес вызывают феномены, связанные с необычными способностями людей, обладающих возможностями или знаниями, которые невозможно объяснить естественным путем. Например, могут читать мысли другого человека или могут знать что случилось где-то далеко или очень давно.
Как мы видим, круг явлений, изучаемых психологией, огромен. Одни явления хорошо изучены, другие лишь зафиксированы. На развитие психологии оказывают большое влияние потребности общества, которые определяют наиболее нуждающиеся в ней области практики. В зависимости от вида деятельности, где используются психологические знания, обычно выделяют следующие отрасли: спортивная, военная, медицинская, юридическая и др.
Психология спорта - направлена на обеспечение успешного выступления спортсменов, предотвращение психической усталости, проведение занятий по психорегуляции.
Военная психология - исследует поведение человека в в условиях боевых действий, причины возникновения паники, психологические стороны взаимоотношений командира и подчиненных, разрабатываются методы психологического воздействия на противника и т.д.
Медицинская психология - изучает психическое состояние больных людей, находящихся на лечение, готовящихся к операции, ставших калеками в результате несчастных случаев, аварии и т.д. Кроме того, она занимается вопросами врачебной этики, исследует воздействие лекарственных веществ на психику больных, отклонение поведения от нормы людей в результате длительного занятия одной и той же деятельностью.
Юридическая психология - рассматривает психологические проблемы, связанные с реализацией системы правовых отношений, изучает психологию поведение преступника, психические особенности жертв преступлений, психологические закономерности ведения допроса, вопросы эффективности исправительной системы, улучшения взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными и их семьями. Следует отметить также психологию педагогическую, авиационную, космическую, психологию торговли, бизнеса, рекламы, научного и художественного творчества и много других отраслей.
Анализ урока:
Урок прошел ровно, без эмоционального напряжения. Этот урок сыграл роль первой ступеньки в мир психологии. Ребята проявили интерес к этой науке, задавали вопросы, особенно к психологии юридической и медицинской. Стало известно, что в классе есть ребята, которые хотят стать юристами, военными и медиками, что дало возможность психологу в конце урока ориентировать участников на необходимость получения знаний, формирований и навыков, связанных с пониманием себя, своих возможностей, понимания себя в выбранной профессии, с пониманием других людей (главное условие личностного роста). Психологу необходимо фиксировать время работы и созданию условий для изучения и обсуждения участниками интересующих вопросов, связанных с выбором профессии.
УРОК № 2
ТЕМА: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?»
Цель: Цель: установление контакта со старшеклассниками, создание положительной мотивации к изучаемому курсу.
обучение навыкам общения.
поддержание благоприятного (положительного) психоэмоционального фона.
Дата проведения: 20 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока:
. Знакомство. Возможные варианты:
. Традиционное знакомство.
1.Психолог просит всех закрыть глаза, подходит и касается каждого, задавая вопросы, направленные на осознание своего внутреннего состояния:
- Как себя чувствуете?
О чем сейчас думаете?
Какого цвета ваше настроение?
С каким явлением природы можете сравнить себя?
С каким животным можно сравнить ваше теперешнее состояние?
С какой птицей?
. Представляться по имени и называть свойство характера, начинающееся на первую букву (например, Ольга - организованная) или сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Татьяна - низкий земной поклон).
Оригинальное необычное знакомство позволяет создать оптимальные условия для доверительного общения со старшеклассниками и получить определенные сведения о классе.
. Обсуждение и принятие правил поведения на уроках психологии.
Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат.
Для того, чтобы уроки проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала можно предложить ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Их следует обязательно обсудить и внести, если потребуется, необходимые коррективы. Голосованием принимается каждый пункт правил. Особо следует подчеркнуть, что эти правила в равной степени относятся и к ведущему - психологу и к учащимся.
Правила поведения на занятиях:
1.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.
2.Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
.Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
.Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
.Слушать говорящего, не перебивать.
.Право на личное мнение есть у каждого.
.Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
На закрепление четвертого правила уместно проведение игры «Сплетня»
. Декларация прав и обязанностей. Этот этап можно проводить в двух вариантах.
. В классе работает «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации о правах старшеклассников. В театрализованной форме проводится принятие правил, предложенных каждой из групп разработчиков, которые отстаивают свои предложения. Предложения фиксируются на доске.
. Психолог дает под запись перечень личных прав, разработанных К.Д. Заслофф.
Вы имеете право:
иногда ставить себя на первое место;
просить о помощи и эмоциональной поддержке;
протестовать против несправедливого обращения или критики;
на свое собственное мнение и убеждения;
совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
предоставлять людям право решать свои собственные проблемы;
говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
на свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;
менять свои решения или избирать другой образ действий;
добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
быть безупречным на 100%;
следовать за толпой;
любить людей, приносящих вам вред;
делать приятное неприятным людям;
извиняться за то, что были самим собой;
выбиваться из сил ради других;
чувствовать себя виноватым за свои желания;
мириться с неприятной ситуацией;
жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
делать больше, чем позволяет время;
делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
выполнять неразумные требования;
отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
отказываться от своего «я» ради кого бы то ни было или чего бы то ни было.
Эти права отличаются от юридических. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у каждого. Учитесь уважать права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
. Анкета. Учащимся предлагается ответить письменно и анонимно на следующие вопросы:
.Что я знаю о себе?
. Что я хочу узнать о себе?
. Что приятного и неприятного было в моей жизни за последнее время?
Данные этого задания используются психологом для достижения содержательности последующих занятий.
. Итог занятия. Тест «Довольны ли вы собой?» (приложение 1).
Анализ урока.
Данный урок прошел оживленно. Многие участники признались в том, что не умели до этого правильно и грамотно знакомиться. Упражнения выполнялись вначале очень сжато, но потом, благодаря правильным действиям были продолжены более непринужденно, в благоприятной обстановке. Тест «довольны ли вы собой» участники выполняли самостоятельно и многие вопросы вызывали затруднения.
Урок № 3.
Тема: «Личность».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.
Дата проведения: 25 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока:
. Личность и ее формирование. О каждом из нас можно многое сказать, но прежде всего каждый - это личность, т.е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Уже на первом году жизни ребенка ведущим видом деятельности (формирующим психику) является эмоциональное общение со взрослыми и если ребенок по тем или иным причинам лишен этой возможности, то депривация сказывается на уровне психического развития.
Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).
. Уникальность и неповторимость личности. На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.
Упражнение «Индивидуальность личности»
Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Вадим - вежливый активный, добрый интересующийся, мягкий). Эти качества фиксируются либо на доске, либо на листочках. Психолог, опираясь на записи, побуждает учащихся сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам и они проявляются в своеобразии личности.
Упражнение «Я - уникальный».
Психолог передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я как все… и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все…. Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие - то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.
.Познакомься сам с собой.
Упражнение «Письмо себе любимому».
Каждый пишет письмо самому близкому человеку, т.е. самому себе, себе любимому. Любимому потому, что не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время 10 - 15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами выполняли это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Вывод - это упражнение помогает человеку обратить внимание на самого себя, осознать свою любовь.
. Итог урока. Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:
·Что такое личность?
·Личностью рождаются или становятся?
·В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?
Анализ урока
Урок с одной стороны способствует правильной оценки самого себя, оценивать и анализировать свои плюсы и минусы в себе, дает возможность посмотреть на себя как личность, оценить свои индивидуальные качества. Многие участники затруднялись говорить о своих качествах, индивидуальной особенности. Затруднение вызвало упражнение «Письмо себе любимому».
УРОК № 4
ТЕМА: «ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «ценности личности»; показать неповторимость, уникальность личности; научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.
Дата проведения: 1 марта2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока
1.1. Сложные жизненные ситуации. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» - так гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир. Людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно.
. Осмысление ресурсов собственной личности. Знаменитое высказывание Иммануила Канта годы юности - самые трудные годы. Ибо это годы выбора записано на доске. Часть учащихся должна подтвердить, я часть - опровергнуть это высказывание. По итогам дискуссии психолог делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.
. Мини-тест Мои ценности. Под запись в тетради психолог диктует двенадцать пунктов, затем учащиеся ранжируют их по значимости для себя.
Возможные ценности:
1.Наличие хороших и верных друзей.
2.Уверенность в себе.
.Интересная работа.
.Творчество.
.Счастливая семейная жизнь.
.Материально обеспеченная жизнь.
.Здоровье.
.Свобода как независимость в действиях и поступках.
.Любовь.
10. Познание, стремление к новому.
. Активная, деятельная жизнь.
. Красота природы и искусства.
Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микрогруппах.
. Возможности личности.
Упражнение Моя вселенная. На листах формата А4, в центре листа нарисовать солнце и в нем написать букву Я. От центра (солнца) прочертить линии - лучи солнца 18 - 20. Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:
1.Какие способности я у себя нахожу?
2.Какие книги я люблю читать?
.О чем я мечтаю?
.О чем мне приятно вспоминать?
.О чем мне неприятно вспоминать?
.Какой у меня характер?
.Какое настроение у меня бывает чаще всего?
.Что я умею делать лучше всех?
.Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
10. Чем я люблю заниматься больше всего?
. Кем я хочу стать?
. Люблю ли я и умею ли я трудиться?
. Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
. Понимаю ли я юмор, шутки?
. Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
1.Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
18. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что звездная карта каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.
. Наши недостатки. Почти у каждого имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. Если недостатки представить в виде дракона, то можно сделать вывод, что у каждого есть свой дракон, выращенный в домашних условиях. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но это дело безнадежное, так как на месте отрубленной головы вырастает незаметно другая. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.
Для борьбы с драконом почти всем нужны помощники - друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение Телеграмма. Психолог раздает бланки телеграмм с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.
1.6. Итог урока. Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:
·Какое самое ценное ваше качество?
·Что помогает вам решать проблемы?
·Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших ценностей?
Анализ урока.
Данный урок является продолжением предыдущего урока и способствует более глубокому самооанализу и пересмотру своих качеств. Тесты подобраны таким образом, что каждый участник, отвечая на вопросы, вновь пересматривает свои качества и анализирует свои поступки. Урок прошел очень оживленно и участники проявляли большой интерес выполнению заданий и тестов, с участниками происходит как бы осмысление ресурсов собственной личности.
УРОК № 5
ТЕМА: УРОК-ИГРА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «Я И МИР ПРОФЕССИЙ».
Цель урока:
1.Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий.
2.Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
.Помощь в определении своих интересов и способностей.
Задачи:
. Провести игру: Назови профессии или специальности на заданные буквы.
. Провести игру: Самая - самая.
. Изучить житейский метод выбора профессии.
. Провести игру: Угадай профессию.
. Выявить и перечислить профессиональные качества.
. Провести тестирование по ДДО Е.А. Климова.
Дата проведения: 24 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.
Содержание урока:
. Слово учителя.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие- база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
. Игровая разминка.
Игра первая: На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности,начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
КРФПКонтролерРазведчикФрезеровщикПроводникКиноартистРыбакФотографПлотникКрановщикРедакторФигуристПилотКочегарРадиоведущийФармацевтПожарныйКиномеханикРентгенологФтизиатрПолицейскийКосмонавтРадистФокусникПолярникКабельщикРепортерФотомодельПограничникКровельщикФотокорреспондентПечникКаменщикПиротехникКутюрьеПоварКондитерПекарьКондукторПортнойПарашютист
Вторая игра:
"САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
1.Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2.Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
.Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
.Самая волосатая (парикмахер...)
.Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
.Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
.Самая смешная (клоун, пародист...)
.Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
.Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Слово учителя.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более -полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас - житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
1.Востребованность на рынке труда.
2.Доходность.
.Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
.Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
.Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
.