Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

План

Введение

Глава 1.Уголовно - правовая и криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними

.1 Понятие несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству

.2 Характеристика преступлений несовершеннолетних и её значение для повышения эффективности расследования

Глава 2. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними и профилактика их преступности

.1 Основы методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

.2 Особенности тактики отдельных следственных действий

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы.

Преступность несовершеннолетних на протяжении ряда десятилетий является в нашей стране одной из серьезных проблем и представляет собой дестабилизирующий фактор. Несмотря на принимаемые меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, состояние и динамика совершенных ими преступлений дают основание сделать вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в подростковой среде.

В связи с этим особую значимость представляют исследования обеспечения качества предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних, всестороннее изучение в рамках уголовного дела личности несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, других обстоятельств, имеющих важное значение для установления оснований уголовной ответственности таких лиц, принятия к ним адекватных мер воздействия с целью ресоциализации и предупреждения совершения ими новых преступлений.

Вступление России в Совет Европы обязывает нашу страну привести российское законодательство в соответствие с принципами международного гуманитарного права, представленными в универсальных международно-правовых актах, в частности, в Пекинских правилах. Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Так, в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также подчеркивается, что судопроизводство по делам этой категории должно «максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, предупреждению совершения новых преступлений»

Выполнение указанных требований в ходе производства по делам в отношении несовершеннолетних предполагает тщательное исследование обстоятельств совершаемых ими деяний, изучение процессуальными и непроцессуальными способами их личности и использования полученных сведений для оказания воздействия на таких подростков.

Научный интерес к проблемам расследования преступлений несовершеннолетних практически не ослабевает многие годы. Им уделено значительное место в диссертационных и монографических работах современных ученых (Ю.Н. Белозеров, Б.Б. Булатов, Г.Н. Ветрова, В.К. Вуколов, О.Х. Галимов, И.В. Гецманова, Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, JI.JI. Каневский, И.П. Кокурин, А.С. Ландо, Э.Б. Мельникова, Г.М. Миньковский, В.В. Николюк, Г.Е. Омельченко, В Т. Очередин, А.В. Победкин, А.Н. Попов, В.Я. Рыбальская, В.М. Савицкий, Г.П. Саркисянц, В В. Шимановский и др.).

Указанные научные исследования существенно повлияли на становление и развитие организационно-правовых основ, а также теории расследования преступлений несовершеннолетних. Однако ряд положений требует дополнительного теоретического осмысления в связи с тем, что их авторы, оценивая соответствующие исторические условия, объективно не могли охватить проблем, возникших в последние годы. Для выработки соответствующих научно обоснованных рекомендаций по применению уголовно-процессуальных норм, регулирующих расследование преступлений несовершеннолетних, нуждается в изучении в указанной части и практика органов предварительного расследования в условиях действия УПК РФ.

Кроме того, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) законодательная регламентация досудебного производства по делам несовершеннолетних изменилась. Закон содержит новеллы, касающиеся подследственности данных уголовных дел, проведения по ним дознания, производства отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних, применения к ним мер процессуального принуждения, окончания расследования прекращением уголовного дела (уголовного преследования). В ходе применения этих уголовно-процессуальных норм возникли вопросы теоретического, правового и организационно-практического характера, требующие изучения, поиска путей их решения.

Проблемы, охваченные исследованием, находятся на стыке уголовного процесса и ряда других наук - уголовного права, криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, подростковой, социальной и судебной психологии, психиатрии, что предполагает комплексный подход к их решению.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловливается ее недостаточной теоретической разработанностью, практической значимостью для деятельности органов предварительного расследования в части организации работы по предупреждению и борьбе с преступностью несовершеннолетних, а также необходимостью изучения применения уголовно-процессуальных новелл, регламентирующих расследование преступлений несовершеннолетних.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является научное познание правовых и организационных основ (правил) расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних для разработки предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений указанной категории.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач: проанализировать становление и развитие уголовно-процессуального законодательства в части регламентирования досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; изучить содержание и определить сферу действия нормативных актов органов внутренних дел, судебной власти, прокуратуры по вопросам организации расследования преступлений несовершеннолетних; выявить специфику дознания по делам несовершеннолетних и определить направления дальнейшего совершенствования правового регулирования его проведения; исследовать оптимальность правил подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и возможности их рационализации; оценить достаточность гарантий обеспечения конфиденциальности уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и предложить меры по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законов в этой части; рассмотреть особенности применения мер процессуального принуждения к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, производства с их участием процессуальных и следственных действий; подготовить и внести предложения по изменению и дополнению действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего прекращение уголовного преследования несовершеннолетних.

Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Предмет исследования составляют уголовно-процессуальные нормы, положения ведомственных нормативных актов, регулирующих расследование преступлений несовершеннолетних, практика их применения органами предварительного расследования, прокурорами, судьями, адвокатами, проблемные вопросы, связанные с реализацией в досудебном производстве правил расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Методологическую основу исследования составили материалистический метод познания явлений и сущности объективной действительности, фундаментальные положения общей теории права, конституционного, уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, административного и других отраслей права. В работе также широко использовались исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический и конкретно-социологический методы исследования.

Научная новизна исследования и его теоретическая значимость заключаются в попытке постановки и обоснования ряда научных проблем, связанных с совершенствованием законодательной регламентации досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающей расследование данной категории преступлений. Научная новизна заключается и в том, что автор впервые исследовал содержание, а также практику применения принципиальных новелл уголовно-процессуального законодательства, относящихся к досудебному производству по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних (расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних в форме дознания; особенности проведения отдельных процессуальных и следственных действий с участием несовершеннолетних; прекращение уголовного преследования из-за недостижения лицом возраста уголовной ответственности и вследствие отставания в психическом развитии).

Основные положения, выносимые на защиту:

. В УПК РФ, ведомственных нормативных актах, принятых Верховным судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ в настоящее время закреплена система правил и требований, определяющих порядок и организационные основы предварительного расследования преступлений несовершеннолетних. Принципиальными среди них являются правила о подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, применении мер процессуального принуждения, участии в расследовании законных представителей, обеспечении специализации следователей, осуществлении эффективного взаимодействия с подразделениями органов внутренних дел, на которые возложены обязанности по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений несовершеннолетних, ведению профилактической работы в отношении указанных лиц.

. Принимая во внимание тот факт, что подследственность уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних с определенной периодичностью менялась, а сейчас по изучаемой категории уголовных дел разрешено проводить предварительное расследование всем ведомствам, в которых имеются подразделения следствия, а также дознания, четкой специализации среди должностных лиц указанных органов не достигнуто.

. Законодательная регламентация расследования части уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в форме дознания обусловлена сближением в новом УПК процессуального режима предварительного следствия и дознания, распространением фактически одинакового объема процессуальных полномочий на следователя и дознавателя, организационным построением блока милиции общественной безопасности, в который структурно входят наряду с другими службами) служба дознания, участковые уполномоченные милиции и подразделения по делам несовершеннолетних.

. Для урегулирования вопросов, возникающих на практике в связи с производством дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в уголовно-процессуальное законодательство целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения, предусмотрев:

1) право принятия решения о форме предварительного расследования совершенных несовершеннолетними преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, прокурором;

) применение меры пресечения в виде отдачи под присмотр к несовершеннолетним подозреваемым;

) возможность окончания дознания прекращением уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия;

) порядок передачи уголовного дела прокурору для замены формы расследования (с дознания - на следствие), когда дознание не представляется возможным закончить в установленный законом срок.

. Расследование всех преступлений целесообразно сосредоточить в системе МВД, где надлежит продолжить углубление специализации всех сотрудников (дознания, следствия, ПДН, оперативных служб), занимающихся делами несовершеннолетних.

. Целесообразно на законодательном уровне закрепить требование о конфиденциальности уголовного процесса с участием несовершеннолетних, в том числе досудебного производства. Право несовершеннолетних на конфиденциальность будет гарантировано лишь при условии установления соответствующих правил и запретов не только в уголовно-процессуальном, но и уголовном законодательстве.

. При размещении в УПК РФ нормативных предписаний, касающихся применения к несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым мер уголовно-процессуального принуждения, законодатель отошел от принципа специализации, проявив очевидную непоследовательность. Расположение вне главы 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» норм, регулирующих применение мер пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым (ст. 105) и заключения под стражу (ч. 2 ст. 108 УПК РФ) является «шагом назад» в законодательной технике.

. Предусмотренный УПК РФ (ст. 425) порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого далек от оптимальности. Необходимо исключить, по общему правилу, одновременное участие в допросе этих лиц защитника, педагога или психолога, законного представителя, а также зафиксировать продолжительность перерыва при допросе (например, не менее чем на два часа).

. В случае отстранения от участия в уголовном деле одного законного представителя и допуска другого в законе следует предусмотреть обязанность следователя, дознавателя знакомить их с материалами уголовного дела, в которых отражена сущность подозрения, обвинения, а также с протоколами следственных действий, проведенных с участием отстраненного законного представителя.

. Отсутствие в системе оснований отказа в возбуждении и прекращения уголовного дела самостоятельного основания в виде недостижения лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не оправданно с юридической и практической точек зрения является пробелом уголовно-процессуального закона. УПК РФ нуждается в дополнении нормами о расследовании и прекращении уголовных дел в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

. В более подробном правовом регулировании нуждаются вопросы прекращения уголовного преследования несовершеннолетних в связи с отставанием в психическом развитии. Им целесообразно посвятить в УПК РФ отдельную статью, в которой регламентировать:

) основания прекращения уголовного преследования;

) процессуальные способы их установления в рамках расследования уголовного дела;

) порядок прекращения уголовного преследования.

Кроме того, на защиту выносятся и другие положения, имеющие как теоретическое, так и практическое значение, что нашло соответствующую развернутую аргументацию в тексте диссертации, отражено в проектных нормах, предложенных для закрепления в УПК РФ.

Структура выпускной аттестационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования.

преступление несовершеннолетний следственный расследование

Глава 1.Уголовно - правовая и криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними

.1 Понятие несовершеннолетних по Российскому уголовному законодательству

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России (особенности уголовной ответственности <#"justify">Глава 2. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними и профилактика их преступности

2.1 Основы методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Уголовно наказуемые деяния, совершаемые несовершеннолетними, включают в себя самые различные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье граждан и заканчивая безопасностью компьютерных систем. Однако, несмотря на разнообразие объектов преступных посягательств, а также их субъективной стороны, можно выделить ряд общих черт, специфичных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Объектами преступных посягательств несовершеннолетних обычно выступают собственность, личность и ее право на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, а также общественная безопасность, нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств, убийства, изнасилования, причинение вреда здоровью, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков, взломы компьютерных систем, уничтожение или повреждение памятников и др. Несовершеннолетние нередко повинны в совершении групповых преступлений.

Преступления несовершеннолетних чаще всего характеризуются активными действиями, направленными на достижение преступного результата. На способ совершения конкретного посягательства влияют такие факторы, как возраст несовершеннолетнего, его умственное и физическое развитие, недостаточность жизненного опыта, наличие и количество соучастников, в том числе взрослых, материальные возможности.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, предварительная подготовка обычно несвойственна. Значительное количество посягательств имеет ситуационный характер, обусловленный наличными обстоятельствами - ненадежностью запоров в хранилище, наличием ключей в замке зажигания автомобиля, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения, отсутствием охраны на конкретном объекте и т.п.

Отсутствие предварительной подготовки существенно влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления. Зачастую ими оказываются носимые с собой предметы обихода либо предметы, подобранные вблизи от места происшествия (складные ножи, ключи от дверей, бутылки, булыжники, металлическая арматура, обрезки труб, кирпичи и т.п.).

Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом не очень специфичен. Однако в ряде случаев все же имеются особенности, обусловленные возрастом субъекта посягательства. Значительное число преступлений несовершеннолетние совершают группой. Это позволяет компенсировать психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических сил, необходимых для достижения преступного результата. Так, подростки в группах совершают более 50% краж, более 75% грабежей и около 90% разбойных нападений. В то же время для несовершеннолетних нехарактерно создание очень устойчивых преступных группировок.

Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание выделиться, занять лидирующее положение в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут получить свое специфическое выражение при совершении конкретного преступления. Так, при посягательствах против личности нередко имеют место необоснованная жестокость, причинение жертве множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы вандализма, бравады, демонстративности.

Несовершеннолетние, как правило, не принимают каких-либо специальных мер для сокрытия совершенного преступления, оставляя следы рук, ног, зубов, надписи на стенах, наносимые с помощью аэрозольных баллончиков. Основное их стремление после содеянного - как можно скорее скрыться с места происшествия. В тех случаях, когда действия по сокрытию оставленных следов все же предпринимаются, они обычно сводятся к уничтожению или маскировке явных следов (замывание пятен крови на руках и верхней одежде, чистка обуви и т.п.), а также к временному сокрытию факта преступления, позволяющему беспрепятственно покинуть место происшествия (например, маскировка отверстия во взломанной преграде подобранными поблизости листами шифера, досками, картонными ящиками и т.п.). Иногда подготавливается ложное алиби. Для этого несовершеннолетний обращается к сверстникам с просьбой подтвердить факт его пребывания в другом месте в то время, когда совершалось преступление.

Преобладающее число посягательств несовершеннолетних приходится на вторую половину дня и темное время суток. Во многом это объясняется кажущейся анонимностью действий при слабом освещении, большей возможностью беспрепятственно скрыться с места преступления. Накладывают свой отпечаток и особенности проведения досуга, поскольку многие несовершеннолетние в первую половину дня заняты в учебных заведениях, на работе либо отсыпаются после ночных похождений.

Материалы следственной и судебной практики свидетельствуют, что основную массу преступлений несовершеннолетние совершают в местах проживания, учебы (работы) или в прилегающих микрорайонах. В общественных местах они нередко учиняют массовые хулиганские действия и побоища (особенно фанаты популярных футбольных команд).

Предметом посягательства несовершеннолетних нередко выступают вещи, не имеющие значительной материальной ценности, однако считающиеся престижными в подростковой среде. Это, например лазерные диски, мобильные телефоны, бижутерия, предметы одежды и обуви, спиртное и т.д. Похищенное имущество несовершеннолетние нередко приносят домой, а в дальнейшем используют для удовлетворения личных потребностей, иногда дарят или передают на хранение своим сверстникам. При совершении групповых преступлений в качестве хранилища похищенного часто избирается место постоянного времяпрепровождения членов группы - подвалы, чердаки и др.

Субъектами преступных посягательств часто становятся несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо неблагополучных семьях, имеющие родителей - алкоголиков, наркоманов, ранее судимых. Многие из этих подростков состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, другие административные правонарушения. Они оставлены без надзора со стороны родителей, не учатся, бродяжничают, попрошайничают, перебиваются случайными заработками, приворовывают.

В главе 50 <garantF1://12025178.11550> УПК РФ регламентированы особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста.

Важная особенность расследования дел данной категории установлена ст. 421 <garantF1://12025178.421> УПК. В ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием события преступления, виновности несовершеннолетнего в его совершении, формы вины и мотивов, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, характера и размера причиненного вреда, а также обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, смягчающих и отягощающих наказание, либо могущих повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, равно как и обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. 73 <garantF1://12025178.73> УПК), следует установить возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, влияние на него лиц, старших по возрасту. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с расстройством психики, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Расследуя уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, следует учитывать требования ст. 426 <garantF1://12025178.426> УПК, согласно которой к участию в деле допускаются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с момента его первого допроса в таком качестве, о чем выносится постановление.

Законный представитель вправе знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе, а с разрешения следователя - и в других следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего и его защитника, знакомиться с протоколами проходивших с его участием процессуальных действий, делать замечания о правильности и полноте сделанных в них записей. Кроме того, законный представитель имеет право заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, представлять доказательства.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если следователь, дознаватель, прокурор сочтут, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем выносится постановление. Тогда к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего правонарушителя.

Анализируя содеянное, следователь наряду с типичными версиями, характерными для деликтов данного вида, и частными версиями, основанными на обстоятельствах конкретного уголовного дела, в ряде случаев должен выдвинуть версию о совершении данного преступления несовершеннолетними.

Основанием для этого могут послужить показания свидетелей, видевших несовершеннолетних неподалеку от места происшествия до или вскоре после случившегося и, возможно, обративших внимание на какие-либо особенности их поведения, состояние алкогольного или наркотического опьянения. Свидетели нередко замечают бывшие при несовершеннолетних предметы, могущие служить оружием, орудиями взлома, либо громоздкие предметы, в частности музыкальные центры, телевизоры и т.п.

Кроме свидетельских показаний основанием для выдвижения подобных версий становятся результаты осмотра места происшествия. В первую очередь это обнаруженные там следы, отображающие механизм совершения преступления и физические данные преступников, а также характер предмета посягательства. Так, на совершение кражи несовершеннолетними может указывать само место происшествия, где заведомо не может быть ценного имущества, - газетные киоски, ларьки, школьные буфеты, строительные бытовки и т.п. На это же указывают незначительные по размерам разрушения в преградах; вентиляционные проемы или форточки, через которые взрослому человеку на место происшествия не проникнуть; хищение предметов малоценных либо имеющих ограниченный спрос (аудио- и видеокассеты, лазерные диски, продукты питания, сладости; брелки, зажигалки, мобильники и т.п.).

Об этом свидетельствует обнаружение на месте происшествия следов руки ног, размерные характеристики которых типичны для подросткового возраста, а также следов, оставленных из озорства, в частности надписей циничного характера, лозунгов отдельных неформальных подростковых объединений, причинение потерпевшему множества телесных повреждений, что говорит о неуверенности нападавшего в своих силах; повреждение имущества и предметов, не бывших преградой для достижения преступных целей, и т.п.

При подтверждении версии о совершении преступления несовершеннолетними следователь, исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, может выдвинуть версию о наличии взрослого подстрекателя или соучастника, вовлекшего подростка в преступную деятельность. В ряде случаев необходимо выдвинуть и проверить версии: о действии преступной группы несовершеннолетних, совершивших несколько посягательств; о том, что подростки вовлечены в пьянство, азартные игры, потребление наркотиков, попрошайничество, проституцию; о самооговоре несовершеннолетнего подозреваемого с целью взять на себя вину за действия взрослого исполнителя и др.

Планируя расследование, следователь обязан учитывать особенности психологии несовершеннолетних, личность каждого конкретного подростка - соучастника содеянного. Это должно найти свое отражение в плане расследования по делу, а также при производстве отдельных следственных действий. При совершении подростками группового преступления необходимо запланировать выяснение обстоятельств формирования и функционирования преступной группы, роль в ней каждого из соучастников, выяснить возможную связь молодежной преступной группировки со структурами организованной преступности.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних кроме следственных действий, обусловленных характером содеянного, следователем (дознавателем) должны быть запланированы мероприятия, сориентированные на получение исчерпывающих данных о личности подозреваемых (обвиняемых), характеризующих их сведений. Для этого рекомендуется запланировать допросы их родителей или лиц, их заменяющих, классных руководителей, учителей, товарищей по работе, иных граждан, хорошо знающих несовершеннолетнего (например, участкового уполномоченного), затребовать характеристики с мест работы, учебы, жительства, получить справки из инспекций по делам несовершеннолетних и т.п.

При планировании следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства организационно-тактического характера, которые могут существенно повлиять на полученные результаты. Основанием для принятия того или иного организационно-тактического решения должно быть знание следователем особенностей психологии и характера конкретного несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Уяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), следователь должен вызвать его в правоохранительный орган, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это диктуется обстоятельствами расследуемого уголовного дела (необходимость безотлагательного производства процессуального действия, воспрепятствование явке несовершеннолетнего к следователю со стороны родителей и т.п.).

С учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Но если он располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то может принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта, получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного.

Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего к следователю в часы занятий, а при его нахождении под стражей - во время, отведенное для обеда или прогулки.

При производстве следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их вызова должно быть выбрано так, чтобы они не томились длительным ожиданием возле кабинета следователя, ибо это может негативно отразиться на полноте их показаний. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше спланировать так, чтобы его продолжительность была не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается, а потому получить от него полные и развернутые показания будет трудно.

Осмотр места происшествия в ряде случаев позволяет обнаружить следы и вещественные доказательства, указывающие на то, что преступление совершили именно подростки. Это: 1) размерные характеристики следов рук и ног, а также следы зубов на таких продуктах, как шоколад, конфеты, сыр, масло; следы губ на вскрытых банках со сгущенным молоком; 2) обстановка места происшествия свидетельствует об алогичности действий преступников; 3) характер похищенного имущества; 4) особенности способа совершения преступления (непоследовательность действий, брошенные на месте бутылки, жестянки из-под пива, хулиганские надписи и др.).

Допрос несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 4 ст. 187 <garantF1://12025178.18704> УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе участвует защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании следственного действия знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 <garantF1://12025178.425> УПК).

Согласно ст. 191 <garantF1://12025178.191> УПК РФ "Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля", если этот субъект не достиг 14-летнего возраста, а по усмотрению следователя, если он находится в возрасте от 14 до 18 лет, их допрос проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе участвовать его законный представитель. При допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет участие педагога является обязательным и от усмотрения следователя не зависит.

Встречающаяся в практике расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних замена педагога родителями или иными законными представителями либо работниками инспекций по делам несовершеннолетних является недопустимой, поскольку это противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству и не обеспечивает реализации целей следственного действия, в котором эти субъекты участвуют.

Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии. Его основные задачи - помочь следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снять с него излишнее эмоциональное напряжение, создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу следственного действия. Кроме того, специалист может помочь следователю в формулировании вопросов в понятной, доступной несовершеннолетнему форме.

Приглашая педагога, следователь не должен ограничиваться формальными требованиями к соответствующему должностному лицу или учреждению о выделении такого специалиста для участия в следственных действиях. В частности, необходимо выяснить, какие отношения сложились между несовершеннолетним и приглашаемым педагогом. Присутствие при производстве следственного действия педагога, знакомого несовершеннолетнему, пользующегося его уважением и доверием, в ряде случаев будет способствовать получению от него полных и достоверных показаний.

Не исключена и обратная ситуация, когда появление в кабинете следователя знакомого педагога может негативно отразиться на результатах следственного действия. Причиной может стать опасения подростка, что сообщаемые им сведения станут известными учащимся и педагогическому коллективу учебного заведения. Поэтому рекомендуется заранее выяснить у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), участие какого педагога тому было бы желательно при проведении следственных действий.

При подготовке к производству допроса, очной ставки и других вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технико-криминалистических средств фиксации. Нередко при проведении допросов и очных ставок с участием несовершеннолетних полученные показания лучше фиксировать с помощью аудио- или видеозаписи. Это обеспечивает запечатление особенностей речи несовершеннолетних, а при производстве очных ставок снижает вероятность оказания на подростка давления со стороны взрослого соучастника.

Обыск. Поскольку несовершеннолетние при обыске обычно хуже владеют собой, чем взрослые, нужно наблюдать за их поведением и реакциями на действия следователя. Подростки реже устраивают сложные, хорошо замаскированные тайники, они просто прячут предметы и ценности в места, кажущиеся им укромными. Следует также искать и изымать записные книжки, фотографии знакомых подростка, мобильные телефоны, оружие, наркотики и др.

Назначение судебных экспертиз. Необходимость производства судебных экспертиз определяется следователем, исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, обнаруженных следов и вещественных доказательств. Вместе с тем по делам о преступлениях несовершеннолетних назначение ряда экспертных исследований обусловливается спецификой субъекта преступного посягательства. Так, при совершении преступления подростком, не имеющим документов о дате рождения, для определения его возраста в соответствии с ч. 5 ст. 196 <garantF1://12025178.19605> УПК РФ обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза. Для выяснения, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, а также для определения соответствия психического развития несовершеннолетнего его возрасту обязательны психолого-психиатрические экспертные исследования.

.2 Особенности тактики отдельных следственных действий

Началом правильной организации расследования дел о преступлениях несовершеннолетних является специализация следователей и участковая система, которые способствуют более глубокому изучению личности несовершеннолетних правонарушителей, а также изучению способов совершения и сокрытия преступлений и на их основе выработке наиболее целесообразных и эффективных тактических приемов расследования.

Планирование в работе следователя имеет программно-целевое, организующее и дисциплинирующее значение для его деятельности.

В ходе расследования, наряду с вопросами об обстоятельствах преступления, виновности подростка, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, причиненном ущербе и т.д., следует предусмотреть необходимость тщательной проверки, которая предполагает: точное установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого; выяснение условий жизни и воспитания; установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту (ст.421 УПК РФ).

Правильное решение об очерёдности и особенностях тактики следственных действий зависит от ряда обстоятельств и от характера совершенного несовершеннолетним преступления, способа и времени деяния, содержания первичных данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, типичной следственной ситуации, сложившейся по делу.

Предварительное следствие по делам несовершеннолетних обусловлено особым процессуальным режимом, который определяет исходные положения методики расследования рассматриваемой категории дел и тактики отдельных следственных действий.

Осмотр места происшествия является одним из первых следственных действий. Он позволяет выявить следы, особенности механизма совершенного преступления и другие данные, свидетельствующие об участии в преступлении несовершеннолетнего. Данные, полученные при осмотре места происшествия, которые в своей совокупности составят отдельные элементы криминалистической характеристики преступления, помогут следователю собрать необходимую информацию о субъекте преступного посягательства.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать следующие факты, относящиеся к способу совершения преступления:

) отсутствие целеустремлённых, продуманных действий, направленных на подготовку к совершению преступления;

) неухищренные способы проникновения в помещение, использование небольших проемов и др.;

) похищение незначительных по весу товаров;

) отсутствие профессиональных и специфических навыков, в связи, с чем применяются неухищрённые способы взлома и открытия запоров, использование в качестве орудия преступления предметов повседневного обихода;

) совершение на месте происшествия озорных, а иногда и циничных действий (написание нецензурных надписей, порча товаров и т. д). Материальные последствия преступления, связанные с изменениями в обстановке места происшествия, также могут свидетельствовать об участии в совершении преступления подростков, в частности: небольшие по размерам следы рук и ног человека; следы обуви; личные вещи преступника; следы и надписи на вертикальных поверхностях; следы зубов.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о подозреваемом. О привычках можно судить по оставленным на месте преступления окуркам, посуде из-под винно-водочных изделий. Поиск при осмотре места происшествия должен быть направлен и на выявление навыков, определённых знаний несовершеннолетнего. В следах преступления проявляются и такие личностные качества, как цинизм, жестокость, садизм, дерзость. Обыск по делам несовершеннолетних производится как для обнаружения похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, в которых подросток был в момент преступления, так и записных книжек, переписки, чтобы выявить ближайшее окружение, его связи, потребности и интересы. При обыске должен присутствовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), если его присутствие невозможно, приглашаются представитель и двое понятых.

При подготовке к производству обыска желательно получить информацию о родителях подростка, их моральном облике, отношении к воспитанию детей. При обыске необходимо обращать внимание на данные, характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя, его интересы, условия жизни и воспитания. При производстве обыска необходимо пристально наблюдать за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетнего, который обычно хуже владеет собой, чем взрослый. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным. Целесообразно также осуществлять наблюдение за эмоциональным состоянием всех членов семьи, оказавшихся на месте производства обыска.

Задержанию подросток подвергается непосредственно после совершения им преступления или когда свидетели укажут на него как на лицо, совершившее преступление. Задержание подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего и его заключение под стражу применяется в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого преступления, а в исключительных случаях - преступления средней тяжести (ч.2 ст.108 УПК РФ) и при наличии оснований, указанных в ст.91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ). Задержание несовершеннолетнего должно быть подготовлено, как правило, оно производится днём. Задержанному объясняются причины применения данной меры, его права и обязанности. О задержании несовершеннолетнего информируются его родители, и уведомляется прокурор. Составляются протоколы задержания и личного обыска. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Основополагающим тактическим началом допроса, какой-либо следственной тактики является тактический приём. Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. Подготовка к допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личности подростка, условий в которых он живёт и воспитывается; определение момента и времени проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю, выяснению круга лиц, которых нужно привлечь к участию в допросе, разработку плана его проведения, определение объёма и формулировок основных и контрольных вопросов, а также устранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания. Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем: А) к началу допроса отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком; Б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к его проведению.

Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от: эмоционального состояния подростка после совершения преступления; влияния на подростка заинтересованных лиц; объёма собранных по делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. При подготовке к данному следственному действию наряду с другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию. Допрос несовершеннолетнего должен быть ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Согласно п.2 ст.51 УПК РФ, участие в допросе защитника по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательным. Участие законного представителя по делам несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых является обязательным (ст.426 УПК РФ). Участие законного представителя не заменяет участия защитника. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не достигшего к моменту проведения допроса 16-летнего возраста, кроме обязательного участия защитника, обязательным должно быть участие педагога или психолога (ст.425 УПК РФ).

В процессе допроса обвиняемого не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же записывать в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого и отвлекает следователя от реализации тактического плана допроса. Протокол допроса лучше составить по окончании допроса.

При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определить последовательность допроса, т.к. наряду с ними по этому же делу, как правило, допрашиваются взрослые, способные оказывать влияние на несовершеннолетних. Если одно и тоже событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей, начинать допрос нужно со старшего по возрасту. Свидетели и потерпевшие, достигшие 16 лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Очная ставка имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями. Решая вопрос о проведении очной ставки, надо заранее предвидеть, достигнет ли она планируемой цели, не изменят ли подростки показания под воздействием главаря или взрослого соучастника, нельзя ли устранить противоречия и установить истину проведения других следственных действий. При подготовке к очной ставке изучаются раннее данные показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников. Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.

Назначение экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза обязательна, когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.

Предмет исследования судебно-психологической экспертизы - степень развития подростка в случаях, когда есть сведения о существенном отставании его развития от возрастной нормы.

Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), связанные с её проведением, и, в частности, обеспечить при этом присутствие защитника или законного представителя.

В настоящее время необходимость участия специалиста-психолога в расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних приобретает особую значимость. Это обусловлено созданием в России системы ювенальной юстиции, усилением охраны прав и интересов несовершеннолетних в процессе привлечения их к уголовной ответственности, тенденцией гуманизации процесса предварительного расследования этой категории дел, а также развитием прикладной юридической психологии и становлением нового перспективного направления научных исследований - ювенальной юридической психологии.

Проведенные исследования показывают, что психологические знания и технологии специалиста-психолога используются не в полном объеме в процессе расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Современные проблемы участия специалиста-психолога в расследовании преступлений несовершеннолетних связаны между собой и могут быть сведены условно к четырем группам:

. Организационно-правовые проблемы. Предусматривая участие педагога или психолога в допросах несовершеннолетних (ст.ст. 425, 191 УПК РФ), закон не определяет их конкретных прав и обязанностей. Неурегулированность процессуальных требований к характеру деятельности специалиста-психолога ведет к тому, что его участие в допросе несовершеннолетних часто носит формальный характер.
2. Организационно-психологические проблемы. Характерной чертой настоящего времени является привлечение психологов к участию в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений несовершеннолетних. Вместе с тем, лишь четвертая часть из числа опрошенных психологов оказывают непосредственную помощь в расследовании преступлений несовершеннолетних. По мнению опрошенных руководителей следственных подразделений, главная причина этого состоит в отсутствии специально подготовленных психологов.
3. Научно-методические проблемы. Результаты исследования показывают, что в учебниках по юридической психологи не обобщены и не систематизированы психологические рекомендации по использованию в процессе расследования психологических особенностей преступных групп несовершеннолетних, а также возрастных, индивидуально - и социально-психологических особенностей несовершеннолетних обвиняемых, их статуса и роли в преступной группе.
. Специфико-психологические проблемы. Исследования показывают, что потребности следователей в помощи о необходимости назначения несовершеннолетнему или преступной группе судебно-психологической или комплексной экспертизы в пять раз превышают реальные возможности их удовлетворения. Лишь на 1/3 оказываются удовлетворенными потребности следователей в помощи психологов при изучении, обобщении психологических особенностей преступных групп и личности несовершеннолетних участников групп.
Решение проблем участия специалиста-психолога в расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних может осуществляться по следующим направлениям:
) введение в образовательных учреждениях МВД России специализации «оперативно-следственный психолог»;
) повышение квалификации психологов;

) разработка методического руководства об особенностях использования психологических знаний, технологий и техник в расследовании преступлений несовершеннолетних.

Руководство сделать массово доступным для следователей, руководителей следственных подразделений и психологов.

Мы считаем, что данные особенности, разработанные в результате многолетней практики компетентных лиц, позволяют наиболее эффективно проводить следственные действия с участием несовершеннолетних.

Заключение

Исследование организационно-правовых основ и практики расследования преступлений несовершеннолетних, анализ соответствующей литературы по указанной проблематике, а также статистических данных позволяют сформулировать следующие выводы и предложения.

. В УПК РФ, ведомственных нормативных актах, принятых МВД, Верховным судом, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в настоящее время закреплены порядок и организационные основы предварительного расследования преступлений несовершеннолетних (правила о подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, применении мер процессуального принуждения, участии в расследовании законных представителей, обеспечении специализации следователей, осуществлении эффективного взаимодействия с подразделениями органов внутренних дел, на которые возложены обязанности по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений, ведении профилактической работы в отношении несовершеннолетних и др.).

. Законодательное решение о расследовании части уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в форме дознания обусловлено сближением в новом УПК процессуального режима предварительного следствия и дознания, распространением фактически одинакового объема процессуальных полномочий на следователя и дознавателя, организационным построением блока милиции общественной безопасности, в который структурно входят (наряду с другими службами) служба дознания, участковые уполномоченные милиции и подразделения по делам несовершеннолетних.

. Для урегулирования на практике вопросов, возникающих в связи с производством дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в уголовно-процессуальное законодательство целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения, предусмотрев:

) право принятия решения о форме предварительного расследования совершенных несовершеннолетними преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, прокурором;

) применение к несовершеннолетним подозреваемым меры пресечения в виде отдачи под присмотр;

) возможность окончания дознания прекращением уголовного дела с применением принудительной меры воспитательного воздействия;

) порядок передачи уголовного дела прокурору для смены формы расследования «с дознания на следствие», когда дознание не представляется возможным закончить в установленный законом срок.

. Расследование всех преступлений целесообразно сосредоточить в системе МВД, где надлежит продолжить углубление специализации сотрудников (дознавателей, следователей, работников ПДН и оперативных служб), занимающихся делами несовершеннолетних.

. Целесообразно на законодательном уровне закрепить требование о конфиденциальности уголовного процесса с участием несовершеннолетних, в том числе досудебного производства. Право несовершеннолетних на конфиденциальность будет гарантировано лишь при условии установления соответствующих правил и запретов не только в уголовно-процессуальном, но и уголовном законодательстве.

. При размещении в УПК РФ нормативных предписаний, касающихся применения к несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым мер уголовно-процессуального принуждения, законодатель отошел от принципа специализации, проявив очевидную непоследовательность. Расположение вне главы 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» норм, регулирующих применение мер пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым (ст. 105) и заключения под стражу (ч. 2 ст. 108 УПК РФ) является шагом назад в законодательной технике. Целесообразно положения ч. 2 ст. 108 УПК РФ включить в ст. 423 УПК РФ.

.Предусмотренный (ст. 425) УПК РФ порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого далек от оптимальности. Необходимо исключить, по общему правилу, одновременное участие в допросе этих лиц защитника, педагога или психолога, законногопредставителя, а также зафиксировать продолжительность перерыва при допросе (например, не менее чем на два часа).

. В случае отстранения от участия в уголовном деле одного законного представителя и допуска другого в законе следует предусмотреть обязанность следователя, дознавателя знакомить его с материалами уголовного дела, в которых отражена сущность подозрения (обвинения), а также с протоколами следственных действий, проведенных с участием отстраненного законного представителя.

. Отсутствие в системе оснований отказа в возбуждении и прекращения уголовного дела самостоятельного основания в виде недостижения лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, является пробелом уголовно-процессуального закона, неоправданно с юридической и практической точек зрения. УПК РФ нуждается в дополнении нормами о расследовании и прекращении уголовных дел в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

. В более подробном правовом регулировании нуждаются вопросы прекращения уголовного преследования несовершеннолетних в связи с отставанием в психическом развитии. Им целесообразно посвятить в УПК РФ отдельную статью, в которой регламентировать:

) порядок прекращения уголовного преследования.

И в целях упорядочения следственной практики и создания максимальных удобств для дознавателей, следователей при применении уголовно-процессуальных норм, регламентирующих применение меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, прекращение уголовных дел (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо в состоянии уменьшенной возрастной вменяемости, целесообразно разработать образцы бланков соответствующих процессуальных документов и включить их в приложения к ст. 476 УПК РФ.

Библиография

.Нормативные правовые акты:

Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"). Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. - Варшава. 2010.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. Юридическая литература. 2010.

Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М., 2011.

Гражданский кодекс Российской федерации. - М., 2011.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской федерации. - М., 2011.

Кодекс об административных правонарушениях. - М., 2011.

2.Научная и специальная литература

Мищенко Е.В. Некоторые аспекты процессуальной деятельности по делам несовершеннолетних // Вестник Оренбургского Университета. 2010. - № 4. - С.130.

Титова О.Н., Давыдова О.В. Некоторые особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними // «Консультант Плюс», 2009.

Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. М., 2007.

Комиссаров В.И., Лялина Е В. Первоначальный этап расследования изнасилований, совершаемых группой несовершеннолетних. М.: Юрлитинформ. 2007.

Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. - М.: Российская криминологическая ассоциация. 2009. - С. 36-40. .

Ольга Островская " Все четыре колеса" Санкт Петербургские ведомости. № 212 19. 11.2008.

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. 2009. - №6. - С. 159.

Рубинштейн С.Л. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Наука. 2010. - С. 5, 142, 165.

Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. - М. Норма, 2010. - С. 111;

Невский В.В. Борьба с преступностью. Анализ законодательства // Гражданин и право. 2010. - №2. - С. 27.

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. 2009. - №6. - С. 160.

Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (издание третье, дополненное и исправленное). - М.: Юрайт, 2010. - С. 142.

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. 2009. - №6. - С. 150-162.

Ченцова Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними // Следователь. 2010. - №7. - С. 27.

Гецманова И.В. Обосновано ли введение термина "возрастная невменяемость" на уровень закона? Следователь. 2010. - №6. - С. 64.

Букаев Н.М., Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 160 с.

Кошелева И.С., Михальчук А.Е. Тактическая операция «изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого» // Уголовное право. - 2009. - № 3. - С. 99 - 102.

Лысенко А.В. Основные направления актуализации противодействия преступности несовершеннолетних // Общество и право. - 2008. - № 1. - С. 37 - 39.

Гумирова Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема // Российская юстиция. - 2008. - № 6. - С. 26 - 29.

Ченцова Л.В. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними // Следователь. 2010. - №7. - С.167.

Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М.: 2008. - С. 135.

Букаев Н.М., Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. Ростов н/Д., 2006. - С. 77.

Селиванов Н.А. Руководство для следователя. - М., 2010. - С. 123.

Сулейманова С.Т. К вопросу о социальном контроле над преступностью несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 2. - С. 41 - 43.

Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Под ред. А.М. Кустова. - М.: Щит-М, 2006. - 180 с.

Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и предъявления им для опознания на предварительном следствии. Ученые записки. Выпуск XVII. Ч.1. - М., 1968.

Пудовочкин Ю. Ювенальное уголовное право: понятия, структура, источники // Журнал российского права. - 2002. - № 3. - С. 45.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / (отв. ред. канд. юрид. наук В.В. Малиновский; науч. ред. проф. А.И. Чучаев). - "КОНТРАКТ", 2012 г.

Астемирова М.А. Эволюция института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. - 2006. №

Боровых Л.В. Проблема возраста в механизме уголовно-правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1993. - 119 с.

Боровиков В.Б. О некоторых аспектах уголовной ответственности несовершеннолетних. Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. Статут, 2008. - 198 с.

Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. - 7-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2011 г.

Галкин В.А. Теоретические проблемы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности // Мировой судья. - 2009. № 3.

Грицун И.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе // Общество и право. - 2008. № 3.

Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева - «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». - 2009. - 286 с.

Руднев В.И. О возможности введения понятия "лицо молодежного возраста" в уголовное и другие отрасли законодательства, //Журнал российского права, N 5, май 2005 г.

Вестник Московской областной Думы. 2004. N 12. С. 185.

Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 11. С. 5.

Уголовный кодекс Республики Польша / Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 45.

Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М., 1998. С. 30.

Уголовный кодекс Австрии / Пер. и предисл. А.В. Серебренниковой. М., 2001. С. 22.

Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция <garantF1://5033464.0>. 2004. N 3. С. 66.

Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 26.

Невский В.В. Некоторые предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства // Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования. М., 2002. С. 56.

Конституции зарубежных стран. Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации / Сост. В.Н. Дубровин. М., 2001. С. 116.

Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2004. - 211 с.

Боровоков В.Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2006. № 5.

Галкин В.А. Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления //Российский судья. - 2008. № 6.

Занин К.А., Середин А.А. Уголовно-правовое значение психического развития несовершеннолетнего // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы борьбы с преступностью»: Сборник материалов (юридические науки). - Воронеж, 2004. - 384 с.

Скрипченко Н.Ю. К вопросу об учете уровня психического развития несовершеннолетнего при назначении ему мер уголовно-правового характера //Медицинское право, N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.

Российская газета. 2010. 10 декабр

Ямалетдинова Н.В. Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 38

Руднев В.И.Недопустимость оказания отрицательного воздействия на несовершеннолетних как новый принцип уголовного судопроизводства //Журнал российского права N 2, февраль 2012 г.

Колесник Г.Ю. Защита прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе РФ // Тенденции и перспективы развития уголовно-процессуального законодательства в борьбе с преступностью: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 15 апреля 2011 г. М., 2011

Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко). - "Проспект", 2011 г.

Герасюк М. Г., Денник С. В., Петухов Е. Н. Теоретические и практические аспекты уголовного преследования несовершеннолетних (досудебное производство): учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2006. - 131 с.

Белкин Р.С. Криминалистика: Учебник. - М., 2008. - С. 205.

Филиппов А.Г. Криминалистика: учебник. - М., 2009. - С. 89.

Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко). - "Проспект", 2011 г.

Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: Юрист. 2009. - С. 50. .

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Изд центр «Академия», 2002. - 456 с.

Похожие работы на - Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!