, как и нейротизм, континуален (норма - психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям.
"Психотическая личность" (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.
Первый из опросников Г. Айзенка - "Моудслейский медицинский опросник" (Maudsley Medical Questionnaire, или MMQ, от названия клиники, в которой был создан) - был предложен в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет"). Например:
Время от временя у меня случаются головокружения.
Беспокоюсь о своем здоровье.
Утверждения отбирались из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: "невротиков" (1 тыс. человек) и "нормальных" (1 тыс. человек). Среднее количество ответов, совпадающих с "ключом", у здоровых лиц составляло 9,98, а у невротиков - 20,01. Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств - истерические и дистимические. Исходя из этих результатов, Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволят сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем,- экстраверсии - интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.
Вслед за MMQ был предложен "Моудслейский личностный опросник" (Maudsley Personality Inventory, или MPI), опубликованный в 1956 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии - интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемому требуется ответить "да" или "нет". Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить ("?"). За ответ, совпадающий с "ключом", дается 2 балла, за "?" - 1 балл. MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии - интроверсии и нейротизме, и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника.
Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии - интроверсии:
Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?
Считают ли Вас человеком живым, общительным?
Стимулом к созданию MPI послужили данные о том, что шкалы ратимии (беззаботности) и циклоидной эмоциональности опросника Гилфорда - Мартина (один из опросников, разработанных Дж. Гилфордом) дифференцируют невротиков в соответствии с теоретическими предположениями Г. Айзенка. Больные истерией по шкале ратимии получали большее количество баллов, нежели лица, страдающие реактивной депрессией и навязчивыми состояниями. В изученных клинических группах количество баллов по шкале циклоидной эмоциональности также было больше, чем у здоровых. На этой основе Г. Айзенк приступил к созданию МРI.
Предварительные исследования были проведены с помощью перечня из 261 вопроса, заимствованного из разных опросников. По результатам, полученным по шкалам ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими показателями. Используя критерий x2, осуществили анализ ответов на каждый вопрос. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе построили две шкалы - экстра - интроверсии и нейротизма по 24 вопроса в каждой. С помощью установленных ранее "ключей" сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально предположенным - экстра - интроверсии и нейротизму.
Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, шкалы экстра - интроверсии - 0,75-0,85, коэффициенты надежности ретестовой - 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал MPI устанавливалась способами, которые признаны многими исследователями методически несостоятельными, а поэтому не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами экстра - интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра-интроверсии - 0,87.
Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).
Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применялся в зарубежных психодиагностических исследованиях. Сведений об использовании в СССР не имеется. На основе дальнейших исследований Г. Айзенка, направленных на анализ составляющих экстра - интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Inventory, или EPI). Опубликован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра - интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с "ключом", оцениваются в 1 балл (ответы только "да" или "нет"). Разработаны две эквивалентные формы опросника - А и В.
Количество лиц, обследованных в ходе разработки EPI, превышает 30 тыс. Была использована следующая группировка обследуемых. Изучались ответы лиц, зачисленных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого из вопросов. В ходе разработки EPI было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядка и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких, выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как "импульсивность" и "общительность".
Коэффициенты надежности ретестовой EPI для фактора экстра - интроверсии составляют а 0,82-0,85, для фактора нейротизма - 0,81- 0,84, надежности методом расщепления - 0,74 - 0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточно высокой валидности EPI, иногда эти данные оспариваются. В этом опроснике существенно изменилось значение коэффициента в интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка. Предложен сокращенный вариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Показатели корреляции с полным вариантом по шкале экстра-интроверсии - 0,81, нейротизма - 0,79. Созданы варианты ЕРI для обследования детей и подростков. EPI широко используется в отечественных исследованиях, однако его адаптация полностью не завершена (И.Н. Гильяшева, 1983; А.Г. Шмелев и В.И. Похилько, 1985).
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра - интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРI, в него включена "шкала лжи".Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, пошкале экстра - интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25,по шкале "лжи" - 21). Однако обычно используется вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов т.н. "буферные", ответы на которые не учитываются). Примеры вопросов по шкале психотизма:
Будете ли Вы употреблять наркотические препараты, способные оказать непредвиденное или опасное воздействие?
Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?
Изучение валидности личностного измерения "психотизм" осуществлялось обычным для исследований Г. Айзенка путем - поиском экспериментальных коррелятов психотизма, сравнением результатов, полученных в различных группах здоровых и больных. Полученные данные спорны. Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра - интроверсии - 0,80 - 0,92, по шкале нейротизма - 0,74-0,92, по шкале "лжи" - 0,61-0,90. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
айзенк личностный опросник нейротизм
Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.
По сравнению с носившими субъективный характер психоаналитическими описаниями структуры личности, которые преобладали в теории личности на всем протяжении 1930-х гг., психометрически ориентированные психологи восприняли факторный анализ как способ внесения математической точности в задачу картирования области личностных черт. Однако факторно-аналитический подход к изучению личности не оправдал в полной мере возлагаемых на него надежд. Остается много неразрешенных вопросов в области измерения личности, и до сих пор не преодолена зияющая пропасть между точностью вычислительных процедур и недостаточной объективностью методов факторного анализа, нередко приводящей к ложным выводам.
Несмотря на эти проблемы, сторонниками применения факторного анализа в психологии был сделан значительный вклад как в описание таксономии черт личности, так и в разработку и усовершенствование факторных личностных опросников. Р.Б. Кэттелл, Дж. П. Гилфорд и Г.Ю. Айзенк на протяжении многих лет сохраняли за собой положение первопроходцев в области исследования личности с использованием различных техник факторного анализа. Ряд методологических достижений в их поздних работах можно отнести на счет появления более совершенных методов факторного анализа и психометрических методик, равно как и более мощных компьютеров, которые были недоступны на ранних - основных - этапах их изысканий.
Список использованной литературы
1.Айзенка личностные опросники // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Киев: "Наукова Думка", 1989. С. 8-11.
2.Барлас Т.В. Психологический практикум для "чайников": Введение в профессиональную психологию. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 176 с.
.Белова О.В. Общая психодиагностика. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
.Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с
.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
.Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
.Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.,1999