Защитные механизмы психики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защитные механизмы психики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования г. Москвы

"Московский городской педагогический университет"







Курсовая работа

"Защитные механизмы психики"




Выполнила студентка Сочнева Кристина Олеговна







Москва - 2013г.

Оглавление

Глава I. "Я знаю всё, но только не себя…" (Ф. Вийон)

1.1 О "силе Я" и "психологической защите"

1.2 Теория защитных механизмов А. Фрейд

1.3 Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности

Глава II. "Знание поможет избежать опасности. В знании - конец страха". Е.И. Рерих - "Живая Этика"

2.1 Механизмы защиты

2.2 Психологические механизмы защиты

Заключение

Список литературы

Введение

"Судьба человека заключена в его душе…" (Геродот).

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Защитный механизм (психологическая защита) - понятие глубинной психологии <#"center">Глава I. "Я знаю всё, но только не себя…" (Ф. Вийон)

1.1 О "силе Я" и "психологической защите"

Понятие "силы Я" было введено З. Фрейдом ещё в раннем периоде его деятельности как отражающее в высшей степени важный психологический фактор, от которого зависит успех всякой психотерапии, в том числе психотерапии психоаналитической: "Центральным узлом всей ситуации является относительная сила или слабость "Я" (З. Фрейд).

"Я" - это посредник между интимными неосознаваемыми влечениями и внешней средой, который осуществляет функцию "синтеза" этих влечений и внешних требований. "Сила" же "Я" проявляется в толерантности к неудовлетворяемым аффективным напряжениям, в их переносимости субъектом без распада его поведения, в способности подчинить эти напряжения, приспособляя их к так называемому "принципу реальности", в сопротивлении, которое "Я" оказывает дезорганизации действий, если влечения не могут быть, по объективным причинам, реализованы.

Иными словами можно сказать, что "сила Я" определяется мерой способности целенаправленно регулировать действия в условиях невозможности удовлетворения влечений нарастающей силы.

Если для понимания природы сознания и "бессознательного" рассматривать как основную форму выражения "бессознательного" прежде всего установку и учитывать важную роль установки также в структуре

Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888 <#"center">1.2 Теория защитных механизмов А. Фрейд

Судьба Анны Фрейд (1895-1982), и личная, и профессиональная, неразрывно связана с развитием оригинального направления практической психологии - детского психоанализа. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Анна Фрейд самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни. Ее перу принадлежат такие пользующиеся популярностью труды, как "Введение в детский психоанализ" (1927), "Психоанализ для учителей и родителей" (1931), "Война и дети" (1944), "Норма и патология в детстве" (1966). Широкий спектр исследований Анны Фрейд - почетного доктора Университета Кларка (США) и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971-1980, США). Мировую известность А. Фрейд принесла ее работа "Психология Я и защитные механизмы", открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

"Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?" В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ. Каковы внутренние резервы детского "Я" в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я, и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем "Эго-психология".

В настоящее время задачу анализа можно определить следующим образом: получить максимально полное знание обо всех трех образованиях, из которых состоит психическая личность, и изучить их отношения между собой и с внешним миром. Иными словами, по отношению к Я - исследовать его содержание, границы и функции, проследить историю его зависимости от внешнего мира, Оно и Сверх-Я; по отношению к Оно - дать описание инстинктов, т.е. содержания Оно, и проследить их трансформации.

В приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность" (1926) высказывается предположение о том, что "дальнейшие исследования могут показать, что имеется тесная связь между конкретными формами защиты и конкретными заболеваниями, как, например, между вытеснением и истерией".

Регрессия и реактивное изменение Я (формирование реакции), изоляция и "уничтожение" - все они рассматриваются как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости.

Двигаясь в этом направлении, нетрудно пополнить список защитных методов Я способами, описанными в других работах Фрейда. Например, в "Ревности, паранойе и гомосексуальности" (1922) интроекция, или идентификация, и проекция указываются как важные защитные способы, используемые Я при болезненных эмоциях данного типа, и характеризуются как "невротические механизмы". В своей работе по теории инстинкта (1915) Фрейд описывает процессы борьбы Я с самим собой и обращения, обозначая их как "изменения инстинкта". С точки зрения Я эти два последних механизма также могут быть зачислены в рубрику защитных средств, поскольку истоки всех превращений, которым подвергаются инстинкты, лежат в определенной активности Я. Если бы не вмешательство Я или внешних сил, которые представляет Я, каждый инстинкт знал бы только одну участь - удовлетворение.

К девяти способам защиты, которые очень хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой и обращение), можно добавить десятый, который относится, скорее, к изучению нормы, а не к неврозу: сублимацию, или смещение инстинктивных целей.

Насколько известно на данный момент, в своих конфликтах с производными инстинктов и с аффектами Я имеет в своем расположении эти десять способов. Задачей практикующего аналитика является определить, насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей.

Анна Фрейд в своих работах определила, что вытеснение занимает среди способов защиты Я исключительную позицию по отношению ко всем остальным. Такие способы защиты, как изоляция и уничтожение, стоят бок о бок с истинно инстинктивными процессами типа регрессии, обращения и оборота против себя. Некоторые из них служат для овладения большим количеством инстинктов или аффектов, а другие - для овладения лишь малыми их количествами. Соображения, определяющие выбор со стороны Я того или иного механизма, остаются неясными. Возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.

1.3 Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности

Инстинктивные опасности, от которых защищается Я, всегда одни и те же, но могут изменяться причины, по которым Я ощущает конкретное вторжение инстинкта опасным.

Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Некоторые проблемы, в частности, применимость термина инстинкт по отношению к человеку носят дискуссионный характер.

а) Тревожность Сверх-Я в неврозах взрослых. Защитная ситуация, с которой мы больше всего знакомы в анализе и знания о которой наиболее полны, - это та, которая формирует основу невроза у взрослых.

Она заключается в том, что некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Я достичь удовлетворения.

<#"justify">защитный механизм фрейд

Глава II. "Знание поможет избежать опасности. В знании - конец страха". Е.И. Рерих - "Живая Этика"

2.1 Механизмы защиты

В структуре нашей личности существует множество несообразностей и противоречий. Например, какая-то часть нас может нуждаться в постоянном внимании, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, в то время как другую часть это внимание беспокоит и ей хотелось бы, чтобы ее оставили в покое. Какая-то одна часть хотела бы напряженно работать и прибрести известность; другая часть не любит работать и ей больше нравится спать допоздна. В определенном смысле все мы любим свою мать, но в другом смысле можно сказать, что мы ее ненавидим. Жизнь преподносит нам многочисленные сюрпризы, которые нас расстраивают: мы чего-то желаем, но не можем иметь этого. Возникающее вследствие этого чувство разочарования может стать причиной сильного страдания, в особенности если это связано с различными аспектами нашей личности. Есть реалистические пути для того, чтобы справиться со страданиями и противоречиями, а есть явно нереалистические.

Если мы осознаем отдельные серьезные противоречия в самих себе, мы страдаем от этого. Что произойдет, если мы станем осознавать многие из них или даже все? Г.И. Гурджиев говорил, что если человек внезапно осознает все свои противоречивые части, то он, скорее всего, сойдет с ума. Но, к счастью, такое внезапное и полное самопознание маловероятно.

Раздробленные части нас самих представляют собой не просто случайное скопление; они активно организованы в то, что может быть названо ложной личностью, которая сохраняет свою структуру при всех происходящих изменениях и потрясениях. Когда мы разделяем себя на части, то активные механизмы ложной личности сохраняют эти части на своих местах. Гурджиев называл эти механизмы буферами.

Механической аналогией психологических буферов могут быть буферы железнодорожных вагонов. Когда вагоны составляют вместе, то один вагон катится к другому с довольно большой скоростью, чтобы от толчка сработал механизм сцепки. Представьте себе, какие толчки и тряску испытывали бы пассажиры от ударов друг о друга массивных стальных вагонов. Буфер как раз и смягчает эти толчки: он поглощает большую часть той энергии, которая внезапно выделяется при ударе, а затем медленно и незаметно высвобождает эту энергию. Психологические буферы сглаживают тот шок, который может возникать у нас при переключении от одной субличности к другой, делая его настолько незаметным, что мы часто не осознаем этих изменений. Такого рода психологические буферы могут работать и в границах отдельных состояний тождественности, и переход от одного такого состояния к другому также может действовать как буфер.

2.2 Психологические механизмы защиты

Современная психология и психиатрия многое узнали о различных видах буферов и о специфике их работы. Общий психологический термин для этих буферов - механизмы защиты. Понимание природы таких защитных механизмов очень важно. Теоретическое знание, об этом тоже имеет большую ценность, так как представляется, что некоторые из буферов могут оказывать сильное сопротивление технике самонаблюдения: применительно к этим защитным механизмам другие методы понимания структуры личности могут быть более эффективны, чем сам по себе метод самонаблюдения.

Психоаналитическая теория, которая очень подробно изучала защитные механизмы, показывает, что мы используем эти механизмы в тех случаях, когда у нас возникают инстинктивные влечения, выражение которых находится под социальным запретом (например, несдерживаемая сексуальность). Перенесенные внутрь нас самих запреты, существующие в нашей культуре, обычно относятся к тому, что называется "суперэго". Сильное "суперэго" может наполнять нас чувством тревоги и страха, когда мы начинаем думать о запрещенных действиях, не говоря уже о тех случаях, когда мы пытаемся совершать эти действия. Защитные механизмы, из-за которых мы не осознаем запрещенные влечения, предотвращают атаку со стороны "суперэго". Защитные механизмы выступают также в роли буферов по отношению к нашему осознанию тех разочарований и угроз, которые приносит нам жизнь. Хотя наиболее явно эти защитные механизмы проявляются у людей, которых называют невротиками и психотиками, они также в большой степени непреднамеренно используются нормальными людьми. Само состояние согласованного транса не сохранялось бы у нас без буферного эффекта этих защитных механизмов.

Некоторые люди могут использовать один или два из этих механизмов для почти всех своих защитных нужд. В этом случае они имеют ведущую форму защиты, которая является центральной в структуре их ложной личности. Но все мы используем от случая к случаю многие из этих защит.

Однако в современных психологических представлениях о защитных механизмах есть существенный недостаток. Модель человека, положенная в их основу, оказывается полностью отрицательной. В этой модели человек рассматривается как животное, которое инстинктивно заботится только о своем выживании и удовольствии, радуясь, когда оно причиняет боль и страдания другим и господствует над ними. В подобном свете окультуривание выглядит крайне необходимым для сдерживания этого животного начала. Нам нельзя позволить хватать все, что нам надо, везде, где нам захочется, насиловать, когда у нас есть на это настроение, и убивать всякого, кто оказывается у нас на пути. Запреты, обусловливания и автоматизации в процессе окультуривания, выработка в нас "суперэго", которое должно препятствовать проявлению нашей более глубокой природы, кажутся абсолютно необходимыми. Таким образом, обычно считается, что защитные механизмы работают на подавление нашей животной природы. И лишь тогда, когда они слишком эффективны и забирают у нас больше нашего счастья, чем в этом есть необходимость для компромисса с цивилизованной жизнью, они воспринимаются как невротические. Естественно и необходимо испытывать непреодолимые чувства страха и вины, когда вы думаете об ограблении банка или об изнасиловании ребенка, но, если такой же страх возникает у человека при мысли о поездке в лифте или о разговоре с незнакомым человеком, то он является невротическим.

По мнению Ч. Тарта для того чтобы частично уравновесить эту точку зрения надо попытаюсь показать, как различные защитные механизмы могут блокировать развитие и проявление более глубоких и положительных аспектов нашей природы. Он твердо убежден в том, что мы по своей основе столь же добродетельны, сколь извращенны и порочны. Наша задача состоит в том, чтобы понять и исправить существующие искажения, вырвать сорняки из нашего сада, после чего мы сможем приступить к культивированию в себе нашего положительного начала.

Его первые крупные научные публикации, "Изменённые состояния сознания" ("Altered States of Consciousness", 1969) и "Трансперсональная психология" ("Transpersonal Psychologies", 1975) сыграли важнейшую роль в признании современной психологией важности исследования данных областей и со временем стали классическими <#"center">Заключение

С развитием социума развиваются и индивидуальные способы психозащитной регуляции. Развитие психических новообразований бесконечно и развитие форм психологической защиты, ибо защитные механизмы свойственны нормальным и аномальным формам поведения между здоровой и патологической регуляцией психозащитная занимает среднюю зону, серую зону.

Развитие личности предполагает готовность к изменению, постоянное повышение своей психологической надёжности в различных ситуациях. Даже отрицательное эмоциональное состояние (страх, тревога, вина, стыд и т.д.) могут обладать полезной для развития личности функцией. Например, та же тревожность может быть со склонностью экспериментировать с новыми ситуациями, и тогда функция психозащитных техник более чем амбивалентна. Направленная на нейтрализацию психотравмирующего воздействия "здесь и сейчас", в пределах актуальной ситуации, психозащита может справиться достаточно эффективно, она спасает от остроты переживаемого потрясения, иногда предоставляя время, отсрочку для подготовки других, более эффективных способов переживания. Однако уже само её использование свидетельствует о том, что, во-первых, палитра творческого взаимодействия личности с культурой ограниченна, а неумение жертвовать частным и сиюминутным, завороженность актуальной ситуацией - всё это приводит к свёрнутости сознания на себя, на утоление и умаление психологического дискомфорта любой ценой; во-вторых, подменяя действительное решение постоянно возникающих проблем, решение, которое может даже сопровождаться негативными эмоциональными и даже экзистенциальными переживаниями, комфортным, но паллиативным, личность лишает себя возможности развития и самоактуализации. Наконец психозащитное существование в жизни и культуре - это полная погруженность в нормы и правила, это неспособность к их изменению. Там, где кончается изменение, там начинается патологическая трансформация и разрушение личности.

"Защита". Значение этого слова говорит само за себя. Защита предполагает наличие, как минимум двух факторов. Во-первых, если ты защищаешься, значит, есть опасность нападения; во-вторых, защита - значит, приняты меры для отражения нападения. С одной стороны хорошо, когда человек готов ко всякого рода неожиданностям и имеет в своём арсенале средства, которые помогут сохранить свою целостность, как внешнюю, так и внутреннюю, как физическую, так и душевную. Чувство безопасности - одна из базисных потребностей человека.

При определённых обстоятельствах защитные механизмы, призванные в иных условиях способствовать скрытию переживаний, зачастую выполняют и положительные функции.

К числу нормальных механизмов преодоления следует отнести юмористическое осмысление сложной ситуации путём отстранённого созерцания определённых обстоятельств, позволяющих разглядеть в них нечто смешное, и так называемую сублимацию, подразумевающую отказ от стремления к непосредственному удовлетворению влечения и выбор не просто допустимого, а благотворно влияющего на личность способа удовлетворения. Следует отметить, что механизмом преодоления можно назвать лишь сублимацию, а не любое подавление влечений ради соблюдения условностей.

Поскольку фактически любой психологический процесс может быть использован в качестве защиты, никакой обзор и анализ защит не может быть полным. Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала.

Список литературы

1.Райкрофт Ч. "Критический словарь психоанализа". Пер. с англ. Л.В. Топоровой, С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С.М. Черкасова. - СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

2.Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

.А. Фрейд "Психология "Я" и защитные механизмы" - М., 1993г.

.Ч. Тарт Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека. М.: АСТ, 2007

.Самосознание и защитные механизмы личности - Хрестоматия по социальной психологии личности под ред.Д.Я. Райгородский - Самара, 2008г.

.Психология самосознания - Хрестоматия по социальной психологии личности под ред.Д.Я. Райгородский - Самара, 2000г.

.Адлер Альфред "Наука о характерах: понять природу человека" - М.: Академический проект, Парадигма, 2013г.

.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса.

.Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита.2-е изд. М.: Смысл, 2000.

10.Р. Коллин. Теория небесных влияний. Человек вселенная и тайны космоса <http://vesbook.ru/catalog/book/teorija_nebesnyh_vlijanij._chelovek,_vselennaja_i_tajny_kosmosa/> - Издательство Путь, М., 2000г.

.Шишкин О.А. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Сумерки магов. Георгий Гурджиев и другие. - М.: Эксмо, Яуза, 2005.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!