Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе принятия управленческих решений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе принятия управленческих решений

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - важнейшая часть информационной системы, формируемая в рамках организации. Квалифицированный пользователь отчетности в результате ее анализа получает возможность оценить не только достигнутые результаты, но и возможности организации во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности. Анализ отчетных данных позволяет понять причины изменения финансовых результатов и финансового состояния организации и выявить их характер и динамику.

В современных условиях в экономической литературе возрастает интерес к проблемам качества корпоративной отчетности и разработки системы показателей, позволяющей с достаточной степенью точности прогнозировать эффективность бизнеса на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Актуальность выбранной темы «Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе принятия управленческих решений» обусловлена тем, что финансовая отчетность обладает наибольшей информативностью, т.к. составляется по итогам производственной и хозяйственной деятельности организации в целом за год. Результаты ее анализа позволяют идентифицировать финансовое положение организации, выявить изменения в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе, определить основные факторы, вызвавшие изменения в финансовом состоянии, прогнозировать основные тенденции в финансовом состоянии.

Целью исследования в рамках данной курсовой работы определение теоретических и практических аспектов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее влияния на управленческие решения предприятия.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

) изучить нормативное регулирование составления отчетности;

) рассмотреть бухгалтерскую финансовую отчетность, как информационная база для проведения экономического анализа предприятия;

) произвести анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере ООО «ДальПромТорг-Сервиз»;

) дать рекомендации по развитию деятельности ООО «ДальПромТорг-Сервиз».

В качестве объекта исследования выступает ООО «ДальПромТорг-Сервиз». Предмет исследования - финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Для написания курсовой работы была использована научная методическая и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи, а также данные финансовой отчетности объекта исследования.

ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Нормативное регулирование составления отчетности

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2011г. «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 г. и одобренный Советом Федерации 29 ноября того же года. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе N 402-ФЗ о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В пункте 1 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 года, 24 марта 2000 года, 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.) в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности - это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 21 ПБУ.

После выхода ПБУ 4/99, организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы своей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. В частности, закрепляет понятия отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности: наименование организации, отчетная дата или период и т. п. В остальном ПБУ 4/99 определяет назначение каждой составляющей бухгалтерской отчетности и основные числовые показатели, которые она должна содержать. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступления от этих правил. Однако предоставляемая свобода не безгранична и не должна привести к неразберихе и несопоставимости отчетных показателей организации за разные периоды. Поэтому в п. 9 ПБУ 4/99 установлено, что организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею их содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов - документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003 года. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standard Committee - IASC).

Таким образом, было рассмотрено нормативное регулирование составления финансовой отчетности.

1.2 Бухгалтерская финансовая отчетность как информационная база для проведения экономического анализа предприятия

Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»):

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах;

отчета об изменении капитала;

отчета о движении денежных средств;

отчета о целевом использовании полученных средств;

пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Астахов В.П. замечает, что существует три варианта формирования отчетности:

) упрощенный - для субъектов малого предпринимательства;

) стандартный - для средних и крупных организаций;

) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО.

. Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.

Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения. Но, должно сохраняться балансовое равенство.

В России это равенство выглядит так: актив равен пассиву. В западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами. В Концепции бухгалтерского учета в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

В МСФО дается следующее определение этих элементов отчетности: Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем. Обязательства - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций).

. Отчет о финансовых результатах.

Отчет о финансовых результатах - это бухгалтерский документ, представляющий результаты деятельности предприятия за определенный период. Результаты отражаются по отдельным направлениям деятельности организации - основной, прочей операционной и внереализационной. Оценка результатов осуществляется путем сопоставления доходов и расходов за определенный период. Счет «Прибыли и убытки» за отчетный период должен содержать следующие числовые показатели: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка); себестоимость реализации товаров, коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль/убыток от реализации; проценты к уплате; доходы от участия в других организациях; прочие операционные доходы; прочие операционные расходы; прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности; прочие внереализационные доходы; прочие внереализационные расходы; прибыль/убыток отчетного периода; налог на прибыль; отвлеченные средства; нераспределенная прибыль/убыток отчетного периода.

. Отчет об изменении капитала.

Отчет об изменениях капитала - официальный документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу, а так же отчету о прибылях и убытках. Данный документ раскрывает дополнительные важные сведения об изменениях в уставном, добавочном, резервном или другом капитале предприятия. В отчете об изменениях капитала необходимо приводить объяснительную информацию об остатках фондов (фонд накопления, фонд потребления и др.), которые были образованы в строгом соответствии со всеми учредительными документами предприятия, а так же принятой учетной политикой за счет прибыли, которая осталась в свободном распоряжении организации.

. Отчет о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств показывает потоки денежных средств (их поступление и выбытие) в результате текущей, инвестиционной деятельности и финансовых операций за отчетный период в увязке с остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.

В соответствии с российским законодательством к денежным относятся средства, учитываемые на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». Иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату составления отчетности. Денежные эквиваленты, которые в соответствии с МСФО принимаются в расчет (при составлении отчета о движении денежных средств в российском законодательстве) не определяются и не используются.

В отчете отражается движение средств не только в целом по организации, но и по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Текущая - деятельность организации, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть с производством промышленной продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Кондраков Н.П. отмечает, что инвестиционная - деятельность, связанная с капитальными вложениями в связи с приобретением основных средств, земельных участков, зданий и недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций.

Финансовая - деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.д.

. Отчет о целевом использовании полученных средств.

Отчет о целевом использовании полученных средств - документ, свидетельствующий об остаточных средствах на счетах предприятия после использования их в течение отчетного периода. В отчете указываются денежные средства, поступившие от членских, добровольных и других взносов. Отчет предполагает обязательное заполнение всех разделов.

) Раздел «Входящее сальдо». Данный раздел требует обязательного внесения информации относительно суммы денежных средств целевого финансирования, а так же средств, полученных от предпринимательской деятельности организации на начало отчетного года, а так же на конец предыдущего.

) Раздел «Поступило средств». Здесь необходимо отобразить все денежные средства, поступившие в виде членских, добровольных, а так же вступительных взносов, сумма средств, поступивших от предпринимательской деятельности предприятия и другие поступления.

) Раздел «Использовано средств». В данном разделе необходимо указать конкретные цели, на которые были направлены денежные средства предприятия. К таким расходам можно отнести: расходы, связанные с целевыми мероприятиями; расходы, связанные с содержанием управленческого аппарата.

) Раздел «Сальдо на конец года». Именно в этом разделе отображается сумма денежных средств, которая не использовалась предприятием и осталась в его распоряжении на начало периода. В ситуации, когда сумма расходов превышает имеющуюся сумму денежных средств предприятия, данный показатель следует отобразить в круглых скобках.

Таким образом, были рассмотрены структура и содержание форм бухгалтерской отчетности.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ООО «ДАЛЬПРОМТОРГСЕРВИС»

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ДальПромТорг-Сервиз»

Общество с ограниченной ответственностью «ДальПромТоргСервис» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98г. №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «ДальПромТоргСервис» существует с 1998 года.

Уставный капитал предприятия 1258000 руб.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Лицензий, выданных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

ООО «ДальПромТоргСервис» имеет в собственности строительную технику - автотранспорт и грузоподъемные механизмы, производственную базу, на территории которой находится столярный цех.

За последние годы компания произвела строительно-монтажные и ремонтные работы на объектах г. Южно-Сахалинска: расширение торгового центра «Океан» с устройством облицовки фасада, ремонт административного здания Государственной инспекции по налогам и сборам по Сахалинской области, Южно-Сахалинское отделение СберБанка №8567 РФ.

При производстве работ применяются новейшие технологии Южной Кореи, США, Японии и Германии.

Работы производятся в соответствии со Строительными нормами и правилами, технологическими картами на соответствующие виды работ, с соблюдением требований по качеству работ, охране труда и пожарной безопасности.

Рабочие предприятия на 100% обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Работникам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда (сварщики, электросварщики) предоставляется дополнительный отпуск. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером, с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «БЭСТ-4».

ООО «ДальПромТоргСервис» использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов. Предприятие находится на общей системе налогообложения.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. А также формами, разработанными предприятием самостоятельно.

Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно.

Все учетные документы хранятся на предприятии в течение пяти лет.

Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится на 31 декабря отчетного года, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация основных средств проводится раз в три года.

ООО «ДальПромТоргСервис» реализует свои работы по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется на основе полной экономической самостоятельности.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2009-2011 годы представлены в Таблице 2.1

Таблица 2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ДальПромТоргСервис»

Показатели

Годы

Отклонение 2010/2009

Отклонение 2011/2010


2009 год

2010 год

2011 год

Темпы роста, %

+; -

Темпы роста, %

+; -

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продажи, тыс. руб.

58719

100345

132654

70,89

+41626

32,18

+32309

Себестоимость произведенных работ, тыс. руб.

51722

76216

110028

47,36

+24494

44,36

+33812

Валовая прибыль, тыс. руб.

6997

24129

22626

244,85

+17132

-6,23

-1503

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

6997

24129

22626

244,85

+17132

-6,23

-1503

Прочие доходы, тыс. руб.

1637

2049

25,17

+412

-99,56

-2040

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

6509

23548

21585

261,78

+17039

8,34

1963

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

5321

17769

16178

+233,94

12448

8,95

1591

Рентабельность продаж, %

9,06

17,71

12,2






Из таблицы 2.1 видно, что выручка, полученная от выполненных работ в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 41626 тыс. руб., а в 2011 по сравнению с 2010 на 32309 тыс. руб., это связано с увеличением роста заказов на ремонт и отделочные работы зданий, но вместе с тем в 2011 году прибыль по отношению к 2009 падает на 6,23% (в абсолютном выражении 1503 тыс. руб.). Данный факт связан с увеличением себестоимости произведенных работ вследствие удорожания материальных затрат, затрат на труд.

Рис. 4 Динамика изменения активов ООО «ДальПромТоргСевис» за 2009-2011 гг.

Таким образом, ООО «ДальПромТоргСевис» имеет положительный финансовый результат своей деятельности. В 2009 году Общество получило прибыль в размере 5321 тыс. руб. В 2011 году предприятие получило прибыль в размере 17769 тыс. руб., на 12448 тыс. руб. превышает прибыль, полученную в предыдущем году. Повышение прибыли обусловлено увеличением заказов на осуществление строительных и ремонтных работ. Однако в 2012 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с 2011 годом, что обусловлено увеличением себестоимости произведенных работ и составляет на 1591 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о достаточно эффективной работе ООО «ДальПромТоргСервис».

2.2 Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ДальПромТорг-Сервиз»

Анализ финансовой отчетности - это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Основным источником информации о деятельности предприятия является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Из всех форм финансовой отчетности наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния организации является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Ликвидность баланса - степень покрытия обязательств организации ее активами, которая отражает скорость возврата в оборот денег, вложенных в различные виды имущества и обязательств. От того, сколько времени займет этот процесс, зависит степень ликвидности. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Структура и динамика активов и пассивов ООО «ДальПромТорг-Сервиз» на начало и конец отчетного периода представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Динамика и структура активов и пассивов ООО «ДальПромТоргСервиз» за 2012гг.

Показатель

На начало

На конец


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

АКТИВЫ

Внеоборотные активы В том числе:

172565

44,8

151459

40,5

основные средства

151917

39,4

145853

39

незавершенное строительство

2382

0,6

2341

0,6

долгосрочные финансовые вложения

15235

4,1

234

0,1

отложенные налоговые активы

3031

0,9

3031

0,8

Оборотные активы

55,2

222856

59,5

в том числе: запасы

146225

37,9

119117

31,8

НДС

945

0,2

1119

0,3

краткосрочная дебиторская задолженность

38581

10

97481

26

краткосрочные финансовые вложения

200

0,1

200

0,1

денежные средства

26812

7,1

4939

1,3

Итого активы

385328

100

374315

100

ПАССИВЫ

Собственный капитал

310939

80,7

317650

84,9

Долгосрочные обязательства

8498

2,2

4098

1,1

Заемные средства

21600

5,6

5000

1,3

Кредиторская задолженность

41459

10,8

44756

12,1

Резервы предстоящих расходов

2832

0,7

2811

0,8

Итого пассивы

385328

100

374315

100


По данным таблицы 2.1. можно сказать, что наибольшую долю в структуре активов занимают оборотные (59,5% на конец года), их увеличение составило 4,3%. На столько же уменьшились внеоборотные активы в течение года и стали составлять 40,5%. Дебиторская задолженность в течение 2012 года возросла в 2,6 раза, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции.

Касаемо пассивов, можно отметить незначительное увеличение собственного капитала. В течение отчетного периода заметно были снижены заемные средства (в 4,3 раза).

Доля кредиторской задолженности в структуре пассивов увеличилась незначительно (на 1,3%).

Таблица 2.2 Анализ ликвидности баланса ООО «ДальПромТоргСервиз» за 2012гг.

Группа показателей

Группа показателей

Сумма

Платежный излишек (+), недостаток (-)



На начало

На конец


На начало

На конец


1

2

3

4

5

6

7

8 = 3 - 6

9 = 4 - 7

2

Наиболее ликвидные активы (А1)

27012

5139

Наиболее срочные обязательства (П1)

41459

44756

-14 447

-39 617

3

Быстро реализуемые активы (А2)

38 581

97481

Краткосрочные обязательства (П2)

21600

5000

16 981

92 481

4

Медленно реализуемые активы (А3)

147170

120236

Долгосрочные пассивы (П3)

11330

6909

135 840

113 327

5

Труднореализуемые активы (А4)

172565

151459

Постоянные пассивы (П4)

310939

317650

-138 374

-166 191


Баланс

385328

374315

Баланс

385328

374315

-

-


По результатам табл. 2.2. можно охарактеризовать ликвидность баланса ООО «ДальПромТоргСервиз» как недостаточную, так как не соблюдаются условия первого неравенства на начало и конец периода, что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам.

Таблица 2.3

Анализ ликвидности баланса ООО «ДальПромТоргСервиз»

На начало 2012г.

На конец 2012г.

А1 ≤ П1

А1 ≤ П1

А2 ≥ П2

А2 ≥ П2

А3 ≥ П3

А4 ≤ П4

А 4≤ П4


Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, то есть А1 и П1 (сроки до трех месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, то есть А2 и П2 (сроки от трех до шести месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем.

Наиболее важными аналитическими коэффициентами, которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности организации, являются следующие: коэффициент абсолютной ликвидности (Кал); коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (Кбл); коэффициент текущей (общей) ликвидности (Ктл); чистые оборотные активы.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности организации; показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг.

Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности колеблется в пределах 0,2-0,3.

По данным баланса стр. 260 = 1973 тыс. руб. на начало периода, 3474 тыс. руб. на конец периода.

Стр. 250 = 6810 тыс. руб. на конец периода.

Строка 690 на начало периода составила 14 597 тыс. руб., на конец периода - 11 089 тыс. руб.

Кал (на начало) = 1973 / 14597 = 0,135

Кал (на конец) = (3474 + 6810) / 11089 = 0,927

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Коэффициент текущей (общей) ликвидности показывает, достаточно ли у организации средств, которые могут быть использованы для краткосрочных обязательств в течение определенного периода.

Чистые оборотные активы (капитал) необходимы для поддержания финансовой устойчивости организации, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что организация не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Динамика показателей платежеспособности приведена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Динамика показателей платежеспособности ООО «ДальПромТоргСервиз» за 2012гг.

Показатель

Рекомендуемое значение

На начало

На конец

Отклонение

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

0,2-0,3

0,42

0,10

-0,32

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (Кбл)

0,7-0,8

0,99

1,95

+0,96

Коэффициент текущей (общей) ликвидности (Ктл)

1,0-2,0

3,22

4,23

+1,01

Чистые оборотные активы (капитал) (Чоа)

-

146872

170289

+23417


По данным таблицы 2.4. видно, что значение коэффициента абсолютной ликвидности на начало периода выше рекомендуемого значения. Это говорит о том, что ежедневно будет погашаться 42% краткосрочных обязательств. К концу периода этот коэффициент уменьшается до 0,1, что является ниже рекомендуемого значения, то есть ежедневно предприятие будет погашать только 10% краткосрочных обязательств.

По итогам проведенного анализа у ООО «ДальПромТоргСервиз» можно говорить о проблемах в управлении финансовыми потоками.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДАЛЬПРОМТОРГСЕРВИС»

По данным проведенного анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ДальПромТоргСервиз» мы пришли к выводу, что у предприятия существуют финансовые трудности, однако у нее есть потенциал для будущего роста и расширения деятельности.

В связи с этим, необходимо разработать рекомендации по управлению оборотными активами и краткосрочными обязательствами организации.

Одним из способов уменьшения кредиторской задолженности и грамотного управления оборотными активами является многомерное планирование и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативность и качество решений, принимаемых руководителями, а следовательно, и результативность управления во многом зависят от того, насколько удобно представлена информация о различных аспектах деятельности организации.

Внутренним пользователям часто нужны разнообразные аналитические отчеты, которые построены на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности и позволяют сопоставлять финансовые и операционные показатели в различных ракурсах.

В состав программы входят аналитические панели и аналитические отчеты - мощные и гибкие средства, предназначенные для анализа накопленной информации.

Аналитическая панель представляет собой комплект из нескольких аналитических отчетов, ориентированных на решение родственных аналитических задач, либо устойчивый набор отчетов, используемых определенным сотрудником или группой сотрудников, решающих сходные практические задачи.

Диаграмма «Сравнительный факторный анализ» демонстрирует состав факторов, повлиявших на значение выбранного показателя. С помощью диаграммы можно сравнить показатель с аналогичным показателем другого отчета, а также попарно сравнить схожие факторы двух показателей.

Программа «1С: Консолидация 8» позволит повысить качество на всех этапах составления отчетности. В ней имеется возможность наглядного представления связей между отчетами и отдельными показателями (также в виде диаграмм), что упрощает разработку отчетности и ее последующий аудит, а также снижает риск ошибок.

Версия «1С: Консолидация 8 ПРОФ» содержит подсистему интеллектуального анализа данных, предназначенную для выявления неочевидных правил и извлечения неизвестных закономерностей. Эта программа позволит дать точный ответ на вопрос - необходимы ли внешние заимствования организации в данный момент или нет, если да, то в каком объеме и как следует воспользоваться этими средствами.

Методические модели «Консолидация РСБУ» и «Трансформация и консолидация по МСФО» также позволят улучшить управление пассивом баланса и процессом денежного оборота в целом.

В комплект поставки прикладного решения «1С: Консолидация 8» входят методическая модель «Консолидация РСБУ». В состав данной модели включены основные формы бухгалтерской отчетности, соответствующие образцам, приведенным в приложениях к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2.07.2010г. №66н.

Программа позволит усилить финансовый контроль; обеспечить прозрачность фирмы; оперативно получать достоверную отчетность различного назначения; снизить затраты на подготовку корпоративной отчетности; адекватно оценить риски и эффективно планировать деятельность; Рационально нормировать ресурсы и лимитировать расходы. Программа производит многомерную отчетность и мониторинг состояния бизнеса; прогнозирование и моделирование деятельности предприятия; финансовый анализ по учетным данным.

Методическая модель «Трансформация и консолидация по МСФО» содержит комплект исходных, трансформационных и итоговых форм, обеспечивающих подготовку отчетности в соответствии с МСФО, что, на наш взгляд, актуально для ООО «ДальПромТоргСервиз» как для компании с привлечением иностранного капитала. Модель включает более 60 трансформационных корректировок, отражающих типичные различия между учетными политиками РСБУ и МСФО.

Во все отчетные формы при необходимости можно вносить изменения, не прибегая к помощи программистов. Каждая форма отчета может иметь произвольное число заполняемых бланков, что можно использовать, например, для подготовки бланков на русском и английском языках. Кроме того, можно добавлять дополнительные формы на основе существующих, например дополнительные расшифровки (примечания) показателей отчетов.

Сложным и трудоемким этапом подготовки отчетности по МСФО является подготовка примечаний к отчетности. Программа содержит более 80 типичных примечаний, обеспечивающих надлежащее раскрытие финансовой информации в соответствии с МСФО.

Таким образом, были обозначены следующие рекомендации по управлению пассивами ООО «ДальПромТоргСервиз»:

) проведение многомерного планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

) внедрение программного продукта «1С: Консолидация 8» и версии «1С: Консолидация 8 ПРОФ»;

) применение методических моделей «Консолидация РСБУ» и «Трансформация и консолидация по МСФО».

информационный нормативный финансовый отчетность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были раскрыты основные положения по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

В первой главе работы были раскрыты, во-первых, назначение, цели и задачи анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиции пользователя, в частности: определен состав отчетности, назначение анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сделаны следующие выводы:

Для разных пользователей анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности с точки масштаба его поведения зависит от конкретно поставленной цели. Таким образом, цели анализа финансовой отчетности зависят от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации. В общем, анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

Выбор цели определяет инструменты и методики поведения анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цели анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности достигаются в результате решения ряда аналитических задач.

как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций;

как средство оценки мастерства и качества управления финансовыми ресурсами;

как способ прогнозирования будущих результатов.

Практическая часть работы была рассмотрена на примере ООО «ДальПромТоргСервиз». Дана экономическая характеристика предприятия, исследована ее финансово-хозяйственная деятельность на основании данных бухгалтерской отчетности.

По результатам проведенной работы, было сделано заключение о том, что ООО «ДальПромТоргСервиз» имеет эффективную деятельность и стабильное финансовое положение. Единственным настораживающим моментом было отмечено наличие существенной кредиторской задолженности и слабым снижением дебиторской, что делает прогноз на будущее неопределенным.

В последней главе были даны рекомендации по управлению оборотными активами предприятия и краткосрочными обязательствами, которые сформулированы следующим образом: 1) проведение многомерного планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 2) внедрение программного продукта «1С: Консолидация 8» и версии «1С: Консолидация 8 ПРОФ»; 3) применение методических моделей «Консолидация РСБУ» и «Трансформация и консолидация по МСФО».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2011г. «О бухгалтерском учете»

.       Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

3.      Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н

4.     Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник, 2003г.

5.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. - М ИНФРА, 2004г.

.        Справочник бухгалтера и аудитора/ Под ред. Е.А. Мизиковского, Л.Г. Макаровой. - М.: Юристь, 2001г.

.        Все основные бухгалтерские проводки/ Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора» - Ростов н/д Феникс, 2004г.

.        Бухгалтерский учет. Учебник/ Коллектив авторов под ред. Безруких П.С. Изд. 2-е М, Бухгалтерский учет, 1996г.

.        Бухгалтерский учет. Учебник/ Коллектив авторов под ред. Безруких П.С. Изд. 3-е М, Бухгалтерский учет, 1999 и 2001гг.

.        Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы.: Учебное пособие для вузов/ Татарников Е.А. - М. Издательство « Экзамен», 2004г.

.        Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. - М.: МарТ, 2004г.

.        Гетьман В.Г. Финансовый учет. - М.: Финансы и статистика, 2002г.

13.   Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет. Учебное пособие.; Изд. 2-е М ФБК пресс, 2001г.

.       Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / В.А. Черноы; Под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ, 2007.-127с.

15.    Новодорский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации: Учебное пособие / В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. - 5-е издание; перераб. И доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - 390с.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 6 изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.- 312с.

.        Ковалев В.В. Как читать баланс: Практическое издание / В.В. Ковалев, В.В. Патров, В.А. Быков. - 5-е изд.; перераб. И доп. - М.: Омега - Л, 2006 - 287с.

.        Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М., 2003.

19.    Бургуев К.А. Практика постановки управленческого учета на российских предприятиях // Деловой Петербург. - 2002. - №24. - С 3-7

20.    Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / И.П. Сахирова. Уфа: Гилем, 2006. 152 с.

21.    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Омега - Л, 2006. - 576 с.

22.    Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 472 с.

23.    Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Железнодорожный, 2001.

24.    Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебник. - К.: Либра, 2004. - 576 с.

25.    Друри К. Управленческий и производственный учет.-М.: АУДИТ_ЮНИТИ, 2002

26.    Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 2007.

27.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. - М ИНФРА, 2004г.

28.    Справочник бухгалтера и аудитора/ Под ред. Е.А. Мизиковского, Л.Г. Макаровой. - М.: Юристь, 2001г.

.        Все основные бухгалтерские проводки/ Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора» - Ростов н/д Феникс, 2004г.

.        Бухгалтерский учет. Учебник/ Коллектив авторов под ред. Безруких П.С. Изд. 2-е М, Бухгалтерский учет, 1996г.

.        Бухгалтерский учет. Учебник/ Коллектив авторов под ред. Безруких П.С. Изд. 3-е М, Бухгалтерский учет, 1999 и 2001гг.

.        Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы.: Учебное пособие для вузов/ Татарников Е.А. - М. Издательство « Экзамен», 2004г.

.        Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. - М.: МарТ, 2004г.

.        Гетьман В.Г. Финансовый учет. - М.: Финансы и статистика, 2002г.

35.   Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет. Учебное пособие.; Изд. 2-е М ФБК пресс, 2001г.

36.    Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник, 2003г.

Похожие работы на - Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе принятия управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!