Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Уфимский
государственный нефтяной технический университет"
Кафедра
политологии, социологии и связей с общественностью
РЕФЕРАТ
на
тему: "Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее
реализации"
Выполнил:
студ. гр. МТП 21-13-01 Гайнанова Г.А.
Проверил: кандидат соц. наук, доцент Махов А.А.
Уфа 2013
Содержание
Введение
.
Педагогические ценности в структуре профессионально - педагогической культуры
.1
Цели педагогического образования
.2
Классификация педагогических задач
.
Технология педагогической деятельности преподавателя высшей школы
.
Понятие педагогического творчества
.1
Особенности педагогического творчества
Заключение
Список
использованной литературы
Развитие высшей школы невозможно без осознания
огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации
преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во
всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных
ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт
воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни
происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза,
педагога и ученого как носителей научного знания, культурно - педагогического
опыта общества.
В общей и профессионально - педагoгической
культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал
преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть
своевременно востребован и рационально использован.
К сожалению, имеющиеся научно-педагогические
исследования, передовой педагогический опыт приводят лишь к частичным
усовершенствованиям профессионально-педагогической культуры, в своей
принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд,
недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально-педагогической
культуры преподавателя вуза как фактора формирования личности специалиста,
недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах
учебно-воспитательного процеca в вузе. Необходимость повышения
профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы обусловлена
возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки
выпускников вузов; сменой общеобразовательных парадигм, подготовкой будущих
специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда.
1. Педагогические ценности в
структуре профессионально- педагогической культуры
Признание профессионально-педагогической
культуры сложным социально-педагогическим явлением обусловливает обращение к
анализу ее различных сторон. Изучение профессионально-педагогической культуры
преподавателя высшей школы в аксиологическом аспекте раскрывает ее содержание,
основу которого составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических
ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую
деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как
познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися
взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально -
педагогической деятельностью преподавателя высшей школы. Педагогические
ценности объективны, так как складываются исторически в ходе развития общества,
системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме
общественного сознания в виде идей, концепций, теорий. В процессе подготовки и
осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает
педагогическими ценностями, субъективирует их. Уровень субъективации
педагогических ценностей - это степень реализации идеально ценностного,
трансформации потенциального в актуальное. Он является показателем личностно -
профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.
Педагогические ценности выступают в качестве
относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и
педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей - добра и
красоты, справедливости и долга, равенства и чести - в палитру ценностей
педагогических и овладение ими создает ту основу, на которой разрабатывается
содержание педагогического образования.
Субъективное восприятие и присвоение
преподавателем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется
его личностными качествами, направленностью профессиональной деятельности,
профессионально - педагогическим самосознанием, личной педагогической системой
и отражает, таким образом, его внутренний мир.
Степень присвоения личностью педагогических
ценностей зависит от активности его педагогического сознания, так как
установление ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления
происходит в процессе оценки.
Критерием оценки является сложившийся на основе
психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и
сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы
индивидуального педагогического сознания могут совпадать и не совпадать с
выработанными и признанными в обществе или профессиональной группе
представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической
деятельности, т.е. обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность
и целесообразность деятельности педагога.
Многообразие видов деятельности преподавателя
высшей школы стимулирует развитие его индивидуальности. Каждый преподаватель
актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и те педагогические
ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми.
Индивидуализированный профессионально - педагогический опыт и связанные с ним
переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения составляет его
профессиональное Я.
Профессиональное сознание направлено на анализ
разных сторон Я личности преподавателя, его профессиональной деятельности и
призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е. внутренне
мотивированного значения для субъекта того или иного действия, поступка.
Учеными предложена следующая классификация
узкопрофессиональных педагогических ценностей:
ценности, раскрывающие профессиональный статус
педагога;
ценности, показывающие степень вовлеченности
личности в педагогическую профессию;
ценности, отражающие цели педагогической
деятельности. Педагогические ценности в данном случае группируются исходя из
удовлетворенности преподавателя педагогической работой и возможности его;
самореализации в ней, что, на наш взгляд, не отражает всего многообразия
профессиональной деятельности педагога.
С учетом того, что педагогические ценности,
являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные
уровни существования, мы разделяем их на следующие группы:
общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.
Общественно-педагогические ценности
функционируют в масштабе всего общества и концентрируются в общественном
сознании в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и
правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего
общества.
Профессионально-групповые ценности представляют
собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих
профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов
(учителя школ, колледжей, лицеев, преподаватели вузов). Эта совокупность носит
целостный характер и выступает как познавательно - деятельностная система,
обладающая относительной стабильностью и повторяемостью.
Индивидуально-личностные ценности - это система
ценностный ориентации личности, сложное социально - психологическое
образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.
Каждый преподаватель, ассимилируя общественно -
педагогические и профессионально - групповые ценности, строит свою личностную
систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций.
(концепция, связанная с формированием личности специалиста, представления о
технологии построения учебно-воспитательного процесса в высшей школе, о
специфике взаимодействия со студентами, о себе как о профессионале и др.).
Критерием развития личности преподавателя как
профессионала, показателем его педагогической культурности и является
сформированность ценностей - целей.
1.1 Цели педагогического образования
Цели педагогического образования определяются
мотивами, которыми конкретизируются потребности, занимающие доминирующее
положение в иерархии потребностей данной деятельности и составляющие
"ядро" личности преподавателя как мастера-профессионала. К таким
потребностям мы относим потребности саморазвитии, самореализации и в развитии
других. В сознании преподавателя понятия "личность будущего
специалиста" и "профессионал" приобретают телеологический
характер, а соответствующие концепции связываются с аксиологическими функциями,
определяющими состояние всех других аксиологических функций.
Основой построения индивидуально-личностных
концепций целей профессионально-педагогической деятельности служит научно-
обоснованная качественно-описательная модель деятельности
специалиста-профессионала, разрабатываемая на основе государственных
профессионально-образовательных стандартов.
Проведенное исследование позволило представить,
как преподаватели оценивают значимость психолого-педагогических знаний.
Результаты даны в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка преподавателями вузов
значимости психолого-педагогических знаний (в % к числу отвечавших).
Из таблицы видно, что почти 80 % преподавателей
всех кафедр достаточно высоко оценивают значение психолого-педагогических
знаний для построения своей деятельности. Настораживает, однако, то
обстоятельство, что только 14,4 % преподавателей специальных и общетехнических
дисциплин и 19,5 % социально-гуманитарных дисциплин испытывают потребность в
серьезной психолого - педагогической подготовке.
Процесс решения педагогической задачи, таким
образом, состоит из последовательных действий: педагогического анализа задачи,
конструирования и прогнозирования системы решения, оценки ее функционирования,
организации и коррекции решения. В свою очередь каждый этап представляет собой
совокупность частных задач, имеющих свою внутреннюю специфику и логику решения.
1.2 Классификация педагогических
задач
Важным является вопрос классификации
педагогических задач. Он проанализирован в работах Н. В. Кузьминой, А. И.
Мищенко, Л.Ф. Спиринаидр.
По временному признаку педагогические задачи
подразделяются на стратегические, оперативные, тактические.
Стратегические задачи, вытекая из общей цели
образования, существуют в виде идеальных представлений о качествах человека,
результат образовательного процесса и т.п. Они задаются извне, отражают
объективные потребности общества, определяют исходные цели и конечные
результаты педагогической деятельности.
Тактические задачи - это конкретизация
стратегических задач в реально педагогическом процессе, они соответствуют тому
или иному этапу стратегической задачи.
Оперативные задачи - это задачи текущие,
ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его
практической работы.
2. Технология педагогической
деятельности преподавателя высшей школы
Педагогическая деятельность преподавателя вуза -
это творческая деятельность по профессиональной подготовке будущих специалистов
и самосозидание. Она выступает средством самореализации и профессионального
самоутверждения. Потребность в самовыражении, в личностной самореализации и
процессе профессионально - педагогической деятельности постепенно становится
доминирующей ценностной ориентацией личности преподавателя.
Раскрывая личностный смысл самореализации, важно
отметить роль внутренней потребности личности в активно развитии.
Самореализация осуществляется в адаптивной, репродуктивной, эвристической и
креативной формах.
Современная ситуация в высшей школе стимулирует
преподавателя к перероду от адаптивной, ориентированной на настоящее, к
креативной, ориентированной в будущее, форме активности, к тому, "чтобы
заданные внешними условиями, целями способы деятельности сочетались со
свободным, внутренне обусловленным раскрытием особенностей и дарований
личности.
) знание приемов решения аналитико-
рефлексивных, конструктивно-прогностических,организационно-деятельностных,оценочно-информацион-ных
и коррекционно - регулирующих педагогических задач и умение использовать эти
приемы. Качество решения задач определялось через совокупность умений,
отражающих уровень развития личности преподавателя как субъекта деятельности.
Измерение умений осуществлялось с помощью
карты-схемы по 4-балльной шкале, позволившей установить уровень
сформированности умений, а также характер внутренних корреляционных связей
между отдельными умениями.
) творческая активность личности преподавателя
проявляется в интеллектуальной активности, педагогической интуиции и
импровизации. Кроме указанных выше методов для измерения данного критерия
широко применялись методы самооценки, наблюдения, решения педагогических
ситуаций в условиях специально организованного обучения (семинары, школы,
организационно - деятельностные игры).
) Степень развития педагогического мышления как
критерий профессионально-педагогической культуры содержит в себе следующие
показатели: сформированность педагогической рефлексии, позитивное отношение к
обыденному педагогическому сознанию, проблемно-поисковый характер деятельности,
гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений. При
массовом опросе этот критерий изучается с помощью анкетирования, наблюдения,
бесед; в условиях специально организованного обучения степень развития
педагогического мышления фиксируется по специальной программе на основе данных
решения педагогических задач, участия в деловых играх, использовании активных
методов.
) стремление к профессионально - педагогическому
совершенствованию преподавателя вуза складывается из таких показателей:
установка на профессионально- педагогическое совершенствование, наличие личной
педагогической системы, заинтересованное отношение к опыту своих коллег,
овладение способами самосовершенствования. При определении этого критерия
наряду с выше названными методами изучаются круг чтения преподавателя в области
психолого-педагогических дисциплин, участие его в работе методических и
теоретических семинаров кафедры, предметных комиссий, научно-практических
конференций, написанные им статьи по методике, отмечается стремление
преподавателя использовать всевозможные способы внутривузовского повышения
квалификации. Преподаватель, поставив перед собой цель и построив в
соответствии с ней программу действий, может прогнозировать основные условия,
этапы формирования личности, создавать ситуации для развития и саморазвития
личности.
Осознание личностного смысла профессиональной
деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности,
способности управлять своим поведением в соответствии с возникшими или
специально поставленными педагогическими задачами.
3. Понятие педагогического
творчества
Природа творческого педагогического труда
такова, что она изначально содержит в себе некоторые характеристики нормативной
деятельности. Педагогический труд становится творческим в тex случаях, когда
работа с алгоритмами не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом
алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются
в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых
требует постоянной коррекции и регулирования привычных действий, что побуждает
преподавателя к инновационному мышлению.
Вполне правомерным является вопрос о возможности
обучения и научения творчеству. Такие возможности возникают благодаря
закономерностям целостного педагогического процесса, осознанию целей и задач
совместной деятельности, готовности и способности к самоизучению и
самосовершенствованию.
Субъективные условия развития педагогического
творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного
учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки
преподавателя; владение преподавателем современными концепциями подготовки
специалиста с высшим образованием; стремление к творчеству, развитое
педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение
принимать оперативные решения в не типичных ситуациях; проблемное видение,
антиципация (предвосхищение), владение педагогической технологией.
Понимание творческой природы педагогической
деятельности создает у преподавателей установку на ожидание и внедрение нового
в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной
деятельности обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации
преподавателя. Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое
творчество и самореализация преподавателя высшей школы взаимосвязаны, дополняют
и развивают друг друга.
3.1 Особенности педагогического
творчества
. Сотворчество преподавателя со студентами,
коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве
цели профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом
и студенческом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором.
Преподаватель вуза как ученый, педагог, специалист в определенной области
знаний в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики
демонстрирует своим студентам творческое отношение к профессиональной
деятельности.
2. Проявление творческого педагогического
потенциала преподавателя зависит от методического, технического оснащения
учебно-воспитательного процесса.
. Преподаватель должен уметь управлять своим
эмоционально-психологическим состоянием и учить этому студентов; организовывать
общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативы и
изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и
самореализации.
Выделенные особенности педагогического
творчества позволяют полнее понять, как в педагогической деятельности
сочетаются алгоритмический и творческий компоненты.
Заключение
Профессионально-педагогическая культура
преподавателя высшей школы как социально-педагогическое явление рассматривается
нами как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах
педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание
педагогических ценностей, технологий и способностей личности.
Такое понимание профессионально - педагогической
культуры позволяет вписать ее в два категориальных ряда:
) профессиональная культура, педагогическая
культура (в качестве видового понятия),
При изучении сущности
профессионально-педагогической культуры были выявлены и проанализированы
основные группы противоречий:
социально - педагогических - между
социально-культурными процессами, условиями окружающей социальной реальности и
функционированием профессионально - педагогической культуры;
общепедагогических - между многообразием
ценностей педагогической культуры и степенью их освоения, включенности в
деятельность преподавателя;
личностно-творческих - между общественной формой
существования профессионально - педагогической культуры и индивидуально -
творческой формой ее присвоения и развития, преодоления педагогичности,
стереотипности в оценках и действиях студентов и собственной деятельности.
преподаватель педагогический
профессиональный культура
Список использованных источников
1. Исаев
В.Ф. Профессионально - педагогическая культура преподавателя, 2002.
. В.М.Кроль.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. - М.: Высш. шк., 2001.
- 319 с.