Методика конструирования факультативного курса для вуза (на примере курса 'Репрезентации образов кельтской мифологии в культуре Европы (Средние века – XIX век)')
Культурология
Методика конструирования факультативного курса для вуза (на примере курса «Репрезентации образов кельтской мифологии в культуре Европы (Средние века - XIX век)»
Оглавление
Введение
1.Глава I. Теоретические основания разработки факультативного курса для высших учебных заведений
1.1. Значение (роль) факультативных курсов в системе высшего профессионального образования
.2. Формы организации учебного процесса в рамках преподавания факультативных курсов
2.Глава II. Практическое конструирование факультативного курса «Репрезентации образов кельтской мифологии в культуре Европы (средние века - XIX век)» для вузов
2.1. Программа курса
.2. Конспекты лекций
.3. Варианты контрольно-измерительных материалов
Заключение
Список литературы
Введение
Основные направления реформы образования предусматривают повышение качества образования, обеспечение более высокого уровня организации учебных занятий, прочное овладение основами знаний. При этом должна быть решена задача, которая с одной стороны, позволит обеспечить овладение всеми учащимися твердо установленным и четко очерченным объемом знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, а с другой стороны создать возможности углубленного изучения гуманитарных курсов для учащихся, проявляющих повышенный интерес к тем или иным предметам.
Факультативные занятия играют особую роль в повышении уровня развития учащихся средних и высших учебных заведений, проявляющих интерес и склонности к любой науке, в том числе и специальных. Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие логического и структурного мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения предмета.
При изучении истории европейской цивилизации нельзя забывать о предпосылках ее возникновения, той почве, на которой эта цивилизация зародилась и выросла - культуре кельтских племен. Кельты играли большую роль в истории античной Европы, многие средневековые легенды являются «переработкой» кельтских сказаний. Не менее привлекательным древнее наследие являлось в XVIII - XIX веках, что проявилось в литературе и живописи. Этот интерес не угасает до сих пор, выражаясь в новых формах и видах искусства - кинематографе и музыке.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более углубленного изучения сюжетов европейского искусства в целом и культуры кельтов в частности. Работа может быть использована преподавателями для учебно - методической работы и студентами для самостоятельной работы.
Цель работы - разработать факультативный курс «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы (XII - XIX)».
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
.Определить значение факультативных занятий в высших учебных заведениях;
. Определить формы проведения факультативных занятий в высших учебных заведениях;
. Разработать программу курса;
4.Привести пример конспекта лекции по одной из изучаемых тем;
5.Разработать варианты контрольно - измерительных материалов.
Объект исследования - методика проведения факультативных занятий в ВУЗе.
Предмет исследования - учебно - методическая разработка по курсу «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы (XII - XIX века)».
Глава 1. Теоретические основания разработки факультативного курса для высших учебных заведений
.1 Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования
Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных творческих возможностей личности, способствуя её саморазвитию и самореализации.
Все это в настоящее время становится одним из условий развития профессиональных компетенций современного специалиста и ставит вопрос о дополнительном образовании, реализация которого возможна в процессе проведения факультативных занятий.
«Факультатив - (франц. facultatif, от лат. facultas - возможность), необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов». [18, с. 118]
«Цели факультативных занятий:
- повышение качества образования учащихся;
- углубление изучения отдельных предметов;
- возможности изучения студентами интересующих их научных дисциплин;
- общекультурное развитие студентов;
- приобщение студентов к исследовательской деятельности;
- коррекция пробелов в знаниях и умениях».[11, с.30]
На факультативных занятиях, как и на уроках, применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы. Но здесь необходимо широкое применение практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий и т. п.
«Функции факультативных занятий:
1.Предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут использовать эти знания в учебной и научно - исследовательской работе;
2.Мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве.
.Общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития студентов, становления их познавательных и социальных компетенций».[11, с.42 - 43]
«Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством ВУЗа и преподавателями определенных управленческих и дидактических принципов. В нашем случае, принципы - это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.
1.Принцип самоопределения предполагает осознанный выбор студентами общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных учебным заведением.
2.Принцип учёта познавательных интересов студентов влияет на выбор и тематику факультативных занятий.
. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами студентов.
4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межвузовских факультативов.
5. Принцип доступности предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы студентов на выбранном ими уровне.
. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, участия студентов в составлении учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.
. Принцип двойственного характера образовательного процесса предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана вуза.
. Принцип занимательности в организации факультативных занятий требует от преподавателя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности студентов: проблемных ситуаций, парадоксов и противоречий, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.
. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все студенты одинаково способны к различным учебным предметам.
10.Принцип преемственности обучения в диаде лекции - факультативные занятия. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.»[7, с. 27 - 29]
Таким образом, мы видим, что факультативные занятия не только обеспечивают более высокий уровень знания основных предметов, изучаемых студентами, но и предоставляют возможность проявить себя в других сферах научного знания, применять полученную информацию в учебной и, позднее, в своей профессиональной деятельности. При составлении планов факультативов должны учитываться общий уровень подготовки студентов, направленность обучения (точные или гуманитарные науки). Также, в план занятий должны включаться темы, которые наиболее интересны студентам. Использование различных форм деятельности на факультативных занятиях позволяет успешно реализовать функции и принципы этих занятий, приведенные выше.
1.2 Формы организации учебного процесса в рамках преподавания факультативных курсов
«Для реализации в сузах и вузах доступны следующие виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.»[4, с.64]
«Как и в школе, в высших учебных заведениях могут использоваться такие формы занятий как:
1.Лекция
2.Беседа
.Рассказ
.Дискуссия
.Теоретические исследования
.Практические исследования
.Семинар
.Конференция и т. д.
Также преподаватель может применять различные виды занятий, выбранные в зависимости от направленности факультатива - занятие по изложению нового материала, занятие по закреплению полученных компетенций и т. д.»[4, с. 67]
В зависимости от направленности факультатива могут быть выбраны различные места его проведения: не только учебные аудитории, но и творческие мастерские, могут быть организованы походы в музеи, библиотеки.
«В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность».[12, с.40]
«Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами учебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов учебной и внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации деятельности на факультативах.
В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
В-четвертых, такие важные виды деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что объясняет риск их исчезновения.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм деятельности студентов основывать на выделенных девяти видах».[4, с.68 - 69]
Познавательная деятельность студентов может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
«Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон - убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми».[10, с.36 - 37]
Таким образом, деятельность на факультативных занятиях может быть поделена на учебную и внеучебную. К учебной относятся различные виды занятий (усвоение материала, его закрепление) и формы (лекции, семинары, экскурсии, диспуты). К внеучебной деятельности можно отнести игры, туристические походы, краеведческие исследования, создание так называемых «клубов по интересам», волонтерские движения и т. д. При гармоничном сочетании учебной и внеучебной деятельности программа факультативных занятий будет реализовываться в достаточно высокой степени, позволяя студентам овладевать новыми компетенциями и повышать уровень уже освоенных.
Глава II. Практическое конструирование факультативного курса «Репрезентации образов кельтской мифологии в культуре Европы (Средние века - XIX век)» для вузов
.1Программа факультативного курса «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы ( XII - XIX века)»
Основной целью данной дисциплины является предоставление студентам комплекса знаний и представлений об истории и структурно-типологических особенностях мифологических представлений древних кельтов, а также подготовка студентов к осознанному чтению текстов античной и современной литературы, в которой используются образы и сюжеты кельтской мифологии, показать образовательное значение изучения данной дисциплины.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
1.дать представление о мифологии как явлении духовной культуры кельтов;
2.ознакомить с основными мифологическими циклами древних кельтов;
.выявить особенности каждого мифологического цикла;
.определить основные сюжеты и образы, используемые в литературе и живописи.
Содержание дисциплины: история возникновения кельтских мифов; основные сюжеты кельтских мифов; сюжеты и образы, репрезентуемые в литературе и живописи.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
. Знать:
1.определение понятий «миф» и «мифология»;
2.причины и условия возникновения кельтской мифологии;
.категории мифов;
.содержание основных циклов кельтских мифов;
.отличительные особенности кельтской мифологии;
.основные источники мифологической традиции;
.формы и пути влияния кельтской мифологии на литературу и искусство Европы.
.Уметь:
1.анализировать составляющие различных периодов развития кельтской мифологии в мифологическом комплексе;
2.определять образы, мотивы, сюжеты кельтской мифологии в средневековой и современной литературе и живописи;
.давать сравнительную характеристику образов кельтских мифов и литературных образов.
Формами контроля за усвоением материала служит устный опрос, проведение тестовых работ. После прохождения крупных разделов программы рекомендуется проведение письменных контрольных работ, коллоквиумов.
Всего на изучение дисциплины «Кельтская мифология» предусмотрено 42 часа, из них аудиторных 42 часов (лекций 22 часа, практических занятий 20 часов).
Содержание дисциплины
. Понятие «миф» и «мифология». История изучения кельтской мифологии. Источники мифологической традиции.
Мифология как самая ранняя форма освоения действительности, свойственная первобытным обществам. Определение понятия «миф». Отличие мифа от сказки и легенды. Мифология как совокупность мифов и наука, анализирующая мифотворчество.
Основные мифологические теории от античности до современности. Принципы исследования мифа. Понятие мифологического комплекса (историческая основа, рудименты, ферменты, атрибуты).
Обзор важнейших источников. Литература как источник мифологического материала. Христианские хроники Ирландии. Сведения по кельтской мифологии в трудах римских философов, историков, географов. Памятники кельтского искусства (архитектура, погребальная скульптура, керамика, ювелирное искусство) как источник сведений о кельтской мифологии. факультативный образование учебный высший
2.Категории мифов. Специфика кельтской мифологии.
Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические.
Особенности кельтской мифологии. Сопоставление с античными мифами. Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональным характеристикам
.Религия кельтов
Друидизм. Друиды как отдельный класс общества древних кельтов. Плиний Старший о религии кельтских народов. Поклонение камням (менгиры, дольмены, кромлехи) и деревьям (священные рощи). Г.Ю.Цезарь о друидах («Записки о гальской войне»).
4. Ирландские мифы о завоеваниях
Космогония кельтов. Сказание о Туане Мак Кайриле. Приход Фир Болг. Приход племен Богини Дану. Завоевание Ирландии фоморами. Приход Луга. Основные имена представителей племен Богини Дану: Луг, Дагда, Энгус Ок (Энгус Юный), Лен из Килларни, Богиня Дану, Морриган, Айне.
5.Сказания Уладского цикла
Проклятие Махи. Рождение Кухулина. Пес Кулана. Получение оружия Кухулином. Сватовство к Эмер. Кухулин в землях Скатах. Первый набег Кухулина и похищение Эмер. Бурый бык из Куальнге. Предсказание Федельм и наложение гейса на войско Медб. Брод Ствола (поединки Кухулина с Лохом и Орламом). Битва Кухулина с Фер Диадом (Фергусом) и гибель Фер Диада. Битва быков. Безумие и смерть Кухулина.
6.Принятие христианства в Ирландии
Первые христиане в Ирландии. Святой Патрик. Трансформация языческих божеств в христианских святых. Интерпретация древних легенд. Христианские монастыри как хранилище древних устных традиций.
.Саги Оссиановского цикла
Кто такой Оссиан? Отличия Оссиановского цикла от Уладского. Финн МакКумал и фении.Рождение Оссиана. Оссиан и Ниам. Путешествие Оссиана в волшебную страну. Оссиан и Св.Патрик. Зачарованная пещера и источник Традабана. Диармайд и Грайне. Конец войска фениев и смерть Финна Мак Кумала и Оссиана.
8.Мифы и предания Уэльса
Бардическая философия. Ненний. Гальфрид Монмутский. Кретьен де Труа. Король Артур - реальность или вымысел? Мерлин. Рыцари Круглого стола. Легенды о Граале.
9.Роль кельтской мифологии в европейской культуре
Художественно-эстетическое значение кельтской мифологии. Мифологические темы и сюжеты в литературе и искусстве. Мифологическая традиция в топонимии современной Европы. Отголоски мифов в повседневной жизни.
Примерный тематический план
№ темыНазвание темыВсего аудиторныхЛекцииПрактические занятияСамостоятельная работа1.Понятие «миф» и «мифология». История изучения кельтской мифологии. Источники мифологической традиции42222.Категории мифов. Специфика кельтской мифологии64243.Религия кельтов42224.Ирландские мифы о завоеваниях62425.Сказания уладского цикла64226.Принятие христианства42227.Саги цикла Оссиана42228.Мифы и предания Уэльса42229.Роль кельтской мифологии в европейской культуре4224ИТОГО42222020
Планы лекций
Лекция 1. Понятие «миф» и «мифология». История изучения кельтской мифологии. Источники мифологической традиции
План
1.Мифология как самая ранняя форма освоения действительности, свойственная первобытным обществам.
2.Определение понятия «миф».
.Основные мифологические теории от античности до современности.
.Принципы исследования мифа.
.Понятие мифологического комплекса (историческая основа, рудименты, ферменты, атрибуты).
.Обзор важнейших источников.
.Литература как источник мифологического материала.
.Христианские хроники Ирландии.
.Сведения по кельтской мифологии в трудах римских философов, историков, географов.
.Памятники кельтского искусства (архитектура, погребальная скульптура, керамика, ювелирное искусство) как источник сведений о кельтской мифологии.
Практическое занятие 1. Понятие «миф» и «мифология». История изучения кельтской мифологии. Источники мифологической традиции
Вопросы для подготовки:
1.Мифология как самая ранняя форма освоения действительности.
2.Определение понятия «миф». Основные мифологические теории.
.Литература как источник мифологического материала.
.Христианские хроники Ирландии.
.Сведения по кельтской мифологии в трудах римских философов, историков, географов.
.Памятники кельтского искусства (архитектура, погребальная скульптура, керамика, ювелирное искусство) как источник сведений о кельтской мифологии.
Основная литература:
1.Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 1987.
2.Биркхан Г. Кельты: История и культура. - М.: Аграф, 2007. Серия «Наследие кельтов».
.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976.
Дополнительная литература:
1.Гюйонварх К., Леру Ф. Кельтская Цивилизация . - СПб.: Культурная инициатива, 2001.
2.Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
Лекция 2. Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
План
1.Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические.
2.Особенности кельтской мифологии.
.Сопоставление с античными мифами.
.Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональным характеристикам.
Практическое занятие 2. Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
Вопросы для подготовки:
1.Категории мифов.
2.Сопоставление античных и кельтских божеств по функциональным характеристикам.
Основная литература:
1.Мифологический словарь. / Под ред. Е. М. Мелетинского. - М., 1992.
2.Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. - М., 1991.
Лекция 3. Религия кельтов
План
1.Друидизм.
2.Друиды как отдельный класс общества древних кельтов.
.Плиний Старший о религии кельтских народов.
.Поклонение камням (менгиры, дольмены, кромлехи) и деревьям (священные рощи).
.Г.Ю.Цезарь о друидах («Записки о гальской войне»).
Практическое занятие 3. Религия кельтов
Вопросы для подготовки:
1.Друидизм.
2.Поклонение камням (менгиры, дольмены, кромлехи).
.Поклонение деревьям (священные рощи).
.Римские источники о религии кельтов.
Основная литература:
1.Биркхан Г. Кельты: История и культура. - М.: Аграф, 2007. Серия «Наследие кельтов».
2.Маккалох Д. Религия древних кельтов. - М., 2004.
.Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. - М., 2003.
.Широкова Н. Кельтские друиды. - М.:АСТ, 2005.
Дополнительная литература:
1.Плиний Старший. Естественная история. Книга IV. О странах Европы. / Пер. и комм. Б.А.Старостина. М., 2007.
2.Цезарь Г.Ю. Записки о галльской войне. - М.:АСТ, 2007.
.Широкова Н.С. Культ богинь - матерей у древних кельтов. «Проблемы античной истории». Сборник научных статей под ред. А.Ю. Дворниченко. - СПб., 2003.
Лекция 4. Ирландские мифы о завоеваниях
План.
1.Космогония кельтов.
2.Сказание о Туане Мак Кайриле.
.Приход Фир Болг.
.Приход племен Богини Дану.
.Завоевание Ирландии фоморами.
.Приход Луга.
.Основные имена представителей племен Богини Дану: Луг, Дагда, Энгус Ок (Энгус Юный), Лен из Килларни, Богиня Дану, Морриган, Айне.
Практическое занятие 4. Ирландские мифы о завоеваниях.
Вопросы для подготовки:
1.Космогония кельтов.
2.Приход племен богини Дану.
.Основные имена представителей племен богини Дану.
Основная литература:
1.Маккалох Д. Религия древних кельтов. - М., 2004.
2.Энциклопедия Кельтской Мифологии. - М., 2005.
Дополнительная литература:
1.Диллон М., Чедвик Н.К. Кельтские королевства. - СПб.: Евразия, 2002.
2.Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
Лекция 5. Сказания Уладского цикла.
1.Проклятие Махи.
2.Рождение Кухулина.
.Пес Кулана.
.Получение оружия Кухулином.
.Сватовство к Эмер.
.Кухулин в землях Скатах.
.Первый набег Кухулина и похищение Эмер.
.Бурый бык из Куальнге.
.Предсказание Федельм и наложение гейса на войско Медб.
.Брод Ствола (поединки Кухулина с Лохом и Орламом).
.Битва Кухулина с Фер Диадом (Фергусом) и гибель Фер Диада.
.Битва быков.
.Безумие и смерть Кухулина.
Практическое занятие 5. Сказания Уладского цикла
Вопросы для подготовки:
1.Проклятие Махи.
2.Рождение Кухулина.
.Детство и юность Кухулина.
.Первый набег Кухулина, его женитьба.
.Бурый бык из Куальнге.