Руководитель аудиторской фирмы Семин А.В. ____________________
Аудиторская организация при планировании аудита должна руководствоваться ПСАД № 8 "Понимание деятельности ... " и ПСАД № 3 "Планирование аудита". При этом направления проверки, определенные в в Общем плане аудита должны соответствовать Программе проверки. В приведенном ниже примере приводятся отдельные фрагменты программы проверки.
Программа аудита расчетов по оплате труда
-----------------------------------------------------------------------
|Проверяемая организация |ООО "Стиль" |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Период аудита |с 1.01.2011 по 31.12.2011
|----------------------------------|------------------------------------|
|Количество человеко-часов |88 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Состав аудиторской группы |Петров П.Н., Самарин В.И. |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Планируемый аудиторский риск |7% |
|Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие |
| |действующему законодательству |
| |2) количественно - 256 тыс.руб.
|----------------------------------|------------------------------------|
| Перечень | Период |Исполнители | Проверяемые |
| аудиторских процедур |проведе-| | документы |
| | ния | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 2. Аудит оформления первичных документов |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1.1 Определение степени|5.01.99 |Петров П.Н. |Приказы о приеме|
|унификации первичных| |Самарин В.И.|на работу, увольнении,|
|документов по учету| | |перемещении, табели|
|персонала и рабочего| | |учета использования|
|времени | | |рабочего времени,|
| | | |личные карточки,|
| | | |коллективный договор |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|1.2 Проверка правильности|5.01.99 |Петров П.Н. |Табели учета|
|учета рабочего времени | |Самарин В.И.|использования рабочего|
| | | |времени, |
| | | |график-календарь |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|1.3 Проверка правильности|5.01.99 |Петров П.Н. |Расчетно-платежные |
|оформления | |Самарин В.И.|ведомости, расчетные|
|расчетно-платежных | | |ведомости, платежные|
|документов | | |ведомости, расходные|
| | | |кассовые ордера |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|1.4 Проверка правильности|5.01.99 |Петров П.Н. |Книга учета|
|учета депонированной| |Самарин В.И.|депонированной |
|заработной платы | | |заработной платы,|
| | | |депонентские карточки,|
| | | |расходные кассовые|
| | | |ордера |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 3. Аудит системы начислений заработной платы |
|-----------------------------------------------------------------------
|2.1 Проверка |7.01.99 |Петров П.Н. |Приказы руководителя,|
|обоснованности начислений| |Самарин В.И.|табели учета|
|за особые условия труда: | | |использования рабочего|
|а) сверхурочные работы| | |времени, |
|и работу в ночное время; | | |расчетно-платежные |
|б) работу в выходные| | |ведомости, лицевые|
|и праздничные дни; | | |счета (а, б) |
|в) выполнение работ| | |Табели учета рабочего|
|с тяжелыми и вредными| | |времени, расчетные
|условиями труда; | | ведомости, личные
|г) работы в районах| | | карточки, лицевые счета
|с неблагоприятными | | |
|климатическими условиями | | |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.2 Проверка правильности|7.01.99 |Петров П.Н. |Табель учета рабочего|
|документирования и оплаты| |Самарин В.И.|времени, листки|
|простоев | | |о простое,|
| | | |расчетно-платежные |
| | | |ведомости, акты|
| | | |с приложением списка|
| | | |работников |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.3 Проверка правильности|10.01.99|Петров П.Н. |Акты о браке, приказы|
|документирования и оплаты| |Самарин В.И.|руководителя, |
|работы в случае брака | | |расчетно-платежные |
| | | |ведомости, личные|
| | | |карточки |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.4 Проверка правильности|10.01.99|Петров П.Н. |Приказы руководителя,|
|расчета среднего| |Самарин В.И.|заявления работников,|
|заработка для различных| | |расчетно-платежные |
|целей | | |ведомости, личные|
| | | |карточки |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.5 Проверка правильности|10.01.99|Петров П.Н. |Заявления работников|
|расчета пособий,| |Самарин В.И.|на выплату пособий,|
|выплачиваемых за счет| | |листки |
|средств ФСС РФ | | |нетрудоспособности, |
| | | |путевки на|
| | | |санаторно-курортное |
| | | |лечение, счета|
| | | расчетно-платежные
| | | |ведомости, личные |
| | | |карточки |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.6 Проверка правильности|12.01.99|Петров П.Н. |Личные карточки,|
|определения совокупного| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|дохода для целей| | |ведомости, сведения|
|налогообложения | | |о полученных доходах |
|физических лиц | | |работников |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|2.7 Проверка правильности|12.01.99|Петров П.Н. |Журналы-ордера N 10 |
|образования | |Самарин В.И.|10/1, 10а, 12, |
|и корректировки резервов:| | |ведомости N 12, 13,|
|на предстоящую оплату| | |13а, 15, 18; счет 96 |
|отпусков работников;| | | |
|на выплату ежегодного| | | |
|вознаграждения за выслугу| | | |
|лет; на выплату| | | |
|вознаграждений по итогам| | | |
|года | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 4. Аудит обоснованности применения льгот |
| и удержаний из заработной платы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|3.1 Проверка |12.01.99|Петров П.Н. |Личные карточки,|
|правомерности применения| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|вычетов и льгот| | |ведомости, сведения|
|для исчисления| | |о полученных доходах |
|НДФЛ | | | |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|3.2 Определение |12.01.99|Петров П.Н. |Личные карточки,|
|соответствия применяемых| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|ставок НДФЛ | | |ведомости, расчетные|
|действующему | | |ведомости, сведения|
|законодательству | | |о полученных доходах|
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|3.3 Проверка правильности|12.01.99|Петров П.Н. |Исполнительные листы,|
|удержаний | |Самарин В.И.|расчетно-платежные |
|по исполнительным листам| | |ведомости, расчетные|
| | | |ведомости |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 6. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности |
| и регистров бухгалтерского учета |
|-----------------------------------------------------------------------|
|4.1 Проверка правильности|14.01.99|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|отражения оборотов| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|по счетам и субсчетам| | |ведомости N 12, 13,|
|Главной книги| | |13а, 15, 18, |
|с аналогичными| | |Главная книга |
|показателями регистров| | | |
|синтетического учета | | | |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|4.2 Проверка |14.01.99|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|правомерности отнесения| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|на себестоимость | | |ведомости N 12, 13,|
|продукции (работ, услуг)| | |13а, 15, 18, |
|выплат, начисленных| | |Главная книга, приказы|
|персоналу организации | | | |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|4.3 Проверка правильности|14.01.99|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|отнесения страховых| |Самарин В.И.|N 9, 10, 10/1, 10а,|
|взносов во внебюджетные| | |Главная книга |
|фонды на себестоимость| | | |
|продукции (работ, услуг) | | | |
|-------------------------|--------|------------|-----------------------|
|4.4 Проверка |14.01.99|Петров П.Н. |Журналы-ордера |
|обоснованности расходов| |Самарин В.И.|N 10, 10/1, 10а, |
|организации по подготовке| | |ведомости N 12, 13,|
|и переподготовке кадров,| | |13а, 15, 18, |
|правильности отнесения| | |Главная книга,|
|таких выплат | | |приказы, первичные|
|на себестоимость| | |документы (договоры|
|продукции (работ, услуг) | | |на обучение, акты|
| | | |о выполненных работах) |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 6. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
|-----------------------------------------------------------------------|
|5.1 Проверка правильности|15.01.99|Петров П.Н. |Разработочная таблица|
|исчисления страховых| |Самарин В.И.|"Сводка начисленной|
|взносов во внебюджетные| | |заработной платы|
|фонды и своевременность| | |по составу и категориям|
|их перечисления | | |работников, учета|
|по назначению | | |расчетов с работниками|
| | | |по страхованию|
| | | |и распределение|
| | | |заработной платы|
| | | |(с вкладным листом)",|
| | | |журналы-ордера N 10,|
| | | |10/1, 10а, |
| | | |ведомости N 12, 13, 15,|
-----------------------------------------------------------------------
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме учета и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям. Проверенные аудитором первичные учетные документы, а также результты выявленных нарушений записываются в рабочие документы аудитора формы РД и обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД.
Цель подготовки рабочих документов аудитора - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
В качестве официальных источников информации используются ГК РФ, Трудовой кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Источниками аудиторских доказательств служат документы по зачислению, увольнению и переводу работников, штатное расписание и другие документы по учету личного состава, первичные учетные документы (например, табель учета рабочего времени - ф. № Т-12, № Т-13, лицевой счет - ф. № Т-54, расчетно-платежная ведомость - ф. № Т-49 и др.), регистры бухгалтерского учета и отчетность.
При этом в качестве первичных учетных документов преимущественно используются унифицированные формы, утв. Постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004 г. Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной зарплаты: наряды, рапорты, маршрутные листы и др.
Описание использованных аудиторских процедур и их результатов
------------------------------------------------------------------------------
| N | Перечень | Объем | Техника исполнения | Характер
|п/п|аудиторских | информации | | возможных |
| процедур | нарушений
|---|-------------------|-------------|------------------------|----------
|1 |Проверка наличия|За 2011 год |Последовательно просматривают|Отсутствует |
| |штатного | |все приказы об изменениях|коллективный |
| |расписания, | |штатного расписания,|договор |
| |коллективного | |изменения (дополнения)| |
| |договора, положений| |к положению о премировании | |
| |о премировании | | | |
|---|-------------------|-------------|-----------------------------|----------------|
|2 |Проверка оформления|За первое |Последовательно просматривают|Отсутствуют |
| |учетных первичных|полугодие |все платежные ведомости за|приказы |
| |документов, | 2011 года |период, предусмотренный|на замещение|
| |служащих основанием| |выборкой, и выясняют: |первых лиц |
| |отражения в учете| |1) имеется ли подпись| |
| |операций по оплате| |руководителя и главного| |
| |труда | |бухгалтера; | |
| | | |2) в случаях временной| |
| | | |подмены первых лиц| |
| | | |уполномоченными, на которых| |
| | | |возложены обязанности| |
| | | |письменным распоряжением| |
| | | |руководителя предприятия, нет| |
| | | |ли платежных ведомостей| |
| | | |с подписями этих лиц более| |
| | | |раннего (позднего) срока, чем| |
| | | |дата их назначения | |
|---|-------------------|-------------|-----------------------------|----------------|
|3 |Установление |Папка справок|Последовательно сверяют|Отсутствуют |
| |полноты документов| |льготы, указанные в лицевых|заявления |
| |для предоставления| |счетах, и наличие справок|работников |
| |льгот персоналу| |по каждому из работников|о предоставлении|
| |предприятия | |в проверяемом периоде |им льгот |
| |и выплаты пособий | | | |
|---|-------------------|-------------|-----------------------------|----------------|
|4 |Проверка наличия|Папка справок|Последовательно просматривают|Необоснованное |
| |справок-вызовов из| |табели рабочего времени за|списание |
| |учебных заведений,| |проверяемый период и дни|на себестоимость|
| |договоров | |отпуска по учебе сверяют с|продукции (работ|
| |на обучение, актов| |наличием справок-вызовов из|услуг) для целей|
| |о выполненных| |учебных заведений, затем|налогообложения |
| |работах | |проверяют начисленную оплату|расходов |
| | | |в расчетно-платежных|на обучение,|
| | | |ведомостях и отражение в|подготовку |
| | | |учете этих операций |и переподготовку|
| | | | |кадров |
| | | | |при отсутствии: |
| | | | |договоров |
| | | | |с образовательными|
| | | | |учреждениями; |
| | | | |лицензии, |
| | | | |у организации,|
| | | | |оказавшей услуги|
| | | | |образовательного|
| | | | |характера; |
| | | | |акта о выполненных|
| | | | |работах |
|---|-------------------|-------------|-----------------------------|----------------|
|5 |Проверка |Папки |Проверить расчеты с фондами|Организация не|
| |регистрационных |учредительных|социального страхования,|зарегистрирована |
| |документов в фондах|документов |соответствие данных в них|в Государственном|
| |социального | |Главной книге и наличие|фонде занятости РФ|
| |страхования | |подписей, уполномоченных лиц| |
| | | |при сдаче расчетов в фонды | |
------------------------------------------------------------------------------------
Схема аудита синтетического и аналитического учета при Ж/О форме
--------------------------------------------------------------------------------------
| N | Номер | Регистры | Регистры | Документы, |
|п/п|и наименование |синтетического| аналитического учета | на основании которых|
| | счета | учета | | производятся записи|
|---|---------------|--------------|---------------------------|---------------------|
| 1 |70 "Расчеты с |Ж/о N 10, |Ведомость N 8 "Книга учета|Личная карточка,|
| |персоналом по |10/1, 10а |депонированной заработной|расчетно-платежная |
| |оплате труда" | |платы" |ведомость, |
| | | |Ведомость N 12 учета затрат|Главная книга,|
| | | |цехов (предназначена только|ж/о N 1, 2, 7, 8, 9,|
| | | |к ж/о N 10) |10,15 |
| | | |Ведомости N 13, 13а учета| |
| | | |затрат в обслуживающих| |
| | | |производствах и хозяйствах | |
| | | |Ведомость N 15 по| |
| | | |аналитическому учету сч.26,| |
| | | |97, 44 | |
| | | |Ведомость N 18 учета затрат| |
| | | |по капитальным вложениям| |
| | | |к сч. 08 | |
|---|---------------|--------------|---------------------------|---------------------|
| 2 |68 "Расчеты с |Ж/о N 8 |Ведомость N 7 учета|Декларация о доходах|
| |бюджетом" (по | |с разными дебиторами|физического лица,|
| |соответствующим| |и кредиторами (с вкладным|расчетно-платежные |
| |субсчетам) | |листом на каждые 20|ведомости, |
| | | |дебиторов или кредиторов) |Главная книга,|
| | | | |ж/о N 1, 2, 8, 13, 15|
|---|---------------|--------------|---------------------------|---------------------|
| 3 |69 "Расчеты по |Ж/о N 9, 10, |Ведомости N 12, 13, 15, 18 |Расчеты в фонды|
| |социальному |10/1, 10а | |социального страхования|
| |страхованию и | | |и обеспечения, |
| |обеспечению" | | |расчетно-платежные |
| | | | |ведомости, |
| | | | |Главная книга,|
| | | | |ж/о N 1, 2, 9, 10,|
| | | | |10/1, 10а, 15 |
------------------------------------------------------------------------------------
Схема аудита операций по расчетам по оплате труда
--------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование |Дебет|Кре- | В каких документах | Цели и процедуры аудита |
| операций | |дит | операция отражена | |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Операции по начислению дополнительной заработной платы |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|Начислена оплата|20|70 |Расчетно-платежные |Проверить правильность отражения в учете|
|труда за работу| | |ведомости, свод|операций, связанных с доплатой,|
|в выходной день| | |по зарплате,|и обоснованность их отнесения |
|(основные | | |ж/о N 10, 10с |в себестоимость продукции (работ, услуг)|
|производственные | | | | |
|рабочие) | | | | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Начислена |28 |70 |Акт о браке,|Проверить обоснованность отражения в учете|
|заработная плата| | |расчетно-платежные |оплаты за изготовление бракованной|
|рабочим, | | |ведомости, свод|продукции. Следует обратить внимание на|
|выполнявшим работы| | |по зарплате,|условия, повлекшие за собой изготовление|
|по исправлению| | |ж/о N 10, 10с |бракованной продукции (период освоения|
|производственного | | | |производства, скрытые дефекты и т.д.) |
|брака | | | | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Начислены |96 |70|Расчетно-платежные|Проверить соответствие принятой учетной|
|отпускные за счет| | |ведомости, свод|политики созданию резерва на оплату|
|резерва | | |по зарплате,|отпусков и размера ежемесячных отчислений |
| | | |ж/о N 10, 10с | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Удержаны алименты|70|76|Исполнительный лист,|Проверитьсоответствие базы дляначисления
|из заработной|||расчетно-платежные |алиментов Перечню видов заработной платы,|
|платы работников | | |ведомости, Главная|неудержанные суммы алиментов по вине|
| | | |книга, ведомость N 7|предприятия, взыскатель вправе предъявить|
| | | | |иск к этому предприятию. Также следует|
| | | | |проверить, куда отнесены расходы|
| | | | |по перечислению алиментов |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Начислен |70 |68.1 |Лицевой счет,|Проверить базу налогообложения,|
|НДФЛ | | |расчетно-платежные |обоснованность применения льгот |
| | | |ведомости, Главная| |
| | | |книга, ж/о N 8 | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Произведены |94 |71 |Расчетно-платежные |Проверить сроки задолженности|
|удержания | | |ведомости, Главная|по подотчетным суммам, наличие приказа об|
|задолженности |73-2 |94 |книга, ж/о N 7 |установлении круга лиц, которым|
|по подотчетным| | | |предоставлено право получать деньги|
|суммам |70 |73-2 | |под отчет, своевременность хозяйственных|
| | | | |операций, так как в случае приобретения|
| | | | |ТМЦ и искажения расчетов текущего месяца|
| | | | |по подотчетным суммам может повлечь|
| | | | |искажение расчета налога на имущество|
| | | | |и соответственно налогооблагаемой прибыли|
| | | | |текущего месяца |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Произведены |70 |73 |Расчетно-платежные |Проверить оговоры с работниками|
|частичные | | |ведомости, Главная|на получение возвратных ссуд, установить,|
|удержания | | |книга, ж/о N 8,|правильно ли применены ставки|
|полученных | | |ведомость N 7|рефинансирования при обложении подоходным|
|работниками ссуд | | | |налогом, включаются ли проценты|
| | | | |за пользование ссудами|
| | | | |во внереализационные доходы предприятия|
|------------------|-----|-----|--------------------|-----------------------------|Удержана недостача|70|73-2|Акт инвентаризации,|Проверитьналичиедоговораоматериальной|
|ТМЦ у материально| | |расчетно-платежные |ответственности, правомерность удержания|
|ответственных | | |ведомости, ж/о|сумм недостачи |
|лиц | | |N 10/1, ведомость| |
| | | |N 10 | |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Операции по отчислениям взносов в фонды социального страхования и обеспечения |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|Произведены |20 |69.1 |Свод по заработной|Проверить правильность определения|
|отчисления в Фонд|и др.| |плате, Главная|налогооблагаемой базы. При излишнем|
|социального | | |книга, ж/о N 9, 10,|начислении налога будет завышена|
|от заработной| | | |соответственно занижена налогооблагаемая|
|платы основных| | | |прибыль |
|производственных | | | | |
|рабочих | | | | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Произведены |20 |69.2 |То же |То же |
|отчисления в ПФР|и др.| | | |
| от фонда
заработной платы| | | | |
|------------------|-----|-----|--------------------|--------------------------------|
|Произведены |20 |69.3 |-"- |-"- |
|отчисления |и др.| | | |
|в фонд | | | | |
|обязательного | | | | |
|медицинского | | | | |
|страхования | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------------
Аудитору ________ для использования в ходе аудиторской проверки.
Руководитель группы Петров П.Н.
--------------------------
(Дата)
Оформлять рабочие документы аудитора можно следующим способом:
Рабочий документ аудитора
Форма N РД-1
Аудит оформления первичных учетных документов
Организация _______________ Аудитор ___________________
Дата начала проверки________
Отдел ______________________ Дата окончания проверки_____
Исполнитель ________________
Телефон (факс) _____________
Проверяемый период _________
--------------------------------------------------------------------------------------
| Дата | Объект|Наименование| Дата | Номер | Содержание |Заключение аудитора |
|проведения| проверки |проверяемого| (период) |документа|хозяйственной|об отсутствии|
| проверки | | документа |составления| |операции|нарушений или о |
| | | | документа | | |характере выявленных|
| | | | | | |нарушений|
|----------|--------------|------------|-----------|---------|-------------|---------|
| |Документы по | | | | | |
| |учету личного | | | | | |
| |состава и др. | | | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------
Рабочий документ использован (не использован) при составлении аудиторского отчета (ненужное зачеркнуть)
Аудитор ____________ Рабочий документ принят:
____________ (Ф.И.О.)
"__" ___________ 20__ г.
Отчетный документ аудитора
Форма N ОД-1
Сводка нарушений, выявленных в результате проверки первичных учетных документов
Организация____________ Аудитор________ (Ф.И.О.)
Проверяемый период ________
-----------------------------------------------------------------------
|Виды нарушений,|Наименование документа,|Дата (период)| Номер |
|выявленных |по которому выявлено|составления | документа |
|в документах |нарушение |документа | |
|---------------|-----------------------|-----------------|-------------|
| | | | |
-----------------------------------------------------------------------
Аудитор__________ Отчетный документ принят и использован в
(подпись) аудиторском отчете
____________________ (Ф.И.О.)
(подпись руководителя группы)
"__" ________ 20__ г.
Отчетный документ аудитора
Форма N ОД-2
Сводка нарушений, выявленных в результате арифметической проверки первичных учетных документов
Организация ___________ Аудитор ________
(Ф.И.О.)
Проверяемый период __________________
-----------------------------------------------------------------------
|Наименование|Дата (период)| Номер | Сумма по | Сумма по | Сумма |
| документа | составления |документа| документу | расчету |расхождений|
| | документа | | | аудитора | |
|------------|-------------|---------|-----------|----------|-----------|
| | | | | | |
-----------------------------------------------------------------------
Аудитор __________ Отчетный документ принят и использован
(подпись) в аудиторском отчете
___________________ (Ф.И.О.)
(подпись руководителя группы)
"__" __________ 20__ г.
Способы получения аудиторских доказательств. При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие аудиторские процедуры по существу:
- инспектирование и пересчет;
- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (наблюдение и подтверждение);
- устный опрос персонала, руководства экономического субъекта;
- аналитические процедуры.
Пересчет используется для точности отражения в бухгалтерских записях сумм по расчету зар/платы персонала. Наблюдение позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда. Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда, расчетов с бюджетом по НДФЛ и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, при уточнении у специалистов отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Инспектирование также используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
В целом, проверка расчетов с персоналом по оплате труда носит комплексный характер и включает контроль за соблюдением нормативно-правовых актов (трудового законодательства РФ), правильности начисления основной и дополнительной заработной платы (доплат, надбавок, премий, отпускных и т.п.); правильности удержаний (НДФЛ, по исполнительным листам, и др.); правильности ведения аналитического учета по каждому сотруднику и в синтетического учета (в целом по предприятию), а также начисления НДФЛ и платежей в государственные внебюджетные фонды (ставки по новым требованиям знать !).
Для аудитора важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, встречающиеся при расчетах с персоналом (табл. 5).
Таблица 5
Типичные ошибки при аудите расчетов по оплате труда
Вид и наименование ошибокВлияние на достоверность БФО, налогообложение и соблюдение законодательства по трудуНормативные документыНе применяются типовые формы первичных учетных документов по оплате трудаЗатрудняется проверка данныхПостановление Госкомстата № 1 от 05.01.2004 г.Не ведутся табели учета рабочего времениНевозможно проверить правильность начисления повременных и других выплатТрудовой кодекс РФСуммы премий, выданных подарков не включаются в совокупный доход работниковЗанижение налогооблагаемой базы по НДФЛНалоговый кодекс РФ, гл. 23Неверно проводилось начисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ)Занижение налога НДФЛ, неверное применение стандартных, имущественных, специальных и др. налоговых вычетовНалоговый кодекс РФ, гл. 23Неверно рассчитывались суммы доплат, надбавок, по прочим видам оплат (сверхурочные, ночные смены, праздничные дни)Искажение показателей кредиторской задолженности по оплате труда, занижение налогооблагаемой базыТрудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс и др.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате труда важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учетных работ. Для этой цели аудиторы могут порекомендовать автоматизировать расчеты по оплате труда, уточнить правильность расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета и др.
Тема 10. Аудит расчетов с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям
Цель аудита - формирования мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетов с П/л и персоналом по прочим операциям законодательству РФ и достоверности отчетных показателей по данным участкам учета.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов аудитора.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами: авансовые отчеты, приказы о направлении сотрудников в командировку, заявления на выдачу денег из кассы, кассовые ордера, командировочные удостоверения, документы, связанные с движением и приобретением материальных ценностей, расчетами с поставщиками и подрядчиками, заявления работников с визой руководителя, сметы представительских расходов и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Информация о расчетах с п/л группируется в ж/о № 7 (комбинированный регистр), соответствующих ведомостях и машинограммах и обобщается в оборотно-сальдовой ведомости, главной книге и формах бухгалтерской отчетности: Бухгалтерском балансе и Отчете о движении денежных средств.
К основным документам, регулирующим расчеты с подотчетными лицами относятся:
. Налоговый кодекс РФ;
. ПБУ 3/2006;
.Положение ЦБ РФ "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" № 373-П от 12.10.2011 г. (вместо Положение ... № 40).
. План счетов б/у;
. Приказы Минфина о возмещении командировочных расходов и направлении работников в командировки - Инструкция от 07.04.88 № 62 и др.
Ответственность за ведение учета расчетов с п/л возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера. Для сбора информации с целью планирования аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами необходимо выяснить:
. На основании каких документов выдаются наличные под отчет ?
. Выдаются ли авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет авансам ?
. Как организуется аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ?
. Соблюдаются ли сроки расчетов по подотчетным суммам ?
. Как учитываются не возвращенные в срок суммы авансов ?
. Как учитывается НДС по приобретенным ценностям ?
. Облагаются ли НДФЛ суточные сверх норм и другие расходы сверх установленных лимитов ?
. Организован ли аналитический учет представительских расходов для целей налогообложения прибыли ?
. Как рассчитываются и учитываются ПНА и ПНО при расчетах с подотчетными лицами ?
По результатам опроса ответственных работников АЛ аудитор делает соответствующие выводы о состоянии расчетов с подотчетными лицами; производит оценку эффективности СВК за операциями с подотчетными лицами.
Аудиторские процедуры, применяемые при расчетах с п/л: инспектирование, наблюдение пересчет, подтверждение, аналитические процедуры.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить сроки проведения аудита; разработать общий план и программу проверки.
Планируемые виды работ по вопросу:
. Аудит первичных документов по расчетам с подотчетными лицами.
. Аудит операционно-хозяйственных расходов по подотчетным суммам.
. Аудит командировочных расходов.
. Аудит представительских расходов.
. Аудит налогообложения при расчетах с подотчетными лицами.
. Аудит расчетов по выданным работникам ссудам (займам).
. Аудит расчетов с персоналом по возмещению материального ущерба.
Аудитору при проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:
наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);
имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;
правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
наличие оправдательных документов;
полноту и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм;
правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки);
правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;
правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере N 7 по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и главной книге (при журнально-ордерной форме учета).
== При составлении расчета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов.
При проверке расчетов по выданным работникам организации ссудам и займам проверяется наличие и соблюдение условий соответствующих договоров; бухгалтерские записи по сч. 73-1; своевременность погашения займов; порядок начисления %; соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
При проверке расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате брака, недостач и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей и т.п., анализируется учетная информация по счету 73, субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
Основной причиной ущерба, недостач, растрат, хищения денежных средств является несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, формальное проведение инвентаризации, а также отсутствие должного контроля за сохранностью.
При проверке аудитору необходимо выяснить:
причины возникновения материального ущерба;
отнесены ли суммы по недостачам, растратам и хищениям на виновных лиц и в какой оценке;
правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей и порядок регулирования выявленных при инвентаризации недостач и потерь;
была ли проведена инвентаризация при списании материальные ценностей в пределах норм естественной убыли (недостача в пределах норм естественной убыли может быть списана на издержки производства лишь в случае ее выявления при проведении инвентаризации);
правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на финансовые результаты, когда виновные лица не установлены;
ведение аналитического учета по счету 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба";
соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
Типичные ошибки при расчетах с подотчетными лицами
Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:
выдача денежных средств лицам без оформления соответствующего заявления либо при отсутствии на нем визы руководителя;
выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;
несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.
Нарушения при оформлении командировочных расходов:
отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;
несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
отсутствие приказов (распоряжений) об уплате суточных сверх установленных норм;
отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
нарушение порядка удержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:
выделение сумм НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
списание на затраты сумм НДС от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
Нарушения порядка учета представительских расходов:
несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете;
отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:
некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
неправильное выделение остатков на конец отчетного периода (развернуто по данным аналитического учета).
Тема 11. Аудит расчетов с бюджетом (дополнить)
Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.
Объектом проверки расчетов с бюджетом по видам налоговых и внебюджетных платежей являются:
) федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль, н6алог на добычу полезных ископаемых и др.);
) местные налоги (земельный налог, налог на имущество, транспортный и др.).
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть открыты следующие субсчета:
расчеты по налогу на доходы с физических лиц;
расчеты по налогу на прибыль;
расчеты по НДС;
расчеты по налогу на имущество;
транспортный налог и др.
Основным документом, регулирующим порядок расчетов с бюджетом по налогам и сборам, является Налоговый кодекс РФ. В бухгалтерском учете - ПБУ 18/02 и План счетов бухгалтерского учета и Приказ Минфина № 66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
При проведении аудита:
. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в последней редакции от 11.07.2011).
.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (в редакции постановления Правительства № 863 от 19.11.2008 г. всего 1-34 ПСАД (кроме ПСАД № 6, 13-15 - в новой ред).
. Приказы Минфина РФ «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»: ФСАД 1/2010 - 9/2011;
. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено Советом по аудиторской деятельности от 21-22 октября 2003 г., протокол № 18).
. Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг (от 23. 04 2004 г.).
. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год от 27.01.2012 г.
Основываясь на положениях налогового законодательства аудитору необходимо проверить:
ñсоблюдение учетной политики для целей налогообложения;
ñправильность определения налогооблагаемой базы по соответствующему налогу;
ñправильность применения ставок налогов;
ñправильность расчетов суммы налога;
ñсоответствие суммы начисленного налога (в налоговой декларации) данным бухгалтерского учета и отчетности;
ñсвоевременность перечисления платежей в бюджет;
ñправильность ведения аналитического и синтетического учета по сч. 68 "Расчеты по налогам и cборам"
ñсоответствие записей аналитического и синтетического учета записям в главной книге и бухгалтерском балансе предприятия;
ñтождество данных бухгалтерского учета на конец отчетного года данным налогового учета.
Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов надо тщательно проанализировать:
статус налогоплательщика;
возможность применения налоговых льгот и правильность их использования;
объект налогообложения и формирование налогооблагаемой базы (по всем видам налогов и сборов с учетом изменений НК РФ);
правомерность применения налоговых вычетом по НДС;
систему регистров налогового учета, применяемых в организации и их соответствие данным по счетам\ бухгалтерского учета;
правильность составления и своевременность сдачи налоговых деклараций.
Основные направления аудита, предусмотренные в общем плане аудита расчетов с бюджетом должны поясняться и детализироваться в Программе аудита.
. Аудит расчетов с бюджетом по НДС.
. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
. Аудит расчетов с бюджетом по НДФЛ.
. Аудит расчетов с бюджетом по транспортному налогу.
. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на имущество и т.д.
Программа аудита является развитием плана проверки и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур по существу и тестов средств контроля.
Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения отражаются в рабочих документах аудитора.
Тема 12. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)
Целью аудиторской проверки затрат на производство является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности по данному разделу учета и установление соответствия применяемой в организации методики учета затрат на производство действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться аудитору при проверке данного раздела учета, являются:
1)ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
2)Отраслевые инструкции о составе затрат, включаемых в себестоимость;
3)Отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учет затрат на производство продукции (работ, услуг).
Кроме того, при проведении аудита аудиторы должны соблюдать ФЗ № 307 "Об аудиторской деятельности", требования Федеральных стандартов (ФСАД), Кодекс этики аудиторов и внутренние стандарты аудиторской деятельности.
Себестоимость продукции (работ, услуг) включает в себя затраты организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции - один из показателей эффективности производства, выявляющий, во что обходится организации изготовление и сбыт продукции. Все затраты организации на производство определяют производственную себестоимость продукции. Полная коммерческая себестоимость продукции включает производственную себестоимость и затраты, связанные с ее реализацией, не возмещенные покупателями.
Различают плановую, нормативную, отчетную (фактическую) и предварительную (провизорную) себестоимость.
При планировании и проверке учета затрат на производство необходимо разработать план и на его основе - программу аудита, в которых предусмотреть проведение необходимых аудиторских процедур, степень автоматизации обработки учетной информации, контроль качества выполнения заданий по аудиту, определить объем аудита и последовательность выполнения аудиторских процедур.
План проверки включает следующие показатели: проверяемая организация; период проведения проверки; исполнители проверки, планируемые трудозатраты аудиторов; приемлемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности и виды работ (направления проверки).
Задачами, решаемыми в ходе проведения аудита данного участка учета, является проверка:
ñобоснованности отнесения затрат к расходам по обычной деятельности и прочим расходам;
ñподтверждения первичными учетными документами произведенных затрат;
ñэлементов учетной политики в отношении учета производственных затрат и последовательности ее применения на практике;
ñобоснованности применяемого метода учета затрат;
ñсоответствия выбранного перечня номенклатурн6ых статей затрат отраслевым рекомендациям (инструкциям);
ñпоследовательности применения выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости, определения стоимости незавершенного производства;
ñправильности и обоснованности формирования за счет себестоимости резервов предстоящих расходов (оценочных обязательств) и их использования;
ñкачественного проведения инвентаризации остатков НЗП и др.
В общий план аудита целесообразно включить основные направления аудита затрат на производство продукции (работ, услуг) (см. табл.).
План аудита
№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечание1.Проверка правильности отнесения расходов в состав затрат на производство продукции (работ, услуг)2.Проверка правильности ведения синтетического, аналитического и сводного учета затрат на производство3.Проверка незавершенного производства и правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством4.Проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по объектам калькулирования затрат
Программа аудита представляет собой развитие общего плана аудита и должна быть составлена на основании тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу.
При составлении тестов средств контроля по данному разделу учета необходимо учесть следующие основные моменты:
- Наличие приказов (распоряжений) о проведении оценки незавершенного производства;
- Наличие приказов (распоряжений) о принятии методики распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов по объектам калькулирования;
- Наличие приказов (распоряжений) о назначении лиц, ответственных за сохранность материальных ценностей в производственных подразделениях, наличие договоров о полной материальной ответственность, заключенных с этими лицами;
- Наличие и правильность составления сметы на представительские расходы;
- Применение типовых форм первичных документов по учету затрат;
- Использование компьютеров при учете затрат;
- Наличие средств контроля и т.п.
По результатам тестирования системы внутреннего контроля аудитор делает вывод об эффективности СВК затрат на производство продукции (работ, услуг), и в зависимости от этого составляет программу аудиторских процедур по существу и необходимые объемы выборок для формирования обоснованного мнения о достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
При составлении программы аудиторских процедур по существу необходимо уточнить конкретные процедуры получения аудиторских доказательств и последовательность их применения.
В программу аудита целесообразно включить следующие основные аудиторские процедуры:
1.Проверка правильности классификации затрат на производство продукции (работ);
2.Проверка правильности учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции. Перечень статей затрат (калькуляции), их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства (независимо от формы собственности предприятия)
.Поверка правильности учета и списания (распределения):
3.1.материальных затрат;
3.2.затрат на оплату труда, резерва на отпуска, отчислений органам социального страхования;
.3.расходов на подготовку и освоение производства;
.4.расходов по обслуживанию производства и управлению;
.5.непроизводительных расходов;
.6.общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
.7.потерь от брака;
.8.потерь от простоев;
.9.незавершенного производства;
.10.затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств;
.11.резервов предстоящих расходов и платежей, расходов будущих периодов;
4.Поверка правильности применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
5.Поверка правильности ведения аналитического, синтетического и сводного учета затрат на производство
.Поверка правильности составления бухгалтерских проводок по учету затрат на производство
.Поверка соответствия записей аналитического и синтетического учета по балансовым счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» записям в главной книге и отчетности:
== Аудитору необходимо проверить:
правильность оценки материальных ценностей, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг);
правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов в зависимости от принятой учетной политики предприятия;
имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС;
были ли случаи отнесения на затраты основной деятельности материалов, использованных при строительстве, ремонте, содержании объектов социально-культурного назначения, которые должны быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или других соответствующих источников финансирования;
правильность установления норм расходов сырья и материалов в соответствии с уровнем технического состояния и технологии производства продукции;
правильность оценки и списания возвратных отходов;
обоснованность включения в себестоимость продукции расходов на оплату услуг товарных бирж, включая брокерские услуги и др.;
правильность отражения в учете затрат на тару и упаковку;
правильность списания недостач в пределах норм естественной убыли;
затраты на индивидуальное опробирование отдельных видов машин и механизмов и на комплексное опробирование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок в целях проверки качества их монтажа;
затраты на подготовку кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии;
имеются ли системные положения о порядке выплаты премий за производственные результаты, в том числе вознаграждений по итогам работы за год;
правильность начисления единого социального налога;
правильность начисления амортизации по основным фондам;
ведение аналитического учета затрат, которые отнесены на себестоимость сверх установленных лимитов, норм и нормативов;
затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств);
правильность отнесения расходов к прочим затратам;
наличие смет расходов предприятия на отчетный год по представительским расходам;
наличие договора на подготовку и переподготовку кадров;
и другие расходы.
Необходимо знать, какие затраты не включаются в себестоимость продукции:
затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природу;
премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;
материальная помощь;
оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам;
надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и вкладам трудового коллектива предприятия;
оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;
ценовые разницы по продукции (работам, услугам), предоставляемой работникам предприятий или отпускаемой подсобными хозяйствами для общественного питания предприятия;
оплата путевок и другие выплаты, не связанные с оплатой труда.
Проверка затрат по элементам. Следует различать понятия «затраты на производство, формирующие себестоимость» и «расходы», определенные в ПБУ 10/99. В бухгалтерском учете себестоимость продукции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде. Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
При проверке аналитического учета расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
При проверке элемента «материальные затраты» необходимо установить:
1)правильность оценки материальных ценностей, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг);
2)правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов в зависимости от принятой учетной политики предприятия;
)имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС;
)имеются ли факты включения в себестоимость продукции (работ, услуг стоимости сырья, материалов, переданных в цехи, участки и т.п., но фактически не израсходованных в производстве;
)имелись ли случаи отнесения на затраты основной деятельности стоимости материалов, использованных при строительстве, ремонте, содержании (включая амортизационные отчисления) объектов социально-культурного назначения, которые должны быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или других соответствующих источников финансирования;
)