Место внеоборотных активов в общих активах организации, их состав и классификация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,56 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место внеоборотных активов в общих активах организации, их состав и классификация

1. Место внеоборотных активов в общих активах организации, их состав и классификация

Для того чтобы дать наиболее полное определение внеоборотных активов, необходимо вначале рассмотреть понятие капитала. Слово «капитал» произошло от латинского capita, что в буквальном переводе означает «голова крупного рогатого скота», олицетворявшая в определенный период особое расчетное средство (денежную единицу). В настоящее время в разных экономических школах термин «капитал» трактуется по-разному. Но главными являются вещественная, или натуралистическая, концепция, денежная, или монетаристская, концепция и теория «человеческого капитала».

В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ - это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся технически непригодными для дальнейшего использования в производстве. Моральный износ основного капитала представляет собой процесс его обесценения вследствие появления более дешевого или более современного (производительного) оборудования. В этой связи возникает необходимость формирования специальных источников средств для возмещения физически и морально изношенного основного капитала. [1., c. 185]

2. Место внеоборотных активов в активах организации


Основной капитал, отражаемый на счетах баланса компании, получил название внеоборотных активов. С таких позиций внеоборотные активы - это определенная стоимостная оценка элементов основного капитала, принятая действующими условиями ведения хозяйства. В окончательном виде можно сказать, что внеоборотные активы - это совокупность фундаментальных имущественных ценностей предприятия (компании), многократно участвующих в хозяйственной производственно-коммерческой деятельности с целью получения положительного финансового результата (прибыли) Азрилиянова, А.Н. Большой бухгалтерский словарь. - М: Институт новой экономики, 1999. - С. 574.

Внеоборотные активы - это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном процессе, зависят в конечном итоге долгосрочные успехи или неудачи бизнеса. Следовательно, внеоборотные активы (основной капитал) требуют постоянного и грамотного управления ими.

Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. [1., c. 187]

Классификация строится по следующим основным признакам:

) По функциональным видам внеоборотные активы в современной практике финансового учета и управления подразделяются следующим образом:

ü  основные средства.

ü  нематериальные активы

ü  незавершенные капитальные вложения

ü  оборудование, предназначенное к монтажу

ü  долгосрочные финансовые вложения.

. По характеру обслуживания отдельных видов деятельности предприятия выделяют следующие группы внеоборотных активов:

ü  внеоборотные активы, обслуживающие операционную деятельность (операционные внеоборотные активы). Они характеризуют группу долгосрочных активов организации (основных средств, нематериальных активов), непосредственно используемых в процессе осуществления его производственно-коммерческой деятельности. Эта группа активов играет ведущую роль в общем составе внеоборотных активов предприятия.

ü  внеоборотные активы, обслуживающие инвестиционную деятельность (инвестиционные внеоборотные активы) Они характеризуют группу долгосрочных активов предприятия, сформированную в процессе осуществления им реального и финансового инвестирования (незавершенные капитальные вложения, оборудование предназначенное к монтажу, долгосрочные финансовые вложения).

ü  внеоборотные активы, удовлетворяющие социальные потребности персонала (непроизводственные внеоборотные активы). Они характеризуют группу объектов социально-бытового назначения, сформированных для обслуживания работников данного предприятия и находящихся в его владении (спортивные сооружения, оздоровительные комплексы, дошкольные детские учреждения и т.п.).

. По характеру владения внеоборотные активы организации подразделяются на такие группы:

ü  собственные внеоборотные активы. К ним относятся долгосрочные активы предприятия, принадлежащие ему на правах собственности и владения, отражаемые в составе его баланса.

ü  арендуемые внеоборотные активы. Они характеризуют группу активов, используемых предприятием на правах пользования в соответствии с договором аренды (лизинга), заключенным с их собственником.

. По формам залогового обеспечения кредита и особенностям страхования выделяют следующие группы внеоборотных активов:

ü  движимые внеоборотные активы. Они характеризуют группу долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые в процессе залога (заклада) могут быть изъяты из его владения в целях обеспечения кредита (машины и оборудование, транспортные средства, долгосрочные фондовые инструменты и т.п.).

ü  недвижимые внеоборотные активы. К ним относится группа долгосрочных имущественных ценностей предприятия, которые не могут быть изъяты из его владения в процессе залога, обеспечивающего кредит (земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства и т.п.).

. Можно также предложить интересную «рыночную» классификацию внеоборотных активов по их реальному вкладу в конечный финансовый результат деятельности предприятия:

ü  «Живые» активы реально генерируют прибыль

ü  «Мёртвые» активы генерируют убытки

В соответствии с этой классификацией дифференцируются формы и методы финансового управления внеоборотными активами предприятия в процессе осуществления различных финансовых операций

Внеоборотные активы отражаются в разд. 1 "Внеоборотные активы" актива баланса и подразделяются следующим образом:

ü  Нематериальные активы (строка 110);

ü  Основные средства (строка 120);

ü  Незавершенное строительство (строка 130);

ü  Доходные вложения в материальные ценности (строка 135);

ü  Долгосрочные финансовые вложения (строка 140);

ü  Отложенные налоговые активы (строка 145);

ü  Прочие внеоборотные активы (строка 150).

Кратко рассмотрим каждый из видов внеоборотных активов. [6]

Нематериальные активы

Нематериальные активы представляют собой особый вид внеоборотных активов организации, поскольку не имеют материально-вещественной формы.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, под которым, в общем случае, признается совокупность прав, возникающих из одного охранного или иного документа, предназначенных для определенных самостоятельных функций.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к учету. Под фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных активов понимается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании нематериальных активов и обеспечении необходимых условий для использования его в запланированных целях. Порядок формирования фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов зависит от способа его поступления в организацию.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, в которой он принят к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит. Исключение составляют случаи переоценки и обесценения нематериальных активов.

Принимая объект нематериальных активов к бухгалтерскому учету, организация определяет срок его полезного использования. Срок полезного использования выражается в месяцах, причем под сроком полезного использования понимается период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальных активов с целью получения экономической выгоды. Срок полезного использования определяется исходя из срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом либо исходя из ожидаемого срока использования актива, в течение которого предполагается получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Выделяют две категории нематериальных активов - с определенным и неопределенным сроком полезного использования.

Срок полезного использования нематериальных активов следует ежегодно проверять на необходимость его уточнения. Ежегодно следует рассматривать и факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок полезного использования нематериальных активов.

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации. Амортизация может начисляться одним из трех способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка с использованием повышающего коэффициента, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Способ определения амортизации нематериальных активов также ежегодно следует проверять на необходимость его уточнения.

Начисляется амортизация с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету, до полного погашения стоимости либо списания этого нематериального актива с бухгалтерского учета, и с 1 числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериального актива или его списания с бухгалтерского учета, амортизационные отчисления прекращаются. В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается.

Информация о наличии и движении нематериальных активов организации обобщается на счете 04 "Нематериальные активы", предназначенном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению.

Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 04 и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Затраты на приобретение НМА отражаются на субсчете 08-5 "Приобретение нематериальных активов".

Амортизация по нематериальным активам может учитываться либо непосредственно на счете 04, либо с применением счета 05 "Амортизация нематериальных активов". Если организацией используется счет 05, начисленная сумма амортизации отражается по кредиту счета 05 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).

При выбытии нематериальных активов их стоимость, учтенная на счете 04, уменьшается на сумму амортизации, начисленной за время использования актива (с дебета счета 05). Остаточная стоимость списывается со счета 04 на счет 91 "Прочие доходы и расходы". [3., c. 203]

Основные средства

Основные средства - это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования основных средств понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. В целях исчисления налога на прибыль организаций сроки полезного использования основных средств определяются с учетом Классификации основных средств. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в ином другом случае зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации, которая производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Прекратить начисление амортизации следует с 1 числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта основных средств либо его списания с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации в течение срока полезного использования не приостанавливается. Исключение составляют случаи, когда объекты по решению руководителя организации переводятся на консервацию сроком более 3-х месяцев, а также на период восстановления объектов продолжительностью более 12 месяцев.

Амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому она относится.

Начисление амортизации по основным средствам производится одним из следующих способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Затраты на ремонт могут учитываться в целях бухгалтерского учета единовременно, отражаться в составе расходов будущих периодов или списываться за счет сумм резерва на ремонт основных средств, создаваемых организацией.

Стоимость основных средств, которые выбывают или не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, учитываются на счете 01 "Основные средства".

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 рекомендуется открывать отдельный субсчет, например 01-2 "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Амортизация, накопленная за время эксплуатации объектов основных средств, отражается на счете 02 "Амортизация основных средств". Начисленная сумма амортизации отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

При выбытии основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 в кредит счета 01 субсчет 01-2 "Выбытие основных средств". [3., c. 206]

Незавершенное строительство

К незавершенному строительству относятся не только затраты по незавершенному капитальному строительству, но и иные затраты, учитываемые на счетах 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Счет 07 предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.

Оборудование, не требующее монтажа, на счете 07 не учитывается, а отражается непосредственно на счете 08 по мере поступления на склад или в другие места хранения.

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации. Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 в дебет счета 08. Завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 "Оборудование, принятое для монтажа". Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.

При продаже, списании, безвозмездной передаче и тому подобном оборудования к установке, его стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

Сформированная первоначальная стоимость объектов внеоборотных активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и других счетов.

Сальдо по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирование основного стада.

Доходные вложения в материальные ценности

В составе доходных вложений в материальные ценности учитываются основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (в том числе по договорам лизинга, аренды, проката).

Информация о наличии и движении вложений организации в имущество, предоставляемое за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода отражается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Материальные ценности, предназначенные для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 03 в корреспонденции со счетом 08 по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение их включая расходы по доставке, монтажу и установке.

Амортизация таких материальных ценностей учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" обособленно.

Для учета выбытия (продажи, списания, частичной ликвидации, безвозмездной передачи и тому подобное) материальных ценностей, учитываемых на счете 03, к нему рекомендуется открывать субсчет "Выбытие материальных ценностей", в дебет которого переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма начисленной амортизации. Остаточная стоимость списывается со счета 03 на счет 91 "Прочие доходы и расходы". [3., c. 209]

Долгосрочные финансовые вложения

Долгосрочные финансовые вложения - вложение свободных денежных средств предприятия, срок погашения которых превышает один год:

ü  средства, направленные в уставные капиталы других предприятий;

ü  средства, направленные на приобретение ценных бумаг других предприятий;

ü  долгосрочные займы, выданные другим предприятиям; и т.п.

Единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно, и ею может быть серия, партия и иная однородная совокупность финансовых вложений.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа поступления финансовых вложений.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться, и порядок последующей оценки финансовых вложений.

При выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется исходя из оценки.

При возникновении ситуации, когда может произойти обесценение финансовых вложений, образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а некоммерческая - за счет увеличения расходов.

Учет финансовых вложений ведется на одноименном счете 58 "Финансовые вложения", к которому могут быть открыты субсчета для аналитического учета вложений.

Информация о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений отражается на счете 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений". На сумму создаваемых резервов производится запись по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 59. Аналогичная запись производится при увеличении величины указанных резервов. При уменьшении величины резервов, а также выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы резервы, производится запись по дебету счета 59 и кредиту счета 91. Аналитический учет по счету 59 ведется по каждому резерву.

В бухгалтерском балансе стоимость имущества, учет которого ведется на счете 58 "Финансовые вложения", отражается за вычетом сальдо счета 59 "Резерв под обесценение финансовых вложений". [3., c. 211]

Отложенные налоговые активы

Под отложенными налоговыми активами понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы появляются только тогда, когда возникают вычитаемые временные разницы.

Отложенные налоговые активы, информация о которых обобщается на счете 09 "Отложенные налоговые активы", принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода отражается по кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Отложенный налоговый актив при выбытии объекта актива, по которому он был начислен, списывается с кредита счета 09 "Отложенные налоговые активы" в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". [3., c. 212 - 2013]

. Нормативно-правовое регулирование учета внеоборотных активов в Республике Беларусь

Перечень документов, регулирующих учет внеоборотных активов:

1.      Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. от 25.06.2001 № 42-3) [ст. 12 "Инвентаризация имущества и обязательств"]

2.      Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета [пояснения к счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 92 "Внереализационные доходы и расходы"], утвержденная постановлением Минфина РБ от 30 05.2003 № 89

.        Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств [п. 29], утвержденная постановлением Минфина РБ от 12 12.2001 № 118 (в ред. постановления Минфина РБ от 26.12.2003 № 183)

.        Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов [п. 27], утвержденное постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в ред. постановления Минфина РБ от 31 03 2003 № 48)

.        Инструкция об особенностях проведения инвентаризации, оценки и постановки на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности, утвержденная постановлением Госкомпатента, Минфина, Комитета по авторским и смежным правам при Минюсте, ГНК РБ от 10052001 № 22/51/21-О/64

.        Положение по бухгалтерскому учете «Учет нематериальных активов» ПБУ (14/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. № 91н.

.        и др. [6]

. Значение и задачи бухгалтерского учета внеоборотных активов организации

Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями.

Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию осуществлять свою производственно-хозяйственную деятельность, совершая многократные обороты оборотных активов.

Наиболее полно экономическая сущность внеоборотных активов и их роль в производственном процессе вытекает из их определения и классификации. Согласно Положению «Об оценке государственного имущества», утвержденного Министерством экономики Республики Беларусь № 46 и Министерством статистики и анализа Республики Беларусь № 15 от 27.02.2002 года внеоборотными активами являются: основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения; долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние общества; инвестиции в хозяйственные товарищества и общества; инвестиции в другие организации; займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев); прочие внеоборотные активы. Иными словами, внеоборотные активы относятся к наименее ликвидному имуществу предприятия, используемому в его хозяйственной деятельности длительное время, в течение которого оно переносит свою стоимость на готовый продукт, работу, услугу.

Значение учета внеоборотных активов вытекает из поставленных перед ним задач.

Задачи учета внеоборотных активов:

ü  своевременное, полное и доставерное отражение всех операций по веноборотным активам;

ü  обеспечение контроля за состоянием внеоборотных активов организации;

ü  правильное отражение инвентарной стоимости вводимых в действие приобретенных основных средств, земельных участков, нематериальных активов и др.; [6]

. Документальное оформление движения нематериальных активов

Правила организации и ведения бухгалтерского учета нематериальных активов определены Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001г. № 128 (в ред. Постановления от 30.06.2006г. № 75).

Основными путями пополнения нематериальных активов являются:

ü  поступление в счет вклада в уставной фонд;

ü  приобретение за плату у сторонних организаций и лиц;

ü  создание собственными силами организации;

ü  получение безвозмездно от других организаций и лиц;

ü  приобретение по договорам мены;

ü  оприходование излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и др. [6]

После завершения вложений организация принимает понесенные фактические затраты к бухгалтерскому учету в качестве объекта нематериальных активов. Основанием для принятия нематериальных активов к бухгалтерскому учету служит «Акт о приеме нематериальных активов» (ф. НА-1). Он является типовым первичным документом по учету нематериальных активов. Акт утвержден постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов» от 08.12.2003г. № 168 (в ред. Постановления от 10.01.2009 № 3) и подлежит применению во всех организациях независимо от формы собственности и вида деятельности. Данный документ составляется в одном экземпляре и хранится в бухгалтерии организации. В нем отражаются: номер и дата документа (приказа, распоряжения), на основании которого составляется акт; наименование, дата и номер документа о регистрации; способ преобритения нематериального актива; первоначальная стоимость; срок полезного использования; норма и годовая сумма амортизации; перечень прилагаемых документов. Акт подписывается членами постоянно действующей рабочей комиссии организации по приему нематериальных активов и утверждается руководителем организации. Комиссия дает также свое заключение о возможности приема объекта в качестве нематериального актива организации.

Аналитический учет нематериальных активов, поступивших в организацию, ведется в Инвентарной карточке учета нематериальных активов (ф. НА-2). Она открывается в одном экземпляре отдельно на каждый инвентарный объект на основании «Акта о приемке нематериальных активов» (ф. НА-1) и других первичных документов, подтверждающих факт поступления нематериального актива в организацию (товароно-транспортной накладной (ф. ТН-2), акта о приеме-передаче и др.).

В инвентарной карточке отражаются:

ü  наименование и назначение объекта нематериальных активов;

ü  счет и субсчет;

ü  код аналитического учета;

ü  способ приобретения;

ü  наименование, дата и номер документа о регистрации;

ü  первоначальная стоимость;

ü  способ начисления амортизации;

ü  сумма начисленной амортизации;

ü  норма амортизации;

ü  годовая сумма амортизации;

ü  основные показатели объекта.

Кроме того, в инвентарной карточке содержится информация обо всех изменениях, произошедших с объектом нематериальных активов за время нахождения в организации: результаты переоценки, сумма накопленной амортизации, сведения о внутреннем перемещении, выбытии (списании) и др.

Инвентарная карточка подписывается бухгалтером, заполнившим ее, и хранится в бухгалтерии организации в специальной карточке на протяжении всего срока использования объекта.

Не материальные активы могут выбывать из организации в случае:

реализации;

безвозмездной передачи;

списывания по истечении нормативного срока службы или срока полезного использования;

внесения в качестве вклада в уставный фонд другой организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от канала выбытия основанием для снятия объектов нематериальных активов с учета является следующие первичные документы: акт передачи нематериальных активов (произвольной формы), акты на списание нематериальных активов (произвольной формы), товарные накладные (ф. ТН-2) и др. [4. c. 133]

. Документальное оформление и учет движения прочих внеоборотных активах

Прочие внеоборотные активы представлены вложениями в во внеоборотыне активы.

Вложения во внеоборотные активы подразделяются на затраты, связанные:

ü с созданием объектов основных средств путем осуществления капитального строительства (в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов производственной и непроизводственной сфер);

ü  приобретением земельных участков, объектов природопользования и отдельных объектов основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств или их частей);

ü  приобретением и созданием нематериальных активов;

ü  приобретением и выращиванием взрослого и рабочего скота;

ü  выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для собственных нужд организации (НИОКР).

Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

Счет 08 - активный, калькуляционный, инвентарный. По дебету счета 08 отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов; по кредиту счета осуществляется списание принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке объектов основных средств, нематериальных активов и др. Сальдо всегда дебетовое, показывает величину вложений в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов. Для учета затрат как объектов вложений во внеоборотные активы открываются субсчета:

ü  08-1 «Приобретение земельных участков»;

ü  08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

ü  08-3 «Строительство объектов основных средств»;

ü  08-4 «Приобретение объектов основных средств»;

ü  08-5 «Приобретение нематериальных активов»;

ü  08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

ü  08-7 «Приобретение взрослых животных».

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приняты к учету поступившие от поставщика материалы, предназначенные на строительство объектов основных средств.

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» - погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - произведено начисление оплаты труда работникам, непосредственно связанным со строительством объектов основных средств.

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - произведено начисление единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд от сумм оплаты труда работников, непосредственно связанных со строительством объектов основных средств.

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» - начислены амортизационные отчисления по основным средствам, использованным при строительстве.

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ основного производства в отчетном периоде (если результаты НИОКР используются непосредственно в основном производственном процессе).

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ вспомогательного производства в отчетном периоде (если результаты работ используются во вспомогательных производствах).

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - на сумму расходов на НИОКР, включаемую в себестоимость работ общепроизводственного характера в отчетном периоде (если результаты работ используются для общепроизводственных целей).

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - на сумму расходов на НИОКР, используемых в управленческой деятельности.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» - списаны расходы по НИОКР, по которым получен отрицательный результат.

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» - принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств выполняется внутренняя запись по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль в обращении» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль использованная» - отражена сумма нераспределенной прибыли, использованной на развитие организации.

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование» - отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию.

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - поступили денежные средства, предоставленные бюджетами различных уровней.

Дебет 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - поступили объекты имущества, предоставленные бюджетами различных уровней.

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование» - поступили денежные средства, предоставленные бюджетом на финансирование капитального строительства. [5., c. 87]

Операции по поступлению и выбытию вложений во внеоборотные активы (в том числе и работ в капитальном строительстве) в бухгалтерском учете оформляются в Компании следующими первичными учетными документами.

Наименование первичного документа

Применение первичного документа

Товарная накладная

для учета приобретаемых объектов

Акт о приемке выполненных работ

для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений

Справка о стоимости выполненных работ и затрат

для расчетов с заказчиком за выполненные работы

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией

документ по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение)

Акт о приеме (поступлении) оборудования

для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

для оформления передачи оборудования в монтаж

Акт о выявленных дефектах оборудования

для оформления дефектов оборудования, выявленных в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля


7. Порядок начисления амортизации на основные средства и нематериальные активы и отражение её в учете

учет внеоборотный актив амортизация

За период эксплуатации основных средств их стоимость должна быть полностью перенесена на вновь созданный продукт (работы, услуги). Процесс постоянного перенесения стоимости основных средств по мере их износа на издержки производства и обращения называется амортизацией.

ü  распределение рациональным способом амортизируемой стоимости объектов между отчетными периодами, составляющими в совокупности срок полезного использования каждого из них;

ü  систематическое включение амортизационных отчислений - относящейся к данному отчетному периоду стоимости используемых объектов - в издержки производства, расходы на реализацию или операционные расходы.

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на балансе организации основные средства организаций как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставляемые организацией во временное владение и (или) пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений.

Начисление амортизации не производится:

ü  во время проведения модернизации объектов, их дооборудования, полной или частичной реконструкции, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования с полной остановкой объекта или его части, а также при консервации объектов в соответствии с законодательством;

ü  по не введенным в эксплуатацию объектам мобилизационного и государственного резервов, резерва, создаваемого для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и объектам, предназначенным для хранения и утилизации вооружения, военной и специальной техники;

ü  по объектам основных средств, полученным организацией в собственность вследствие погашения обязательств должником, не используемым ею в хозяйственной деятельности и предназначенным для отчуждения, - в течение 12 месяцев, начиная с месяца их поставок на учет в качестве основных средств. [4, с. 97]

Амортизация основных средств начисляется:

ü  по объектам, используемым в предпринимательской деятельности, - исходя из выбранного срока полезного использования линейным, нелинейным и производственным способами;

ü  по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, - исходя из нормативного срока службы линейным способом.

Амортизация начисляется следующими способами:

Линейный способ заключается в том, что начисление амортизации организацией производится равномерно по годам в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования.

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется путем умножения амортизируемой стоимости на годовую норму амортизационных отчислений.

Нелинейный способ заключается в том, что начисление амортизации производится организацией неравномерно по годам эксплуатации объектов основных средств.

При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы числе лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раз. Норма начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения линейного способа могут быть различными.

Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств или нематериальных активов заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта. Ресурс каждого объекта - количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Период, в течение которого будет выпущено (выполнено) указанное количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, определяется как срок полезного использования данного объекта.

Организацией в своей учетной политике должны ежегодно отражаться способы начисления амортизации по объектам основных средств.

Учет амортизационных отчислений по основным средствам ведется на счете 02 «Амортизация основных средств», счет пассивный, контрарный.

По дебету счета 02 «Амортизация основных средств» производятся записи в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» при выбытии (продаже, списании, ликвидации и т.п.) объектов основных средств. [4, с. 98]

Начислении суммы амортизационных отчислений по основным средствам включаются в издержки производства, расходы на реализацию или операционных расходы и отражаются по дебету счетов 20 «Основное производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производство и хозяйство», 44 «Расходы по реализации», 91 «Операционные доходы и расходы» (в случаях временного прекращения эксплуатации основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». [4, с. 98]

В случае начисления амортизация по объектам, переданным сторонним организациям по договорам безвозмездного пользования и по этой причине не участвующим в предпринимательской деятельности; по объектам, не участвующим в предпринимательской деятельности, находящимся в производственных подразделениях организации, а также по объектам, не участвующим в предпринимательской деятельности, находящимся в обслуживающих производствах и хозяйствах организации (при осуществлении или коммерческой деятельности); по объектам, не участвующим в предпринимательской деятельности и временно не эксплуатируемым вне зависимости от места нахождения, амортизация начисляется линейным способом исходя из установленных нормативных сроков службы и отражается бухгалтерской записью по дебету счета 92 «Внереализационных доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств». [4, с. 98 - 99]

Амортизация начисляется ежемесячно до полного погашения стоимости объекта или его выбытия. Начисление амортизации прекращается:

ü  по выбывшим объектам основных средств, амортизация по которым начислялась линейным и нелинейным способами, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия;

ü  по выбывшим объектам основных средств, амортизация по которым начислялась производительным способом, - с даты окончания эксплуатации в связи с выбытием;

ü  по самортизированным объектам основных средств - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в издержки производства, расходы на реализацию, в состав операционных или внереализационных расходов.

Для определения сумм амортизации составляются: расчет амортизации основных средств (ф. ОС-14) и расчет амортизации по автотранспорту (ф. ОС-16), данные которых переносят в ведомости аналитического учета затрат на производство, а затем в Журнал-ордер № 10 при использовании журнально-ордерной формы учета.

При автоматизированной обработке учетно-аналитической информации регистром синтетического учета являются. Оборотная (Оборотно-сальдовая) ве5домасть или Журнал-ордер по счету 02 «Амортизация основных средств».

Накопление и расходование амортизационного фонда воспроизводства основных средств в системе бухгалтерского учета не отражает.

Учет формирования и использования амортизационного фонда основных средств осуществляется на забалансовом счете 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств».

Что же касается начисления амортизации по нематериальным активам, то она может рассчитываться в зависимости от конкретных условии:

ü  первоначальная стоимость - при неизменных условиях функционирования объектов нематериальных активов;

ü  остаточной стоимости - при изменении способа, методов начисления амортизации и условий функционирования объектов;

Амортизируемая стоимость нематериальных активов изменяется в случае:

ü  проведения переоценки нематериальных активов по решению Правительства Республики Беларусь;

ü  внесения установленных в соответствии с законодательством платежей, связанных с подтверждением имущественных прав;

ü  вложений во внеоборотные активы в улучшение объектов промышленной собственности, компьютерных программ и баз данных собственного производства;

ü  других случаях исходя из законодательства.

В соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальны активов не является объектами начисления амортизации активы, не относящиеся к нематериальным активам:

ü  интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификации и способность к труду;

ü  не заключенные и (или) не оформленные в установленном порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

ü  финансовые инструменты срочного рынка, представляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях;

ü  организационных расходах;

ü  стоимость деловой репутации организации (гудвилл).

Амортизация нематериальных активов может начисляться:

ü  по объектам, используемым в предпринимательской деятельности, - линейным, нелинейным и производительным способом исходя из срока полезного использования;

ü  по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, - линейны способом.

Начисление амортизации прекращается:

ü  по выбывшим объектам нематериальных активов, амортизация по которым начисляется линейным и нелинейным способом, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия;

ü  по выбывшим объектам нематериальных активов, амортизация по которым начисляется производительным способом, - с даты окончания эксплуатации в связи с выбытием;

ü  по полностью самортизированным объектам нематериальных активов - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в затратах на производство, расходы на реализацию, в состав операционных или внереализационных расходов.

Для учета амортизационных отчислений предусмотрен регулирующий, контрарный, пассивный синтетический счет 05 «Амортизация нематериальных активов». По кредиту данного счета отражается начисление амортизации, по дебету - списание.

Если в течение отчетного месяца объект нематериального актива фактически использовался в предпринимательской деятельности организации, сумма начисленных амортизационных отчислений включается в издержки производства или расходы на реализацию. При этом в учете организации составляются следующие бухгалтерские записи.

 Номер операции

Содержание операции

Корреспонденция счетов



Дебет

Кредит

1

Начислена амортизация за месяц по нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности

20, 23, 25, 26, 29, 44

05

2

Начислена амортизация за месяц по нематериальным активам, не используемым в предпринимательской деятельности

92

05


Список используемой литературы

1.  Балансоведение. Серия «Высшее образование». Ростов- на- дону: Феникс. 2006 - 319с.

2.      Безруких П. С. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. 2005 - 307с.

.        Луговой В. А. Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений. - М.: АКДИ “Экономика и жизнь”. 2008 - 381с.

.        Пашковская П. Я. Пашковская Д. В. Бугалтерский учет: учеб. пособ. - Минск.: Выш. Шк., 2010. - 328с.

Похожие работы на - Место внеоборотных активов в общих активах организации, их состав и классификация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!