Инвентаризация имущества и обязательств на примере Филиала 'Азот' ОАО 'ОХК 'Уралхим'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвентаризация имущества и обязательств на примере Филиала 'Азот' ОАО 'ОХК 'Уралхим'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Березниковский филиал

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Пермский государственный научно-исследовательский университет»

Кафедра экономики






Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учёт»

Инвентаризация имущества и обязательств (на примере Филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»)

студентки Хавкунова О.В.

Научный руководитель: Нелюбина В.С.



Березники 2011

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы инвентаризации

.1 Система нормативного регулирования

.2 Понятие, сущность и классификация инвентаризации

.3 Общий порядок проведения инвентаризации имуществ и обязательств и отражение результатов

Глава II. Порядок проведения инвентаризации в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

.2 Проведения инвентаризации определённого вида в 2010г

.3 Порядок отражения результатов инвентаризации

Глава III. Мероприятия по совершенствованию учёта результатов инвентаризации

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Инвентаризация является одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения с данными бухгалтерского учета.

Целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Целью курсовой работы является выявление недостатков в бухгалтерском учёте при проведении инвентаризации и разработка методов по их устранению.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие инвентаризации;

охарактеризовать виды и цели инвентаризации;

документы, регулирующие порядок проведения;

рассмотреть порядок проведения и документального оформления инвентаризации в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим» ;

выявить проблемы в бухгалтерском учёте;

разработать систему мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учёта.

Предметом данной курсовой работы является инвентаризация, а объектом Филиал «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим».

В курсовой работе используются такие источники информации как федеральные законы, приказы, протокол, постановления, ПБУ, нормативные акты, статьи, учебные пособия.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

.1Система нормативного регулирования

Условно все документы, регулирующие бухгалтерский учёт выделены в 4 уровня нормативного регулирования:

УровеньНормативная база1Закон о бух учете и отчетности в РФ.Представлен Ф.З., указами Президента Р.Ф. Постановлениями Правительства Р. Ф. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Р.Ф. (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.2Система национальных положений по бух учету, стандартов ( нормативный)Представленный положениями Министерства финансов Р. Ф.(Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), например: ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»; ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия»; ПБУ 9/99 «Доходы организации»; ПБУ 10/99 «Расходы организации»; ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.3Разные методологические указания.Представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010) и инструкцией для его применения. К ним также можно причислить и многочисленные указания Министерства финансов Р. Ф. (от 13 июня 1995г. N 49) (с изменениями от 8 ноября 2010г.) устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов4Рабочие документы внутри предприятия.Представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

.2Понятие, сущность и классификация инвентаризации

Инвентаризация- это проверка фактического наличия и состояния имущества организации, ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел. Инвентаризация выполняет учетную и контрольную функции.

Учетная функция проявляется в том, что она является элементом метода бухгалтерского учета.

Контрольная функция заключается в том, что она является методом фактического контроля за деятельностью материально-ответственного лица, а также в проверке сохранности товарно-материальных ценностей, их качества.

Основными целями и задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств;

выявление сверхнормативных и неиспользуемых товарно-материальных ценностей с целью их последующей реализации;

проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

проверка реальности стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах и других статей.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Р. Ф.

Классификация инвентаризации.

КритерийВид инвентаризацииОтличительные особенности инвентаризацииПо основаниям для проведения инвентаризацииПлановыеПроводятся в определенные сроки по плану, утверждаются руководителем предприятияВнеплановыеПроводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательствомПо степени охватаПолнаяИнвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательствЧастичнаяПроверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательствПо методу проведенияНатуральнаяСостоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.ДокументальнаяСостоит в проверке документального подтверждения наличия объектовПо полноте охвата наименований проверяемых ценностейСплошнаяОхватывает все разновидности наименований товарно-материальных ценностей, средств и расчетов (все виды сырья, готовой продукции и т.д.);Выборочнаяпроверяется только какая-то совокупность товарно-материальных ценностей

Таким образом, инвентаризация является формой последующего финансового контроля и служит цели обеспечения собственника необходимыми сведениями о наличии и состоянии имущества и средства охраны его интересов в случае противоправного посягательства на них.

Этапы проведения инвентаризации

Подготовительные работыПриказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектахПроверка тех. паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектамПисьменное подтверждение материально -ответственных лицЗавершение разноски документов по счетам, выведение в них остаткаПересчёт, обмер, взвешивание всех объектов.Заполнение инвентаризационных описей (подписи членов комиссии и материально-ответственных лиц)Заполнение сличительных ведомостей, сверка фактического количества с данными учёта по объектамАкт выведения результатовПротокол комиссии (подписи руководителя и материально-ответственных лиц)Пересортица, взаимозачёт недостач ценностей излишкамиНедостачи - отнесение на счёт виновным или отнесение в убыткиИзлишки - приходованные в доход

1.3Общий порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения результатов

Общие правила проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно-действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "____" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Инвентаризация основных средств

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или аренду.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность расчётов с покупателями и заказчиками.

в) правильность расчётов дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При проверке расчетов с дебиторами и кредиторами составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Форма акта законодательно не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме.

На основании актов сверки с кредиторами и дебиторами необходимо составить справку о кредиторской и дебиторской задолженности по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Эта справка является приложением к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссией.

В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и достоверности учтенных обязательств записывают в инвентаризационные описи и акты, оформленные на бланках унифицированных форм первичной учетной документации, заполненные в соответствии с требованиями, предъявляемыми Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18).

Составление сличительных ведомостей по инвентаризации

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Корреспонденция счетов по результатам инвентаризации.

№Содержание операцииДК1.Отражение на счетах излишков:01«Основные средства» 10 «Материалы» 41 «Товары» 43«Готовая продукция» 50 « Касса»91«Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»2.Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:20 «Основное производство» 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» 29 «Обслуживающие производства» 44 «Расходы на продажу»94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».3.Списание недостачи за счет виновного лица:73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью ценностей»;погашение задолженности:98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»возмещение виновным лицом суммы недостачи:50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».4.Списание недостачи на финансовые результаты:91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»Списание недостачи на финансовые результаты, на сумму недостачи:94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»10«Материалы» 41«Товары» и др.на сумму НДС по недостающим ценностям:94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»68 «Расчеты по налогам и сборам».списание недостачи:91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»94 «Недостачи и потери от порчи ценностей

Оформление результатов

По итогам инвентаризации имущества составляется «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 20.03.2000г. №26. Комиссия представляет на рассмотрение руководителю организации акт, инвентаризационные описи, сличительные ведомости и объяснительные записки материально-ответственных лиц. На основании этих документов руководитель компании принимает окончательное решение по устранению недостатков в хранении и учете имущества и возмещению материального ущерба. Таким образом, изучив порядок проведения и документальное оформление инвентаризации на химическом предприятии, было выяснено, что это очень трудоёмкий процесс, требующий большого внимания и ответственности, так как по результатам инвентаризации можно судить о прибыльности или убыточности предприятия, о добросовестности его сотрудников. Ежегодное проведение инвентаризации помогает сравнить экономические показатели. Теоретические и методологические исследования позволят провести анализ действующей практики проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете химической компании Филиал «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.».

инвентаризация нормативный экономический имущество

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»

.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

Филиал «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.»

(г. Березники, Пермский край) - одно из крупнейших предприятий среди отечественных производителей аммиака и азотных удобрений на его основе (аммиачная селитра и карбамид). Предприятие является единственным в России производителем высших алифатических аминов, калиевой и натриевой селитры, кристаллического нитрита натрия. Филиал «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» - успешное, динамично развивающееся предприятие, которое отличают стабильность производства и высокое качество продукции. Завод выпускает продукцию, которая пользуется большим спросом внутри страны и за рубежом

Наименование. Полное фирменное наименование: Филиал «Азот» Открытое Акционерное Общество « Объединённая Химической компании «Уралхим

Местоположение. Предприятие расположено по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г. Березники, Чуртанское шоссе, 75.

Цели : 1) достижение ведущих позиций на Российском рынке минеральных удобрений и известности на международном уровне; 2) максимальное удовлетворение требований и ожиданий потребителей, постоянное повышение качества продукции и ее конкурентоспособности. 3) снижение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение охраны здоровья персонала организации и сторонних организаций, снижение рисков в области безопасности труда; 4) соблюдение законодательных и нормативных требований Российской Федерации в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности труда.

Задачи:

) стратегическое ориентирование на развитие внутреннего рынка продукции предприятия;

) освоение капитальных вложений на уровне 200-250 млн. рублей в год, с целью осуществления эффективной технической политики;

) осуществление специальной программы подготовки собственного подвижного состава для отгрузки продукции;

) работа с кредиторами по реальной реструктуризации задолженности;

) совершенствование системы управления предприятием, путем создания и внедрения системы менеджмента качества и подготовка ее к сертификации на соответствие МС ИСО 9001:2000.

Технология

Филиал «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» единственное предприятие в России, выпускающее гранулированную водоустойчивую аммиачную селитру, высшие алифатические амины, нитрит натрия, калиевую и натриевую селитры.

В состав предприятия входят:

два крупнотоннажных агрегата аммиака;

десять - слабой азотной кислоты;

два - гранулированной аммиачной селитры;

один - карбамида;

цехи: концентрированной азотной кислоты, водоустойчивой аммиачной селитры, аргона, высших алифатических аминов, нитрит-нитратных солей.

Основные производственные операции включают производство аммиака, производство аммиачной селитры, производство азотной кислоты, производство азотной кислоты, производство карбамида (мочевины), производство первичных алифатических аминов, производство нитрит - нитратных солей, а также производство концентрированной азотной кислоты. Производственная мощность и объемы производства.

Уровень использования производственных мощностей по основным продуктам в 2010году составил: аммиак - 100%, аммиачная селитра - 97,8%, карбамид - 101,5%.

Динамика выпуска основных видов продукции за 2008-2010гг.

Продукт2008г.2009г.2010г.Аммиак, тн.161 691192 295152 600Аммиачная селитра, тн.895 948972 8841 029 995в т.ч. гранулироанной (цех 3А)778 175830 388879 995Карбамид, тн.440 045385 243469 100Нитрит нитратрия, тн.12 35411 17910 400Калиевая селитра, тн.13 83212 82417 350Натриевая селитра, тн.21 81022 27321 180Кислота азотная концентрированная, тн.74 70373 07669 197Прочая продукция18 65019 52218 525Итого:1 639 0331 689 2961 788 347

В 2010 году продукция экспортировалась в 20 стран мира. Поставки минеральных удобрений на экспорт значительно превышали поставки на внутренний рынок. Потребители Внешний рынок: Бразилия, Турция, Казахстан, европейские страны, страны Латинской Америки.

Внутренний рынок: Уральский, Западно-Сибирский, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Центральный регионы России.

У Филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» своя учётная политика, свой регламент. Предприятие со своей структурой .

2.2 Проведения инвентаризации определённого вида в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим»

Порядок проведения инвентаризации регулируется следующими документами:

Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Закон);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина от 29.07.98 № 34н ;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13.0695 № 49.

В соответствии с учётной политикой проведение инвентаризации обязательно:

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене или замещении в результате временного отсутствия материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей - немедленно при установлении таких фактов;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

Данная инвентаризация является годовым отчётом:

Для проведения инвентаризации в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» издаётся приказ где оговаривается персональный состав инвентаризационной комиссии, задание, конкретизирующее содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации.

Инвентаризация ТМЦ начинается в назначенную дату. С материально ответственных лиц перед началом инвентаризации берется расписка. До начала проведения инвентаризации работником были проведены подготовительные мероприятия. Товары рассортированы и разложены по наименованиям и сортам. В складе проверено наличие карточек с номенклатурой и кодом на весь товар. На складе также была произведена сортировка товаров. Были закончены отчет о движении материальных ценностей. Выведен плановый остаток товаров на складе (по данным бухгалтерии). На время проведения инвентаризации склад закрывают. В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества и достоверности учтенных обязательств записывают в инвентаризационные описи и акты, заполненные в соответствии с требованиями.

При проведении была проверена обоснованность наличия имущества на складе с данными бухгалтерского учета. Путём пересчёта, перевеса перемеривания.

Акт составляют по каждому номенклатурному номеру в двух экземплярах.

Не допускается отсутствие кого-либо из инвентаризационной комиссии. Кроме того, при заполнении акта инвентаризации не допускаются подчистки и помарки любого рода. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

2.3 Порядок отражения результатов инвентаризации

После того, как инвентаризационные описи заполнены, все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица подписывают ее, а затем сдают в бухгалтерию, где их проверяют, а затем сравнивают с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Для проведения инвентаризации остатков товаров на складе используется стандартная инвентаризационная опись формы № ИНВ-3

Содержит: название документа, наименование организации, дату и номер документа, на основании которого проводится инвентаризация, дату проведения инвентаризации. В форму включена расписка материально ответственных лиц.

Нумерация строк ведется сквозная через всю ведомость. Опись товаров производится по порядку как разложены на складах. Наименования инвентаризируемых товаров, их количество указывают в ведомости по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров товаров и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах) эти товары показаны.

Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления также оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описи не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Затем проводится подсчет итого по каждой странице.

Акт инвентаризации подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Подсчёт остатков занял 2 рабочих дня.

При проведении инвентаризации были выявлены излишки, о чём свидетельствует сличительная ведомость форма № ИНВ-19.

В результате проведения инвентаризации выявлены излишки Мешки п/п Гост 2-85 в количестве 285 шт. Рыночная стоимость мешков - 2875,17 рублей.

На основании решения инвентаризационной комиссии, отраженного в протоколе заседания по результатам инвентаризации, бухгалтер сделал проводку.

Приняты к учету, выявленные по результатам инвентаризации излишки мешков.

Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

На примере Филиала «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» было рассмотрено проведение инвентаризации.

При инвентаризаций выявляются следующие проблемы :

На центральных складах нет отдельных мест для хранения неликвидов. Товаров списанных в производство, но не отпустившие. Они лежат в одном месте с числящимся на складах и в бухгалтерском учёте ТМЦ. И при инвентаризации это создаёт неудобства. Они хоть и подписаны , но комиссия зачастую путают, считают в другом количестве. Приходиться пересчитывать ,что занимает лишнее время. Решение я вижу только в том, что бы ТМЦ при списании сразу забирали и не оставляли на отвт. хранение. А по неликвидам решался бы вопрос о его реализации в зависимости от состояния или бы утилизировалось. Но если невозможно ни одно ни другое по каким либо причинам ,то в полномочиях кладовщиков расставить всё по разным местам, если конечно позволяет площадь.

При инвентаризации центральные склады не закрывается и происходит поступление товара и его оприходование. Ещё приходиться списывать товар если есть острая необходимость(кап. ремонт, остановка цеха). Приходиться все накладные , лимитно-заборные карты показывать комиссии для уточнения и сверки. В решении этой проблемы я вижу то, что инвентаризационная комиссия кладовщик и экономист должны поработать а одной связке. Комиссия может раздать по экономистам даты проведения инвентаризации, те в свою очередь сделать так чтобы все операции с перемещением или приходом производились до или после инвентаризации конкретного объекта, будь это центральные склады или цеха.

Следующим будет что при инвентаризации в цехах группы металлов нет весов, чтобы его проверить нужно грузить на машину и ехать взвешивать на авто.весах, это в лучшем случае. Или приходиться рулеткой измерять длину, ширину если это лист, считать количество, учитывать толщину металла , и в дальнейшем делать расчёты. Тратиться много сил и времени. Отсюда ответ заключается в том, что нужны весы и желательно подкрановые - это облегчит труд.

есть ещё инвентаризационные моменты которые не подлежат разглашению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. Правила проведения инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, выявляет излишки материалов, сверяет фактическое наличие и состояние имущества организации, ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.

В ходе данной курсовой работы мною был изучен большой объем литературы по правилам проведения инвентаризации на производственном предприятии. Я познакомилась с нормативными документами регулирующие проведение инвентаризации и отражение её результатов. Рассмотрела понятие, цели, виды инвентаризации. Были изучены этапы проведения инвентаризации и её классификация. Ознакомилась с корреспонденцией счетов, которые участвуют при инвентаризации. При написании главы Проведения инвентаризации определённого вида в Филиале «Азот» ОАО «ОХК «Уралхим.» Ознакомилась с учётной политикой предприятия состоящую из 15 глав, и основное внимание уделила на организационные аспекты и порядок проведение инвентаризации. Рассмотрела структуру предприятия и бухгалтерии. Увидела форму приказа на проведение инвентаризации, графиков его проведения. Ознакомилась с приказом об утверждении Регламента, сам Регламент состоящий из 13 глав, остановилась не общем положении общих правилах и правил проведения инвентаризации ТМЦ. Увидела как заполняется инвентаризационную опись, сличительные ведомости, протокол с результатами заседания рабочей инвентаризационной комиссии с решением. В третей главе попыталась выявить проблемы связанные с инвентаризацией и отражении результатов в бухгалтерском учёте и способ их решения по усовершенствованию учёта результатов инвентаризации.

Инвентаризация актуальна, потому что с помощью бухгалтерского учета мы проверяем фактическое наличие имущества предприятия. Изучив порядок проведения и документальное оформление инвентаризации , было выяснено, что это очень трудоёмкий процесс, требующий большого внимания и ответственности, так как по результатам инвентаризации можно судить о прибыльности или убыточности предприятия, о добросовестности его сотрудников. Ежегодное проведение инвентаризации помогает сравнить экономические показатели.

Для облегчения понимания и наиболее полного раскрытия темы были приведены формы первичной документации, используемые при проведении инвентаризации. В курсовой работе используются такие источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия.

Список использованной литературы

1. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: практический курс подготовки бухгалтера- М: Рид Групп, 2010.-992.-(Полное руководство бухгалтера.

. Бабаев Ю.А.. Бухгалтерский учет: Учебник. Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.:ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005, с 27

. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. М.:ТК Велби,Издательство проспект,2008г.

. Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2005, 233

Официально-документальные материалы:

. О бухгалтерском учете: Ф. З. Р. Ф. от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) // 24 положения по бухгалтерскому учету: с изм. и доп. на 2011 год / коммент. Н. П. Кондракова. - М. - Рид групп, 2011. - (Законодательство России с комментариями к изменениям). - с. 13-24.

. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"(в ред. от 08.11.2010 N 144н)-с.2-23

. Положение по бух. учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика предприятий» (в ред. от 08.11.2010) // 24 положения по бухгалтерскому учету: с изм. и доп. на 2011 год / коммент. Н. П. Кондракова. - М. - Рид групп, 2011. - (Законодательство России с комментариями к именениям). - с. 48-52.

. Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

Похожие работы на - Инвентаризация имущества и обязательств на примере Филиала 'Азот' ОАО 'ОХК 'Уралхим'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!