Сравнительный анализ деятельности институтов уполномоченных по правам человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ деятельности институтов уполномоченных по правам человека

Введение

уполномоченный право свердловский

Современный уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в России не может удовлетворить ни кого. Не смотря на совершенствование инструментов защиты, появления новых институтов, степень защищенности прав и свобод остается низкой.

Очевидно, что юридическая защита прав и свобод человека связана с необходимостью получения профессиональной юридической помощи. На это требуются значительные материальные затраты. Поэтому рост защищенности граждан связан с достижением ими определенного уровня благосостояния.

Данное исследование является актуальным, т.к. Создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации значительный шаг к реализации защиты прав и свобод человека в нашей стране.

Объектом представленной работы является законодательство и деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской республике и Свердловской области, а также Российской Федерации. Я выбрала данные субъекты Федерации, т.к. они уникальны и различны по таким показателям общественной жизни как климат, вероисповедание, уровень жизни, образование, менталитет и др. А значит, деятельность их омбудсменов должна быть настолько же различна.

Целью данной работы является сравнительный анализ деятельности институтов Уполномоченных по правам человека. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

)Глубокое исследование законодательства по правам человека, регулирующее деятельность в выбранных субъектах федерации

)Анализ деятельности Уполномоченных по правам человека, на примере судебной практики и статистических данных.

)Формирование собственных выводов и возможных рекомендаций законодателю.

Проблема защиты и реализации прав и свобод человека не перестает быть актуальной не только в России, но и за рубежом. Существует множество литературных и учебных изданий, но на мой взгляд научные труды Денисова С.А., Глушковой С.И., Кравчук В.Н. проникают в глубь проблем и раскрывают их суть.

1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

.1 История развития

Развитие института Уполномоченного по правам человека в России условно можно разделить на несколько этапов, в течение которых этот институт развивался от идеи до создания действующей системы.

Предварительный этап - 1991-1992 годы.

Первый этап - 1993-1995 годы.

Второй этап - 1996-2003 годы.

Третий этап - 2004 год и по настоящее время.

Предварительный этап связан с принятием в России 22 ноября 1991 года Декларации о правах и основных свободах человека, в которой говорится также о необходимости создания в стране должности Парламентского Уполномоченного по правам человека. Идея, получившая юридическое оформление в виде декларации, находит широкую поддержку среди политических деятелей, ученых, правозащитников. Но для ее реализации требовалось внести изменение в законодательство, в первую очередь в действующую Конституцию, что в условиях серьезных разногласий между Верховным Советом Росси Президент России делать было невозможно.

Можно с уверенностью констатировать, что до появления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Комиссия по правам человека при Президенте РФ была на территории России единственной специальной правозащитной организацией для содействия всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека. Комиссия выступила как организация, способствующая началу конструктивного диалога между государством и обществом по проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как отмечал председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации В.А. Карташкин: «Строительство правового государства - это сложный, длительный и многообразный процесс. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, правительственные и неправительственные организации»

Первый этап. В 1993 году была принята новая Конституция РФ, в которой декларация о создании должности Уполномоченного по правам человека получила конституционный статус. С первых дней своего назначения Уполномоченный по правам человека стал главным критиком исполнительной власти за серьезные просчеты по защите прав миллионов граждан, потерявших свои сбережения и за действия федеральных войск в Чеченской Республике, нарушающих, по его мнению, права мирных граждан. В итоге, через год, оставшись без поддержки политического центра, и по настоянию депутатов ряда левых и радикальных фракций, которые, напротив, поддерживали действия российских войск в Чечне, он был освобожден от занимаемой должности, причем по словам некоторых депутатов, «за поддержку чеченских боевиков».

Деятельность С. Ковалева вызвала негативную реакцию в президентских и правительственных структурах. В то время Министр обороны П. Грачев назвал его «врагом России». И это при том, что при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций С. Ковалев создал Миссию Уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе. По высказыванию различных СМИ, С. Ковалев был одним из немногих источников информации для российских СМИ об истинном положении дел в Чеченской Республике, о ходе боевых действий, в частности, о боях в Грозном и его бомбардировках.

Следует отметить, что спустя несколько месяцев после освобождения от должности С. Ковалев сыграл важную роль в спасении, заложников захваченных чеченской военизированной группировкой в одной из больниц г. Буденновска Ставропольского края в июне 1995 года. Бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вместе с несколькими депутатами и журналистами стал добровольным заложником, взамен захваченных граждан.

Второй этап. В конце декабря 1996 года Государственная Дума нового созыва приняла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который после одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России вступил в силу после его официального опубликования. Выборы и назначение первого всероссийского Уполномоченного после принятия ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в российской Федерации состоялись лишь 22 мая 1998 года. В результате новых фракционных договоренностей Уполномоченным по правам человека из многих кандидатов был избран и утвержден в должности профессор, доктор юридических наук, депутат Государственной Думы, представитель фракции КПРФ О. Миронов. Несмотря на указанные проблемы, за пять лет работы О. Миронову все же удалось создать первый российский национальный институт для защиты прав человека. В иерархии государственных должностей должность Уполномоченного стала сравнима с должностью Председателя Конституционного суда. Значительно выросло количество работников аппарата Уполномоченного, улучшилось его материально-техническое состояние. Вместе с тем, так и не был определен статус работников самого аппарата Уполномоченного в системе государственных должностей. Забегая вперед, отметим, что этот вопрос был решен лишь при следующем Уполномоченном. О. Миронов стал более активно участвовать в публичных мероприятиях, в том числе международных, с выездом за пределы России, как сообщала его пресс-служба, для обмена опытом. Правда, некоторые из таких поездок - в страны, которые вряд ли можно назвать образцовыми с точки зрения соблюдения в них прав человека, становились поводом для критики Уполномоченного по правам человека со стороны журналистов и других оппонентов.

Третий этап. В начале 2004 года третьим Уполномоченным в России становится кандидат, предложенный Президентом Путиным, В. Лукин, один из основателей партии «Яблоко», бывший депутат Государственной Думы Российской Федерации. Новый Уполномоченный - известная в России и за ее пределами личность с богатым профессиональным и политическим опытом. В отличие от своего предшественника, новый Уполномоченный имеет историческое образование. В том же году Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Сейран Давтян в своих работах констатирует следующий факт: до конца февраля 2004 года, то есть до официального вступления в должность Уполномоченного в России В. Лукина, институт Уполномоченного был создан лишь в 27 субъектах РФ. Кроме того, более чем в 20 субъектах функционируют специализированные уполномоченные по правам ребенка с разными полномочиями и уровнем независимости от Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и органов власти.

Из анализа истории развития института омбудсмена в Российской Федерации, очевидно, что становление системы защиты прав и свобод человека процесс долгий и трудоемкий. При рассмотрении данных трех исторических этапов замечена положительная динамика, необходимо продолжать работу. Хотелось бы отметить, что должность Уполномоченного по правам человека всегда занимали и продолжают занимать великие люди, которые не останутся равнодушными к проблемам своих соотечественников.

1.2 Основные принципы деятельности

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации.

Не смотря на то, что Уполномоченный назначается и освобождается от должности Государственной думой Российской Федерации, он является независимым и неподотчетен перед государственными органами. Однако, как исключение из данного правила стоит выделить ежегодный доклад Уполномоченного, который является результатом его работы.

У специалистов есть некоторые сомнения по поводу того, насколько эффективным может быть контроль над исполнительной властью, если сам контролер формально зависим от исполнительной власти. С другой стороны, в некоторых политических системах факт непосредственного назначения главной исполнительной власти может придавать омбудсмену дополнительный авторитет и вес при взаимодействии с чиновниками и гражданами. Так, например, Сейран Давтян выявляет явную тенденцию к отождествлению института Уполномоченного в России с государственным органом исполнительной власти: Можно сделать вывод о том, что главы исполнительных органов субъектов стремятся выдвигать на эту должность наиболее опытных «аппаратчиков». С одной стороны, эти люди лучше знают все недостатки государственного регионального администрирования и, в случае необходимости, могут быстро найти решение по восстановлению нарушенных прав; но, с другой стороны, учитывая «аппаратный» менталитет, есть сомнение в том, что они станут «не удобным» для власти, каковыми принято считать омбудсманов во всем мире.»

Институт Уполномоченного по правам человека провозглашен дополнительным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина. Существование данного института не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Что подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. 16 августа 2012 года: «…Далеко не всегда у нас получается то, что мы хотели бы видеть как результат нашей работы. К сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной».

Основная задача Уполномоченного по правам человека: рассмотрение обращений граждан о нарушениях их прав и законных интересов, расследование и проверка таких фактов.

Для реализации выше обозначенной задачи в Федеральном Конституционно Законе «Об Уполномоченном по правам человека РФ» закреплен принцип безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Приоритетным принципом работы омбудсмена, является доступность обращения. Возможность обратиться к защитнику без платы, является реальным шансом восстановления нарушенного права, особенно малоимущих граждан.

Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты.

Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Жалобы Уполномоченному не подвергаются цензуре и не должны просматриваться какими-либо государственными органами и чиновниками. Данный факт, несомненно, является положительным. Для примера в Великобритании прямого доступа к омбудсмену нет.

В те годы, когда институт был введен (в 1967 году) было решено, что отсутствие «парламентского фильтра» может отрицательно сказаться на образе Парламента, что это может понизить значимость депутатов в глазах избирателей. Эта модель работы омбудсмена доказала свое право на существование, однако на данный момент она не считается оптимальной.

Реальным недостатком в деятельности аппарата Уполномоченного является тот факт, что Жалобу гражданин может подать, только когда все существующие способы защиты уже использованы или недоступны. Есть и ограничения временными рамками: не более года с момента нарушения прав и свобод или с момента или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении..

Но мой взгляд, проблему нарушения прав и свобод проще предупредить на ранних стадиях, нежели восстанавливать нарушенные права.

«Как показывает опыт, во многих случаях нарушенные права и свободы могут быть оперативно восстановлены на месте события. Не происходит же этого зачастую потому, что органы государственной власти и местного самоуправления просто не ощущают присутствия независимого должностного лица, уполномоченного оценить их действия без скидки на «круговую поруку», «телефонное право» и другие распространенные «житейские понятия».

Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации идеально приспособлен для выполнения таких функций. Конечно, при условии его подлинной независимости. Но это уже вопрос качества, а не организации государственной защиты прав и свобод человека», - резюмирует Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Примечательно то, что деятельность омбудсмена охраняется законодательством Российской Федерации. Препятствие законной деятельности Уполномоченного, или осуществление каких-либо действий с целью повлиять на его решение влечет наложение административного штрафа.


2. Законодательство и деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской республике

.1 Нормативная база, регулирующая деятельность омбудсмена

В первую очередь положение Уполномоченного по правам человека в Карачево - Черкесской республике закреплено Конституцией Российской Федерации и Конституцией данного субъекта Федерации.

Вторая глава Конституции Карачаево-Черкесской республики так и называется: «Права и свободы человека и гражданина». Они четко прописаны в 45 статьях этой главы. Всего же в 11-ти главах Конституции нашей республики 115 статей. То есть, практически 40 процентов статей посвящены правам и свободам человека и гражданина.

Парламент республики в октябре 2003 года принял закон «Об уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской республике». В соответствии с ним создан и с февраля 2004 года функционирует Аппарат уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской республике.

Более детально статус омбудсмена прописан в законе об Уполномоченном по правам человека в Карачаево - Черкесской Республике, который устанавливает компетенцию, основные принципы деятельности, порядок назначения и освобождения от должности.

Основные права, обязанности и ограничения для лица, замещающего должность Уполномоченного, а также виды и объем предоставляемых ему гарантий устанавливаются Законом Карачаево-Черкесской Республики "О статусе лиц, замещающих государственные должности Карачаево-Черкесской Республики".

Омбудсмен наделен правом законодательной инициативы в Народном Собрании (Парламенте) Республики.

Однако, анализ деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесии дает основание сделать вывод о том, что нарушение конституционных прав граждан все еще остается достаточно распространенным явлением. Об этом свидетельствует статистика: с 2004 года по 2008 год включительно к Уполномоченному по правам человека обратились с жалобами на нарушение своих законных прав более 4000 граждан Карачаево-Черкесии. Отмечен ежегодный рост количества обращений: с 700 в 2004 году до 927 в 2008 году. Чаще всего граждане жалуются на правоохранительные органы, на органы государственной и муниципальной власти, на нарушения их жилищных прав, трудового законодательства. С одной стороны, рост количества обращений свидетельствует о проблемах взаимоотношений между гражданами и властью, о проблемах взаимодействия власти и общества.

С другой же стороны, возрастающей доступностью этого института для всех категорий населения. В последние два года депутаты парламента республики внесли ряд существенных изменений и дополнений в закон «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской республике». Они направлены, в первую очередь, на повышение уровня информированности населения, средства массовой информации обязаны публиковать материалы работы Уполномоченного по правам человека и гражданина Карачаево-Черкесии.

2.2 Общая характеристика ситуации с соблюдением прав и свобод граждан в Карачаево-Черкесской Республике

С самого начала своей деятельности институт Уполномоченного в Карачаево-Черкесской Республике соблюдал и продолжает соблюдать в своей работе принцип открытости и доступности для любого человека.

Более половины всех жалоб и заявлений поступило от женщин, они обращаются как за защитой своих прав, так и прав детей, а также родственников.

Большая часть нуждающихся в правовой защите - это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды - их обращения составляют около 22%; от лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исправительной системы, и их родственников поступило 21 %.

Наибольшее число жалоб связано с нарушением социальных прав граждан - около 50% от общего числа всех поступивших обращений. Почти треть из них связана с нарушением жилищного законодательства.

Количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав, составило 5%; нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 3%.

Значительно выросло количество обращений, связанных с вопросами жилищного коммунального хозяйства.

% всех обращений связаны с нарушением личных прав и свобод граждан.

В основном это жалобы на действия и бездействия сотрудников правоохранительных органов, большое количество обращений от лиц, находящихся в местах лишения свободы, связано с правом на судебную защиту и справедливое разбирательство, нарушением прав обвиняемых и осуждённых в местах лишения свободы, применением недозволенных методов морального и физического воздействия.

В результате работы с жалобами и обращениями граждан в 2012 году 630 или 66,7% обращений были приняты к тщательному рассмотрению и принятию мер реагирования, 521 из них решены положительно, остальные находятся в стадии рассмотрения.

По 236 обращениям даны юридические консультации и разъяснения, оказана помощь заявителям в составлении исковых заявлений в суд. В результате заявители смогли самостоятельно решить свои вопросы. 79 заявлений отклонены из-за необоснованности требований.

Результативность работы с обращениями граждан в 2012 году по сравнению с 2011 годом повысилась на 1,7%.

Сегодня нельзя не сказать о том, что довольно большое количество наших граждан вынуждены так же обращаться в органы исполнительной, законодательной власти, органы местного самоуправления в поисках разрешения назревших вопросов.

Наибольшее количество обращений по-прежнему связано с улучшением жилищных условий (отселение из аварийного, ветхого жилья, предоставлением или выделением жилья или средств на его приобретение) - это 65% от общего количества обращений.

В 15,6% обращений подняты вопросы, связанные со здравоохранением.

Из общего количества обращений, поставленных на контроль, отказано в удовлетворении 88 заявителям, 12% обращений разрешено положительно. Большинству авторам писем даны разъяснения. Это связано с тем, что большинство вопросов в обращениях связано с недостаточной информированностью о деятельности учреждений, оказывающих соответствующие услуги и низкой правовой грамотностью населения.

Отличительная черта доклада государственного правозащитники Карачаево - Черкесии является целая глава посвященная реализации законодательства по профилактике и борьбе с наркотиками и токсическими веществами Принятый Закон Карачаево-Черкесской Республики № 581-XXII от 12.02.1999 года «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Карачаево-Черкесской Республики» и (внесенные в него дополнения и изменения от 05.07.2011 г. Законом № 34-РЗ), который регулирует отношения в сфере профилактики и борьбы с этим злом - наркоманией и токсикоманией, организации лечения, социальной и психической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, имеет целью прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических и психотропных средств гражданами, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики, в особенности несовершеннолетними, а в последующем, сокращения числа заболеваний наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом, связанных с ними правонарушений.

По мнению Уполномоченного, выход есть, и он состоит в том, что необходимо выполнять принимаемые законы.

Уполномоченный понимает, что в условиях финансового дефицита крайне сложно выполнить собственный закон, но это необходимо, ибо пожар легче предупредить, нежели его потом тушить.

Считал бы целесообразным проанализировать ход выполнения принятого законодательства и потребовать от чиновников, отвечающих за исполнение мероприятий, связанных с неисполнением закона.

3. Законодательство и деятельность Уполномоченного по правам человека в Свердловской области

.1 Правовые основы

Свердловская область является одним из первых субъектов Федерации, учредивших должность Уполномоченного по правам Человека. За период с 1997 г действует уже второй омбудсмен 1997 год - Свердловская область: Машков В.В. (1997-2001 гг.), Мерзлякова Т. Г. (2001 год - по настоящее время).

Уставом Свердловской области определена первостепенная задача Уполномоченного по правам человека содействия гражданам в защите их прав и законных интересов, нарушаемых действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти

Правовой статус Свердловского омбудсмена закреплен законом «Об уполномоченном по правам человека в Свердловской области»

Законом «О правительстве Свердловской области» констатировано право уполномоченного присутствовать на заседаниях Правительства Свердловской области. Данное право подчеркивает возможность государственного правозащитника вынести свои предложения на обсуждения руководителям области лично, по мере поступления проблем.

Необходимо отметить, что Областная дума Свердловской области включила Уполномоченного по правам человека и в Совет общественной безопасности.

Уполномоченный по правам человека Свердловской области на законодательном уровне наделен правом межрегиональных переговоров, в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики данного права не встречается.

3.2 Оценка деятельности

Наибольшее число жалоб касается нарушений социальных прав граждан - около 45,8 % от общего числа всех поступивших обращений. Около 20 % обращений социальной тематики относится к нарушениям жилищных прав граждан; 7,1 % обращений связано с нарушением трудовых прав; нарушения права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 3,19 %; нарушения прав на социальное обеспечение, на меры социальной поддержки, социальные гарантии и социальное страхование - 6,41 %; 4,5 % обращений связано с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства; затрагивают вопросы, связанные с нарушениями права на образование 2,3 %; по жилищно-коммунальным проблемам количество обращений составило 7,68 % .

,3 % всех обращений поднимают проблемы, связанные с нарушением личных прав и свобод граждан.

,3 % обратившихся заявили о нарушении экономических прав, большую часть здесь составляют обращения по вопросам землепользования, кредитования и налогообложения.

,7 % обращений касается нарушений прав военнослужащих.

Большое количество обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, связано с правом на судебную защиту и справедливое разбирательство (7,5 %) и с нарушением прав обвиняемых и осуждённых в местах лишения свободы (9,8 %).

Жалобы на действия правоохранительных органов - 12,0 %, их рост составил около 3 % по сравнению с 2011 годом.

Около 9 % всех обращений составляют благодарности граждан.

Деятельность Уполномоченного по правам человека заключается не только в принятии жалоб, но оказании консультативной правовой поддержке, взаимодействие с прокуратурой. Что и подчеркивает Татьяна Георгиевна в своем докладе: «В конце 2010 года к Уполномоченному обратились граждане Т. и Ч. (обращение № 10-13/3385), жители города Талица с просьбой оказать содействие в признании жилого помещения непригодным для проживания, а также в постановке на очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма…На основании изложенного, по ходатайству Уполномоченного, прокуратурой Талицкого района была проведена соответствующая проверка, в ходе которой нарушения действующего законодательства подтвердились, и в адрес главы Талицкого городского округа было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако, в удовлетворении требований прокурора администрацией Талицкого городского округа было отказано.

Учитывая изложенное, в интересах гражданки Т. в федеральный суд Талицкого района 26.05.2011 года прокуратурой района было направлено исковое заявление об обязании Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа провести обследование жилого дома № 7 на улице Механизаторов на предмет пригодности для проживания. Также для примера можно привести случай по защите прав несовершеннолетних. В обращении (№ 09-13/2987) речь идет о частном детском садике, в который заявительница отдала своего здорового ребенка, и через некоторое время была вынуждена забрать с отчетливыми невротическими отклонениями, которые впоследствии подтвердили медики…Учитывая серьезность выявленных нарушений, в целях защиты прав несовершеннолетних воспитанников детского центра, прокуратура Ленинского района г. Екатеринбурга направила в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга исковое заявление о запрете ООО «Центр детского развития «Улыбка» осуществлять деятельность по воспитанию, присмотру и уходу за детьми.

Большой раздел своего доклада Уполномоченный посвящает трудовым правам. А именно выявленными неэффективными собственниками и судебными решениями для отвода глаз. Так, Ж. (обращение № 12-13/1985) не получила пособие по уходу за ребёнком в размере 46 344,20 руб. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанции установлено, что «совершение сделки, направленной на отчуждение имущества обществом «ЛПК «Лобва», повлекло невозможность осуществления им производственно-хозяйственной деятельности и, соответственно, невозможность исполнения имеющихся у общества «ЛПК Лобва» денежных обязательств перед кредиторами, а также обязательств по уплате обязательных платежей». Однако существуют и положительные моменты. Благодаря своевременному вмешательству Уполномоченного по правам человека и неравнодушной позиции руководителя и сотрудников Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ удалось принять все необходимые меры, чтобы получателям социальных пособий на ООО «Нигмас» как можно скорее были произведены причитающиеся выплаты, несмотря на то, что филиал соцстраха, в который необходимо направлять документы верхнесинячихинцев, находится в Курске.

4. Сравнительный анализ института омбудсмена в рассматриваемых регионах

.1 Биографический метод

Существуют определенные методики оценки эффективности функционирования института Уполномоченного, разработанные на основе практики аналогичных институтов в других странах. Кроме того, как показывает мировая практика, для эффективного выполнения этой работы существуют определенные критерии морально-этического, психологического, возрастного, образовательного, национального, культурного характера, установленные для оценки деятельности самих Уполномоченных. Для их анализа требуется, естественно, более глубокое и всестороннее представление этой темы. Но определенную информацию можно получить на основании метода биографического анализа. Основываясь на указанном методе, можно проанализировать, кто становится Уполномоченным по правам человека в России и ее субъектах, и насколько кандидатуры, представленные на должность российского Уполномоченного, соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к должностным лицам, призванным защищать права и свободы человека от чиновничьего произвола.

Проанализируем биографическую информацию Уполномоченных рассматриваемых регионов, предоставленную Журналом о деятельности национальных учреждений по правам человека

Карачаево-Черкессия. Уполномоченный по правам человека

Титаренко Владимир Васильевич

Назначение на должность: 5 декабря 2003 г. 26 февраля 2009 г. назначен на второй срок.

Дата рождения: 26 февраля 1949 г. в станице Кардоникской Зеленчукского района Ставропольского края.

Образование: В 1977 году окончил Воронежский технологический институт, в 1988 году - Ростовскую высшую партийную школу (заочно).

Профессиональная деятельность: С 1980 года по 1982 год - инструктор организационного отдела ГК КПСС. С 1982 года по 1989 год - заведующий отделом административных и торгово-финансовых органов, заместитель заведующего организационным отделом Черкесского городского комитета КПСС. С февраля 1989 по февраль 1990 года - секретарь Карачаево-Черкесского областного совета профсоюзов. С февраля 1990 года - председатель Черкесского городского совета профсоюзов - секретарь Карачаево-Черкесского республиканского совета профсоюзов. С января 1998 по январь 2000 года - директор ТОО зверохозяйство «Пушное». С января 2000 года по февраль 2004 года - председатель комитета Народного Собрания по законодательству, законности и местному самоуправлению.

Свердловская область. Уполномоченный по правам человека

МЕРЗЛЯКОВА Татьяна Георгиевна

Назначение на должность 4 июня 2001 года. Переизбрана на второй срок - 8 июня 2006 года, на третий - 9 июня 2011 года.

Дата и место рождения: 16 мая 1957 года, Алтайский край.

Образование: В 1979 году окончила факультет журналистики Уральского государственного университета.

Профессиональная деятельность: Редакция районной газеты «Режевская весть», где она проработала с 1979 год по 1996 год, сначала корреспондентом, заведующей отделом экономики, а последние 7 лет - главным редактором.

С 1996 г. - депутат Режевского городского Совета народных депутатов, а с 1996 году - депутат Областной Думы, в которой с 1998 по 2000 годы работала заместителем председателя комитета по социальной политике.

С мая 2000 года работала советником Председателя Правительства Свердловской области по социальным вопросам. В ее обязанности входила работа с жалобами и обращениями граждан, поступавшими в адрес Правительства, взаимодействие с организациями, объединяющими матерей детей-инвалидов, солдатских матерей, матерей детей-наркоманов, общественными, в том числе, правозащитными организациями области.

Анализируя данные, отметим общие моменты: путь к должности (государственная служба в органах исполнительной власти), высшее образование. Далее подчеркнем отличия: Татьяна Георгиевна заняла должность омбудсмена в 44 года, т.е. в сравнении моложе, чем Владимир Васильевич. А так же, исходя из данных о профессиональной деятельности, можно сделать вывод, об опыте в области защиты прав и свобод Мерзляковой Т.Г. Который отсутствует в биографии Титеренко В.В., не смотря на общественную и партийную деятельность. В данном разделе стоит подчеркнуть, что требование о деятельности в сфере защиты прав человека закреплено только законе «Об Уполномоченном» Свердловской области. Как дополнительный положительный момент в пользу УПЧ Свердловской области, хотелось бы назвать третий срок.

4.2 Аналитический метод

Назначение на должность закон об Уполномоченном по правам человека в Карачаево - Черкесской Республике ограничивает избрание кандидата только на два срока. В то время как в Свердловской области Мерзлякова Татьяна Георгиевна 9 июня 2011 г. переизбрана на третий срок. На мой взгляд избрание Уполномоченного на третий срок благополучно отражается на механизмах защиты прав и свобод человека в субъекте федерации. Это обуславливается накопленным за предыдущие периоды опытом, достижение определенных целей и постановка новых задач с использованием уже полученных навыков. В этой связи новый человек потратит не мало времени на ознакомление с существующей ситуацией в регионе, разработку собственных механизмов работы, а также управление аппаратом уполномоченного. Так же стоит заметить, что в данном случае не идет речь о «пожизненном» пребывании в должности или более длительных сроках. В теме защиты прав человека важно не только стабилизирующаяся ситуация, но и новаторство и «свежий взгляд» на существующие проблемы. Отсюда следует вывод, что идеальная ситуация с пребыванием в должности Уполномоченного одного человека три установленных срока подряд (15 лет).

Не смотря на уникальность рассматриваемых регионов, зоны риска выявляются одинаковые: соблюдение личных и жилищных прав граждан, жилищно-коммунальные услуги, права детей и инвалидов, трудовые права и права граждан, содержащихся под стражей.

Из ежегодного доклада Уполномоченного Карачаево - Черкесии следует, что наиболее не защищенные слои населения в республике женщины, пенсионеры и инвалиды. Так же откладывает свой отпечаток низкая грамотность населения. По моему мнению предпосылками к этому стала ментальность жителей региона, т.к. традиционно в горных местностях низкий правовой статус имели женщины, старики и дети.

Уполномоченный Свердловской области также отмечает, что основную массу обращений составляют жалобы женщин, но на Урале женщины борятся за права своих родственников и детей.

При детальном рассмотрении докладов Уполномоченных стоит отметить, что в почту Мерзляковой Т.Г. поступают не только жалобы, но и 9% благодарностей за оказанную помощь.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что к Уполномоченного Свердловской области обращаются не только менее социально защищенные слои населения, но военнослужащие с вопросом о восстановлении нарушенного права.

Омбусмен Республики ставит в приоритет взаимодействие с государственными органами и СМИ.

Особенностью Карачаево - Черкесии оказалось фиктивное законодательство по профилактике и борьбе с наркотическими и токсическими веществами.

В целом анализ законодательства, касающегося уполномоченных по правам человека в избранных субъектах Федерации дает право сделать вывод о том, что Свердловский омбудсмен наделен большими правами и имеет «больший вес» в государственных органах.

Заключение

Как известно институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации весьма молод. На 1 июня 2011 года омбудсмен и его аппарат существует в 63 субъектах и на федеральном уровне.

Стоит подчеркнуть, что создание региональных УПЧ, не влечет их подотчетность Уполномоченному федерального уровня. Между тем вопросы о создании «вертикали» продолжают деботироваться.

Вопрос об учреждении института правозащитника на региональном уровне регламентируется неконституционной нормой ст.5 Закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», поскольку данная норма не императивная региональными властями был сделан вывод о том, что данный процесс не обязательный.

В ходе данного исследования подчеркивается, что различные субъекты федерации развиваются по-разному. Неравномерность развития в различных сферах жизни отражается и на развитии института защиты прав и свобод человека.

Анализ нарушений конституционных прав граждан показывает, что наибольшее количество составляют нарушения социальных прав граждан. Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъекта Федерации, а также органами местного самоуправления, содержат ошибки, которые в ряде случаев приводят к нарушению прав граждан, в том числе наиболее значимых, в сфере здравоохранения, образования, культуры, оказания социальных услуг и ряде других. И граждане не всегда могут защитить свои права, в том числе в судах общей юрисдикции. Подобная практика ставит под угрозу создание в России демократического, правового государства, где высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.

Проведенное мною исследование дает право мне сделать вывод о том, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево - Черкесской Республике направлена на повышение уровня информированности населения, средства массовой информации обязаны публиковать материалы работы Уполномоченного по правам человека и гражданина Карачаево-Черкесии. Хотелось бы видеть такую же открытость со стороны Уполномоченного по правам человека Свердловской области.

Как отмечалось в работе, деятельность Уполномоченного независима, но отождествляется с исполнительной властью. На мой взгляд, для ликвидации данной неопределенности необходимо выделить институты омбудсменов как саморегулируемые организации, следовательно, решится вопрос о подчинении регионального аппарата федерального (путем построения вертикали). Однако, выделение института уполномоченного по правам человека из государственного аппарата, влечет за собой отказ от финансирования из госбюджета, а как следствие и отмену принципа доступности (бесплатные жалобы уполномоченному). Поэтому я предлагаю заложить в госбюджет субсидию (дотацию) на институт омбудсмена.

Необходимо констатировать, что Уполномоченный по правам человека - должность общественная. Но в нашем законодательстве кандидаты назначаются или выбираются государственным аппаратом, без участия общественности. Необходимо изменить порядок выбора кандидатуры путем всенародного голосования.

Так же хотелось бы видеть доступную общественную приемную омбудсмена, в силу принципа открытости и информированности граждан.

В своем докладе за 2012 Уполномоченный Карачаево - Черкесской республики указал, что 79 заявлений отклонены из-за необоснованности требований.

Учитывая недостаточную грамотность населения, особенно при рассмотрении Карачаево-Черкесской республики, стоило бы утвердить образец заявления (жалобы) правозащитнику.

Это позволит сократить время распознавание реальной проблемы, а как следствие её более быстрое решение.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

.Устав Свердловской области от 23.12.2010 г. №105-ОЗ // Областная газета. - 2010. - 24 декабря.

.Конституция Карачаево-Черкесской Республики принята народным собранием КЧР от 05.03.1996 г. (в ред. от 17.05.2011 г.) // Сборник Законов и Постановлений КЧР 1995-1999 гг., Часть I.

.О совете общественной безопасности Свердловской области: Областной закон от 23 июня 1997 №39-ОЗ (в ред. от 23.05.2011) // Областная газета. - 2011. - 25 мая.

.Об уполномоченном по правам человека в Свердловской области: Закон Свердловской области от 18 октября 2010 г. № 72-ОЗ // Областная газета. - 2010. - 20 октября.

.О межрегиональных связях Свердловской области и межрегиональных государственных органов Свердловской области от 21 декабря 2007 г. № 167 - ОЗ // Областная газета. - 2007. - 26 декабря.

.Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево - Черкесской Республике: Закон Карачаево - Черкесской республики от 15.10.2003г. № 40-РЗ // День Республики. - 2003. - 21 октября.

.О нормативных правовых актах в Карачаево - Черкесской Республике: Закон Карачаево - Черкесской республики от 02.12.2002 № 48-РЗ // День Республики. - 2002. - 10 декабря.

.О правительстве Свердловской области: Закон Свердловской области от 08 сентября 1998 г. №31-ОЗ (в ред. от 09.11.2011) [В данном виде документ опубликован не был] КонсультантПлюс

.Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - №9

.Доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области за 2012 г. 260 с.

.Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2008 году. М., 2009. 85 с.

.Доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево - Черкесской Республике за 2012 г. 72 с.

.Бахрошин Н. Главный путешественник России. Штрихи к портрету правозащитника Миронова [Электронный ресурс]: // #"justify">.Давтян С. Развитие института омбудсмана в России [Электронный ресурс] // #"justify">.Карташкин В.А. Полномочия и деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации // Безопасность. - М., 1998. № 7-10. С. 88.

.Мерзлякова Т.Г. О взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Свердловской области с органами прокуратуры по устранению нарушений прав граждан, в области жилищных отношений [Электронный ресурс] #"justify">.Мерзлякова Т.Г. Право на образование и возможность его реализации [Электронный ресурс] #"justify">.Пантелеев В.Ю. Некоторые вопросы совершенствования законодательства о конституционных (уставных судах) субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №7.

.Европейский омбудсман [Электронный ресурс]: #"justify">.Парламентский вестник [Электронный ресурс]: #"justify">.Фонд знаний Ломоносов [Электронный ресурс]: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01244:article (дата обращения 16.05.2013)

Похожие работы на - Сравнительный анализ деятельности институтов уполномоченных по правам человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!