Создание и развитие органов прокуратуры

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,75 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание и развитие органов прокуратуры

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

Кафедра уголовного права и процесса








Контрольная работа

На тему: «Создание и развитие органов прокуратуры»

Дисциплина Прокурорский надзор

Выполнил: Макаева А.Ж.., студентка 2 курса

заочной формы обучения

Научный руководитель: Джаксыбаева А.А.

магистр юридических наук







Костанай, 2011

Содержание

1. История возникновения органов прокуратуры

. Понятие системы органов прокуратуры

. Основные принципы органов прокуратуры

. Прокурорский надзор в Республике Казахстан

. Органы прокуратуры Республики Казахстан в сравнении с зарубежными странами

Список использованных источников

1. История возникновения органов прокуратуры

Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 году как орган Представительства интересов монарха.

Таким образом, прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры и в государствах СНГ, включая Казахстан, и до настоящего времени является эталоном прокуратуры западных стран. Суверенный Казахстан с самого начала своей независимости стремился к укреплению конституционного строя и правовой системы, неразрывным звеном которого является прокуратура. С развитием государственности Казахстана менялись место и роль прокуратуры в системе республиканских органов, ее деятельность наполнялась новым содержанием, изменялись функции прокурорского надзора. Но на всех этапах развития государства неуклонно возрастала роль прокуратуры, и перед ней стояла задача - обеспечение того, чтобы каждый гражданин знал и понимал, что именно в лице прокурора, он всегда имеет первого и самого близкого защитника своих интересов.

Несмотря на вносимые коррективы, стоящих перед прокуратурой задач, она постоянно оставалась правозащитным органом, основным содержанием деятельности которого неизменно оставалась забота об укреплении законности, обеспечение интересов государства, личных прав и свобод граждан, предотвращение правонарушений.

. Понятие системы органов прокуратуры

Систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Казахстан призвана обеспечивать слаженную работу всех органов и учреждений прокуратуры по реализации функций прокуратуры. Назначается Генеральный Прокурор Республики Казахстан на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет, он подотчетен Президенту Республики. Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению Президентом Республики. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального Прокурора, его первого заместителя и заместителей, других руководящих работников. Коллегия Генеральной прокуратуры формируется и возглавляется Генеральным Прокурором. Коллегия - совещательный орган, ее решения реализуются приказами Генерального Прокурора. Генеральный Прокурор республики и его первый заместитель имеют старших помощников и помощников. Структуру Генеральной прокуратуры составляют департаменты, управления и отделы. Отделы могут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входить в состав департаментов и управлений. В департаментах, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. В составе прокуратуры республики образована Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального Прокурора - Главным военным прокурором, и Комитет по правовой статистике и специальным учетам, а также Институт изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры имени С. Ескараева. Органы прокуратуры через подразделения Комитета по правовой статистике и специальным учетам формируют правовую статистику и ведут специальные учеты. Институт при Генеральной прокуратуре является государственным учреждением, образованным для научных исследований и повышения квалификации кадров органов прокуратуры. Второе звено органов прокуратуры - прокуратуры областей, городов Астаны и Алматы, а также специализированные прокуратуры на правах прокуратур областей. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются прокурорами, назначаемыми с согласия Президента Республики Генеральным Прокурором. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками управлений областных прокуратур. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. Следующим звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. Специализированные прокуратуры руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, выполняют общие для всех органов прокуратуры задачи, с той лишь разницей, что их деятельность ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора. К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные, прокуратуры специальных объектов. Мы видим, что система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных и составляющих единое целое органов. Для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами. Отлаженная организация работы и целенаправленное управление обеспечивают слаженность и правильность функционирования всей прокурорской системы как единого органа, направляют деятельность прокуроров и сотрудников органов прокуратуры на выполнение сложных и ответственных практических задач.

Конституция Республики Казахстан установила достаточно емкие организационно-правовые гарантии обеспечения конституционной законности: Конституционный Совет рассматривает законы, международные договоры на их соответствие Конституции, суды не вправе применять законы, иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, прокуратура должна опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции». То есть деятельность каждого органа, который в своей деятельности призван обеспечивать конституционную законность, является гарантом этой законности.

Конституционный Совет в своих ежегодных Посланиях Парламенту Республики Казахстан отмечал, что не реализована конституционная норма (пункт 1 статьи 83 Основного Закона), наделяющая Генерального Прокурора Республики Казахстан правом опротестовывать законы, противоречащие Конституции. На практике он не может воспользоваться этим правом, поскольку законодательно не предусматривает правового механизма реализации данного полномочия.

Кроме того, в целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» было поручено Правительству Республики Казахстан совместно с заинтересованными центральными государственными органами в установленном законодательством порядке принять законодательные меры, предусматривающие повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в социальной сфере.

Как отмечено в « Концепции - 2009», прокуратура является «ядром правоохранительной системы страны», необходимо повышать эффективность ее надзорной деятельности как основной функции и совершенствовать процессуальные основы деятельности органов прокуратуры. Следует и далее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.

. Основные принципы органов прокуратуры

прокуратура казахстан надзор

Для более обстоятельного уяснения сущности прокурорско-надзорного явления, определения, как общих положений прокуратуры, так и особенностей ее деятельности, а также правового статуса прокуроров необходимо классифицировать принципы в системе прокурорского надзора.

Самым главным, на наш взгляд, (общеправовым) принципом деятельности прокуратуры является законность. Этот принцип выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при осуществлении прокурорского надзора. Обращено оно, прежде всего, к самой прокуратуре, деятельность которой имеет строго подзаконный характер. Это означает соответствие закону поводов и оснований прокурорского надзора, его форм и методов, принимаемых прокурором актов. Лишь с позиции законности производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и должностных лиц. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры. Организация, порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан и полномочия прокуроров, как гласит ст. 2 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года, определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также приказами Генерального прокурора Республики.

Демократизм - как общеправовой принцип казахстанского государства провозглашен ст. 1 Конституции РК. Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Одним из основополагающих принципов государственной деятельности является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Естественно, что прокуратура, одним из направлений деятельности которой является защита прав и свобод человека, способствует реальному претворению народовластия в жизнь казахстанского общества. Развитие демократизма в деятельности прокуратуры связано также с расширением и совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора. Закон «О прокуратуре» закрепил положение, согласно которому коллегии образуются как в Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах (ст. 17 Закона).

Деятельность органов прокуратуры Казахстана основана на принципе публичности. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Права и обязанности прокуроров по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в интересах закона и «акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан» (ст. 3 Закона). Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики  это специальный принцип прокурорского надзора. Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи.

Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью. Во всех отраслях надзорной деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участии при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и Законе «О Прокуратуре».

Не случайно, поэтому в процессуальных кодексах (ст. 62 УПК РК; ст. 55 ГПК РК) любое лицо прокурорского надзора именуется «прокурором» в обобщающем смысле этого слова независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом всего этого действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в любой момент заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять на себя функции нижестоящего.

Принципу единства и централизации не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 317 УПК РК, ст. 55 ГПК РК). Никакой вышестоящий прокурор не вправе принудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле, отстаивать позицию, с которой последний не согласен.

Исходя из изложенного, формируется следующий немаловажный принцип - принцип независимости прокурорского надзора. В соответствии с Законом «О Прокуратуре» (ст. 3) «Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений».

Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная Законом «О Прокуратуре» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров - говорится в ст. 6 Закона «О Прокуратуре» - влечет ответственность, установленную законом.

Важным принципом деятельности прокуратуры также является гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с другими принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно тесно он связан с принципом демократизма. Гласность, открытость деятельности государственных органов - непременный признак демократического общества. Поэтому гласность включена в ст. 3 Закона «О Прокуратуре», именуемую «Принципы организации и деятельности органов прокуратуры». В названной статье говорится, что «органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов».

На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского надзора: проверка состояния законности в поднадзорных объектах и государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение протестов и представлений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел и т.п. Для обеспечения гласности своей деятельности органы прокуратуры могут публиковать в средствах массовой информации акты прокурорского надзора на незаконные действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие конституционные и иные охраняемые законом права человека и гражданина, интересы юридических лиц и государства (ст. 27 Закона).

Гласность имеет и еще один аспект - учет общественного мнения, критика отдельных моментов в деятельности прокуратуры должны быть использованы в целях совершенствования ее деятельности, недопущения бюрократизации прокурорской системы. Совершенствование и соблюдение принципов деятельности органов прокуратуры, в первую очередь, заключается в усилении ее правозащитной функции. Необходимо, чтобы мерами прокурорского надзора было обеспечено соблюдение конституционных прав и свобод граждан всеми государственными органами и должностными лицами. Это является основным критерием деятельности прокуратуры.

. Прокурорский надзор в Республике Казахстан

Статьей 83 Конституции Республики Казахстан провозглашено, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, также за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики Казахстан. Так на сегодняшний день четко определены функции и задачи органов прокуратуры Казахстана. Но на заре истории прокуратуры все выглядело несколько иначе.

Надзорный орган, в отличие от судопроизводства, имеющего более древнее происхождение, в системе государственных органов возник относительно недавно.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и ни по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор - самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами. При этом отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все министерства и ведомства, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.

Прокуратуру, в известной мере, можно рассматривать как ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции за применением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

Одним словом, органы прокуратуры ввиду специфики своей деятельности и структуры объединяют усилия контролирующих органов: местных и центральных, а также деятельность органов исполнительной власти, поскольку прокурор осуществляет надзор за применением всех законов, действующих на территории Казахстана. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения законности в стране. Строгость и гуманность - вот два принципа, которыми руководствуется прокуратура. Защита интересов государства и каждого гражданина - вот две основополагающих задачи, которые решают прокуроры.

. Органы прокуратуры Республики Казахстан в сравнении с зарубежными странами

На сегодняшний день казахстанская прокуратура обладает довольно ограниченными полномочиями по сравнению с прокуратурами ближнего и дальнего зарубежья. Так, в США функции прокуратуры значительно шире, американский атторней - прокурор - помимо основных прокурорских обязанностей представлять исполнительную власть в судах по гражданским и уголовным делам, еще занимается контрразведкой, политической полицией, тюрьмами, делами эмигрантов. Он же выступает как советник Президента США по проблемам уголовной политики, правительственный юрисконсульт.

На «родине» прокуратуры - во Франции - прокурор вообще особая фигура. Он полностью независим. Представляя интересы государства, он не является стороной судебного процесса, он обвиняет от имени республики. Прокурор не подлежит отводу как, например, судьи или присяжные заседатели. Прокурор имеет право возбудить уголовное преследование, осуществляет контроль за следствием. Более того, французская прокуратура при осуществлении своих полномочий вправе потребовать содействия вооруженных сил. Под ее контролем находятся должностные лица и агенты судебной полиции. Каждый орган власти, каждое должностное лицо, которым стало известно о нарушении закона или о совершенном преступлении, обязаны сообщить об этом прокурору.

В Японии прокуратура сама ведет следствие по наиболее сложным уголовным делам, разрешает ряд категорий дел по существу без их передачи в суд, осуществляет надзор за расследованием дел полицией, исполнением приговоров и наказаний, назначаемых судом, поддерживает обвинение в суде.

Таким образом, деятельность прокуратуры в каждой стране напрямую зависит от традиций, культуры, истории страны. Примечательным является и то, что еще в 1996 году Международная ассоциация прокуроров, куда входят прокурорские системы более 50 государств Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии, с самого начала заявила, что будет способствовать упрочнению в общественном сознании совершенно очевидной, но не всегда и везде признаваемой истине - прокуратура, при всей разности правовых систем, есть источник справедливости, она действует от имени общества и в интересах общества, национальное законодательство должно учитывать только общие принципы организации и деятельности прокуратуры. В дальнейшем Ассоциация не раз заявляла о намерении защищать и, где необходимо, улучшать условия и статус прокурорских систем, а также добиваться функциональной независимости прокурора.

Список использованных источников

1.Конституция РК, 30.08.1995

.Уголовно-процессуальный кодекс РК

.Гражданско-процессуальный кодекс РК

.Уголовно-исполнительный кодекс РК

.Кодекс РК об административных правонарушениях

.Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности», 15.09.1994

.Сборник НПА о прокуратуре РК, 1997 г.

.«Об организации прокурорского надзора за применением законов в социально-экономической сфере» приказ ГП РК от 15.07.1999 г. № 60.

.«Об организации прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности» приказ ГП РК от 23.12.1996 г. № 39.

.«Об утверждении инструкций по организации прокурорского надзора за законностью следствия и дознания РК» приказ ГП РК от 01.01.2003 г. № 1.

.«Инструкция прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» приказ ГП РК от 27.07.2006 г. № 37.

.«Прокурорский надзор», Басков В.И., учебник - М., 1996 г.

.«Прокурорский надзор», учебно-методическое пособие - М., 1997 г.

.«Правоохранительная деятельность в Республике Казахстан», Бекбергенов Н.А. - Караганда, 1998 г.

Похожие работы на - Создание и развитие органов прокуратуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!