Международный коммерческий арбитраж

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный коммерческий арбитраж

Содержание

1. Способы рассмотрения международных коммерческих споров. Особенности арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров

2. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ

Литература

1. Способы рассмотрения международных коммерческих споров. Особенности арбитражного рассмотрения международных коммерческих споров

Оказывая большое влияние на развитие всесторонних связей между странами и содействуя процессу международной экономической интеграции, экономические отношения в то же время нередко могут становиться и сферой столкновения интересов субъектов международного права. Успешное разрешение экономических разногласий в соответствии с принципом мирного урегулирования международных споров является необходимым условием укрепления и развития международного сотрудничества.

Международные экономические споры обладают специфическими чертами, отличающими их от споров, возникающих в сфере других отраслей международного права. Специфика международных экономических споров выражается в следующем:

а) Международные экономические споры включают не только споры, вытекающие из отношений между государствами, международными организациями, государствами и международными организациями, то есть субъектами международного публичного права, но и споры, вытекающие из диагональных отношений - между государством и лицом (физическим или юридическим) другого государства.

б) Предметом регулирования при разрешении международного экономического спора могут быть отношения, возникающие в самых различных сферах взаимодействия государств (международное судоходство, воздухоплавание, космическая деятельность, международная охрана окружающей среды и другие).

в) Международные экономические споры разрешаются на основе принципов и норм различных отраслей международного права.

г) Под международным экономическим спором следует понимать специфическое правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом сторон, которыми могут являться различные по статусу субъекты международного экономического права (горизонтальные и диагональные отношения между субъектами), и выражающееся в предъявлении взаимных и четко сформулированных претензий сторонами друг к другу по вопросу права, юридическим точкам зрения или интересам, для урегулирования которых стороны предпринимают взаимные действия.

При урегулировании международных экономических споров может быть использован весь спектр средств и способов разрешения международных споров, существующих в современном международном праве. При этом при выборе тех или иных средств разрешения экономического спора следует учитывать их взаимосвязь с характером спора и его содержанием.

В настоящее время применяются следующие способы урегулирования международных экономических споров:

. Дипломатические средства урегулирования международных экономических споров. В настоящее время наблюдается тенденция использования в большей мере дипломатических средств урегулирования споров, включающих переговоры, консультации, различные примирительные процедуры как альтернативные средства по отношению к арбитражной или судебной процедуре. При этом все дипломатические средства находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Эти средства являются взаимосвязанными и предшествуют арбитражному и судебному разбирательству, предоставляя спорящим сторонам возможность самим урегулировать их разногласия.

. Урегулирование международных коммерческих споров международными экономическими организациями. Роль международных экономических организаций в процессе урегулирования международных экономических споров возрастает с каждым годом. Как универсальные, так и региональные экономические организации являются в современных условиях необходимым средством в системе международно-правового регулирования разногласий. С помощью механизмов, установленных международными экономическими организациями, могут эффективно разрешаться споры, в основе которых лежат специфические отношения, возникающие в рамках этих организаций как в ходе деятельности самих организаций, так и их членов.

. Разрешение международных экономических споров в соответствии с международными экономическими соглашениями. Целям эффективного урегулирования международных экономических споров служат механизмы разрешения споров, включаемые в тексты международных экономических соглашений как многостороннего, так и двустороннего характера и разработанные непосредственно для урегулирования спорных вопросов, возникающих в процессе реализации этих соглашений. Детальная регламентация всех этапов урегулирования споров в большой мере способствует более успешному их разрешению.

. Наиболее же эффективным средством разрешения международных экономических споров среди обязательных процедур является арбитражная процедура. Анализ современной международной практики свидетельствует, что арбитраж до сих пор остается одним из наиболее используемых средств при урегулировании экономических разногласий, если спорящие стороны не смогли прийти к соглашению путем дипломатических процедур.

Итак, рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся международного коммерческого арбитража как одного из способов рассмотрения международных коммерческих споров.

Арбитражное разрешение межгосударственных споров берет начало в глубокой древности. Хотя на протяжении тысячелетий большинство международных споров разрешалось обычно силой оружия, государства Древнего Востока, античные государства Греции и Рима знали и применяли этот способ урегулирования разногласий. История международного арбитража, как и история международного права в целом, началась с возникновения первых государственных образований.

На сегодняшний день организации и фирмы различных стран, заключая контракты, обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, что примирение сторон лучше, чем обращение к арбитражу, а предотвращение споров ещё лучше, чем примирение. Однако не всегда можно предотвратить споры, урегулировать возникший между сторонами конфликт путём непосредственных переговоров, поэтому для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гарантирующих объективное и компетентное разрешение возможных споров. Поэтому международный арбитраж, так же, как и национальный, является способом окончательного разрешения спора в соответствии с добровольной договорённостью сторон незаинтересованным, неправительственным (негосударственным) арбитром.

международный коммерческий спорт арбитраж

Арбитраж как механизм разрешения международных хозяйственных споров (их чаще именуют коммерческими или торговыми спорами, в отличие от хозяйственных споров между государствами) следует отличать от арбитража, разрешающего внутренние хозяйственные споры. По мнению некоторых ученых, например, Дмитриевой Г.К. "международный коммерческий арбитраж рассматривает гражданско-правовые споры международного характера, то есть осложнённые иностранным элементом".

Международный коммерческий арбитраж следует отличать от механизма рассмотрения хозяйственных споров между государствами, предусмотренного нормами международного (публичного) права, например, в рамках Международного Суда ООН, Постоянной палаты третейского суда и пр. В отличие от международно-правовых институтов, рассматривающих межгосударственные споры, международный коммерческий арбитраж - это механизм рассмотрения коммерческих (хозяйственных) споров между частными лицами (физическими и юридическими), то есть частноправовых споров.

Стороной спора может быть и государство, но спор по своему содержанию является частноправовым и второй стороной спора является физическое или юридическое лицо.

Практическое значение факта, что арбитраж является "международным", заключается в том, что в разрешении спора будет участвовать, по меньшей мере, одна иностранная страна и одна иностранная правовая система, тем самым, усложняя им (и их консультантам) возможность решать эффективно юридические и процедурные вопросы спора.

Международный арбитраж, по сравнению с общим (государственным) судом, имеет ряд преимуществ и отличий, в чём и проявляется его значение.

Во-первых, это привлекательность первого для участников внешней торговли: стороны, которые участвуют в споре, могут избрать по взаимной договорённости любой арбитраж и тех арбитров, которых они считают наиболее подходящими для данного спора. Как правило, это те арбитры, которые являются компетентными в вопросах внешней торговли, специалисты узкого профиля, и в отношении которых следующие три фактора являются решающими: высокий профессионализм, независимость, беспристрастность. От каждой из сторон избирается по одному арбитру, а они, в свою очередь, назначают суперарбитра или председателя форума. В государственном суде судьи, как правило, назначаются.

Во-вторых, в международном арбитраже разбирательство происходит в упрощённой процессуальной форме в короткие сроки, тогда как в государственном суде разбирательство требует соблюдения многих формальностей.

В-третьих, издержки по разрешению споров в арбитражных судах являются низкими, по сравнению с государственными судами.

В-четвёртых, арбитраж рассматривает споры на закрытых заседаниях, что говорит о его важном преимуществе - конфиденциальности. Напротив, разрешение споров в государственных судах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях, и их решения могут быть опубликованы.

В-пятых, при рассмотрении спорного дела арбитр руководствуется собственными правилами (регламентом), утвержденными институтом, при котором он действует, а также материальным правом, о котором договорились стороны. Государственный суд применяет исключительно материальное право своей страны.

Специфической особенностью арбитража является также то, что он не выходит за рамки исковых требований. И, наконец, решения арбитражного суда легче привести в исполнение, так как оно является окончательным, обжалованию не подлежит и обязательно для сторон.

Итак, отмечая преимущества арбитража, нужно сказать, что хотя он долгое время рассматривался как быстрый и недорогой способ урегулирования спора, но, тем не менее, международный арбитраж нередко критикуют.

На сегодняшний день во внешней торговле арбитраж подразделяется на два вида:

институционные арбитражные центры (арбитражные суды, коллегии, комиссии при национальных торговых палатах, биржах, ассоциациях предпринимателей);

арбитраж, специально образуемый для рассмотрения отдельных вопросов - арбитраж ad hoc (буквально - "для этого", то есть для рассмотрения данного дела, "изолированный", "случайный", "разовый").

Институционный арбитраж представляет собой постоянно действующий, специализированный орган, предоставляющий услуги спорящим сторонам, связанным с арбитражным разбирательством. Он ведёт рекомендуемый список арбитров и при необходимости может исполнять распорядительные функции (например, принудительно назначает арбитров в случае неоправданных задержек). Институционный арбитраж, как правило, действует на основании своего регламента и имеет свои правила и процедуры. Особенностью институционного арбитража является также то, что он применяет тот процессуальный порядок, который принят самим органом, при котором он был создан.

Сегодня наиболее известными институционными арбитражами являются: Международный коммерческий арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Париж), Лондонский Международный арбитражный суд, Институт арбитража при Торговой палате города Стокгольма, Германский институт арбитража (г. Бонн), Американская Ассоциация арбитража (г. Вашингтон), а также Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и другие.

Арбитраж ad hoc представляет собой трибунал арбитров, созданный для рассмотрения и разрешения единственного конкретного спора. При проведении арбитража ad hoc стороны спора пользуются неограниченной автономией в выборе процедуры разрешения спора. Стороны также вправе определить, что возможные споры будут разрешаться в соответствии с регламентом какого-либо институционного арбитражного органа. С целью единообразия, в процессуальной работе таких арбитражей под эгидой ООН специально для них были разработаны три регламента:

арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН для Европы, принятый в 1966 году;

арбитражный регламент комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), принятый в 1967 году.

Все три документа являются унифицированными правилами процедуры арбитража ad hoc и имеют факультативный характер, то есть применяются только в том случае, если стороны сделали ссылку на них в контракте.

Среди этих документов наибольшей известностью в силу широкого распространения пользуется арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1976 года в качестве рекомендации для использования в международной торговле путём ссылок на него в контрактах.

Согласно всем этим регламентам, избирается три арбитра: по одному избирают истец и ответчик, один суперарбитр назначается, как правило, президентом арбитража. По первым двум регламентам арбитры и суперарбитры в случае разногласий по кандидатурам могут назначаться самими комиссиями. При применении ЮНСИТРАЛ процедура предоставляет право сделать также назначение генеральному секретарю Постоянного третейского суда в Гааге.

"1. В случае, когда должны быть назначены три арбитра, каждая сторона назначает по одному арбитру. Назначенные таким образом два арбитра избирают третьего арбитра, который выступает в качестве арбитра - председателя арбитражного суда.

. Если в течение 30 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении арбитра другая сторона не уведомила первую сторону о назначенном ею арбитре:) первая сторона может просить компетентный орган, ранее согласованный сторонами, назначить второго арбитра; или) если такой орган не был согласован сторонами ранее или если ранее согласованный компетентный орган отказывается действовать или не назначает арбитра в течение 30 дней после получения просьбы об этом одной из сторон, первая сторона может просить Генерального секретаря Постоянного третейского суда в Гааге назначить компетентный орган. Первая сторона может затем просить назначенный таким образом компетентный орган назначить второго арбитра. В любом случае компетентный орган вправе при назначении второго арбитра исходить из собственного усмотрения.

. Если в течение 30 дней после назначения второго арбитра два арбитра не пришли к соглашению о выборе арбитра - председателя, последний назначается компетентным органом в таком же порядке, который предусмотрен в статье 6 для назначения единоличного арбитра".

Следовательно, в контрактах может быть указано любое компетентное лицо, которому стороны доверяют назначение арбитров.

В зависимости от характера споров, международный коммерческий арбитраж делится на два вида.

Общий арбитраж рассматривает все споры по внешнеэкономическим сделкам. В отличие от него, специализированный арбитраж рассматривает морские споры (например, Морская арбитражная палата в Париже, Японский морской арбитраж в Токио, Морской третейский суд в Гамбурге, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), а также споры, связанные с торговлей конкретными товарами (арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерновыми продукциями, арбитраж при Нидерландской ассоциации по торговле кофе, арбитражный суд при федерации по торговле шерстью в Гдыне, арбитраж при Бирже по торговле кожей и кожаными изделиями в Генуе).

Юридическим фактом, являющимся основанием возбуждения арбитражного (третейского) разбирательства, рассматривается арбитражное соглашение. Только в том случае, если стороны заключили таковое, спор может быть передан на рассмотрение в международный коммерческий арбитраж. Арбитражное соглашение вызывает два главных правовых последствия в области компетенции, которые относятся к области процессуального права, а именно: положительные последствия, основанные на признании компетенции третейского суда разрешать спор, о котором говорится в арбитражном соглашении и отрицательные последствия, основанные на исключении разрешения спора из компетенции государственного суда, если вопреки арбитражному соглашению возбуждается дело в государственном суде и ответчик до начала разрешения спора по существу заявит в государственном суде, что разрешать данный спор компетентен третейский суд.

2. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ

В Российской Федерации правовой основой организации и деятельности международного коммерческого арбитража является Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (с последними изменениями внесенными Федеральным закон <#"justify">"В Международный коммерческий арбитражный суд могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации".

Рассмотрим состав Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ. Из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС выбираются арбитры.

"Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) по представлению Президиума МКАС сроком на 5 лет утверждается список арбитров, в котором указываются имя и фамилия арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специальность или специализация, знание иностранных языков. Функции арбитров могут также выполнять лица, не включенные в список арбитров".

В состав Президиума МКАС входят по должности Председатель МКАС и его заместители, а также пять членов Президиума, избираемых сроком на 5 лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров, и лицо, назначаемое Президентом ТПП РФ. Председателем Президиума является Председатель МКАС. Председатель МКАС и два его заместителя избираются сроком на 5 лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров. По каждому делу ответственный секретарь МКАС назначает докладчика, который ведет протокол слушаний, присутствует на закрытых совещаниях состава арбитража, выполняет соответствующие поручения, относящиеся к арбитражному разбирательству.

Арбитражное производство в МКАС состоит из нескольких стадий:

. Устное слушание дела или разбирательство дела на основе письменных материалов.

. Вынесение окончательного арбитражного решения.

. Исполнение решения.

Необходимо отметить, что специфика арбитражного разбирательства и его характерная особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и регламентов МКАС и МАК. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяется только при отсутствии соглашения сторон и имеет диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства

Вынесение решения. После того, как состав арбитража сочтет, что все обстоятельства, связанные со спором, достаточно выяснены, он объявляет устное слушание дела законченным и приступает к вынесению решения.

Решение принимается большинством голосов состава арбитража. Если решение не может быть принято большинством голосов, оно принимается председателем состава арбитража. Арбитр, не согласный с принятым решением, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению.

При этом состав арбитража может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований. Если в ходе арбитражного разбирательства стороны урегулируют спор, то разбирательство прекращается. По просьбе сторон состав арбитража может зафиксировать это урегулирование в виде арбитражного решения на согласованных условиях.

При наличии договоренности между сторонами любая из них, уведомив другую сторону, может в течение тридцати дней по получении арбитражного решения просить состав арбитража дать толкование какого-либо конкретного пункта или части решения. Кроме того, любая из сторон, уведомив другую сторону, может в течение тридцати дней по получении арбитражного решения просить состав арбитража вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были надлежащим образом заявлены в ходе арбитражного разбирательства, однако не были отражены в решении.

Решение МКАС является окончательным и обязательным с даты его вынесения. Решение МКАС исполняется сторонами добровольно в установленный в решении срок. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно в указанный срок, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами.

Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" установлены основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения, а именно, в признании или приведении в исполнение арбитражного решения, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, может быть отказано лишь:

) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашивается признание или приведение в исполнение, доказательства того, что: одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна; или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено; или сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения; или решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и приведена в исполнение; или состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или в отсутствие такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж; или решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было вынесено.

Также в признании или приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано если суд найдет, что:

"объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону Российской Федерации;

или признание и приведение в исполнение этого арбитражного решения противоречат публичному порядку Российской Федерации".

Литература

1. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (с последними изменениями внесенными Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ) // СПС "Гарант"

. Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Приложение 1 к Закону Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (с последними изменениями внесенными ФЗ от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ) // СПС "Гарант"

. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. приказом ТПП РФ от 18 октября 2005 г. № 76) // СПС "Гарант"

. Арбитражный регламент ЮНИСТРАЛ. Одобренного Генеральной ассамблеей ООН 15.12.1976 // СПС "Консультант плюс Николюкин С. В.

. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Учебник: в 3-х. т. Т2. особенная часть. - М.: БЕК, 2000. - 645 с.

. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 408 с.

. Гетьман - Павлова И.В. Международное частное права. Конспект лекций. - М.: Норма, 2004. - 354с.

. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 686 с.

. Международное частное право. Учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. - ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2002. - 656с.

11. Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник, М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 432 с.

12. Специфика арбитражного (третейского) рассмотрения международных коммерческих споров // Российская юстиция. 2008. № 1.

. Рамазанова А.С. Международный коммерческий арбитраж как основной механизм рассмотрения гражданско-правовых споров международного характера // Вестник КАСУ, 2005. № 3.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!