Международно-правовой режим Антарктики, Арктики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международно-правовой режим Антарктики, Арктики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ, АРКТИКИ

. ДОГОВОР ОБ АНТАРКТИКЕ (1 апреля 1959 г.). ПРОТОКОЛ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ (4 октября 1991 г.)

. ЗАДАЧА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия XX в. арктические государства приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных ресурсов Арктики. Их непосредственными участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной Кореи, Китая. Одни заинтересованные стороны обосновывают правомерность своих действий, опираясь на международное право, другие тяготеют к методам эпохи великих географических открытий. Процесс формирования будущего статуса Арктики идет очень активно, причем, отнюдь не за "круглым столом". Между тем уже накоплен существенный правовой опыт (как позитивный, так и негативный) определения статуса морских пространств, режима использования природных ресурсов, представляющих интерес для одного и более государств. Изучение этого опыта, исследование возможных путей его применения в арктическом контексте, теоретическая разработка новых правовых шагов в целях создания оптимального международно-правового режима сохранения природы Арктики и использования ее минеральных ресурсов - одно из перспективных направлений.

Антарктика - уникальный регион Земли, до настоящего момента не подчиненный суверенитету какого-либо государства, хотя претензий на него заявлялось немало. По сути, за последние полвека Антарктика, хотя во многом и под влиянием случайного стечения обстоятельств, вызванного незавершенностью процессов установления здесь военно-политического доминирования, стала новой моделью сотрудничества государств, часто весьма враждебных друг другу.

Итак, целью настоящей работы является определение международно-правового режима Антарктики, Арктики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

. Определить понятие и правовую природу международно-правового режима Антарктики, Арктики.

. Изучить вопрос об установлении международно-правового режима Антарктики.

. Исследовать регламентацию деятельности в Антарктике, Арктике.

1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ, АРКТИКИ

Современная Арктика - это то место на Земле, где глобальные проблемы сочетаются с региональными, экономические - с политическими, правовые - с экологическими, собственно пространственные - с темпоральными. При этом основная причина, по которой арктические пространства приобретают столь большое значение, лежит далеко за пределами региона. Эта причина по преимуществу геополитическая.

Арктика - один из основных компонентов экосистемы Земли. Воздействие изменения климата здесь ощущается сильнее, чем в любом другом регионе мира. Общечеловеческое значение арктического региона, является неотъемлемой составляющей планетарной экосистемы.

В доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (66°33 северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Международно-правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.

Видный российский специалист в области антарктической проблематики отметил, что "исторически вся эволюция геополитики России по отношению к Антарктике была основана на приоритете русских в открытии южного материка". Однако многие зарубежные исследователи не признавали и не признают (очевидно, что не будут признавать и впредь) приоритет России в открытии Антарктиды. А всегда ли наши соотечественники правильно оценивали значение первой и "последней", как писал в 1949 г. академик Л.С. Берг, русской антарктической экспедиции? Например, в 1946 г. в журнале Военно-морских сил "Морской сборник" была опубликована статья капитана 1-го ранга П.Ф. Морозова и майора К.И. Никульченкова "Адмирал М.П. Лазарев". В объемном материале при описании экспедиции 1819 - 1821 гг. факт открытия материка Антарктида не был упомянут вовсе. Зато через год - в 1947 г. - профессор, доктор исторических наук А.И. Андреев также в "Морском сборнике", напротив, подчеркнул приоритет открытия Антарктиды русскими мореплавателями.

Как известно, Антарктика представляет собой обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий - климатическим, океанологическим и т.д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. Образно говоря, Антарктика - это не только "кухня" погоды, это и замерзшая во льду история возникновения и развития нашей планеты, это и своеобразное "окно в космос".

Особенность международно-правового режима Антарктики состоит в том, что она полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Вместе с тем у некоторых государств имеются территориальные претензии к данным районам.

Правовое положение Антарктики без преувеличения является уникальным. Целый континент изъят из сферы военных приготовлений, здесь запрещено проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных отходов. Значение этих положений трудно переоценить, особенно учитывая сложившуюся сейчас в мире тревожную обстановку. Договор установил в Антарктике свободу научных исследований, предусмотрел право инспекции для проверки соблюдения его положений. Договором были "заморожены" территориальные претензии, и тем самым поставлен заслон на пути сепаратного раздела Антарктики.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

В начале XX в. эти государства (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили) выступили с попытками раздела Антарктики, выдвинув территориальные претензии на обширные части материка, которые в общей сложности составляли 4/5 всей его площади. Теория секторального раздела Антарктики неоднократно подвергалась критике в российской (советской) юридической литературе. Несколько позднее, чем в других частях света, в Антарктике также начался захват территорий. С.В. Молодцов пришел к выводу, что "теория Даниэля, как и теория Фошиля, объективно имеет назначение обеспечить на практике господство в Антарктике сильнейшего империалистического государства, расчистить этому государству путь для монопольного обладания всей Антарктикой".

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты предприняли попытку путем сговора со странами, имеющими такие территориальные претензии, решить без участия СССР вопрос о государственной принадлежности Антарктики и ее международно-правовом режиме. В США также рассматривалась возможность распространить на Антарктику доктрину Монро. В Меморандуме советского правительства по вопросу о режиме Антарктики было заявлено, что Советский Союз "...не может согласиться с тем, чтобы такой вопрос, как вопрос о режиме Антарктики, решался без его участия". Позднее, в Ноте посольства СССР госдепартаменту США от 2 мая 1958 г., подчеркивалось, что Советский Союз "сохраняет за собой все права, основанные на открытии и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право предъявления соответствующих претензий в Антарктике".

В конце XX столетия дискуссия относительно правового статуса Антарктики в значительной степени фокусировалась вокруг призывов провозгласить данный регион и его ресурсы общим наследием человечества. За это ратовали бывший председатель III Конференции ООН по морскому праву Амерасингхе, шриланкиец Пинто, перуанец Де Сото, малайзиец Азраи, сьерралеонец Корома, американец Хоннольд и многие другие. Тем не менее, пожалуй, ни одна из теорий в прошлом не порождала столько споров и противоречивых суждений, как упомянутое предложение. Объясняется это тем, что концепция общего наследия человечества является сравнительно новой и пока еще не устоявшейся в современном международном праве. Вокруг этой концепции и сферы ее вероятного применения развернулась острая политическая борьба.

В доктрине международного права под общим наследием человечества понимают находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.

В прошлом каждый был волен пользоваться общим достоянием, но никто не нес ответственности за его сохранение. Между тем в результате активной эксплуатации ему причинялся все больший ущерб. Перед человечеством встала задача защиты общего достояния совместными усилиями.

В результате появилась концепция общего достояния человечества (res communis humanitatis). Со временем она стала концепцией общего наследия человечества, распространив защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Концепция относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Она охватывает океаны, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Уже из этого перечня видно, сколь велико и значительно общее наследие человечества.

Рождение концепции общего наследия человечества обычно связывается с периодом середины 1960-х годов, а иногда непосредственно с выдвижением представителем Мальты при ООН Пардо 17 августа 1967 г. предложения о заключении договора по сохранению исключительно для мирных целей дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции и использовании его ресурсов в интересах всего человечества. В представленном в ООН меморандуме Пардо изложил четыре принципа, которые в последующем развивались, дополнялись, но, как правило, рассматривались в качестве основополагающих для понятия "общее наследие человечества". Эти принципы включали: а) запрет на присвоение в любой форме морского и океанского дна за пределами действия национальной юрисдикции; б) проведение исследований данного района с соблюдением принципов и целей Устава ООН; в) использование этого района и его экономическая разработка с учетом интересов всего человечества, направляя при этом чистый финансовый доход, получаемый от эксплуатации ресурсов района, главным образом на содействие развитию бедных стран; г) резервирование указанного района для использования исключительно в мирных целях.

2. ДОГОВОР ОБ АНТАРКТИКЕ (1 апреля 1959г.). ПРОТОКОЛ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ (4 октября 1991 г.)

В середине 50-х гг. XX века все начиналось с достаточно острых конфликтов, связанных с борьбой за суверенитет над отдельными районами Антарктики. Великобритания даже обращалась в Международный суд в надежде приструнить Аргентину и Чили, претендовавших на то, что англичане считали своей территорией. Однако это не привело к успеху, а в условиях начинавшегося крушения колониальных империй, среди которых первой жертвой была именно Великобритания, ей, скорее, следовало опасаться своего полного вытеснения из региона. В сложной позиции оказались и США, которые не могли допустить того, чтобы перспективная в военно-стратегическом и природно-ресурсном отношении Антарктика превращалась в район конфронтации между их европейскими (НАТО) и латиноамериканскими ("доктрина Монро") союзниками. Кстати, до сих пор противостояние Англии и Латинской Америки наглядно проявляется в дебатах на Консультативных совещаниях в рамках Договора об Антарктике.

Антарктику, таким образом, можно сравнить с некоторыми труднодоступными районами Африки и Азии, которые колонизаторы просто не успели освоить и разделить между собой. К концу 50-х гг. прошлого столетия мир довольно сильно изменился и цивилизовался, чтобы вопросы суверенитета над Антарктикой решать старыми колониальными методами. Поэтому оказалось невозможным созывать нечто подобное очередному Берлинскому конгрессу (как в 1885 г., когда европейские аристократы с помощью карандаша и линейки распределяли между собой африканские народы и территории, но разделили "несправедливо", что во многом подготовило Первую мировую войну). Был избран нетрадиционный метод решения антарктической проблемы, ставший возможным в условиях отсутствия явного доминирования какой-либо одной державы. Договор об Антарктике, принятый на Конференции в Вашингтоне 1 декабря 1959 г., закрепил равные возможности для всех государств, способных работать в экстремальных условиях названного региона, который отныне резервировался исключительно для мира и науки. Сбалансированность и надежность Договора доказаны более чем полувековой историей сотрудничества государств в Антарктике.

В нем участвуют свыше 40 государств, в том числе все великие державы. В 1961 году названный Договор вступил в силу для СССР. Через тридцать лет - 4 октября 1991 г. в городе Мадрид был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему.

Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие территориальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.

В договоре об Антарктике 1959 г. указывается, что в интересах всего человечества она должна использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом для разногласий, что в полной мере можно отнести к киберпространству.

Статья 1 Договора об Антарктике провозгласила, что она используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз, проведение маневров, испытания оружия.

Главными основами которого являются: полная демилитаризация, безъядерный статус, свобода (но под контролем) научных исследований в мирных целях, обмен информацией, сохранение и охрана природных ресурсов и уникальной экологической среды. При этом не ограничиваются в прилегающих районах открытого моря свобода судоходства, рыболовства, прокладка подводных телеграфных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря.

Данный район признавался демилитаризованным и нейтрализованным. Использование Антарктики в мирных целях гарантировалось путем соблюдения принципов свободы инспекции и контроля, принципов единогласия, мирного урегулирования споров, соблюдение которых возлагается на участников Договора обязательством прилагать усилия против нарушения Договора. В Антарктике действует принцип свободы и сотрудничества в проведении научных исследований, соблюдаются принципы Устава ООН и иные принципы международного права.

Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

Возрастание практического интереса к Антарктике и ее ресурсам привело к необходимости принятия дополнительных природоохранных документов.

Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

В этот период, практически ежегодно, на Консультативных совещаниях стран-участниц Договора об Антарктике принимались Рекомендации по охране природы Антарктики, послужившие исходным материалом для создания трех конвенций:

Конвенция о сохранении антарктических тюленей;

Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов;

Конвенция по регулированию деятельности по антарктическим минеральным ресурсам.

Принятие первых двух Конвенций привело к выработке согласительных мер и созданию специальных комиссий по контролю промысловой деятельности в Южном океане. Третья конвенция разрабатывалась семь лет, однако была отвергнута Австралией и Францией, как не обеспечивающая охрану природной среды Антарктики. Взамен обе страны предложили документ, где они выступили с инициативой сохранения Антарктики как заповедника девственной природы.

В 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антарктике, в том числе и Россией, был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), который выдвинул в число наиболее ответственных обязательств стран-участниц Договора вопросы природоохранной деятельности. Согласно Протоколу Антарктика объявлена «природным заповедником, предназначенным для мира и науки» и должна быть сохранена для будущих поколений. Любая деятельность всех антарктических экспедиций должна производиться под строгим национальным контролем исполнения положений Протокола.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), подписанный 4 октября 1991 г. на Консультативном совещании в Мадриде, сроком на 50 лет, является итоговым документом, выработанным на основе ранее принятых Конвенций и Рекомендаций.

Этот документ, по сути, стал экологической частью Договора об Антарктике. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со стороны общественных организаций, выступавших с предложением об объявлении Антарктики Всемирным парком, так и со стороны 26 стран-участниц Антарктического Договора. Российская сторона принимала активное участие в подготовке Протокола, как документа, отвечающего интересам ее национальной политики.

В политическом смысле Протокол выступает в роли очередного юридического барьера, препятствующего организации новой и расширению существующей деятельности антарктическими операторами, не обладающими научно обоснованными программами, а также экологически приемлемыми, следовательно, современными дорогостоящими технологиями.

Структура Протокола подразумевает его дополнение Приложениями, принимаемыми в соответствии с необходимостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Протокол имеет пять Приложений, определенных как неотъемлемые его части. Они и определяют те направления и масштабы работ, которые необходимо выполнить для соответствия нормам этого документа.

Этим Протоколом Антарктика объявлена "природным заповедником, предназначенным для мира и науки", а любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается. Любая деятельность - научные исследования, туризм и т.п. - в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон - членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время.

Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Промысел китов регулируется Конвенцией о китобойном промысле 1946 г. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, заключена в г. Вашингтоне 2 декабря 1946 г., вступила в силу 10 ноября 1948 г., СССР ратифицировал Конвенцию. Созданная на ее основе Международная китобойная комиссия вынесла решение о прекращении коммерческого промысла китов. Есть Конвенция и в отношении промысла тюленей.

Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

Ни одно государство не сможет в настоящее время начать промышленную разработку минеральных ресурсов Антарктики, что предусмотрено Договором об Антарктике 1959 г. и Протоколом 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Введение в действие Протокола 1991 г. затормозило осуществление Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики от 2 июня 1988 г.

Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летательные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснащения станций.

В 1959 году участники Вашингтонской конференции оставили за собой определение режима деятельности в Антарктике. В дальнейшем различные государства неоднократно выдвигали идеи объявления Антарктики общим наследием человечества (смысл этой концепции в том, чтобы обосновать право на получение всеми государствами дивидендов от освоения, даже если та или иная страна никакого участия в нем не принимала) и предлагали передать в ООН функции по управлению Антарктикой. Но государства - участники Договора 1959 г. на это не пошли. Антарктика открыта для исследований всеми государствами, но за их собственный счет. Не всякая страна "потянет" самостоятельную антарктическую программу. Создав же научную станцию в Антарктике, государство не только доказывает свою научно-техническую и финансово-экономическую развитость, но и получает политический выигрыш - основание для вхождения в круг Консультативных сторон Договора, уполномоченных принимать решения в отношении Антарктики. И это оказалось весьма привлекательной перспективой - с двенадцати первоначальных участников число Консультативных сторон выросло почти до трех десятков.

3. ЗАДАЧА

международный правовой режим антарктида

13 декабря 1996 года в российский порт Новороссийск из греческого порта Перия прибыл сухогруз под панамским флагом "Имея". На борту сухогруза находилось 2000 тонн цитрусовых. В ходе приемки груза выяснилось, что фрукты являются некондиционными, поэтому фирмы-получатели подали в суд Новороссийска исковые документы с требованием возмещения ущерба. На капитана "Имеи", являющегося гражданином Греции, был наложен штраф, судно и его груз оказались под арестом. В ночь с 25 на 26 декабря "Имея" предприняла попытку уйти от ответственности. Снявшись с якоря, минуя все виды контроля, судно на максимальной скорости пошло в нейтральные воды.

Российский пограничный сторожевой катер настиг нарушителя в 18 милях от порта и после безуспешных попыток остановить его (судно не выходило на связь, не реагировало на подаваемые сигналы, предупредительную стрельбу) открыл артиллерийский огонь на поражение. Судно, получив пробоину, остановилось, и затем было отконвоировано обратно в Новороссийский порт.

Дайте международно-правовой анализ действиям российских пограничников.

Имеет ли значение, где было захвачено панамское судно: в территориальных водах РФ или в нейтральных водах?

Вопросы охраны Государственной границы являются одними из наиболее важных в системе обеспечения безопасности России, защиты ее экономических интересов и зависят от согласованных действий государственной власти и управления в центре и на местах. Так, на сегодняшний момент основными документами, определяющими правовые основы охраны Государственной границы, являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе РФ", Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1208 "Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации".

На основании ст. 3 Закона "О государственной границе" защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" "военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут применять оружие против судов - нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации".

Данный порядок предусматривает, что перед применением оружия командир военного корабля или летательного аппарата обязан:

подать судну-нарушителю принятые в международной практике сигналы остановиться с дистанции, позволяющей этому судну увидеть или услышать такие сигналы;

в процессе преследования предупредить судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей этому судну увидеть или услышать эти сигналы) о том, что если оно не остановится, то против него будет применено оружие;

произвести предупредительные выстрелы, обеспечив гарантированное непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в данном районе. Решение о выполнении предупредительных выстрелов принимает командир военного корабля или летательного аппарата;

убедиться, что судно-нарушитель не выполняет требования об остановке и пытается скрыться, несмотря на поданные сигналы и предупредительные выстрелы.

Как видно из условий задачи, российские пограничники действовали строго в рамках закона.

Согласно п. 19. ст. 30 Закона "О государственной границе" пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов по отношению к российским и иностранным судам преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно.

Таким образом, закон позволяет преследовать судно, нарушавшее законодательство и в нейтральных водах до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При анализе положений Договора 1959 г. делается вывод о том, что заключение этого Договора сыграло не только существенную роль с точки зрения определения судьбы антарктического региона, способствовав превращению его из арены соперничества и острых конфликтов в зону мира и мирного сотрудничества, но и явилось важным вкладом в дело всеобщего и полного разоружения.

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф. Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики. В 1991 г. в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона. Таким образом, можно сделать вывод, что освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.

2.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 15. - Ст. 1269.

.Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 51. - Ст. 6273.

.Федеральный закон от 24 мая 1997 г. N 79-ФЗ "О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 21. - Ст. 2384.

.Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. - 1993. - N 84.

.Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1208 "Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 43. - Ст. 4921.

.Андреев А.И. Роль русского военно-морского флота в географических открытиях XIX - XX вв. // Морской сборник. - 1947. - N 7.

.Барсегов Ю.Г., Корзун В.А., Могилевкин И.М. и др. Арктика: интересы России и международные условия их реализации. - М.: Наука, 2002. - 253 с.

.Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. 2-е изд., испр. и доп. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. - 374 с.

.Берг Л.С. Русские открытия в Антарктике и современный интерес к ней. - М.: Географгиз, 1949. - 261 с.

.Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 469 с.

.Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. - М.: Международные отношения, 1983. - 288 с.

.Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. - М., 1983

.Дурденевский В.Н. Проблема правового режима приполярных областей (Антарктика и Арктика) // Вестник МГУ. - 1950. - N 7.

.Лебедев В.Л. Географические наблюдения в Антарктике экспедиций Кука 1772 - 1775 гг. и Беллинсгаузена - Лазарева 1819 - 1821 гг. (к 140-й годовщине открытия Антарктического материка) // Антарктика. Доклады междуведомственной комиссии 1960 г. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 672 с.

.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 789 с.

.Лукин В.В. Геополитические интересы государств в Антарктике // Мировой океан на пороге XXI века: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А.П. Алхименко. - СПб.: Русское географическое общество, 1999. - 372 с.

.Лукин В.В., Матвеев А.А. Международно-правовые аспекты научных исследований в Антарктике // Юрист-международник. - 2005. - N 3. -

.Меморандум советского правительства по вопросу о режиме Антарктики // Известия. - 1950.

.Мовчан А.П. Правовой статус Антарктики - международная проблема // Советский ежегодник международного права. 1959. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 673 с.

.Молодцов С.В. Современное международно-правовое положение Антарктики. - М.: Госюриздат, 1954. - 112 с.

.Морозов П.Ф., Никульченков К.И. Адмирал М.П. Лазарев // Морской сборник. - 1946. - N 6.

.Савин О.Г. Морские живые ресурсы Антарктики: опыт конвенционного регулирования, сохранения и использования // Сов. ежегодник международного права. - М., 1982. - 98 с.

.Слевич С.Б. Антарктика в современном мире. - М.: Мысль, 1985. - 90с.

.Слевич С.Б. Ледяной материк сегодня и завтра. - Л.: Гидрометеоиздат, 1968. - 104 с.

.Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. - М.: Международные отношения, 1985. - 562 с.

.Трофимов В.Н. Правовой режим Антарктики. - М., 1990. - 228 с.

.Шведе Е.Е. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. - М.: Изд-во "Знание", 1952. - 776 с.

Похожие работы на - Международно-правовой режим Антарктики, Арктики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!