Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

Специальность 030900.65 «БЮ «Юриспруденция»




Контрольная работа

по дисциплине «Криминология»

на тему: «Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности»

Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

Группы УгП(б)зу - 22

года обучения

Куцевол Юлия Владимировна




Хабаровск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие организованной преступности, её признаки

.1 Понятие организованной преступности, криминологическая характеристика организованной преступности

.2 Содержание характеристики организованной преступности

.3 Виды организованных преступных формирований

. Причины и условия организованной преступности

.1 Социально-экономические факторы

.2 Социально-политические факторы

.3 Духовные и нравственные факторы

. Предупреждение организованной преступности

.1 Общесоциальные меры

.2 Специально-криминологические меры

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Организованная преступность на сегодняшний день является одним из основных факторов дестабилизирующих общественную жизнь, препятствующих осуществлению социально-экономического развития и представляющих угрозу демократии и стабильности. Она не только подхлестнула количественный рост преступности в целом, но и придала ей новые качественные характеристики. Борьба с организованными формированиями стала общенациональной проблемой, а в силу ее транснациональной природы приняла глобальный характер.

В настоящее время в России действуют 249 преступных организаций, имеющих межрегиональные и международные связи, общей численностью более четырех тысяч активных участников. Под их контролем находится, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов. Особая опасность организованной преступности заключается в том, что в последнее время она относит к сфере своих интересов целые отрасли промышленности. Организованная преступность проявляет себя наиболее активно в металлургической, лесопромышленной, нефтедобывающей, алкогольной и табачной промышленности, а также в автомобильном бизнесе.

Российские ученые впервые заговорили об организованной преступности в нашей стране в годы горбачевской перестройки, гласности. В 1989 году в Москве был проведен круглый стол на эту тему, в котором участвовали ученые-правоведы и представители силовых структур. Специалисты в области профессиональной преступности предлагали свои подходы в определении понятия организованной преступности, ее признаков, выделяли ряд факторов и причин, сыгравших решающее значение в формировании данного явления в России.[1]

В последнее время ученые и практики почти всех стран мира принялись за активное изучение феномена организованной преступности. Однако, не смотря на то, что данная проблема широко освещается в отечественных и зарубежных средствах массовой информации и научных изданиях, по-прежнему остаются дискуссионными вопросы о понятии организованной преступности, о ее формах и уровнях, времени возникновения и т.д.[2]

При написании работы были проанализированы важнейшие источники нормативная база, научные и публицистические статьи, официальные данные МВД РФ по борьбе с организованной преступностью.

Актуальность данной темы заключается в том, что организованная преступность - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности.

Объектом исследования являются организованная преступность, ее признаки, причины и условия организованной преступности, меры по ее предупреждению.

Предметом исследования выступает непосредственно сама организованная преступность.

Целью данной работы является изучение организованной преступности, выявление причин и условий ее возникновения и предупреждение организованной преступности в современных условиях.

Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:

). изучить понятия организованной преступности;

). на основе анализа отечественных исследований дать криминологическую характеристику организованной преступной деятельности;

). выделить формы и виды проявления организованной преступности;

). выявить причины и условия организованной преступности;

). изучить личность участника организованной преступной деятельности;

). проанализировать уголовно-правовые и общесоциальные меры борьбы с организованной преступностью в России.

Решение этих задач связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством.

1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ЕЁ ПРИЗНАКИ

1.1 Понятие организованной преступности, криминологическая характеристика организованной преступности

Организованная преступность, как и преступность в целом, - сложное социальное явление, отражающее экономические и социально-политические процессы, происходящие в обществе. Ее всплеск наблюдается, как правило, в моменты социальных потрясений, смены экономических отношений в обществе.

Хотя термин «организованная преступность» ранее в отечественной криминологии не использовался, в реальной жизни отдельные признаки такой преступности (организованный, групповой характер ряда опасных преступлений, подкуп должностных лиц, деятельность так называемых «воров в законе» и т.п.) имели место. Относительно массовый характер организованная преступность в нашей стране приобрела еще в 70-е гг., когда достаточно широкое распространение получили корыстно-хозяйственные преступления, так называемая «теневая» экономика, подкуп работников партийных, советских, хозяйственных аппаратов, сотрудников правоохранительных органов. Одновременно происходил процесс консолидации «теневиков» и профессионалов уголовного мира, сращивания «блатной» и хозяйственной преступности, что привело к появлению организованных преступных сообществ, материальным базисом которых и областью приложения преступно нажитого капитала стала все расширяющаяся «теневая» экономика. Необходимость подобной сделки «теневиков» и уголовного элемента была вызвана тем, что, с одной стороны, дельцам было выгоднее добровольно делиться частью доходов, нежели постоянно жить под угрозой нападения, а с другой - преступники поняли целесообразность обоюдной договоренности.

Будучи опасным для общества явлением, организованная преступность должна рассматриваться как особый вид социальной патологии с соответствующими причинами и условиями. Именно здесь просматривается криминологический аспект и потенциальная возможность предупреждения этой преступности. В ряду общего, особенного и единичного она занимает промежуточное место, отражая в себе черты как общего (преступность), так и единичного (преступления).

Термином «организованная преступность» обозначается целостная совокупность организованных преступлений, поскольку именно отдельные преступления могут быть групповыми, организованными. Данное обстоятельство вызывает необходимость анализа ее криминологических признаков с учетом уголовно-правовых норм.

Организованная преступность характеризуется совершением преступлений группой лиц, в соучастии. Однако не всякое групповое преступление и не всякая преступная группа являются организованными. Такая группа может признаваться организованной, если она обладает признаками организации, т.е. наличием определенной цели (в данном случае преступной), организационной структуры с разделением функций участников, информационного и иного ресурсного обеспечения, некоторых иных характеристик.

Следовательно, организованная преступность предполагает противоправную деятельность различных преступных организаций. Однако степень их организованности может быть различной, что и предопределяет возможность выделения отдельных видов организованных преступных формирований.

Организованные преступные группы - устойчивые объединения лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, создаваемые для систематического совершения тождественных или однородных преступлений. В подобных группах, как правило, участвуют лица, преступная деятельность которых основана на их специальных познаниях, опыте и навыках, носит устойчивый характер и является источником средств существования. Деятельность таких групп составляет начальную, наиболее простую, первичную форму организованной преступности. Организованные преступные группы зачастую входят в состав иных, более сложных преступных формирований.

Сплоченные организованные группы (организации) и их объединения входящие в преступные сообщества постоянно действующие устойчивые образования с разветвленной иерархической структурой, включающие относительно автономные и дифференцированные по функциональной роли объединения преступников, деятельность которых координируется и направляется единым управленческим органом (единоличным или коллегиальным). Их цель - совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Преступные сообщества - наиболее опасный вид преступных формирований, включающих ряд сплоченных организованных групп или их объединений, характеризующихся многоступенчатой системой управления, высоким уровнем конспирации и защиты с помощью коррупционных связей. Их основными чертами являются: устойчивость, сплоченность, масштабность преступной деятельности (включая выход за рубеж, связь с международными преступными организациями), наличие «третейского» суда, оказание помощи лицам, совершившим преступления. Данные сообщества, как правило, монополизируют отдельные виды преступной деятельности в сфере «теневой» экономики и легальной хозяйственной (включая кредитно-финансовую) деятельности, а также в сфере оказания легальных и нелегальных услуг в масштабах отдельных регионов либо отраслей народного хозяйства.

В зависимости от направленности преступной деятельности, условий, в которых она протекает, способов формирования различные преступные образования распределяются на следующие виды:

действующие на определенной территории и совершающие общеуголовные преступления;

базирующиеся на определенной территории, занимающиеся, кроме общеуголовных, преступлениями в сфере экономики, финансов и т.п.;

действующие на объектах транспорта;

действующие в местах лишения свободы;

совершающие преступления с использованием межрегиональных связей;

имеющие международные связи и действующие на территории как России, так и других государств;

состоящие из так называемых преступников-гастролеров;

имеющие бандитскую либо террористическую направленность.

Наиболее общими признаками организованных преступных формирований являются: корыстные цели; участие в группах значительного числа лиц; устойчивость, сплоченность, внутренняя дисциплина; масштабность преступной деятельности; наличие функционально-иерархической структуры; создание собственной системы защиты, коррупционные связи; инвестирование части дохода в легальные экономические структуры (отмывание денежных средств); вооруженность и техническая оснащенность; наличие межрегиональных, межгосударственных связей с аналогичными преступными организациями; высокий преступный профессионализм участников, преобладание в их поведении преступной субкультуры.

Таким образом, организованная преступность - это относительно массовое, социальное, уголовно-правовое явление, складывающееся, во-первых, из организованных преступных формирований и их участников и, во-вторых, из совокупности организованных уголовных деяний (в основном тяжких или особо тяжких), совершенных ими на определенной территории за конкретный период времени.[3]

). криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности.

). активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия.

). активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений. В последнее время дерзость преступников постоянно возрастает, их деяния все больше приобретают насильственный характер, отличаются квалифицированностью подготовки и совершения.

). «эксплуатация» пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). Фактическая легализация потребления наркотических средств вызвала резкий спрос на них и создала благоприятную почву для расширения масштабов наркобизнеса, объемов незаконного оборота наркотиков, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ с республиками ближнего зарубежья. По экспертным оценкам, по этому каналу на «черный» рынок России поступает до 60% наркотиков. Стремительно возрастает и объем контрабанды наркотиков. Добытые преступным путем средства наркодельцы вкладывают в легальные и теневые коммерческие структуры.

). формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

). рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений. Исследования показывают, что две трети организованных преступных структур предварительно выбирали и изучали объекты посягательства; в каждом четвертом случае разрабатывались планы совершения преступления, проводились рекогносцировки местности и тренировки исполнителей.

). высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами.[4]

Системность и разнообразие совершаемых преступлений организованными преступными группами является признаком устойчивости и широты распространения организованной преступности. При этом обеспечивается учет основной направленности преступной деятельности организованных групп и сообществ, а также других задач, необходимость решения которых обеспечивает максимальную реализацию преступных замыслов основной направленности. Несмотря на разнообразность преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами, их круг в УК РФ очерчен определенными рамками. Во-первых, к ним относятся те преступления, квалифицирующим признаком для которых является их совершение организованной группой. Таких составов в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено 43. Во-вторых, в их число входят только тяжкие и особо тяжкие преступления, которые совершаются преступными сообществами.

Конечно, преступления основной криминальной направленности организованных групп и преступных сообществ, главным образом, относятся к группе преступлений в сфере экономики и частично к преступлениям против общественной безопасности. Все иные преступления указанными группами и сообществами могут совершаться в самых различных областях.

Наличие преступного формирования с высоким уровнем организованности, управляемости в виде организованных групп, преступных сообществ и даже более мощных объединенных преступных организаций. Всем таким преступным организациям присуще деление на составные части (группы, звенья) со строгой иерархичностью построения, с четким разграничением функций между их членами.

Структура, численность, характер функционального распределения обязанностей внутри таких преступных сообществ, уровень организованности и типологические особенности их членов обычно бывают разными в зависимости от направленности их преступной деятельности, особенностей объекта преступного посягательства, а также экономических, географических и этнических особенностей региона, в котором осуществляется их преступная деятельность.

Масштаб преступной деятельности организованных групп и сообществ также во многом зависит от направленности их преступной деятельности, численности состава, характера региона, межрегиональных и транснациональных связей.

Совершение преступлений в виде постоянного промысла с целью извлечения максимальных доходов и незаконного обогащения. Цель извлечения максимального преступного дохода определяет не только основную экономическую направленность организованной преступности, но и сферы экономической и близкой к ней иной социальной деятельности, наиболее привлекательные для решения указанной задачи. Речь, в частности, идет о тех отраслях экономики, где вращаются большие деньги; о тех ее видах, через которые идут большие финансовые потоки. Это также различные денежные государственные программы, финансируемые из бюджета; кредитно-финансовая сфера; приватизационные операции; внешнеэкономическая деятельность; сырьевая и перерабатывающая промышленность и т.д.

В то же время наиболее прибыльный и крупномасштабный криминальный бизнес указанным организациям обеспечивает порно- и шоу-бизнес, незаконный оборот оружия и антиквариата.

Цель извлечения максимального дохода, как справедливо отмечается в юридической литературе, пронизывает и последующие операции с денежными средствами, добытыми в результате организованной преступной деятельности. Преступники стремятся «отмыть» преступные доходы и вложить их после этого в деятельность специально создаваемых коммерческих и банковских структур для получения уже легальной прибыли.

Наличие коррупционных связей у большинства организованных групп и практически всех преступных сообществ в аппарате власти и управления, в том числе в правоохранительных и других важных для них органах. Именно наличие коррупционных связей у организованных групп и преступных сообществ является одной из важных черт современной организованной преступности, что обеспечивает не только длительное безопасное существование этих групп, но и дальнейшее их развитие. И это вполне понятно, поскольку коррумпированные чиновники, другие должностные лица и даже общественные и политические деятели за взятки предают интересы государства и общества, всячески прикрывают организованные группы от разоблачения, снабжают их служебной информацией, документами, оказывают давление на органы и лиц, ведущих борьбу с этой преступностью, и т.д.

В то же время преступные сообщества и группы, выделяя огромные суммы денег на подкуп чиновников, активно способствуют разрастанию коррупции в стране в целом, превращая ее во все более разрушительное социально-криминальное явление, не только отрицательно влияющее на образ жизни людей, но и создающее реальную угрозу для успешного налаживания нормальной жизни для всего народа страны.

Таким образом, можно определить организованную преступность как единую системную совокупность разных видов профессионально совершаемых преступлений в виде постоянного промысла усилиями лиц, объединенных в специально созданные устойчивые, хорошо организованные, законспирированные и защищенные от разоблачения (в том числе с помощью коррумпированных связей) формирования, существующие независимо или являющиеся структурными частями еще более сложной преступной системы межрегионального или транснационального уровня.

Конечно, это определение также не безупречно, но оно вписывается в концепцию общего понимания организованной преступности и ее характерных особенностей.

Соответственно, организованная преступная деятельность - это система деяний преступных сообществ (преступных организаций), банд и объединений организованных групп по приготовлению, покушению, совершению одного или более тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, а также приумножению и легализации преступных доходов.

Участников организованных преступных структур, согласно их иерархии, можно классифицировать на следующие четыре группы:

организаторы (воры в законе, главари, лидеры);

активные участники (телохранители, боевики);

коррупционеры;

пособники.

Однако в уголовном праве в чистом виде нельзя использовать криминологические определения (боевики, авторитеты, лидеры). Уголовный закон в отношении этих категорий субъектов оперирует понятиями «исполнитель преступления», «организатор преступления» и «иные соучастники» (подстрекатель, пособник). [5]

1.2 Содержание характеристики организованной преступности

Содержание характеристики организованной преступности составляют четыре основных ее элемента:

. Структурно-функциональные признаки организованных преступных формирований.

. Личностные характеристики участников и лидеров организованных преступных формирований.

. Характер и способы противоправной деятельности организованных преступных формирований.

. Объекты и типичные следы преступных посягательств организованных преступных формирований.

В системе структурно-функциональных признаков, раскрывающих первый элемент характеристики организованных групп и преступных сообществ, следует выделить:

структуру организованного преступного формирования как специфического криминального организма;

тип организованного преступного формирования;

уровень криминального развития;

особенности формирования;

систему функций;

сферу криминальной активности;

систему организации защиты от разоблачения;

направление использования общаковых денежных средств;

вооруженность;

коррумпированность.

Второй элемент - укрупненный блок сведений об организованных преступных формированиях составляют личностные признаки участников и лидеров организованного преступного формирования, к числу которых относятся:

качественная характеристика лиц, входящих в организованное преступное формирование;

состав типичного криминального формирования;

характер психологического состояния организованного преступного формирования как целостного криминального организма.

Третий элемент характеристики составляют сведения о противоправной деятельности организованных преступных формирований. Данный элемент включает совокупность признаков, раскрывающих основные направления криминальной активности организованного преступного формирования. Противоправная деятельность является самым содержательным элементом характеристики организованной преступности и дает информацию о ее конкретных направлениях, видах и способах. В противоправной деятельности организованного преступного формирования выявляются следующие признаки:

направления и виды организованной преступной деятельности;

способы совершения преступлений (ключевой признак).

Четвертый элемент характеристики организованной преступности составляют сведения об объектах и типичных следах преступных посягательств организованных преступных структур. Они позволяют понять объективную направленность функционирования организованных преступных структур, определить стратегию замыслов преступных акций, установить сферы и территории, над которыми организованные преступные группы усиливают либо ослабляют криминальный контроль. Большое значение данный элемент приобретает при организации защиты жизни и здоровья людей, поскольку потерпевший как лицо, которому причиняется физический, моральный и имущественный вред, объективно попадает в сферу интересов участников и лидеров организованных преступных структур.

К составляющим содержание этого элемента характеристики организованных групп и преступных сообществ относятся следующие основные признаки:

цели преступных посягательств;

предметы, объекты преступных посягательств;

потерпевшие и иные объекты преступных посягательств;

следы-отображения, следы-вещества и материалы, следы-предметы, объекты-носители следов противоправной деятельности преступных структур.[6]

В действующем уголовно-правовом законодательстве Российской Федерации, в теоретических разработках и складывающейся правоприменительной практике проводится определенная работа, направленная на обеспечение единых подходов при создании учета организованных преступных групп и преступных сообществ (преступных организаций). Полностью поддерживается внутриведомственная трактовка терминов и понятий, имеющих криминологическое значение, используемая в деятельности специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России и ФСБ России.

. Преступная группировка, в том числе банда общеуголовной направленности - организованная группа или преступное сообщество (преступная организация), имеющие численность менее 10 участников и специализирующиеся на совершении преступлений преимущественно корыстной и корыстно-насильственной направленности.

Несмотря на достаточно высокий уровень их внутренней организации, преступные группировки, как правило, не обладают устойчивыми коррупционными, межрегиональными и международными (трансграничными) преступными связями, а также не имеют подконтрольных объектов экономики. В связи с характером криминальной деятельности указанных групп совершаемые ими преступления, как правило, являются низко латентными.

. Организованное преступное формирование - преступное сообщество (преступная организация), оказывающее значительное негативное влияние на криминальную, социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.

Криминологические признаки организованного преступного формирования:

наличие не менее 10 участников организованного преступного формирования;

длительность осуществления преступной деятельности (не менее двух лет);

сложившаяся система преступной деятельности организованного преступного формирования оказывает негативное влияние на состояние криминальной ситуации;

аккумулирование денежных и иных доходов от преступной деятельности;

наличие подконтрольных объектов экономики, стремление расширить свою финансовую основу;

единые преступные цели, намерения, устоявшиеся связи, финансовая основа, конспирация, единые правила взаимоотношений, техническое оснащение;

стремление к проникновению в органы власти и формированию положительного общественного мнения, наличие подконтрольных средств массовой информации и коррупционных связей в органах власти;

тяжесть совершаемых преступлений, широкий общественный резонанс.

1.3 Виды организованных преступных формирований

По территориальному признаку:

региональное - осуществляющее преступную деятельность исключительно на территории одного субъекта Российской Федерации и не сотрудничающее с организованными преступными формированиями, действующими на территории иных субъектов Российской Федерации либо на территории зарубежных государств;

межрегиональное - осуществляющее преступную деятельность на территории двух или более субъектов Российской Федерации, либо сотрудничающее с организованными преступными формированиями, действующими в иных субъектах Российской Федерации;

- международное (трансграничное) - осуществляющее преступную деятельность на территории Российской Федерации и зарубежных государств либо осуществляющее трансграничное сотрудничество с организованными преступными формированиями, образованными и действующими на территории зарубежных государств. По направленности и характеру преступной деятельности:

- общеуголовное - специализирующееся на совершении преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, как правило, из корыстных побуждений;

экономическое - специализирующееся на совершении преступлений в сфере экономической деятельности, как правило, из корыстных побуждений;

коррупционное - специализирующееся на совершении преступлений в органах власти с использованием полномочий должностных лиц, как правило, из корыстных побуждений;

террористическое (экстремистское) - осуществляющее террористическую (экстремистскую) деятельность либо действующее в интересах террористических экстремистских организаций;

смешанное - специализирующееся на нескольких направлениях преступной деятельности.

По национальному составу:

этническое - сформированное из представителей национальных меньшинств (исходя из национального состава региона, на территории которого действует организованное преступное формирование) на основе единства их национальности, языка, национальных традиций и обычаев, а также общности страны (региона) по рождению или преимущественному первоначальному проживанию большинства членов (участников) организованного преступного формирования;

без выраженных этнических признаков - сформированное из представителей коренного населения (исходя из национального состава населения региона, на территории которого действует организованное преступное формирование).

Виды террористических организованных преступных формирований:

сепаратистское - осуществляющее организацию, планирование, подготовку и реализацию террористических актов, направленных на насильственное изменение административно - территориального устройства либо территориальной целостности Российской Федерации;

религиозное - осуществляющее организацию, планирование, подготовку и реализацию террористических актов, направленных на насильственное насаждение какой-либо религии либо воспрепятствование исповедания другой религии или возможности придерживаться атеистических убеждений;

политизированное - осуществляющее организацию, планирование, подготовку и реализацию террористических актов, направленных на изменение основ конституционного строя Российской Федерации, воспрепятствование деятельности политических деятелей и организаций, государственных должностных лиц;

- общеуголовное - осуществляющее организацию, планирование, подготовку и реализацию террористических актов, направленных на передел (захват) сфер влияния и борьбу за лидерство с целью установления контроля над материальными, финансовыми и иными ресурсами. Виды экстремистских организованных преступных формирований:

- сепаратистское - осуществляющее планирование, подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение административно - территориального устройства либо территориальной целостности Российской Федерации;

религиозное - осуществляющее планирование, подготовку и совершение действий, направленных на возбуждение религиозной розни, связанной с насилием или призывом к ней;

националистическое - осуществляющее планирование, подготовку и совершение действий, направленных на возбуждение расовой и национальной розни, связанной с насилием или призывом к ней;

политизированное - осуществляющее планирование, подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, незаконное воспрепятствование деятельности государственных и общественных деятелей и организаций, должностных лиц;

молодежное - осуществляющее планирование, подготовку и совершение вышеперечисленных в данном пункте действий, состоящее преимущественно из лиц, не достигших 25-летнего возраста.

Криминологические роли участников организованных преступных формирований.

«Авторитет» уголовно-преступной среды:

«Вор в законе» - лицо, «коронованное воровской сходкой», имеющее авторитет в уголовно-преступной среде, придерживающееся традиций и обычаев криминального мира, идеолог преступного образа жизни и морали.

Криминологические характеристики деятельности «вора в законе»:

поддерживает криминальную субкультуру;

организует либо участвует в «воровских сходках»;

участвует в определении основных направлений деятельности организованного преступного формирования;

контролирует и координирует деятельность организованного преступного формирования;

разрешает спорные вопросы между несколькими организованных преступных формирований;

организует сбор финансовых средств в «воровскую кассу» - «общак».

«Положенец» («ответственный») - лицо, исполняющее в полном объеме функции «вора в законе» на конкретной территории (назначается несколькими «ворами в законе»).

«Смотрящий» - лицо, осуществляющее контроль и координацию деятельности организованного преступного формирования на конкретной территории и обеспечивающее поступление финансовых средств в «общак» (назначается «вором в законе», либо «положенцем» в пределах контролируемой территории, либо лидером организованного преступного формирования по согласованию с «вором в законе»).

«Держатель общака» («казначей») - лицо, обеспечивающее сохранность, учет и контроль за использованием «общака».

«Лидер» - лицо, непосредственно создавшее либо руководящее организованным преступным формированием.

Криминологические характеристики деятельности лидера:

организует деятельность организованного преступного формирования;

определяет основные направления и тактику деятельности организованного преступного формирования:

разрешает спорные вопросы внутри организованного преступного формирования и с иными организованными преступными формированиями;

обеспечивает формирование финансовой основы организованного преступного формирования и распределяет имеющиеся в организованном преступном формировании финансовые ресурсы.

Активный участник - лицо, организующее и обеспечивающее исполнение задач, поставленных лидером организованного преступного формирования. Активный участник руководит отдельным направлением деятельности организованного преступного формирования либо является руководителем структурного подразделения организованного преступного формирования («бригады», преступной группы), специализирующегося на конкретных видах преступной либо легальной деятельности (осуществление наблюдения, охрана физических лиц, техническое обслуживание и т.п.).

Рядовой исполнитель - лицо, являющееся непосредственным исполнителем задач, поставленных перед ним старшим по статусу участником организованного преступного формирования.

«Коррупционер» - должностное лицо органов власти, использующее свое служебное положение в корыстных целях.[7]

2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Организованная преступность, как уже указывалось, является следствием общих противоречий в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной), результатом достаточно противоречивого развития нашего общества в течение последних десятилетий.[8]

Преодоление кризисных явлений, а значит, и организованной преступности - процесс весьма сложный, длительный, требующий значительных материально-технических, интеллектуальных, правовых, информационных, кадровых ресурсов. Причины и условия существования и развития организованной преступности это не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в краткие сроки, а либо определенный показатель самой системы этих отношений, либо побочные, достаточно устойчивые негативные последствия ее функционирования.

В настоящее время изменения в организованной преступности происходят под влиянием сложных процессов, динамически развивающихся во всех сферах жизни общества.

2.1 Социально-экономические факторы

Особое значение при этом имеют коренные изменения в экономике и социальной сфере, прежде всего уход от монополии государства в экономической жизни общества и переход к рыночным отношениям при отсутствии надежных альтернатив разрушаемым экономическим структурам, наличии экономических противоречий в условиях нестабильности.

Рассмотрим их подробнее:

. Передел собственности в условиях недостаточной урегулированности и стабильности рыночных отношений, складывающихся в экономике переходного периода. Существующий в настоящее время «дикий рынок» позволяет отдельным лицам в небывалых ранее масштабах и без особых усилий получать громадные доходы за счет государственной собственности.

В частности, непоправимый ущерб интересам общества и отдельных граждан нанесла проведенная в ряде случаев с нарушениями установленных законами правил приватизация государственного и муниципального строительства (продажа за бесценок объектов, имеющих высокую стоимость; приобретение имущества частными лицами под видом его приватизации трудовым коллективом; произвольное изменение профиля и режима работы приватизированного предприятия).

Большой вред обществу причиняют и злоупотребления в кредитно-финансовой сфере: произвольное распоряжение целевыми кредитами и ссудами; несанкционированное распоряжение оборотными средствами клиентуры, обман вкладчиков коммерческими банками; несанкционированное и бесконтрольное обналичивание денежных средств; выпуск в оборот фиктивных финансовых документов; легализация средств от преступной и иной незаконной деятельности и т.п.

Неурегулированность рыночных отношений приводит к злоупотреблениям и во внешнеэкономической деятельности: незаконному вывозу за рубеж сырья и материалов; сокрытию валютных средств за границей; неэквивалентному торговому обмену вследствие низкой котировки курса рубля на валютном рынке и т.п.

«Дикий рынок» характеризуется грубейшими нарушениями прав потребителей: несоблюдением порядка ценообразования, сертификации, лицензирования торговли; сбытом некачественной, фальсифицированной продукции и др.

. Имущественное расслоение общества в результате сосредоточения высоких доходов у лиц, занимающихся коммерческой, посреднической деятельностью, не оказывающей существенного влияния на возрождение экономики (5 - 10% населения), и падения жизненного уровня большинства граждан страны (60% населения).

Следствием такого расслоения стало появление десятков и сотен тысяч «адресов» для совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений организованными группами; установление взаимовыгодных криминальных связей в целях охраны от конкурентов или их устранения, использования одних криминальных структур для защиты от других, совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных экономических операций, отмывания и вложения средств, полученных преступным путем; расширение нелегального рынка для удовлетворения антисоциальных потребностей людей (пристрастия к азартным играм, проституции, наркотикам, извращенным эротическим удовольствиям и др.).

Имущественное расслоение общества приводит также к люмпенизации значительной части населения, увеличению числа маргинальных элементов, легко вовлекаемых в организованную преступную деятельность в качестве охранников, боевиков, исполнителей совершения преступлений.

. Безработица, утрата гражданами гарантий трудоустройства. Резкое изменение социального статуса лиц, не сумевших адаптироваться в новых экономических условиях, приводит к распространению установок на криминально-силовые методы разрешения социальных противоречий и конфликтов. По оценкам зарубежных специалистов, увеличение безработицы только на 1% вызывает рост преступности на 5%, а для организованной преступности этот показатель в 1,5 раза выше. Причем потенциал криминогенного слоя безработных ориентирован не на традиционную общеуголовную преступность, а главным образом на включение в криминальный бизнес, организованную преступность, совершение наряду с должностными и экономическими преступлениями убийств, вымогательств, похищений людей, уничтожения имущества и т.п.

Резервом для увеличения количества организованных преступных структур являются бывшие спортсмены, уволенные в запас военнослужащие и работники правоохранительных органов, невостребованные обществом специалисты, обладающие знаниями, умениями, необходимыми для противоправной деятельности в различных сферах криминального бизнеса. Большое значение при этом имеет крупное вознаграждение, в десятки раз превышающее прежнюю зарплату, выплачиваемое этим лицам преступными сообществами.

. Повышение виктимности поведения граждан в сфере социально-экономических отношений. Отсутствие у подавляющего большинства населения экономических навыков в условиях нарождающихся рыночных отношений, недостаточная осведомленность о правилах и процедурах совершения сделок и других гражданско-правовых операций способствуют снижению уровня защищенности его собственности, развитию криминального бизнеса, совершению тяжких корыстно-насильственных преступлений организованными преступными структурами.

Таким образом, основным фактором роста организованной преступности является процесс криминализации экономики, проявляющейся в разбалансированности финансово-кредитной сферы, высокой степени монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляции, неразвитости и несовершенстве налогообразования, недобросовестных операциях с ценными бумагами, неурегулированности отношений собственности, неудовлетворительном контроле за законностью происхождения капиталов, используемых в ходе приватизации, и т.п.

2.2 Социально-политические факторы

Экономические процессы, способствующие росту организованной преступности, в значительной мере определяются следующими социально-политическими факторами.

. Ослабление роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений, в борьбе с проявлениями «дикого рынка» (под предлогом невмешательства в рыночные отношения как самоуправляющуюся систему, якобы способную к самостоятельному обеспечению своего функционирования без вмешательства извне).

Процесс демократизации общества в условиях политической нестабильности привел к ослаблению государства и его органов, к отставанию правового регулирования перехода к рынку, к бессистемности и противоречивости принимаемых законодательных и нормативных актов, отсутствию в них сбалансированности прав и обязанностей перед обществом участников экономических отношений. Чаще всего в таких актах только упоминается об ответственности, но не предусматривается санкций за посягательство на правоохраняемые интересы.

В результате либерализации правового регулирования экономики в сферу предпринимательства все шире вовлекаются лица с корыстной антиобщественной ориентацией, в том числе имеющие опыт и навыки преступной деятельности. Одновременно государство, провозгласившее курс на развитие рыночной экономики, недостаточно защищает бизнесменов как от коррумпированных чиновников, так и от уголовных элементов, которые диктуют бизнесменам свои условия, устанавливают собственные правила и в конечном счете берут бизнес под жесткий контроль и уже с помощью огромных капиталов создают новые преступные структуры.

. Ликвидация большинства форм социального контроля в результате политической нестабильности общества, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов, распада единой системы правоохранительных, таможенных, пограничных, контрольных органов, снижения эффективности их деятельности.

Существовавшая в тоталитарном государстве система контроля за личностью ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступлений, адекватная реалиям переходного периода, пока не создана.

В этих условиях организованные преступные сообщества, вовлеченные в криминальный бизнес и заинтересованные в установлении и поддержании собственного порядка в подконтрольной им сфере, стремятся устанавливать контроль над самой преступностью. Разумеется, эту задачу они решают беззаконными способами, вплоть до совершения убийств своих конкурентов при разрешении имущественных споров и конфликтов и т.п. Такая система контроля нацелена, кроме того, на поддержание интересов организованной преступности в правовой сфере (лоббирование принятия или непринятия законов) и блокирование мер по укреплению государственной правоохранительной системы. В этом смысле организованные сообщества не заинтересованы в резком росте регистрируемых показателей преступности, так как это может привести к ужесточению мер по укреплению правопорядка и повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. Дальнейшее сужение сферы позитивного социального контроля над преступностью особенно опасно тем, что в обществе могут возобладать неправовые методы регулирования отношений, и оно в целом будет становиться все более криминальным.

К числу недостатков в деятельности правоохранительных органов нужно отнести: несоблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания; низкую раскрываемость преступлений; длительные сроки следствия; неправильную квалификацию фактического бандитизма по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за разбой, вымогательство (из-за нерешительности, боязни расправы, нежелания следователей и судей вести такие дела); участие многих сотрудников полиции (в силу недостаточного материального обеспечения) в охране коммерческих предприятий, организаций и их руководителей, что неминуемо приводит к установлению криминальных контактов полиции с преступными структурами.

Недостатки системы уголовной юстиции порождают безнаказанность виновных, способствуют воспроизводству преступности. Отрицательно сказывается на криминальной ситуации в стране и отсутствие реальной помощи жертвам преступлений.

. Пробелы в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

2.3 Духовные и нравственные факторы

Серьезно способствуют росту организованной преступности и противоречия в сфере духовной жизни общества. Здесь особое значение имеют следующие факторы.

. Деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности. Совершение различного рода злоупотреблений и правонарушений в экономике, в быту, привыкание к ним как к допустимым для себя и простительным для других провоцирует рост организованной преступности, не побуждает граждан к реальному противодействию ей. Ситуация, сложившаяся в последние годы в духовной сфере, характеризуется проявлениями крайнего эгоизма, корыстных частнособственнических интересов, все большим неверием в возможность справедливости, отсутствием правовой и снижением общей культуры населения.

Размывание, а затем и изменение ряда нравственных принципов привели к утрате моральных и этических ориентиров, позволяющих оценивать поведение людей как достойное или недостойное. Наметилось смещение ценностных ориентаций отдельных слоев общества в сторону криминальных структур, преуспевающие представители которых стали постепенно превращаться в образец для подражания.

Подобные социально-психологические явления в сочетании с увеличивающимся разрывом реальных доходов и привлекательных жизненных стандартов обусловливают интенсивное вовлечение ранее благополучных в социальном отношении слоев общества в криминальную деятельность или высокую степень их психологической готовности к такой деятельности.

. Негативные процессы в сфере идеологии, воспитания молодежи. Целенаправленная деятельность отдельных средств массовой информации по дезориентации молодых людей в выборе жизненных целей и средств их достижения, формированию у них культа "красивой" жизни, силы, вседозволенности наносит зачастую непоправимый ущерб обществу. Качественный скачок в объеме международных связей и туризма повлек за собой побочные последствия, способствующие установлению более тесных контактов российских преступных сообществ с зарубежными организованными преступными группами.

Немалую роль играют использование политической, в том числе национально-экстремистской, фразеологии, создание молодежных территориальных группировок негативной направленности. Выборочное исследование последних в ряде крупных городов России показало, что от одной трети до половины взрослых (как правило, в возрасте 18 - 24 лет), входящих в руководящее ядро таких группировок, одновременно входили во "взрослые" организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих молодежных групп.

. Значительный криминальный потенциал населения. По данным экспертов, в России "школу" исправительных учреждений прошли 15 - 18 млн. человек; численность лиц, совершивших латентные преступления, по мнению экспертов, приближается к 15 млн.; количество ежегодно совершаемых преступлений - около 3 млн.; примерно 5 млн. преступлений официально считаются нераскрытыми. Следовательно, 35 - 40 млн. человек (практически каждый третий взрослый россиянин) причастны к преступной деятельности. Да и сама организованная преступность создает условия для своего воспроизводства путем распространения азартных игр, наркотиков, проституции, что, безусловно, увеличивает ее фоновый контингент, поддерживающий преступные структуры.[9]

общесоциальный борьба преступность личность

3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

3.1 Общесоциальные меры

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.[10]

3.2 Специально-криминологические меры

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время - задача нереальная.

Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики. Специально криминологическое предупреждение правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;

создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

предотвращение замышляемых преступлений;

пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств.[11]

Как уже указано ранее, в деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью решаются основные задачи, к которым следует отнести следующие:

предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, совершенных участниками организованных преступных групп и сообществ;

вывод из-под их криминального контроля объектов экономики, выявление и раскрытие фактов коррупции должностных лиц органов власти и управления в интересах организованных групп и преступных сообществ;

координация деятельности и взаимодействие органов по противодействию незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ и наркотиков;

координация антитеррористической деятельности органов.

В результате длительной и слаженной работы на территории всех правоохранительных органов выработан и накоплен определенный опыт в этой области.

К основным направлениям работы органов по противодействию деятельности организованных групп и преступных сообществ, направленных на недопущение реализации преступных замыслов, следует отнести:

выявление и пресечение источников и каналов приобретения оружия и боеприпасов к нему, средств связи и транспорта, в том числе, как легального происхождения, так и незаконного;

установление и взятие под свой контроль системы обеспечения безопасности, как отдельных членов организованных групп и преступных сообществ, так и организованных преступных формирований в целом;

своевременное (упреждающее) информирование о планировании, как отдельных преступных акций, так и противоправной деятельности всей преступной организации;

выявление и пресечение фактов открытия фиктивных «фирм-однодневок» для легализации (отмывания) преступных доходов;

установление наличия системы премирования за активное участие и «результативность» в преступной деятельности, приносящей средства в «общак»;

выявление и пресечение источников и каналов оказания финансовой помощи членам организованных групп и преступных сообществ, находящимся в местах лишения свободы и в розыске;

выявление, документирование и пресечение в установленном порядке коррумпированных связей организованных групп и преступных сообществ с должностными лицами органов власти и управления, «своими» адвокатами и т.п.;

противодействие возможным фактам подкупа, запугивания и попыток оказания на них физического и психического давления, вплоть до убийства, целенаправленной дискредитации оперативных сотрудников, следователей, прокуроров, судей, потерпевших и свидетелей, а также членов их семей.

Для решения вышеуказанных целей в правоохранительных органах на каждое организованное преступное формирование, как правило, заводятся специальные накопительные дела, в рамках которых постоянно осуществляются оперативно-следственные мероприятия: 1) с целью оценки влияния организованной группы и преступного сообщества на криминальную обстановку на конкретной территории и в республике в целом; 2) по привлечению лидеров и участников к уголовной и иной ответственности; 3) накапливается необходимая база данных для доказывания признаков организованной преступной деятельности как отдельных участников, так и организованной группы и преступного сообщества в целом.

Также необходимо отметить, что для систематизации информации и планомерной организации работы сотрудниками правоохранительных органов в обязательном порядке отдельно отражаются результаты работы по ликвидации финансовой подпитки организованных групп и преступных сообществ.

Практика показывает, что экономическая основа организованных преступных формирований включает в себя источники поступления денежных средств и ТМЦ от всех видов преступной деятельности: незаконного оборота наркотиков, оружия, вымогательства, проституции, мошенничества, грабежей, разбоев, заказных убийств и т.д. Таким образом, в зависимости от того, является ли преступная деятельность организованного преступного формирования общеуголовной или экономической, зависит, каким образом будут формироваться источники её финансирования.

На современном этапе работа по ликвидации финансовой подпитки организованных преступных формирований чаще всего сводится к выявлению преступлений экономической направленности, совершенных участниками организованного преступного формирования или связанных с ними руководителями коммерческих структур. В целях качественной организации работы по ликвидации финансовой составляющей организованной группы и преступного сообщества необходимо, в первую очередь, наладить учет коммерческих структур, действующих в интересах организованного преступного формирования. Причем следует различать коммерческие структуры, предприятия или организации, составляющие финансовую основу организованной преступности.

Важно не только правильно и в полном объеме учесть всех субъектов, оказывающих финансовую и экономическую подпитку организованного преступного формирования, но и своевременно провести в отношении них комплекс оперативно-розыскных мероприятий, следственных, контролирующих и иных действий, направленных на перекрытие канала финансирования.

Практика работы правоохранительных органов показывает, что наибольшее влияние организованные преступные группировки оказывают на отрасли экономики, характеризующиеся высокой доходностью, инвестиционной привлекательностью, гарантированным характером сбыта продукции, экспортной ориентированностью, присутствием в системе расчетов наличного денежного оборота, возможностью включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов.

В последнее время «общаки» организованного преступного формирования пополняются за счет средств, полученных в результате совершения мошенничеств в кредитно-банковской сфере (незаконное получение кредитов, автострахование), мошенничеств с использованием «финансовых пирамид», фальшивомонетничества, незаконной предпринимательской деятельности, рейдерства и т.д. Для совершения данного вида преступлений разрабатываются сложные мошеннические схемы с четким распределением ролей внутри преступных групп.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.[12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для борьбы с таким явлением, как организованная преступность, необходимо осуществление в рамках единой государственной комплексной программы соответствующих политических, экономических, правовых, социальных, идеологических, административных мер. Приоритет должен быть отдан социально-экономическим. Нельзя недооценивать правовые средства, и, в частности, уголовно-правовые, направленные на борьбу с организованной преступностью.

Деятельность независимых друг от друга преступных групп, обладающих признаком организованности, можно проследить с дореволюционной России по настоящее время. Нарастание во всех сферах жизни проблем и противоречий, все более высокая их концентрация и взаимодействие с определенными типами личности привели к приобретению преступностью нового качественного состояния. В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества и является недостаточно изученным явлением, в том числе в криминологическом и уголовно-правовом аспектах.

Существует большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями «организация», «руководство» или «участие». Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль, на наш взгляд, здесь должен играть Пленум Верховного Суда Российской Федерации, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.

Организованная преступность - сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она «сопровождает» экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.

Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния «безналоговой» теневой экономики.

Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступники пытаются использовать как для отмывания «грязных» денег, так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных интересах.

Преступные формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода посреднические организации), внедряться во внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.

Организованная преступность становится одним из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в Российской Федерации. На это неоднократно указывалось в обращениях и выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в документах руководящих государственных органов.

Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для её разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточно научная проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно-розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности как социально-правового явления в нашем обществе предшествовала оперативно-розыскная, следственная и судебная практика.

На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стремление обосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью, и на теоретической разработке организационно-тактических форм борьбы с преступностью, адекватных такой расстановке.

Проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая экономика, определённые эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией, внутри страны и за рубежом действовали многие связи, порожденные иерархией преступных отношений, но интересы официальных политических доктрин не позволяли все это квалифицировать как организованную преступность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.

Похожие работы на - Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!