Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,56 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра государственного и муниципального управления








Курсовая работа

по дисциплине: Территориальное общественное самоуправление

на тему: «Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан»


Выполнила: студентка группы 151/3

Соколова Елена

Проверила: к.э.н., доцент

Васильева Ольга Олеговна


Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН

.1Сущность и понятие качества жизни населения

.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории

.3 Показатели уровня жизни и их анализ

.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге

.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

качество жизни население общественное самоуправление

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию в рамках дисциплины «Территориальное и общественное самоуправление» роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.

Актуальность данной темы, в настоящее время, заключается в том, что:

-повышение эффективности работы органов местного и территориального общественного самоуправления помогает решать различные социальные проблемы в жизни граждан, такие как: преступность, экстремизм, наркомания, терроризм;

-территориальное общественное самоуправление и местное самоуправление являются эффективными инструментами для повышения уровня и качества жизни граждан.

Целью написания данной курсовой работы является исследование роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.

Для достижения данной поставленной цели нами были решены следующие основные задачи:

-изучены теоретические основы, связанные с особенностями функционирования местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

-рассмотрены основные цели, задачи, достоинства и недостатки местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

-раскрыта сущность и понятие качества жизни населения;

-проанализировано влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения;

-рассмотрены перспективы повышения качества жизни в Санкт-Петербурге;

-даны практические рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге.

Поставленные цели и задачи определили последовательность и структуру написания данной курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении нами была определена цель данной курсовой, заключающаяся в рассмотрении роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан, обоснована актуальность проведённого исследования и структура данной работы.

В первой части работы «Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления» нами были рассмотрены определения, функции, местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, их цели и задачи.

Во второй части работы «Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан» нами были рассмотрены сущность и понятие качества жизни, уровень жизни и основные социально-экономические категории, а так же показан их анализ. Было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения.

В третьей части темы «Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге» нами были рассмотрены перспективы по повышению качества жизни и предложены практические рекомендации по повышению качества жизни населения в городе Санкт-Петербурге.

В заключении нами изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.

Теоретической и методологической базой написания данной курсовой работы являлись труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного муниципального управления таких как: Андросова Г.А., Бабун Р.В., Валеева. Е. О., Злобина, Г.Ю., Киселева А.М., Наумов С.Ю., Окрепилов В.В..

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

1.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

Местное самоуправление в РФ - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций [9].

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации [1].

Функции местного самоуправления - основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления [15]. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции:

-обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;

-обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

-управляет муниципальной собственностью;

-обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

-осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

-обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования [1].

Охрана общественного порядка - одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущению и пресечению хулиганства, привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.п. [6].

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Органы территориального общественного самоуправления тесно взаимодействуют как с населением, так и с органами местного самоуправления на территории того или иного муниципального образования [19].

Функции ТОС могут быть самыми разнообразными:

-информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений и т.п.);

-представительные (согласование от имени населения планов развития, кадровых назначений, землеотводов и др.);

-распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально-экономическое развитие территории и т.д.);

-исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, охране общественного порядка, содержанию жилья и т.п.);

-контрольные (контроль деятельности муниципальных служб, торговли и т.д.) [9].

1.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

Конституция РФ и соответствующее федеральное законодательство закрепляет за органами местного самоуправление необходимость решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В зависимости от территориального статуса того или иного муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ), функции органов местного самоуправления несколько различны [32].

-экономика и финансы;

-жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство;

-социальная политика;

-безопасность;

-организационное обеспечение.

Основная цель деятельности органов местного самоуправления - улучшение качества жизни населения того или иного муниципального образования. Поэтому и все полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно свести к мероприятиям, направленным на улучшение качества жизни населения [9].

Для достижения этой цели органы местного самоуправления:

-организуют территории местного сообщества;

-организуют предприятия муниципальной собственности и согласуют размещение государственных предприятий;

-устанавливают местные налоги, сборы и платежи (земельный налог относится к местным);

-формируют и исполняют местный бюджет;

-организуют выборы должностных лиц и наем муниципальных служащих;

-обеспечивают права и свободы граждан, в том числе на свободу предпринимательства в аграрной сфере [28].

В числе задач местного самоуправления можно выделить демократизацию российского общества, децентрализацию власти, отстаивание интересов населения муниципального образования в сочетании с общегосударственными, защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах муниципального образования, а также обеспечение его социально-экономического развития. В.С. Вильямский в своих работах формулирует задачи местного самоуправления слишком обобщённо, а именно развитие экономики, социальное развитие, обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, которые, несомненно, являются задачами государства в целом [10]. А.П. Алексеев более конкретен в данном вопросе, указывая в качестве задач местного самоуправления обеспечение интересов населения муниципального образования, согласование этих интересов с интересами государства и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [4].

Целью деятельности ТОС является реализация конституционных прав граждан РФ и их защита по решению местных вопросов на территории общины. Вопросы, затрагивающие интересы всех жителей ТОС, решаются путем непосредственного прямого волеизъявления жителей [26].

Цели ТОС:

-создание условий для комфортного проживания граждан на территории ТОС;

-представление интересов населения, проживающего на территории ТОС;

-осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан проживающих на территории ТОС;

-изучение потребностей жителей, проживающих на соответствующей территории;

-социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с настоящим Уставом;

-оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;

-участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;

-участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;

-участие в организации работы с детьми и подростками [7].

Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей, как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договоров между ТОС и органами местного самоуправления (администрацией города) [19].

Основными задачами ТОС являются:

-решение всех вопросов местного значения на территории общины в соответствии с Конституцией РФ;

-взаимодействие с муниципальными органами власти;

-социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с данным уставом;

-организация культурно-массовой и спортивно-массовой работы жителей общины;

- защита прав потребителей жителей ТОС [31].

Глава 2. Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан

2.1Сущность и понятие качества жизни населения

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратеги людей, удовлетворения их жизненных потребностей [3]. Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ [20]. Качество необходимо человеку постоянно.

Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

-доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

-качество питания (калорийность, состав продуктов);

-комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

-качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

-качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

-качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

-качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

-качество сферы обслуживания;

-качество окружающей среды, структура досуга;

-демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности);

-безопасность (число зарегистрированных преступлений) [13].

Качество жизни охватывает все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов [8].

2.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории

Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления [13].

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом не денежных факторов.

Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др. [3].

К основным социально-экономическим категориям уровня жизни населения относятся:

-качество населения;

-возможности жизнеобеспечения;

-уровень экономического благосостояния;

-уровень развития социальной сферы;

-уровень обеспечения жизнедеятельности.

Качество населения - это комплекс взаимосвязанных сведений о населении (рождаемость, здоровье, смертность, образование, квалификация, производительность труда, доход на душу населения, этнический состав, миграция и т. д.) [35].

Возможности жизнеобеспечения - это объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС. Экономическое благосостояние - это показатель оценки ВВП на душу населения, скорректированный с учетом продолжительности свободного времени и труда в домохозяйствах, а также расходов на охрану окружающей среды [35].

Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

К социальной сфере относится сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Уровень обеспечения жизнедеятельности - это комплекс повседневной деятельности и отдыха, способ существования человека. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми [20].

2.3 Показатели уровня жизни и их анализ

Таблица №1 Система показателей для расчета индекса качества жизни

Мини-мальное значениеМакси-мальное значениеЗначение по СПбИндекс оценки достижения СПб социально значимых ориентиров1234561.Качество населения0,681.1.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет258571,20,771.2.Суммарный коэффициент рождаемости1,1853,3761,4130,1041.3.Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения4001213,7860,1 0,5651.4.Умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми4,221,84,7 0,9721.5.Численность лиц в возрасте 18 лет и старше впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения72,5169,680,3 0,920 1.6.Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы, на 100 000 человек населения; на конец года10,14957,6613,7 0,8781.7.Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания, на 100 000 человек населения; на конец года19,9668220,9 0,690 1.8.Отношение числа браков к числу разводов (на 1000 браков приходится разводов)937535610,2911.9.Число родившихся у женщин, не состоявших в браке, в процентах от общего числа родившихся10,5729,9924,9 0,2621.10.Доля детей, оставшихся без попечения родителей; в процентах8,1755,7322,04 0,7081.11.Число самоубийств, на 100 000 человек населения0,285,8100,8862.Возможности жизнеобеспечения0,722.1.Среднедушевые денежные доходы населения, в месяц, рублей8449,346350,326323,60,482.2.Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, в среднем на душу населения, в процентах1,494,964,080,752.3.Удельный вес расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств, в процентах22,365,328,60,852.4.Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения7,836,18,80,962.5.Коэффициент фондов, в разах12,619,716,50,452.6.Коэффициент Джини0,40,500,440,62.7.Уровень безработицы по методологии Международной организации труда; в процентах1,448,81,90,993.Уровень экономического благосостояния0,643.1.Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего м2; на конец года1230,423,20,613.2.Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, на конец года; шт.59,1372,2282,20,713.3.Обеспеченность населения благоустроенным жильём, на конец года; м2/чел.528140,393.4.Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей, на конец года; в процентах2,323,412,60,513.5.Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования, на конец года; на 1000 человек населения; шт.152325325 14.Уровень развития социальной сферы0,724.1.Численность врачей на 10 000 человек населения, человек28,385,385,31,004.2.Численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения, человек70160,9920,334.3.Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями, на конец года; в процентах751141000,444.4.Число персональных компьютеров на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)17117720,55 4.5.Доля учителей, имеющих высшее образование, в общей численности учителей дневных общеобразовательных учреждений501001001,004.6.Число мест в стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) на 10 000 человек населения02,142,141,004.7.Охват населения занятиями физкультурой и спортом в процентах от общей численности населения0100170,174.8.Число посещений профессиональных театров в среднем на 1000 человек населения285255190,984.9.Число посещений общедоступных библиотек в среднем на 1 000 человек населения0144614461,005.Уровень обеспечения жизнедеятельности0,465.1.Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения364278713270,65.2.Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений, в процентах0,050,320,3205.3.Число дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек населения0153,3153,305.4.Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в процентах от числа зарегистрированных преступлений1,75,81,715.5.Умершие в результате внешних причин на 100 000 человек населения30,6372,792,30,825.6.Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников в расчете на 1 000 человек населения; тыс. т0,00030,52290,27750,475.7.Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, в расчете на 1 000 человек населения; тыс.м30,00150,42590,27760,35

2.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения

Организационная деятельность местного самоуправления имеет свои собственные формы, закрепленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названному Закону местное самоуправление представляет собой самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Другими словами, Закон предполагает сочетание форм непосредственной и представительной демократии при решении вопросов местного значения [2].

Организация структур ТОС решает многие вопросы, как то: безопасность жильцов, чистота и порядок во дворе и подъездах, организация детских площадок и автомобильных парковок, сведение к минимуму бытовых неисправностей жилищно-коммунального хозяйства. Все это позволяет контролировать жилищно-коммунальные службы, начиная от вывоза мусора вплоть до финансового контроля над расходованием средств, выплачиваемых жильцами. С одной стороны, ТОС выступает как посредник между населением и органами местной власти, во-вторых, как общественное объединение, в-третьих, как наделенный определенной властью орган [13].

-участвуют в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;

-оказывают помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;

-участвуют в охране общественного порядка;

-защищают законные интересы граждан, проживающих на данной территории;

-рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;

-установление правовых гарантий гражданам для участия в МСУ [17].

Органами ТОС и МСУ решаются задачи по улучшению качества жизни населения. Принять участие в работе ТОС на благо своего дома, двора, улицы, проявить творческий подход может любой житель.

В круг забот ТОС входит и совместная работа с органами полиции по профилактике правонарушений. Активисты ТОС оказывают содействие сотрудникам полиции в вопросах обеспечения общественного порядка, проведения воспитательной работы с молодёжью, лицами, состоящими на учёте в органах полиции.

Большое внимание советы ТОС уделяют работе с разными категориями жителей, нуждающихся в помощи. Пожилым людям уделяется особая забота, оказывается адресная помощь. Органы ТОС так же занимаются оказанием помощи неимущим семьям, решают вопросы неблагополучных семей [31].

На сегодняшний день объединения ТОС выступают важнейшим инструментом муниципальной демократии, позволяющим учитывать мнение и предложения жителей в процессе разработки и принятия решений по ключевым вопросам развития локальной территории, иметь «живой» канал обратной связи с людьми, для которых и во благо которых призвана функционировать вся система публичной власти. ТОС являются значимым помощником органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку главная цель функционирования территориального общественного самоуправления заключается в создании наиболее благоприятных условий для жизни населения на определенной территории [9].

Перечисление направлений деятельности органов ТОС дает нам представление о широте сферы их деятельности. Это - благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многие другие [26].

Глава 3. Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

3.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - второй по величине российский город- «Северная Венеция», «Блистательный Санкт-Петербург», единственный европейский город, центр которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. В Санкт-Петербурге существуют различные проблемы повышения качества жизни.

Экология. Выбросы в атмосферу Санкт-Петербурга в 2009 году составили 625,3 тысяч тонн. Плотность выброса на душу населения составляет 135,9 кг в год, на единицу площади 434,5 т на км². 91,9 % всех выбросов даёт транспорт. Санкт-Петербург занимает пятое место среди самых шумных мегаполисов мира, средний показатель шума в городе выше нормы и составляет 60 децибелов. Зоны, где уровень звука превышает норму на 10-15 децибелов, расположены рядом с главными городскими проспектами - Московским, Стачек, Лиговским, Невским, кольцевой автодорогой, железной дорогой, включают также микрорайоны рядом с пром. зонами и часть юго-запада, которая примыкает к аэропорту Пулково.

Экологическое состояние реки Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. В пределах Санкт-Петербурга Нева загрязнена промышленными стоками, в реку сливают отходы сотни промышленных предприятий. В реку ежегодно попадает более 80 тысяч тонн загрязняющих веществ. Вандализм. Все больше и больше остановочных павильонов в Петербурге страдает от вандалов. В 2010 году за счет бюджета было заменено 1329 разбитых павильонных стекол (более 6,5 миллиона рублей), в 2011 году - 3681 (без малого 15 миллионов рублей), к ноябрю 2012 года - уже 6415 стекол (более 25 миллионов рублей).

Так же к актам вандализма в Петербурге относятся: осквернение могил, порча уличных объектов, граффити, в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное, расистское, фашистское и т. п. содержание, сожжение книг, порча памятников культуры, порча картин.

Алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания сегодня считаются величайшими бедствиями человечества. В Санкт-Петербурге полиция все чаще раскрывает преступные группы наркодельцов, торгующих смертельным зельем в учебных заведениях. Среди подростков и молодежи доля потребляющих наркотические средства в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности.

Преступность. В 2011 году уровень преступности в Санкт-Петербурге составил 1218 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч жителей. Раскрываемость преступлений составила 53,2 % и её доля в последние годы снижается. Наблюдался рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (на 29,3 %). Удельный вес преступлений экономической направленности в общей численности зарегистрированных преступлений составил 6,9. В структуре административных правонарушений: 71 % - нарушения в сфере благоустройства; 17 % - нарушение правил торговли; 12 % - нарушение закона о тишине [34].

Санкт-Петербург достиг значительных успехов в сфере государственного планирования. В городе принят целый ряд документов, касающихся повышения качества жизни населения. В Санкт-Петербурге были разработаны различные программы для повышения качества жизни граждан. Эти программы полностью отражают прогнозы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге.

Программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы, принятой Правительством Санкт-Петербурга 15 февраля 2011 года. Программа предусматривает 8 разделов, направленных на решение проблем как граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию, так и граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию, но нуждающихся в создании условий поддержания их активности. Исполнителями мероприятий Программы выступают 14 отраслевых комитетов и 18 районных администраций, при участии учреждений здравоохранения, социального обслуживания, учебных, научных, некоммерческих организаций, бизнес сообщества.

Программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы.

Цель программы - укрепление института семьи, повышение качества жизни детей и семей с детьми. В ходе реализации программы будут усовершенствованы системы социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; охраны здоровья матери и ребенка, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Программой предусмотрено повышение качества жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В программу также включены мероприятия, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на укрепление института семьи, возрождение и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений; на повышение качества трудовой жизни работников с несовершеннолетними детьми; на развитие дошкольного образования, повышение доступности и качества услуг образовательных, спортивных и молодежных организаций [34].

Программа в Санкт-Петербурге «План мероприятий, направленных на повышение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, на 2010-2013 годы». Программа создана в целях организации деятельности, направленной на обеспечение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, по совершенствованию материально-технической базы государственных учреждений культуры, созданию условий для организации досуга лиц с ограниченными физическими возможностями.

Программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Средства социальной выплаты можно использовать на:

-приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной);

-на долевое участие в строительстве жилого помещения (жилого дома, квартиры);

-на оплату паевого взноса члена жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства;

-на погашение основного долга по кредиту, в том числе ипотечному, предоставленному для приобретения или строительства жилого помещения [34].

3.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения, часто его называют «Культурной столицей».

Но в городе существует ряд социальных проблем, таких как: преступность, экстремизм, наркомания, терроризм, алкоголизм, социальное неравенство. Эти социальные проблемы сильно понижают качество и уровень жизни петербуржцев.

Данная часть курсовой работы посвящена предложениям и рекомендациям по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни граждан в Санкт-Петербурге.

Таблица №2 Социальные проблемы повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге и их способы их решения

ПроблемаРешение1. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы.1.Введение социальной рекламы против употребления алкогольных напитков; профилактические лекции в школах, высших учебных заведениях о вреде алкоголя; осуществлять контрольные закупки совместно с налоговой инспекцией на предмет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.2. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания.2. Проверка развлекательных заведений, где могут распространяться наркотические вещества; введение жесткого пресечения распространения наркотических средств; контролировать неблагополучные семьи, находящиеся в группе риска.3.Высокая доля детей, оставшихся без попечения родителей.3.Своевременное выявление и поддержки семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия; гуманитарная помощь; обеспечение бесплатного питания на базе школ, детских садов; обеспечение курортно-санаторным лечением.4. Высокий удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.4.Своевременная постановка на очередь семей, нуждающихся в жилых помещениях; предоставление временного социального жилья.5.Недостаточное количество персональных компьютеров для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.5.Выделение денежных средств для приобретения персональных компьютеров и другой техники; сотрудничество со спонсирующими организациями.6.Низкий показатель граждан, занимающихся физкультурой и спортом.6.Постройка новых спортивных и игровых площадок во дворах; своевременный ремонт спортивных и игровых площадок во дворах; пропаганда здорового образа жизни и спорта на предприятиях.7.Высокая доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.7. Оформление компенсаций на оплату коммунальных услуг; выплаты единовременных пособий. 8. Высокая доля разводов среди населения.8. Повышение значения института семьи; проведение семейных психологических семинаров, лекций.9.Низкая численность среднего медицинского персонала.9.Повышение заработной платы медицинским работникам; льготы для медицинских работников; предоставление социального жилья медицинским работникам.10.Высокое число зарегистрированных преступлений.10.Увелечение системы штрафов за административные правонарушения; патрулирование силами оперативно-поисковых подразделений и добровольцами мест концентрации преступного элемента; обращения к населению о помощи в установлении личности преступников.11. Высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений.11.Увеличение сроков лишения свободы.12. Высокое число дорожно-транспортных происшествий.12. Усиление контроля технического состояния автомобиля или другого транспорта; введение системы штрафов для нарушителей-пешеходов; более жёсткий контроль при получении водительских прав.13.Высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.13. Контроль за своевременным сбросом загрязненных сточных вод в специально отведённые для этого места; введение системы штрафов для нарушителей экологической обстановки.

Заключение

В данной курсовой работе было проведено исследование в рамках дисциплины «Территориальное общественное самоуправление» роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан. В ходе исследования было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения, а так же даны практические рекомендации по повышению качества жизни граждан в Санкт-Петербурге, пути решения социальных проблем, влияющих на качество и уровень жизни.

Вся сложность вопроса о повышении качества жизни населения требует серьёзной и кропотливой работы. Органы местного и территориального общественного самоуправления должны прилагать большие усилия для достижения поставленных задач по повышению качества жизни граждан. Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в развитии территориального общественного самоуправления на своей территории, поскольку это позволяет успешнее решать многие вопросы жизни населения.

Для успешных результатов по повышению качества жизни граждан органы местного и территориального общественного самоуправления должны выполнять условия:

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-активно участвовать в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;

-оказывать помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;

-участвовать в охране общественного порядка;

-защищать законные интересы граждан, проживающих на данной территории;

-рассматривать в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Эти критерии свойственны каждому человеку, это касается каждого из нас. Именно поэтому данный вопрос очень важен и актуален. Органы местного и территориального общественного самоуправления являются важным и главнейшим инструментом для повышения качества нашей жизни, они занимаются решением различных социально-экономических проблем, понижающих наше качество жизни.

Проведённый в данной курсовой работе анализ показателей качества жизни в Санкт-Петербурге показал, что сегодня существует ряд проблем, который сильно понижает уровень жизни. К этим проблемам относятся: большое количество людей, страдающих от наркомании и алкоголизма, большое количество разводов, сложная ситуация с прожиточным минимумом, недостаточное количество спортивных и игровых площадок, высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений, высокое число дорожно-транспортных происшествий, высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Данная курсовая работа позволяет нам более точно понять сущность и деятельность органов местного и территориального общественного самоуправления и их деятельность по улучшению качества и уровня жизни граждан. Проведённые исследования показывают, как важна работа данных органов для улучшения жизни населения. В данной курсовой работе предоставлена полная теоретическая база о работе органов местного и территориального общественного самоуправления и даны некоторые практические советы, рекомендации по улучшению качества и уровня жизни граждан в Санкт-Петербурге.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. - СПб.: ТЭИ, 2006.

. Алексеев А.П. Муниципальное право- Волгоград, 2006

. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/- М.: КноРус, 2010.

. Братановский, С.Н. Основы местного самоуправления: Курс лекций- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

. Бондарь, Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. - М.: НОРМА, 2009.

. Васильев. В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007.

. Валеева, Е. О. Территориальное общественное самоуправление: рекомендовано методсоветом ВУЗа;иИзд-во СПбАУЭ, 2007.

. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем- Ростов-на-Дону, 2006

. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов/ - М.: Велби, 2008.

. Глухов, В. В. Менеджмент: рекомендовано Мин.образования: Учебник для вузов/ СПб.; Питер, 2007.

. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2007.

. Зубаревич, Н. В.. Социальное развитие регионов России. Проблемы и тенденции переходного периода: научное издание/ - М.: Либроком, 2009.

. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации - М.: Наука, 2009.

. Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества-СПб.: Инфо-да, 2007.

. Кобилев, А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие для вузов- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов: рекомендовано Мин.образования- М.: Проспект, 2010.

. Максимов В.П. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании / -Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 2007.

. Морозова Л.Д. Правовой статус и основные тенденции развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации/ -Кострома: Изд-во КГТУ, 2007.

. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления: учебное пособие для профессионального образования- М.: Форум, 2011.

. Окрепилов В.В.Управление качеством жизни СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.

. Окрепилов, В. В. Эволюция качества: монография/ - СПб.: Наука, 2008.

. Ратькова Ю.В. Территориальное общественное самоуправление в современной России: социологический анализ : -М., 2007.

.Сергеев П. В. Местное самоуправление в условиях трансформации общественных отношений: аспекты институциональной теории / , 2008.

. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты) -М., 2008.

. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению- М.: Альфа-М, 2009.

Похожие работы на - Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!