Региональные государственные программы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,54 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональные государственные программы

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»











Контрольная работа

по дисциплине «Планирование и прогнозирование»

Региональные государственные программы

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства <#"651471.files/image001.gif">

Рис. 1 - Обеспеченность жильем на 1 человека, кв.м.

По уровню обеспечения инженерными системами город Красноярск находится на втором месте в Красноярском крае (это объясняется тем, что 5,6% общей площади зданий приходится на индивидуальные жилые дома). 96% жилых зданий в городе обеспечено водопроводом, 94% - канализацией, 96% - центральным отоплением, 92% - горячим водоснабжением, 21% газифицированы.

Общая площадь ветхого жилого фонда всех форм собственности в городе Красноярске в 2008 г. составила 359,8 тыс.кв.м. (1,8% общей площади жилищного фонда), аварийного - 143,9 тыс.кв.м. (0,73%) (в среднем по РФ на ветхий жилищный фонд приходится 2,7%, на аварийный - 0,5%). За 2006-2008 г.г. снесено 11,8 тыс.кв.м. ветхого жилья, площадь нового жилья на участке сносимого - 19,1 тыс.кв.м (при этом практически все новое жилье используется как социальное).

Еще 68,4 тыс.кв.м. жилищного фонда имеет износ от 31% до 65%, и, следовательно, через 10 лет тоже перейдет в категорию ветхого. Общая площадь жилых домов, требующих капитального ремонта в 2008 г. составила 11 211 тыс.кв.м. (56,6% от общей площади жилищного фонда города). В 2008-2009 годах кроме ежегодной программы капитального ремонта дополнительно в рамках реализации Федерального закона от 21.01.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта» были выделены средства Фонда содействия реформированию ЖКХ и краевого бюджета. В результате за 2 года отремонтировано 3555 тыс.кв.м. жилья.

Население принимает все большее участие в управлении своим жильем - растет число ТСЖ. По состоянию на 01.01.2010 в городе создано 383 ТСЖ. Общая площадь жилых помещений ТСЖ составляет 4385 тыс.кв.м., где проживает 126,7 тыс. человек. Наряду с ТСЖ в городе функционирует 90 жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Общая площадь жилищного фонда ЖСК составляет 553,3 тыс.кв.м.

Жилищное строительство в городе Красноярске

После периода интенсивного строительства 60-х годов среднегодовой объем строительства жилья в Красноярске в 70-80-е годы стабилизировался на уровне 420-440 тысяч кв.м. общей площади в год. В 1996-2000 гг. в связи с экономической нестабильностью объем ввода жилья сократился до 243,8 тысячи кв.м. в среднем в год. Начиная с 2002 года, наблюдается интенсивный рост ввода жилых домов.

Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади вновь введенных жилых домов (без учета индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств) в 2009 году составила 31,3 тыс. рубля. В 2009 году населением за счет собственных и заемных средств построено 29,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или 6,3% от общего объема введенного жилья (в 2008 г. - 3,8%).

В 2008 г. темпы строительства жилья несколько снизились (90%), в связи с последствиями мирового финансового кризиса: снижением уровня платежеспособного спроса, сокращением возможностей по долгосрочному кредитованию новых проектов, влиянием фактора отложенного спроса (связанное с ожиданием населения на дальнейшее падение цен на рынке недвижимости).

По состоянию на декабрь 2008 года приостановлено строительство 24 жилых домов, из которых 14 относится к объектам одного из крупнейших застройщиков города - ООО «Стройтехника». Первоочередной задачей по стабилизации ситуации в строительной отрасли является сокращение объектов незавершенного строительства. В результате проведенной работы в 2009 году введены в эксплуатацию 9 проблемных домов: по ул. Калинина, ул. Чкалова, пр. Мира, трех домов по ул. Водопьянова и трех домов в микрорайоне Ботанический. На завершающем этапе находится еще ряд домов, в том числе 1-ая очередь по ул. Судостроительной, 10-ая блок-секция дома по ул. Грунтовой, объекты по ул. Северо-Енисейской, Гусарова.

Муниципальные программы поддержки жилищного строительства

Для активного вовлечения в инвестиционную деятельность сбережений населения, формирования рынка доступного жилья и стабилизации цен на первичном рынке администрацией города реализуются муниципальные программы стимулирования строительства доступного жилья. Начиная с 2003 года, реализуется Программа осуществления муниципальных облигационных заимствований до 2012 года для строительства недорого, социально ориентированного жилья с ценой реализации на 15-25% ниже рыночной. С 2005 года началась реализация городской целевой программы «Красноярской молодой семье - доступное жилье» на 2005-2010 годы, которая направлена на повышение доступности жилья для красноярцев за счет выделения бюджетом города долгосрочных беспроцентных бюджетных кредитов.

В 2009 году в рамках городской и краевой программ по обеспечению жильем молодых семей предоставлены социальные выплаты 97 семьям на сумму 88,5 млн. руб., в том числе 36 семьям на 41,5 млн. руб. из средств бюджета города. По программе «Осуществление облигационных заимствований города Красноярска на 2003-2012 гг.» введено 237 квартир в доме по ул. 9 Мая.

В рамках программы «Строительство многоквартирных домов для обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в 2009 году построены 124 квартиры в домах по ул. Быковского, 9 Мая, Тимошенкова.

Рынок элитного жилья в Красноярске находится в стадии формирования, спрос на подобное жилье стабилен, хотя и значительно ниже, чем на типовое жилье. Этот сегмент вторичного рынка жилья менее подвержен колебаниям и снижением цены отреагировал гораздо позже, чем остальной рынок. Диапазон цен на элитное жилье колеблется от 26 486 до 160 156 рублей за один квадратный метр (на июнь 2009 г.). Площади дорогих квартир, покупаемых в Красноярске, от 57 до 370 квадратных метров.

Проблемы:

Обеспеченность жильем на 1 жителя ниже социальной нормы.

Высокая стоимость строительства жилья, недоступность условий ипотечного кредитования большей части населения города.

Низкая степень участия населения в управлении жилищным фондом.

Недостаточное благоустройство придомовых территорий.

Общая площадь ветхого жилого фонда всех форм собственности составляет 1,8% общей площади жилищного фонда, аварийного - 0,73%.

Общая площадь жилых домов, требующих капитального ремонта составляет 56,6% от общей площади жилищного фонда города.

Геополитическое и экономическое положение Красноярска в Сибирском федеральном округе и России

Красноярск является одним из крупнейших на востоке страны межрегиональных центров. Позиционирование роли Красноярска в СФО производится, как правило, определением его потенциала после Новосибирска, хотя по сравнению с Новосибирском у Красноярска все же имеются некоторые преимущества, а именно потенциал Сибирского федерального университета и широкие возможности по развитию логистической инфраструктуры (Красноярская портовая особая экономическая зона ПОЭЗ).

Преимуществами всех городов Сибирского федерального округа являются высокая обеспеченность природными и энергетическими ресурсами, наличие развитой индустриальной базы, высокая концентрация человеческого потенциала как в отдельных городах и агломерациях (города Омск, Красноярск, Иркутск), так и в группе сибирских городов (Новосибирск, Томск, Кемерово-Новокузнецк, Барнаул-Бийск).

Реализацию экономического потенциала городов сдерживают суровые климатические условия, недостаточный уровень развития инфраструктуры, слабая заселенность окружающих территорий, крайняя уязвимость природной среды северной и восточной частей Сибири к антропогенным нагрузкам. Внутренняя экономическая связность округа низка, входящие в его состав субъекты РФ существенно различаются по условиям ведения хозяйства, структуре экономики (северные ресурсодобывающие и южные аграрно-промышленные с преобладанием обрабатывающих отраслей) и по уровню социально-экономического развития. Условия для развития обрабатывающей промышленности, транспортная освоенность и заселенность региона значительно уступают условиям европейской части России.

В западной части Сибири выделяется инновационно-промышленная зона с центрами в городах Новосибирске, Томске и Омске с диверсифицированным развитием всего спектра обрабатывающих производств, включая химию, нефтехимию и машиностроение, реализующая научно-образовательный потенциал, приоритеты которого составляют биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии.

Внутренняя связность транспортной сети западной Сибири и ее интеграция в общую транспортную систему обеспечивается, главным образом, за счет железнодорожного сообщения между городами - столицами субъектов РФ и авиахаба в новосибирском транспортном узле.

Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской и Омской областей, Алтайский край и Республика Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной специализацией, а также наличием значительных и уникальных туристско-рекреационных ресурсов. Южносибирская зерновая зона входит в число крупнейших в стране, но высокие транспортные тарифы сдерживают реализацию зерновой, мукомольной и мясомолочной продукции за пределами региона. Мощный базис развития всего Алтая может составить добыча и переработка широкого спектра ресурсов рудных и нерудных месторождений (бурого угля, висмута, меди, кобальта, вольфрама, железных руд, полиметаллов, золота и серебра).

Красноярск, прежде всего, индустриальный центр. Развитие города в этом направлении вызвано относительно выгодным географическим положением, наличием большого количества природных ресурсов в прилегающих районах и целенаправленной политикой, осуществляемой в Советском Союзе по отношению к Сибири.

Ключевым фактором обеспечения жизнедеятельности города является энергетика, как одна из структурных составляющих экономики. Красноярская энергосистема - одна из наиболее мощных энергосистем России. Однако по сравнению с другими городами стоимость энергоресурсов в городе очень высокая.

Одной из основных сфер экономики города является строительный комплекс. Красноярск - один из немногих городов России, где удерживается высокий уровень объемов жилищного строительства.

Красноярский промышленный комплекс обеспечивается крупным транспортным узлом. Здесь расположены два аэропорта, красноярский речной порт, общегосударственная автомобильная магистраль и Транссибирская железная дорога. Близость Красноярска (по сравнению с городами европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее и другим странам динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона создает возможность активного развития экономического и других потенциалов города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества.

Эти факторы являются предпосылками для превращения города в узловой центр межрегионального и международного взаимодействия при дальнейшем хозяйственном развитии территорий Центральной Сибири.

Красноярск занимает высокие места по ряду показателей среди городов, являющихся административными центрами субъектов РФ (таблица 32). Так, в городе выше среднего уровня ввод жилья, заработная плата, демографические показатели. В то же время обращает на себя внимание относительное неблагополучие Красноярска по обеспеченности жильем (20-23 место), обеспечению детей местами в детских садах (23-28 место) и зарегистрированной преступности (7-8 место).

Место Красноярска среди 32 городов - административных центров субъектов РФ с населением более 500 тыс. чел. по удельным показателям социально-экономического положения в 2007-2008 годах

Красноярск является одним из крупнейших индустриальных и административных центров Сибири. Город занимает устойчивые позиции среди лидеров по размеру среднемесячной заработной платы, объему платных услуг и лидирующие позиции по объемам инвестиций в основной капитал и обороту розничной торговли на душу населения

Стратегические цели и задачи программы

Будущие перспективы развития города Красноярска как ядра агломерации и прилегающих территорий будут зависеть от общих направлений социально-экономического развития города и складывающейся ситуации на занимаемых ими территориях. Постановка целей, задач, определение ресурсов и ключевых условий успеха реализации программы социально-экономического развития города Красноярска являются элементами реализации программно - целевого подхода. Реализация главной цели развития города планируется по направлениям - развитие социального потенциала

развитие экономического потенциала

развитие городской среды

совершенствование внутренней организации деятельности органов муниципальной власти, развитие гражданского общества.








Рис. 2 - Стратегические направления развития города Красноярска до 2020 года

Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, мероприятий и проектов в социальной и экономической сфере, выполнение которых обеспечивает осуществление программы. Каждое мероприятие характеризуется:

целью и задачей программы, на достижение (решение) которых оно направлено;

конкретным планом действий (содержанием мероприятия);

сроками выполнения;

органом, ответственным за выполнение;

ожидаемыми результатами реализации.

Комплексное решение жилищной проблемы, реконструкция и развитие жилищных территорий

Приоритетные направления и средства реализации цели:

Создание системы целевого долгосрочного накопления населением средств на приобретение жилья в рамках программы осуществления муниципальных облигационных заимствований города Красноярска.

Обеспечение жильем молодых и (или) многодетных красноярских семей в рамках реализации городской целевой программы «Молодой Красноярской семье - доступное жилье».

Обеспечение жильем молодых красноярских семей в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Предоставление целевой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

Обеспечение жильем категорий граждан в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Реализация мероприятий городской целевой программы «Строительство многоквартирных домов для обеспечения жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».

Реализация мероприятий, предусмотренных региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае».

Строительство многоэтажных жилых домов за счет доходных источников бюджета города (в том числе снос жилья, признанного непригодным для проживания).

Приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия города Красноярска».

Капитальный ремонт жилищного фонда города.

Реализация долгосрочной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Красноярского края».

В целях повышения доступности жилья для всех категорий граждан планируется реализация комплекса мероприятий направленных на:

увеличение финансирования программ в области обеспечения населения социальным жильем за счёт средств бюджетов всех уровней;

увеличение объёмов строительства готового жилья за счёт более полного формирования заказов со стороны органов власти, а также заключение со строительными организациями долгосрочных контрактов, предусматривающих выделение им инженерно подготовленных групп площадок под застройку;

создание единой информационной базы данных, которую могут использовать как органы власти при мониторинге строительного рынка, так и граждане при выборе жилья для покупки (снижение доли продажи жилья через посредников, что автоматически уменьшает рост цен). В качестве информационного поля может быть предложена интерактивная система отображения имеющихся и перспективных объектов. Она согласуется с администрацией города (единый план застройки населенного пункта), застройщиками (предоставление оперативной информации о цикле строительства, количестве свободных квартир и их ценовой категории, сроках сдачи объекта), агентствами недвижимости (свод единой номенклатуры квартир на первичном и вторичном рынках). Сама интерактивная система может использоваться в режиме открытого доступа;

содействие внесению на федеральном и региональном уровнях изменений в нормативно-правовою базу, устанавливающую требования к строительству в области применяемых материалов (применение новых ресурсосберегающих и экономичных материалов и технологий);

в перспективе инициатива создания единых программ с предприятиями по обеспечению жильём молодых специалистов за счёт строительства с долевым участием администрации города.

Ожидаемый эффект от мероприятий:

обеспечение объемов строительства жилья до уровня 649-780 тыс.кв. метров в 2011-2012 годах, с выходом на 1044 тыс.кв. метров к 2015 году;

улучшение жилищных условий более 3100 семей в результате выполнения социальных обязательств за счет средств бюджета города и края до 2015 года;

рост доли зданий с использованием новых материалов до 25-30% от общего числа;

улучшение информированности всех заинтересованных сторон (населения, коммерческих банков, государственных органов, строительных организаций) о существующих и планируемых объектах за счет единой информационной базы;

увеличение обеспеченности жилым фондом с 20,8 кв. м. на одного человека в 2009 году до 23,7 кв. на 1 человека в 2015 году.

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ".

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Рис. 3

село красноярск муниципальный программа

Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-,водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и электросвязи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий. Для решения указанных задач предусматриваются: предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на федеральном, региональном и местном уровнях; разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур; формирование правового и методического обеспечения социального развития села. Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 3 этапа. На I этапе (2003 - 2005 годы) обеспечиваются совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. На II этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни. На III этапе (2011 - 2013 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий Госпрограммы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства. Преимущественное развитие жилищной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры в этот период должно будет осуществляться в сельской местности, в которой реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере сельскохозяйственного производства. На этом этапе одним из критериев распределения средств федерального бюджета, предусмотренных для реализации мероприятий Программы, будет являться наличие реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов развития сельскохозяйственного производства на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В реализации I этапа Программы (2003 - 2005 годы) приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных в Программе задач на федеральном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Субъектами Российской Федерации - участниками Программы осуществлены разработка и принятие региональных программ по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи Программы применительно к потребностям сельских муниципальных образований. В 2003 - 2005 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 50,1 млрд. рублей, из них: средства федерального бюджета - 5,8 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 22,4 млрд. рублей; внебюджетные средства - 21,9 млрд. рублей. Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003 - 2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности. Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям. Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70 процентов), предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На эти цели за 3 года было выделено 15 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета. За счет всех источников финансирования введено 6039 тыс. кв. м жилья, что в 2,2 раза больше плановых заданий. Свыше 75 тыс. сельских семей смогли приобрести благоустроенное жилье. За 3 года введено в действие 22,69 тыс. км распределительных газовых сетей (в 2,3 раза больше плановых заданий), газифицировано 286,5 тыс. квартир (при плановом задании 122 тыс. квартир), введена в действие 51 газонаполнительная станция. Размер средств федерального бюджета в общем размере средств, направленных на финансирование указанных мероприятий, составил 12,9 процента. Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 722,5 тыс. номеров (114 процентов). Финансирование этих мероприятий Программы в основном осуществлялось за счет средств внебюджетных источников (92 процента). Значительно расширилась сеть бытового обслуживания за счет открытия 3014 новых организаций и 5593 пунктов приема заказов на бытовые услуги. Сеть торговли и общественного питания в сельской местности пополнилась 668 новыми организациями. Введено в эксплуатацию 566 объектов переработки по оказанию населению производственных услуг. Вместе с тем за 2003 - 2005 годы из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации не удалось в полном объеме реализовать отдельные мероприятия Программы, в том числе по развитию сети организаций социальной сферы села, строительство которых осуществлялось преимущественно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Не все регионы смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников. В 2003 - 2005 годах были введены в действие новые объекты социальной сферы, в том числе общеобразовательные школы на 51,8 тыс. мест, детские дошкольные учреждения на 3,65 тыс. мест, районные и участковые больницы на 4,8 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 5,7 тыс. посещений в смену, 130 фельдшерско-акушерских пунктов, 146 спортивных сооружений, а также клубные учреждения на 18,9 тыс. мест. В 17 сельских районах открылись информационно-консультационные центры. Причиной недовыполнения заданий по введению в действие объектов водоснабжения является несвоевременное и не в полном объеме выполнение отдельными субъектами Российской Федерации обязательств по софинансированию указанных мероприятий. Так, было введено в действие 2,9 тыс. км локальных водопроводов, 42,14 тыс. куб. м станций водоподготовки и систем водоотведения, 40 водоохранных зон. Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, государственным заказчиком которой является Федеральное дорожное агентство. На эти цели за 2003 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета было выделено 2,6 млрд. рублей. Объем софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на эти цели составил 12 млрд. рублей. В сельской местности было построено 1905,5 км автомобильных дорог общего пользования и приведено в нормативное техническое состояние 3611,6 км ведомственных автомобильных дорог.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы - сокращение темпов снижения численности сельского населения 0,019 процента к концу 2013 года; ввод и приобретение 13104,85 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 5084,89 тыс. кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов; введение в действие общеобразовательных учреждений на 197,54 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений на 11,985 тыс. мест, открытие 1195 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на 39,23 тыс. мест, 1589 организаций по оказанию населению услуг производственной деятельности (использующих мельницы, маслобойки, крупорушки и т.д.); открытие 1393 филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских общеобразовательных учреждениях, 1376 организаций розничной торговли и общественного питания, 7087 специализированных организаций бытового обслуживания, 169 информационно-консультационных центров; газификация 437231 дома (квартиры); повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; введение в действие 985,55 тыс. номеров телефонной сети; введение в действие 5234,43 км автомобильных дорог; централизованное водоснабжение 24998 домов (квартир); реализация проектов комплексной компактной застройки в 4 сельских поселениях Сроки и этапы реализации Программы - 2003 - 2013 годы: I этап - 2003 - 2005 годы; II этап - 2006 - 2010 годы; III этап - 2011 - 2013 годы Основные мероприятия Программы - мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям: обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, электросвязь, комплексная компактная застройка сельских поселений, дорожное строительство. Реализация мероприятий Программы обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности в сельской местности; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности, обеспечение их телефонной и электросвязью, увеличение охвата сельских поселений комплексной компактной застройкой; расширение сети автомобильных дорог в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест Исполнители основных мероприятий Программы - определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке Объемы и источники финансового обеспечения Программы - общий объем финансового обеспечения I этапа Программы (2003 - 2005 годы) составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей; общий объем финансового обеспечения II этапа Программы (2006 - 2010 годы) составляет 143 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 34,9 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 59,4 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 48,7 млрд. рублей; общий объем финансового обеспечения III этапа Программы (2011 - 2013 годы) составляет 90,9 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 26,8 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 38,3 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 25,8 млрд. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - реализация Программы позволит:

улучшить жилищные условия более 211,5 тыс. сельских семей, в том числе 89,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 55,9 процента; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40 - 45 процентов; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 1195 единиц; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 181,5 места на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего в сельской местности; расширить сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 58,5 процента; обеспечить введение 0,98 млн. телефонных номеров; привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести в действие 5,2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Список используемой литературы

1.      Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (с изменениями и дополнениями) <http://base.garant.ru/2159191/> Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" <http://base.garant.ru/2159191/>.

.        Лапуста, М. Г., Никольский, П.С. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 526 с.

.        Чернавский, К.П. Стратегия развития ФЦП на период до 2010 года // Российский экономический журнал. - 2009. - №4. - С.15-16.

.        Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

.        Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998.

.        Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007 - 480с.

.        Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997.

.        Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

.        Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: Учебник / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 428 с.

.        Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 301 с.

.        Борисевича В.И. «Прогнозирование и планирование экономики» / под ред. В.И. Борисевича, Мн.: 2005г. -199с.

.        Бокун И.А., Темичев А.М.; «Прогнозирование и планирование экономики» / И.А. Бокун, А.М. Темичев, МН.: 2006г. -209с.

.        Дербенева Г.Ф. Планирование на предприятии АПК: Практикум по бизнес-планированию: Учеб. пособие для вузов/ Г.Ф. Дербенева. - М.: ЭКМОС, 2006. -96с.

.        Планирование на предприятии: учеб. пособие для вузов / Ю.П. Морозов и др.; Под ред. Ю.П. Морозова. - М.: ЮНИТИ, 2007. -255с.

.        Семенов В.А. Государственное регулирование - кратчайший путь к возрождению села./В.А. Семенов//Международный журнал "Проблемы теории и практики управления".-2007.- № 1.-с. 5-8.

Похожие работы на - Региональные государственные программы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!