Дошкольное образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дошкольное образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы

 

 

 

 

 







Реферат

Дошкольное образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы

Выполнила: Алексеева Д.Е.

Группа 4112

Проверил: доцент Прислонов Н.Н





Дубна, 2013

Оглавление

Введение

.        Дошкольное образование 2008 год

.        Дошкольное образование 2009 год

.        Дошкольное образование 2010 год

.        Дошкольное образование 2011 год

.        Дошкольное образование 2012 год

.        Перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

"Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской федерации".

Важность и значимость дошкольного образования бесспорна. Система дошкольного образования Дубны является одной из ключевых в социальной сфере города и занимает достойное место в образовании Московской области.

Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования представляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. На сегодняшний день в Дубне действуют:

·        22 муниципальных дошкольных образовательных учреждения.

·        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом "Надежда".

·        Муниципальное учреждение "Центр "Детство".

·        Муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений Управления дошкольного образования Администрации города Дубны Московской области".

1. 
Дошкольное образование 2008 год

В 2008 году динамично развивалось дошкольное образование, в полной мере реализовывалась городская программа "Развитие дошкольного образования города Дубны Московской области на 2007 - 2009 г.г." Проделана большая работа по обеспечению доступности качественного дошкольного образования, укреплению материально-технической базы учреждений.

На начало 2008 - 2009 учебного года городские дошкольные учреждения посещало 3107 человек. Оплата родителей за посещение детей в 2008 г. составила 15,7% от себестоимости содержания ребенка в дошкольных учреждениях города. При этом за год им было возвращено в виде компенсационных выплат почти 11,4 млн. руб.


Одним из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений города было повышение качества дошкольного образования, предоставление каждому ребёнку реализации своего права на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Подготовлены к обучению в первых классах школ города 435 выпускников дошкольных образовательных учреждений. В них как и в прежние годы наблюдалась самая низкая заболеваемость детей. По этому показателю оценки деятельности системы дошкольного образования Дубна в очередной раз занимала второе место среди городов Подмосковья.

Укреплению здоровья детей способствовало проведение городских спортивных мероприятий с участием родителей "Мама, папа, я - спортивная семья", "Всей семьей - на старт! ", городской спартакиады дошкольников, системная работа по закаливанию и оздоровлению детей в летний период.

Для обеспечения прав детей с проблемами в развитии на дошкольное образование и подготовку к обучению в школе функционировали логопедические группы в ДОУ №№ 8, 16, 21, 22, 23, 26, логопункты в ДОУ №№14, 17, 19, 20, 25, группы для детей с ослабленным зрением в ДОУ №20, группы для детей - инвалидов в ДОУ №13, группы для часто и длительно болеющих детей на базе ДОУ№№ 4, 17. По результатам анализа выпуска детей из логопедических групп у 62% детей полностью исправлены речевые нарушения (в предыдущем году у 69% детей), 18% выпущены с условием посещения школьного логопункта. 20% детей оставлены на повторное обучение, что обусловлено сложными диагнозами психоречевых нарушений. У 88,5% детей, (против 79% в прошлом году) посещавших специализированные группы по коррекции нарушений зрительного аппарата, произошло улучшение зрения по остроте, у 88,2 - улучшение по характеру зрения. У 23,1% детей (в 2007г 35%) зрение восстановлено до нормы. На базе всех дошкольных учреждений, имеющих в штатах педагогов - психологов, учителей - логопедов и других специалистов работали консультативные пункты для родителей.

Все образовательные учреждения были укомплектованы педагогическими работниками. Из них 76% имеют первую и высшую квалификационные категории. 51 педагог прошел подготовку на курсах повышения квалификации. Средняя заработная плата работников дошкольного образования в 2008г. составила 12754 рубля, что на 15% выше предыдущего года, а рост средней заработной платы педагогических работников составил 21% по отношению к 2007году и достиг 16350 рублей.

2. 
Дошкольное образование 2009 год

В условиях увеличения рождаемости детей и увеличивающегося притока иногородних молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста, Администрацией города обеспечивалась согласованная и целенаправленная деятельность дошкольных образовательных учреждений по предоставлению населению города качественного и доступного дошкольного образования. Бюджетное финансирование отрасли в 2009 году составило 247,3 млн. рублей, что почти на 2% больше по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году, чуть менее 95% детей в возрасте 3-7 посещали городские муниципальные дошкольные образовательные учреждения и получали услуги по дошкольному образованию. В условиях дефицита мест в детских дошкольных учреждениях, с целью снятия напряженности и снижения очередности Администрацией города были предприняты меры для завершения капитального ремонта Центра развития ребенка - детского сада №2 "Росинка". Это улучшило условия пребывания детей и позволило увеличить количество мест. За счет перепрофилирования имеющихся групп, в других учреждениях для детей раннего возраста были дополнительно открыты еще шесть групп.

За высокие достижения в организации учебно-воспитательного процесса и повышения качества дошкольного образования в 2009 году дошкольные образовательные учреждения №22 и №25 города Дубны признаны победителями Всероссийского конкурса "Лучший детский сад России", дошкольное образовательное учреждение №18 - лауреат Всероссийского конкурса "Лучший детский сад наукоградов России". Опыт работы Дубны в организации дошкольного образования был представлен на Российском образовательном форуме - 2009.

В отчетном году все дошкольные учреждения города были полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Среднемесячная заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений составила 13 тысяч 714 рублей, что на 9,4% выше, чем в 2008 году. Среднемесячная заработная плата педагогических работников - 16 949 рублей или на 11,9% выше, чем в предыдущем году.

3.  Дошкольное образование 2010 год


Организационной основой муниципальной политики в сфере дошкольного образования города является целевая программа, рассчитанная на 2010 - 2012 годы.

В 2010 году существующая сеть дошкольных образовательных учреждений изменилась - появились два автономных образовательных учреждения № 22 и 23.

Детские учреждения посещают около трёх тысяч детей.

Показателем доступности дошкольного образования является размер родительской платы за содержание детей в городских детских садах. Родительская плата в 2010 году равнялась ста рублям в день, что составляет 19% от себестоимости содержания ребёнка. Общая сумма льгот, предоставленная родителям по оплате, составила за 2010 год - 3 миллиона 225 тысяч рублей.

Мониторинг численности детей, охваченных дошкольным образованием, в городе Дубне показывает, что наполняемость детских садов детьми постоянно возрастает. В период с 2009 по 2010 год она увеличилась с 2 тысяч 792-х до 2 тысяч 844-х детей. Вместе с тем, очередь в детские сады не уменьшается - на сегодняшний день не хватает более 500 мест.

Приоритетными направлениями в работе образовательных учреждений, подведомственных Управлению дошкольного образования города Дубны, остаются охрана и укрепление здоровья детей. Наукоград Дубна по-прежнему занимает лидирующие позиции по самым низким показателям заболеваемости в Московской области - второе место.

4. 
Дошкольное образование 2011 год


В 2011году муниципальные дошкольные учреждения посещали 2 тысячи 864 ребенка, что составляет 62% от общей численности детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории города Дубны.        

К началу 2012 года за счет открытия дополнительных групп практически решена проблема с очередностью для детей в возрасте старше трех лет. Все дети этой возрастной категории, родители которых обратились за получением места, имеют возможность посещать городские детские сады и проходить обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Основу имеющейся в городе очереди на места в дошкольные учреждения составляют дети возраста до трех лет. Самая большая очередность сохраняется в районах Большой Волги и Черной Речки.

Для уменьшения очереди проводятся различные мероприятия, в том числе - проведена подготовительная работа по открытию первого в городе семейного детского сада. Он открыт на базе дошкольного учреждения №2 "Росинка", в многодетной семье, проживающей в микрорайоне Большой Волги.

На протяжении последних пяти лет Дубна стабильно входит в пятерку городов Московской области по самой низкой заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения.

Важной составляющей работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей является активная физкультурно-оздоровительная работа.

В октябре 2011 года состоялась городская конференция для родителей "Физкультура и спорт в каждом доме", участниками которой стали более трёхсот родителей, педагогов и медработников.

Результаты работы по сохранению здоровья детей, наглядно демонстрируют показатели посещаемости детей. Среднеобластной показатель посещаемости ДОУ - 159 дней в году, в Дубне - 171 день.

Воспитанники детского дома "Надежда" в течение года дважды прошли диспансеризацию состояния здоровья, в летний период 15 человек отдохнули и укрепили здоровье в санаториях Подмосковья.

В городе создана и результативно работает система коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья. На сегодня 24 ребёнка-инвалида посещают дошкольные учреждения города Дубны.

Была продолжена работа по обеспечению условий функционирования образовательных учреждений. Проведены текущие ремонты кровель ДОУ №21,22, частичные ремонты внутренних помещений начальной школы-детского сада №7, ДОУ №25.

Расходы на содержание и развитие муниципальных дошкольных образовательных учреждений составили 12% городского бюджета отчётного года. Плата родителей в соответствии с действующим законодательством, не превышала 20% от стоимости содержания, а для родителей многодетных семей она составляла не более 10%.

В 2011году детсады города посещало 250 детей из многодетных семей. 24 ребёнка из категории детей-инвалидов были полностью освобождены от родительской платы за детский сад. Сумма предоставленных льгот этим категориям граждан составила 2 миллиона 805 тысяч рублей. В течение года более 16 миллионов рублей возвращено родителям в виде компенсации части родительской платы.

С целью повышения экономической и юридической самостоятельности образовательных учреждений, в исполнение Федерального закона Российской Федерации. №83-ФЗ, - все дошкольные учреждения в 2011 году переведены в новый правовой статус.

Проведена работа по переходу на новый механизм финансирования образовательных учреждений: от финансирования затрат на содержание к финансированию образовательных услуг в виде субсидии на исполнение муниципального задания.

5.  Дошкольное образование 2012 год


Доля детей в возрасте от одного года до семи лет, охваченных организованными формами дошкольного образования к общему количеству детей, проживающих в городе, составило - 75%, для сравнения по Московской области - 63%.

Главным достижением работы города Дубны в 2012 году можно считать ликвидацию очередности на места в муниципальные дошкольные учреждения для детей с трех лет и старше.

Для обеспечения "прозрачности" очередности, удобства для родителей, с октября 2012 года Управлением дошкольного образования введена для постановки детей на учет и выделения мест в детских садах города "электронная очередь", с которой можно познакомиться и зарегистрироваться на сайте http://dubna.naukosad.ru/.

В конце 2012 года администрацией города было принято решение о передаче одного из двух зданий детского дома, расположенного по адресу ул. Курчатова, д.17, под группы для детей от полутора до трех лет для ДОУ №30 "Малыш". Летом 2013 года запланировано открытие ясельных групп.

В 2012 году была продолжена работа по обеспечению условий функционирования подведомственных образовательных учреждений. Проведены капитальные и частичные ремонты кровель, был продолжен ремонт внутренних помещений начальной школы - детского сада №7, а также проведены частичные текущие ремонты во всех учреждениях. На участках восьми дошкольных учреждений установлено новое спортивное и игровое оборудование.

Плата родителей в соответствии с действующим законодательством, не превышала 20% от стоимости содержания ребенка, а для родителей многодетных семей не более 10%.        В течение 2012 года родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не повышалась. При этом в течение года, 16, 893 млн. рублей возвращено родителям в виде компенсации части родительской платы из средств областного бюджета.

Заработная плата педагогических работников повышалась трижды в течение года. В декабре 2012 года она превысила среднюю заработную плату в отрасли и составила 31 517 рублей.

В основе разработки перспектив в настоящее время лежит Муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области в 2013 -2015 г.г.". Основной целью данной программы является обеспечение государственных гарантий прав каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование в городе Дубне Московской области. Задачи программы:

)        Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования.

)        Оптимизация образовательного пространства в сфере оказания услуг по дошкольному образованию.

)        Сохранение и укрепление здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения города.

)        Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей среды дошкольных учреждений.

)        Укрепление материально-технической базы муниципальной системы дошкольного образования.

)        Стимулирование и обеспечение условий для профессионального развития работников системы дошкольного образования.

)        Дальнейшее развитие городской системы психолого - педагогической поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Механизм реализации программы

Программа будет реализовываться через систему планирования, мониторинга состояния и качества муниципального дошкольного образования.

Мероприятия Программы будут конкретизироваться в годовых планах Управления дошкольного образования, годовых планах подведомственных образовательных учреждений.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Совет депутатов города Дубны Московской области и Администрация города Дубны Московской области.

Ежегодно, не позднее 1 марта последующего года в Управление экономики и планирования Администрации города Дубны Московской области и Совет депутатов города Дубны Московской области предоставляется Годовой отчет, по окончании срока действия - Итоговый отчет по реализации Программы. В отчетах анализируется выполнение запланированных мероприятий, дается оценка эффективности и степень достижения запланированных результатов. Годовой и Итоговый отчеты утверждаются заместителем главы, курирующим дошкольное образование.

Планируемые качественные и количественные показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы

Результатом реализации Программы станет создание условий для предоставления каждому ребенку дошкольного возраста, проживающему на территории города Дубны Московской области качественного и доступного дошкольного образования.

Эффективность выполнения Программы оценивается по показателям и индикаторам, характеризующим состояние и динамику уровня доступности, создания условий для обеспечения качественного дошкольного образования.

Состав целевых показателей и индикаторов Подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить:

охват всех наиболее значимых результатов проведенных мероприятий,

наблюдаемость значений (индикаторов) в течение срока реализации Подпрограммы.

В перечень показателей (индикаторов) включены следующие показатели:

Задачи Программы

Целевые показатели

Единица измерения

Планируемые значения показателей по годам




2013г.

2014г.

2015г.

1.Обеспечение доступности дошкольного образования

- Доля детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных организованными формами дошкольного образования, в общей численности детей от 1,5 до 7 лет, нуждающихся в услугах дошкольного образования.

%

75%

82%

100%

2. Создание условий для повышения качества дошкольного образования в рамках выполнения муниципального задания ДОУ

- Доля ДОУ, участвующих в электронном мониторинге оценки качества образования -Доля ДОУ, имеющих свои сайты и публикующих открытые публичные отчеты.

%

100%   100%

100%   100%

100%   100%

3.Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей среды дошкольных учреждений

-Доля ДОУ, внедряющие эффективные здоровье сберегающие программы и технологии. -Доля ДОУ, обеспеченных средствами антитеррористической защищенности и пожарной безопасности.

%    %

100%    100%

100%    100%

100%    100%

4. Укрепление материально-технической базы муниципальной системы дошкольного образования.

- Доля ДОУ, соответствующих ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - Доля ДОУ, оснащенных современным технологическим оборудованием пищеблоков. -Доля ДОУ, оснащенных необходимым игровым оборудованием на участках. - Доля ДОУ, имеющих оснащенные медицинские кабинеты.

%    %   %   %

81%    85%   36,4%   100%

90%    95%   59%   100%

100%    100%   82%   100%

5.Укомплектованность кадрами, стимулирование и обеспечение условий для профессионального развития работников системы дошкольного образования.

-Укомплектованность педагогическими кадрами -Доля педагогических работников с высшим образованием. -Доля руководителей, прошедших курсовую подготовку по менеджменту в образовании (нарастающим итогом) - Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку по актуальным вопросам дошкольного образования (нарастающим итогом) - Количество ДОУ, участвующих в конкурсном движении.

%  %  %    %     %

96%  43,6%  25%    55%     60%

98%  45%  50%    85%     100%

100%  46%  100%    100%     100%

6. Дальнейшее развитие городской системы психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей детей дошкольного возраста

- Количество ДОУ, имеющих консультативные пункты для родителей по вопросам дошкольного воспитания. - Количество ДОУ, размещающее материалы по вопросам воспитания детей на сайте ДОУ, городских СМИ

единиц    единиц

8    22

22    22

22    22


Заключение

дошкольный образование демографический россия

На сегодняшний день система дошкольного образования Дубны является одной из ключевых в социальной сфере города и занимает достойное место в образовании Московской области. За период с 2008 - 2012 г.г. Наблюдается положительная динамика в каждой сфере дошкольного образования.

Программа намеченная на 2013-2015 гг. является более чем перспективной и реальной для выполнения. В процессе ее реализации решатся проблемы и недостатки действующей системы и в результате к 2015 году, мы получим безупречное дошкольное образование.

Список литературы

1.      Отчет главы города Дубны за 2008 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/

.        Отчет главы города Дубны за 2009 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/

.        Отчет главы города Дубны за 2011 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/

.        Отчет главы города Дубны за 2012 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/

.        Муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области в 2013 - 2015 годах" Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/

Похожие работы на - Дошкольное образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!