Политическое прогнозирование
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
План
1.Сущность политического прогнозирования..
2.Объективные основы политического прогнозирования.
3.Некоторые формы политического прогнозирования.
I. Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает
предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.
Прогнозирование обычно понимают в
широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о
состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное
исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с
количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков
изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде
прогнозирование – это опережающее отражение действительности».
Основная причина, побуждающая
человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления,
будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений,
принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в
будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных
результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном
направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Поэтому прогнозирование как одна из
форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с
целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением.
Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное
предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.
Прогнозирование в социальной сфере
как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует
информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его
развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз,
если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса,
объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на
определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и
разных предположений.
Прогнозирование практикуется во всех
сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое
прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно,
различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей
политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики
выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.
Для выявления сущности политического
прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта
специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а
затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также
подхода к выбору методов прогнозирования.
Объект политического прогнозирования
очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое
прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению
специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных
составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий,
а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества:
экономической, социальной, духовной.
Политические прогнозы
разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых
решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных
областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику,
социальную и духовную сферы.
В целом в рассматриваемой сфере
важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных
политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации
управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных
политических событий, как желательных, так и нежелательных.
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в
зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и
других факторов.
На основе проблемно-целевого
критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз,
различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку
времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца),
краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до
15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
Объективная основа прогнозирования
политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но
только в возможности. Поэтому научные
прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные,
осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их
теоретической обоснованности.
Возможность существует объективно в
самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного
пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций,
заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный
прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно
обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное,
предопределенное законами развития и функционирования политической системы.
Обычно считается, что за новыми явлениями,
фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется
будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия
вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря,
важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов
определенной области действительности, в данном случае политической.
Политическая жизнь представляет
собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим
сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и
отношения, то есть объективные закономерности.
Законы, действующие в
социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности,
которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет
разработку политических прогнозов.
Объективной основой прогнозирования
является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство.
Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно
воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе.
В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному
изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент
в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система
представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо
учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках
функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их
использовании в практической политике.
III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали,
что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться
определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы
альтернативности и верификации.
Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть
предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные
варианты превращения имеющейся возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе
возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть
ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая
проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми
объектами.
В настоящее время политическое
прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция,
моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев,
прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит
несколько способов разработки прогнозов.
Некоторые политологи подразделяют
методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные.
Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих,
установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой
же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и
некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на
интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным
методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание
сценариев, прогнозные графы и многие другие.
Рассмотрим кратко некоторые группы
методов того и другого типа.
Одним из важнейших способов
современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция.
Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части
какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на
будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования
будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.
Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений,
процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса
результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал,
основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит,
моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования
базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории,
которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях,
одной информации о настоящем для этого недостаточно. Из числа спекулятивных
методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по
отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга –
это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в
небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или
комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к
преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена,
идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к
вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи
выделяются.
Конкретные методики, по которым
ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.