Социальное прогнозирование как функция социологии
Вопрос № 14
Социальное прогнозирование как функция социологии
План
1. Роль
социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом.
2. Методы
построения прогнозов.
3. Экспертная
оценка – самый практикуемый метод прогнозирования:
а) критерии
отбора экспертов;
б) формула и
расчет самооценки экспертов;
в) функции
экспертной оценки и ее отличия от информации массового опроса.
4. Ценность
социального прогнозирования.
5. Вывод
вариантов прогнозирования.
1 . Роль
социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом
Одна из
главных функций социальной институции экспертов лежит в прогнозировании, без
которого невозможно представить жизнь современного промышленного развитого
общества. Отсутствие прогнозов означает подходить к разглядыванию ближайшего и
далекого будущего вслепую и принимать важные решения безотносительно к будущим
последствиям, благоприятным и неблагоприятным.
В основу прогнозов
можно положить два методологических принципа. Во-первых, ускорение темпов
экономического и социального развития. Один год нашего столетия можно сравнить
с десятилетием 19 века. Во-вторых, границы роста выводятся из простой
экстраполяции, нарастания количества показателей. Но диалектика показывает, что
любые количественные изменения обязательно переходят в качественные. Выход при
желании всегда найдется, например, в новых безотходных технологиях, в экономии
энергии, минеральных ресурсов.
Больше того,
человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала
– охота и собирание, потом – переход к земледелию и скотоводству, от кочевого
до оседлого способа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов
Мирового океана и т.д. Все эти качественные рывки в развитии цивилизации –
примеры решения возникающих противоречий.
Таким
образом, установлена необходимость прогнозов для решения глобальных проблем
человечества. Уже существуют и проверены на практике выделенные методы
построения прогнозов.
2. Методы
построения прогнозов.
В данное
время отработаны методы построения прогнозов, что позволяют заглянуть в
будущее. Например, метод экстраполяции, который широко используется для расчета
перспективной численности населения региона, страны, континента. Именно такой
метод прогнозирования используется для расчета перспективной численности
населения нашей планеты.
В
прогнозировании широко распространен метод исторической аналогии. Например,
наша страна, попав в кризисную ситуацию, изучает опыт выхода из кризиса США в
30-ые годы 20 ст., Японии из послевоенной разрухи. Конечно, возможности
использования исторического опыта ограничены новыми социально-экономическими
обстоятельствами, но рациональные зерна всегда находятся и используются на
практике прогнозирования глобальных проблем.
С появлением
современной вычислительной техники широкое распространение получил такой метод
социального прогнозирования, как математическое моделирование. Он позволяет
вводить в модели десятки исходных показателей и рассчитывать варианты развития
глобальных проблем. Чаще всего, математическое моделирование используется при
разработке экономических и экологических прогнозов.
Реально, на
практике в основном используются комбинированные методы прогнозирования, когда
один и тот же прогноз делают разные группы экспертов.
3. Экспертная
оценка – самый практикуемый метод прогнозирования.
Существуют
такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы
прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где
отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом или, скажем,
технические возможности в большей степени зависят от одобренных решений, чем от
энтузиазма новаторов.
Главным
образом, критерием отбора экспертов является их компетентность, поэтому для
определения компетентности используют два метода – самооценку и коллективную
оценку авторитетности экспертов.
Самой простой
формой самооценки экспертов есть совокупный индекс (коэффициент уровня
компетентности), рассчитанный на основании оценивания экспертами своих знаний,
опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний»,
«низкий». При этом первой позиции придают числовое значение «1», второй –
«0,5», третей – «0» с учетом того, что коэффициент уровня компетентности
эксперта может достигнуть значения от 1 (полная компетентность) до 0 (абсолютная
некомпетентность). Этот коэффициент вычисляется по формуле:
K= (k1 + k2 + k3 ): 3,
где k1 - числовое значение самооценки
экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 - числовое значение самооценки практического опыта, k3 - числовое значение самооценки
способности к прогнозированию.
Обычно к
группе экспертов заведено включать тех, у кого индекс компетентности не меньше
среднего (0,5) и высший ( до 1 ).
Получение
первичных числовых значений самооценки (k1 , k2 , k3) для вычисления индекса компетентности экспертов происходит
с помощью таблично – вопросительной формы.
Числовые значения
самооценки экспертов
Индикаторы
|
Уровень
|
Высокий
(1)
|
Средний
(0,5)
|
Низкий (0)
|
Теоретические знания (k1)
|
+
|
|
|
Практический опыт (k2)
|
|
+
|
|
Способность к
прогнозированию (k3)
|
|
Исходя из
числовых значений оценок, обозначенных крестиками, можно легко вычислить
уровень компетентности эксперта по отношению к проблемам, которые нас
интересуют. В таком случае будем иметь такой коэффициент:
K= (1+0, 5): 3 ~ 0, 7
Полученное число
говорит о том, что уровень компетентности эксперта выше среднего.
Опросы компетентных
особ называют экспертными, а результаты опросов экспертными оценками. Выделяют
три главные функции экспертной оценки в социологических исследованиях, а
именно: прогноз тенденций развития разных социальных процессов; оценка уровня
вероятности данных массовых опросов; аттестация группы или ее членов по разным
критериям (скажем трудовая или политическая активность).
В прогнозах
ярче всего выясняются отличия экспертной оценки от информации, полученной в
результате массового опроса. Последнее, как правило, имеет анонимный характер,
в то время как в экспертных опросах личность респондента играет важную роль.
Отсюда выплывает, что эксперты должны быть проинформированы о заданиях, которые
развязываются с их помощью. Эксперт является активным участником совершаемого
исследования, поэтому попытки спрятать от него цель и задание исследования
обречены потерей доверия к организаторам исследования.
Чтобы иметь
рациональный метод оценки того или иного прогноза, нужно разработать критерии
для выявления качества прогнозов. Главное требование, которое выставляют к
этому критерию, - это полезность выбранного критерия для особ, которые
принимают решение.
Прогноз
должен быть гибким и постоянно контролированным, для внесения в него
необходимых коррективов, если неожиданно и резко изменяются внешние
обстоятельства, которые требуют изменения планов, разработанных с учетом
начальных, исходных прогнозов.
4. Ценность
социального прогнозирования.
Жизнедеятельность любой социальной организации связана с прогнозами и
перспективными планами, которые строят на основании определенных прогнозов.
Ценность
прогноза измеряют его полезностью, а стоимость – затратами на создание плана и
принятие решения.
Решение
глобальных проблем современной цивилизации требует, безусловно, разработки
достоверных демографических, социальных, экологических и других прогнозов. Известно,
что ученые Римского клуба говорили про границы роста, выдвигали идеи нулевого
роста. Другой надежды у человечества, по их мнению, нет. То есть – новое
варварство на опустошенной и перенаселенной планете.
Появляется
резонный вопрос, а почему при серьезном научном обеспечении некоторые прогнозы
не сбываются? Во-первых, ошибаются и синоптики, которые дают прогноз на
несколько часов. Во-вторых, прогнозируют люди, а они всегда субъективны даже в
своем объективизме. Чем больше идеологии при прогнозировании, тем больше
вероятности ошибки. Типичный пример – просчет, что происходит в сценариях
экономического и социального реформирования украинского общества. Необходимо
определиться, какое общество мы хотим видеть.
5. Вывод
вариантов прогнозирования.
Если сделать
вывод всех вариантов прогнозирования нашего будущего, то выходит такая модель:
капитализм – в экономике; социализм – в распределении; демократия – в
управлении; плюрализм – в политической и духовной жизни. Весь развитый мир
двигается именно в этом направлении.
Из опыта 20
ст. можно сделать вывод о том, что менее стойкими являются системы, где
некоторые принципы доводятся до крайностей. Поэтому естественно строить
прогнозы развития общества исходя из условий рациональности функционирования
общественной системы.
В конце
отметим, что на основании выводов конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в
Каире (1994), Копенгагене (1995), Киото (1997) начинается формирование
понимания, что человечество в 21 ст. выживет, только руководствуясь критериями
самоограничения и самодисциплины.
Список
литературы:
1. Жоль К.К. –
Социология: Учебное пособие. – Киев, 2005 г.
2. Юрий М.Ф. –
Социология; Киев, 2005г.
4. Учебное
пособие – Социология: наука об обществе; Харьков, 1997г.
Министерство
образования и науки Украины
Одесский
национальный политехнический университет
Заочный
гуманитарный факультет
Кафедра
«Социологии и психологии»
Контрольная
работа №2
по
дисциплине «Теоретическая социология»
Выполнила
студентка
первого курса
группы ЗИС – 061
Федотова
З.М.
Проверил
доцент кафедры
Гансова
Э.А.
Одесса
2006