Прокурорский надзор

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прокурорский надзор

Задача № 1

Следователь РОВД предъявил обвинение Волошину по п «г» ч.2 ст.158 УК РФ и избрал меру пресечения- содержание под стражей, получив санкцию у заместителя прокурора района.

Районный суд возвратил уголовное дело на дополнительное расследование ввиду нарушения закона.

Вопрос: В чем выразилось нарушение закона и кем он нарушен?

Ответ

Из условий задачи следует, что следователем РОВД в отношении обвиняемого Волошина была избрана мера пресечения - заключение под стражу с санкции прокурора района.

Согласно ст.37 УПК РФ: Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

Согласно ст.108 УПК РФ: 1. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 УПК РФ. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

) его личность не установлена;

) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

Согласно ст.39 УПК РФ: 1. Руководитель следственного органа уполномочен: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

Таким образом, в данном случае имеется нарушение закона. Избрание меры пресечения в виде заключение под стражу применяется обязательно по судебному решению. Допущены нарушения закона следователем и прокурором. Следователь должен вынести постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, получить согласие у руководителя следственного органа, затем представить постановление с материалами уголовного дела в суд. Следователь и прокурор участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Либо прокурор может дать следователю поручение о представлении интересов прокуратуры следователем в ходе судебного заседания. Уголовное дело возвращено правомерно, так как мера пресечения - заключение под стражу избрана незаконно.

Задача 2

Прокурор района, проверяя по поступившим к нему жалобам исполнение трудового законодательства на заводе, счел, что 4 приказа директора завода об увольнении работников были изданы незаконно и необоснованно. Своим постановлением прокурор района отменил приказы директора завода.

В соответствии ли с законом поступил ли прокурор? Если нет, то как он должен был поступить?

Из условий задачи следует, что прокурор района при проверке завода по поступившим жалобам своим постановлением отменил приказы директора завода. В данном случае прокурор нарушил свои полномочия.

Согласно ст.26 Закона о Прокуратуре:

. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина регулируются ст.27 Закона о прокуратуре, согласно которой: 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Закона.

. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ст.22 Закона: Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Должностные лица органов, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Таким образом, полномочия прокурора можно подразделить на две группы. Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч.1 ст.22 Закона о прокуратуре. Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Эти полномочия закреплены в ст.22-25,27 Закона о прокуратуре.

Согласно ст.28 Закона о Прокуратуре:

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Согласно ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КОАП РФ. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Постановление прокурора об административном правонарушении направляет судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело в течении суток с момента вынесения постановления.

Согласно ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ: Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст.23.12. КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1ст.5.27 .

В данном случае прокурор своим постановлением не имел права отменять приказы директора завода. Прокурор, действуя в пределах своих полномочий, предусмотренных ст.22-25, 27 Закона о Прокуратуре, должен был разъяснить работникам завода порядок защиты их прав: обращение в комиссию по трудовым спорам по рассмотрению индивидуального трудового спора и в суд; которые принимают решение по трудовому спору. Кроме того, прокурор вправе принести протест на незаконные приказы об увольнении работников директору завода и вышестоящему руководству и вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора завода и направить его в государственную инспекцию труда для рассмотрения. По результатам рассмотрения дела инспекция труда выносит постановление о назначении административного наказания в отношении директора завода.

прокурорский уголовный ходатайство правонарушение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2009. 21 января.

2.Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2011г.)// Собрание законодательства РФ. 2001. №52(ч.1) Ст.4921.; Собрание законодательства РФ. 2011. №1. Ст.16.

1.Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001. №197-ФЗ//Собрание законодательства РФ.07.01.2002. №1. Ст.3.

3.«О полиции»: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4.«Об оперативно-розыскной деятельности»: Федеральный Закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ (в ред. от 08.12.2011г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст.3349; Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7366.

5.«О прокуратуре РФ»: Федеральный Закон Российской Федерации от 17.01.1992г. № 2202-1 (в ред. от 17.11.1995г.)// Собрание законодательства РФ. 1995. №47. Ст.4472.

6.Приказ МВД РФ от 26.03.2008 № 280-ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел РФ» Российская газета. 2008. 04 апреля.

7.Приказ <consultantplus://offline/ref=B41DCECD759A9CEB49BB44844A5054278B2891E941848E247A68AA0DjBt7X> МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 № 368/185/164/481 /32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» Российская газета. 2007.16 мая.

8.Приказ МВД РФ от 16.09.2002 №900 (ред. от 12.04.2007).«О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2002 № 3936)//Российская газета. 2002. 27 ноября.

.Александров А.И. Проблемы организации предварительного следствия в Российской Федерации: направление реформирования/А.И. Александров//Российский следователь. 2011. № 1. С.5.

10.Балабкин С.И. О реформировании органов внутренних дел: текущее состояние/С.И. Балабкин // Право и политика. 2011. № 10. С.10.

11.Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции»(постатейный)/С.И. Барсуков, А.Н. Борисов. М.: Деловой двор, 2011. 105с.

.Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный)/О.А. Вагин,А.П. Исиченко, А.Е. Чечетин. М.: Деловой двор, 2009. 150с.

14.Жук О.Д. О понятии и содержании функции уголовного преследования в уголовном процессе России/ О.Д.Жук//Законодательство. 2004. №2. С.15.

15.Криминалистика: учебник для вузов/ред. И.Р. Пантелеева, Н.Н. Селиванова, М.: Юрист, 2008. 230 с.

.Константинов П, Стуканов А. Институт реабилитации/ П.Константинов, А. Стуканов//Законность .№ 7. 2004.

.Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: темы учебной лекции, концептуальный аспект/ А.П.Лончаков, М.И.Никулин. Хабаровск: 1997.125с.

18.Научно-практический комментарий <consultantplus://offline/ref=B41DCECD759A9CEB49BB4B885F5054278C2795EE4BD9842C2364A8j0tAX> к Уголовно-процессуальному кодексу РФ/ ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. 210с.

19.Правоохранительные органы Российской Федерации / ред. В.П. Божьева. М.: Юрист, 1998.305c.

20.Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юрист, 2009.275с.

21.Правоохранительные органы (судоустройство):учебник/ред. А.П. Гуськова, А.А. Шамардин. М.: Юрист, 2005.105с.

.Прокурорский надзор. Учебник под редакцией Ю.Е.Винокурова.-М.: Юрайт., 2003.

23.Правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. Божьева В. П. - М., 1998 .

24.Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе/Е.Р. Россинская. М.: Юрист, 2008. 110с.

.Уголовно-процессуальное право РФ: учебник/ ред. П.А. Лупинской. М.: 2009.310с.

26.Уголовный процесс: учебник / ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2009.126с.

27.Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие в схемах/ А.С.Шаталов. М.: 2006.154с.

.Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистрантов отв. ред. В.А.Лазарева, рук-ль авт. Кол. А.А.Тарасов. М: Издательство Юрайт, 2012.476 с.

Похожие работы на - Прокурорский надзор

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!