Автоматизация процесса контроля и регулирования установок

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,5 Мб
  • Опубликовано:
    2013-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизация процесса контроля и регулирования установок

ВВЕДЕНИЕ


Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без той дешевой и обильной энергии, которую предоставляет нам нефть. Сегодня она имеет несколько значений для народного хозяйства страны:

–    сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;

–       источник для выработки моторных топлив, масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (

–       сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Выбранная тема диплома актуальна, поскольку на современном этапе развития нефтегазодобывающей промышленности большое значение имеет развитие автоматического управления производством, замена физически и морально устаревших средств автоматизации и систем управления техническими процессами и объектами нефтегазодобычи. Введение новых АСУ приводит к повышению надежности и точности отслеживания технологического процесса. Системный подход при решении вопросов автоматизации технологических процессов, позволили осуществить переход к комплексной автоматизации всех технологических процессов бурения, добычи, обессоливания и транспортировки нефти и газа.

Использование программного продукта поможет упростить весь процесс написания кода для автоматизации того или иного контроллера и более наглядно отображать технологические процессы, нуждающиеся в автоматизации.

Результаты работы апробированы и обсуждены на студенческом научном форуме РАЕ 2011/2012 года. Данная ИС внедрена в работу предприятия и введена в экспуатацию с 15.04.2012. На данный момент находится на стадии тестирования.

Объектом исследования выступает ООО НПФ «Интек».

Предметом исследования - процесс автоматизации составления логики для контроллеров.

Целью выполненной работы является полная автоматизация настройки контроллеров, предназначенных для процесса отслеживания показателей в тех ли иных нефтяных установках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-    анализ хозяйственной деятельности, технического и программного обеспечения ООО НПФ «Интек»;

-       предпроектное обследование для разработки ИС;

-       составление ТЗ на разработку ИС;

-       разработка и тестирование ИС «Конфигуратор ФБ»;

-       составление рекомендаций по безопасности и экологичности проекта;

-       оценка экономической эффективности ИС.

В работе используются такие методы как: анализ, моделирование, статистика, обобщение и сравнение.

Работа состоит из пяти глав, введения, заключения и приложений.

В первой главе проводится анализ деятельности предприятия.

Вторая глава посвящена предпроектному обследованию.

В третьей главе описывается разработка ИС.

Четвертая глава посвящена мероприятиям по безопасности и экологичности проекта.

В пятой главе проводится расчет экономической эффективности проекта.

1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1   Общая характеристика и анализ предметной области


Автоматизация процесса контроля и регулирования установок на сегодняшний день является актуальной задачей. В реализации данной задачи основную роль играет система контроля и автоматизации технологического процесса. Эта система включает в себя следующие компоненты:

комплекс измерительных приборов, фиксирующих значение важнейших параметров работы технологических аппаратов;

комплекс локальных средств регулирования и автоматического поддержания на заданном уровне значений параметров, определяющих нормальную и безопасную работу оборудования и технологии в целом;

блок управления устройствами, концентрирующими информацию по двум предыдущим компонентам системы и выдающими с помощью персонала или ЭВМ необходимые команды этим системам;

централизованную систему управления работой установки в целом на базе микропроцессорной техники, оптимизирующую технологические параметры ее отдельных блоков и обеспечивающую стабильную выработку продуктов заданного качества.

Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы предприятия. Использование автоматизированных рабочих мест повышает эффективность труда сотрудников предприятия, резко сокращая затраты на выполнение рутинных и трудоемких операций.

НПФ «ИНТЕК» более 15 лет успешно занимается разработкой и внедрением современных систем и средств автоматизации в производственной сфере предприятий и имеет богатый опыт в реализации законченных проектов. Особое внимание уделяется оснащению системами автоматики предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Основополагающее значение придается исследованиям и решению задач алгоритмизации производственных объектов, внедрению новейших достижений и технологий, реализации передового зарубежного опыта.

ООО НПФ «ИНТЕК» поставляет на рынок автоматизации Республики Башкортостан большой спектр продукции от ведущих мировых производителей. Это позволяет использовать в проектах Заказчика самое современное оборудование, насчитывающее сотни тысяч наименований - от компонентов микроэлектроники до полнофункциональных систем. Фирма «ИНТЕК» является авторизованным дилером компании ПРОСОФТ <#"650561.files/image001.gif">                                                                                              (1.1)

Приведем данную модель к мультипликативному виду:

                                                                               (1.2)

Влияние изменения стоимости основных производственных фондов определяют по формуле:

 = -280,8                                               (1.3)

Влияние изменения уровня фондоотдачи:

 = 5448,25                                              (1.4)

Общее изменение объёма реализации продукции равно сумме изменений по формулам:

 = +  = 5167,45                            (1.5)

Обеспеченность материальными ресурсами и уровень их использования в значительной степени определяют экономику предприятия. Материально-техническое обеспечение производства, бережливость и строгий учет расходуемых материалов, поддержание оптимальных запасов по номенклатуре и ассортименту являются базой для организации устойчивой и ритмичной работы любого предприятия. Обеспеченность оборотными фондами показана в таблице 1.3.

Таблица 1.3 Состав и структура оборотных средств

Виды оборотных средств

2009 г.

2010 г.

2011г.

2010 г. в % к 2008 г.


тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу


Запасы

6647

73,53

6871

87,34

5529

76,62

83,18

в том числе:

1437

15,9

2400

30,51

2103

29,14

146,35

сырье, материалы








затраты в незавершенном производстве

1305

14,44

405

5,15

327

4,53

25,06

готовая продукция и товары для перепродажи

3896

43,1

4057

51,69

3090

42,82

79,31

Дебиторская задолженность

1437

15,89

294

3,73

231

3,2

16,08

Денежные средства

956

10,58

702

8,92

1456

20,17

152,3

Итого

9040

100,0

7867

100,0

7216

100

79,82


В 2011 г. по сравнению с 2009 г. в научно производственной фирме «Интек» стоимость оборотных средств снизилась 1824 тыс. руб. или на 20,18%, в результате влияния следующих показателей: снижения стоимости запасов на 1118 тыс. руб. или на 16,82%, снижение дебиторской задолженности на 1206 тыс. руб. или на 83,92%, и увеличение денежных средств на 500 тыс. руб. На снижение запасов повлияли следующие показатели увеличение сырья и материалов на 666 тыс. руб. или на 46,35%, снижения затрат в незавершенном производстве на 978 тыс. руб. или на 74,94%, снижения готовой продукции на 806 тыс. руб. или на 20,69%.

В целом увеличение денежных средств это положительная тенденция и говорит о том, что предприятие реализует свою продукцию, ее продукция является востребованной у покупателей. Снижение дебиторской задолженности свидетельствует о том, что с предприятием рассчитываются вовремя, без задержек.

По результатам таблицы видно, что основная составляющая прироста оборотных активов - денежные средства увеличились с 8.98% до 20,18% (на 11.2%). Запасы уменьшились на 11.74% Это связано со снижением показателя готовой продукции с 52.30% до 42.82% (на 9.48%), сырья и материалов ,затрат в незавершенном производстве.

Показатели эффективности использования оборотных средств представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Оборачиваемость оборотных средств

Показатели

2009 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

1.Выручка, тыс. руб.

21149

16019

-5130

2.Количество дней анализируемого периода

360

360

0

3.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

7541,5

8545

1003,5

4.Продолжительность 1 оборота, дн., (3*2/1)

128,372

192,034

63,66

5.Коэффициент оборачиваемости средств, обороты,(1/3)

2,804

1,875

-0,93

6.Коэффициент загрузки,(3/1)

0,357

0,533

0,176


Коэффициент оборачиваемости значительно снизился. Это связано с уменьшением выручки. Продолжительность оборота увеличилась на 63,66 дней. Вместе с ним и увеличился коэффициент нагрузки.

Таблица 1.5 Обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов

Показатели

2009 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Материалоемкость продукции

1,779

0,988

-0,791

Материалоотдача

0,562

1,012

0,45

Прибыль на рубль затрат, руб.

0,053

0,055

0,002


На изменение материальных затрат влияют факторы первого порядка:

изменение общей материалоемкости продукции;

изменение объема продукции.

                                                                                         (1.6)

где МЕ - материалоемкость продукции;

МЗ - материальные затраты, тыс.руб.;

ВП - объём валовой продукции, тыс.руб.

Приводим модель к мультипликативному виду

                                                                           (1.7)

Таблица 1.6 Исходные данные для факторного анализа материальных затрат

Показатели

2009 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Сумма материальных затрат, тыс. руб. Объём валовой продукции, тыс. руб. Материалоемкость продукции, руб.

7036 4192 1,779

8150 8251 0,988

1114 4059 -0,791


Как показывают расчеты материалоемкость продукции снизилась. Это связано с увеличение материальных затрат и значительного увеличения объема валовой продукции.

Используя метод цепных подстановок, определим влияние материалоемкости и объёма продукции на сумму материальных затрат.

Общее изменение материальных затрат, тыс. руб.

МЗ = МЗ 1 - МЗ 0 = 1114                                                           (1.8)

МЗ 0 = ВП 0 * МЕ 0 =7457,56                                                      (1.9)

МЗ усл = ВП 1 * МЕ 0 = 14678,5                                                 (1.10)

МЗ 1 = ВП 1 * МЕ 1 =8151,99                                                      (1.11)

Изменение материальных затрат за счет объёма валовой продукции

МЗ(ВП) = МЗ усл - МЗ 0 = 182,95                                            (1.12)

Изменение материальных затрат за счет материалоемкости продукции

МЗ(МЕ) = МЗ 1 - МЗ усл = 931,05                                            (1.13)

Взаимосвязь показателей

МЗ =МЗ(ВП) + МЗ(МЕ) = 1114                                          (1.14)

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования, а также финансовым результатом деятельности предприятия.

Таблица 1.7 Оценка финансовой устойчивости организации, тыс. руб.

Показатели

2009г.

2011 г.

Отклонение (+;-)

1. Источники формирования собственных средств

17751

17528

-223

2. Внеоборотные активы

12224

11969

-255

3. Наличие собственных оборотных средств (1-2)

5527

5559

32

4. Долгосрочные пассивы

-

-

-

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования средств (3+4)

5527

5559

32

6. Краткосрочные кредиты и займы

2525

1657

-868

7. Общая сумма основных источников средств для формирования запасов (5+6)

8052

7216

-836

8. Общая величина запасов и затрат

7113

5529

-1584

9. Излишек (+) /недостаток (-)/ собственных оборотных средств (3-8)

-1586

30

1616

10. Итого собственных оборотных и долгосрочных заемных источников средств (5-8)

-1586

30

1616

11. Источники средств для формирования запасов и затрат (7-8)

939

1687

748


Для анализа финансовой устойчивости предприятий большое значение имеют относительные показатели - коэффициенты, определяющие состояние основных и оборотных средств, степень финансовой независимости. Коэффициенты отчетного периода сравнивают с нормативными, коэффициенты предыдущего периода - с коэффициентами аналогичной организации.

В современных условиях, когда производственная деятельность может осуществляться не только за счет собственных средств, но и за счет заемных, важна такая характеристика, как финансовая независимость.

Таблица 1.8 Показатели финансовой устойчивости организации

Показатели

2010 год

2011 год

Изменение (+/-)

Допустимые значения

Коэффициент финансовой независимости (автономия)

0,978

0,985

0,007

≥0,5

Коэффициент финансовой зависимости

0,021

0,014

(0,007)

≤0,5

Коэффициент финансовой устойчивости

0,978

0,985

0,007

≥0,7

Коэффициент финансового рычага

0,022

0,014

(0,008)

<1

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,397

0,367

(0,03)

>0,1

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

0,948

0,962

0,014

=0,1


Коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансируемых средств. Так как данный коэффициент в 2011 году больше допустимого значения, то можно сказать, что предприятие финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов.

Коэффициент финансовой зависимости не превышает допустимого значения и в 2011 году и на 0,007 ниже чем в 2010 году, то можно сказать, что предприятие не зависит от заемных средств.

Коэффициент финансовой устойчивости входит в параметры допустимого значения и это говорит о том, что предприятие является платежеспособным. Если предприятие является платежеспособным, то оно может спрогнозировать свой успех, так как свободно располагает своим капиталом и исключается риск выплат пеней за неуплату или больших процентов.

Коэффициент финансового рычага обратный коэффициенту автономии предприятия. Эффект финансового рычага показывает насколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Та как этот коэффициент имеет очень низкое значение, то рентабельность собственного капитала мало зависит от заемных средств.

Коэффициент маневренности собственного капитала составляет больше допустимого значения, это значит, что большая доля собственных средств находится в мобильной форме.

КОСС показывает что у предприятия есть собственные оборотные средства необходимые для финансовой устойчивости. В целом можно сказать, что ООО НПФ «Интек» является финансово-устойчивым предприятием.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.

Соотношение активов и пассивов баланса должно быть следующим А1 П1; А2П2; А3 П3; A4 П4.

Проанализируем в таблице 1.9, какое соотношение имеют актив и пассив баланса.

Увеличение суммы краткосрочных инвестиций в структуре имущества говорит о повышении деловой активности предприятия.

Уменьшение суммы краткосрочных инвестиций в структуре имущества говорит о снижении деловой активности предприятия.

Увеличение дебиторской задолженности предприятия может рассматриваться как негативное изменение структуры баланса. Возможно, у предприятия возникли проблемы с получением оплаты за отгруженную продукцию. Для выявления причин нужно более детально проанализировать задолженность по каждому контрагенту и срочности ее возникновения.

Таблица 1.9 Группировка активов и обязательств

Актив

2009г.

2011 г.

Пассив

2009г.

2011 г.

Платежный излишек или недостаток







2009г.

2011 г.

Наиболее ликвидные активы

723

1456

Наиболее срочные обязательства

4134

271

-3411

1185

Быстрореализуемые активы

214

231

Краткосрочные пассивы

0

0

214

231

Медленно реализуемые активы

7113

5529

Долгосрочные пассивы

0

0

7113

5529

Трудно реализуемые активы

12224

11969

Постоянные пассивы

16140

18914

-1029

6585

Баланс

20274

19185

Баланс

20274

19185

0

0


В общем случае платежеспособность оценивают как отношение ликвидных оборотных активов организации к его краткосрочным долговым обязательствам.

Таблица 1.10 Показатели платежеспособности и ликвидности организации

Показатели

Код строки по балансу и нормативное значение

2009 г.

2011г.

Отклонение (+;-)

690-(640+650+660)

415

271

-144

2. Денежные средства и кратковременные финансовые вложения Дср, тыс. руб.

260+(250-251)

723

1456

733

3. Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы Дз, тыс.руб.

260+(250-251) +230+240+270

937

1687

750

4. Материальные оборотные средства Зм, тыс. руб.

210-217

7113

5529

-1584

5. Коэффициент абсолютной ликвидности Ка.л (2 : 1)

Ка.л ≥ 0,2

1.74

5.37

3,63

6. Коэффициент быстрой ликвидности Кб.л ((2+3) : 1)

0,8≤ Кб.л ≤ 1,0

4

11.59

7,59

7. Коэффициент текущей ликвидности Кт.л ((2+3+4) : 1)

Кт.л ≥ 2

21.14

32

10,86

Коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий долю текущих обязательств, покрываемых исключительно за счет денежных средств, за 2011 год составил 5,37, т.е. предприятие теряет способность к немедленному погашению текущих обязательств за счет денежных средств.

Текущая ликвидность показывает, в какой мере текущие обязательства обеспечиваются текущими активами или сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. В 2011 году коэффициент текущей ликвидности составил 32. Такая тенденция изменения этого показателя за анализируемый период увеличивает вероятность погашения текущих обязательств за счет производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

Коэффициент быстрой ликвидности отражающий долю текущих обязательств, покрываемых за счет денежных средств и реализации краткосрочных ценных бумаг, увеличился в анализируемом периоде с 4 по 11.59 (нормативное значение 0,8≤ Кб.л ≤ 1,0), это свидетельствует о том, что возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы очень низка.

Активы предприятия мы можем сгруппировать в две основные группы, иммобилизованные средства и мобильные средства (таблица 1.11).

Таблица 1.11 Аналитическая группировка статей актива баланса

Группировка статей актива баланса

Наличие средств, тыс.руб.

Структура имущества, %


2009г.

2011 г.

отклонение (+;-)

2009 г.

2011 г.

отклонение (+;-)

1.Имущество предприятия (валюта баланса)

20274

19185

-1089

100

100

0

1.1 Иммобилизованные средства (внеоборотные активы)

12224

11969

-255

60,294

62,387

2,093

1.2 Мобильные средства (оборотные текущие активы)

8050

7216

-834

39,706

37,613

-2,093

1.2.1 Запасы и затраты

7113

5529

-1584

35,084

28,819

-6,265

1.2.2 Дебиторская задолженность

214

231

17

1,056

1,204

0,148

1.2.3 Денежные средства и краткосрочные ценные бумаги

723

1456

733

3,566

7,589

4,023


Если доля внеоборотных активов составляет более 40%, говорят о «тяжелой» структуре активов (это свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменению выручки), менее 40% - «легкой». В анализируемый 2011 год внеоборотные активы составили 62,39%, что свидетельствует о «тяжелой» структуре активов. Уменьшение доли оборотных активов на 2,09% в структуре активов предприятия говорит о снижении производства. Наличие меньших по объему, но более подвижных запасов означает, что меньшая сумма финансовых ресурсов заморожена в запасах. Наличие больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. На уменьшение оборотных активов повлияли статьи «Запасы и затраты» на 6,27%;

Имущество предприятия уменьшилось на 1089 тыс. руб. и на конец года составило 19185 тыс. руб. Формирование имущества организации может осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств, значения которых отображаются в пассиве баланса. Для определения степени зависимости от заемных средств необходимо проанализировать структуру пассива баланса. Сокращение доли оборотных активов делает имущество предприятия менее мобильным.}

Таблица 1.12 Аналитическая группировка статей пассива баланса

Группировка статей пассива баланса

Наличие источников, тыс. руб.

Структура источников формирования, %


2009 г.

2011 г.

отклонение (+;-)

2009г.

2011 г.

отклонение (+;-)

1.Собственный капитал

11195

18554

7359

73,032

98,56

25,528

2. Заемный капитал

4134

271

-3863

26,968

1,44

-25,528

2.1Долгосрочные пассивы (кредиты и займы)

0

0

0

0

0

0

2.2Краткосрочные пассивы (кредиты и займы)

0

0

0

0

0

0

2.3Кредиторская задолженность

4134

271

-3863

26,968

1,44

-25,528

Всего источников

15329

18825

3496

100

100

0


Доля собственного капитала увеличилась с 73,03% до 98,56%. Это свидетельствует о повышении независимости предприятия.

Таблица 1.13 Анализ структуры и динамики внеоборотных активов

Показатели

Наличие внеоборотных активов, тыс.руб.

Удельный вес в общей величине внеоборотных активов, %

Отклонение


2009 г.

2011 г.

2009 г.

2011г.

абсолютное, тыс.руб.

относительное, %

Основные средства

11531

11141

94.33

93.08

-390

-1,25

Незавершенное строительство

693

828

5,67

6.92

135

1,25

Долгосрочные финансовые вложения

0

0

0

0

0

0

Итого внеоборотных активов

12224

11969

100

100

0

0


Таблица 1.14 Динамика состояния текущих активов и их классификация по категориям риска

Степень риска

Группы текущих активов

Доля группы в общем объёме текущих активов

Отклонение, % (+;-)



2009г.

2011 г.




тыс. руб

%

тыс. руб.

%


Минимальная

Наличные денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

723

8,98

1456

20,18

733

Малая

Дебиторская задолженность (до года), незалежалые запасы, в т.ч. готовая продукция

6978

86,68

5433

75,29

-1545

Средняя

Незавершенное производство, расходы будущих периодов

349

4,33

327

4,53

-22

Высокая

Дебиторская задолженность (более года), залежалые запасы, готовая продукция, не пользующаяся спросом

0

0

0

0

0


Итого текущие активы

8050

100

7216

100

-834


1.3 Анализ оснащенности вычислительной техникой и компьютерными сетями


Все компьютеры фирмы оснащены операционной системой Windows XP и Window 7. Между отделами комплекса существует локальная сеть, с прямым доступом в интернет.

В работе ООО НПФ «Интек» используется следующее программное обеспечение:

-  «Microsoft Access 2010» посредством которого построена администраторская база данных и полностью управляется;

-       «1С: Бухгалтерия 8.2», где содержится база всех данных непосредственно связанных с бухгалтерским отделом;

-       «CorelDRAW Graphics Suite Х5» для изготовления плакатов, брошюр, разного рода объявлений, печати газеты рекламным отделом;

-       «Adobe Photoshop CS 5.0» также используется рекламным отделом;

-       «Microsoft Office 2010» для работы с текстовыми документами.

Вся деятельность фирмы осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ, правилами по антитеррору и пожарной безопасности и правилами работы научно-производственной фирмы.

Печать всех документов полностью автоматизирована. Передача информации осуществляется через локальную сеть. Во всех отделах ежедневно формируется архив документов.

Для обеспечения функционирования единой информационной системы ООО НПФ «Интек» необходимо поддерживать достаточно высокий уровень развития аппаратных средств вычислительной техники.

На техническом обслуживании комплекса около 50 персональных компьютеров, 12 принтеров, 5 сканеров. Все сотрудники обеспечены рабочими компьютерами и оргтехникой для организации текущей деятельности на рабочих местах.

1.4 Анализ существующих методик решения комплекса экономических задач


Изначально конфигуратор был реализован на Flash MX 7.0 Rus <#"650561.files/image013.gif">

Рисунок 2.1 Имитационная модель «как есть»

Модель выполняется в режиме реального времени, при соответствии одной единицы модельного времени (минута рабочего времени) одной секунде реального.

Моделирование появления заявок в администрации комплекса было осуществлено с помощью объекта модели zayavlenie-Documenti. Этот объект принадлежит к типу Source, который генерирует заявки определенного типа через заданный временной интервал. Заявки представляют собой объекты, которые производятся, обрабатываются, обслуживаются, или еще каким-нибудь образом подвергаются действию моделируемого процесса: это могут быть клиенты в системе обслуживания, детали в модели производства, документы в модели документооборота и т.д.

Объект administratori моделирует состав администрации, занимающийся, помимо своих прочих обязанностей, также рассмотрением заявлений и других документов. Принадлежит к типу Resource и задает ресурсы определенного типа - в данном случае администраторский состав.

Объект ProcessQ моделирует рассмотрение документов администрацией с определенной задержкой и использованием ресурсов - администраторов. На схеме расположен под именем proverka.

Объект reshenie принадлежит к типу selectOutput и является блоком принятия решения - заявка из него поступает либо на дальнейшее рассмотрение к директору, либо получает отказ и идет к объекту otkaz, который обозначает конец блок-схемы (объект Sink).

В случае положительного решения, заявка идет в блок ochered (объект типа queue), где становится в очередь на рассмотрение к директору (блок zakluchenieRastorghenie типа delay). Блок delay, моделирует задержку, связанную с заключением/расторжением договоров, оформлением прочих документов.

Далее заявка поступает на второй выход модели zavershenie.

В свойстве interarrivalTime объекта zayavlenieDocumenti установлено значение 20, что соответствует среднему интервалу времени между поступлением каких-либо заявлений на рассмотрение в администрацию (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 Свойства объекта zayavlenieDocumenti

Рассмотрение заявлений и проверка документов администрацией занимает в среднем от одного часа до двух с половиной, в зависимости от типа операции. Поэтому в свойстве delayTime объекта proverka установлено время рассмотрения документов, распределенное по треугольному закону со средним значением, равным 110, минимальным - равным 60 и максимальным - 150 минутам. Также установлен максимальный размер очереди - 20 заявок (свойство queueCapacity). Свойства объекта proverka изображены на рисунке 2.3

Рисунок 2.3 Свойства объекта proverka

В свойстве capacity объекта administratori установлено значение 2, что соответствует количеству администраторов, занимающихся рассмотрением документов.

В свойстве selectCondition установили условие uniform()<0.5. В этом случае примерно равное количество заявок пойдет на дальнейшее рассмотрение и на отказ.

В свойстве capacity объекта ochered установлено значение 20, как предел заявлений на рассмотрение директором.

В свойстве delayTime объекта zakluchenieRastorghenie установлено время рассмотрения, подписания документов, заключения/расторжения договоров и т.п., распределенное по треугольному закону со средним значением, равным 90, минимальным - равным 60 и максимальным - 120 минутам (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 Свойства объекта zakluchenieRastorghenie

При заданных параметрах модели через четыре часа рабочего времени администрации можно наблюдать большое скопление документов в администрации. Администрация не успевает обрабатывать весь поток документов, поэтому заказчики могут достаточно продолжительное время ждать своей очереди на рассмотрение заявки.

Во избежание подобных ситуаций администрация фирмы, может пересмотреть процесс обработки документов с целью уменьшения затрачиваемого на это времени и, как обязательная мера, подключить еще хотя бы одного администратора к процессу обработки/проверки поступающих заявлений и документов.

Уже после изменения количества персонала администрации с двух человек до трех наблюдается гораздо более стабильный документооборот в администрации и очередь заявок варьируется в пределах 10 (рисунок 2.5).

контроллер нефтяной автоматизация настройка

Рисунок 2.5 Имитационная модель «как будет»

Анализируя полученную модель, можно сделать вывод, что администрации фирмы следует пересмотреть процесс обработки документов с целью уменьшения затрачиваемого на это времени и подключить дополнительно одного администратора к процессу обработки/проверки поступающих заявлений и документов.

Автоматизированная информационная система «Конфигуратор ФБ» позволит снизить время, затрачиваемое на написание программы, и позволит избежать найма дополнительного персонала.

2.3.2 Структурная модель ИС

Все компьютеры торгового комплекса управляются операционной системой Windows XP. Между отделами комплекса существует локальная сеть, с прямым доступом в интернет.

Структурная модель информационной системы ООО НПФ «Интек» представлена в приложении А.

Для автоматизации выстраивания логики технологических процессов, необходимо создание графического редактора, выполненный посредством Visual Studio.

На разработку автоматизированной информационной системы и ее интеграцию понадобятся незначительные затраты, а для обслуживания системы не потребуется дополнительный набор специалистов, так как в штате есть квалифицированный программист.

2.3.3 Функциональная модель ИС

Функциональная модель описывает сущность функционирования системы, основные функции отдела, информационное окружение, управляющие элементы и исполнительные механизмы системы.

В результате исследования предметной области, на основе полученных данных, построена функциональная модель предметной области, представленная комплексом диаграмм, которые наглядно показывают процесс автоматизации производства продукции.

Главный блок функциональной модели представлен на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 Функциональная модель (блок A0)

Входной информацией на данной модели являются заказы от различных нефтяных компаний.

Выходной информацией является автоматизированный объект производства, то есть часть производства, необходимая для автоматизации.

Декомпозиция блока А0 изображена на рисунке 2.7.

 

Рисунок 2.7 Функциональная модель (декомпозиция блока A0)

На рисунке 2.8 представлена декомпозиция блока А1 (Составление ТЗ) в виде DFD-диаграммы.

Рисунок 2.8 Функциональная модель (декомпозиция блока A1)

На рисунке 2.9 представлена декомпозиция блока A3 (Выполнение проекта).

Рисунок 2.9 Функциональная модель (декомпозиция блока A3)

В блоке «Составить конфигурации» на основе поступившего технического задания документов заказчика составляется конфигурация того или иного контроллера. В блоке «Прошивка контроллера» на основе полученного кода и конфигурации происходит их внедрение и отладки непосредственно в контроллере. Таким образом, было выполнено построение функциональной модели IDEF0 с подробным описанием всех бизнес-процессов, протекающих на фирме.

2.3.4 Техническое задание на разработку ИС

В данном разделе дипломного проекта было разработано техническое задание на разработку информационной системы для автоматизации выстраивания логики технологических процессов в ООО НПФ «Интек», отвечающее всем нормативным требованиям. Полный текст технического задания, технические требования к программе представлены в приложении Б.

3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ


3.1 Описание постановки комплекса задач


ООО НПФ «Интек» занимает ведущее место на рынке автоматизации нефтепроизводства. Фирма сотрудничает с такими крупными компаниями как ООО « Башнефть - Добыча», ООО «Татнефть», ООО «ОЗНПО», ПТУС «Башнефть» и т.д. Тем не менее, для улучшения качества автоматизации и сокращения времени на обработку база данных использовался конфигуратор реализованный на Flash MX 7.0 Rus <#"650561.files/image022.gif">

Рисунок 3.1 Информационная модель

Связь между сущностями показывает способ, которым экземпляры одной сущности могут быть связаны с экземплярами другой сущности.

Неидентифицирующие связи представлены в виде пунктирной линии. Такая связь ставится, когда все экземпляры сущностей-потомков неоднозначно определяются своими связями с сущностями-родителями.

Для того чтобы однозначно идентифицировать записи, у каждой сущности было выделено ключевое поле.

Таким образом, была разработана информационная модель базы данных, которая легла в основу создания физической модели.

3.3.2 Проектирование базы данных

На основе информационной модели была создана физическая модель базы данных. Каждая сущность информационной модели является таблицей в физической модели.

Для создания базы данных была использована система MS Database Engine, прилагаемая к серверу приложений MS SQL Server . Созданная база данных была сохранена под именем «Configurator». Для каждой таблицы были определены поля и их типы. Для связей между таблицами использовались первичные ключи, которые были определены для каждой таблицы.

Описание таблицы «Functional Block Template» представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Структура таблицы «Functional Block Template»

Наименование атрибутов

Тип полей

Размер полей, байт

Ключевое поле

ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

Description

text


нет

Color

text

150

нет

IsRuntime

bit

-

нет

Required

bit


нет

Code

integer

11

нет

MinInputs

integer

11

нет

MinOutputs

integer

11

нет

Unique

bit

-

нет

FBListld

integer

11

нет


В таблице « Functional Block Template» содержатся данные о шаблонах.

Описание таблицы « Functional Block» представлено в таблице 3.2.

Наименование атрибутов

Тип полей

Размер полей, байт

Ключевое поле

ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

Description

text

150

нет

Templateld

integer

11

нет

Configurationld

integer

11

нет

Таблица «Functional Block» содержит данные о функциональных блоках.

Описание таблицы « Connection Point » представлено в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Структура таблицы «Connection Point»

Наименование атрибутовТип полейРазмер полей, байтКлючевое поле




ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

FBld

integer

11

нет

IsInput

bit

-

нет

Adress

integer

11

нет

Type

enum

50

нет


Таблица « Connection Point» содержит данные о точке доступа.

Описание таблицы « Connection» представлено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 Структура таблицы «Connection»

Наименование атрибутов

Тип полей

Размер полей, байт

Ключевое поле

ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

Description

text

150

нет

IsInput

bit

-

нет

OutInput

bit

-

нет


В таблице « Connection» хранятся данные о связи между функциональными блоками.

Описание таблицы « Configurator» представлено в таблице 3.5.

Таблица 3.5 Структура таблицы «Configurator»

Наименование атрибутов

Тип полей

Размер полей, байт

Ключевое поле

ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

Description

text

150

нет

В таблице « Configurator» содержаться данные конфигуратора.

Описание таблицы « FBList» представлено в таблице 3.6.

Таблица 3.6 Структура таблицы «FBList»

Наименование атрибутов

Тип полей

Размер полей, байт

Ключевое поле

ID

integer

11

да

Caption

text

150

нет

Description

text

150

нет


Таблица «FBList» содержит список всех шаблонов функциональных блоков.

3.3.3 Характеристика входной, выходной и промежуточной информаций

Для составлении конфигурации наладчику необходимы техническое задание и список устройств (датчики, сервоприводы и т.д.)

На вход конфигуратору подается набор функциональных блоков. Это осуществляется с помощью добавления необходимых блоков для схемы из справочника ФБ. После необходимо определить связи, объединив между собой блоки с помощью линий. Для каждого ФБ определяется его порядковый номер чтобы определить последовательность выполнения . Так же можно определить количество входов и выходов для ФБ.

На выходе программа выдает конфигурацию в нескольких видах. Самый важный из них - программа прошиваемая в контроллер. Так же на выходе получаем визуальную схему. Она необходима при внесении изменений или модификаций работы контроллера. Последний получаемый файл - xml файл. Он необходим для осуществления экспорта и импорта схем.

В качестве промежуточной информации в системе выступает модель данных(парадигма МVVM) - объект класса используемого для удобного использования данных как в работе с базой данных так и в работе с интерфейсом.

3.4 Организация программного обеспечения


3.4.1 Описание системного программного обеспечения

Данная информационная система(конфигуратор) для своей работы требует операционную систему Windows XP/Vista/Seven. Так же необходим Microsoft SQL Server 2008. Для внедрения системы необходимо установить MS SQL Server 2008 и конфигуратор на рабочие компьютеры наладчиков и настройщиков.

 

3.4.2 Разработка прикладного ПО

Конфигуратор ФБ состоит из 3 основных частей. Первая из них - это редактор схемы. Он позволяет в визуальном режиме составлять основные функциональные блоки схемы, определять связи между ними, порядок исполнения. Помимо этого возможно настраивать отображение схемы: изменяя цвет каждого ФБ, комментарии, описание, расположение.

Рисунок 3.2 Редактор схемы

Рисунок 3.3 Часть схемы

Вторая часть - это справочник ФБ. Он позволяет выбрать необходимые для составления и ведения списка функциональных блоков, на основе которых строится схема.

Рисунок 3.4 Справочник

Третья - компилятор, создающий из схемы программу для контроллера.

Для использования конфигуратора, первым делом необходимо выбрать схему, с которой предполагается работать или создать новую посредствам кнопки в виде зеленого плюса. Так же схему можно удалить. Схемы хранятся в базе данных в виде иерархии папок и схем, что позволяет обеспечить удобный доступ к ним. При первом использовании конфигуратора пользователь должен зайти под логином и паролем, выданным ему администратором. Таким образом, все изменения в схему отлаживаются и привязываются к конкретному наладчику. Далее после загрузки схемы можно перейти к правке.

Рисунок 3.5 Схема

Каждый из функциональных блоков свободно перемещается по рабочей поверхности. Для создания связи необходимо нажать на одну из соединительных точек. Выбрать точку назначения и нажать на нее. Линия автоматически выстроится оптимальным маршрутом.

Функциональный блок можно выбрать из списка по нажатию на кнопку меню Templates.

Рисунок 3.6 Вкладка выбора функциональных блоков

Рисунок 3.7 Справочник

Для изменения или добавления новых функциональных блоков используется справочник. В меню, изображенном на рисунке 3.6, есть возможность изменять название, описание и основные свойства ФБ.

3.5 Описание технического обеспечения (КТС)


Для работы конфигуратора необходимы следующие технические средства:

современный персональный компьютер.-установленная WinXP - Win7

MS SQL Server

Для нормальной работы системы персональные компьютеры пользователей должны удовлетворять следующим рекомендуемым системным требованиям:

процессор Intel Dual Core 2гГц или выше

гб оперативной памяти

гб жесткий диск

-клавиатура, мышь

Windows 7 32bit

MSSQL Server 2008

-так же может понадобиться интернет для отправки конфигураций(при работе на объекте).

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПРОЕКТА


В соответствии со ст. 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением на предприятиях, численность работников которых превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. Так, согласно данному положению, в ООО НПФ «Интек» успешно функционирует служба безопасности.

4.1 Обеспечение условий и безопасности труда на производстве


Ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, на предприятии, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года, несут руководитель предприятия. Штат предприятия укомплектован отдельным специалистом по охране труда.

На предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства о режиме труда и отдыха работников. Согласно статье 91 ТК РФ продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, ведется учет времени фактически отработанного каждым работником. В соответствии со статьей 92 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на : 4 часа в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет; 4 часа в неделю и более - для работников с вредным и опасными условиями труда. В соответствии со статьей 107 ТК РФ работникам предоставляется обеденный перерыв в течении рабочего дня продолжительностью не более 2-х часов и менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Предоставляются выходные дни и нерабочие, праздничные дни, отпуска.

Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредным и опасными условиями труда, а так же на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно-допустимые для них нормы.

Организовано обучение работников охране труда при приеме на работу и в ходе работы. Проводится инструктаж по охране труда. Имеется оборудованный кабинет, по обучению и инструктированию работников.

Расположение зданий, отопление и вентиляция в них соответствуют требованиям СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания». Освещение организовано согласно СНиП 23.05-95.

Работодатель обеспечивает работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами их бесплатной выдачи, утверждено постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 5.12.1997 года №66 в редакции 2000 года.

Работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. Внеочередных медицинских обследований работников по их просьбам, в соответствии с медицинским заключением, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а так же в случае медицинских противопоказаний согласно статье 212 ТК РФ. Для поддержания санитарно-эпидемиологических условий производится выдача мыла и моющих специальных средств.

На предприятии организованы: гардеробные помещения для переодевания работников, умывальные, уборные и душевые для поддержания санитарно-эпидемиологических условий, комнаты отдыха, приема пищи, пункт медицинского обслуживания для поддержания здоровья работников.

Организован пункт пожарно-сторожевой охраны, создана пожарная дружина. Предприятие обеспечено средствами пожаротушения.

Таблица 4.1 Показатели производственного травматизма работников

Показатели

Годы


2009

2010

2011

1 Среднесписочная численность работающих за год, чел.

60

63

57

2 Численность пострадавших с потерей трудоспособности при несчастных случаях на производстве, чел.

1

1

2

В том числе со смертельным исходом, чел.

0

0

0

3 Дни нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности, человеко-дней

42

21

126

4 Численность пострадавших частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую, чел.

0

0

0

5 Численность лиц с впервые выявленным профзаболеванием, чел.

0

0

0

6 Израсходовано средств на охрану труда, тыс. руб.

135

143

120

7 Показатели травматизма:




Частоты

8,19

13,07

6,89

Тяжести

5

5

4

Потерь

40,98

65,35

27,6

летальности

0

0

0


Анализируя данные, приведенные в таблице 4.1, можно отметить, что коэффициент частоты травматизма в 2011 году уменьшился по сравнению с 2009 и 2010 годами. Коэффициент потерь в 2010 заметно возрос по сравнению с 2009 годом, но в 2011 году он заметно уменьшился. Коэффициент тяжести в 2010 остался неизменным по отношению к 2009, а в 2011 году он уменьшился.

Для снижения травматизма на рабочих местах необходимо принять следующие меры:

-    усилить акцент на травматизме при обучении правилам техники безопасности и охране труда;

-       усилить контроль над соблюдением правил техники безопасности и охране труда;

-       ежегодно проводить работы по утеплению зданий перед зимним периодом;

-       ввести систему наказаний за нарушения охраны труда;

-       ввести систему материального поощрения за соблюдение техники безопасности;

-       проводить аттестацию по охране труда на рабочих местах.

4.2 Мероприятия по охране окружающей среды


Согласно статье 34 Федерального закона об охране окружающей среды от 10.01.2002 года №7 ФЗ.

Похожие работы на - Автоматизация процесса контроля и регулирования установок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!