Характеристика банковской системы Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    170,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика банковской системы Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Сущность и роль коммерческих банков в развитии экономики

.1 Сущность банков с позиции их исторического развития

1.2 Понятие коммерческого банка, виды банков и их функции

2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь

.1 Формирование и становление банковской системы в Республике Беларусь

.2 Анализ деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь

3. Перспективы развития банковской деятельности Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Банки - одно из центральных звеньев в системе рыночного механизма. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной системы хозяйствования. Процесс экономических преобразований в Беларуси начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции банки выполняют общественно-необходимые функции. Вместе с тем, как и работа других коммерческих предприятий, банковская деятельность подвержена многочисленным рискам и именно потому в большинстве стран, эта деятельность является наиболее регулируемым видом предпринимательства. При этом регулирование имеет ярко выраженные национальные особенности, отражающие специфику формирования национальной банковской системы.

Коммерческие банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Цель написания курсовой работы - изучить роль и функции коммерческих банков в экономике страны.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

рассмотреть сущность банков и банковской системы, их роль в экономике;

проанализировать с главными составляющими банковской системы;

познакомиться с операциями, проводимыми банками;

рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

выявить проблемы и перспективы развития банковской системы.

Объект исследования - коммерческие банки.

Предмет исследования особенности функционирования коммерческих банков в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные работы отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати, официальные источники, касающиеся различных аспектов функционирования коммерческих банков в современной экономике.

1. Сущность и роль коммерческих банков в развитии экономики

.1 Сущность банков с позиции их исторического развития

История не оставила достаточно полных сведений о том, когда возникли банки, какие операции они выполняли, что явилось побудительной силой их развития. В настоящее время сохранились сведения о первых деньгах (ракушках, мехах, золотых слитках, первобытных монетах), но не о банках. Иными словами, современная история накопила немалые материальные свидетельства древнего денежного обращения, но не дала ответа на то, какова при этом была роль простейших кредитных учреждений. Более того, сам период возникновения банков не определен в экономической литературе, не ясна их истинная природа.

Первые коммерческие банки, по мнению ряда ученых, возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма и появились, прежде всего, в отдельных итальянских городах (Венеции, Генуе) в XIV и XV вв. По их мнению, банк как особый институт товарного хозяйства возник не в связи с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а именно в тот период, когда нужна была сеть специальных учреждений, регулирующих денежное обращение и производивших в более широких масштабах кредитные операции. Банк появился только на такой стадии развития кредита, когда без его широкой помощи невозможно было функционирование капиталистических предприятий. Не случайно банк характеризуется исключительно как явление капиталистического хозяйства.

Другая часть специалистов считает, что банки возникли в более ранний период - при феодализме. Они отмечают, что уже в античном и феодальном хозяйстве появилась потребность в функции банков как посредников в платежах.

Итак, бытующее представление о периоде появления банков расходятся не на одно-два десятилетия, а охватывают почти две тысячи лет. Значит, суть вопроса о первых банках даже не столько в определении какой-то исторической даты, приемлемой для различных сторон, сколько в определении того, что же считать банком.

Слово «банк» происходит от итальянского «banco», что означает «стол». Эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где происходила оживленная торговля товарами. Она велась с использованием разнообразных монет, чеканившихся как государствами, так и городами и даже отдельными лицами. При покупке-продаже встречались монеты различной формы, разного достоинства. В этих условиях потребовались специалисты, которые бы знали и разбирались во множестве обращающихся монет, могли бы оценить и дать советы по их обмену. Эти специалисты-менялы обычно располагались со своими особыми столами на торжищах (рынках), где происходила торговля. Если учесть, что в Х в. Италия являлась центром мировой торговли, куда стекались товары и деньги различных стран, то станет понятным, что банкиры стали непременными участниками в торговых операциях, а их «банко-столы» получали все большее распространение.

Понятие банка, закрепившееся в нашем понимании, отождествлялось с менялами и их особыми столами и в Древней Греции, где банкиры назывались трапезидами. Свои трапезиды были и в Древнем Риме, где существовали менсарии, занимавшиеся обменом валют, а также некоторыми другими денежными операциями. Получается, что первые банки возникали как бы на основе «меняльного дела» - обмена денег различных городов и стран.

Подобного рода отождествление природы банка с операциями по обмену валюты вуалирует истинное происхождение первых кредитных учреждений и естественно не может лежать в основе наших представлений о его сути. Сама по себе обменная операция является отражением товарного обмена, в ней нет еще кредитной платформы, которая определяет главное направление в деятельности банков более позднего периода. Но дело не только в этом. Чисто семантическое толкование слова «банк» приводит нас к выводу о том, что происхождение банка относится не только к такому периоду развития хозяйства, когда деньги стали выполнять функцию мировых денег. Выходит, что на более ранних этапах, когда деньги обращались только на внутреннем рынке, банки еще не существовали. Вместе с тем, известно, что сохранная операция, ориентирующаяся на внутреннее обращение, является более древней, и именно она в большей степени приближает нас к раскрытию содержания кредитных учреждений.

По мнению историков банки как коммерческие предприятия возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала. Хотя выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности - в Вавилоне (VIII-V вв. до н.э.) практиковалась выдача денежных ссуд для покупки семян с погашением долга после продажи урожая. Храмы в Египте, Греции и Римской империи принимали денежные вклады и пускали их в оборот. Распространенными были также ссуды под недвижимость. Переход к феодализму сопровождался упадком товарно-денежных отношений и кредитных операций. Лишь в XIII-XIV вв. н.э. банковское дело вновь возрождается, что связано с расширением торговли, посредничеством в платежах. Центрами банковского дела в средние века стали итальянские, некоторые германские государства, Нидерланды, а затем - Англия.

Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно получили развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого «трансферта», т.е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую. Каждый вкладчик в банке имел свою таблицу с обозначением его имени. Если клиенты, как их теперь принято называть, сдали на сохранение свои свободные деньги в банк, то им уже не нужно было лично платить по той или иной сумме; все платежи за них выполнял банкир, у которого находился вклад и таблица. Денежные средства с таблицы одного вкладчика переносились на таблицу другого, образуя простейшие формы безналичных расчетов [12. c. 29].

Удобства, создаваемые банками, не могли не привлечь внимание деловых людей. Постепенно банковская клиентура расширялась. Банки в свою очередь пошли на выполнение работ доверителей по составлению договоров между клиентами, стали выступать посредниками в торговых сделках. Для облегчения расчетов древние банки выпускали даже банковские билеты (hudu-«гуду»), которые обращались наравне с полноценными деньгами.

Все эти свидетельства никак не подтверждают бытующее представление о том, что первые банки возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма в форме банкирских домов.

Конечно, было бы несправедливым считать, что операции древнего товарно-денежного обращения свидетельствуют о функционировании банка. Наличие кредитора и заемщика это далеко еще не зарождение банка, а только его предпосылка. Превращение кредитора в банк становится возможным в условиях, когда ростовщик перестает быть ростовщиком, как только кредитные операции, выполняемые им (в их совокупности), превращаются в систему. Кредит, исходя из своего функционального назначения, перестает удовлетворять чисто потребительские потребности заемщика и выдается на проведение хозяйственных операций. Банк, следовательно, - это такая ступень развития денежного хозяйства, при которой кредитные, денежные и расчетные операции стали в их совокупности концентрироваться в едином центре.

Рассмотренные замечания о происхождении банка, бесспорно, имеют для анализа существенное значение, они как бы приближают к раскрытию сути банка, однако не все еще ясно, сущность банка пока остается загадкой.

В народном обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве.

Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

Наиболее массовым представлением о современном банке является его определение как учреждения, как организации. «Банковские учреждения и организации» - широко распространенный термин, его можно встретить как в научной, так и в учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Слово «организация» отсылает не к сущности явления, а к определенной совокупности людей.

Часто банк характеризуется как орган экономического управления. Подобное представление своими корнями опирается на тот период, когда банки из частных, кооперативных стали превращаться в государственный орган, когда существовала монополия государства на банковское дело; банк как бы сросся с государством, стал частью государственного аппарата управления, контроля за деятельностью хозяйства. Функции надзора, задачи сигнализации о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях при этом приобретали оттенок их главного назначения. Отсюда и другое толкование банка как элемента надстройки. Можно отметить, что в период преобладания централизованного управления, сращивания государственного аппарата с банковским аппаратом банк действительно напоминал такую надстройку. Кредитование осуществлялось на базе нормативного, директивного распределения ресурсов сверху, безналичные расчеты между предприятиями носили директивный характер, принцип «один банк для клиента» не давал основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. С переходом к рынку положение банка в экономике существенно видоизменилось и трактовка его сути как аппарата управления (или части государственного аппарата управления) сама собой отпала.

Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. В современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов случайно. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в «кармане» банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любые сроки, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

Банк как посредник имеет другую природу, связанную не с посреднической деятельностью как таковой, а с особым родом его деятельности.

Для анализа важен здесь и другой момент. Если считать, что банк - это посредник между кредитором и заемщиком, то как объяснить, что в своей повседневной деятельности он одновременно и кредитор, и заемщик, ибо ежедневно он и отдает свои ресурсы и получает чужие. Если следовать логике посреднической интерпретации банка, его можно было бы считать в одном случае кредитором, в другом - заемщиком. Это было бы ближе к истине, ибо здесь полнее обозначалась бы специфика его деятельности в отличие от деятельности других объектов хозяйствования.

Парадокс состоит в том, что банк, выступая как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее, с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник - это лишь фрагменты его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Любое предприятие, любое частное лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере налично-денежных и безналичных платежей, но от этого они не превращаются в банки. Скорее всего, банк - это и кредитор, и заемщик, и посредник между ними, и посредник в денежных расчетах: тем не менее, и в этих своих качествах он в полной мере не раскрывает свою суть.

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает: совокупность элементов, достаточность элементов, образующих определенную целостность, взаимодействие элементов.

Банковская система характеризуется следующими свойствами:

1.     Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

2.      Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Практика знает несколько типов банковской системы:

· распределительная централизованная банковская система;

·        рыночная банковская система;

·        система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства [17.c.202].

. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента. Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка. В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.

. Банковская система выступает как управляемая система - Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы) [17.c.204].

Все эти признаки свойственны и белорусской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее, является развивающейся системой.

При организации деятельности банковской системы используются определенные принципы, которые обязательно соблюдаются [16. c. 188]:

обязательность получения лицензии на банковскую деятельность; на отдельные операции;

независимость деятельности коммерческих банков, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

разграничение ответственности между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такую ответственность;

регулирование деятельности коммерческих банков центральным банком и осуществление банковского надзора; обязательное соблюдение установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы;

обеспечение свободы выбора банка вкладчиками (физическими лицами);

обеспечение возврата денежных средств вкладчикам;

обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов. Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;


1.2 Понятие коммерческого банка, виды банков и их функции


Банк - юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [6.c.24]. Банковская деятельность связана с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В основу банковских операций положены привлечение денежных средств физических и юридических лиц в депозиты (вклады) и размещение указанных средств от имени банка за его счет.

Термин "коммерческий банк" означает "деловой" характер банка, т.е. это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками [6.c.25]. Посредническая функция - важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего, посредничество в кредите.

Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств.

Непосредственное предоставление свободных денежных капиталов их владельцами в ссуду промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается на ряд препятствий (несоответствие размеров свободного денежного капитала размерам спроса, несовпадение по срокам, неосведомленность о состоянии заемщика). Банки же наиболее осведомлены о платежеспособности клиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, обладают новейшими технологиями банковских операций. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя) при мобилизации денежных средств, а мобилизованные средства размешают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство - "депозит", а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Новые требования и обязательства становятся товаром на денежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства на счетах, депозиты, вклады). Это увеличивает риск банковской деятельности. Фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры.

Посредническая функция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы на их проведение. Стандартные формы расчетов, платежных документов используются для совершения расчетов через банки. Банки берут на себя ответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей за их счет, а в определенных условиях и за счет кредита [5. c. 187].

Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым, способствуя развитию, формированию фондового рынка.

Функцией банка является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных доходов и сбережений и превращения их в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения. Различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой депозитного процента. Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств формируется на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата.

Выполняя перечисленные функции, банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования.

Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др.

Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводу денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.).

Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.

Банки сосредоточивают огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательства. Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой - способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и других потребителей.

Банкиры вкладывают капитал в банковское дело подобно тому, как промышленные предприниматели вкладывают свой капитал в промышленность, торговые - в торговлю и т.д.

Задачи банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения. Банковский продукт (услуга) по своей природе относительно не дифференцированный, как на предприятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром - деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т.д.) или сопутствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.). Им предоставлено исключительное право на осуществление в установленном порядке деятельности от своего имени.

Банки в отличие от таких отраслей народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат ссуд, процент).

Банки являются сферой приложения труда особого типа предпринимателей - банкиров. Труд работников, занятых в банковской сфере, образует издержки обращения и представляет вычет из стоимости, созданной в отраслях материального производства [6.c.31].

В экономике государств развиваются различные типы банков. Их функции, роль имеют много общего, но и отличаются особенностями. Общее то, что связывает банки, позволяет объединить их в группы, классифицировать с целью более глубокого анализа их деятельности и роли в экономике [13, c. 16].

Банки могут быть классифицированы по:

территории деятельности (международные, национальные, региональные, межрегиональные;

признаку собственности;

отраслевому признаку;

набору банковских услуг;

функциональным сферам деятельности;

срокам выдаваемых ссуд;

размеру, объему операций;

организационной структуре и др.

Международные банки могут быть специализированными, региональными, межрегиональными и иными, создаваемыми группой государств, банков международных организаций. Приведем некоторые из них.

Банк международных расчетов создан в 1930 г. с целью содействия сотрудничеству центральных банков стран-участников и обеспечения международных расчетов между ними.

Всемирный банк создан в 1945 г. для стимулирования экономического развития, содействия международной торговле, поддержания платежных балансов на благо гражданам развивающихся стран-участниц.

Европейский инвестиционный банк создан с 1958 г. с целью долгосрочного финансирования слаборазвитых регионов, а также для осуществления совместных проектов нескольких стран-участниц, совершенствования отраслевой структуры производства европейских стран, льготного кредитования ассоциированных участников.

Европейский банк реконструкции и развития создан в 1991 г. для содействия переходу стран Центральной и Восточной Европы к открытой рыночной экономике и развитию предпринимательства и др.

На мировом рынке ссудных капиталов ведущее место занимают также транснациональные банки - новый тип международного банка и посредника в международной миграции капитала.

Транснациональные банки - это крупнейшие банковские учреждения, достигшие значительного уровня международной концентрации и централизации капитала, который благодаря сращиванию с промышленными монополиями предполагает их реальное участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых услуг. Движение ссудного капитала органически вплетено в интернационализацию всех других форм капитала. Транснациональные банки формируются на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран и господствуют на национальных и международных рынках ссудных капиталов. Это крупнейшие банковские монополии. Особенностями транснациональных банков являются:

их доминирующая роль на национальных рынках и контроль операций на мировом рынке ссудных капиталов;

высокая доля зарубежных операций в их совокупной деятельности, зависимость от внешнего рынка по активным и пассивным операциям, перенос за границу не только активных операций, но и части собственного капитала, формирования депозитной базы;

наличие обширной сети зарубежных филиалов, отделений, агентств;

тесная взаимозависимость, переплетение капиталов, интересов, несмотря на конкуренцию между ними.

Национальные банки представлены Центральным банком (Национальный банк Республики Беларусь) и коммерческими банками. Центральный банк является эмиссионным центром страны и центром кредитной системы. Коммерческими банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие учреждения, привлекающие денежные средства и размещающие их в форме кредита, а также осуществляющие иные операции на основании лицензии Национального банка.

По территориальному характеру действия коммерческие банки бывают региональные, деятельность которых ограничена рамками одной территории (местные банки), и межрегиональные (экстерриториальные), деятельность их не ограничена определенной территорией. Они обслуживают потребности ряда регионов страны в целом, в том числе и за рубежом [15, c. 200].

Государственным банком (государственным унитарным предприятием) является банк, созданный полностью на основе государственной собственности и по решению республиканских исполнительных органов.

Банки могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа). Акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости и несущий ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено ничем, кроме закона. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено Уставом.

По собственности банки классифицируются следующим образом:

-государственные;

частные;

-банки с участием государственного капитала;

с участием иностранного капитала;

-муниципальные;

иностранные;

акционерные.

Иностранные учредители могут создавать на территории Республики Беларусь банки со 100 % -ным собственным капиталом, совместные банки на долевой основе с белорусскими соучредителями, филиалы на правах юридического лица и представительства. Доля иностранного капитала при создании банка утверждается правлением Национального банка. При этом обязательным условием создания банка на основе или с участием иностранного капитала является наличие в числе учредителей иностранного банка. Банки, а также филиалы банков-нерезидентов приобретают право юридического лица с момента регистрации в Национальном банке, а банковские операции совершают на основе лицензии.

Муниципальные банки содействуют развитию местного хозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое обслуживание. Учредителями могут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Частные банки основаны на частной собственности, но в республике такой банк может быть учрежден за счет средств не менее чем трех участников.

Банки по отраслевому признаку - это сельскохозяйственные, промышленные, торговые, строительные, коммунальные банки, банки связи и т.д.

Характерной особенностью этой группы банков является главным образом осуществление банковских операций по обслуживанию той или иной отрасли хозяйства, хотя не исключены и универсальные операции для других.

По набору банковских услуг различаются универсальные и специализированные банки.

Универсальные банки осуществляют все или большинство видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений.

Специализированные банки - банки, деятельность которых ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для своих клиентов (трастовые, учетные и др.) или специализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (биржевые, клиринговые). На практике трудно встретить банк в чистом виде, скорее существует комплекс банковских операций при сохранении главного направления деятельности.

Банки классифицирующиеся по функциональным признакам.

Эмиссионный банк - это, как правило, центральный банк, обеспечивающий выпуск денег в обращение, хотя и коммерческий банк осуществляет эмиссионные операции по выпуску ценных бумаг, обеспечивает кредитную эмиссию.

В частности, ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости - земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг - закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Ипотечные кредиты используются для расширения своего хозяйства, покупки машин, других средств производства, земли.

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием отраслей народного хозяйства. Они удовлетворяют значительную часть потребностей в основном капитале. В отличие от других коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций и получения кредита от коммерческих банков.

Депозитные банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, трастовые - на трастовых операциях, клиринговые - на зачетах в расчетах, биржевые - на обслуживании биржевых операций, учетные - на учете векселей и т.д. Ссудосберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования. Примерами их являются: взаимосберегательные банки, почтово-сберегательные банки, доверительные сберегательные банки, сберкассы. Специальные банки - это банки, финансирующие отдельные целевые, региональные, государственные программы.

По срокам выдаваемых ссуд банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные) и банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

По размеру капитала банка, объему операций, размеру активов, наличию филиалов, отделений банки бывают крупные, редкие, малые.

Рассмотрим классификацию банков по организационной структуре.

Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге.

Банковская группа - группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющимся частью данного головного банка.

Банки могут создавать обособленные подразделения - филиалы и представительства, расположенные вне места расположения банка, и наделять их правами в пределах своей компетенции (Устава), которые отражаются в Положении о филиале или представительстве. Использование слова "банк" в названии филиала и представительства не допускается. Филиалы и представительства не являются юридическим лицом и осуществляют свою деятельность от своего имени на основании доверенности, имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе давать обязательные указания исполнительному органу филиала банка. Филиалы и представительства должны быть указаны в уставе создавшего их банка. Сведения о филиалах и представительствах должны содержать регистрационный номер, дату открытия и почтовый адрес.

коммерческий система банк белорусский

2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь

.1 Формирование и становление банковской системы в Республике Беларусь

Начало институционального формирования собственного финансового механизма и реального проведения Беларусью относительно самостоятельной денежно - кредитной политики относится к декабрю 1990 г. Именно тогда Верховным Советом республики были приняты и вскоре вступили в действие три важных законодательных акта:

·   Закон БССР «О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР»;

·   Закон БССР «О Национальном банке Белорусской ССР »;

·   Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О Национальном банке Белорусской ССР и банках на территории республики».

Эти законы имели важное значение и оказали серьезное влияние на формирование, становление и развитие денежно - кредитной сферы в Беларуси. В результате стала формироваться банковская система страны, которая включала Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки, зарегистрированные в уставном порядке. Национальный банк являлся центральным банком. Он подотчетен Верховному Совету республики. Находится в собственности республики и действует соответственно ее интересам.

В Республике Беларусь законодательной основой функционирования банковской системы являются Законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республике Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», которые создали необходимую институциональную основу для банковской системы и функционирования Национального банка Республики Беларусь. В 1995 г. были внесены изменения и дополнения в Закон «О Национальном банке Республике Беларусь». В связи с которыми высшим органом руководства Национальным банком страны стало Правление Национального Банка. Председатель правления избирается Верховным Советом страны по представлению Президента Республики Беларусь срокам на шесть лет. Члены Правления избираются Верховным Советом республики по представлению Председателя Правления Национального банка [11. c.329].

В Республике Беларусь банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого либо открытого акционерного общества в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

Начальное становление банковской системы привело к тому, что уже в 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 39 коммерческих банков, из которых 32 являлись акционерными, 3 имели статус обществ с ограниченной ответственностью, кроме того работал один частный банк и один филиал иностранного. Из этого числа 12 банков были признаны кризисными [11.c.330]. Для этого периода характерна значительная доля ликвидируемых банков и филиалов. Это объясняется объективным процессом повышения надежности банковской системы. Поэтому в дальнейшем число банков постоянно менялось.

Действующие банки страны в этот период активно наращивали свой капитал. Вложения в уставные фонды банков возросли на 57%. Однако инфляция внесла корректировки в этот процесс, фактически возросли только уставные фонды банков, а их собственный капитал сократился. Наращивание уставного фонда и собственного капитала на данном этапе было главной задачей банковской системы страны. Так как, при наличии крупного промышленного комплекса отсутствовали крупные банки, даже самые крупные банки страны едва дотягивали до средних размеров российских банков [11. c.332].

Наличие в этот период кризиса в реальном и бюджетном секторах экономики сдерживало развитие банковской системы станы, что характеризуют следующие факторы:

·   низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышал 3% ВВП, что значительно меньше аналогичных показателей в других странах;

·   ограничение по ликвидности обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объемов долгосрочных активных операций;

·   бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе Беларуси составляла 11% при допустимой международными стандартами 5%;

·   узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов;

·   региональные диспропорции, в частности недостаточно рациональное распределение банковских ресурсов по территории;

·   структура собственности банков которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией [11.c.333].

Необходимо отметить, что деятельность иностранных банков и банков с участием иностранного капитала в Беларуси регулируется законодательством, в частности, Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также нормативными документами Национального банка, в том числе Положением о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков в Республике Беларусь от 15.06.1998г. Белорусское законодательство не предусматривает количественных ограничений предельного размера допуска иностранного капитала в банковскую систему нашей страны. Вместе с тем Национальный банк постоянно проводит количественный и качественный мониторинг иностранных вложений в банковскую систему.

Банковская система Беларуси имеет за рубежом свои представительства, крупнейшими из них являлись представительства Беларусбанка, Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка и Приорбанка - в столицах России, Германии, Польши и дочерней компании Белвнешэкономбанка - во Франкфурте- на- Майне [10].

Большое влияние на стабилизацию и повышения надежности банковской системы страны оказало принятие Банковского кодекса Республики Беларусь, на основе которого строятся правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности. Кодификация банковского законодательства позволило объединить и упорядочить в одном правовом акте большое количество нормативных предписаний, содержащихся в многочисленных нормативных актах разного уровня. Вместе с тем в Кодексе нашли отражение нормы, не урегулированные банковским законодательством [3].

В Беларуси сформирована система банковского надзора, которая в основном соответствует мировым стандартам. Она включает стадии лицензирования банков, осуществление документарного надзора, надзора на местах, применение соответствующих мер воздействия к банкам нарушающим банковское законодательства, и банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реализацию и ликвидацию банков в случае необходимости [10].

В банках сформированы резервы на возможные потери по сомнительным долгам. Действуют службы внутреннего аудита. Введены международные стандарты финансовой отчетности: 27- «Консолидированная финансовая отчетность»; 29 - «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; 30- «Финансовая отчетность банков». Все это обеспечивает высокую степень прозрачности банков и достоверности информации [10].

Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины - долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую.

По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средние и мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий контроль осуществляет заместитель Председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка, который, в свою очередь, отвечает перед Председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка (board of directors) - комитет, выбранный акционерами (владельцами) банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью [10].

На экономические показатели деятельности банков, в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Крупные банки имеют безусловное преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики Республики Беларусь.

Крупные банки Республики Беларусь, такие, как «Приорбанк», «Белинвестбанк», «Белвнешэкономбанк», менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом - они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков, и имеют больший доступ к мировому капиталу.

В настоящее время в развитии организационной структуры банков выявляется новая тенденция: почти все банковские институты становятся в большей степени универсальными, в связи, с чем изменяется и организационная структура банков [10].

Одновременно с ростом, банк расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Параллельно с развитием банковских услуг развиваются организационная структура управления банка и сеть его филиалов (отделений).

К основным видам деятельности коммерческих банков в Беларуси относятся:

предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

кассовое обслуживание;

открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;

ломбардная деятельность;

факторинг и форфейтинг;

поручительство (предоставление гарантий);

доверительное управление активами;

банковское хранение;

предоставление сейфов в имущественный найм;

перевозку ценностей;

деятельность по обмену валюты;

инвестиционное посредничество;

финансовое посредничество;

дилинг с наличной и безналичной валютой;

деятельность депозитария;

инвестиционное консультирование;

финансовое консультирование;

деятельность инвестиционного банкира;

деятельность инвестиционного поверенного;

выпуск векселей;

скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней [10].

Надо отметить, что 2011-2012 годы были сложным как для всей экономики Беларуси, так и для банковского сектора. На протяжении ряда лет в республике активно стимулировался рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, но при этом не было принято достаточных мер для своевременной адаптации экономики к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках [10].

Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновении дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций [10].

Важнейшей задачей оставалось сокращение внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики. От успешности решения этой проблемы во многом зависела устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов.

Должны быть изменены подходы и к эффективности кредитной политики. Главой государства выдвинуто справедливое требование - "жить по средствам", и оно касается всех без исключения. Кредитная поддержка крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Но банки обязаны помнить, что они распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков. Поэтому важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения своих активных операций только при наличии соответствующих ресурсов. И это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

Важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи [10].

Процентная политика Национального банка направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения [10].

Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжали реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

Особое внимание в 2012 году Национальный банк уделял [10]:

устойчивости отдельных банков и банковского сектора в целом, том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;

уровню ликвидности и принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;

эффективности выдаваемых банками кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;

участию банковского сектора в государственных программах и наличию соответствующих ресурсов для этого;

работе банков с собственными клиентами - юридическими лицами, в первую очередь с малым и средним бизнесом, в том числе в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности,

работе банков с собственными клиентами - физическими лицами, повышению финансовой грамотности населения.

Кроме того, в 2012 году в республике получила дальнейшее развитие платежная система. При этом особое внимание уделялось развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.

Основной задачей развития внутренней платежной системы "БелКарт" на ближайшие пять лет, является обеспечение доминирующего положения системы "БелКарт" на рынке карточек Республики Беларусь. Для этого запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие новых услуг и расширение продуктового ряда в рамках системы, обеспечение надежности, безопасности проведения операций с данными карточками, совершенствование структуры управления системой, развитие нормативной базы, тарифной политики, управления рисками, информационное и маркетинговое обеспечение.

Стратегия развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2015 годы предполагает:

повышение устойчивости функционирования банковского сектора;

защита интересов вкладчиков;

обеспечение интересов экономических агентов банковскими продуктами [10].

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля, как важного фактора развития банковской системы и экономики страны.

2.2 Анализ деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь

Коммерческие банки Республики Беларусь играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Они представлены исключительно универсальными банками, осуществляющими широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения.

По состоянию на 01.01.2013 банковский сектор Республики Беларусь включал 32 действующих банков и 138 филиалов. Доминирующие позиции в нем по-прежнему занимали банки государственной формы собственности.

После осуществленной в конце 2011 года рекапитализации крупнейших государственных банков доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 73,6 % до 84,5%, одновременно снизилась доля иностранного капитала с 24,2 до 14,5 %. Доля прочих инвестиций также уменьшилась (с 2,2 до 1,0%) [10].

Надо отметить, что в банковской системе сохраняется высокий темп роста кредитного портфеля. Однако наметилась положительная тенденция постоянного сокращения дисбаланса между ростом объемов кредитной задолженности в реальном выражении и ростом экономики. В 2011 г. впервые за последние годы рост экономики превысил рост объемов кредитной задолженности в реальном выражении, что оказало понижающее воздействие на общий уровень уязвимости банковского сектора к кредитному риску.

Если на начало 2011 года рост кредитных вложений банков превышал рост экономики на 10,9 процентного пункта, а на начало 2010 года - на 41,1%, то к 1 января 2012 г. рост экономики превысил рост объемов кредитной задолженности на 5,1 % (рис.2.1) [10].

Рисунок 2.1 - Изменение объемов кредитной задолженности

Далее рассмотрим структуру банковских кредитов.

Надо отметить, что около половины всех кредитов приходится на предприятия частного сектора, это 48,7%, на кредитования физических лиц приходится 27% всех кредитов и 23,3% - это кредиты государственных коммерческих предприятий (табл.2.1) [10].

Таблица 2.1 - Структура кредитов банковского сектора по форме собственности клиентов (%)


2010 г.

2011 г.

2012 г.

Государственные коммерческие предприятия

23,2

24,6

23,3

Физические лица

26,3

27,8

27,5

Частный сектор

50,0

47,2

48,7

Небанковские финансовые организации

0,5

0,4

0,5

Всего

100

100

100


Рассмотрение структуры кредитов по видом деятельности показало, что 26,9% всех кредитов приходится на промышленность; 14,4 % - сельское хозяйство; 8,1% - торговля; 2,7 % - строительство (табл. 2.2) [10].

Таблица 2.2 - Структура кредитов по видам деятельности клиентов (%)


2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отраслевое распределение кредитов

100

100

100

Промышленность

29,7

27,3

26,9

Сельское хозяйство

13,4

14,6

14,4

Торговля

7,3

7,7

8,1

Строительство

2,0

2,2

2,7

Домашние хозяйства (население)

26,3

27,8

27,5

Прочие

20,4

20,4


При этом, население демонстрировало устойчивый спрос на кредиты в белорусских рублях. Объем кредитов в национальной валюте, предоставленных домашним хозяйствам, увеличился на 42,2 %, тогда как в иностранной валюте этот показатель снизился на 55 % [10].

В то же время объем кредитов, предоставленных предприятиям нефинансового сектора в национальной валюте, возрос на 14,8 %, в иностранной валюте (в эквиваленте долларов США) - на 15,1 % [10].

Если рассматривать банковские кредиты по сроком предоставления, то увеличилась доля долгосрочных кредитов. Так, если в 2010 г. их доля в общем объеме кредитов составляла 51,4%, то в 2012 году - 75,6% (табл.2.3)

Таблица 2.3 - Доля кредитов по срочности (%)

Типы кредитов

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Долгосрочные кредиты

51,43

54,01

75,75

Краткосрочные кредиты

48,57

45,99

24,25

Всего

100

100

100


Надо отметить, что в 2012 году улучшелись условий кредитования для всех категорий кредитополучателей. Помимо прочего, позитивным фактором являлось снижение размера ставки рефинансирования (с 45 % по состоянию на 1 января 2012 г., до 32 % по состоянию на 20 июня 2012 г.). Средняя полная процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях с начала 2012 г. снизилась на 19,5 % до 31,7 процента (рис.2.2) [10].


Рисунок 2.2 - Средние процентные ставки по кредитам

Наметившаяся во втором полугодии 2012 г. тенденция улучшений условий кредитования физических лиц наблюдается также и при кредитовании бизнеса [10].

В рамках организации работы по развитию бизнеса банками в 2012 г. исходя из потребностей бизнеса и возможностей банков (с учетом ситуации на финансовом и валютном рынках) активно разрабатывались и внедрялись различные программы и мероприятия по стимулированию развития бизнеса (преимущественно малого и среднего). В этой связи дальнейшее увеличение доступности кредитов может быть обеспечено за счет изменений ценовых факторов (процентных ставок, комиссий), которые, в свою очередь, непосредственно связаны с условиями привлечения банками ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

При кредитовании бизнеса банками по-прежнему применяются достаточно жесткие требования к финансовому положению (кредитоспособности) кредитополучателя, но менее жесткие, чем в 2011 г. Наряду с увеличением максимальных сроков и размеров кредитов крупному бизнесу к данной категории кредитополучателей банки относятся более избирательно в части анализа предлагаемых к финансированию проектов и предъявляют более высокие требования к обеспечению кредита, чем к другим категориям кредитополучателей.

Таким образом, в Республике Беларусь для всех категорий кредитополучателей доступны кредиты как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Наибольшим спросом пользуются кредиты в белорусских рублях у физических лиц на потребительские нужды, а также у малого и среднего бизнеса.

Среди отраслей, значительная доля кредитов приходится на промышленность и сельское хозяйство.

Преобладающими являются долгосрочные кредиты.

В целом, банки продолжают работу по смягчению ценовых условий кредитов (снизили процентные ставки и комиссии) и неценовых (увеличили максимальные объемы и сроки кредитов).

Необходимо отметить, что согласно принятой Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, одним из приоритетных направлений развития банковского сектора является совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ, предусматривающих льготирование процентных ставок и другие формы государственной поддержки кредитополучателя [10].

В 2011 - 2015 годах планируются разработка и принятие мер по повышению эффективности использования льготных кредитов и иных форм помощи, оказываемой государством нефинансовому сектору экономики. В первую очередь государственную поддержку получат высокоэффективные производства, обеспечивающие экономический рост и переход к новым технологическим укладам [10].

По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций будет снижаться роль банков в кредитовании государственных программ, а также льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан. Это позволит обеспечить повышение качества разрабатываемых государственных программ в части более четкого определения условий предоставления кредитной поддержки, проведения анализа целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Одновременно будут усилены меры по защите интересов физических лиц при потребительском кредитовании банками данной категории кредитополучателей.

Продолжится деятельность Национального банка, направленная на повышение финансовой грамотности населения. С целью защиты интересов физических лиц, выступающих в качестве кредитополучателей и поручителей, предусматривается подготовка памяток кредитополучателя и поручителя, содержащих информацию об условиях кредитования и позволяющих потенциальным участникам кредитной сделки в полной мере осознать возможные риски до заключения кредитных договоров и договоров поручительства.

 

3. Перспективы развития банковской деятельности Республики Беларусь

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные.

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране. Поэтому необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и только после этого можно переходить к оздоровлению всей экономики.

В Беларуси имеется достаточно сильная степень вмешательства государства в экономику, которая досталась нам в наследство от планового хозяйства. Однако, государство еще не вполне отдает себе отчет в том, насколько должна быть переделана модель государственного вмешательства в экономику, чтобы эффективно решать стратегические задачи. Ощущается недостаток стратегического планирования прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции. Что касается производственной сферы, то инвестиции в нее, равно как и распределение кредитов на инвестиции не управляемо. Правительство и другие органы централизованного государственного управления не имеют рычагов воздействия на нее.

В качестве оправдания такого положения дел можно сослаться на недостаток внутренних источников инвестиций, которых нет в достаточном размере ни у предприятий, ни у населения, ни у Правительства, а также на практическое отсутствие и внешних инвестиций в страну. Можно также аргументировать слабостью нашей банковской системы. Действительно, доля активов банковской системы низка даже по меркам стран Восточной Европы, таких как, например, Польша или Чехия. У нас при всей недостаточности внутренних долгосрочных накоплений, очень сильно съедаемых инфляцией, они еще и раздроблены по отдельным депозитным счетам юридических и физических лиц по разным банкам.

Вместе с тем пути выхода из данного положения есть.

Прежде всего, необходимо объединить имеющиеся в стране внутренние накопления в виде системы долгосрочных депозитов под патронажем государства в государственных банках долгосрочного кредитования.

Необходимо использовать реальный интерес накопления (на нужды образования, здоровья и медицинского обслуживания, страхования, пенсий, жилищного строительства, приобретения недвижимости, ценных бумаг).

Возможно подключения к этой системе долгосрочных банков. Наиболее оптимально образовать государственный сегмент банков долгосрочного кредитования. Здесь целесообразно использовать известный из мировой практики макет холдинговой структуры банков, сложившийся во франко-германской модели финансовой системы. Холдинговая структура банков включает инвестиционные компании, промышленные предприятия, компании недвижимости, торгово-коммерческие компании, трастовые компании, пенсионные и страховые фонды и компании, рекламные и консалтинговые фирмы и др., в которых банки имеют долю, входят на правах учредителей непосредственно либо через дочерние банки.

Перспективным направлением в реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов является развитие финансового лизинга. Его значимость возрастает, поскольку многие предприятия не в состоянии оплатить необходимые объемы закупок давно изношенной техники.

На основе финансового лизинга можно отчасти разрешить обострившуюся проблему недостатка валютоокупаемых инвестиционных проектов на условиях инвестиционных кредитов, что влечет за собой неиспользование имеющейся у банков иностранной валюты. Поэтому представляется необходимым создать механизм отбора эффективных валютоокупаемых инвестиционных проектов для их финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга. Таким образом, идея создания фонда поддержки инвестиций заслуживает одобрения. Национальный банк был бы заинтересован в разработке такого проекта. Однако такой проект должен опираться на параллельное системное решение по созданию инвестиционных, пенсионных, страховых и иных фондов, т.е. путем расширения емкости фондового рынка и инвестиционного использования его ресурсов.

Несмотря на меры по стабилизации в банковской системы Республики Беларусь и низкую зависимость от внешних рынков капитала, для банковского сегмента страны остаются характерными высокие кредитные и валютные риски, тогда как риск ликвидности - умеренный.

Все еще недостаточна роль банков Республики в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали еще далеко не все для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков.

Основными причинами невозврата банковских кредитов предприятиями-заемщиками являются снижение их платежеспособности и недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами, в некоторых случаях - низкая дисциплина и отсутствие личной ответственности руководителей предприятий по возврату кредитных ресурсов.

Проблемные кредиты возникают также по вине банков. Как правило, это происходит в результате грубых нарушений правил кредитования (особенно при кредитовании акционеров и инсайдеров).

Общеизвестны и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций: все еще большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций; значительная часть кредитов носит краткосрочный характер; отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получили залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Вследствие значительного риска, достаточно большой, хотя и сниженной, инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции. Расчеты, совершаемые банками по-прежнему ведутся довольно медленно.

Остается неотрегулированной политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам.

Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы - страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Деятельность этого сектора регулируется Законом РБ "О страховании в Республике Беларусь". Также, как и в банковской сфере многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

В нашей стране осуществляется ряд мер нормативно-правового и организационного характера, в частности по повышению кредитной дисциплины (включая усиление личной ответственности руководителей предприятий-заемщиков и руководителей банков), и в первую очередь по валютным кредитам.

Необходимо отметить, что основной целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер экономической политики правительства Беларуси. Лишь на этой основе возможно существенное снижение процентных ставок, которые являются мерой стоимости финансовых ресурсов.

Сегодня Национальный банк и банки делают все необходимое для сохранения денежных сбережений предприятий и населения, трансформирующихся затем в финансовые ресурсы. Помимо шагов по повышению стабильности функционирования банковской системы это предполагает проведение процентной политики, ориентированной на обеспечение более высокого уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте по сравнению с уровнем инфляции.

На фоне замедления темпов инфляции наметилась тенденция снижения процентной ставки по депозитам и, как следствие, по вновь выдаваемым кредитам физическим лицам. Так, за январь 2012 года средняя полная процентная ставка по новым кредитам физическим лицам составила 41,6% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем за декабрь 2011 года на 0,93 процентного пункта.

Обсуждая перспективы кредитного рынка, невозможно обойти тему инфляционно-девальвационных ожиданий. Речь идет о психологических факторах, определяющих поведение участников рынка и таким образом влияющих на экономические процессы. Очевидно, что подобными ожиданиями надо управлять. Предсказуемая макроэкономическая политика, реализуемая в течение длительного периода времени и обеспечивающая сбалансированный экономический рост, является наилучшим средством снижения уровня негативных ожиданий.

Для Беларуси также актуальна задача повышения финансовой грамотности всех потенциальных участников рынка, особенно населения. Суть данной задачи в формировании адекватного экономической ситуации поведения, которое позволит каждому гражданину эффективно управлять своими финансами (защищать сбережения от обесценения, избегать неоправданных рисков при кредитовании, рационализировать потребление и расходы). Для Национального банка и банков все это означает повышение степени доверия к банковской системе, желание и умение пользоваться всем спектром предлагаемых банковских продуктов и услуг.

Согласно Постановления Правления Национального банка РБ от 03.03.2011 №73 "Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы" целями Национального банка в области регулирования деятельности банков будут являться:

−       повышение устойчивости функционирования банковского сектора и

−       поддержание финансовой стабильности;

−       небанковских кредитно-финансовых организаций;

−       обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

На достижение указанных целей направлено решение следующих основных задач:

−       совершенствование денежно-кредитной политики и практики монетарных операций Национального банка;

−       формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;

−       укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;

−       повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высокорисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;

−       совершенствование системы требований к учредителям (акционерам), конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности, источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;

−       развитие информационного обеспечения регулирования банковской деятельности, системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе оценки рисков банковского сектора Республики Беларусь, влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора, в целях принятия адекватных и своевременных мер по поддержанию надежного и безопасного функционирования банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также обеспечения макроэкономической стабильности.

Приоритетные направления и параметры развития банковского сектора, определенные в настоящей Стратегии, будут ежегодно учитываться при разработке проекта основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы: центральный банк; коммерческие банки; специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные).

С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Следует иметь в виду, что коммерческие банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение. Наряду с центральными банками, коммерческие выполняют также важную функцию регулирования денежного обращения.

В Республике Беларусь законодательной основой функционирования банковской системы являются Законы Республики Беларусь «О Национальном банке Республике Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», которые создали необходимую институциональную основу для банковской системы и функционирования Национального банка Республики Беларусь.

Банковский сектор Республики Беларусь включал 32 действующих банков и 138 филиалов. В основном все банки универсальные, осуществляющие широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения. Доминирующие позиции занимают банки государственной формы собственности.

Цели коммерческих банков в Беларуси подчинены приоритетам социально-экономического развития и определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Исходя из этого, целями развития банковского сектора определены, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования и, во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение этих целей будет направлено решение основных задач. Это укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. В числе задач также расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности, повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора, интеграция в мировую банковскую систему.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн., Амалфея. 2005. -237 с.

. Банковский кодекс Республики Беларусь. Текст документа по состоянию на 15 января 2012 года. Зарегистрировано в НРПА РБ 31 октября 2000 г. N 2/219. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года.

. Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" // Банковский вестник 2000. №39, - с.41.

. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2010. - 775 с.

. Белолглазова, Г. Н. Деньги, кредит, банки. М.: Экономика. 2010. - 578 с.

. Кравцова, Г. И. Василенко, Н. К. Козлова, Г. С. Кузьменко, О. В. Ткачук С. С. Организация деятельности коммерческих банков, БГЭУ, 2002. - 456 с.

. Лемешевский, И. М. Макроэкономика. Фуаинформ. Минск. 2004. - 636

. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by. - Дата доступа: 26.07.2013.

. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by. - Дата доступа: 20.07.2013.

. Национальная экономика Республики Беларусь. Под ред. И. В. Шимова и др. БГЭУ., 2005 г.- 595 с.

. Продченко И. А. Деньги, кредит, банки. М.: МИЭМП. 2010.- 434 с.

. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. - 426 с.

. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 гг. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Минск, 2013. - Режим доступа: http:// econome. gov. by. Дата доступа - 19. 07. 2013.

. Тарасов, В. И. Деньги кредит, банки. Мн. Книжный дом, Мисанта. - 512

. Шевчук, Д. А. Деньги, кредит, банки. М.: Юнити. 2003. - 273 с.

. Шевчук, Д. А. Шевчук, В. А. Деньги, кредит, банки. М.: Дело. 2006. - 456

. Ясинский, Я. М. Основы банковского дела, Минск, «Тесей», 2004. - 348 с.

Похожие работы на - Характеристика банковской системы Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!